если коэффициент эластичности предложения больше 1 это означает что
Если коэффициент эластичности предложения больше 1 это означает что
Эластичный, неэластичный и другие разновидности спроса (с примерами)
Продукт или услуга имеют эластичный спрос, когда их ценовая эластичность спроса больше 1, единично-эластичный, когда ценовая эластичность равна 1, и неэластичный, когда ценовая эластичность меньше 1.
Ценовая эластичность спроса измеряет быстроту реакции требуемого количества на изменение цены. Он рассчитывается путем деления процентного изменения требуемого количество на процентное изменение цены.
Процентное изменение требуемого количества рассчитывается путем деления разницы между начальным и конечным количеством на среднее значение обоих количеств.
Аналогично, процентное изменение цены равно разнице между конечной и начальной ценой, деленной на среднее значение обеих цен.
Для расчета ценовой эластичности можно использовать следующую формулу:
Ed = <(Q2 – Q1) ÷ [(Q2 + Q1) / 2]> ÷ <(P2 – P1) ÷ [(P2 + P1) / 2]>, где
Q1 — начальное требуемое количество,
P1 — цена, соответствующая Q1,
Q2 — новое требуемое количество после изменения цены на P2.
Поскольку требуемое количество уменьшается с увеличением цены, приведенное выше уравнение обычно дает нам отрицательное число. Отрицательный знак обычно игнорируется, и ценовая эластичность котируется как абсолютное число, то есть как положительное число.
На следующем графике показаны кривые спроса для различных уровней ценовой эластичности:
Эластичный спрос
Спрос считается эластичным, когда абсолютное значение ценовой эластичности спроса превышает 1. Это означает, что процентное изменение требуемого количества больше, чем процентное изменение цены.
Зеленая кривая спроса предназначена для продукта, который демонстрирует эластичный спрос.
Компании, производящие эластичные по цене продукты, не могут увеличить свою выручку за счет повышения цены, потому что любой выигрыш от повышения цены будет более чем компенсирован снижением спроса на количество.
Примеры: роскошные продукты, такие как бриллианты, золото, Ламборджини, знаменитые шеф-повара и так далее, как правило, имеют эластичный спрос.
Неэластичный спрос
Спрос считается неэластичным, если ценовая эластичность больше 1, то есть когда процентное изменение требуемого количества выше соответствующего процентного изменения цены.
Синяя кривая спроса на графике выше — это типичная неупругая кривая спроса.
Когда спрос неэластичен, производители могут увеличить свой доход за счет увеличения цены. Это происходит потому, что процентное падение количества, востребованного в ответ на рост цен, ниже.
Примеры: предметы первой необходимости, такие как еда, одежда, здравоохранение, жилье и тому подобные являются распространенными примерами продукции с неэластичным спросом.
Идеально-эластичный спрос
Идеально-эластичный спрос — это крайний случай, когда требуемое количество изменяется бесконечно в ответ на бесконечно малое изменение цены.
Он представлен горизонтальной кривой спроса.
Концепция идеально-эластичного спроса — это теоретический крайний случай. Редко встречаются реальные продукты, чья ценовая эластичность бесконечна. Однако эта концепция очень полезна в экономическом анализе.
Пример: давайте представим себе совершенно конкурентный рынок яиц, то есть рынок, на котором существует бесконечное число производителей и потребителей и нет никаких различий между яйцами, произведенными каждым производителем.
Кривая спроса, с которой сталкивается каждый отдельный производитель, будет совершенно эластичной.
Это будет так, потому что даже если он повысит свою цену хотя бы на 0,00001 доллара, весь его спрос исчезнет, поскольку потребители переключатся на других производителей.
Идеально-неэластичный спрос
Спрос совершенно неэластичен, если его количество не меняется независимо от любого изменения цены. Это означает, что количество, требуемое от такого продукта, не изменится в ответ на любое изменение его цены.
Совершенно неупругая ценовая эластичность — это еще один крайний случай, и он представлен вертикальной кривой спроса.
Теоретически производитель с продуктом, обладающим идеально-неупругой ценовой эластичностью, может увеличить цену продукта настолько, насколько он хочет, без каких-либо потерь в проданных единицах.
Пример: давайте представим себе очень мрачное будущее, в котором люди посеяли хаос на Земле, а запасы атмосферного кислорода были исчерпаны, и кислород, производимый частными компаниями, является единственным источником.
В таком сценарии потребность в кислороде была бы совершенно неэластичной.
Прямо сейчас, то есть в текущей экономике, совершенно неэластичная ценовая эластичность редко существует, потому что большинство продуктов имеют заменители.
Многие жизненно важные лекарства могут демонстрировать кривые спроса, близкие к совершенно неэластичным.
Единично-эластичный спрос
Единичный эластичный спрос — это когда ценовая эластичность спроса равна 1. Единичный эластичный спрос означает, что процентное изменение количественного спроса и процентное изменение цены равны.
Общий доход единичного эластичного продукта остается тем же самым, потому что любое изменение цены точно компенсируется соответствующим противоположным изменением в потребленном количестве.
Изоэластичный спрос
Продукт имеет изоэластичный спрос, когда его ценовая эластичность одинакова в каждой точке кривой спроса. Такая кривая спроса является постоянной кривой эластичности спроса.
В случае линейной кривой спроса ценовая эластичность может быть рассчитана по следующей формуле:
Ed = —B × (P / Q), где
B равно ΔQ/ΔP,
P — цена, а
Q — количество, требуемое в точке, в которой мы измеряем эластичность.
Поскольку P и Q меняются, эластичность также меняется, когда мы движемся вдоль кривой спроса. В случае изоупругого изменения коэффициент B таков, что упругость не изменяется.
Что такое эластичность. Объясняем простыми словами
Эластичность — это величина, которая показывает, насколько сильно меняется спрос или предложение в зависимости от изменения конкретного условия (например, цены товара или дохода покупателей).
Эластичность позволяет судить о влиянии причины (того же снижения доходов) на следствие — как сильно в результате просядут покупки сахара, телевизоров или детских колясок. Это называют эластичностью спроса по доходу.
А эластичность спроса по цене покажет, насколько сильно удорожание или удешевление товара повлияет на продажи. Допустим, у нас есть рынок соли и рынок автомашин. В обоих случаях увеличение цены приведёт к снижению спроса. Но если и там и там повысить цены на 10%, то для соли спрос изменится незначительно, а продажи машин могут рухнуть.
Поэтому говорят, что спрос на соль по цене малоэластичен, а спрос на автомобили по цене имеет высокую эластичность.
Примеры употребления на «Секрете»
«Между монетизацией и ценообразованием зачастую ставят знак равенства, но в действительности монетизация — более широкое понятие. Работу с ценой следует начинать с тестирования эластичности, чтобы определить пиковое значение выручки. Каким оно окажется, заранее предсказать практически невозможно».
(Экс-глава языкового сервиса Lingualeo — о том, как получать от пользователей больше денег, не меняя продукт.)
«Однако, даже если бы объёмы хранилищ были многократно больше, нефть стоила бы ненамного дороже. В последние три года (в основном благодаря резкому увеличению добычи в США и параллельному росту эффективности потребления нефти во всём мире) предложение превышает спрос, а эластичность спроса не настолько велика, чтобы основные производители стали жертвовать долей рынка ради повышения цены — им выгоднее продавать больше, но дешевле».
(Экономист Андрей Мовчан — о низких ценах на нефть в 2015 году.)
Нюансы
Эластичность — это отношение того, на сколько процентов изменился спрос или предложение (то есть следствие) к тому, на сколько процентов изменилась цена или доход (то есть к причине). Например, если увеличение среднедушевого дохода на 10% приведёт к росту спроса на хлеб на 6%, то коэффициент эластичности спроса на хлеб от дохода составит 6% : 10% = 0,6.
Если коэффициент эластичности больше 1, то говорят, что спрос на товар эластичен, если меньше, то неэластичен.
Товары с эластичным спросом по цене (при снижении цены спрос заметно оживляется, при увеличении — быстро падает):
легкозаменяемые товары — мясо, фрукты.
Товары с неэластичным спросом по цене (потребление медленно реагирует на изменение цены):
Эластичность следует рассчитывать при прочих равных условиях. Измеряя эластичность спроса по цене, нужно быть уверенным, что товар стали покупать больше или меньше именно потому, что изменилась цена, а не по другим причинам, например, из-за изменения дохода, сезонности или негативных новостей, связанных с этим продуктом. Выделение чистой причинно-следственной связи затрудняет расчёт эластичности.