если на дороге нет разметки что считается полосой встречного движения
Выезд навстречу движению при отсутствии разметки – нарушение ли это?
Встречная полоса на широких дорогах – почти как суслик. Ты ее не видишь, но она существует. Неужели действительно можно лишиться прав, если нет «сплошной» – ни двойной, ни одинарной?
Эту статью я написал для начинающих водителей – по крайней мере, я так надеюсь.
Итак, вас остановил инспектор ДПС за выезд на встречную на четырехполосной дороге.
Ваш диалог:
– На какую встречную? Как я вообще мог пересечь сплошную, если ее там нет?
– Она там есть! Уверенно произнес строгий инспектор.
– Так ее плохо видно, разметка стертая уже, ее наносили, наверное, два года назад, она, то есть, то нет, как будто прерывистая, а в дождь ее вообще не видно. Я что, всматриваться должен?
– А причем тут «стертая»? Дело вообще не в разметке. В Кодексе прямо сказано «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Вы видите, что здесь двустороннее движение? Видите! Вы явно выехали на сторону встречного движения. Так при чем тут «стертая», где вообще написано, что надо что-то пересечь?
– Позвольте, но выехать на встречную можно только пересекая разметку, если нет разделения – значит, нет и встречной полосы!
– Разделение есть! И почему-то все, кроме вас, его видят. Да дело и не в разделении.
– И какой там штраф мне светит?
– Да не штраф вам светит, а лишение прав от 4 до 6 месяцев ( ч. 4 ст. 12.15 ).
И инспектор в данном случае абсолютно прав. Допустим, что на этом участке дороги действительно не было разделительной линии разметки. Ну и что, ведь как я упомянул выше – на этой дороге четыре полосы, из чего следует, что нарушение в таком случае было. Если бы на ней было две полосы – по одной в каждую сторону, и без разделительной сплошной линии – то, разумеется, выезжать на встречную полосу было бы можно. Когда же полос на дороге с двусторонним движением четыре, то наличие разделительной линии уже не столь важно.
А теперь давайте разберемся с этим вопросом более детально. Ведь действительно, что следует делать, если нет разделительной линии, или она полустерта и плохо видна? За состояние дорог отвечает не водитель, так почему же именно он должен нести ответственность? Если нет разделительной, можно ли вообще вести речь о выезде на сторону встречного движения? Что же делать при отсутствии разметки?
На самом деле, все прозрачно: ответ на этот вопрос находится в пункте 9.1 ПДД: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».
Таким образом, получается, что независимо от наличия разметки не инспектор, а в первую очередь именно водитель должен самостоятельно определить границу между полосами движения.
Если нет разделительной линии при двух полосах движения, то определять границу со встречной вы должны, но выезжать на «встречку» для обгона (или объезд препятствия) вы имеете право. А вот если нет разделительной при четырех полосах и более, то тогда вы обязаны не только определить середину дороги, но и четко ее придерживаться. На дороге с тремя полосами средняя полоса предназначена только для обгона или поворота (разворота).
В завершение, поподробнее поговорим о развороте. Важно не путать выезд навстречу движению с другими выездами на полосу встречного движения, не связанными с движением навстречу потоку как таковым, то есть, с поворотом налево и разворотом.
Если вы развернулись и в результате пересекли сплошную, то вам не грозит лишение прав или штраф 5000 рублей. За такое деяние вы понесете уже наказание по другой статье, а именно ч. 2 ст. 12.16 КоАП (Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой), и штраф будет в размере от тысячи до полутора тысяч рублей. А если разметки нет, то разворачиваться можно на дорогах любой ширины – главное, чтобы вы в обратном направлении начинали движение справа от центра проезжей части.
Если на дороге нет разметки что считается полосой встречного движения
ПДД РФ, 9. Расположение транспортных средств на проезжей части
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
(п. 9.1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 N 761)
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
(п. 9.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.09.2003 N 595, от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 28.03.2012 N 254)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
(п. 9.11 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
(п. 9.12 введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
Считается ли выезд на встречную полосу,если нет разделительной разметки?
Подскажите пожалуйста если нет разделительной полосы на дороге с двусторонним движением, считается ли выезд на встречную?
Если нет разделительной полосы (разметка 1.1; 1.3 или 1.11) и знака 3.20 (Обгон запрещен) то ответственность предусмотреннаяч. 4 ст. 12.15 КоАП «4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.» не наступает, выезд на встречную не считается.
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.» Потому что действуете в нарушение п. 9.1. ПДД РФ «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).»
ВС разъяснил, когда можно выезжать на встречку
В марте 2019 года водитель Александр Ковальчук* пересек встречную полосу, чтобы остановиться на противоположной стороне дороги. За это инспекторы ГИБДД составили на него протокол и отправили дело мировому судье судебного участка № 6 Советского района г. Астрахани.
В суде Ковальчук пытался доказать, что разметки на дороге не было, поэтому о пересечении встречной он не знал и ПДД не нарушал. Но мировой судья установил, что полицейские увидели нарушение водителя, зафиксировали его в своих объяснениях и свидетеля, потому им нельзя не доверять, и оштрафовал Ковальчука на на 5000 рублей по ч. 4 ст. 12.15 КоАП (“Нарушение правил расположения машины на дороге”) (дело № 5-707/2019).
Ковальчук подал жалобу в Советский районный суд г. Астрахани. Автомобилист считал, что мировой судья назначил ему штраф незаконно, ведь на проезжей части не было знаков, запрещающих выезд на встречку, или разметки. Он также приложил запись видеорегистратора, чтобы доказать соблюдение ПДД. Но судья Ирина Кострыкина оставила штраф в силе, так как на дороге, которую пересек Ковальчук, есть по две полосы для каждого направления движения, а п. 9.2 ПДД (“Расположение машин на проезжей части”) запрещает выезжать на встречку для обгона или объезда (дело №12-320/2019).
Эту позицию поддержал Астраханский областной суд, указав, что суды полно и всесторонне изучили дело и собранные доказательства. Довод Ковальчука о том, что разметки на дороге не было, судья Татьяна Шустова не прокомментировала (дело №4а-469/2019).
ЗАЯВИТЕЛЬ:
СУТЬ СПОРА:
МИРОВОЙ СУДЬЯ НЕЗАКОННО ОШТРАФОВАЛ ВОДИТЕЛЯ ЗА ВЫЕЗД НА ВСТРЕЧКУ ДЛЯ ОСТАНОВКИ
РЕШЕНИЕ:
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ПРЕКРАТИТЬ ИЗ-ЗА НЕДОКАЗАННОСТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ВС: выезд для остановки через встречку не запрещен ПДД
Автомобилист обратился в Верховный суд. Судья Сергей Никифоров отметил, что согласно схеме места совершения нарушения Ковальчук выехал на встречку не для объезда или обгона, что разрешает ПДД. Это подтвердила видеозапись регистратора водителя, где видно, что автомобиль выехал на другую сторону дороги для парковки. А допрошенные полицейские и свидетели не пояснили, с какой целью Ковальчук совершил такой маневр.
Помимо этого, на дороге и в схеме полицейских нет знаков и разметки, а запрошенная мировым судьей схема дислокации знаков является нечитаемой. Также протокол был составлен с ошибкой в отчестве Ковальчука, потому мер по всестороннему и полному рассмотрению дела предпринято не было. По этим основаниям ВС отменил нижестоящие судебные акты, а производство по делу прекратил из-за недоказанности обстоятельств.
Водитель незаконно получил штраф за выезд на встречку, ведь запрещающих такой маневр знака или разметки не было. Прежде всего, полицейские должны были получить доказательства, подтверждающие вину водителя, а затем направлять дело мировому судье.
Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин
На дороге нет разметки — можно ли выезжать на встречную полосу?
Как действовать водителю, если на дороге нет никакой разметки?
Все мы привыкли ориентироваться на дорожную разметку. Это доходит до автоматизма: водители на подсознательном уровне избегают наезжать на сплошные линии и не задумываясь пересекают прерывистые. Однако встречаются такие участки пути (иногда довольно протяженные), где никакой разметки нет. На периферии нашей страны подобное можно увидеть очень часто. Бывает и так, что новый асфальт положили, движение транспорта по нему разрешили, а вот нанести линии еще не успели.
Здесь автомобилисты оказываются перед дилеммой: можно ли в этом случае выезжать на встречную полосу? Вопрос встает особенно остро, если водители помнят, что до ремонта дорожного покрытия в данном месте проходила сплошная разметка. Так как же поступить?
Начнем с того, что Правила дорожного движения допускают отсутствие линий: они не обязательны. Если разметки нет, то, согласно пункту 9.1 ПДД, водитель самостоятельно определяет количество полос на полотне. При этом исходить нужно из ширины дороги и размеров транспортных средств. Также следует учитывать, что между автомобилями должен оставаться боковой интервал, достаточный для безопасного разъезда.
Источник изображения: pushkinska.net
Если до ремонта полотно состояло из трех полос и средняя использовалась для езды в обоих направлениях, то при отсутствии разметки такая дорога все равно мысленно делится пополам. При этом считается, что левая половина служит для встречного транспортного потока, а правая − для попутного.
Итак, необходимо оценить ширину проезжей части и визуально определить, где находится середина. На эту воображаемую линию и следует ориентироваться.
Если водитель видит, что в его направлении «получилось» две полосы (или более), то на левую сторону дороги выезжать нельзя, несмотря на отсутствие запрещающей разметки. Медленно едущий транспорт можно опередить по соседней «полосе». За городом после этого необходимо тут же вернуться на «свою». В пределах населенного пункта разрешается продолжать ехать по выбранной траектории. Однако безопаснее все-таки держаться как можно правее.
Если видно, что дорога состоит только из двух полос, то выезжать на «встречку», если нет разметки, можно. Даже если на данном участке всегда проходила сплошная, это не будет считаться административным правонарушением. Водитель может соблюдать только тот запрет, который видит своими глазами. Любое ограничение должно быть наглядно обозначено.
Источник изображения: Яндекс.Коллекция
Важно помнить про дорожные символы. Даже если линии пока не нанесли, запрет на обгон может устанавливаться знаками 3.20 и 3.22. И тогда неважно, есть разметка, или же ее нет. В этом случае выезд на левую сторону дорожного полотна будет квалифицироваться по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. На основании этой нормы водителю назначается либо штраф (5000 рублей), либо лишение права управления транспортом (на 4-6 месяцев).
Помните, что даже если на полотне нет ни линий, ни знаков, располагать на нем автомобиль нужно правильно. За движение по левой стороне двухполосной дороги без разметки тоже предусмотрено наказание. Водитель привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Размер штрафа составит 1,5 тысячи рублей.
При движении нужно учитывать сужения и расширения проезжей части. Если край полотна, к примеру, засыпан снегом, то площадь, непригодная для езды, при определении количества полос в расчет не берется. Карманы для остановки автобусов, полосы для разгона и торможения также не учитываются.
Ширина полос устанавливается ГОСТом. В населенном пункте полоса не может быть у́же 2,75 м, за городом − менее 3 м. При споре с инспектором ГИБДД целесообразно произвести замер. Часто это помогает избежать несправедливого наказания.