если клянешься и говоришь неправду что будет
Какая опасность подстерегает православного человека, когда он клянется
Почему нельзя клясться
Человек часто использует клятву, чтобы уверить кого-то в своих словах. Но к сказанному нужно относиться осторожнее и серьезнее. Следить за своей речью, и думать о высказываниях. Слово имеет вес, и оно может влиять на судьбу человека.
Смысл клятвы можно найти в Священном Писании, которое объясняет почему она вредна для православного человека. Когда человек вспоминает небеса, то он клянется престолом Божьим, на которое не имеет прав. Землей – это опора под ногами Бога, а если Иерусалимом, то местом, где прожил свою жизнь Христос. Нельзя клясться даже своей головой, потому что человек не может влиять на цвет волос только одним желанием.
Лучше просто говорить «Да» или «Нет», потому что остальные слова идут от лукавого.
Древним людям было сказано Иисусом Христом: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
Нельзя клясться дорогими для сердца людьми, алтарем, Богом, потому что они не находятся под властью человека, который ее дает. Он ими не владеет, и не может распоряжаться. Об этом и говорит Господь, когда просит не произносить клятву.
Как убрать обеты, клятвы и зарекания из своей жизни нынешней и прошлой.
Во имя Я Есмь то что Я Есмь, во имя свободной Воли моей Души, отменяю обеты прошлых жизней, которые дала вольно или невольно, осознанно или неосознанно. Тем самым разъединяю любые клятвы мученичества, самопожертвования, бедности, безбрачия или молчания, которые я возможно дала во всех направлениях времени. Я отменяю любые отрицательные эффекты этих клятв отныне и навсегда! Пусть это исцеление пройдёт через все уровни и все тела, через все мои жизни, в том числе и эту жизнь, пусть снимется всякий вред причинённый связями и ситуациями и пусть это исцеление придёт в сегодня, в сейчас! Такова свободная Воля моей Души! Да будет так!
ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ОБЕТОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРОШЛЫХ ЖИЗНЕЙ
Возможно, в прошлых жизнях вам приходилось давать клятвы и обеты (например, монашеские).
Самым распространенными из них являются обеты послушания, нестяжательства, безбрачия, целомудрия, самопожертвования, и молчания. Пока вы от них не освободитесь, они будут преследовать вас и создавать проблемы в разных сферах вашей нынешней жизни. Никто не сможет стать по-настоящему свободным, пока над ним тяготеют обязательства прошлых жизней. Не угнетают вас только те обеты, которые вы выбираете сами и даете самим себе. И даже в этом случае время от времени возникает необходимость их пересмотреть, чтобы понять, насколько они соответствуют теперешнему этапу вашего развития.
Чтобы снять с себя все обеты и обязательства и избавится от их влияния на вашу нынешнюю жизнь, призовите Архангела Разиила, который помогает очиститься от последствий прошлых жизней. Выполняя эту процедуру для себя, уверенно произнесите:
«Архангел Разиил, приди мне на помощь, поскольку я твердо решила отречься от когда-либо данных мной обетов страдания, самопожертвования или самобичевания. Я не желаю больше страдать от последствий этих обязательств. Отныне и вовеки!
Затем произнесите эти слова и в отношении других обетов (нестяжательства, безбрачия и так далее)».
«Молитва-освобождение от блокирующих обетов и клятв
Свет изначальный! Великая мать! Жива-матушка! Высшие светлые Иерархии, я обращаюсь к вам за помощью и прошу очистить и освободить меня от блокирующих меня обетов, зароков, обещаний, аскез, самопорч, самопроклятий — которые были созданы, произнесены, приняты в мыслях или в письменном виде в этой жизни и других воплощениях.
Я прошу освободить меня от принятых мною добровольно или насильно программ одиночества, аскетизма, бедности, бездетности, безденежья, безбрачия, блокирование чувств во время интимной близости, программы не иметь свое жильё, не жить постоянно в одном месте, дабы не привязываться ( можно добавить своё актуальное).
Владыки Кармы планеты Земля, ангелы-хранители и архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил, Задкиил, Уриил, Метатрон- распутайте кармических перекрутки, привязки, очистите меня: физическое тело и тонкие тела от блокирующих энергетических программ чужеродных и моих личных, которые тормозят, сковывают меня и создают препятствия к реализации, развитию и здоровой полноценной жизни здесь и сейчас! Я снимаю с себя все обеты женщин и мужчин моего рода принятые в этой и прошлых жизнях на программы и сценарии одиночества, аскетизма, бедности, бездетности, отсутствия чувств во время интимной близости, безденежья, безбрачия, не иметь свое жильё, не жить постоянно в одном месте, дабы не привязываться( добавить своё актуальное).
Владыки кармы планеты Земля я прошу очистить все мои тела тонкие и физические от последствий прежних обетов, зароков, самопроклятий, самопорч, блокирования чувств на любовь и самопрограммирование бесплодия, блокирование чувств во время интимной близости, одиночества, безденежья, не иметь своего жилья, и не жить постоянно в одном месте дабы не привязываться ( добавить актуальное).
Я прошу хранителей Рода помочь и освободить меня и мой Род от всех сценариев, которые негативно появляются в моей жизни и всех моих близких здесь и сейчас!
Я Преклоняюсь и благодарю Свет Изначальный, Великую мать, Живу-Матушку, Все Высшие светлые иерархии, Владык кармы планеты Земля, архангелов, ангелов и всех хранителей Рода. Процесс трансформаций принимаю здесь и сейчас, здесь и сейчас, здесь и сейчас. Да будет Так!»
Читать рекомендую вслух осознанно проговаривая каждое слово — прочтений за раз от 3 до 12. В идеале данную молитву взять на 40 дней ежедневного прочтения
Чем угрожает клятва православному человеку
Говорить, а тем более клясться, нужно осмысленно, потому что она несет опасность. Клятва для православного человека – это грех, если он не может ее выполнить. В Священном Писании сказано, что если дал клятву, то постарайся ее быстро исполнить, потому что Господь ее спросит с дающего человека. В обратном случае он получает наказание за несдержанное слово, причиняя себе вред.
Суть сводится к тому, что человеку не придется отвечать за свои слова, и брать грех на душу, если вовремя будет исполнять обещанное. Но можно и не клясться, ведь если человек говорит правду, то никакие подтверждения или убеждения ему не нужны. Главное – оставаться честным человеком перед собой, Господом, и людьми.
ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕННЫХ КЛЯТВ
Не давайте клятвы и никогда не божитесь кем-то и чем-то! Совершенно недопустимы клятвы детьми, клятвы на крови и любые иные клятвы. Поскольку последствия нарушенных клятв могут быть страшными.
Никогда не пытайтесь «торговаться» с Богом таким образом: «Если ты, Господи, поможешь мне в том-то, то я клянусь впоследствии…» и т.д. Никогда не клянитесь Богом, своими детьми или здоровьем, что вы, мол, впредь никогда не сделаете чего-то (не напьётесь, не измените, не будете воровать и т.д.), поскольку Высшие Силы сделают всё, чтобы вы нарушили свою клятву. И затем накажут вас за самоуверенность и за богохульство.
Процитирую строки из письма, в которой описывается данная проблема: «Владимир Петрович, когда я проходила учёбу, всякий раз перед экзаменами впадала в панику от страха. Плакала, молилась, просила о помощи, чтобы сдать экзамен «за любую плату», «за любую любовь». Не от этого ли проистекает моя нынешняя неудовлетворенность жизнью, собой? Я не ощущаю любви, да и сама не могу любить так, чтобы за любимого отдать жизнь».
Предположение автора письма может быть истинным. Всякие просьбы, молитвы, клятвы, обращения к Господу, сказанные в минуты душевного потрясения или сильного эмоционального накала, могут впоследствии выйти вам боком. Если вы страстно «торгуетесь» с Господом («дай мне то, а взамен лиши меня этого», «пусть лучше я заболею, нежели он», «если сейчас мне поможешь, обещаю никогда впредь не делать так-то» и т.п.), вы можете получить желаемое, но вас непременно накажут за подобное проявление слабоволия. Клятва — это акт слабоволия. А если воля ваша слаба, вам предоставят кармические уроки для ее укрепления через испытания. Все просто.
Если даже вы будете изо всех сил стараться не делать того, чего не делать пообещали Господу, Высшие силы непременно создадут такие условия, при которых вы будете вынуждены нарушить свою клятву. А после, разумеется, последует возмездие и последствия. Например, женщина обращается к Богу с мольбой: «Боже, сделай так, чтобы муж не узнал о моей неверности, а я клянусь здоровьем (или чем-то ещё), что впредь больше никогда не буду ему изменять!» В результате муж на этот раз удивительным образом не заметит своих рогов, но вскоре Высшие силы хитроумно подведут женщину к очередной измене, и тогда уж она получит своё сполна: и муж даст ей пинок туда, куда следует, и здоровье свое она потеряет. Согласно своему договору.
Всякий торг с Господом — это проявление слабоволия и страха перед каким-то испытанием или наказанием, но подобные слабости «там наверху» не приветствуются, и расплата бывает неизбежной. Не обманывайте себя! Если вы пытаетесь доказать человеку, что чего-то не делали, и начинаете клясться, то это, в принципе, допускается, однако лишь в том случае, если вы говорите правду. Если же вы лжёте и пытаетесь произвести на кого-то впечатление своей «крутой» клятвой, вас обязательно накажут, поэтому не рискуйте такими вещами.
Далее я приведу письмо, в котором достаточно убедительно рассказывается о негативных последствиях «торга с Господом». «Здравствуйте, Владимир Петрович! Я хочу попросить у Вас помощи для своей мамы и для моего племянника. Где-то года 2 назад заболел мой племянник, притом, очень сильно. От антибиотиков у мальчика понизились тромбоциты, и произошло внутреннее кровотечение, ему было 4 годика. Мальчика везли в больницу и его бабушка (моя мама) из-за сильного переживания сказала: «Господи, пусть он выздоровеет, пусть лучше у меня голос заберут!» Племянник долго лежал в больнице, потом его выписали, но лечили гормональными препаратами. Кризис миновал, но тромбоциты у него периодически понижаются. Спасаемся сафорой (прочитали об этом в газете), но не знаем, как его вылечить. Ведь человек только жить начинает. А мама с тех пор стала хрипеть. Вначале думали, что она сильно простыла и это у неё после сильного кашля, потом списывали на реакцию на вставные зубы. Так прошёл год, мама уже не может глотать пищу, речь совершенно непонятная, голос сиплый, устаёт выдавливать из себя звуки. При этом в остальном она себя хорошо чувствует. Обследовались в разных больницах, поставили много диагнозов, от энцефалита, до остеохондроза. Врачи думали, что где-то пережаты сосуды или нервы, кололи сосудорасширяющие препараты, но ничего не помогает. Врачи ничего толком не сказали, дали 2-ю группу инвалидности. Язык у мамы почти не слушается её, никто не понимает её речь, кушать она почти не может. Она не разговаривает, а мычит. Инсульта у неё не было, щитовидная железа тоже в порядке. Вспомнили мы о тех её словах, и нам кажется, что болезнь у мамы появилась не случайно и медицинские препараты здесь не помогут. Владимир Петрович, подскажите, что нам делать?»
Что ж, племяннику вашему, вероятно, можно будет оказать помощь, по крайней мере, можно попробовать. А вот с вашей мамой ситуация, честно скажу, очень скверная. Подобные эмоциональные клятвы или обращения к Господу в духе: «Уж лучше со мной будет так-то, чем…» имеют свойство реализовывать в реальности высказанные пожелания. В астральном мире формируется чёткая программа, и Высшие Силы, как правило, заставляют эту программу работать, чтобы наказать «заказчика». У Высших Сил, у Господа можно просить исцеления или какой-то помощи, но ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах нельзя требовать зла, даже для себя. Никогда не предлагайте Господу сделки, типа: «Спаси такого-то, лучше накажи меня!» Накажут ещё как, мало не покажется! Приведенное выше письмо наглядно иллюстрирует опасность подобных слов и просьб. Помочь этой пожилой женщине, к сожалению, вряд ли возможно. Единственный шанс для неё на излечение состоит в том, чтобы она искренне раскаялась в тех своих словах (только без оговорок, что, мол, она желала здоровья внуку и т.п.), и попросила у Господа прощения и исцеления.
Еще и еще раз повторю: избегайте давать какие-то клятвы и зароки на будущее. Ни в коем случае не употребляйте выражений: «Клянусь здоровьем», «Клянусь Господом», «Клянусь своими детьми» и т.п. Подобные клятвы часто служат своего рода ударным козырем при выяснении отношений с возлюбленными, и вы можете с их помощью произвести впечатление на нужного вам человека и выиграть данную битву, но войну вы потом проиграете, не сомневайтесь! Своими клятвами вы просто провоцируете определённые силы на производство таких обстоятельств, чтобы ваши клятвы обернулись против вас или против ваших близких. Ниже ещё один пример такого недопустимого зарока.
«С тех пор, как я живу в селе, я очень болею, перенесла две операции. Раньше был хороший урожай, теперь мы и третьей части от прежнего не собираем. После второй операции я хотела обратиться к лекарям народным, но перед этим дала Богу зарок, что полностью вручаю свою жизнь ему и не буду обращаться ни к каким знахарям. Не получится ли так, что я предам Господа?»
Ну, насчёт «предательства Господа», это вы, конечно, преувеличиваете, однако теперь вам действительно нельзя обращаться за помощью к представителям народной медицины. Клятва Господу — штука серьёзная, тем более, если вы дали свой зарок в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Впрочем, люди, находясь в спокойном и умиротворённом настроении, подобные клятвы обычно не дают. Нарушите её, бед вам не миновать!
Ещё одна распространённая проблема, относящаяся к недопустимым клятвам и зарокам, касается обещаний покойному супругу (супруге) более не вступать в брак. С ситуацией, описанной в следующем письме, я уже неоднократно сталкивался при приёме пациентов: «Четыре года назад у меня умер муж (повесился). Я его очень любила, но не смогла уберечь. И вот я в своём горе написала письмо, и оставила его в кармане пиджака мужа, а до этого сутки носила при себе. В письме я просила прощение за всё, в чём могла быть виноватой перед мужем, обещала никогда ни с кем не быть в интимной близости и никогда не выходить замуж. Теперь у меня появился мужчина, мы встречаемся с ним, но мне начал сниться мой муж. Он не разговаривает со мной, никуда не зовёт, просто снится. Посоветуйте мне, пожалуйста, что-нибудь. Может, мне действительно не стоило встречаться с мужчиной, раз я написала такое письмо?»
В заключение ещё раз хочу предостеречь своих читателей от того, чтобы они давали какие-либо клятвы и зароки, тем более, «именем Господа»!
Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:
Если Вы считаете эту статью интересной и полезной, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на неё в Вашей соцсети:
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Клятва – уверение другого в истинности сказанного или сделанного. В еврейском тексте Библии употреблены два слова: шевуа (Быт.21:31) и ала (26:28). Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, что он говорил (Вт.10:1-22). Этот обычай был закреплен законом Моисея: «Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись» (Вт.10.20). Священные книги Ветхого Завета содержат немало примеров установления соглашений с помощью клятвы.
«И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа, и сказал: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку на стегно (бедро) мое и клянись, что ты окажешь мне милость…» (Быт.47:29)». «И клялся Моисей в тот день и сказал: «земля, по которой ходила нога твоя…» (Нав.14:9). «Давид клялся и говорил: отец твой хорошо знает…» (1Цар.20:3). «Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста, говорящие неправду» (Пс.62:12). Приведенных мест достаточно, чтобы увидеть, что сам по себе этот обычай произносить клятву не содержал ничего греховного. Спаситель в Нагорной проповеди отменил этот ветхозаветный обряд, потому что дал новый закон — духовный. Теперь свидетелем верности в исполнении сказанного является совесть (слав. со-весть, со-вестник) — голос Божий в человеке. По слову апостола: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим.9.1). Приведем и другие места из Посланий св. ап. Павла: «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» (Рим.1.9), «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» (2Кор.1:23), «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу» (2Кор.11:31), «Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (Фил.1:8), «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!» (1Фес.2:5). «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр.10:5-6). Иисус Христос словами «не клянитесь» отменил конкретный ветхозаветный обряд, ибо свидетелем верности слова или дела становится уже совесть.
Какая опасность подстерегает православного человека, когда он клянется
Почему нельзя клясться
Человек часто использует клятву, чтобы уверить кого-то в своих словах. Но к сказанному нужно относиться осторожнее и серьезнее. Следить за своей речью, и думать о высказываниях. Слово имеет вес, и оно может влиять на судьбу человека.
Смысл клятвы можно найти в Священном Писании, которое объясняет почему она вредна для православного человека. Когда человек вспоминает небеса, то он клянется престолом Божьим, на которое не имеет прав. Землей – это опора под ногами Бога, а если Иерусалимом, то местом, где прожил свою жизнь Христос. Нельзя клясться даже своей головой, потому что человек не может влиять на цвет волос только одним желанием.
Лучше просто говорить «Да» или «Нет», потому что остальные слова идут от лукавого.
Древним людям было сказано Иисусом Христом: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
Нельзя клясться дорогими для сердца людьми, алтарем, Богом, потому что они не находятся под властью человека, который ее дает. Он ими не владеет, и не может распоряжаться. Об этом и говорит Господь, когда просит не произносить клятву.
Клятва
Кля́тва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения.
Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими, — заповедует Бог израильтянам через Моисея (Исх.22:11). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись (Быт.21:23-31). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню (Пс.118:106).
Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в (Мф.5:33-37) и (Мф.23:16-22), то же и у апостола Иакова (Иак.5:12). Третья заповедь Ветхого Завета запрещает опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Израильтяне легко прибегали к клятве, чтобы придать своим утверждениям дополнительный вес, но клятва порабощает человека, поэтому Спаситель запретил Своим ученикам клясться. Истинный смысл этой заповеди – призыв к абсолютной честности в любых словах.
Чем угрожает клятва православному человеку
Говорить, а тем более клясться, нужно осмысленно, потому что она несет опасность. Клятва для православного человека – это грех, если он не может ее выполнить. В Священном Писании сказано, что если дал клятву, то постарайся ее быстро исполнить, потому что Господь ее спросит с дающего человека. В обратном случае он получает наказание за несдержанное слово, причиняя себе вред.
Суть сводится к тому, что человеку не придется отвечать за свои слова, и брать грех на душу, если вовремя будет исполнять обещанное. Но можно и не клясться, ведь если человек говорит правду, то никакие подтверждения или убеждения ему не нужны. Главное – оставаться честным человеком перед собой, Господом, и людьми.
Что делать при нарушении клятвы?
Если человек поклялся совершить что-нибудь или, наоборот, не делать чего-то, а потом нарушил эту клятву, то он совершил клятвопреступление и обязан искупить его. Искупительные действия (каффара), которые совершаются в таких случаях, подробно расписаны в Коране: «Аллах не взыщет с вас за праздные клятвы, но взыщет, если вы скрепили клятвы [намерением]. В искупление за [нарушение такой клятвы] нужно накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите ваши семьи, или одеть их, или освободить раба. А тот, кто не может сделать этого, должен поститься три дня» (сура 5 «Трапеза», аят 89)
Для искупления клятвы можно выбрать любой из трёх упомянутых способов: накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Если же он не в состоянии сделать ничего из этого, то нужно поститься три дня. А теперь рассмотрим каждый из этих способов искупления по отдельности.
Если искупающий клятву может накормить десятерых бедняков, то каждого из них он должен накормить средним из того, что люди в его городе едят в обед или на ужин. Малик и аш-Шафи‘и считали, что каждому бедняку полагается один мудд пшеничного зерна (примерно 510 г.), причем Малик считал, что одного мудда достаточно в Медине, потому что жители города были достаточно бедными, а в других областях и городах нужно накормить бедняков средним из того, что едят люди. Абу Ханифа считал, что каждому бедняку нужно дать два мудда пшеничного зерна или четыре мудда ячменя или фиников, а можно просто накормить его в обед и ужин [Бидая аль-муджтахид 2/179-180].
Многие имамы прошлого считали, что просто накормить человека один раз недостаточно, а нужно накормить его и днем, и вечером, чтобы он съел не меньше мудда еды. Например, имам Малик сказал, что достаточно накормит десять бедняков в обед и в ужин. Имам аш-Шафи‘и считал, что недостаточно просто накормить их один раз, потому что одни едят много, а другие мало, а каждому бедняку нужно дать один мудд [Тафсир аль-Куртуби 6/277].
Другие законоведы считали, что накормить одного бедняка в обед или в ужин засчитывается за одно кормление, потому что ни в Коране, ни в Сунне не указывается точное количество еды, а, наоборот, говорится «средним из того, чем вы кормите ваши семьи», то есть количество пищи в данном случае не имеет значения. Этому мнению отдал предпочтение шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин [Аш-Шарх аль-мумти‘6/185].
Причём законоведы единодушны в том, что бедняк не обязательно должен быть взрослым, это может быть и ребенок, хотя совершенно ясно, что ребёнок ест меньше, чем взрослый человек. Вместе с тем между учёными были разногласия по поводу того, засчитывается ли кормление младенца, которого мать кормит молоком. Из слов имама Малика следует, что кормить с целью искупления можно того, кого оторвали от груди. Но большинство ученых трех других мазхабов считали, что и кормление младенца засчитывается, и об этом сообщил Ибн Кудама [Мугни 9/539].
Если искупающий клятву желает дать одежду десяти беднякам, то каждому из них полагается дать одежду, покрывающую те части тела, которые обязательно покрывать в молитве. При этом следует учитывать обычаи той страны, в которой живут эти люди, и если там принято носить изар и риду, то достаточно дать каждому бедняку по два таких покрывала, а если там принято носить брюки и рубашку, то следует раздать им брюки и рубашку. Если же речь идет о женщине, то ей достаточно дать платье, которое покрывает всё тело, и головной платок.
Если искупающий клятву желает освободить раба, то это должен быть верующий раб, который полностью принадлежит своему хозяину, неважно, мужчина или женщина, ребёнок или пожилой человек. Этого мнения придерживалось большинство законоведов. Ибн Джарир считал, что освобождение из рабства ребенка засчитывается в качестве искупления, если оба его родителя мусульмане. Но Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, ан-Наха‘и и аль-Хасан аль-Басри считали, что если ребенок, находящийся в рабстве, тянется к вере, то его можно освободить в качестве искупления [Тафсир Ибн Касир 2/330].
В прежние времена, когда рабство было широко распространено, законоведы подробно разъясняли условия, при которых рабов можно освобождать в качестве искупления. В частности, Абу ‘Абдаллах аз-Зуркани в комментариях к «Муватте» имама Малика пишет, что за искупление не засчитывается освобождение, например, раба, который договорился со своим хозяином о сумме выкупа (мукатаб), или раба, которому хозяин обещал свободу в случае его смерти (мудаббар), или рабыни, которая родила ребенка своему хозяину (умм аль-валяд), а также рабов, имеющих серьезные физические недостатки, например, страдающих слепотой [Шарх аз-Зуркани 4/149].
Поскольку в наше время в большинстве стран рабство официально отменено, мы не будем вдаваться в подробности этого вопроса, и коснулись мы его только для того, чтобы иметь представление о том, какое место вопрос искупления отдельных грехов играл в жизни мусульманских обществ.
Если человек, нарушивший клятву, не имеет возможности сделать ничего из того, что мы упомянули выше, то он должен поститься три дня подряд. Это мнение ханафитских и ханбалитских законоведов, и оно опирается на кираат Убая ибн Ка‘ба и ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, в котором говорится ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ مُتَتَابِعَاتٍ «три дня подряд». Это чтение не является муаватир, потому что слова «подряд» нет в мусхафе, и не все законоведы были согласны с тем, что на такие кирааты можно опираться для конкретизации общего смысла аятов. Поэтому Малик и аш-Шафи‘и разрешали поститься три дня по отдельности, хотя и считали желательным поститься три дня подряд [Бидая аль-муджтахид 2/180].
Разные мнения есть и относительно того, засчитывается ли искупительное действие, если человек совершил его до того, как он нарушил клятву. Имам Малик считал, что засчитываются, и это мнение четырнадцати сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Абу Ханифа и его последователи, наоборот, считали, что в таком случае оно не засчитывается. Одни опирались на то, что искупление клятвы равноценно её выполнению, а другие говорили, что искупление становится обязательным только после того, как клятва нарушена, а совершать обряды поклонения раньше времени неправильно. Имам аш-Шафи‘и придерживался среднего мнения в данном вопросе, полагая, что искупление засчитывается, если речь идет о кормлении бедняка, дарении ему одежды или освобождении раба, и не засчитывается, если человек постился в искупление клятвы, которую он еще не нарушил [Тафсир аль-Куртуби 6/275].
Для того чтобы уйти от этих разногласий, лучше совершить искупительное действия уже после нарушения клятвы и сделать это сразу, не откладывая на потом. А Аллах знает лучше.
Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?
Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми.
Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» (Быт.21:22-24).
В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли (Быт.24:2-3).
Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов (Быт.47:29-30).
Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).
Несколько иначе выразил отношение к клятвам Спаситель. Напоминая Своим ученикам о древнем запрете на нарушение клятвенных обязательств, Он со всею решительностью заявил: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иерусалимом, …ни головою твоею» (Мф.5:34-36). При этом добавил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37).
Это наставление обусловлено рядом причин.
Во-первых, всё находится под владычеством Божьим. Когда христианин клянется Богом или святыней, или даже собственной головой, по строгому счёту он клянётся тем, что принадлежит не ему, даже он сам (христиане почитают себя за рабов Божьих и по чувству смирения, и зная, что «куплены дорогою ценою» (1Кор.7:23), то есть искуплены).
Во-вторых, давая ту или иную клятву, человек далеко не всегда предвидит все возможные условия и обстоятельства, необходимые для её исполнения; следовательно, он подвергает себя риску стать вольным или невольным клятвопреступником (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, собственной головой или здоровьем своих близких, его ответственность перед Судом Божьей Правды может возрасти).
В-третьих, даже во времена Ветхого Завета лжесвидетельство оценивалось как грех (Мк.10:19). Для христианина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не касаемся вопроса об исключительных случаях «облагороженной» лжи). Стало быть, христианин, давая обещание, должен стремиться выполнить его уже просто потому, что обещал.
Особым образом следует относиться к торжественным клятвам, предусмотренным государственным законодательством либо особыми общественными, профессиональными или иными традициями, как например, Военная Присяга, Клятва Гиппократа и пр.