если ип берет на работу сотрудника что нужно делать 2021
Как ИП нанять работника в 2021 году
Статус «индивидуальный предприниматель» совсем не означает, что он может работать только в одиночестве.
Первый, более выгодный вариант: заключать договора гражданско-правового характера (ГПХ) с физ.лицами, с другими ИП или физ.лицами — плательщиками НПД без статуса ИП (самозанятыми).
Второй вариант — заключить трудовой договор, другими словами «принять работника в штат».
Это создает дополнительную ответственность, дополнительную работу и затраты, но часто трудовой договор — это единственный выход.
Например, с продавцом в магазине не может быть заключен договор ГПХ, только трудовой договор.
ИП, который планирует нанять работника по трудовому договору, необходимо оценить следующие моменты.
Составление и ведение кадровых документов
При найме первого сотрудника необходимо разработать локальные (внутренние) кадровые документы:
Можно отказаться от локальных документов, если все условия включить в трудовой договор.
Обеспечение места работы и необходимого оборудования
В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан выплачивать заработную плату, обеспечить место работы, условия труда, предоставить необходимое оборудование и инструменты
Заработная плата и другие обязательные выплаты
ИП из своего кармана платит сотруднику заработную плату, отпускные выплаты, а так же первые 3 дня болезни (последующие дни оплачиваются за счет Фонда социального страхования).
Заработная плата в соответствии с трудовым законодательством выплачивается не реже 2х раз в месяц.
Заработная плата не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). В 2021 году МРОТ установлен в размере 12 792 рубля.
Оплата отчислений с заработной платы
При выплате зарплаты из дохода работника удерживается налог на доходы физ.лиц (НДФЛ) — 13%, оставшаяся часть выдается работнику
Кроме НДФЛ ИП платит за свой счет отчисления в фонды:
В 2021 году действуют пониженные ставки страховых взносов для зарплат, выше МРОТ.С той части зарплаты, которая превышает МРОТ, действуют льготные тарифы:
Также уплачивается взнос в Фонд социального страхования на случай получения травмы на работе. Размер взноса зависит от вида деятельности и от класса профессионального риска, присвоенного этому виду деятельности.
Сдача отчетности
ИП без сотрудников сдает отчетность в соответствии с выбранной системой налогообложения (на общей системе — это НДС каждый квартал и 3-НДФЛ 1 раз в год, на упрощенке — одна декларация в год, на патенте и НПД отчетности нет)
У ИП, который нанимает сотрудников в штат, появляются новые обязнности по сдаче отчетности:
Ограничение по численности сотрудников
Ограничений именно для ИП нет. Есть органичения, которые зависят от системы налогообложения:
Соблюдение трудового законодательства
у ИП, который решил оформить сотрудника по трудовому договору, возникает дополнительная ответственность перед законом. А значит — возможны конфликтные ситуации и штрафы.
С 2021 года трудовое законодательство изменилось в связи с введением понятия удаленной работы, которой будет 4 вида.
Как принять сотрудника. Пошаговый план
1.Получить документы, необходимые для оформления работника:
2.Взять у будущего работника заявление на работу (не обязательно)
3.В течение 3х дней с момента начала работы заключить трудовой договор
4.Оформить приказ о приеме на работу и личную карточку работника
5.Если это первый сотрудник, нужно в течение 30 дней с даты заключения первого трудового договора зарегистрироваться в ФСС. Если не уложиться в срок — штраф 5 000 рублей. Если просрочка составит более 90 дней, штраф увеличится до 10 000 рублей.
6.Не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа о приеме, нужно предоставить по новому работнику отчет по форме СЗВ-ТД с записью о приеме.
Документы, необходимые для приема работника, размещены на официальном сайте Роструда
Заключение
Как видите, объем работы при оформлении работника в штат значительно увеличивается.
Поэтому помимо расходов на организацию работы, выплату зарплаты и оплаты налогов и взносов, нужно предусмотреть затраты на услуги кадрового специалиста или бухгалтера, который обладает опытом в ведении кадровой документации и составлении отчетности на работников.
Подписывайтесь на наши социальные сети:
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 16
Как ИП принять на работу сотрудника
Если бизнес растет, и вести его в одиночку уже сложно, предпринимателю приходится принимать на работу сотрудников. Но нужно помнить, что наемные работники — это дополнительные затраты и новые обязанности перед государством. Поэтому прежде чем взять на работу сотрудника, взвесьте все «за» и «против». В настоящей статье специалисты веб-сервиса «Контур.Эльба» помогут разобраться в вопросах, связанных с наймом работников.
Общий план действий при найме работника
Сразу оговоримся, что далее речь пойдет о привлечении сотрудников-россиян. Прием на работу иностранцев — это отдельный процесс, справиться с которым довольно непросто (см., например, «Как оформить работников из стран ЕАЭС и платить с их зарплаты налоги и взносы»).
Итак, если вы приняли решение о привлечении сотрудника, который является гражданином РФ, то последовательность действий будет такой:
Какой договор заключить с работником
С человеком, который будет выполнять для вас определенные работы (оказывать услуги) можно заключить трудовой или гражданско-правовой договор. Определиться с выбором договора поможет следующая таблица.
В каких случаях заключают
Работник систематически выполняет работу по определенной должности. Например, продает товар (продавец), охраняет склад (сторож), водит машину (шофер) и т.д.
Сотрудник нанимается для выполнения конкретной, ограниченной по времени, разовой задачи. Например, для проведения рекламной акции, ремонта офиса, разработки веб-сайта и т.д.
Работник выполняет распоряжения руководства по мере их поступления, соблюдает правила внутреннего трудового распорядка и график работы. Он лично выполняет свои рабочие задачи.
Заказчик не вмешивается в работу исполнителя, но может проверять промежуточные и итоговые результаты. Исполнитель может трудиться в любое удобное для него время. Он вправе привлекать третьих лиц для выполнения работы.
Какими кодексами регулируется
Трудовой кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Запись в трудовой книжке
Какие взносы платить за работника
На пенсионное страхование, на медицинское страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, «на травматизм».
На пенсионное страхование, на медицинское страхование, «на травматизм», если это прописано в договоре.
Социальные гарантии сотруднику
Регулярная выплата заработной платы, месячная зарплата не ниже МРОТ, оплачиваемый отпуск, выплата больничных и пособий, компенсации при увольнении.
Только те, о которых договорились с исполнителем при заключении договора.
Обратите внимание: не нужно оформлять гражданско-правовой договор только для того, чтобы сэкономить на взносах и сократить обязательства перед работником. Если по всем признакам ваши отношения с работником похожи на трудовые — заключайте трудовой договор. Замена одного договора на другой может привести к неприятным последствиям, если контролирующие органы или сам работник обратятся в суд. Так, если суд признает гражданско-правовой договор трудовым, придется перечислить взносы, заплатить штрафы, выполнить требования трудового законодательства (зарплата, отпуск, больничные и т.д.). Поэтому при выборе договора отталкивайтесь от роли работника в вашем бизнесе: какие у него обязанности, надо ли ему регулярно присутствовать в офисе и соблюдать график, можете ли вы назвать конечный результат его работы. Подробнее см. «Отличия между трудовым договором и договором ГПХ: как не ошибиться при оформлении «временного» сотрудника».
Оформление трудовых отношений: какие документы понадобятся
Кадровые документы, которые будут упомянуты ниже, составляются в том случае, когда ИП заключает с работником трудовой договор. Если вы оформляете гражданско-правовые отношения, то все эти документы не нужны.
Шаг 1. Получите от сотрудника следующие документы:
Если работник устраивается на работу впервые, оформите для него трудовую книжку и пенсионное свидетельство. Медицинский полис (полис ОМС) сотрудник оформляет самостоятельно.
Трудовая и медицинская книжки, справка об отсутствии судимости хранятся у вас, пока человек является вашим сотрудником. С воинского билета и документа об образовании снимите копии, заверьте своей подписью и печатью (при ее наличии), а оригиналы этих документов верните работнику. Паспортные данные работника нужно переписать, так как они понадобятся для заполнения кадровых документов и отчетов в госорганы, но хранить копию паспорта сотрудника запрещено.
О том, что вы взяли у работника трудовую книжку, сделайте запись в книге учета движения трудовых книжек. А покупку бланков трудовых книжек и их расход учитывайте в приходно-расходной книге.
Шаг 2. Попросите сотрудника написать заявление о приеме на работу. Это не обязательно, но на практике используется почти всегда.
Шаг 3. Оформите и подпишите трудовой договор. При его составлении нужно учитывать положения статьи 57 Трудового кодекса. Можно также использовать типовую форму. Трудовой договор необходимо оформить в двух экземплярах: один остается у работника, второй — у вас.
Шаг 4. Ознакомьте работника с локальными актами, если они есть. К таким актам относятся следующие документы: правила внутреннего трудового распорядка, положение об охране труда, положение о коммерческой тайне, должностные инструкции и другие. Можно отказаться от оформления локальных актов и включить все необходимые условия в трудовой договор.
Шаг 5. Оформите приказ о приеме на работу. Дата приказа не может быть раньше даты заключения трудового договора. С приказом необходимо ознакомить работника под роспись.
Шаг 6. Оформите личную карточку работника. Удобнее распечатать ее на тонком картоне или плотной бумаге.
Шаг 7. Сделайте запись в трудовой книжке в течение недели со дня заключения трудового договора.
Оформление недостающих документов: СНИЛС и трудовая книжка
Если у человека, который оформляется на работу впервые, нет трудовой книжки и пенсионного свидетельства, то ваша задача их оформить.
Пенсионное свидетельство (СНИЛС)
СНИЛС — это страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Он указывается на пенсионном свидетельстве (зеленой карточке, которую выдает Пенсионный фонд). СНИЛС должен быть у каждого работника, так как этот номер нужен для составления отчетности. Чтобы оформить пенсионное свидетельство на работника, нужно предпринять следующие действия:
Трудовая книжка
Трудовую книжку нужно оформить в течение недели со дня приема сотрудника на работу. Алгоритм действий такой:
Сообщение в ФСС о найме первого работника
С 2017 года индивидуальные предприниматели обязаны сообщать о найме первого сотрудника только в ФСС. Это нужно сделать в двух случаях:
Зарегистрироваться в ФСС нужно в течение 30 календарных дней после подписания договора с работником. Если не успеть, то ИП-работодателю грозит штраф, размер которого зависит от периода просрочки. Штраф в размере 5 000 рублей придется заплатить в том случае, если просрочка составила менее 90 дней. Если же опоздать с подачей документов на больший срок, то величина штрафа увеличится до 10 000 рублей.
Для регистрации в ФСС в качестве страхователя понадобятся:
До 2017 года ИП сообщали о найме работников не только в ФСС, но и в ПФР. Но с 2017 году уплата страховых взносов контролируется налоговой службы, поэтому Пенсионный фонд перестал регистрировать ИП-работодателей. Единственный вид страховых взносов, который не перешел под контроль налоговиков, — взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (взносы на «травматизм»). Их по-прежнему нужно перечислять в Фонд социального страхования. Именно для этой цели предприниматели должны зарегистрироваться в ФСС в случае найма на работу сотрудника.
Что будет, если всего этого не делать?
Выше мы перечислили лишь основные действия, которые нужно совершить при найме работников. Помимо этого у ИП-работодателя появятся и другие обязанности. Например, провести спецоценку условий труда на рабочих местах, вести график отпусков и табель учета рабочего времени, вовремя выдавать зарплату, оплачивать отпуска и больничные.
Есть мнение, что соблюсти все перечисленные выше правила нереально, а оформление кипы документов при приеме работников — пустая трата времени. Однако нужно помнить о том, что если контролирующие органы обнаружат нарушения трудового законодательства, то штраф для ИП будет большим. Вот несколько примеров:
Обратите внимание: недавно зарегистрированные предприниматели (или их бухгалтеры) могут в течение года бесплатно пользоваться специальной бухгалтерской программой для ИП. Это веб-сервис «Контур.Эльба», который позволяет вести учет доходов и расходов, рассчитывать сумму фиксированных взносов и налоги при УСН и ЕНВД, готовить отчетность и сдавать ее через интернет. Бесплатно работать в программе могут те ИП, с даты регистрации которых в качестве предпринимателя до регистрации в «Контур.Эльбе» прошло менее трех месяцев.
Оформление нового сотрудника на работу требует немалой проницательности. Ведь для этого важно знать, есть у работника стаж или нет, перешел он на ЭТК или остался с бумажной трудовой. К сожалению, работники не всегда могут дать достоверный ответ. А иногда не хотят. Как получить нужную информацию из представленных документов? Можно ли потребовать от сотрудника принести что-то еще?
Как понять, что новый работник только начал трудовую деятельность в 2021 г.
Юный возраст вовсе не показатель отсутствия стажа. И напротив, человек в самом расцвете сил может действительно не иметь трудовой книжки, а вовсе не скрывать ее от вас из-за неприглядной трудовой биографии. Как же отличить работников без стажа от тех, кто вам просто не предъявил трудовую книжку при трудоустройстве?
Сразу оговоримся, что речь идет о приеме нового сотрудника на основное место работы в «очном» формате. Трудоустройство совместителей и дистанционных работников мы в этой статье не затрагиваем.
Итак, при заключении трудового договора человек не принес ни трудовую книжку, ни сведения о трудовой деятельности (по форме СТД-Р или СТД-ПФР). Трудовой кодекс допускает подобное в двух случаях:
— во-первых, если человек устраивается на работу впервые ;
Поэтому, если у вас нет ни сведений о трудовой деятельности, ни трудовой книжки, ни заявления о ее утрате и ничего из этого представлять вам работник не намерен, считайте его трудоустраивающимся впервые. Даже если перед вами человек пенсионного возраста. Но на всякий случай уведомьте его, что, если впоследствии трудовая книжка все-таки найдется, вносить в нее записи вы уже не сможете.
Поскольку права выбора формы ведения трудовой книжки у вашего нового сотрудника нет, то и заявление ему писать не нужно. А значит, и строка формы СЗВ-ТД «Подано заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности», в которой проставляется дата подачи заявления о выборе электронной формы ведения трудовой книжки, останется пустой.
Если новый работник со стажем
Такой работник мог до трудоустройства к вам:
— или решить продолжать ведение бумажной трудовой книжки;
— или перейти на ЭТК;
— или не сделать никакого выбора и остаться с бумажной трудовой книжкой.
От этого будут зависеть ваши действия при оформлении нового сотрудника на работу. К сожалению, работники не всегда могут с уверенностью сказать, подавали они заявление о выборе формы ведения трудовой книжки или нет. А если подавали, то какой выбор сделали. Но это можно выяснить. Опираться, конечно, нужно на документы, а не на слова работника. Правда, и их не стоит оставлять без внимания, ведь не исключено, что предыдущий работодатель допустил ошибку.
Но исправить допущенную ошибку не только можно, но и нужно. Бывший работодатель должен будет подать форму СЗВ-ТД, в которой отменит ошибочно поданные сведения о получении заявления о переходе на ЭТК. А в трудовой книжке он же напишет, что запись о подаче такого заявления недействительна, и внесет запись об увольнении.
Трудовая книжка. Если в трудовой есть запись о переходе на ЭТК, вам не нужно вносить в нее запись о трудоустройстве и за ее хранение вы уже не отвечаете. Поэтому определите на основании предъявленной вам трудовой книжки, а также данных формы СТД-Р стаж на момент трудоустройства к вам и верните трудовую работнику.
Форма СЗВ-ТД. Что касается формы СЗВ-ТД на нового работника, то в ней вам нужно будет сделать только запись о приеме на работу.
А вот заполнять строку «Подано заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности» не нужно. Да, в бланке СТД-Р, который вам предъявил работник, указана дата подачи работником заявления о переходе на ЭТК. Но это заявление он подавал не вам, а другому работодателю. Сведения о выборе работника уже есть в ПФР, дублировать их не нужно.
Отметим, что в таком случае наличие или отсутствие формы СТД-ПФР роли не играет.
Трудовая книжка. Поскольку от ведения бумажной трудовой книжки работник не отказывался, вам нужно сделать в ней запись о приеме на работу.
И неважно, как долго до этого человек не работал, к числу впервые устраивающихся на работу в 2021 г. он не относится.
А нужно ли делать записи в трудовой книжке, если сразу при трудоустройстве работник подал вам заявление о переходе на ЭТК и об отказе от ведения бумажной трудовой?
Форма СЗВ-ТД. В форме СЗВ-ТД, которую вам нужно будет подать не позднее следующего рабочего дня после издания приказа, вам нужно будет сделать в табличной части только запись о приеме на работу. И хотя ваш отчет будет первой формой СЗВ-ТД, представляемой в ПФР на этого человека, приводить в ней запись о последнем кадровом мероприятии по состоянию на 01.01.2020 по данным его трудовой книжки не нужно. В СЗВ-ТД каждый работодатель сообщает о своих кадровых мероприятиях. По состоянию на 01.01.2020 вас с этим человеком трудовые отношения не связывали, а значит, и отчитываться вам не о чем.
Если новый работник подал вам заявление о продолжении ведения бумажной трудовой или о переходе на ЭТК до представления вами формы СЗВ-ТД со сведениями о его приеме на работу, то данные о заявлении вы можете указать в этой же форме, чтобы не отчитываться по этому человеку еще раз по окончании месяца.
Новый работник мог также предъявить вам форму СТД-Р или СТД-ПФР. Однако их отсутствие никак не мешает трудоустройству.
И в случае если работник напишет вам заявление о выборе формы ведения трудовой книжки (на бумаге или в электронном виде), сообщите об этом в ПФР. Даже если ранее этот человек уже сделал выбор в пользу бумажной трудовой книжки, подача вами формы СЗВ-ТД с данными о новом заявлении не будет ошибкой.
Если работник сам хочет выяснить, писал ли он заявление или нет, предложите ему запросить сведения о трудовой деятельности в ПФР.
Сведения о своей трудовой деятельности по форме СТД-ПФР можно получить на бумаге, обратившись непосредственно в ПФР или в МФЦ, либо в электронном виде, запросив сведения через личный кабинет на сайте ПФР или через портал госуслуг . По Инструкции ПФР должен проверить поданные СЗВ-ТД и внести сведения на лицевые счета работников в течение 3 рабочих дней со дня получения . Поэтому, чтобы в форме СТД-ПФР наверняка была запись об увольнении с предыдущего места работы, запрашивать документ стоит не ранее 5 рабочих дней со дня оформления приказа об увольнении.
Форма СЗВ-ТД. Не позднее следующего рабочего дня после издания приказа о приеме вам нужно подать СЗВ-ТД с записью о приеме на работу.
Нужно ли ставить отметку о подаче заявления? В форме СЗВ-ТД со сведениями о приеме на работу может быть заполнена одна из строк о заявлении только в том случае, если новый работник до момента представления этого отчета написал вам заявление о переходе на ЭТК или о сохранении бумажной книжки.
А вот дату подачи работником заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки, указанную в форме СТД-Р или СТД-ПФР, предъявленной при приеме на работу, переносить в СЗВ-ТД не нужно.
Ситуация 4. Нет бумажной трудовой книжки, есть только СТД-Р или СТД-ПФР без информации о переходе на ЭТК.
Трудовая книжка. Если работник со стажем не перешел на ЭТК, то при трудоустройстве должен предъявить трудовую книжку. Если это невозможно из-за ее утраты, то у работника два варианта действий:
Если работник хочет приступить к работе, не дожидаясь оформления дубликата трудовой книжки, вы на основании его заявления должны будете оформить ему новую бумажную трудовую книжку. Не важно, что работник трудоустраивается к вам уже в 2021 г.
Форма СЗВ-ТД. Этот отчет с записью о кадровом мероприятии «Прием» нужно будет подать не позднее следующего рабочего дня после издания приказа о приеме на работу.
Напомним, если из представленных работником сведений о трудовой деятельности видно, что он уже подавал заявление о продолжении ведения бумажной трудовой, не переносите эту дату подачи заявления в свой отчет.
Возможно, что при приеме на работу ваш новый сотрудник сразу же написал вам заявление или о переходе на ЭТК, или о продолжении ведения трудовой книжки (если прежде он не сделал этого). Если это произошло до представления СЗВ-ТД, то дату подачи заявления стоит указать в этом же отчете, чтобы не пришлось снова сдавать СЗВ-ТД на этого человека по окончании месяца.
Ситуация 5. Нет бумажной трудовой книжки, есть только СТД-Р или СТД-ПФР со сведениями об увольнении и о переходе на ЭТК.
Выбор формы ведения трудовой книжки. Несмотря на то что вы не увидели трудовой книжки с записью о переходе на ЭТК, не доверять данным СТД-Р или СТД-ПФР у вас нет оснований. Поэтому вам нужно исходить из того, что новый работник сделал выбор в пользу ЭТК.
Законодатели приняли поправки, позволяющие оцифровать записи, сделанные в бумажной трудовой книжке до 01.01.2020 . Для этого человеку нужно будет обращаться с заявлением в ПФР. В результате добавления данных в запрошенной форме СТД-ПФР будет показана вся информация о трудовой деятельности за весь период работы, а не только с 01.01.2020. И потеря бумажной трудовой книжки будет не страшна. Пока же в форме СТД-ПФР приводят лишь сведения о том, у каких работодателей и в какой период до 31.12.2019 трудился работник. Эти данные основаны на персонифицированной отчетности, поданной работодателями .
Форма СЗВ-ТД. В представляемом в ПФР отчете не нужно указывать дату подачи работником заявления о переходе на ЭТК, которая приведена в форме СТД-Р или СТД-ПФР. Заполните только строку о кадровом мероприятии «Прием».
Если же на основном месте работы ваш новый совместитель написал заявление об отказе от ведения бумажной трудовой книжки и получил ее на руки, он может при трудоустройстве принести трудовую книжку вам. Но запись о приеме на работу вносить в нее не нужно.
А вот подать форму СЗВ-ТД на внешнего совместителя вам необходимо будет в любом случае. В строке с кадровым мероприятием «Прием» в графе 4 «Трудовая функция. » не забудьте указать, что сотрудник работает по совместительству.
подп. 2 п. 2.5 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ; п. 1.8 Порядка, утв. Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 N 730п.
Письма Минтруда от 14.12.2020 N 14-2/ООГ-18054, от 03.07.2020 N 14-2/ООГ-10180.
п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 N 225.
Письмо Минтруда от 07.10.2020 N 14-2/ООГ-15729.
п. 36 Инструкции, утв. Приказом Минтруда от 22.04.2020 N 211н.
Письмо Минтруда от 16.06.2020 N 14-2/ООГ-8465.
п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 N 225.
Письмо Роструда от 30.04.2008 N 1026-6.
п. 9 Правил, утв. Приказом Минтруда от 09.09.2020 N 585н.
ч. 6.1 ст. 2 Закона N 439-ФЗ; п. 2 ст. 12 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
п. 3.5.1 Порядка, утв. Приказом Минтруда от 20.01.2020 N 23н.