если и есть что на свете это одна пустота
Мрачный Есенин. История одного стихотворения
«Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.»
Позже, в 1917 году, он напишет:
«Война мне всю душу изьела.
За чей-то чужой интерес
Стрелил я в мне близкое тело
И грудью на брата лез».
А пока шел 1916 год. В Лунное затмение, 2(15) июля 1916 года, Есенин возвращается в Петроград, и на следующий же день пишет одно из самых своих мрачных стихотворений:
Драматические ноты картины дополняла музыка Глинки. После соприкосновения с болью и жестокостью войны, Есенин чутко реагирует на общую атмосферу, внезапно возникшую на совещании. Опять драматизм, опять страдания… И строки стихотворения родились на одном дыхании. Открыв альбом Мурашева, он пишет сквозящее трагизмом, стихотворение. Есенин бесспорно был гением! Стихи рождались в его голове внезапно, озарением. Вот, что вспоминает М.Мурашев:
«Обычно Есенин слагал стихотворение в голове целиком и, не записывая, мог читать его без запинки. Не раз, бывало, ходит, ходит по кабинету и скажет:
— Миша, хочешь послушать новое стихотворение?
Читал, а сам чутко прислушивался к ритму. Затем садился и записывал…
Прочитанное вслух стихотворение казалось вполне законченным, но когда Сергей принимался его записывать, то делал так: напишет строчку — зачеркнет, снова напишет — и опять зачеркнет. Затем напишет совершенно новую строчку. Отложит в сторону лист бумаги с начатым стихотворением, возьмет другой лист и напишет почти без помарок. Спустя некоторое время он принимался за обработку стихов; вначале осторожно. Но потом иногда изменял так, что от первого варианта ничего не оставалось.»
В тот вечер, 3 (16) июля 1916 года, Есенин на одном дыхании создал полное драматизма стихотворение. Всем присутствующим стихотворение показалось страшным. Написанное в период действия Лунного затмения, оно произвело гнетущее впечатление на собравшихся. Да и транзиты того дня были под стать настроению созданному стихотворением.
Карта красноречиво говорит о витавших настроениях того вечера. Целая плеяда планет в Раке. Здесь и Солнце, и Меркурий, Венера, Сатурн, Плутон, Черная Луна. Солнце в трине с Хироном после всех впечатлений войны выбрасывают его на эту встречу. Не успел Есенин вернуться в Петроград, как словно с корабля на бал, попадает на следующий же вечер на литературный диспут о добре и зле, о том, может ли лира беспристрастно взирать на людские страдания, находить в этом вдохновение. Как созвучно все, что происходило на этом вечере. мыслям и настроениям Есенина.
После прочтения стихотворения на том памятном вечере, Мурашев не выдржал и спросил:
— Сергей, что это значит?
— То, что я чувствую, — ответил он с лукавой улыбкой.
Воспоминания М.Мурашева взяты с сайта esenin.ru
P.S. А у меня транзитный Сатурн встал на Кету.
Только утром посмотрела карту на время написания статьи, мне она показалась достаточно красноречивой. Как раз точный такой тау Уран-Меркурий-Путон.
Есенин в тупике
Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье моё.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвиё.
Рано ли, поздно всажу я
В рёбра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.
Сергей Есенин, 3 июля 1916 года
Ночь, словно встала на колени.
Темно вокруг, как никогда.
Бредёт в ночи Сергей Есенин,
Бредёт – не зная сам куда.
Бредёт вдоль улиц опустевших,
Где в тщетном свете фонарей,
Он, будто призрак поседевший,
Найти старается людей.
Но никого… Лишь псов бездомных
Вдали настырный слышен лай,
И тихо-тихо сердце стонет,
Как будто говорит: «Прощай!»
В кривом и узком закоулке
Остановился и поник,
Глядит вперёд в немом испуге,
И видит, что забрёл в тупик.
И сразу жизнь свою представил,
В ней так же – некуда идти…
В ней – он о прошлом причитает,
Но вспять – нельзя поворотить!
В ней – он один. Хмельной скиталец.
Герой ночлежек, кабаков…
В ней – он поэт, другим на зависть!
Он – первый! Без обиняков!
Но слишком горький вкус у славы!
И горечь – нечем подсластить…
Ревёт толпа, ликуя: «Браво!»,
А он – не хочет больше жить…
Опять унынье топит водкой,
Рассёк кому-то в драке бровь…
Да только водка не способна
Спасти ни душу, ни любовь…
…И в темноте, встав на колени,
Зажав горсть пыли в кулаке,
Молчит в слезах Сергей Есенин.
Сергей Есенин в тупике…
Слушай, поганое сердце…
Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.
Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.
Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете —
Это одна пустота.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
«Слушай, поганое сердце…» С. Есенин
Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.
Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.
Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете –
Это одна пустота.
Дата создания: 3 июля 1916 г.
Анализ стихотворения Есенина «Слушай, поганое сердце…»
В есенинских творениях 1915–1916 гг. нередко встречаются суицидальные мотивы. Они занимают центральное место в «Исповеди самоубийцы», где отчаявшийся лирический герой не только отрекается, но и проклинает вечные идеалы веры и любви. Резюмируя неутешительные итоги безотрадного земного пути, субъект речи облекает их в лаконичную формулу с ужасным смыслом: «Жизнь есть песня похорон». В других стихотворениях лирическим «я» овладевает странная мечта пополнить ряды разбойников, кого-нибудь зарезав. Подобное желание можно трактовать как уничтожение собственной души, близкое к самоубийству.
Одно из самых пессимистических есенинских произведений датировано серединой лета 1916 г. В нем тема суицида приобретает особую остроту: адресатом злобных угроз героя становится часть своего тела, а конкретнее – сердце. Последнее награждается пренебрежительными просторечными эпитетами и сравнением с вором, заслуживающим смертной участи за свои черные дела. При помощи художественных приемов субъект речи демонстрирует стремление души отделить себя от физической оболочки – несовершенной, греховной, склонной к заблуждениям.
Во второй части стихотворения появляется объяснение агрессии лирического субъекта, направленной против собственной личности. На крайнюю меру его подвигло осознание бессмысленности существования: жизненные перспективы оцениваются как «пустота» или «сгнившая даль». Разговоры о целях и связанных с ними надеждах остаются уделом болтливых глупцов.
Сходная мысль о безнадежности земных путей появляется в стихотворном посвящении Михаилу Мурашеву, появившемся за несколько месяцев до анализируемого текста. Итог жизни обоих поэтов – «грязью покрытое» кладбище.
У литературоведов нет единого объяснения всплеску пессимистических мотивов в есенинском творчестве предреволюционного периода. Одни связывают приоритет негативных интонаций с особым духом эпохи или тяготами службы на военно-санитарном поезде и в стационарном лазарете. Другие исследователи трактуют образ мятежника и хулигана как одно из воплощений многогранного лирического «я», противоположность кроткого и набожного странника. Еще одна версия связана с внешними обстоятельствами появления «Слушай…» Произведение возникло как экспромт во время обсуждения темы страшного пожара, случившегося в Риме во время правления Нерона. Согласно этой версии, личность лирического «я» отождествляется с исторической фигурой императора-грешника, которого толкает на самоубийство предчувствие скорого возмездия.
Анализ стихотворения Есенина Слушай поганое сердце
«Однажды, 3 июля 1916 года, Есенин экспромтом написал в альбом одного из своих знакомых такие стихи:
Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руке лезвие.
Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.
Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета:
Нас всех подстерегает случай.
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
И ты увидишь: мир прекрасен.
Почему Блок счел необходимым ответить Есенину? В чем смысл его спора с ним? Кто, на ваш взгляд, прав в этом споре?
В тот день в школе было 52 человека. Несколько из них поняли строки Блока упрощенно: «Зачем стирать случайные черты? Если они есть, то стирай не стирай, они все равно останутся». «Мне кажется, в каком-то смысле Блок пытается закрыть глаза на плохое». «Блок говорит: «Сотри случайные черты. » А значит, он предлагает забыть прошлые неудачи и беды, и тогда будет мир прекрасен».
«Весь спор в конце концов сводится к пониманию назначения поэта как творческой личности». «Блок считает, что Есенину, как и ему, «дано бесстрастной мерой измерить все». «Взгляд поэта должен быть «тверд и ясен». Ведь поэт в своих стихах должен показать людям мир. Ему дано какое-то предназначение свыше». «Тебе дано бесстрастной мерой измерить все, что видишь ты». «Кто как не поэт или писатель лучше всех знает, где стерегут людей ад и рай». «Блок говорит, что жизнь не может быть идеальной, что всех людей «подстерегает случай», что «сумрак неминучий» тоже встречается на жизненном пути человека довольно часто. Но «художнику» дано узнать «где стерегут нас ад и рай», то есть, кроме сумрака неминучего, нужно видеть «ясность Божьего лица». «Есенин должен верить, что мир прекрасен, так как он человек искусства, поэт, «художник». «В мире должна быть гармония, иначе мир погибнет. Поэтому не стремись поливать грязью весь мир, в нем еще много осталось от добра. И именно ты должен показать это людям. На тебя одна надежда!»
Приведу полностью одну работу. Напомню, что на нее был отведен один урок.
На мой взгляд, в этом споре прав А. Блок. Я думаю, что, если бы Есенин видел на свете одну пустоту, он никогда бы не стал поэтом. Наверное, когда он написал это стихотворение, он видел лишь «случайные черты». Мне кажется, настоящая поэзия не рождается от разочарования, скуки и обреченности. Сердце поет только тогда, когда видишь, что мир прекрасен.
Естественно, я сказал, что и от разочарования, скуки и обреченности тоже рождается настоящая поэзия. И, конечно же, потом мы скажем о том, что при всей своей трагедийности прекрасен мир в поэзии Есенина. С блоковским «все равно принимаю тебя» перекликается есенинское «Все как есть без конца принимая».
Что касается своего личного отношения, то 4 человека сказали, что по-своему правы и Блок, и Есенин, и еще 4 написали, что не прав ни Есенин, ни Блок. «Есенина можно понять, потому что иногда бывают такие моменты в жизни, когда перестаешь на что-то надеяться и во что-то верить. Накапливается столько плохого в душе, что просто опускаются руки и уже нет силы верить, надеяться, ждать лучшего». «Я не могу дать однозначного ответа, кто прав в этом споре. Лично у меня, да и у каждого человека, наверно, бывают такие минуты, когда не знаешь, зачем живешь, когда впереди видишь лишь темноту и чувствуешь, что у тебя в душе и во всем мире пустота. И бывают дни, когда веришь, что жизнь прекрасна, что все мечты сбудутся и будущее видится светлым и радостным».
Все остальные принимают позицию Блока. «Думаю, Блок прав. Вокруг нас столько плохого, суетного, что просто необходимо увидеть или знать, что есть хотя бы что-то хорошее, ради чего стоит жить, что может удержать от самоубийства, от отчаяния и разочарования в жизни».
Насколько силы зла страшны и разрушительны и в жизни вообще, и в самом человеке особенно, я знаю. Но пусть сочтут меня, несмотря на мой возраст, наивным и несмышленым или благодаря моему возрасту старомодным, в силе добра и человечности я не разуверился. И, как учитель, хорошо знаю, как важны добро и человечность для детей, подростков, юности. Я вообще уверен, что человеку, который не верит в добро, в школе делать нечего.
И я хорошо знаю, как тянутся к нравственным опорам наши ученики. «Правда должна быть рядом с надеждой на лучшее. Нужна правда, которая не задавила бы человеческих достоинств. Главное не терять надежду и силы и стараться добиваться лучшего, какой бы правда ни была». «В жизни всегда найдется что-нибудь плохое, но вот попытаться отыскать в ней что-то хорошее обязательно нужно».
При всем моем сегодняшнем реалистическом и даже во многом скептическом мироощущении я хорошо понимаю эти устремления. И мне близка мысль, высказанная Ириной Роднянской на страницах «Нового мира» (1997, 4): «Ужасы и горечь жизни были всегда. Но не всегда их встречали настолько разоружившись. Уместно диагностировать не рост Зла, а дефицит мужества, питаемого знанием Добра». Этот дефицит постоянен и в самой жизни, и в искусстве, и на экранах телевидения, и в печати, и, увы, в школе.
Сегодня же слишком часто литература, искусство, средства массовой информации словно соревнуются в живописании бездны.
Ощущение того, что мы «бездны мрачной на краю» (Пушкин), на мой взгляд, должно быть у современного человека.
И бездна нам обнажена
Своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами.
Достоевский, как никто, изобразил бездны духовного падения, в которые может быть низвергнут человек. Но именно Достоевский, определяя свое нравственно-эстетическое кредо, записал: «При полном реализме найти человека в человеке».
учитель литературы 303-й школы
Лирический герой Есенина
Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина связана с
Отражением кризисного сознания современного человека, с феноменом
«отчуждения» и «самоотчуждения» личности, переживающей драму утраты своих
Корней, связи с миром. Кризисное состояние духа, как утверждает
Экзистенциальная философия, обуславливается обострением внутренней
Дисгармонии личностного сознания, что может привести к раздвоению личности.
Состояние «отчуждения» достигает при этом своего предела, трансформируясь в
Яркий пример такого самоотчуждения мы наблюдаем в есенинской поэме
«Черный человек», в образе его демонического двойника.
Но предвестники этого «черного» двойника появляются в поэзии Есенина и
Гораздо раньше, начинают прослеживаться в его ранних произведениях.
Впервые трагический экзистенциальный феномен «самоотчуждения»
Запечатлен в стихотворении «День ушел, убавилась черта…» (1916 год). Его
Экзистенциальный «код» заключен в мотиве призрачности, неистинности
«наличного бытия», трагически переживаемого героем, его неподлинное «я»
Превращается в некую странствующую тень, ишущую новое воплощение,
« С каждым днем я становлюсь чужим
И себе, и жизнь кому велела.
Где-то в поле чистом, у межи,
Оторвал я тень свою от тела ….
Уже здесь впервые отчетливо намечена тема двойничества, которой
Сопутствует мотив отчуждения личности от собственной «экзистенции».
Также показательно в этом плане еще одно стихотворение Есенина –
«Слушай, поганое сердце» (1916), где мы имеем дело со сложной диалектикой
Развития образа, с системой двойников, со взглядом на себя со стороны, из
«Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора
Спрятал в руках лезвие…».
В одном из ранних стихотворений Есенина есть строчка: «Я говорю с
Самим собой». Она отражает столкновение противоположных начал, систему
Двойственности самоощущения поэта.
Итак, можно сказать, что феномен двойничества был присущ
Художественному сознанию Есенина изначально, проявляясь уже в его ранних
Произведениях. В дальнейшем, раздвоенность его внутреннего мира будет
Обостряться еще сильнее под влиянием внешних обстоятельств. В его
Творчестве все более явственно будет ощущаться присутствие его «черного»
Двойника, порожденного сумятицей в душе поэта. На раздвоение сознания Есенина большое влияние оказывает революция
1917 года, оценки которой в его творчестве были крайне противоречивыми.
Произошедшая революция всколыхнула сознание народа. Не мог остаться к
Ней безучастным и Есенин. Все коренные изменения, происходящие в стране,
Еще больше расшатали его душевную неустойчивость, породили в его душе новые
Нет сомнения в том, что Есенин встретил революцию с вдохновением и
Восторгом. «В эти месяцы,- вспоминал его друг В. С. Чернявский,- были
Написаны одна за другой все его … поэмы о революции … Он был весь во власти
Своей «есененской Библии…». «Поэтическая Библия» состояла из 10-ти
«маленьких поэм»; «Певущей зов», «Отчарь», «Откоих», «Пришествие»,
«Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица»,
«Небесный барабанщик» и «Пантократор», в которых Есенин воспевал
Преобразования в стране.
В этих его произведениях отражается восторженное впечатление от
Произошедшей революции, выражаются надежды на светлое будущее:
Светлый гость в колымаге
К вам едет». («Преображение», 1917 год)
Таким видится Есенину Образ революции. Он связан с надеждами на новую,
Лучшую жизнь. Поэт принимает тот, «новый день», который наступил в стране:
«О новый, новый, новый
Прорезавший тучи день!
Сядь ты ко мне на плетень …»
Но в то же время он словно начинает сомневаться в правильности
Происходящего, увидев изнаночную сторону тех преобразований, которые сам
Воспевал. В стихотворении «Кобыльи корабли» (сентябрь 1919 год), уже звучит
Как бы насмешка над теми, кто ничего не видя и не не понимая, стремится в
Новую жизнь, о также над самим собой, еще недавно тоже стремившемся туда
«Видно в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье. »
«Чудесная гостья» оказалась совсем не той, какой представлял ее себе
Поэт. Позже, в поэме «Страна негодяев» (1922-1923 года), есенинский герой
Номах окончательно ее развенчает:
Я шел с революцией,
Что все в единое море сольются,
Все сонмы народов, и рос, и племен.
Ну что мы взяли в замен?
Пришли те же тупики, те же воры
и вместе с революцией
Этими словами Номаха Есенин выражает свое отношение к революции,
Осознание ее изнанки. Существует мнение, что в своем герое Номахе Есенин
Изобразил самого себя, свою вторую, темную сторону души. По мнению М. Нике,
Во–первых описание Номаха совпадает с внешностью самого поэта: «Блондин.
Среднего роста, 28-ми лет». Во-вторых, имя «Номах» является анаграммой
«монаха» – деревенского прозвища Есенина и его двойника в «Черном человеке»
Итак, мы видим, какое смятение царило в душе Есенина, как он страдал
От того, что не мог понять и однозначно принять то, что происходило в его
Стране. Позже, в стихотворении «Письмо к женщине» (1924 год) он сравнит
Себя с лошадью, которой не по своей воле приходится скакать неизвестно куда
И зачем, и повернуть назад она не может:
«… Не знали вы, что я в сплошном дыму
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму
Куда несет нас рок событий …»
Поэт сравнивает революционные годы с «гущей бурь и вьюг». Но, как
Известно, буря не обходится без жертв, и не каждый может выдержать ее
«… Ну кто же из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался …»
Есенин явно не относил себя к тем, кто остался крепким в качке. И это
Время всеобщего хаоса оказалось очень удачным для того, чтобы наружу
Беспрепятственно смог выйти его «двойник» – «Черный человек», который будет
Преследовать поэта до конца его жизни, то, подавляя своим напором, то,
Немного отходя в сторону. «Двойник» этот выступает в образе «хулигана»,
Дебошира, поражающего окружающих своей грубостью и дерзостью, при этом
Склонившегося « над стаканом, чтоб не страдал ни о ком, себя сгубить в
Угаре пьяном». Этому «черному двойнику» противостоит светлый образ
Измученной, страдающей души поэта. По мнению М. И. Шубниковой – Гусевой,
Лирический герой Есенина, именующий себя «хулиганом», поражал нарочитостью
Своей вызывающей позы, смысл которой состоял в том, чтобы пробудить в людях
Сострадание к ближнему, «осветить потемки чужих душ»
Итак, причина душевного кризиса Есенина в большой мере была
Обусловлена его растерянностью перед «Бурей революцией», перед «роком
Событий». Он очень болезненно ощущал затерянность отдельного человека в
Этой «буре», полную оторванность от мира, от своих корней, от всего того,
На что раньше он мог опереться.
Также очень волновал Есенина вопрос о вытеснении всего живого
«железным» в ходе индустриализации. Он, как никто другой, ощущающий свою
Связь с природой, опасался, что «эпоха железа» может окончательно ее
Есенин, конечно же понимал необходимость внести изменения в нищую
Русь, приветствовал рождение «стальной» России, о чем говорят многие его
Стихотворения, в частности «Неуютная жидкая лунность» (1925 год):
«Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям …».
Но поэт боялся «железного» в переносном, метафорическом смысле, как
Произведении «Железный Миргород», восхищаясь техническим достижениям
Америки: «С этого момента я разлюбил нищую Русь …», но в то же время
Ужасаясь царящей там бездуховности: «Человека я пока не встречал, и не
Знаю, где им пахнет. … Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и
Мрачный Есенин. История одного стихотворения
«Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.»
1916 год. Есенин только что вернулся с фронта. Он исколесил в санитарном поезде полстраны, ассистируя на операциях, перенося на носилках тяжелобольных и раненых, составляя списки погибших. Ежедневно сталкиваясь с болью, страданиями людей. Есенин глубоко сопереживает чужой беде.
Позже, в 1917 году, он напишет:
«Война мне всю душу изьела.
За чей-то чужой интерес
Стрелил я в мне близкое тело
И грудью на брата лез».
А пока шел 1916 год. В Лунное затмение, 2(15) июля 1916 года, Есенин возвращается в Петроград, и на следующий же день пишет одно из самых своих мрачных стихотворений:
Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.
Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.
Драматические ноты картины дополняла музыка Глинки. После соприкосновения с болью и жестокостью войны, Есенин чутко реагирует на общую атмосферу, внезапно возникшую на совещании. Опять драматизм, опять страдания… И строки стихотворения родились на одном дыхании. Открыв альбом Мурашева, он пишет сквозящее трагизмом, стихотворение. Есенин бесспорно был гением! Стихи рождались в его голове внезапно, озарением. Вот, что вспоминает М.Мурашев:
«Обычно Есенин слагал стихотворение в голове целиком и, не записывая, мог читать его без запинки. Не раз, бывало, ходит, ходит по кабинету и скажет:
— Миша, хочешь послушать новое стихотворение?
Читал, а сам чутко прислушивался к ритму. Затем садился и записывал…
Прочитанное вслух стихотворение казалось вполне законченным, но когда Сергей принимался его записывать, то делал так: напишет строчку — зачеркнет, снова напишет — и опять зачеркнет. Затем напишет совершенно новую строчку. Отложит в сторону лист бумаги с начатым стихотворением, возьмет другой лист и напишет почти без помарок. Спустя некоторое время он принимался за обработку стихов; вначале осторожно. Но потом иногда изменял так, что от первого варианта ничего не оставалось.»
В тот вечер, 3 (16) июля 1916 года, Есенин на одном дыхании создал полное драматизма стихотворение. Всем присутствующим стихотворение показалось страшным. Написанное в период действия Лунного затмения, оно произвело гнетущее впечатление на собравшихся. Да и транзиты того дня были под стать настроению созданному стихотворением.
Карта красноречиво говорит о витавших настроениях того вечера. Целая плеяда планет в Раке. Здесь и Солнце, и Меркурий, Венера, Сатурн, Плутон, Черная Луна. Солнце в трине с Хироном после всех впечатлений войны выбрасывают его на эту встречу. Не успел Есенин вернуться в Петроград, как словно с корабля на бал, попадает на следующий же вечер на литературный диспут о добре и зле, о том, может ли лира беспристрастно взирать на людские страдания, находить в этом вдохновение. Как созвучно все, что происходило на этом вечере. мыслям и настроениям Есенина.
После прочтения стихотворения на том памятном вечере, Мурашев не выдржал и спросил:
— Сергей, что это значит?
— То, что я чувствую, — ответил он с лукавой улыбкой.
помогите с литературой! Срочно!
Сергей Мельников Знаток (296), закрыт 6 лет назад
Мне нужен подробный анализ к стихотворению: КАНТАТА или Слушай, поганое сердце. Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.
Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.
КАНТАТА Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.
Новые в мире зачатья,
Зарево красных зарниц.
Спите, любимые братья,
В свете нетленных гробниц.
Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот.
Спите, любимые братья,
Мимо вас движется ратью
К зорям вселенским народ.
Дополнен 6 лет назад
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром. можно и этот стих помогите плиз заранее спасибо!
Дополнен 6 лет назад
первый твой стих не имеет автора-он (может ошибаюсь) чёрносотенский, второй-Есенина, и он такой простой, что анализ его может сделать и третьеклассник
Автор первого всё-таки кто?