если грудничок высовывает язык что это значит
Ребенок высовывает язык? Ждите нарушение прикуса
У нарушений прикуса много причин, одна из них – дисфункция языка, или его постоянное неправильное положение. Расскажем подробнее, почему привычки высовывать кончик языка, загибать его и тому подобные с большой вероятностью приведут к ортодонтическим проблемам.
Ребенок высовывает язык? Это не безобидная привычка, а проблема!
Язык, нос, горло: все взаимосвязано
Носоглотка ребенка изнутри покрыта слизистой, которая в норме должна выполнять защитную функцию: задерживать вирусы, бактерии, частички пыли и других аллергенов. Но если слизистая пересыхает, она становится слишком тонкой и уязвимой.
Поэтому, кстати, в комнате ребенка должно быть прохладно и достаточно влажно.
Если же дома жарко, воздух сухой, слизистая носоглотки пересыхает, и любой вирус легко может проникнуть через истонченный защитный барьер. От этого возникают частые ОРВИ, связанные с насморком и отечностью носа.
Из-за этих заболеваний у ребенка нарушается носовое дыхание, у него постоянно приоткрыт рот и виден язык. Постепенно возникает привычка дышать ртом во сне.
Дыхание ртом во сне – очень тревожный признак
Рот приоткрывается, расширяя пространство для языка. И, разумеется, язык ребенка начинает занимать это дополнительное пространство во рту и вне его.
Так возникает дисфункция языка, затем она закрепляется в привычках у ребенка.
Возникает замкнутый круг: частые ОРВИ – заложенный нос – привычка дышать ртом – пересушенная слизистая – частые ОРВИ, а вдобавок возникает дисфункция языка.
Все это может привести к разрастанию лимфоидной ткани, а значит, к аденоидитам и тонзиллитам, поскольку именно нос обеспечивает фильтрацию воздуха, а при ротовом дыхании аллергены и вирусы попадают прямо в ротоглотку. При этом не происходит полноценного насыщения крови кислородом и нарушается ночной сон – по утрам ребенок встает невыспавшимся, днем ощущает сонливость и не может сконцентрироваться на учебе.
Обратите внимание: когда ребенок спит с открытым ртом – это очень тревожный симптом. Такая привычка легко переходит во взрослый возраст: возникают храп, апноэ и многочисленные негативные последствия от этого.
Дисфункция языка: как влияет на зубы
Привычка дышать ртом, в том числе во сне, приводит к усилению дисфункции языка. Ребенок начинает чаще высовывать язык (а язык – сильнейшая ротовая мышца), прикладывать дополнительные усилия и давить языком на зубы.
Что будет происходить с зубами, если развивается такая привычка?
Зубы у детей достаточно податливы, так как ребенок растет, размеры его челюстей и место в ряду зубов постоянно увеличиваются. Поэтому тех усилий, которые оказывает язык, вполне достаточно для того, чтобы сдвинуть зубы, а вот вернуться назад к правильному положению самостоятельно они уже не смогут.
Еще одна проблема
Помимо ортодонтических нарушений, прибавятся трудности с произношением звуков. Логопедическая коррекция рассчитана на правильное строение зубов и функционирование языка, поэтому занятия с логопедом будут очень долгими и малоэффективными, если не устранить основную причину плохой дикции.
Как помочь ребенку?
Стоит понимать, что эти привычки возникают не сами по себе и не из-за плохого поведения. Замечания и напоминания, что нельзя высовывать язык, не сработают – нужно работать с основной причиной нарушения.
Ортодонты часто назначают консультации отоларинголога, так как зубочелюстная система и органы дыхания тесно связаны. Удаление аденоидов, терапия хронических заболеваний, нормализация микроклимата дома, чтобы снизить частоту ОРВИ, закаливание и другие общеукрепляющие процедуры – все это может назначить врач, чтобы достичь ремиссии.
Только в таком порядке, иначе лечение не будет эффективным. Как только ребенок получит возможность дышать с закрытым ртом, можно переходить к исправлению положения зубов и языка.
Для этого созданы детские ортодонтические аппараты:
Все эти аппараты съемные, действуют достаточно мягко, направляя зубы в период их активного роста. Ношение требует контроля со стороны родителей, но при правильном использовании проблемы решаются достаточно быстро – за несколько месяцев.
Только после этого можно приступать к занятиям с логопедом – когда будут устранены нарушение прикуса и основные проявления дисфункции языка, коррекция звукопроизношения будет идти гораздо успешнее.
Вы можете пройти бесплатную диагностику и получить бесплатную консультацию
Врач-ортодонт даст медицинское заключение: вам лучше подходят брекеты, виниры или элайнеры
11 причин, по которым ребенок может высовывать язык
Существует несколько причин, по которым дети могут иметь привычку высовывать язык: от врожденных рефлексов до проблем со здоровьем.
Ребенок высовывает язык. Это нормально?
Рефлекторное высовывание языка является обычным явлением и наблюдается у каждого здорового ребенка, причему малыш перерастает эту привычку к 5-7 месяцам.
Причины, по которым ребенок высовывает язык
Ниже приведены другие распространенные причины, помимо рефлексов, по которым младенец может высовывать язык.
1. Подражание взрослым
Многие взрослые нередко высовывают язык в качестве игры. Обычно в ответ слышится заливистый смех! Согласно ряду исследований, младенцы могут копировать поведение взрослых, подражая им.
2. Средство выражения потребностей
Младенец может высунуть язык, чтобы подать сигнал маме: «Я голоден». Правда, бывает и наоборот: малыш ведет себя точно так же, чтобы сообщить: «Я сыт. Можно перестать меня кормить».
3. Проявление рвотного или сосательного рефлекса
Примерами детских рефлексов, которые могут заставить ребенка высунуть язык, являются сосательный и рвотный.
Сосательный рефлекс возникает при поглаживании области вокруг рта. Это движение заставляет малыша шевелить губами и языком в ожидании сосания.
Р вотный рефлекс возникает, когда задняя часть рта или горла ощущает твердый предмет. Высунув язык, малыш как бы пытается удалить вероятное инородное тело.
4. Неготовность к твердому прикорму
Младенцы, как правило, высовывают язык, когда их кормят полутвердыми продуктами с ложки. Если ребенок делает это, то это означает, что у него все еще есть рвотный рефлекс и он не готов к полутвердым и твердым веществам.
Дети перестают так делать, как только язык может надавить на верхнюю часть неба и проглотить пищу.
5. Дыхание ртом
Ребенок может высовывать язык наружу при дыхании ртом. Причины этого могут быть самые различные: кашель, простуда, закупорка пазух носа, аллергия, воспаление миндалин или аденоидов.
6. Дискомфорт из-за газа
7. Макроглоссия
Иногда большой язык может быть унаследован от родителей или быть следствием опухоли или травмы.
8. Микрогнатия
9. Гипотония
Гипотонией называется низкий мышечный тонус, который может повлиять на несколько мышц тела, в том числе языка. В таких случаях язык ребенка высовывается изо рта. Это может произойти из-за различных заболеваний, таких как синдром Дауна, Прадера-Вилли, Ретта и т. д..
10. Аномальный рост тканей во рту
Ткани, выросшие аномально в полости рта или на языке, могут настолько заполонить собой пространство, что языку становится тесно, и ребенок вынужден его высовывать.
Причины, по которым это происходит: опухоль или инфекция слюнной железы или киста щитовидного протока.
11. Орофациально-функциональное расстройство
Расстройство может развиться из-за различных причин, таких как врожденные проблемы, семейный анамнез и даже длительное сосание большого пальца.
Часто задаваемые вопросы
1. Является ли высунутый язык ребенка признаком прорезывания зубов?
Когда у малыша режутся зубы, он может чувствовать раздражение во рту и инстинктивно начать выталкивать язык. Ищите другие сопутствующие симптомы появления молочных зубов, такие как опухшие или красные десны, чрезмерное слюнотечение, раздражительность.
2. Высовывают ли дети с синдромом Дауна язык?
Да. У детей, страдающих синдромом Дауна, очень маленькие челюсти и низкий мышечный тонус. Эти факторы провоцируют высовывание языка. Однако само по себе подобное поведение не следует рассматривать как диагностическую характеристику синдрома Дауна.
3. Является ли высунутый язык признаком аутизма?
Высунутый язык не является самостоятельным симптомом расстройств аутистического спектра. Однако он может наблюдаться наряду с различными другими признаками у детей с аутизмом.
Тревожный симптом: патологии у новорожденных
Несмотря на то, что новорожденный ребенок находится под тщательным наблюдением педиатра и других специалистов, именно от маминой внимательности и реакции часто зависит своевременное выявление тех или иных патологий у малыша.
О том, какие симптомы нельзя пропустить у крохи во избежание серьезных проблем со здоровьем в будущем, нам рассказала врач-педиатр клиники «9 месяцев» Авдеева Наталья Николаевна.
— Наталья Николаевна, какие патологии чаще всего встречаются у новорожденных?
— Почти 99 % новорожденных детей имеют неврологические отклонения, которые поначалу бывают минимальными и, при адекватном ведении ребенка, в большинстве случаев нивелируются к году.
— Что значит «адекватное ведение ребенка»?
— Имеется в виду вовремя проведенный массаж, вовремя начатая гимнастика. Причем, хочу заметить, что даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился вовремя поворачиваться, садиться, вставать, ходить. Такие курсы нацелены на доразвитие нервной и, как следствие, скелетно-мышечной систем.
— Какие симптомы могут «подсказать» маме, что у малыша имеется то или иное неврологическое отклонение?
— Родителям следует обязательно обратить внимание на такой симптом, как подергивание подбородочка. Это может свидетельствовать о том, что идет недоразвитие нервной системы и отдельных структур головного мозга. Также должно вызвать опасения вставание ребенка на цыпочки. Как правило, на такое явление не обращают внимания. Но если малыш встает на цыпочки и при этом перекрещивает ножки, плохо опирается — это может быть слабовыраженным симптомом вялого нижнего парапареза, а в дальнейшем, к годику, может вылиться в ДЦП.
Дело в том, что обычно диагноз ДЦП до года не ставят, так как этот промежуток времени — большой реабилитационный период, когда у крохи есть хороший потенциал для восстановления. Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека. Здесь должна проходить очень большая работа самой мамы в совокупности с работой невропатолога, врача мануальной терапии, массажиста, врача ЛФК. В лечении применяются водотерапия, медикаментозная терапия, массаж, гимнастика и др.
Еще одним тревожным для мамы симптомом должен стать тремор рук. Обратите внимание, в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Здесь тоже необходимо полноценное обследование. Потребуется измерить внутричерепное давление у ребенка, сделать электроэнцефалограмму, проверить реакцию на световые и звуковые раздражители в спокойном состоянии, во сне и т. д.
Если же в сочетании со вздрагиваниями и испугами у малыша наблюдается также высовывание язычка — это может указывать на такую эндокринологическую патологию, как врожденный гипотиреоз. Изначально в роддоме проводится скрининг, когда берут кровь на 5 инфекций, и генетики это просматривают. Но необходима дальнейшая консультация эндокринолога. Раннее начало лечения предотвращает инвалидизацию ребенка. В связи с вышесказанным, хочу отметить, что крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
— Помимо неврологических, какие еще патологии родители могут самостоятельно заподозрить у ребенка?
— О многом говорит реакция малыша на внешние раздражители. Так, если ребенок в 2-3 месяца не реагирует на звуки (погремушки, голос), нужно срочно обратиться к отоларингологу. Первая проверка слуха проводится еще в роддоме, но в трехмесячном возрасте лор-врач обязательно должен осмотреть кроху. В Казани, например, довольно часто выявляются дети, которые сначала хорошо реагируют на проверки, но в конечном итоге у них обнаруживается кондуктивная тугоухость. Дело в том, что до этого ребенок мог реагировать чисто интуитивно, скажем, не на мамин голос, а на мимику. Бывает, что уже в 3 года таких детей начинают лечить как аутистов, хотя в действительности все дело в тугоухости.
Также должны возникнуть опасения, если ребенок не следит за предметами (на расстоянии 30 см — самое яркое зрение у новорожденных — кроха должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения), к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета. Конечно, сами цвета малыш еще не идентифицирует, но смена цветов должна вызывать у него какие-то эмоции (радость или, наоборот, раздражение). Реакцию зрачка на свет мама тоже может отследить самостоятельно. Для этого нужно вынести малыша на яркий свет из темного помещения. Если при этом зрачки крохи не сузились, остались такими же широкими, как в темноте — значит, ребенок не видит свет, что говорит о патологии сетчатки глаз. В то же время, одинаковое сужение зрачка — это уже патология неврологическая. В любом случае, нужно срочно обратиться к специалистам.
На плановом осмотре у хирурга в месячном возрасте следует обязательно обратить внимание врача, если малыш часто и обильно срыгивает. По сути, ребенок должен срыгивать. Первые три месяца кроха дает отрыжку практически после каждого кормления. Но он не должен «фонтаном» выдавать всю еду наружу. Если так происходит, и ребенок за первые месяц-два плохо прибавил в весе, необходимо исключать пилороспазм — серьезную хирургическую патологию, требующую госпитализации.
Также мама должна внимательно следить за частотой и объемом мочеиспускания у ребенка. Считается, что до трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это весьма тревожный симптом, который может указывать на такое серьезное заболевание мочевыводящей системы, как уретерогидронефроз, к сожалению, в последнее время встречающееся довольно часто. Выявить его можно уже на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. Здесь важно не упустить время, так как уже к 3 месяцам, при отсутствии лечения, происходит отмирание тканей почки.
Еще одним тревожным для мамы «звоночком» могут явиться бледность и синюшность носогубного треугольника у малыша, когда ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может быть вызвано низким гемоглобином, и в таком случае бывает достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако важно не пропустить и кардиологическую патологию. Опять же, на последних сроках беременности при УЗИ-обследовании определяют грубые пороки сердца, но могут быть и малые аномалии, которые выявляются только после рождения малыша. Часто к трем годам малые аномалии нивелируются сами собой, но вполне возможно, что потребуется вмешательство. Поэтому если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив (в норме грудные дети не потеют!), имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Нужно заострить на этом внимание педиатра, сделать кардиограмму, УЗИ сердца и записаться на прием к кардиологу.
В заключение хотелось бы обратиться ко всем молодым мамам: будьте внимательны к своим малышам, доверяйте интуиции и не стесняйтесь задавать вопросы врачу, рассказывайте обо всех своих подозрениях.
Вовремя забитая тревога — залог своевременного и успешного лечения, а значит, и здоровья вашего крохи!
Таблица тревожных симптомов
Патологии | Симптомы | Действия |
Неврологические отклонения | Подергивание подбородочка. Вставание ребенка на цыпочки, при этом малыш перекрещивает ножки, плохо опирается. Это может быть симптомом вялого нижнего парапареза, в дальнейшем (к году) может вылиться в ДЦП. Тремор рук, надо обратить внимание в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук и т. п. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Высовывание язычка. В сочетании со вздрагиваниями может говорить об эндокринологической патологии — врожденном гипотиреозе. | Необходимо обратиться к невропатологу. У многих детей неврологические отклонения минимальны и, при адекватном ведении ребенка, нивелируются к году. Применяются массаж, гимнастика, водотерапия, медикаментозная терапия и др. Могут потребоваться дополнительные обследования. |
Тугоухость | Ребенок не реагирует на звуковые раздражители (погремушки, голос). | Обратиться к отоларингологу. Первый скрининг проводится еще в роддоме, но лор-врач обязательно должен осмотреть малыша в 3 месяца. |
Патология сетчатки глаз | 1. Ребенок не следит за предметами, к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета (смена цветов не вызывает никаких эмоций). 2. После того, как ребенка из темного помещения вынесли на яркий свет, его зрачки не сузились, остались широкими. | Обратиться к окулисту. Внимательно следите за реакцией ребенка. У новорожденного 30 см — самое яркое зрение. Кроха должен «поймать» на расстоянии 30 см мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения. |
Хирургическая патология | Ребенок часто срыгивает «фонтаном», плохо набирает в весе при адекватном кормлении. Все это может свидетельствовать о пилороспазме. | На плановом осмотре у хирурга необходимо заострить внимание на имеющейся проблеме. |
Патология мочевыводящей | Считается, что в норме ребенок до 3-месячного возраста должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это может свидетельствовать о серьезном заболевании — уретерогидронефрозе, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к отмиранию тканей почек. | Уретерогидронефроз часто выявляют на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. |
Пороки сердца | Бледность и синюшность носогубного треугольника. Ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может свидетельствовать о низком гемоглобине, и в этом случае часто достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако если при этом у малыша наблюдается одышка, он потлив, имеются бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. | Необходимо обратиться к педиатру, который назначит ребенку электрокардиограмму и УЗИ сердца. С результатами обратиться к кардиологу. |
Даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста.
Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека.
Крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
На расстоянии 30 см новорожденный должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
До трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час.
Если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив, имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.
Хабибуллина Зульфия Кабировна
Врач педиатр, невролог, врач высшей категории. Наталья Авдеева, врач-педиатр высшей каиегории
Сигналы задержки развития речи у ребенка
Один из главных показателей психического благополучия ребенка – своевременное, соответствующее возрастным нормам развитие речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и главный инструмент мышления, пропуск в мир познания и становления ребенка как личности.
В двух словах о причинах
Причины затруднений в овладении речью могут быть разными. Например, снижение слуха, повреждения головного мозга на ранних этапах (родовые травмы, недоношенность, инфекции и пр.), генетические предпосылки могут привести к задержке, несмотря на образцовое общение родителей с детьми.
Но есть и другие, крайние примеры, которые каждый из нас видел: расстроенный ребенок плачет, капризный или утомленный кричит – родитель «затыкает» его соской и дает в руки гаджет, наслаждаясь воцарившейся тишиной и покоем. Социально-педагогическая запущенность может выглядеть и по-другому, но суть остается прежней: ребенок испытывает коммуникативный голод, не получает качественной и достаточной стимуляции речевых зон мозга. Рассчитывать в таких случаях на своевременное развитие речи как минимум не логично.
На что обратить внимание
Выяснением причин займется специалист (педиатр, невролог, детский нейропсихолог, детский психиатр), когда вы к нему обратитесь: даст рекомендации семье, направит к специалистам смежного профиля, если требуется. Но своевременное обращение, то есть распознание проблемы, иногда определяется ответственностью и осведомленностью родителей.
На первом месяце жизни малыш, развивающийся нормально, начинает реагировать на голос другого человека: притихает, как бы прислушивается. На третьем месяце жизни ребёнок фиксирует на говорящем взгляд, выражает ответные эмоциональные реакции (улыбка, оживление).
2. Монотонное гуление
К третьему-четвёртому месяцу жизни ребёнок начинает гулить, чередовать нараспев гласные звуки (в основном «а», «у, «э») с призвуками, похожими на мягкое «г» или «х» (классическое «агу-агху»). Часто такими певучими слогами ребёнок откликается на речь, обращенную к нему. Если ребенок на пятом-шестом месяце гулит стереотипно, не меняя интонацию, не прислушиваясь к собственному голосу, то это может свидетельствовать о нарушении слуха. Если гуление очень скудное или отсутствует полностью, это может быть признаком тяжелой патологии. И в том и в другом случае необходимо обратиться к специалисту (детскому неврологу, педиатру).
3. Отсутствие лепета. Однообразно интонированный лепет
К восьмому-десятому месяцу гуление сменяется лепетом – повторяющимся слогам, состоящих из гласных и согласных звуков. Сперва этот репертуар прост: «мамамама», «дядядядя», но по мере развития ребёнка он усложняется, слоги становятся разнообразнее, появляется ритм: «ка-га-ка», «мя-ля-ня» и т.д. Заставить родителей насторожиться должен однообразный, не развивающийся, не усложняющийся лепет, а также отсутствие к году — году с небольшим у ребёнка лепетных слов («мама», «баба», «папа», «ам», «дай», «бах»).
4. Бедный словарный запас, отсутствие попыток произносить «взрослые слова»
Примерно к 1 году и 8-9 месяцам ребёнок осваивает слова с неповторяющимися слогами («кися», «тётя»), а также демонстрирует попытки произносить слова из трёх слогов («офка» — «коровка», «синя»-«машина»). Активный словарь (т.е. слова, которые ребенок способен произносить сам) насчитывает 20 — 40 слов. Если ребенок в этом возрасте предпочитает использовать свой старый словарь, имеет смысл присмотреться повнимательнее к развитию его речи, постараться богаче наполнять его речевую среду (больше разговаривать, читать книжки, проводить совместные игры).
5. Отсутствие простых предложений в речи к двум годам
В два года активный словарь разрастается до 50-200 слов. Ребёнок начинает употреблять простейшие предложения, услышанные от взрослых («Идём гулять», «Пора спать»), а также пытается конструировать предложения самостоятельно («Кися иди», «Баба, дай!»). Если малыш не делает таких попыток, стоит задуматься, достаточно ли сделано для развития его речи.
6. Неумение классифицировать предметы к трём-четырём годам
В этом возрасте активный словарь насчитывает от 1000 до 2000 слов. Ребенок уже понимает, что словом «кошка» обозначается не только его кошка, но и все кошки вообще, «мама» — не только его, но все мамы. Дети учатся распределять предметы по категориям: знают, к примеру, что тарелка, вилка, чашка – это посуда, а собака, заяц, корова – животные. Если к четырехлетнему возрасту для ребёнка это понимание ещё недоступно, стоит встревожиться, возможно, малыш отстаёт в развитии или имеет проблемы с памятью.
7. Бедная речь, отсутствие развернутой речи к пяти годам
В пять лет ребёнок способен как к диалоговой (ответы на вопросы), так и к монологической речи. Он использует времена глаголов, местоимения, предлоги, приставки и суффиксы («Приехал — уехал», «стул — стульчик»). Для всего этого необходимо, чтобы у малыша было достаточное развитое представление о пространстве, времени. Если ребенок избегает таких сложных слов, обходится одними существительными или глаголами, говорит односложно к этому возрасту — это неблагоприятный знак, необходимо проконсультироваться у специалиста.
8. У ребёнка «каша во рту», сложно понять, что он говорит
Возраст физиологического косноязычия, когда ребёнок неправильно произносит некоторые звуки в силу недостаточно развитого артикуляционного аппарата, заканчивается к четырём годам. Если речь ребёнка неразборчива после этого возрастного этапа, то это повод обратиться за консультацией специалиста.
Бывает так, что ребенок удивляет всех своей богатой, развёрнутой речью. Он может даже с удовольствием «красоваться» своими монологами перед взрослыми и другими детьми. Однако в диалоге выясняется, что ребёнок затрудняется отвечать даже на простые вопросы, строить предложения, выражать свою мысль и очень быстро устает от такой беседы, переводя её на хорошо заученную тему. Это бывает, если малыш, имеющий проблемы в речевом и, как правило, мыслительном развитии, компенсирует этот недостаток хорошо развитой памятью, и декламирует (подчас довольно большие) отрывки из любимых книг, мультфильмов, песен.
Вместо заключения
Всё сказанное еще раз говорит о том, что ситуация, в которой ребёнок не говорит вообще к трём, а тем более четырём годам, является совершенно не типичной. Такая ситуация в любом случае (даже если «это у нас семейное, папа тоже не говорил до пяти» или «дедушка до семи лет вообще молчал») требует внимания профессионалов.
Случается, речь ребенка пропадает или искажается после перенесенных психотравмирующих событий, либо в рамках течения психического заболевания. Раннее выявление этих состояний также содействует оказанию своевременной помощи.
Если что-то из перечисленного замечено у ребенка, не стоит ждать «у моря погоды», теряя драгоценное время. Развивающиеся сперва как бы параллельно мышление и речь на определенной стадии (начиная с 2,5-3 лет) смыкаются и подстёгивают развитие друг друга: мышление становится речевым, а речь — всё более осмысленной. Отсюда несложно сделать вывод: не получая «поддержки» со стороны речи, мышление ребёнка задерживается на более ранней ступени развития, нежели мышление его «говорящих» сверстников. Таким образом, ребёнок, не получивший вовремя помощь и не научившийся оперировать речью, в худшем сценарии может «заработать» вторичную умственную отсталость.
Расстройства аутистического спектра у детей также могут сопровождаться задержкой речевого развития. Нередкой при аутизме является ситуация, когда у ребенка до какого-то возраста речевое развитие соответствовало возрасту или даже шло с опережением – появился лепет, первые слова, но затем навыки утрачиваются. Очень важно пройти своевременное обследование у детского психиатра для исключения и подтверждения диагноза раннего детского аутизма. Увы, в условиях детской поликлиники у врачей-психиатров очень большие нагрузки и не всегда достаточно времени и инструментов для полноценной диагностики при плановых осмотрах в 2 года. В нашем центре несколько квалифицированных врачей владеют самыми современными методиками обследования детей для раннего выявления расстройств аутистического спектра. Лучше подстраховаться и исключить наличие такого заболевания у ребенка, если же оно все-таки выявляется, то раннее начало лечебных и реабилитационных мероприятий – залог того, что ребенка удастся максимально адаптировать, развить его навыки.
Не нужно бояться визита к детскому психиатру в нашем центре. Данные обследования являются конфиденциальной информацией, ребенок не будет «поставлен на учет» и факт обращения не будет передан никуда в сторонние организации. По результатам обследования будет составлен план реабилитации ребенка, подобраны специальные методики в зависимости от установленной причины задержки речевого развития. В ряде случаев может потребоваться и лекарственное лечение, однако одни медикаменты не могут решить проблемы, «волшебной таблетки», развивающей речь, не существует. Лекарства лишь могут облегчить ребенку занятия по правильно подобранной программе.