если король доходит до конца поля в шахматах что происходит
Если король доходит до конца поля в шахматах что происходит
Кстати о неправильных названиях
В дореволюционной России были приняты следующие названия фигур:
Ладья — тура, слон — офицер, ферзь — королева:
… Туры могли сойти за рюмки, король — за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…
Не существующие правила игры в шахматы.
1. Если король доходит до противоположного края доски, то на доску можно поставить пешку.
Король хоть тысячу раз может метаться с одного края до другого, пешек в награду он не получит.
2. Если королева доходит до противоположного края доски, то можно поставить на доску любую фигуру.
Ну уж если королю не дают пешек, то с какой стати мы королеву должны награждать? К тому же ее название в шахматах – ферзь.
3. Пешка, находящаяся под ударом чужой пешки, обязана бить последнюю.
В шахматах никто никому не обязан. Все происходит по желанию. (Правда, если вашему королю объявили шах, то вы обязаны предпринять все усилия, чтобы шаха не было)
4. Пат – это разновидность мата и приносит победу.
Мат – это шах, от которого нет защиты. При пате – шаха нет, но королю некуда ходить! Мат – победа. Пат – ничья и ликование соперника.
Цель игры – поставить мат. Короля с доски не снимают.
6. Если напали на короля, то обязаны говорить «Шах»
Шах – мы хотим говорим, хотим не говорим. Если же соперник просмотрел шах и пошел другой фигурой, то тактично ему напоминаем о шахе.
7. Если напали на ферзя, то обязаны говорить «Гарде».
Зачем усложнять себе жизнь? Просмотрел соперник нападение на своего ферзя – потираем руки и принимаем этот скромный подарок.
8. Пешку нельзя превратить в ферзя, если на доске есть ферзь
Ставьте хоть еще восемь ферзей. Коллекционируйте их, если дают.
9. Пешка превращается только в ту фигуру, перед которой она стояла в начале партии.
Ага, столько времени пехотинец терпел, чтобы еще и превращаться кого прикрывал! Нет уж, пешка может быть любой фигурой. Она это заслужила. Кроме короля, конечно. Зачем ему соперники.
10. Превращение пешки в ферзя происходит в два хода.
И в кого же превращается пешка в первом своем ходе превращения ферзя? Во все фигуры пешка превращается моментально при вступлении на последнюю горизонталь.
Правила шахмат | Как может закончиться шахматная партия?
Шахматные партии могут завершаться по-разному.
Обычно исход абсолютно ясен, но есть и такие случаи, когда у шахматистов остаются вопросы, почему партия завершилась так, а не иначе.
Чтобы разобраться во всем, рассказываем о восьми чаще всего встречающихся финалах шахматной борьбы.
Победа/Поражение:
Ничья:
Победа/Поражение:
Шахматная партия может завершиться результативно тремя способами: матом, сдачей или окончанием времени. Посмотрим несколько партий и видео в качестве примера.
Мат
Если эти условия выполнены, шахматист, давший шах, побеждает матом.
Как черные могут дать мат в один ход?
Этот мат несложен. В турнирах сильнейших шахматистов, таких как ПРО лига, бывает не так просто объявить мат.
Тренировки: Даем мат | Уроки: Даем мат
Сдача
Некоторые партии завершаются матом на доске, но во многих дело до этого не доходит.
Иногда один из шахматистов понимает, что неизбежно получит мат, и сдается, не дожидаясь завершения партии. На диаграмме мы видим, что после хода белых мат неизбежен, поэтому шахматист, игравший черными, сдался.
Какой ход вынудит черных сдаться?
Оставайтесь начеку! Иногда нам кажется, что мы проигрываем, хотя это на самом деле не так. На турнире в Вейк-ан-Зее в 2019 году Сэм Шенкленд, чемпион США 2018 года, в партии против супергроссмейстера Аниша Гири сдался в ничейной позиции.
Закончилось время
Распределение времени и использование его во время партии критически важно.
Время может закончиться в результате разрыва связи, когда один из противников теряет подключение к серверу. В этом случае ему присуждается поражение. На Chess.com, отключившемуся шахматисту дается достаточно времени, чтобы восстановить связь, но не настолько много, чтобы его противник испытывал дискомфорт от напрасного ожидания.
Ничья:
Если результативные исходы, в основном, интуитивно понятны, то с ничьей дело может обстоять сложнее. Тем, кто только учится играть в шахматы, не всегда просто понять правила пата или нехватки фигур. Объясним все подробно.
Пат
В этом примере у белых лишняя пешка, но когда они пытаются провести ее в ферзи, у черного короля заканчиваются ходы, и на доске ничья патом.
Пример пата в шахматах.
Статья: Что такое пат? | Шахматный словарь
Недостаточно фигур
В некоторых случаях у одного из противников в конце партии остается больше фигур, чем у другого, но не всегда этого хватает для победы, потому что некоторые фигуры или их сочетания не могут дать мат.
Партия считается ничейной, когда у обоих противников «недостаточно фигур», чтобы дать мат.
Недостаточно фигур (мат невозможен или возможен только при кооперативной игре):
Если у обоих противников остается по королю, партия автоматически признается ничьей, потому что никто из них не может победить.
Король и легкая фигура (слон или конь) не могут добиться победы в одиночку, потому что невозможно дать мат с использованием этих фигур. Партия автоматически признается ничьей.
Король и конь или король и слон не могут дать мат королю.
Что случается, когда у одного из противников остается один лишь король, а у другого много фигур, но при этом заканчивается время на обдумывание? В позиции на доске белые легко победили бы, но у них закончилось время!
Этот случай иногда называют «окончание времени при нехватке фигур».
При этом сочетании фигур мат возможен только, если противник будет вам подыгрывать. Партия ничейна.
Мат королем и легкой фигурой, которые борются с королем и другой легкой фигурой, возможен, если эти фигуры не являются слонами, расположенными на полях одинакового цвета. Но вновь мат невозможно объявить, если противник не будет вам подыгрывать. Партия ничейна.
При этом сочетании легких фигур возможен только кооперативный мат.
Чтобы понять, как можно поставить мат при помощи соперника, взгляните на диаграмму. Тем не менее, это соотношение сил ничейно.
Правило 50 ходов
Правило 50 ходов позволяет любому из противников заявить о ничьей, если на протяжении последних 50 ходов не совершалось взятий или ходов пешками.
Самая длинная партия в истории шахмат не могла быть сыграна в наши дни, потому что она закончилась бы вничью намного раньше. С 1984 по 1989 годы разрешалось делать по 100 ходов без взятий и ходов пешками.
Повторение позиции
По правилу троекратного повторения позиции, когда она повторится трижды, любой из противников может заявить о ничьей. Это правило появилось, чтобы при повторении позиции партии не затягивались из-за того, что противники делают одни и те же ходы снова и снова. В партиях онлайн ничья фиксируется автоматически при третьем повторении.
По соглашению
Когда оба противника считают, что им хватит ничьей, партия заканчивается вничью по соглашению. Обычно такое случается, потому что по мнению шахматистов никто из них не может добиться перевеса.
Ничья по соглашению может вызывать толки, когда она случается в партии, где обоих противников устраивает ничья в связи с турнирным положением.
Чтобы предложить ничью на Chess.com, достаточно нажать соответствующую кнопку.
В следующем примере Грищук и Мамедъяров согласились на ничью всего за 16 ходов.
На некоторых турнирах сейчас используется правило 40 ходов, по которому предложение ничьей до 40-го хода запрещено.
Есть ли у вас вопросы о том, как может закончиться шахматная партия? Задавайте их в комментариях.
Как играть в шахматы — правила игры, инструкция для начинающих с нуля
Как играть в шахматы — такой вопрос возникает не только у детей, но и у взрослых. Каждый человек в игре находит собственный смысл. Одним это просто игра, возможность провести время, развлечение. Другим — спорт, соревнования и возможность продемонстрировать умения. Третьи подходят к вопросу сугубо философски и творчески, считая шахматную доску олицетворением холста, на котором можно творить, создавать красивые и оригинальные этюды.
В широком понимании шахматы — мини-инсценировка военных действий, где человек может почувствовать себя великим полководцем, выиграть сложнейшее противостояние. Мало хотеть побеждать в шахматы, перед тем, как погрузиться в загадочный мир мини-баталий — нужно узнать, как выглядит доска, какие есть фигуры как они передвигаются, чтобы построить стратегический план для победы.
Расположение доски
Шахматная состоит из 64 клеток, поровну «белых» и «черных» клеток. Доска представляет большой квадрат, на каждой стороне располагается по 8 клеток. В зависимости от производителя, оттенки клеток отличаются, могут быть коричневыми, серыми, оранжевыми, желтыми, но темный цвет на доске будет называться «черным», а светлый — «белым».
Для профессионального спорта каждая клетка имеет цифро-буквенное обозначение. По горизонтали располагается буквенный ряд, состоящий из латинского алфавита: «A, B, C, D, E, F, G, H», по вертикали клетки обозначаются цифрами от 1 до 8. Это необходимо для подсчета и обозначения ходов играющих. Запись в спортивном противостоянии будет выглядеть: «Ход 11. Игрок ФИО, конь на G5, время начала и окончания хода».
Обязательным условием правильного расположения доски, является угловая левая клетка черного цвета у обоих игроков. Такое расположение считается верным, можно расставлять фигуры.
Кто ходит первым в шахматах и как располагаются фигуры
Расположение шахматных фигур строгое. Нарушение в расстановке поведет игру наперекосяк. Важно правильно расставить фигуры на свои места. С расстановки учителя стараются начинать урок обучения шахматам.
Шахматных фигур 32: 16 белых и 16 черных. Они расставляются на горизонталях. В начале партии игроки путем жеребьевки или предварительной договоренности выбирают цвет фигур. Шахматисты расставляют фигуры одного цвета между двумя горизонталями. Белые на 1 и 2, а черные на 7 и 8.
Какие существуют шахматные фигуры и как они выглядят
На доске 6 видов фигур:
У каждого игрока будет король и ферзь, по две фигуры: ладьи, слона, коня, и 8 пешек. Различать фигуры несложно, в классическом варианте они изображаются одинаково. Например:
ладья похожа на башню;
конь — в форме головы этого животного;
слон — с высоким остроконечным шлемом;
ферзь похож на короля, но наверху с небольшим шариком;
король отличается от ферзя высоким «ростом» и крестом на верхней части.
Есть дорогие коллекционные шахматы, в которых фигуры могут иметь другое стилистическое исполнение. Стоит заглянуть в инструкцию, если не получается определить предназначение фигуры, или спросить у владельца доски.
Как шахматные фигуры располагаются на доске
Все 8 пешек обоих цветов занимают полностью игровой ряд доски. Белые выставляются на 2 горизонтальном ряду, а черные на 7.
Дальше фигуры расставляются симметрично:
Угловые клетки 1 горизонтальной линии занимают белые ладьи, на 8 линии — черные.
Следом ставят коней.
После конных отрядов для охраны короля и ферзя ставят слонов.
Основная путаница у начинающих игроков связана с определением месторасположение короля и ферзя. В начале партии ферзь занимает клетку своего цвета. Черный на темной клетке, белый на светлой.
Последнее свободное место достается королю.
Достаточно несколько раз потренироваться, чтобы не возникало путаниц с начальным построением фигур.
Как ходят фигуры в шахматах
Начинающим игрокам в шахматах важно понять и запомнить, как ходят и бьют различные фигуры. Правила игры в шахматы состоят из того, как можно или нельзя играть различными видами фигур. Для ведения шахматных боевых действий необходимо знать, как правильно ходить.
Пешка
Чтобы научиться играть пешками, нужно запомнить:
В начальной позиции, когда пешка находится на 2 и 7 линии — может двигаться на одну или две клетки вперед по желанию шахматиста.
Когда пешка изменила начальную позицию — может двигаться на одну клетку вперед.
Пешки бьют по диагонали, они не могут ударить по горизонтали, вперед или назад.
Бить фигуры пешка может расположенные слева или справа по диагонали в следующем ряду. Например, пешка находится на D4, ударить может фигуры, расположенные на C5 и E5.
Пешка — единственная фигура, у которой правило хода и атаки отличаются. У остальных фигур совпадают. Незаметная фигура может быть выигрышной. Дойдя до края противоположной стороны (белым — 8 горизонталь, черным — 1) пешка может превращаться в любую игровую фигуру по желанию шахматиста, кроме короля.
Номинальная стоимость — 1 очко.
Конь имеет интересную Г-образную траекторию движения. Это хитрая фигура, которую невнимательные соперники упускают из вида. Стоит далеко, а потом легко поражает армию противников.
От клетки, где стоит Конь, траектория движения захватывает 2 клетки вперед по горизонтали или вертикали, и еще одну клетку в сторону, чтобы получилась буква Г. Фигура соперника, которую планируется взять в плен должна находиться на клетке, образующей букву Г в траектории хода коня.
Конь может перепрыгивать фигуры, стоящие на пути, кроме конечной точки «приземления».
Номинальная стоимость — 3 очка.
Слон может переставляться на любое количество клеток, необходимых играющему игроку. Двигаться может только по диагонали, по клеткам того цвета, на которых стоял в самом начале игры. Каждый игрок имеет двух слонов, один атакует фигуры противника на белых клетках, второй — на черных.
Минус слона — не может перепрыгивать через другие шахматные фигуры. Может ударить любую фигуру, стоящую на пути, но должен занять клетку, где она стояла. Правило действует даже на свои фигуры, через них перепрыгивать или атаковать — нельзя.
Номинальная стоимость — 3 очка.
Ладья
Слон может ходить в любую сторону, на любые расстояния по диагонали, а ладья может двигаться аналогично по прямым линиям. Она может поражать соперника по вертикали или горизонтали, на любом расстоянии.
Не может перепрыгивать через другие фигуры, при атаке ладья должна занять клетку, которую занимала атакованная фигура. Из-за высокой номинальной стоимости и неповоротливости, шахматисты не используют ладью в центре поля, стараясь держать отстраненно, но готовую вступить в бой.
Номинальная стоимость — 5 очков.
Ферзь
Ферзь может ходить во все стороны: по диагонали, по вертикали, на любые расстояния. Не может перепрыгивать через другие фигуры. Это сильная и мобильная фигура, которой можно успешно играть в защите и нападении. Однако постоянно следует контролировать ее положение на поле, чтобы не отдать за фигуру меньшего номинала, оказавшись в невыгодном положении.
Номинальная стоимость — 10 очков.
Король
Король — самая слабая фигура, нуждается в постоянной защите. У нее нет номинальной стоимости, ее нельзя разменять. Когда у короля не остается ходов, чтобы уйти из-под угрозы — партия считается законченной, а игрок, попавший в такое положение считается проигравшим.
Ходит на одну клетку вперед, назад, по диагонали или в бок. Может сбить фигуру, стоящую рядом, если она не защищена любой другой. Ударить фигуру, стоящую на клетке под защитой — король не может.
У короля есть запасной ход — рокировка. Когда слона и коня нет на фланге, а ладья и король еще не делали ход, можно произвести рокировку. Ход начинается с короля, его нужно передвинуть на С1, С8 (в зависимости от цвета) или G1, G8 (зависит от направления рокировки). Затем сдвинуть ладью F1,F8 или D1, D8. По правилам ход считается короля, если игрок первым коснулся ладьи, противник может настоять, чтобы игрок играл ей. Когда ладья сделает ход — рокировка будет невозможна.
Дополнительные правила
Цель игры в шахматы — взять в плен короля противника. Для её достижения используют правила передвижения фигур по шахматной доске. Чем больше фигур забрано в плен, тем легче это осуществить. Бывают ситуации, когда мат ставят в первые четыре хода, расклад называется «Детский мат».
Среди правил, кроме перемещения фигур, необходимо запомнить:
Право первого хода достается игроку, играющему за «светлую» сторону.
Ходы совершаются по очереди, вне зависимости, была атака результативной, закончилась ли взятием фигуры в плен.
За один ход можно выполнить либо передвижение фигуры по доске, либо атаку. Когда вы ставите фигуру на клетку, а рядом фигура противника оказывается под боем, ударить можно только в следующий ход. Нужно иметь в виду, атаковать вашу фигуру может противник в свой ход.
В шахматах существует правило первого прикосновения, игрок должен ходить фигурой, до которой дотронулся первой.
Когда королю объявляется шах, игрок может: отойти королем в сторону, закрыть его другой фигурой, ударить нападающую фигуру.
Когда объявлен шах, а идти некуда, закрыться и ударить тоже — ставится мат. Партия закончена.
Шахматная партия, по решению игроков, может закончиться сдачей противника или ничьей.
Когда возникает ситуация без шаха, что все фигуры игрока заблокированы и не могут сделать ход — это пат, объявляется ничья.
Если в партии три раза повторяется ситуация с объявлением шаха, чтобы избежать бесконечной партии, объявляется ничья.
«Мировая» достигается, когда на доске остается мало фигур, чтобы сделать мат, или когда за 50 последних ходов противники не ходили пешкой, не было забрано ни одной фигуры в плен.
Не слишком много правил для интеллектуальной игры, поэтому попотеть придется занимаясь не теорией, а практикой.
Как победить в шахматах
Чтобы освоить шахматы, для начинающих есть несколько эффективных советов профессиональных шахматистов:
Постоянно практиковаться с сильными противниками. Усложнение уровня необходимо, чтобы совершенствовать навыки игры.
Играя впервые с новичком, особенно, если это ребенок, можно попробовать поставить мат в 4 хода: белые фигуры (пешка на Е6, слон на С5, ферзь сначала на F6, затем F2); черные фигуры (пешка E3, слон C4, ферзь F3 затем на F7).
Понять ценность фигур, основные усилия прилагать, чтобы защитить ценные, а у противника наоборот постараться их забрать.
Шахматы, обучение которым заключается в постоянном совершенствовании навыков, стратегическая игра, побеждает в ней тот, кто может продумать ходы, предвидеть действия противника на 4-5 ходов вперед. Новичкам лучше практиковаться, продумывая стратегию на 1-2 хода.
Играя белыми — нужно проводить агрессивные действия, не давая возможности противнику перехватить инициативу. Черным, наоборот, заняться обороной, выводя на поле коня и слона, делая рокировку, создавая вокруг короля неприступную крепость.
Для победы в шахматах нужна практика. Просмотр противостояний хороших шахматистов, изучение партий, их анализ. Это если говорить о профессиональной игре. В случае, когда желание просто хорошо провести время, главное знать основные правила расстановки фигур и их перемещения.
Видео о том, как играть в шахматы
Предлагаем несколько видео, которые помогут ответить на вопрос, как научится играть в шахматы:
Теперь вы знаете как играть в шахматы, для начинающих мы предложили изучение правил и основной тактики, необходимых для победы. Для тренировок подойдут электронные платформы, где можно попросить подсказку и выбрать уровень сложности, а также проанализировать классические шахматные этюды, они научат делать первые шаги в шахматах, но не стоит забывать, что шахматное противостояние — это искусство тактики и стратегии, искусственный интеллект никогда не заменит настоящего противника.