если инспектор завалил на экзамене что делать
А между тем, оказывается, инспектор ГИБДД на практическом экзамене отнюдь не бог и не царь. И его действия можно обжаловать, отстаивая свою правоту. Как? Об этом беседа нашего корреспондента с первым заместителем директора Общества защиты прав водителей Александром КРАСАВИНЫМ:
— И как же отстаивать свое право? Ведь даже «Протокол приема квалификационных экзаменов» составлен так, что водителю там просто негде изложить свои возражения.
— Но вы можете подать письменную жалобу вышестоящему руководству ГИБДД. Заявление пишется в произвольной форме, и в нем лучше обойтись без эмоциональных отступлений, а коротко и по существу указать допущенные экзаменатором нарушения, изложить собственное мнение. Этот документ составляется в двух экземплярах: один идет в канцелярию органа ГИБДД, другой (с датой подачи и подписью работника канцелярии) остается вам. А если решение по жалобе не будет принято в месячный срок или оно окажется не в вашу пользу, то «Протокол приема. » можно обжаловать в судебном порядке.
— Иной раз конфликт возникает еще до экзамена. Например, одного моего знакомого инспектор обматерил за то, что тот пытался отрегулировать под себя водительское кресло в «гаишном» автомобиле, которое, как оказалось, было поломано.
И ни в коем случае нельзя терпеть оскорбления. Если «гаишник» позволяет себе нецензурную брань, то имеет смысл отказаться от сдачи экзамена (о чем подать письменное заявление в орган ГИБДД) и потребовать себе другого экзаменатора.
— Известно, что во время экзамена некоторые инспектора провоцируют «провальную» для экзаменуемого ситуацию. Допустим, потребуют остановиться там, где остановка запрещена, или проехать под «кирпич». Как быть в таком случае? Ведь не подчиниться представителю правоохранительных органов вроде тоже нельзя.
— Ни в коем случае не поддаваться на провокацию. Следует твердо заявить, что данное действие неминуемо приведет к нарушению ПДД. А требования и прочие «разрешения» инспектора ничем не мотивированы. Вы их легко можете обжаловать у вышестоящего руководства. А вот если подчинитесь, то нарушите ПДД, и тогда инспектор имеет все основания поставить вам «неуд».
— А можно ли поступить проще и явиться на экзамен со своим адвокатом?
Инспектор “валит” на экзамене в ГИБДД, помогает “завалиться” или вы “валитесь” сами
В интернете (в социальных сетях и форумах) встречается множество эмоциональных сообщений – “я не плачу, в отличии от большинства сдающих, инспектор валит”. Хотелось бы определиться с терминологией и прокомментировать.
Пример подобного сообщения (авторская редакция):
“Nadya, очень хaрaктернaя ситуaция с психологическим дaвлением нa претендентa и с неготовностью и неумением его зaщитить свою прaвоту в тaких условиях, нa этом весь гибддшный подход и строится, и не только нa экзaмене, экзaмен это для нaс кaк яркий пример того, кaкими будут нaши отношения с ГИБДД в будущем, тaк что готовьтесь, в первую очередь к реaльной жизни я вот 2О-го в третий рaз площaдку сдaвaл и думaл уже, что собaку съел — aн-нет, инcпектор убедил меня, что я 3 (три!] рaзa включил передaчу зaднего ходa при пaрaллельной пaрковке, и я поверил и рaсписaлся зa свою ошибку опять потом прaвдa вернулся и поговорил с ним по душaм — но он мне в глaзa смотрел своими голубыми очaми и говорил: «я вот уже 18 лет экзaмены принимaю и ни рaзу никому специaльно двойку не постaвил» ну кaк тут не поверить кaк не вспомнить Пaффa Дэдди: «мы не обмaнывaем людей — мы верим в то, что говорим!»”
Рассмотрим все три этапа экзамена в ГИБДД в аспекте подобной проблемы.
Экзамен теория (билеты ПДД)
При сдаче теории вмешательство в процесс малореально (хотя и тут слышал, что попался неизвестный вопрос или вопрос для мотоциклистов…) или желание сдавать экзамен по теории на бумаге, типа компьютер может завалить… К этом конечно же нельзя относиться серьезно, хотя конечно жизнь многообразна.
В конце лета 2016 года, нужно только помнить, что с 1 сентября будет новый регламент и новые билеты, к ним нужно быть готовым.
Экзамен на площадка-автодроме
Ситуация с площадкой достаточно прозрачна – вмешательство в управление инструктора, если он сидит в машине, теоретически возможно, но встречается редко. Если он смотрит со стороны, то вмешаться никак не может. Вмешательство в управление чаще всего происходит на “эстакаде”, например, при перегазовке (у некоторых машин педаль газа очень чувствительная и сдающий легко может дать 4000-5000).
Так же несколько раз доводилось читать вопрос можно ли настроить в машине сцепление так что буду валиться, теоретически холостой ход в машинах настраивается, но как правило проблема по одной из двух (или сразу по обоим) причин:
1. Сдающий нервничает и у него дрожит нога, такое встречается часто
2. Проблемы со сцеплением у машины (автомобиль в плохом состоянии, сцеплении убито), тоже встречаются часто
В заключении, остановлюсь на нескольких моментах, вызывающих вопросы на экзамене на автодроме (подробно тема раскрыта по ссылке).
“Площадки для упражнений меньше чем в автошколе” – такое бывает, размер площадок в метрах не регламентируется, но это не есть “валит”.
Так же нужно учитывать, что при выполнении упражнений нельзя пересекать ограничительные линии не только колесом, но и бампером и даже зеркалом (это 5 баллов).
Более сложные случаи, когда инспектора по-своему трактуют правила сдачи (или придираются), например, не дают повторно выполнить упражнение или ставят 5 баллов, когда должны поставить 3 (например, за повторное включение задней скорости), тут вы должны четко знать ситуацию в вашем РЭО и правила по которым вы сдаете. Психологическое давление возможно, это реальность (смотрите отзыв выше).
Также бывают подвохи связанные с разметкой площадки, например, очень часто поставленные столбики и возникают проблемы даже на “змейке”. Иногда это специально созданный подвох, в некоторых случаях, столбики ставили под маленькую машину, машину поменяли, столбики оставили как были.
Про подобный случай можно прочитать в 5 отзыве, тут даже удалось оспорить: Отзывы МРЭО ГИБДД Санкт-Петербург, шоссе Революции, 2016 год. Так что нужно контролировать.
Экзамен вождение в городе, вождение в условиях реального дорожного движения
Вот при сдаче города случаи, когда “валят” встречаются. Прежде всего тут нужно определиться с терминологией. Начнем с примера, сообщение из социальной сети в авторской редакции:
“… Во 2й раз мне попался момент, на котором завалилось много моих знакомых: просят развернуться. обычно в этот момент машина приближается к разрыву в сплошной, и все радостно туда едут разворачиваться. Но там автобусная остановка и развернуться там нельзя. ехать нужно до перекрестка.”
Соответственно, можно выделить три ситуации:
1. Сдающий валится сам;
2. Инспектор помогает сдающему завалиться самостоятельно (например, дает задание с подвохом или подразумевающее тонкое знание нюансов места);
3. Сдающего «валит» инспектор (обычно речь идет о вмешательство в управление машиной).
Грани описанных ситуаций размыты. На мой взгляд, ситуация, описанная в начале, ближе к 1 группе, но кто-то может отнести ее к группе 2. В любом случае 1 и 2 группы находятся в рамках правил экзаменов (помните, что провоцировать нарушение ПДД инспектор не может) и говорить, что инспектор «валит» – не корректно. Для того что бы уменьшить вероятность проблем 1-2 типа нужно, во-первых, хорошо знать ПДД, не на уровне экзаменационных билетов, во-вторых, знать правила экзаменов и систему баллов, в-третьих, уверенно (но не нагло) себя вести. Пример правильного поведения (сдающему удалось отстоять свое решение) вы можете прочитать в отзыве (ссылка).
Эталонный пример 1 группы – вы едете и видите яму на дороге и хотите ее объехать и объезжаете, забыв включить поворотники… Тут возможно 4 варианта:
1. инспектор, понимая ситуацию (вы не выезжаете из-за своей полосы, скорость маленькая) не ставит штрафных баллов;
2. инспектор ставит 3 балла за не включенные поворотники;
3. инспектор ставит 6 баллов за два раза (при объезде одной ямы) не включенные поворотники (экзамен не сдан).
4. 3 пункт конечно экстремальный пример (но писали и про такое), обычно ям несколько и 3 балла ставят за каждую, результат тот-же.
Формально все четыре варианта действий инспектора корректны и тут проблемы вы создали себе сами.
Наиболее проблемная третья ситуация (вас “валят”), подобные случаи бывают, но заведомо реже чем про них пишут в интернете, заметное количество случаев “завала” попадает под первые две категории (человек завалился сам или ему помогли в рамках правил экзамена).
Хотел бы обратить внимание на принципиальный момент, правила экзамена таковы, что практически любой курсант рано или поздно ошибется сам и активно вмешиваться в процесс инспектору не нужно, плюс он легко может помочь завалиться в рамках правил. Так что все-таки, подавляющее большинство описанных случаев из соцсетей не попадают под то что вас валят (ссылка на характерное обсуждение ситуаций приведена ниже).
Иногда инспектора добросовестно заблуждаются и отменяют свое решение, ссылка на пример выше, у меня подобный случай тоже был. Фактически вы не можете никаким способом защититься от того что вас валят, но вы должны исключить ошибки 1-2 категорий. Для этого нужно хорошо знать регламент экзаменов и его толкование (ссылка на разъяснение положений регламента от МВД приведена в конце текста).
Когда реально валят
Перейдем к ситуациям вмешательства (словесного или реального ) в управление автомобилем. Обычно речь идет о неверной трактовке инспектором каких-то действий или его неправильный прогноз. Три простых примера:
1. Поворот направо — инспектор говорит, что вы не заняли правое положение (расстояние строго не регламентируется, опять же оценочное суждение).
2. Разворот, инспектор нажимает тормоз и говорит, что вы наедете на бордюр (не вписываетесь в разворот), тут все построено на оценочных суждениях и они часто ошибочны. Если несколько человек подряд валятся на одном месте с подобной ошибкой, то вопросы конечно могут возникнуть.
3. Ошибка в оценке расстояния, к примеру, инспектор говорит, что при развороте нет зоны видимости 100 метров. Причем тут может быть две разных ситуации, зона видимости 97 метров и вы действительно формально ошиблись (явно вам помогли “завалиться”) или зона видимости 110 метров, вы не ошиблись (“завалили”). Ниже видео с подобным случаем, пример того как оценка инспектором расстояния расходится с реальностью.
Как тут быть, важно не давать повода, что это не всегда возможно – понимаю. Критично хорошо знать экзаменационный маршрут ГИБДД.
Обсуждение и оспаривание оценки «не сдал» на экзамене
Если вы знаете подобные места на маршруте, то у вас есть возможность обсудить свои действия до выставлении оценки «не сдал», известны случаи когда инспектора корректируют свои решения. Почитайте первый отзыв:
Если что-то подобное произошло и вы поняли ситуацию задним числом, после того как была выставлена оценка «не сдал», то что делать – сложно советовать, попробовать как-то скорректировать результат экзамена можно, но о достигнутых успехах на этом поприще я не слышал (буду рад услышать, пишите). В лучшем случае, стали относиться мягче пери пересдаче (пятый отзыв по ссылке выше, описывает ситуацию когда неправильно были выставлены упражнения на площадке-автодроме, заметили это после экзамена). Так что остается пересдать, понимая все нюансы экзамена.
В начале 2020 года в очередной раз изменились правила дорожного движения (ПДД). По новой редакции ПДД любое обучение вождению, кроме обучения в автошколе инструктором автошколы по заранее согласованному маршруту незаконно. Неразрешенная учеба может наказываться штрафами 35-45000 рублей (30000 рублей инструктору, 5-150000 рублей ученику). Пока это больше теория, какая будет практика непонятно, но определенные риски тут есть. И дообучение управлением автомобилем, в том числе подготовка к экзамену в ГИБДД, может усложнится.
Примеры поведения инспекторов на экзамене в МРЭО ГИБДД
По ссылке можно познакомиться с характерным обсуждением (более 80 сообщений, июнь 2017 года) в группе ВКонтакте обстановки на экзамене и действий инспекторов (в одном из МРЭО ГИБДД Москвы).
Почитать про мифотворчество вокруг экзаменов («сдачи с первого раза», «невозможность сдать в принципе») можно здесь:
Дополнительные факторы при сдаче экзаменов в ГИБДД, коррупция и различные мифы
Поднятая тема сложна, возможно в каком-то виде будет продолжена. Жду примеров из вашей практики, можно будет попробовать собрать список наиболее распространенных случаев всех трех категорий.
Ссылки на полезные материалы:
Опубликовано 8.8.2016, версия 1.22 от 08.08.2020
Предупреждение. Российская система обучения вождению и получения водительского удостоверения сложна, плюс она постоянно реформируется – правила получения ВУ все время меняются. Вы можете столкнуться с нарушением законов – как с относительно мелкими, например, невыполнение рекомендованной программы обучения вождению (“недокат”) в автошколе, так и с серьезными – например, вымоганием денег, иногда серьезных сумм. Чтобы не столкнуться с подобными проблемами на всех этапах обучения и экзаменов нужно внимательно изучать ситуацию на каждом этапе, начиная с выбора автошколы. Также важно понимать, что любое нарушение закона при получении водительского удостоверения может повлечь невозможность получить ВУ, его лишиться и даже попасть под уголовное преследование.
Поддержать Рулимс!
Если Рулимс помог вам — упростил получение водительского удостоверения. Или позволил сэкономить в чем-то, например, в выборе каких-то устройств или получении услуг, помогите и ему! Буду благодарен за любые суммы. Перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.
Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.
This article has 11 comments
Автор вы нам льстите! Еще как валят,что бы занести бабки! Тот же компьютер при сдаче тестов,даже ответив правильно,все равно выдаст что вы совершили ошибки. И тут то уже ни чего не сделаешь и не докажешь! Так что не вешайте лапшу людям!
Мила, приветствую, не льщу, увы/ах. Разные случаи бывают, но обычно валить никого не нужно, все произойдет само. про теорию как систему не слышал.
я слышала, что так поступают на экзамене для тех, кого лишили прав. Ходит бедолага раз 13 и сдает правила на компьютере, где забиты неправильные ответы.
Эллина, приветствую
Спасибо за комментарий. Бред российский многообразен, но немного страно. Непонятно как такое технически могут быть. И нужно понимать что у подобных категорий людей могут быть проблемы на экзамене — не могут сдать и вернуть права.
Сегодня не сдала экзамен, потому что инспектор подумал что я не оценила серьёзность ситуации и не увидел с моей стороны никаких действий — нажал на тормоз. Я вместе с ним это сделала, я уверена что сек в секунду. Обидно очень.
Настя, добрый день
Спасибо за комментарий. Сил и не унывать!
Такие ситуация бывают, в принципе иногда можно обсуждать с ним. Знаю что они меняли решение — например, о том впишется человек в поворот или нет.
Успехов при следующей попытке
Самый простой способ: команда поворота, когда поворот уже проехали. Через несколько секунд команда «не выполнено указание, экзамен не сдан». Камеры в машине настроены так, чтобы сам поворот виден не был (т.е. автошкола тоже в этом участвует). На какой поворот поворачивать, заранее значит все курсанты, некоторые повернули без команды, инспектор это пропустил, но им дал позже другие команды аналогичным образом и завалил. Это Ногинский район Московской области.
Дмитрий, приветствую.
Тема очень сложная… Если одно и тоже происходит с разными людьми можно оформить жалобу, процедура понятна и описана.
Принципиальный нюанс что по текущему регламенту ничего подобного делать не нужно, человек рано или поздно завалится сам. Особенно если его направлять в места с подвохами, которые есть везде
Сил и успехов на экзамене
В том и дело, что людям даже шанса не дают, валят на первом же повороте. В первую очередь тех, кто имеет шансы проехать как положено. Проговаривать что-то бесполезно. Камеры настроены так, чтобы поворот не был виден. зато четко видно, что инспектор дает команду и через 3 секунды (даже рот раскрыть не успеешь) объявляет, что команда не выполнена. Доказать очень сложно. Экспертиза конечно поможет, но добиться ее, и чтобы она была четной практически невозможно.
Людей запугали еще в автошколе, что если будут возбухать, то вообще права не получат, а инспектору ничего не будет. Потому готовы терпеть любые унижения, заранее готовы через 3-4-5 пересдач и бесполезных «допзанятий» заплатить любую сумму, чтобы только избавиться от издевательств и не потерять те деньги, которые уже заплатили (в несколько раз больше, чем официальная плата автошколе).
Естественно, в автошколах тоже заинтересованы, чтобы курсанты не сдали вождение. Их заставят оплачивать еще часы обучения. И обучать вождению по-настоящему они тоже не заинтересованы из тех же соображений. Как итог, вероятность получить права больше у тех, кто больше заплатит. И как итог, аварии и трупы на дорогах.
Смотрел вывешенные протоколы в ГИБДД, там из 47 человек «сдал» только у троих, остальные «не сдал» и уже 3-4 попытка. Это абсолютно не реально. В Европе такого не бывает. Там чтобы не сдать, нужно быть просто дауном. А за такие подставы инспекторов не увольняют, а сажают. Конечно, это не про Албанию)))
Если есть реальная повторяемость, то можно собрать данные для протеста. Но он несет риски, последствия не известны. Мне ситуация понятна, пока люди готовы все это терпеть все будет продолжаться. Да и по большому счету большинство это устраивает. Я потратил очень много времени, все это описал — но сайт продвинуть невозможно и это почти никому не нужно.
Касательно европы, там все другое и много где сдать очень сложно, у меня на сайте есть и германия и финляндия
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Не дал взятку и теперь не могу сдать на права
Летом 2018 года я учился вождению. Выбрал хорошую автошколу, чтобы действительно научили водить. О том, чтобы давать взятку за права, и мысли не было, хотя среди знакомых с правами почти 100% платили при сдаче. К школе претензий нет: водить научили хорошо, чувствую себя уверенно за рулем. С первого раза сдал теорию и площадку, а вот город не удалось сдать уже пять раз. Формально все справедливо, система балльная, но я уверен, что меня специально катают до первой серьезной ошибки, загоняют в аварийные ситуации и подлавливают.
Мне кажется, дело в том, что я отказался дать взятку. Один из инструкторов моей автошколы предлагал перевести ему деньги на карту, но подтвердить этот разговор мне нечем. Я отказался, считая, что могу честно сдать сам. Но, как бы я ни готовился, инспекторы всегда находят сложные случаи, где нет возможности не ошибиться. Думаю, что это связано с моим отказом платить.
Скоро истечет полгода с первой сдачи, и по закону мне придется снова сдавать теорию и площадку, а я очень этого не хочу. Что делать, не знаю. Факт вымогательства взятки я доказать не могу. Плюнуть на все и дальше ездить на метро? Потеряю деньги за автошколу, справки, пошлины и т. д. Заплатить и забыть как страшный сон? Тогда я сам стану преступником. Можно попробовать сдать в другом городе, но где гарантии, что там меньше коррупции?
Прошу вашего совета.
Вы правильно делаете, что отказываетесь давать взятку. С точки зрения закона тот, кто дает взятку, такой же преступник, как и тот, кто ее получает.
Вести видео- и аудиозапись в вашем случае не нужно: их не получится использовать для разоблачения.
Отказываться от сдачи на права и терять деньги из-за непорядочного инструктора я вам не советую. Объясню, как поступить правильно в вашей ситуации.
Сначала про взятку. Вот что говорит закон
Взятка — это когда должностное лицо получает деньги за незаконное предоставление услуг. Преподаватель автошколы предлагает заплатить за свои услуги, он должностное лицо и действует вне закона. Если вы серьезно раздумываете над тем, чтобы ему эту взятку дать, то рискуете тоже нарушить закон. За дачу взятки и попытку склонить должностное лицо к совершению законных или незаконных действий за вознаграждение тоже предусмотрено наказание.
Наказания по этим статьям схожие: от крупного штрафа до лишения свободы на 15 лет, если взятку получили в особо крупном размере. Особо крупный размер — это значит больше миллиона рублей.
Многие считают, что достаточно сделать видео- или аудиозапись разговора со взяточником и это поможет привлечь его к ответственности. Но это не так. По российскому законодательству доказать вымогательство взятки с помощью самостоятельно сделанной видеозаписи не получится.
К сожалению, это только в кино можно записать на телефон чье-то предложение о взятке или признание в совершении преступления и этим отправить человека в тюрьму.
Дело в том, что получение и дача взятки — уголовное преступление. Значит, все доказательства по нему нужно собирать в строгом соответствии с законом.
Основным доказательством в случае со взяткой будет факт передачи взяточнику денег. Сам по себе разговор о взятке не преступление, даже если он записан с соблюдением всех процессуальных норм. Нет передачи денег — нет уголовной ответственности.
А если самому записать на видео, как вы передаете деньги автоинструктору, вы задокументируете собственное преступление — дачу взятки — и в этом случае рискуете сами превратиться в обвиняемого.
Лучше заявить о вымогательстве взятки в полицию. При наличии информации о том, что человек совершает преступление, сотрудник полиции будет руководствоваться ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В этом случае он может даже прослушивать телефонные переговоры предполагаемого взяточника и записывать любой разговор, не ставя его в известность.
Только на основании таких записей можно возбудить уголовное дело в отношении взяточника и представить их суду в качестве доказательств. А запись, которую вы сделали самостоятельно, не привлекая полицию и не заявляя о записи второму участнику диалога, считается сделанной с нарушением прав гражданина. Суд может счесть ее недопустимым доказательством.
Если в ходе уголовного процесса обвиняемый заявит о том, что запись неподлинная, не установлено ее время, место и обстоятельства, суд может исключить такую фонограмму из числа возможных доказательств.
В отдельных случаях суд разрешает принимать аудиозаписи, сделанные одним из участников разговора без уведомления второго, но только в случае, если запись касалась обстоятельств, связанных с отношениями между сторонами диалога. Например, вы заняли деньги другу под честное слово, без расписки, но он отказался их возвращать. А вы записали телефонный разговор, где обсуждали возврат займа, и предоставили его в суд как доказательство того, что заем был на самом деле.
Но если запись будет касаться вопросов частной жизни — ее могут не принять в качестве доказательства.
Что делать со взяточником
Самостоятельно собирать доказательства не нужно. Вы потратите время и силы, а все, что соберете, может оказаться бесполезным.
Если вы действительно хотите привлечь автоинструктора к ответственности, спросите у него, делал ли он уже кому-то такое предложение. Инициатива о передаче денег не должна быть вашей, иначе вас же и обвинят в даче взятки.
Если инструктор готов обсудить условия, предложите сделать это позже в удобном месте. Но не пытайтесь получить доказательства сами, обратитесь в полицию. Вам расскажут, как поступить дальше.
В полиции объяснят, как разговаривать со взяточником: не предлагать деньги самому, но при этом узнать всю нужную информацию. Вам нужно будет задавать наводящие вопросы, а сотрудники полиции сами будут собирать доказательства.
Если дело дойдет до передачи взятки, вы будете отдавать не свои деньги, а специально меченые в полиции купюры. В этом случае вы будете свидетелем со стороны обвинения: придется давать показания, в том числе и в суде, участвовать в очных ставках.
Можно ли сдать экзамен в другой автошколе?
Конечно. Бояться мести со стороны других автошкол и автоинструкторов не стоит.
Но не торопитесь забирать документы и нести их в другую автошколу. Самая лучшая защита от взятки — это хорошая подготовка к экзамену.
Процесс сдачи внутреннего экзамена всегда фиксируется на видео. Если вы не согласны с действиями инструктора — обратитесь к руководству автошколы с просьбой о разборе ситуации. Руководство проведет проверку всех видеозаписей, по которым будет видно, умышленно вас ставили в проигрышные ситуации или виной тому слабая подготовка.
Постарайтесь как можно лучше подготовиться к экзамену. Возьмите несколько дополнительных уроков вождения по экзаменационному маршруту. Да, это стоит денег, но лучше заплатить за дополнительные занятия и сдать экзамен, чем потом еще раз проходить обучение в автошколе, если срок действия выданных ей документов закончится.
Изучите советы в соцсетях от других учеников, которые сдают маршрут вместе с вами. В Т—Ж уже писали, как в подготовке к экзамену по вождению могут помочь группы учеников во Вконтакте и других соцсетях.
В случае если вы считаете, что вас необоснованно ставят в проигрышную ситуацию, обратитесь с жалобой к руководству автошколы. Они изучат запись и сделают выводы.
Если решение автошколы вас не устроит — можно обжаловать его в Роспотребнадзоре или в суде.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.