если на работе игнорируют тебя что делать
Моббинг. Игнорирование на работе. Как вести себя? Неужели только увольнение?
Основная причина появления такого поведения состоит в том, что одна из двух моих коллег слишком много рабочего времени уделяет личным обсуждениям. Любит обсуждать всех, всегда. Я не стала с ней обсуждать новенькую девочку и пытаться ее давить морально. Потом следовала деловая поездка их двоих к одному клиенту, после которой эта же коллега перестала со мной разговаривать. Через пару дней она подговорила новенькую девочку задавать мне вопросы о ней, а сама поставила телефон на запись и вышла из кабинета. Я высказала свое мнение, кратко и по сути. Ей не понравилось это и она решила преподнести всем такую информацию, что я всех со всеми обсуждаю. Теперь в офисе многие на меня смотрят искося. Эта коллега сделала меня виноватой и сидит ждет извинений. Я уверенна, что меня обсуждают все, с кем она выходит на обед и покурить, и с коллегой, когда я на обеде. Но я не хотела играть в эти игры. А ей захотелось. Теперь виновата я, якобы.
Хочу дополнить, что я не считаю себя виноватой, оправдываться и извиняться я не стала. Во многом потому, что это все происходило по ее причине.
Не знаю, как поступить, хочется уволиться, но руководству нравится, как я работаю, просили подождать, пока все наладится. Если я уволюсь, то придется искать работу на значительно меньшую зарплату, потому что на этом месте работы есть запись в трудовой и работаю я всего 2 месяца. Коллеги игнорируют меня, не разговаривают сами. Разговор с руководителем не дал результатов в плане вести диалог хотя бы по рабочим вопросам. Как вести себя?
Простите. Да, я ей говорила, чтобы передала объекты и занималась своей частью. Внятного ответа по этому поводу не поступило. Ответ был в том ключе, что она первое время хочет контролировать ситуацию из-за чрезмерной ответственности.
Я хотела бы найти какой-либо способ снизить уровень дискомфорта внутри себя. Работать, не обращая внимания на коллег. Но все-таки общаться по рабочим вопросам приходится, а это происходит в негативном тоне с ее стороны, после чего не хочется обращаться к этому человеку из-за чувства обиды, что ли, не знаю.
Данная обстановка в нашем отделе-кабинете уже вторую неделю. Сейчас сложно убедить себя не увольняться. А уволиться нельзя, потому что планировала летом улучшать жилищный вопрос. Муж меня не поддерживает, говорит, ты всё сама себе придумала, просто работай. Не знаю, как привести мысли в порядок.
5 уловок, чтобы не стать «козлом отпущения» на работе
Коллеги затравили тебя – насмехаются, игнорируют, распускают сплетни. Тебе уже хочется лишь одного – уволиться. Подожди, не сдавайся так легко! Мы поможем тебе противостоять прессингу.
Групповой психологический прессинг со стороны сослуживцев называется моббингом. Он может быть «белым» — скрытым, который проявляется исподтишка: коллеги старательно открещиваются от всех своих неблаговидных поступков, всячески подчеркивая, что жертва «сама все надумала», «слишком обидчива и подозрительна». Также он может быть и «черным», явным, перешедшим в открытый конфликт с единственной целью — выжить неугодного сотрудника. В первом случае жертва страдает от хронической тревожности, ведь ей начинает казаться, что она сходит с ума, а во втором — теряет силы и энергию в постоянном противодействии агрессорам.
10% тех, кто подвергался сильному прессингу коллег, доходили до суицидальных мыслей
Опасные признаки прессинга со стороны коллег
Как отличить моббинг от стандартной напряженной рабочей обстановки?
Необоснованная критика. Что бы ты ни делала, получаешь лишь одни замечания от коллег — как рядовых, так и тех, кто занимает должность чуть выше твоей. Они тобой всегда недовольны, придираются ко всему. Даже если ты все выполнила безупречно, они отыщут недостатки или «повесят» на тебя ответственность за чужие дела и огрехи. И непременно доложат об этом руководству.
Слухи и сплетни. Ты стала предметом для обсуждения. Фантазия твоих преследователей безгранична: о тебе распространяют отнюдь не добрые сказки, и нередко эти истории выходят далеко за рамки приличия.
Изоляция. Коллеги тебя игнорируют: замолкают при твоем появлении, не отвечают на вопросы, не здороваются, не зовут на обед и совместные мероприятия.
Утаивание информации. Тебе не сообщают важную для работы информацию или озвучивают заведомо ложную.
Высмеивание. Ты — любимый объект для шуточек. Про тебя сочиняют анекдоты и мемы, подкалывают как в тесном «дружеском» коллективе, так и в присутствии начальства и важных клиентов.
Порча имущества. Коллеги исподтишка, а порой и открыто портят личные вещи или те, за которые ты несешь ответственность.
Почему такое происходит в коллективе?
Зависть. Если в коллективе появляется более успешный сотрудник, быстро делающий карьеру или состоявшийся в личной жизни, найдутся и те, кому его победы не по душе. А если подобралась группа «неудачников» (по их собственному мнению), то коллективный прессинг обеспечен.
Жертва: довольный жизнью человек, порой излишне самовлюбленный, который выпячивает собственные успехи в той или иной сфере, а иногда и начинает учить коллег.
Скука. Когда коллегам особо нечем заняться (например, компания переживает не лучшие времена, работа стоит), то им некуда девать энергию и силы. Вот они и находят себе развлечение, отравляя жизнь кому-то.
Жертва: слабая закомплексованная личность, слишком чувствительная и несамостоятельная, чтобы дать отпор.
Лень. Некоторые коллективы напоминают болото, в котором никому ничего не нужно. И если в нем появляется тот, кому не все равно, кто готов работать на результат, его попытаются выдворить из компании как можно быстрее, чтобы он не тревожил спокойную жизнь коллег от звонка до звонка.
Жертва: новичок, полный энергии, идей и задора, готовый горы свернуть.
Конкуренция. Моббинг — отличное средство, чтобы уничтожить конкурента по карьерной лестнице или отомстить ему за не полученную должность.
Жертва: любимчик начальника, его протеже или чужак, который занял место, на которое претендовал старожил компании.
Напряжение. На работе, связанной с высокой эмоциональной нагрузкой, хроническим стрессом, сотрудники нуждаются в разрядке. Поэтому они неосознанно выбирают «козла отпущения», благодаря которому можно снять накопившееся напряжение и разрядить обстановку.
Жертва: нелюдимый одиночка, офисный чудак или белая ворона.
40% жертв моббинга страдают бессонницей. Постепенно появляются невротические состояния и хронические заболевания
Что делать, если на роль жертвы «выбрали» тебя
Проанализируй причины травли. Бывает, человек сам, своими действиями или отношением, провоцирует агрессию со стороны коллег. Если это так, задумайся, что изменить в своем поведении.
Оцени степень прессинга и собственные возможности. Если нападки достаточно безобидны, попробуй не реагировать на издевки. Поняв, что «жертву» не получается задеть и вывести из себя, коллеги оставят тебя в покое. Чувствуешь в себе достаточно сил, чтобы противостоять прессингу, — включи чувство юмора. Высмеивай как собственные недостатки, так и своих преследователей. Только делай это тонко и интеллигентно, не переходя на хамство и наглости. Но если прессинг настолько сильный, что отнимает у тебя все силы, оставь попытки противостоять ему и ищи другую работу. Здоровье дороже любой, даже самой хорошей и высокооплачиваемой, должности.
Найди сторонников. Как правило, всегда можно собрать команду единомышленников и вместе дать отпор преследователям.
«Подкупи» лидера. У каждого человека есть какие-то увлечения. Узнай, что для лидера важно, и прояви к этому делу интерес. Вычисли его слабые стороны — и посочувствуй ему, выбрав момент, поддержи в трудную минуту. Таким образом ты сможешь его нейтрализовать. А его «стая», оставшись без главаря, скоро сама разбредется.
Перетягивай «шестерок» на свою сторону — это тоже вариант! Постепенно налаживай отношения с каждым коллегой по отдельности. Без поддержки массы лидер сам откажется от твоего преследования, растеряв весь свой запал.
Если давление идет со стороны начальства, не порти себе нервы и не трать время зря — ищи новую работу.
Если тебя саму втянули в травлю
Задумайся, что подтолкнуло тебя к участию в этом неблаговидном деле? Почему ты не смогла остаться в стороне?
Низкая самооценка. Ты не решаешься высказывать собственное мнение и зависима от оценки окружающих.
Завышенная самооценка. Ты стремишься любой ценой подтвердить свое превосходство над другими, не прикладывая особых усилий. Вероятно, с детства тебе внушали, что ты «принцесса» и «самая лучшая», не научив при этом добиваться чего-то самой.
Агрессия как самозащита. Ты боишься показывать свои слабости и неуверенность, пытаясь скрыть их под маской активности, уверенности и силы.
Неразвитые социальные навыки. Ты не умеешь выстраивать отношения в коллективе: привыкла работать одна или в маленькой группе близких по духу людей. Поэтому начинаешь налаживать контакты при помощи соглашательства, подношения подарков, услужливости и заискивания.
Стремление манипулировать. Ты считаешь, что ради карьеры можно пойти и на интриги. К открытой конфронтации ты не готова, ведь хочется для всех «быть хорошей». Но чтобы получить желаемую должность, можешь столкнуть лбами коллег, оставаясь при этом в тени.
Непрофессионализм. Тебе не хватает профессиональных качеств, чтобы добиться успеха. Поэтому ты пытаешься заслужить признание и уважение коллектива с помощью жесткости и прессинга.
Неустроенность. Неудовлетворенность личной жизнью приводит к постоянному недовольству. И ты готова выплескивать негативные эмоции на «неугодного» сотрудника.
Когда цели моббинга хорошие, а средства плохие
Часто цель моббинга — поставить зарвавшегося сотрудника на место. Но, может, стоит прямо поговорить с коллегой, а не устраивать «разборки в песочнице»? Привычка отвечать даже на неприкрытое хамство групповым бойкотом не способствует налаживанию рабочих отношений. Не пытайся судить человека по первому впечатлению или единичному случаю: возможно, вы просто друг друга не поняли.
Твоя личная цель — карьерные амбиции. Но попробуй честно оценить свои профессиональные компетенции. Возможно, тебе стоит подтянуть свои знания и навыки, а не сетовать на продвижение «блатных».
Ты хочешь заручиться поддержкой «влиятельных» коллег, надеясь на их помощь. Но получишь ли ты ее — еще вопрос. И многого ли добьешься, показав себя не с лучшей стороны и будучи ведомой и зависимой?
ВАЖНО. В половине случаев моббер и его жертва меняются местами. Стоит задуматься.
Что делать,чтобы самой не стать мишенью для прессинга
1 Не хвастайся богатым мужем, шикарным авто, отпуском, проведенным на Карибах. Не хвались успехами на работе и ни в коем случае не ставь себя выше коллег.
2 Не отстраняйся от коллег. Старайся поддерживать заведенные в коллективе традиции, соблюдай дресс-код и негласные правила, не навязывая собственные. Участвуй в разговорах, но не инициируй их сама. И при этом не забывай работать.
3 Не сплетничай и не унижай других. Обсуждая коллег за спиной и собирая слухи, ты, конечно, станешь «бесценным» информатором, но никогда не заслужишь ни уважения, ни любви сослуживцев.
4 Не обижайся. Будь сдержанной и не показывай, что тебя задела критика или чьи-то подколы. Оставляй все эмоции за дверьми офиса.
5 Не заискивай. Не прогибайся под коллег и начальство, не унижайся. Уважай их, тем самым показывая, что ждешь такого же отношения и к себе, и другого терпеть не станешь.
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».
Как противостоять токсичным коллегам
7 инструментов, которые используют люди со здоровой психикой
Никто не застрахован от встречи с токсичными людьми, особенно на работе. Например, с сотрудниками, которые присваивают ваши заслуги, или любят посплетничать. Они лишают вас энергии и влияют на ваше отношение к работе. Вот несколько инструментов, при помощи которых люди с сильной психикой противостоят давлению трудных коллег:
1. Контролируют себя, а не других
Иногда хочется сделать что-то, чтобы руководитель стал относиться к вам благосклонно или коллега прекратил перебивать на совещаниях. Но вы не можете влиять на то, что делают другие. А необоснованный оптимизм и ожидания, что они исправятся сами, только отнимут у вас время и энергию. Зато вы можете управлять своей реакцией на действия окружающих. Независимо от того, как вы решите поступить в той или иной ситуации, делайте только то, что принесет пользу. И держите на контроле свои чувства.
2. Не жалуются
У каждого есть свои способы борьбы с разочарованиями, но привычка давать выход чувствам только фокусирует нас на проблеме и не дает ее решить. Будьте особенно осторожны, когда жалуетесь начальству. Ропот не только означает, что вы не владеете ситуацией, но и показывает, что у вас нет власти над своим отношением к этому. Вместо жалоб на несправедливость предложите варианты решения проблемы.
3. Отвечают за свои чувства
Если из-за коллеги вы чувствуете себя плохо, а начальник доводит до помешательства, это значит, что другие люди имеют власть над вашими чувствами. Независимо от того, насколько трудны коллеги, не позволяйте им диктовать, какие эмоции вам испытывать. Человек должен управлять своим состоянием, независимо от того, как ведут себя другие.
4. Не тратят время на непродуктивные мысли
Вы когда-нибудь проводили весь вечер после работы, пересказывая близким содержание разговора с коллегой? Или беспокоились в выходные, что в понедельник придется снова с ним встретиться? Если это так, то вы позволяете трудным коллегам вторгаться в ваше личное время.
Немедленно принимайте меры — сделайте уборку в доме, позвоните другу, чтобы поговорить о чем-то другом, сходите на прогулку. Займитесь чем-то, что поможет переключиться.
5. Не говорят как жертвы
Когда кто-то говорит: «Я должен работать 60 часов в неделю, так как мои коллеги не понимают, что делают» или «Я должен был сказать “да”, потому что этот человек ненормальный» — он демонстрирует, что вынужден делать то, что не хочет. Такой подход формирует у него чувство беспомощности.
Конечно, именно действия приводят к последствиям. Но порой достаточно всего лишь изменить манеру речи, чтобы добиться успеха: признайте, что не хотели работать допоздна, но остались в офисе, так как держитесь за эту работу. Или что могли сказать «нет», но это плохо повлияло бы на вашу карьеру.
6. Держат дистанцию
Установите адекватную дистанцию и заставьте окружающих ее соблюдать. Если вас прервали на собрании, скажите: «Я выступал, а вы меня перебили. Я собираюсь договорить то, что должен был сказать». Или если коллега постоянно приходит к вам со сплетнями, скажите: «Это звучит как сплетня, а я не хочу ее слышать». Тот, кто не привык вести себя в рамках дозволенного, отреагирует на это негативно. Но твердые границы и дистанция — залог избавления от стресса в дальнейшем.
7. Тренируют навыки стрессоустойчивости
Даже когда вы устанавливаете здоровые границы с трудными коллегами, они продолжают угрожать вашему спокойствию и тянут из вас энергию. Тренируйте стрессоустойчивость, экспериментируйте с разными практиками, медитацией, например, чтобы понять, что вам подходит лучше всего. И ведите здоровый образ жизни: ваша психика не станет сильнее, если будете злоупотреблять алкоголем, мало спать и неправильно питаться.
Автор: Эми Морин, лицензированный клинический социальный работник, преподаватель психологии и психотерапевт.
Перевод: Иван Ильин
По материалам cnbc.com
Источник: медиапортал Русской Школы Управления
«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА, ИЛИ «ВЗРОСЛЫЙ» БУЛЛИНГ
«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.
Существует два основных вида моббинга:
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ НА РАБОТЕ
№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.
№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
№ 3. Фаза насилия.
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
№ 4. Социальная изоляция.
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
№ 5. Потеря рабочего места.
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ НА РАБОТЕ
Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.
Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.
«ПОРТРЕТ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-АГРЕССОРА
Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.
В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой и безвольной, и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ
«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.
«Внутреннее напряжение в коллективе не может длится долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам, — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.