если кассир выдал больше денег чем нужно
Что делать, если кассир передал клиенту крупную сумму?
Работаю в банке кассиром. Передала клиенту при совершении валютной обменной операции большую сумму, чем нужно было. Должна была дать 15 тыс. долл., а выдала по факту 20 тыс. долл. Звонила клиенту, он говорит, что сумма была верная, что он эти деньги уже отдал. По видеокамере было видно, что я действительно передала эти деньги этому клиенту, и что данные денежные средства он передал сразу же в кассе другому мужчине. Банк дал мне на подпись акт соглашения на возмещение ущерба работодателю, я его не подписала. Дело передали в полицию через четыре дня после факта передачи. В полиции сказали, что факта мошенничества нет. На работе график на новый рабочий месяц составили без меня. Поставили мне сначала выходные, а потом отпуск, который я не просила, который они будут проводить как отпуск без сохранения заработной платы. Являются ли действия руководства банка законными? Что делать в подобной ситуации? Чем мне это грозит?
В описанной ситуации работодатель должен был инициировать и осуществить проведение внутренней служебной проверки, в рамках которой кассир дал бы официальные объяснения по факту произошедшего. При выявлении факта передачи денежных средств клиенту представитель банка должен был связаться с клиентом, объяснить ситуацию и предложить вернуть излишне выданные деньги. Стоить отметить, что в данном случае отказ клиента грозит ему уголовной ответственностью, так как он незаконно присвоил чужие материальные ценности. Отказ в возбуждении уголовного дела работодатель должен обжаловать в прокуратуру.
Ответственность кассира в данном случае наступает в случае невозможности доказать вину клиента. При этом между работодателем и кассиром уже должен быть заключен договор о материальной ответственности. Акты на возмещение ущерба составляться не должны. Работодатель должен соблюсти порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, т.е. ознакомить его под подпись с результатами служебной проверки, приказом о привлечении его к ответственности и иными документами по факту произошедшего. При этом необходимо помнить, что согласно ст. 241 Трудового кодекса РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.
Отстранение работника от работы должно соответствовать требованиям ст. 76 Трудового кодекса РФ. Анализ данной статьи показал, что в рассматриваемой ситуации оснований для отстранения кассира не имеется. Работодатель не может отправить работника в отпуск вне графика отпусков и тем более отправить работника в неоплачиваемый отпуск.
Таким образом, в данной ситуации действия работодателя по отношению к работнику являются незаконными. Вина работника должна быть доказана в судебном порядке. Дополнительно хотелось бы отметить, что если работодатель не имеет желания уведомлять клиента о необходимости вернуть чужие денежные средства и добиваться возбуждения уголовного дела в случае отказа, то это может сделать сам работник. Работник имеет полное право обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.
Получил деньги по ошибке. Что делать?
Деньги приходят к нам разными путями, и, как правило, у людей не возникает вопросов, откуда и за что. Зарплата, выигрыш в лотерею или наследство – всё это ожидаемые или, по крайней мере, объяснимые поступления. Но иногда деньги сваливаются как снег на голову – неизвестно от кого или в большем размере, чем положено. Что делать в таком случае?
На счёт пришли деньги
Неожиданное пополнение банковской карты или текущего счёта из неизвестного источника – веский повод для выяснения обстоятельств произошедшего. Если с вами связался отправитель и сообщил об ошибочном перечислении, то правильным будет вернуть деньги по реквизитам поступившего перевода.
Ошибка при перечислении средств вызывается, как правило, невнимательностью при указании номера карты.
Реже это случается из-за сбоя банковских систем. Если деньги ушли не туда по вине отправителя, то ни его банк, ни банк получателя не будут предпринимать каких-либо мер. Отозвать перевод, если средства уже зачислены на счёт, банк не может.
Возможно, при незначительной сумме ошибочно перечисленных денег отправитель только чертыхнётся и не будет ничего предпринимать. Но если он этого просто так не оставит, то получателю грозит суд, обвинение в незаконном обогащении и обязанность вернуть ошибочно полученные деньги (ст. 1102 ГК РФ).
Кто-то пополнил баланс телефона
Аналогичная ситуация может произойти в отношении телефона, когда на его баланс падают деньги неизвестного происхождения. Как правило, это сумма не очень большая, но тем не менее правильным будет её вернуть. Отправитель может попробовать сделать это самостоятельно через оператора связи, если это предусмотрено правилами последнего.
Другой вариант – ошибочно пополнивший баланс вашего телефона выходит на связь и просит вернуть ему деньги, например положить на его номер такую же сумму. Если этого не сделать, то может последовать обращение в суд с требованием вернуть средства.
Банкомат выдал больше, чем надо
Нечасто, но бывают ситуации, когда банкомат выдаёт больше, чем было запрошено держателем карты. Это может быть результатом технического сбоя, реже – ошибки специалиста при загрузке банкнот в устройство.
Если полученная на руки сумма больше, чем была запрошена и указана в чеке, радоваться упавшей с неба халяве не стоит.
Банковская система зафиксирует, по какому пластику были выданы деньги сверх запрошенного. Поэтому при возникновении такой ситуации правильным будет позвонить по телефону «горячей» линии и рассказать о случившемся. Скорее всего, держателю дебетовой или кредитной карты, например, Сбербанка предложат обратиться в отделение финучреждения с полученными по ошибочной операции деньгами.
Если этого не сделать, то банк натравит службу безопасности и обратится в суд. Свою правоту финучреждение докажет без проблем. При этом придётся возвращать не только полученные сверх положенного деньги, но и оплачивать проценты и судебные издержки.
Кассир ошибся
Если кассир выдал сдачу больше, чем полагалось, а покупатель покинул магазин и обнаружил лишние деньги позже, то почти со 100%-ной вероятностью его уже не смогут вычислить. В этой ситуации на первое место выходит не страх перед возможным наказанием, а то, насколько мучает совесть. Конечно, правильным будет вернуть разницу, поскольку в противном случае пострадает кассир, которому придётся из своего кармана возмещать недостачу.
Выдали зарплату больше положенного
В апреле 2018 года показательный случай произошёл в компании Samsung, сотрудникам которой планировалось выплатить дивиденды по акциям. Трейдер брокерской фирмы Samsung Securities ошибся, и вместо 1000 вон за акцию (примерно 0,9 доллара США) перечислил каждому по 1000 акций. Сработал так называемый «эффект толстого пальца».
В результате работники неожиданно обогатились на гигантскую сумму – 105 млрд долларов. Ошибку обнаружили через полчаса. За это время 16 предприимчивых акционеров успели продать бумаги по рыночной цене и заработать примерно 185 млн долларов. Итог: все участники инцидента попали в поле зрения южнокорейского финансового регулятора.
Если работнику выплачена зарплата выше положенной из-за:
то в соответствии со ст.137 ТК РФ разница может быть взыскана путём удержания из зарплаты соответствующей разницы.
В других случаях, например при двойном начислении «правильной» зарплаты, администрация вправе лишь предложить сотруднику вернуть «лишние» деньги. И если он этого не сделает, то однозначно проиграет в суде.
Бывают в жизни такие прекрасные мгновения, когда на тебя сваливаются незапланированные деньги. Но если это не внезапное наследство или подарок от тайного поклонника, а чья-то ошибка, то спешить радоваться не стоит. В такой ситуации надо действовать, а как именно – вы уже знаете.
Как избежать штрафа, если кассир ошибся?
Что бывает, если продавец забыл выбить чек или по ошибке обозначил в чеке меньшую сумму? В этой ситуации фактическая выручка магазина превышает выручку, о которой ФНС знает по сведениям с кассы. У налоговой появляется основание считать, что вы не применяли онлайн-кассу. Узнайте, как действовать кассиру в разных случаях и скачивайте шпаргалку.
Штраф за неприменение ККТ обозначен в п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. ИП штрафуют на четверть суммы, проведенной без кассы, но не меньше 10 тыс. рублей. Штраф для юрлиц составит три четверти суммы расчета, проведенного без ККТ, но не меньше 30 тыс. рублей. Неоднократные нарушения караются приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Чтобы избежать штрафа, нужно самостоятельно выявить и устранить ошибку до того, как о вашем нарушении узнает ФНС. Если налоговая уже выявила факт неприменения онлайн-кассы, придется не только исправить ошибку, но и заплатить штраф.
Исправление ошибки заключается в том, что кассир оформляет соответствующий чек, и ФНС получает его от кассы. Тип чека зависит от причины ошибки и от того, присутствует ли покупатель в момент исправления ошибки. Шпаргалка для скачивания.
Какие ошибки может совершить кассир и что делать
При расчете не применили ККТ. Например, касса не работала из-за отключения электричества или продавец провел оплату через эквайринговый терминал и забыл создать кассовый чек.
Создайте чек коррекции
Если ФНС уже зафиксировала факт нарушения и прислала вам предписание, коррекция происходит иначе и от штрафа она не защищает.
Создавайте чеки коррекции, чеки при продажах, возвратах, авансовых платежах. Попробуйте бесплатно один месяц.
Расчет был через ККТ, но сумма в чеке отличается от полученной. Кассир пробил неверную сумму, например 100 рублей, а получил 500 — в кассе возникла неучтенная выручка. Продавец мог указать не тот способ оплаты или несколько раз отбил один и тот же чек, потому что касса замяла чековую ленту.
Создайте чек «Возврата прихода»
Обычно кассир создает такой чек, когда покупатель возвращает товар.
Если покупатель присутствует при оформлении
Если покупатель ушел
Расчет был через ККТ, но сумма чека оказалась больше суммы оплаты. Например, кассир указал в чеке 500 рублей, а получил 100 — в кассе недостача.
Чек не нужен
Недостача не оформляется чеками, ФНС не считает эту ситуацию нарушением и санкций не применяет.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Нашли деньги или получили лишние в кассе: как быть
Гуляя по улице либо по торговому центру, нашли деньги? Кассир или банкомат выдал вам их больше, чем положено? Деньги надо вернуть их собственнику. Однако как правильно действовать, если вы не знаете, кому они принадлежат?
И что будет, если их оставить себе?
Если нашли деньги на улице
В таком случае о находке надо заявить (на выбор) :
— в милицию;
— исполком (администрацию района в городе);
— местный Совет депутатов.
Это можно сделать как устно, так и письменно.
Если вы решите обратиться с письменным заявлением, также укажите в нем всю информацию о находке.
Предпринимать какие-либо еще действия, например давать объявление в СМИ,
не надо.
Если нашли деньги в помещении или в транспорте
Их надо передать соответственно представителю:
— владельца этого помещения. Полагаем, это может быть начальник охраны либо администратор торгового центра;
— владельца транспорта. Например, водителю.
Если деньги оставить себе
Сделать так без последствий нельзя. Найденные деньги — это чужое имущество. Оставить их себе и никуда не сообщать — значит присвоить деньги. А за присвоение найденного имущества предусмотрена ответственность.
Обратите внимание!
Привлечение к ответственности за присвоение найденных денег не освобождает от обязанности вернуть их сумму владельцу.
Если лишние деньги выдал кассир в банке или банкомат
Эти деньги вы получили неосновательно. Их надо вернуть. И чем быстрее, тем лучше. Так, если банкомат выдал лишнюю купюру, рекомендуем связаться с банком, которому принадлежит банкомат, сообщить о сложившейся ситуации и затем вернуть деньги.
Обратите внимание!
В банке или у банкомата устанавливаются видеокамеры. В связи с этим найти человека, который получил лишнюю сумму, как правило, не так сложно.
Как быть, если в магазине неправильно дали сдачу, а покупатель не сразу заметил?
Адвокат, председатель коллегии адвокатов «Бурцева, Агасиева и партнеры»
Очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда продавец неправильно рассчитал вас на кассе и этот факт вы обнаружили только дома. Несмотря на то, что вы желаете обвинить кассира в умышленном обмане, может быть, его действия не связаны с противоправным поведением. Работа кассира связана с людьми и деньгами, поэтому сложная и ответственная, и возможность простой ошибки не исключается.
Не вступайте в конфликты, а просто разберитесь спокойно в сложившейся ситуации. Попробуйте урегулировать всё мирным путём. Необязательно сразу писать претензию или обращаться во все инстанции. Просто, не теряя времени, возвращайтесь в магазин и обосновывайте свои требования. Если над кассой не установлена камера видеонаблюдения и у вас нет никаких доказательств того, в чём вы обвиняете сотрудника магазина, например, нет свидетелей, которые могли присутствовать при совершении покупки, нельзя выяснить, действительно ли вы давали ту или иную купюру, то никаких последствий не будет ни для вас, ни для продавца.
Конечно, все сотрудники магазина обязаны знать и руководствоваться законом «О защите прав потребителей» и понимать всю ответственность за его нарушение. Если продавцы хотят избежать скандала и обвинений, берегут свою репутацию и если сумма небольшая, то они могут решить проблему, возместив ущерб на месте. Если же кассир сомневается в неправильности выданной сдачи, то вызывает руководство магазина, при котором происходит пересчёт кассы, чтобы убедиться в правоте покупателя. Для этого не обязательно иметь чек, но необходим сам товар и целостность ценника на упаковке товара. Если мирным путём проблему не удаётся решить, а вы сталкиваетесь с негативным восприятием ситуации, то необходимо обращаться в Роспотребнадзор и готовить претензию, чтобы в дальнейшем обращаться за защитой в судебные органы. Возможна ситуация умышленности действий продавца, что может квалифицироваться понятием «мошенничество» и регулироваться Уголовным кодексом РФ. Тогда покупателю следует обратиться в Управление по борьбе с экономическими преступлениями, Торговую инспекцию, департамент потребительского рынка.
Однако знать законы и понимать ответственность необходимо не только продавцу, но и покупателю. Элементарные правила говорят о том, что покупатели должны сами контролировать соблюдение своих прав при покупке товаров. Нередко жертвами обмана или мошенничества покупатели становятся по собственной вине.
Для того чтобы избежать потери своего времени и денег, достаточно проверять сдачу, не отходя от кассы, проверять чек и соответствие его цене оплаченного товара, обращать внимание на ценники, взвешивать весовые товары на контрольных весах и просто быть внимательным и осмотрительным.