если касса заблокировалась что делать
Касса заблокирована. Чем это грозит?
Подписаться
на новости
Многократно отмечалось, что непрерывная передача чеков оператору фискальных данных – это идеальная конструкция, которая в реальности сопровождается нарушениями в подключении к Интернету. Производители касс заверяют: фискальный накопитель сохранит все чеки, и штрафа не будет. Мало кто из них упоминает о том, что на восстановление работы у владельца кассы есть только 30 дней, после этого ККТ будет заблокирована. И что делать в таком случае?
Что приводит к блокировке кассы
По своей сути, работу останавливает не касса, а фискальный накопитель, когда в нем появляются чеки, не переданные оператору дольше 30 дней. Тогда ФН перестает формировать фискальный признак – уникальный номер чека, который является его обязательным реквизитом. Кроме сбоев в Интернет-соединении, блокировка может произойти и по другим причинам.
Как разблокировать кассу
Разблокировка фискального накопителя и передача оставшихся на кассе чеков начнется, как только будут устранены нарушения. Еще раз напомним, что сделать это нужно в течение 30 дней, в противном случае владельцу грозит штраф за проведение расчетов без онлайн-кассы или применение ККТ, не отвечающей требованиям закона.
Чтобы избежать подобных ситуаций, достаточно отслеживать своевременную передачу чеков оператору фискальных данных в личном кабинете.
Как предотвратить блокировку онлайн-кассы
Читайте также
Переход ИП на самозанятость: выгоды и ограничения
Оформление сотрудников по договорам ГПХ: преимущества и подводные камни
Патентная система налогообложения изменилась с 2021 года: плюсы и минусы
Как выбрать чат-бота для бизнеса
Какие налоги платит ИП на общей системе налогообложения
Однако при использовании кассы могут возникнуть проблемы — например, на экране может появиться сообщение о том, что она заблокирована. Это значит, что она перестала пробивать чеки и отправлять данные о продажах в налоговую. В таком случае нужно остановить работу и устранить причины блокировки, иначе могут быть штрафы.
В статье расскажем, как избежать блокировки онлайн-кассы и что делать, если она случилась.
Из этой статьи вы узнаете:
Что такое онлайн-касса, кто должен ее установить и как с ней работать
Как продавец отчитывается за продажи перед налоговой. До 2017 года предприниматели использовали кассы с электронной контрольной лентой, которые не подключались к интернету. Приходилось вести журнал кассира-операциониста, куда заносились все данные о выручке. По нему налоговая проверяла доходы, отраженные в первичных документах.
С 2017 года появились онлайн-кассы. Они автоматизируют сдачу отчетов для бизнеса, и налоговая всегда получает полные сведения о том, сколько зарабатывает предприниматель.
Продавец обязан сформировать кассовый чек и выдать его покупателю после того, как получил деньги за товары или услуги. За каждую сделку он обязан отчитаться перед налоговой. Это касается как личных продаж, так и сделок в интернете (ст. 1.2 закона № ).
Передать чек клиенту можно в бумажном или электронном виде. Например, отправить на электронную почту, SMS-сообщением или по мессенджеру (письмо Минфина РФ № 03-01-15/101704). По чеку покупатель сможет вернуть деньги за бракованный товар, некачественную услугу, а также проверить, не уклоняется ли магазин от уплаты налогов.
Пример чека онлайн-кассы. В нем указаны реквизиты продавца, банк, номер терминала и смена кассира
Кто должен использовать онлайн-кассы. Онлайн-кассы ввели не сразу. Правительство постоянно давало отсрочки бизнесу на покупку и подключение касс нового типа. Последняя закончилась в этом году.
До 1 июля 2021 года без кассы могли работать ИП при таких условиях (ст. 2 закона № ):
Эта отсрочка касалась именно трудовых договоров, когда работника оформляют в штат. Договоры гражданско-правового характера (ГПХ) к ним не относились.
Например, ИП самостоятельно занимается изготовлением мебели, но иногда привлекает водителя для доставки заказов по договору подряда. До 1 июля 2021 года ИП устанавливать кассу было не нужно.
Есть виды деятельности, в которых вообще можно не применять кассу (ст. 2 закона № ). Вот некоторые из них:
Как работает онлайн-касса. После расчета с покупателем данные о пробитых чеках записываются на чиповое устройство, встроенное в кассу, которое называется фискальный накопитель (ФН). ФН по интернету мгновенно передает сохраненные данные оператору фискальных данных (ОФД), а оператор передает их в ФНС. Данные отправляются автоматически после формирования чека.
Оператор фискальных данных (ОФД) — организация, которая обрабатывает, хранит и защищает данные кассы на своем сервере. ОФД — посредник между ФНС и предпринимателем и помогает налоговой узнать о нарушениях со стороны продавца. Для работы ОФД должен получить разрешение на обработку фискальных данных (ст. 4.4 закона № ).
Как продавец работает с онлайн-кассой. Перед началом рабочего дня с онлайн-кассой нужно открыть рабочую смену — так продавец уведомляет ОФД. В момент расчета с покупателем продавец должен выдать кассовый чек. В конце рабочего дня нужно закрыть смену на кассе и сформировать отчет о закрытии смены.
Проверить кассу или фискальный накопитель на соответствие требованиям закона перед покупкой можно через реестр налоговой. Там же можно узнать, есть ли у ОФД разрешение на обработку фискальных данных, прежде чем заключать с ним договор на обслуживание.
Чтобы найти раздел с реестрами, нужно нажать на «Реестры» на главной странице. Скачайте нужный реестр, кликнув на кнопку «Загрузить»
В скачанном документе вы увидите данные о кассах, с которыми можно работать. Данные своей кассы, например ИНН изготовителя, вы найдете в ее паспорте. Если найдете данные своей кассы в этом реестре, можете спокойно с ней работать. В противном случае покупайте другую
Проверить кассу можно, не скачивая реестр. Спуститесь вниз по главной странице о ККТ, выберите модель аппарата и введите заводской номер, который указан в паспорте или на нижней части корпуса. Если появится такое же сообщение, как на скриншоте, касса поставлена на учет в налоговой
Если кассы нет в реестре, появится такое сообщение
Как бизнес должен обслуживать онлайн-кассу. Пользователь кассы должен менять фискальный накопитель и хранить его в течение 5 лет после замены (п. 2 ст. 5 закона № ). У ФН бывают разные сроки годности: 13, 15 или 36 месяцев. Он покупается отдельно от кассы и стоит от 7 тыс. рублей.
Каждый фискальный накопитель рассчитан на определенное количество записей, например на 250 тыс. Когда память переполнена, ФН также нужно менять, даже если его срок годности еще не закончился.
После покупки кассы и фискального накопителя нужно заключить договор с оператором фискальных данных. Стоимость обслуживания одной кассы у ОФД примерно 3 тыс. рублей в год. Еще онлайн-кассу нужно поставить на учет в налоговой. Сделать это можно в личном кабинете налогоплательщика в разделе «Учет ККТ». Для удаленной регистрации понадобится электронная подпись.
Из-за чего касса блокируется
Если данные о пробитых чеках не поступают в ОФД более 30 дней, в кассе блокируется фискальный накопитель (п. 1 ст. 4,1 закона № ). Без него работать с кассой не получится. Такое правило ввели, чтобы пресечь незаконную деятельность.
Данные могут не поступать в ОФД по нескольким причинам:
В течение 30 календарных дней касса будет работать в автономном режиме — данные о пробитых чеках будут храниться на внутренней памяти без отправки в ОФД. Когда 30 дней пройдут, фискальный накопитель заблокируется и пробивать чеки станет невозможно.
Чтобы снять блокировку, нужно возобновить отправку данных. Например, подключиться к интернету, оплатить услуги ОФД или заменить фискальный накопитель. Данные о пробитых чеках отправятся автоматически, и касса продолжит работать, как и раньше.
Чтобы избежать блокировки, нужно регулярно контролировать отправку данных в ОФД: лучше каждый день, но хотя бы раз в неделю. Это можно сделать, если сформировать в кассе отчет о текущем состоянии расчетов или отчет о закрытии смены. Если в поле «Количество непереданных ФД» стоит значение «0», значит, данные всех чеков поступили в ОФД и ОФД это подтвердил.
Еще посмотреть информацию о всех пробитых чеках можно в личном кабинете ОФД.
Отчет о закрытии смены с сайта оператора фискальных данных «СБИС»
Отчет о текущем состоянии расчетов с сайта оператора фискальных данных «СБИС»
За что налоговая может снять кассу с учета
Налоговая может снять кассу с учета в одностороннем порядке, то есть без заявления пользователя, по трем причинам (п. 8, 15, 16, 18 ст. 4.2 закона № ).
Причина № 1. Кассу исключили из реестра. Все кассы, с которыми можно работать в России, содержатся в специальном реестре ФНС. В нем указаны модель, идентификационный номер и другие сведения.
Нельзя работать с кассой, которой нет в реестре, иначе будет штраф: для ИП — от выручки, но не менее 10 тыс. рублей, для юрлиц — и минимум 30 тыс. рублей (п. 2 ст. 14.5 КоАП).
Если кассу исключили из реестра и налоговая прислала уведомление о снятии кассы с учета, предприниматель должен в течение 30 календарных дней предоставить в ФНС фискальный накопитель для считывания данных. Нужно показать налоговой возможные доходы с той даты, когда кассу исключили из реестра. Если не сделать этого в срок, могут предупредить или оштрафовать: ИП — от 1,5 до 3 тыс. рублей, организацию — до 10 тыс. рублей (п. 5 ст. 14.5 КоАП).
Вернуться в реестр можно, если устранить нарушения. Если прежнюю кассу не получится поставить заново на учет, придется купить новую.
Причина № 2. Закончился срок действия фискального накопителя. Например, предприниматель временно не работает, выключил кассу и забыл о том, что срок фискального накопителя заканчивается, или не перерегистрировал кассу после замены ФН.
Продлить срок действия ФН невозможно, даже если кассу не использовали. Его нужно менять, а затем перерегистрировать ККТ. О том, что фискальный накопитель нужно сменить, ОФД обычно сообщает пользователю заранее.
Если срок действия ФН истек более месяца назад, налоговая может снять кассу с учета в одностороннем порядке. Но она должна уведомить пользователя об этом минимум за месяц. В итоге у продавца есть пара месяцев, чтобы заменить фискальный накопитель (письмо ФНС № АБ-4-20/2278@).
В этом случае предоставить все фискальные данные в налоговую нужно в течение 60 дней после снятия кассы с учета. Чтобы возобновить продажи, нужно купить новый ФН и перерегистрировать кассу.
Причина № 3. ИП или организация прекратили свою деятельность. Если компания ликвидирована, подавать отдельное заявление на снятие кассы с учета не обязательно. Налоговая сделает это самостоятельно.
Что будет с кассой, если временно не работать
Иногда кассу не используют, когда останавливают деятельность. Например, в магазине идет ремонт или предприниматель временно не работает по личным обстоятельствам. Пауза может продлиться от недели до нескольких месяцев. В этом случае снимать кассу с учета и расторгать договор с ОФД не обязательно. Специально уведомлять кого-то о временном бездействии ККТ также не нужно.
Главное — отправить все данные о пробитых чеках в ОФД и получить подтверждение. Проверить отправку можно в личном кабинете ОФД или в отчете о текущем состоянии расчетов. А чтобы налоговая не стала подозревать, будто вы скрываете доходы, нужно каждый день, как обычно, открывать и закрывать смену. За время простоя вы ничего не продаете, значит, и штрафа за то, что не применяете кассу, не будет.
Что запомнить о блокировке онлайн-касс
© 1995–2021, ПАО БАНК «СИАБ». Базовая лицензия №3245 от 10.12.2019.
196 084, г. Санкт-Петербург, Черниговская ул.,
д.8, лит. А, пом. 1-Н
Что делать, если онлайн-касса заблокировалась
Онлайн-кассы оснащаются фискальным накопителем, передающим данные о коммерческих операциях в ИФНС через оператора фискальных данных. Принцип работы ККТ подразумевает блокировку ККТ, если в течение 30 дней и более данные не передаются. Что делать, если онлайн-касса заблокировалась, поговорим об этом далее.
Когда и почему касса может заблокироваться?
Говоря о блокировке фискального накопителя, а вместе с ним всего аппарата, подразумевается остановка системы: кассир не может сформировать ни один чек. Следовательно, продажи тоже не могут совершаться. Накопитель попросту прекращает формировать фискальные признаки – реквизиты для передачи в налоговую службу. Без них невозможен ни один бланк строгой отчетности или чековый документ.
Почему останавливается работа ККТ? Этого требует №54-ФЗ в новой редакции, устанавливающий возможный срок простоя 30 дней. Ровно месяц можно печатать чеки, не передавая данные о выручке в налоговую. Если в течение этого времени от ОФД, отвечающего за передачу данных о ваших продажах, не поступает информации, касса блокируется.
Исключением здесь является соответствие положению пункта 1 ст. 4.1. 54-ФЗ «Применение контрольно-кассовой технике в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальной информации».
Причины остановки передачи данных в налоговую
Разобраться с интернет-провайдером и оператором фискальных данных вы можете самостоятельно. А вот устранять неполадки в работе оборудования должен специалист. За помощью рекомендуется обратиться в центр технического обслуживания «САТ-ККМ», где вам предоставят бесплатную грамотную консультацию.
Что делать, как разблокировать фискальный накопитель?
Производитель техники советует сначала произвести диагностику и установить причины блокировки. Проще всего будет заново подключить интернет и восстановить соединение. Тогда накопленные данные с ФН отправятся налоговикам автоматически. И если ОФД подтвердит их передачу, накопитель тоже будет разблокирован автоматически. Не придется платить за ремонт или покупку новой техники.
Можно ли избежать блокировки?
Вы или ваш кассир значительно упростите себе работу, если перед началом смены будете проверять работу фискального накопителя. Сделать это можно, зайдя в личный кабинет вашего ОФД и проконтролировав поступление оповещений о работе каждой кассы. Если подтверждений не приходит, значит, следует связаться с оператором фискальных данных или проверить работу накопителя на месте. Кстати, можно подключить СМС-оповещения, что гораздо удобнее – в этом случае, вы точно не забудете проверить актуальные отчеты.
Очевидно: если вы прекратите применять онлайн-кассу в расчетах с клиентами, она будет заблокирована спустя 30 дней с момента прихода последнего подтверждения от оператора фискальных данных. Планируете паузу в торговле? Главное – отключить ККТ после того, как все чеки переданы в адрес ОФД, и от него получены подтверждения. Работу на такой технике можно будет продолжить в любой момент после включения, главное не просрочить действие фискального накопителя.
Ошибка «ККТ Блокирована»
При перерегистрации кассы с заменой фискального накопителя через сервисную утилиту «MSPOS-Expert» появляется сообщение «ККТ Блокирована», и печатается чек с сообщением «ФН зарегистрирован с другой ККТ. ККТ Блокирована». Такое сообщение появляется в том случае, если перерегистрация выполняется со старой версией приложения «MSPOS-Expert» и необновленной системой устройства.
Решение
1. Обновите приложение «MSPOS-Expert» до версии 1.20.48 через «Магазин приложений»;
2. На рабочем столе устройства нажмите кнопку Обновление устройства и выполните обновление системы до версии 1.8.6 ;
3. Выключите оборудование, извлеките новый ФН и установите старый;
4. Включите оборудование;
5. Откройте сервисную утилиту «MSPOS-Expert»;
6. В открывшемся окне введите пароль для входа (по умолчанию, пароль состоит из последних 4-х цифр серийного номера оборудования) и нажмите кнопку Вход ;
7. Откройте Статус → Статус → Состояние ФН ;
⚡ Если в строке Состояние ФН указан какой-либо другой статус, то выполните закрытие фискального накопителя и выполните перерегистрацию кассы с заменой ФН.
10. Скопируйте номер старого фискального накопителя;
12. Откройте Меню → Сервис и в параметре Заводской номер вставьте номер старого фискального накопителя, который ранее скопировали;
13. Нажмите кнопку Аварийное закрытие архива и подтвердите 2 раза;
14. Выключите оборудование, извлеките старый ФН и установите новый;
Блокировка онлайн‑кассы
По новому порядку применения контрольно-кассовой техники, если онлайн-касса более 30 дней не передает данные ОФД, фискальный накопитель будет заблокирован. Разберемся, что происходит с кассой и как ее разблокировать.
Что такое блокировка
Когда мы говорим о блокировке кассы, то фактически речь идет о блокировке фискального накопителя (ФН), который перестает формировать фискальные признаки на каждый фискальный документ.
Фискальный признак, в свою очередь, — это обязательный реквизит, без которого ни один чек или бланк строгой отчетности не будет сохранен в ФН и не может быть распечатан. Таким образом, когда блокируется фискальный накопитель, на кассе не получается сформировать ни один новый документ, и продажи останавливаются.
Почему блокируется ФН
В соответствии с 54-ФЗ фискальный накопитель прекращает формировать фискальный признак, когда в нем появляются чеки, на которые в течение 30 календарных дней не приходит подтверждение от оператора фискальных данных (ОФД).
Фискальный накопитель блокируется через 30 дней с момента получения последнего подтверждения на сформированный на кассе чек. Получается, в течение 30 дней касса может печатать чеки в автономном режиме без передачи данных в налоговую службу через ОФД.
Федеральный закон 54-ФЗ формулирует это так: «фискальный накопитель должен… исключать возможность формирования фискального признака для фискальных документов. в случае, если через 30 календарных дней с момента формирования фискального признака для фискального документа не будет получено подтверждение оператора для этого фискального документа (за исключением случая применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов)» (п. 1 ст. 4.1 54-ФЗ).
Чеки могут формироваться на кассе, но не отправляться в ОФД вследствие технических причин:
30 дней даются законом для устранения технических неполадок в передаче фискальных данных в ФНС через ОФД.
Как избежать блокировки ФН
Чтобы не допустить блокировки фискального накопителя, необходимо регулярно контролировать, что на все фискальные документы приходят подтверждения. Понять это можно по данным двух документов:
В обоих отчетах есть поле «Количество непереданных ФД». Если его значение «0», то все документы с кассы были отправлены ОФД и по каждому получено подтверждение оператора. Если же значение отлично от нуля, то в поле «Дата первого из непереданных ФД» нужно посмотреть, когда прекратилась передача документов.
Сформированные отчеты хранятся в личном кабинете оператора фискальных данных.
ФН заблокирован — что делать
Если заблокирован фискальный накопитель, сначала нужно устранить причины блокировки — например, восстановить подключение к интернету. После этого накопленные фискальные данные, не получившие подтверждения от ОФД, автоматически будут переданы оператору. Когда ОФД в ответ направит подтверждения, блокировка с ФН также автоматически снимется. Пользователю не придется ни менять ФН, ни совершать другие специальные действия. Далее касса сразу же сможет формировать новые фискальные документы и работать в штатном режиме.
ККТ не применяется — заблокируется ли ФН
Пользователи онлайн-касс часто спрашивают, заблокируется ли фискальный накопитель, если зарегистрировать кассу, пробить на ней несколько чеков, а затем выключить и не использовать более 30 дней. Здесь возможны два варианта.
Если кассу отключили после того, как она передала все документы в адрес ОФД и получила подтверждения на каждый документ, — ФН не будет заблокирован. Работу на этой кассе можно будет продолжить в любой момент (до истечения срока действия ФН).
Если кассу отключили до того, как на все документы были получены подтверждения от оператора, — ФН будет заблокирован спустя 30 дней с момента получения последнего подтверждения от ОФД.