если муж притесняет жену в исламе что делать
Если муж притесняет жену в исламе что делать
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Ислам и семейное насилие
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
После всего сказанного в предыдущей статье, я думаю, немусульмаские читатели иначе воспримут тот аят Корана, где Аллах говорит:
«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте их на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути (к вражде) против них» (Коран, 4:34).
Мы видим, что наш Господь, во-первых, запретил причинять какие-то обиды честным и послушным супругам, а во-вторых, установил определённый порядок исправления строптивой жены. Обратимся к комментариям шейха ас-Саади:
«Затем Аллах сказал, что если муж опасается непокорности своей жены, т.е. если она отказывается повиноваться ему и ослушается его на словах и в делах, то муж должен прибегнуть к воспитательным мерам, переходя от простых к более сложным. Вначале ему следует дать супруге наставление, т.е. разъяснить ей отношение Аллаха к тем женщинам, которые повинуются своим мужьям, и к тем, которые ослушаются их; рассказать ей о вознаграждении за покорность мужу и наказании за неповиновение ему. Если жена перестанет ослушаться, то он добьётся желаемого. В противном случае ему следует не ложиться с ней в одну постель и не вступать с ней в половую близость до тех пор, пока это не принесёт желаемого результата. Если же подобная мера воспитания тоже не принесёт никакой пользы, то мужу разрешается побить жену, не причиняя ей сильных страданий».
Примером того, как следует физически наказывать жену, был пророк Айюб (мир ему):
«Мы даровали ему его семью и ещё столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом. Возьми в руку пучок, ударь им (жену) и не нарушай (данной тобою клятвы)» (Коран, 38:43-44).
Толкование имама Ибн Кясира:
«Это было потому, что Айюб, мир ему, рассердился на свою жену, обнаружив, что она совершила (какое-то скверное) дело. и поклялся, что если Аллах исцелит его, он непременно высечет её сотней ударов. Когда же Аллах исцелил его. то Аллах, могуч Он и почтенен, отдал ему приказ взять пучок, которым был прут из ста пальмовых веток, и ударить им её один раз, дабы его клятва была выполнена и он избежал её нарушения» («Тафсиру-ль-куръани-ль-‘азым», 7/76).
«Аллах повелел ему это не для того, чтобы он побил свою женщину сверх меры, необходимой для воспитания» («Тафсиру-ль-Куртуби», 15/190).
Доказательством последней фразы являются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они — ваши пленницы, и вы не имеете права быть (суровыми к ним), если только они не содеют что-нибудь явно непристойное. Если же они совершат это, то покидайте их на ложах и бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа. ат-Тирмизи назвал хадис достоверным и также его одобрил аль-Альбани. См. «Сахиху ва да’ифу сунани-т-Тирмизи», 7/87);
«Они обязаны не позволять сидеть на ваших ложах никому из тех, кто вам неприятен; если же они сделают это, то бейте их, избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их надлежащим образом!» (Муслим).
Также сообщается, что Му’авия бин Хайда, да будет доволен им Аллах, рассказал:
«(Однажды) я спросил: «О Посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена?» Он сказал: «Ты должен кормить её, если ешь сам, и одевать её, если одеваешься сам, и не (должен) ни бить её по лицу, ни говорить ей мерзких слов, ни покидать её, кроме как в пределах дома (т.е. оставлять её на ложе)»» (Абу Дауд, Ибн Маджа. Достоверность подтвердил ад-Даракутни. См. «ат-Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара, 4/12).
В семейной жизни самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) есть лишь один достоверный эпизод с рукоприкладством: передаётся, что Аиша рассказала:
«Когда наступила моя ночь, которую Пророк, мир ему и благословение Аллаха, должен был провести у меня, он вернулся и снял свой плащ, снял сандалии, положив их у свои ног и, расстелив один конец изара на кровати, прилёг. Он выждал какое-то время, пока не счёл, что я уже уснула, затем взял тихонько свой плащ, тихонько обулся и, открыв дверь, вышел, а затем осторожно закрыл её. Я надела на голову свой шлем, закрыла своё лицо и подвязала на себе свой изар, потом отправилась следом за ним. А пришёл он на кладбище аль-Бакыа. Он встал и долго стоял, затем поднял свои руки три раза, после чего повернулся. Тогда я тоже повернулась. Тут он пошёл быстрее, и я тоже пошла быстрее. Тогда он побежал и я побежала тоже. Он прибыл (домой), и я прибыла, но я обогнала его и, войдя, сразу же легла. Он вошёл и спросил: «Что это ты, Аиш, запыхалась, волнуешься?» Я ответила: «Ничего». Он сказал: «Сейчас же расскажи мне, в чём дело, а иначе мне это сообщит Предобрый и Всеведущий». Я воскликнула: «О Посланник Аллаха, да станут мои отец и мать выкупом за тебя!», — и рассказала ему всё, а он спросил: «Значит, ты была тем чёрным пятном, которое я видел перед собой?» Я ответила: «Да». И он шлёпнул меня в грудь так, что я почувствовала боль, а затем сказал: «Неужели ты подумала, что Аллах и Его Посланник обидят тебя?!»» (Муслим).
Как пояснил имам ан-Навави, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, толкнул Аишу в грудь либо ударил её всей ладонью (см. «аль-Минхадж», 3/401).
Не стоит забывать и о том, что в христианских семьях средневековой Руси мужчинам разрешалось бить непослушных жён не меньше, чем в мусульманских:
«А увидит муж, что у жены и у слуг непорядок, или не по тому обычаю, как в этой книге писано, умел бы свою жену наставлять и учить полезным советам; если слушает — из этого исходить, и любить её, и жаловать; но если жена по мужнему научению и наставлению не живёт, и всего, как положено, не исполняет, и сама порядку не знает, и слуг не учит — тогда должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а, наказав, и пожалеть, и приласкать, и с любовью наставить; и всё — по рассуждению, при том мужу на жену не гневаться, ни жене — на мужа; всегда жить в любви и чистосердечии.
Слуг и детей также, смотря по вине и по проступку наказать и посечь, а, наказав, пожалеть, а государыне за слуг заступаться по обстоятельствам, тогда и служкам уверенней.
Но если жена или сын, или дочь слову или наставлению не внимает и не слушается, и не боится, и не делает того, чему муж или отец, или мать учат, тогда плетью постегать, по вине смотря, но побить не перед людьми, наедине проучить, да потом пожалеть и простить, и никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену.
А за любую вину ни по уху, ни по глазам не бить, ни под дых кулаком, ни пинком, ни палкой не колотить, ничем железным или деревянным не бить; кто в сердцах или с кручины так бьёт, многие беды от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и палец и головная и зубная боль, а у беременных женщин и повреждение детей в утробе. Поэтому мужу бить плетью — бережно, с поучением; оно и вразумительно, и больно, и страшно, и здорово; и только за большую вину и огорчение, за серьёзное и страшное ослушание и нерадение, — тогда, сняв рубашку и за руки держа, по вине смотря, плёткой вежливенько побить. Да, поучив, примолвить, чтобы не гневалась, и люди бы того не ведали и не слыхали, и жалобы о том не было.
И никогда чтоб не было брани, побоев и гнева по ссоре слуг или их взаимным наговорам без справедливой проверки, и если были оскорбления или недобрые речи или свои подозрения, — виновного наедине допросить по-хорошему: покается искренне, без всякого лукавства — милостиво наказать да простить, по вине смотря; но если оговорённый не виноват, оговорщиков уж не прощать, чтобы и впредь вражды не было. А наказывать лишь по вине и по прямой проверке; если же виновный в грехе своём и проступке не кается, тут уж надобно жестокое наказание, чтобы был виноватый наказан, а правый оправдан; повинную голову меч не сечёт, а покорное слово кость ломит» («Домострой», 3/38).
И да благословит Аллах Мухаммада, его семью и сподвижников.
Муж не имеет права притеснять жену
«Самым красивым нравом обладает тот, кто больше всех милосерден к своей семье»
Каждый женатый мужчина строит взаимоотношения со своей супругой по-своему. Кто не соизмеряет свои действия с шариатским законодательством, тот строит свои отношения с женой по усмотрению своего нафса, т. е. души, эго.
Некоторые гордятся тем, что пугают жену, заставляют исполнять любые свои прихоти, показывая перед ней своё «мужество» и силу. Другие, наоборот, предоставляют жене полную свободу действий, позволяя ей делать всё, что заблагорассудится. Некоторые возвеличивают способности и достоинства жены беспредельно, позволяют ей облачаться в одежду, противоречащую не только Шариату, но и традициям мусульманских народов.
А лучшие отношения в семье – те, которые соразмерны с требованиями Ислама. Путь исламской религии полностью соответствует природе человека и не допускает выход за пределы допустимого, ибо это путь, указанный Аллахом. Поэтому никогда не ошибётся человек, который соизмеряет свои действия с религией Ислам.
Перечислим некоторые пункты этики почитания мужем своей жены, которые требует от него Ислам.
1.Муж обязан хорошо относиться к жене, ему следует терпеливо переносить неудобства, которые она доставляет ему, не обращая слишком большого внимания на её обидные слова и действия, если они не переходят границы, указанные в Шариате, милосердно прощая ей эмоции.
В Коране говорится:
وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ النساء، 19
Смысл: « Смысл: «Вы всегда относитесь дружелюбно к жёнам во всех хороших делах» (Коран, № 4:19).
2. Если жена послушна мужу, ему не следует вступать с ней в перепалку, не следует обижать её или делать различие между жёнами, если их у него две или более; нельзя притеснять их.
В Коране говорится:
فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلَا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا لنساء، 34
Смысл: « Если они вам подчиняются, не ищите над ними пути », т. е. не ищите пути ссоры с ними и пути их наказания (Коран, № 4:34).
Любимый Пророк (мир ему и благословение) в своей прощальной проповеди также завещал нам: «Бойтесь Аллаха в отношении (в ущемлении прав) своих жён » (Муслим). Он терпеливо переносил то, что исходило от его жён, и прощал их слабости в назидание последующим поколениям.
Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) рассказал: « Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым милосердным к детям и жёнам среди людей » (Муслим).
3. Мужу не следует ограничиваться только терпимым отношением к недостаткам жён, следует время от времени шутить с ними, радовать и веселить их. Пророк (мир ему и благословение) тоже шутил со своими супругами.
Асхаб Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым весёлым со своими жёнами» (Баззар). В другом хадисе говорится: «Самой совершенной верой и самым красивым нравом обладает тот человек, который больше всех милосерден к своей семье» (рассказали аль-Бухари и Ахмад).
4. Вместе с тем не следует потакать супруге во всём, слишком её баловать, не должно быть места вседозволенности. Когда видишь, что она делает то, что не соответствует Шариату и здравому рассудку, следует выказать своё недовольство.
Её душа подобна твоей душе, нет в этом между вами никакой разницы. Душу можно сравнить с конём, который подчиняется, если его обуздать с самого начала, и трудно совладать с ним, если показал свою слабость. Всё на земле и на небесах держится на дисциплине и порядке, и всё, что выходит за границы, переходит в свою противоположность, поэтому в отношении жены следует придерживаться «золотой» середины. Нельзя её слишком распускать, ибо может испортиться её характер. Нельзя проявлять излишнюю твёрдость, ибо она почувствует себя притеснённой.
Во всём необходимо стоять на пути истины. Надо учесть, что среди женщин могут быть коварные, грубые, нервные, невоспитанные, невежественные. Чтобы защититься от их вреда, нужно использовать весь потенциал истинного шариатского воспитания. Так как женщины по своей природе слабые, их душевным слабостям нужно противопоставить милосердие и шутку, мягкое и нежное слово. Лёгкости их поведения и твёрдости их сопротивления следует противопоставить разумную политику, мудрость и твёрдость. Муж в своих действиях должен быть подобен искусному врачу, который использует лекарства в соответствии с болезнью пациента.
5. Если у мужа появляются подозрения, которые могут привести к непозволительным и опасным последствиям, ему не следует делать вид, что он ничего не замечает. Не следует быть и слишком подозрительным и ревнивым по поводу и без повода. Здесь тоже следует соблюдать умеренность. Пророк (мир ему и благословение) запретил в поздний час специально, неожиданно для жены посещать её с целью проверки (если для этого нет убедительной, веской причины.) Одним из неприличных действий современных мужчин можно считать приход домой с многочисленными друзьями, где все едят, пьют и развлекаются, а в это время жена и дочери хозяина обслуживают их, ставят им на стол еду, выпивку и т. п., и вместе с тем их одежда зачастую бывает открытой, не соответствующей требованиям Ислама. Также неприлично ходить в гости к другу со своей женой, дочерьми, тем более если у друга все вместе едят, пьют за одним столом, шутят и развлекаются под музыку, танцуют современные танцы.
По Шариату также не одобряется, чтобы жёны или дочери без особой необходимости ходили по рынкам, улицам. Не одобряется выход женщин на люди в слишком красивой, броской или открытой одежде. Этому обязан препятствовать муж. Если у жены или дочери обнаружились признаки непристойного поведения, мужчина не должен делать вид, что ничего не замечает, нельзя закрывать на это глаза, ибо таких людей проклинает Сам Аллах.
Желательно не ограничивать жену в расходах и в одежде, в то же время нельзя быть по отношению к ней слишком расточительным, всегда нужно придерживаться умеренности.
В Коране говорится:
وَلَا تَجْعَلْ يَدَكَ مَغْلُولَةً إِلَى عُنُقِكَ وَلَا تَبْسُطْهَا كُلَّ الْبَسْطِ (الإسراء، 29)
Смысл: « Смысл: «Не будь слишком жадным и не будь слишком расточительным», т. е. не тратьте деньги без меры, слишком расточительно (Коран, № 17:29).
В хадисе говорится: « «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи). В другом достоверном хадисе говорится: «Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим).
Лучше сесть за трапезу всей семьёй, а не есть одному. Если семья кушает вместе, то ангелы читают для них хорошую молитву. Оставшуюся после трапезы еду лучше отдать беднякам – муж должен предложить жене раздать её неимущим. Если жена знает, что муж это одобрит, ей разрешается раздать остающуюся пищу беднякам и без указания мужа.
7. Запрещается содержать жену и детей на средства, полученные от продажи спиртного, от ростовщичества (риба), путём воровства и грабежа. На заре распространения Ислама жёны и дочери уезжающего на заработки главы семьи просили его так: «Не привозите нам ничего добытого запретным путём, мы готовы жить в бедности, ибо терпеть бедность легче, чем перенести мучения огня Ада, которые можно заслужить посредством питания запретным».
8. Мужья, позволяющие жёнам выходить из дому с неприкрытым или надушенным для привлечения внимания других телом, должны будут отвечать за это в Судный день.
В хадисе говорится: «Каждый из вас попечитель, и каждый из вас ответственен за своих подопечных» (Аль-Бухари и Муслим).
9. Муж обязан научить жену основам веры (имана), Ислама, намазам, дать понятие о поведении в менструальный период по Шариату, о запретном и дозволенном. Если он сам не знает, то следует спросить у учёных-богословов, а затем передать эти знания жене. Если муж не даёт жене необходимые знания, то она сама обязана пойти к учёному-богослову, спрашивать у него и научиться таким образом. Мужу не следует запрещать ей ходить к алиму за необходимыми знаниями, если он сам не идёт к нему и не учит жену.
В Коране говорится:
Смысл: «О те, которые уверовали, защитите себя и свою семью от огня Ада, топливом которому будут люди и камни» (Коран, № 67:6).
10. Тем, у кого более одной жены, необходимо соблюдать равенство между ними как в имущественном обеспечении, так и в межличностных отношениях. Если супруг проведёт одну ночь у одной жены, то следующую ночь он обязан провести у другой. Запрещается посещать одну жену, нарушая очередь по ночам, за исключением особых случаев (болезнь и т. п.). Если нет особой надобности ходить к ней без очереди, то не следует её посещать и днём. Если из-за болезни, боязни развода или ссоры одна жена уступает свою очередь посещения ночью другой, то и в этом случае муж не освобождается от наказания за грех, кроме случаев, когда она добровольно, искренне разрешает ему посетить другую жену, нарушая очерёдность. В хадисе говорится: «Если двоежёнец не соблюдает равенство между жёнами, то в Судный день он воскреснет кривобоким» (Ат-Тирмизи и др.).
11. Если супруга ведёт себя неподобающе и не подчиняется справедливым требованиям мужа, или по халатности и беспечности пропускает намазы, или отказывается от требования половой близости, мужу следует вежливо наставлять жену, опираясь в своих разъяснениях на требования Корана и хадисов, рассказать о греховности её поведения и о вознаграждении за подчинение. Если она не ответит взаимностью, то следует разделить постель, т. е. спать отдельно или же повернувшись к ней спиной. И если и тогда не поймёт, то разрешается наказывать её, но мягко. Категорически запрещается бить её по лицу или наносить ей телесные повреждения. Также не разрешается упрекать её в содеянном после того, как отношения наладились и она раскаялась.
Муж не имеет права обижать жену. Только по религиозным мотивам, ради предупреждения зла, если в этом есть целесообразность, муж имеет право ругать жену и наказывать её. Но он не имеет право ругать и обзывать её непристойными, порочными словами, переходя границы приличия и дозволенности.
В Коране говорится:
وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ (البقرة، 228 )
Смысл: « Есть права и обязанности у мужа перед женой, как имеются права и обязанности у жены перед мужем » (Коран, № 2:228).
Некоторые несведущие в Исламе люди думают, что позволение бить жену в Исламе означает её унижение. Они не понимают, что это может быть единственным и последним «лекарством» для тех жён, которые не слушаются наставлений и не понимают свою неправоту и после разделения ложа. Но вместе с тем не зря Пророк (мир ему и благословение) на предсмертном одре завещал не обижать женщин. Если бы действовали шариатские законы, то тем мужьям, которые обижают жён, шариатские суды вынесли бы наказание. Но если сегодня их и не накажут, то в Судный день им не избежать наказания Всевышнего Аллаха, ведь притеснение – это мрак Судного дня, и этого нельзя допускать, причём прежде всего по отношению к своим домочадцам.
Дай Аллах нам силу, чтобы воспитать семью так, чтобы Ты, о Всевышний, был доволен. Аминь!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
«Назидать, раздельно спать, бить…»
В каком случае муж может ударить жену и имеет ли он вообще такое право?
Смысл коранических строк, напрямую касающихся этого вопроса, таков:
«Мужья являются главами[1] семьи [они — миротворцы в семье, руководители]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью].
Благонравные [жены] — это те, которые покорны [Богу и своим мужьям], оберегают неведомое [другим, то есть не разглашают внутрисемейные тайны и секреты][2] подобно тому, как Аллах (Бог, Господь) оберегает их [возлагая определенные обязанности на их мужей перед ними].
Если вы [мужья, являющиеся главами в семье] опасаетесь непокорности (сталкиваетесь с непокорностью) [жен своих, например, если жена не следит за домашним порядком, не смотрит за детьми, праздно тратит свое время и семейный бюджет; на замечания мужа отвечает грубостями и колкими словами], то вам необходимо:
(1) поговорить с ними об этом [постараться пробудить в жене чувство ответственности в ведении домашнего хозяйства, пробудить чувство набожности и порядочности];
(2) [если не подействует], то спите раздельно[3] [то есть по возможности дистанцируйтесь];
(3) [а если и это не поможет] то стукните[4] (отшлепайте) их [пробудите в них совесть силой, подобно крайней мере, применяемой в воспитании непослушных детей][5].
Если же они послушны, то вы [мужья] не имеете никакого права несправедливо относиться к ним [женам вашим]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) — Наивысший [во всем], Огромный [пред Которым все ничтожно. Мощь Его безгранична, Он оберегает жен от притеснений мужей, рано или поздно наказывая притесняющего в соответствии с величием Своим и мудростью]» (Св. Коран, 4:34)[6].
Начнем с известного и достоверного факта о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) ни разу не ударил[7] ни одну из своих жен[8].
В Коране в качестве последней возможной формы наставления со стороны мужа в адрес строптивой жены говорится «стукните их». Мусульманские ученые, сопоставляя всю каноническую информацию касательно данного аспекта, говорили о допустимости такого рода формы положительного влияния на супругу, но при этом подчеркивали крайнюю нежелательность применения подобного на практике (макрух тахриман)[9]. Необходимо еще отметить, что бить по лицу однозначно запретно.
Важно и уместно упомянуть, что сначала Пророком был оговорен полный запрет относительно ударов[10]. Затем через некоторое время[11] был ниспослан аят, допускающий битье в качестве последнего способа повлиять положительно на супругу[12]. Именно положительно! Ученые однозначно высказывались о недопустимости ударов, которые порождают внутрисемейную неприязнь, ненависть. Явным доказательством тому является: (1) поведение самого пророка Мухаммада (он никогда не поднимал руку на другого человека, кроме как вынужденно на поле битвы)[13]; (2) ясное и однозначное пояснение посланника Божьего — «(если и допускается, то только) ударом, который не будет жесток!»; (3) пророк Мухаммад говорил: «Лучшие из вас (мусульмане) не бьют своих жен!»[14]
Отмечу, что цитируемые некоторыми слова о том, что «мужчина (муж) не отвечает за удары, нанесенные женщине (жене)», не имеют канонической достоверности (да‘иф) [15].
Как вести себя мусульманину, если супруга непокорна ему, не прислушивается и не выполняет религиозные предписания?
В этой ситуации важно проявлять тактичность и деликатность, ведь человек не может измениться в одночасье. Будьте для своей супруги примером постоянства во всем обязательном, чаще общайтесь, и, возможно, вы придете к согласию.
Недавно в Интернете видел видеоролик, как в какой-то мусульманской стране была жестоко избита женщина. Как вы можете это объяснить?
Зачастую именно мусульманские семьи связывают с образом агрессивно настроенного мужа, бьющего свою жену по поводу и без. Но нужно разграничивать то, к чему призывает Ислам, и то, как воплощают (или не воплощают) в жизнь религиозные каноны отдельные его представители.
Думаю, следует перестать искать корень зла где-то вовне, а обратиться каждому к своему сердцу и спросить: «А что лично я сделал для умножения в мире добра? Отозвался ли на чужую беду?» Когда люди перестанут указывать на проблемы пальцем, а начнут думать о путях их решения и действовать, понимая свою полную сопричастность миру, тогда и будет вырван корень зла. Бог в помощь.
«Женщина подобна ребру»
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Воистину, женщина подобна ребру! Если пожелаешь выровнять, то сломаешь[16], а оставив такой, какая она есть, сможешь наслаждаться семейной жизнью, учитывая ее кривизну»[17].
Ученые поясняли: «В женщине имеется некая природная «изогнутость» характера. В полной мере исправить это невозможно![18] Вместе с этим, если запустить, оставить без внимания, то это может прогрессировать и принять «уродливую форму». Но и излишне усердствовать в выравнивании не стоит, так как характер подвержен «ломкости». Сломить дух, уничтожить личность — легко, но для набожного человека — категорически недопустимо!
«Я назидаю вас быть хорошими [воспитанными; уважительно и снисходительно относиться] к женщинам [особенно к женам! Станьте же таковыми]»[19]; «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье)»[20], — говорил Пророк.
Хадис о сравнении женщины с ребром призывает мужей быть более сдержанными, мягкими, деликатными, для того чтобы уметь склонять и располагать к себе сердце супруги. Слова Пророка призывают к выстраиванию определенной внутрисемейной политики, предусматривающей наличие таких качеств, как умение прощать и проявлять терпение. Стараясь жестко выровнять невыравниваемое, можно потерять в жене друга и близкого человека. Не секрет, что для полноценности мирского существования как жена нуждается в муже, так и муж нуждается в жене. Утвердительное повествование посланника Божьего как бы констатирует одно из правил благополучной семьи: если вы хотите, чтобы жена была вашей второй половинкой, опорой и дополняла вас так же, как и вы ее, тогда наберитесь терпения; нетерпимость, грубость, жесткость здесь неуместны!
В природе имеются определенные законы, в том числе и в психологии человека. Ради нашего благополучия пророки обращали внимание на эти законы мироздания, давая мудрые советы, которые учат сосуществовать с неизменным, не теряя при этом чувства гармонии и ощущения мирского счастья[21].
К чему должен стремиться муж и к чему должна стремиться жена
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Весь этот [бренный] мир — то, что приобретаемо (чем человек пользуется, наслаждается). Наилучшее же, что можно приобрести в нем, — благочестивая (благонравная) супруга [для юноши, ну а для девушки — благочестивый, любящий и любимый супруг]»[22]. Муж и жена должны стараться быть таковыми друг для друга.
«У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе (приказе). И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому»[23].
Также муж и жена должны помогать друг другу удаляться от адского наказания в вечности. Одной из главных причин потери мирского благополучия и вечного блаженства является «куфранун-ни‘ма» (неблагодарность).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Мне был показан Рай, я взял там гроздь (кисть райских плодов), которой, если я принес бы ее вам, вы могли бы питаться и насыщаться до Конца Света![24] Я [также] видел Ад. Подобного [ужаса] я никогда не встречал. Я воочию лицезрел, что большая часть обитателей его — женщины». — «Почему, о посланник Божий [именно женщины]?», — спросили у него сподвижники. «За неверие[25] их». — «Неверие (неблагодарность) пред Богом?», — уточнили у него. «Нет, неверие (неблагодарность) перед теми, кто рядом с ними; за неблагодарное отношение к благодеянию, к чему-то хорошему [совершенному для них, ради них]. [Ведь зачастую] относишься хорошо к одной из них [к одной из женщин, например, к жене] на протяжении века [то есть очень долго], а она, увидев в тебе (от тебя) что-то [то, что ей не понравилось, вдруг] восклицает: «Я так ничего хорошего от тебя и не увидела (не дождалась)! [Или другой пример из нашей жизни: «Ты погубил мою молодость, я потратила на тебя лучшие годы своей жизни. » и т. п.]»[26].
Суть не в том, — кто, где и в каком количестве окажется, а в умении извлечь назидание из повествования. Безусловно, мужской шовинизм здесь абсолютно неуместен. Подобные повествования могут озвучиваться в назидание, но не как упрек. Хадис обращен не столько к женщинам, сколько к мужчинам, взывая их к осознанию ответственности за тех женщин, которые рядом с ними, находятся под их опекой.
К слову сказать, исследователи позитивной психологии из США пришли к выводу, что «чувство благодарности повышает качество нашей жизни»[27].
Муж и жена обязаны помогать друг другу как в хозяйственных делах, так и в вопросах пробуждения благородства, набожности и бдительности к проявлению отрицательных черт нашей человеческой природы.
«Удачный брак — это строение, которое нужно всегда реконструировать» (А. Моруа). Супруги должны быть на страже своего семейного счастья, не идя на поводу капризов, усталости и причуд характера. Пускай же семейные узы будут Божественной связью между душами, не превращаясь в ржавые пудовые кандалы!
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В тексте Священного Писания употреблено слово «каввам», которое переводится с арабского языка как «оберегающий, охраняющий, заботящийся», «исправляющий, улучшающий». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, 1993. Т. 11. С. 355.
То есть муж для соответствия Божественному замыслу устройства семьи в первую очередь должен обладать упомянутыми качествами.
[2] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине, в наихудшем положении пред Богом в Судный День окажутся те муж или жена, кто разглашал внутрисемейные тайны (секреты), переданные (раскрытые) одним из них другому [особенно это касается секретов интимного характера]». Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 570, хадисы № 123–(1437) и 124–(1437); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 150, хадис № 2491, «сахих».
Бывают внутрисемейные темы или вопросы, касающиеся, например, здоровья, интимных отношений, деловых качеств и т. п., которыми делятся друг с другом муж и жена и которые должны оставаться только между ними. Так вот, если муж или жена сделают достоянием других такого рода сведения, то это расценивается как весьма пагубный грех, с которым человек предстанет в Судный День пред Богом далеко не в лучшем виде. Исключением являются медицинские или иные консультации.
Неразглашение интимной стороны внутрисемейной жизни является обязанностью мужа перед женою, как и наоборот. Разглашение же — один из больших грехов.
[3] Некоторые ученые, среди которых сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас, поясняли это как «спать спиной к жене и не иметь с ней интимных отношений». Другие ученые растолковывали это как «не разговаривать с женой». См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 466.
[4] «Вадрибуухунна» — стукните, (слегка) ударьте, отшлепайте их. См.: Баранов Х. Арабско-русский словарь. В 2 т. Ташкент: Камалак, 1994. Т. 1. С. 446; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 767; Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1283; Александрова З. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1995. С. 431, 454.
[5] Само собой разумеется, что в аяте имеются в виду мужья, являющиеся носителями коранического благородства и мягкости. Те же, которые не являются таковыми по причине, например, жестокости и несдержанности, пристрастия к выпивке, сигаретам, которые прелюбодействуют и безответственны в выполнении семейных обязательств, то такие «мужья» сами заслуживают или уголовного, или административного преследования со стороны общественности.
[6] Подробнее пояснения к аяту см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 112, 113; Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 445, 446; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 1. С. 252–254.
[7] «Воистину, [для любого верующего] именно в посланнике Божьем — наилучший пример» (см.: Св. Коран, 33:21).
[8] Слова ‘Аиши, приведенные в своде хадисов имама ан-Насаи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 951, хадис № 79–(2328); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 522, хадис № 4786, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 215, хадис № 1984, «сахих».
[9] См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 20. С. 272; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 378.
[10] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 378; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 244, хадис № 2146, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 581, хадис № 9819, «сахих».
[11] Такая последовательность предположительно наиболее верна. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 379.
[12] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 379.
[13] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 379.
[14] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 244, хадис 2146, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 215, хадис № 1985, «хасан сахих».
[15] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 244, хадис 2147, «да‘иф»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 215, хадис № 1986, «да‘иф».
[16] В одном из достоверных хадисов поясняется: «Если начнешь [упорно] выравнивать ее, то сломаешь. Ломание ее — это развод с нею». См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 585, хадис № 59–(1468); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 57, хадис № 59–(1468); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадис № 2111, «сахих».
[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 585, хадис № 65–(1468); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 10. С. 56, хадис № 65–(1468); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 370, хадис № 1191, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 216, хадис № 2799.
Также см.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 10. С. 57, хадисы № 59–(1468) и № 60–(1468); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 668, 669; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 314, хадис № 5186; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадисы № 2111 и 2112, оба «сахих».
[18] См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 10. С. 57; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 216.
У мужчин также имеется некая природная «изогнутость» характера, так как Адам и Ева были сотворены Господом миров из одной квинтэссенции. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 315.
В Священном Коране сказано: «О люди, бойтесь Господа вашего [выполняя предписанное Им и сторонясь явно запретного, но при этом умея полно, ярко жить], Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Творца, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. Св. Коран, 4:1); «Он Тот, Кто сотворил вас из одной души [из одной квинтэссенции] и сотворил из нее ей пару [то есть человечество началось, по воле Господа, с сотворения Адама и Евы], чтобы было им вместе спокойнее (уютнее, чтобы было к кому испытывать симпатию, чувствовать влечение; любить; делиться сокровенным, находить утешение, разделять радость)» (см. Св. Коран, 7:189).
[19] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5186; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 314 и 316, хадис № 5186 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1012, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 216, хадис № 2799.
[20] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; там же С. 249, 250, хадисы № 4100–4102, все «сахих».
[21] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 316.
[22] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 260, хадис № 4279, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 585, хадис № 64–(1467); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 5. Ч. 10. С. 56, хадис № 64–(1467); ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3232, «сахих».
[23] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада. См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3231, «хасан сахих».
Вышеприведенным хадисам созвучны наставления апостола Петра христианским женам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:3–6).
[24] Кстати, это не говорит о необъятных размерах данных плодов, ведь в Раю иное понятие материи и сути вещей.
[25] В тексте хадиса употреблено слово «куфр», которое переводится как «безбожие, неверие; неблагодарность».
[26] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1672, хадис № 5197, 5198; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 11. С. 372, хадисы № 5197 и 5198; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 20. С. 265, 266, хадисы № 5197 и 5198.
[27] «Это стало ясно из эксперимента с несколькими людьми, которые перенесли трансплантацию внутренних органов. «Ученые разделили их на две группы: первые вели дневник, где описывали свои эмоции, происшествия и ожидания, а вторые кроме этого еще и размышляли о пяти вещах, за которые они могли бы быть благодарны прожитому дню. Спустя три недели участники из первой группы чувствовали себя так же или несколько хуже, а все, кто учился испытывать благодарность, — значительно лучше и в целом были больше удовлетворены жизнью». См.: Благодарность как лекарство // Psychologies, май 2008, № 27. С. 37.