если на собеседовании говорят что перезвонят что это значит
Мы вам перезвоним!: всегда ли эта фраза означает, что о вакансии можно забыть
telephone.jpg»>
Страшным сном любого соискателя является провал собеседования с рекрутером и обещания последнего перезвонить позже. Мы решили разобраться, действительно ли фраза о будущем звонке означает провал миссии и отказ в трудоустройстве.
Суть вопроса
Как часто работодатели сохраняют у себя резюме соискателей, даже если те не подошли под конкретную вакансию, и перезванивают ли кандидатам при появлении новых предложений? Если коротко, то да, такое возможно, но рассчитывать на подобное развитие событий не стоит слишком сильно. Мы заинтересовались этой проблемой, решили копнуть глубже и узнать у экспертов рынка труда, как складываются отношения между рекрутерами и соискателями в Украине. Можно ли по фразам работодателя понять его отношение к вам как к потенциальному сотруднику, и стоит ли ждать новых предложений от компании, если вы уже один раз не подошли ей.
Комментарий эксперта
Виктория Бабан,
руководитель отдела рекрутинга
консалтинговой компании «Golden Staff»:
– При отказе кандидату, для того, чтобы не тратить время и эмоциональные силы на объяснения, HR-менеджеры, как правило отвечают однотипно. Если вы слышите фразы «Мы вам перезвоним», «Мы свяжемся с вами после утверждения вашей кандидатуры руководством» – это как раз такой случай (речь идет как о полноценном собеседовании, так и о разговоре с HR-менеджером по телефону. – прим. ред.). Как правило, если соискатель потенциально подходит заявленным требованиям, то с ним договариваются при первом телефонном звонке о встрече-собеседовании.
Но в то же время это не всегда так, и вышеуказанные фразы действительно могут означать, что диалог может быть продолжен. Например, если вакансию только дали в работу и еще не определили основные требования или уровень вознаграждения, задача рекрутера на этом этапе может состоять в анализе пожеланий по заработной плате потенциальных кандидатов или в формировании пула интересных кадров для руководителя, который сам потом проведет телефонные интервью.
То же самое возможно, если работодатель предварительно озвучил заказ на поиск персонала в виде заявки, но отношения с рекрутинговым агентством еще документально не оформил или же не предоставил детальное описание вакансии. В таком случае рекрутер агентства может произвести предварительный анализ и поиск, для того чтобы установить, есть ли требуемые специалисты на рынке. Так что если вакансия официально попадет в работу, к вашей кандидатуре действительно могут вернуться. Ваше резюме так и останется без ответа в тех случаях, если указанные пожелания по заработной плате намного выше предложенной работодателем, при появлении новых деталей по требованиям, или если агентство и заказчик не договорятся о сотрудничестве.
Читайте еще:5 навыков и качеств соискателей, которые никогда не купит работодатель
Резюме тех кандидатов, которые не прошли отбор, HR-менеджеры, как правило, сохраняют в базу резюме, поскольку требования к вакансии могут поменяться в процессе поиска. Кроме того, могут появиться и новые вакантные места. Другими словами, шанс получить заветное место еще есть.
Для того, чтобы определить уровень заинтересованности вашим резюме и шансы на рассмотрение вашей кандидатуры, рекрутеру во время телефонного или первого личного интервью советую задать несколько вопросов:
1. Какие требования к данной позиции, что является главным критерием?
2. Какие сроки рассмотрения резюме и дальнейших контактов?
3. Кто принимает решение при первичном отборе резюме и приглашении на собеседования?
4. Есть ли вероятность, что мою кандидатуру рассмотрят, что может смутить?
По ответам, которые вам даст HR, вы сможете оценить, насколько ваша кандидатура соответствует заявленным требованиям работодателя и определить, в течение какого времени имеет смысл ожидать ответ.
Анна Меламед, карьерный коуч, HR-консультант:
– У каждого HR-менеджера есть своя стратегия и свой подход к стандартной фразе «Мы вам перезвоним». Чаще всего, подразумевается продолжение: «Мы вам перезвоним, если вы нам подойдете». И это нормальная практика – звонить с приглашением для дальнейшего обсуждения деталей, а не для того, чтобы сообщить об отказе. Отказы, чаще всего, крупные компании или рекрутинговые агентства предпочитают отправлять электронными письмами. Иногда бывают ситуации, когда кандидат действительно достойный, но компания не может сделать сейчас предложение. Например, если квалификация и опыт кандидата относятся к более долгосрочным приоритетам развития компании, а сейчас важнее решить более узкую задачу. В таких случаях обычно создаются договоренности, и кандидата уведомляют об этом, чтобы иметь возможность в дальнейшем вернуться к этому вопросу.
Читайте еще:Собеседование по телефону: 10 самых важных правил
Что же касается того, заносят ли резюме кандидата в базу, то здесь есть ряд деталей. Если после собеседования или проверки рекомендаций появились нюансы, которые категорически неприемлемы работодателю, тогда резюме нет смысла сохранять. Однако бывает так, что на одну вакансию выбирают нескольких подходящих кандидатов и выбор делается из лучших. В таких случаях резюме вышедших в финал достойных кандидатов, конечно же, сохраняются. Интересных специалистов могут рекомендовать знакомые и, если опыт достойный, но вакансии пока нет, то резюме тоже сохраняется в базе. В моей практике было несколько случаев, когда предложение кандидату делали спустя несколько месяцев после собеседования, когда в этой же компании открывалась подходящая позиция.
Чтобы попытаться понять настроения HR-менеджера, задавайте ему конкретные вопросы о критериях выбора сотрудника. Так, узнайте, все ли этапы собеседований вы прошли, нужна ли дополнительная информация для принятия решения. Также не оставляйте непонятной для себя фразу «Мы вам перезвоним!». Уточните, в каком случае стоит ждать звонка и в какие сроки. Ведь у соискателя тоже может быть несколько предложений, и он имеет право знать свои перспективы и оценивать свои шансы.
Читайте еще:10 правил, как говорить с работодателем о зарплате
Докопаться до истины: еще несколько подсказок
Многим соискателям часто приходится буквально догадываться о реакции рекрутера на их кандидатуру. Чтобы понять, действительно ли в вас заинтересованы, попробуйте последить за реакцией HR-менеджера на ваши ответы и его действия после окончания собеседования.
1. Длительность собеседования меньше 15 минут может указывать на отсутствие интереса к вашей кандидатуре.
2. Большое количество дополнительных вопросов к вам – хороший знак.
3. Охотные ответы интервьюера на ваши вопросы тоже могут свидетельствовать о том, что вас рассматривают в роли потенциального сотрудника.
4. Детальный рассказ менеджера о будущем процессе трудоустройства и процедурах прохождения отбора, которые последуют за собеседованием, говорят о заинтересованности работодателей.
5. Если во время собеседования вас познакомили с потенциальными коллегами – можете рассчитывать на положительный результат.
6. А вот если во время разговора HR вас часто перебивал и не давал закончить фразы и рассказ о себе, скорее всего, на работу рассчитывать не стоит.
Читайте еще:Чтобы перезвонили: как получить обратную связь от работодателя
«МЫ ВАМ ПОЗВОНИМ» или что делать после собеседования
Прозвучали последние вопросы рекрутера. Все! Самое страшное уже позади. Собеседование окончено и вслед вежливо произносится: «Мы вам позвоним» … Кто-то еще и еще раз неуверенно мысленно анализирует промахи и достоинства своих ответов. Кто-то уходит воодушевленный доброжелательной атмосферой беседы и почти уверенный в своем успехе. В любом случае, каждый уходит не с «пустыми руками». Не сказали же «Вы нам не подходите». Пообещали позвонить, значит – есть надежда. Что в этой фразе: вежливый отказ или реальный шанс получить работу.
Проходит день, второй, третий – а долгожданного звонка все нет. «Ну, ничего, — успокаиваем себя, — еще не время. Может кандидатов много и не успели? Может, руководитель занят? А, может, я не подошел. Нужно позвонить самому! Нет, зачем беспокоить. Может, мне откажут». Может, может, может… но сколько еще ждать? И на смену надежды приходит растерянность. Эта ситуация знакома каждому, кто хоть раз сталкивался с поиском работы.
Что же делать? Как правильно вести себя после собеседования, если работодатель не перезванивает? С одной стороны, страшно и неприятно услышать отказ. Хочется «сохранить лицо» и не показаться навязчивым. С другой, проявив настойчивость, мы продемонстрируем работодателю наше умение добиваться целей и заинтересованность в этой работе. Да и нервы останутся крепче. Неуверенность в завтрашнем дне выматывает и утомляет. Есть, конечно, еще вариант – вообще не тратить время на ожидание и продолжить поиск. И даже можно за это время принять предложение от другой компании, если там ребята пошустрее.
Прежде чем мы рассмотрим возможные варианты нашего поведения в период ожидания, хочу обратить ваше внимание на очень важное правило. В данной ситуации степень определенности во многом зависит от нас самих. Нужно не только достойно показать себя во время собеседования, но и правильно его закончить. Каждый рекрутер планирует сроки закрытия вакантной должности. Прощаясь с вами, он уже знает примерно, когда сможет перезвонить. Если интервьюер не обозначил вам срок и дату принятия решения, не стесняйтесь сами спросить его об этом. А также уточните способ связи с вами, контакты и должностное лицо, у которого вы можете получить ответ о результате встречи. Озвучив вам конкретные сроки, рекрутер вынужден взять на себя дополнительную ответственность перед вами. А для вас — это возможность еще раз проявить себя как человека делового, знакомого с такими понятиями как планирование и тайм-менеджмент.
Итак, вам не звонят. На самом деле решений данной проблемы не так уж много: либо вы сами проявляете инициативу, либо вы ее не проявляете и ждете.
Вариант 1. Ждем
Да, действительно, имея четкие сроки поиска кандидата на вакантную должность рекрутер заинтересован в максимально быстром принятии решения. Но он не принимает решение единолично. Во многих компаниях внутренние коммуникации выстроены таким образом, что процесс согласования кандидата с другими участниками отбора довольно долгий. Кто-то может находиться в командировке. Кто-то заболел и отсутствует на работе. А без него решение не принимается. Кто-то никак не может определиться, кого же все-таки надо искать. Часто возникают ситуации, когда в процессе проведения собеседований, у руководителей меняются приоритеты и представления о том, что должен знать и уметь специалист. В конце концов, резюме может просто затеряться в кабинетах среди бумаг. Вот и получается, что все ждут. Только рекрутеру понятно, что он ждет, а что ждете вы? Как показывает практика, для рядовых специалистов период ожидания может длиться не более 7-10 дней. Для руководителей среднего звена – 3-4 недели. Ну, а если вы претендуете на должность высшего звена, то будьте готовы, что вам могут позвонить через 5-6 месяцев.
Часто можно услышать обвинения соискателей в адрес рекрутеров «неужели трудно позвонить и сразу сообщить результат». Опыт показывает, что эйчар в 50% случаев, прощаясь с кандидатом, уже имеет решение, представит он кандидата дальше или нет. Но, давайте не забывать: он такой же человек, как и мы с вами. Ему также не просто сказать «нет». К тому же, пусть маленькая доля сомнения, но присутствует. Его ошибки могут дорого обойтись компании. Возможно, просмотр кандидатов только начался и вас пока сложно сравнить с другими участниками конкурса. Поэтому рекрутеру нужно время, чтобы еще раз все взвесить и проанализировать. У него задача за 30-40 минут рассмотреть в вас суперталанты и потенциал. В его руках, по сути, не только ваша профессиональная судьба, но и отчасти судьба компании и собственный имидж. Результат его работы оценивается по успешно и эффективно работающим специалистам. Он несет ответственность за ваш успех в компании и успех компании вместе с вами.
Поэтому психологическая нагрузка на него ложится довольно большая и выбор кандидата – очень ответственная задача. А кандидатов много. Это вы у себя любимого один единственный. Рекрутер же обрабатывает сто, двести, триста и более резюме по одной вакансии. Это 100, 200, 300 и более судеб, каждая из которых имеет свой жизненный и профессиональный опыт. Зачастую ему приходится работать сразу с несколькими и более вакансиями. И задача заключается в том, чтобы из всего этого количества выбрать одного — лучшего из лучших. Так что судите сами, трудно всем перезванивать или нет.
Но вернемся к вопросу – что делаем мы: ждем или что-то предпринимаем. Если предпринимаем, то что.
Вариант 2. Берем инициативу в свои руки
Для того, чтобы принять решение, проявлять инициативу или нет, предлагаю посмотреть на ситуацию глазами рекрутера. К нему поступило 300 резюме, которые он тщательно изучил. Из них 150 кандидатов обзвонил и провел телефонное интервью. Далее, к примеру, отобрал 70 резюме, наиболее подходящих под заявленные работодателем требования. Из них 40 человек пригласил на собеседование. В силу разных жизненных обстоятельств, предположим, собеседование прошло 30 кандидатов. То есть 30 лучших. Из них 10 выбирается самых лучших. И только потом — один самый- самый лучший! Сидит он над этими самыми-самыми резюме, результатами тестов, анкетами и думает: «И Иванов хорош. Да и Петров не хуже. Кто же из них?». Между собеседованиями прошло время. И тут звонит Петров. Раз вежливо напомнил о себе. Через время еще раз. При прочих равных условиях кандидатов – как думаете, кто произведет впечатление более активного, настойчивого, более заинтересованного в работе? Ответ очевиден. Но здесь, конечно же, главное мера. Не превращайте жизнь рекрутера в кромешный ад – его рабочий день не должен начинаться с вашего звонка и заканчивается общением с вами. Иначе будет обратный эффект и кроме раздражения это не принесет желаемого результата. Так что предпринимать что-то или нет — каждый решает сам для себя.
Итак, чтобы обратить на себя внимание потенциального работодателя, у нас есть возможность либо позвонить, либо написать. Чего точно не стоит делать – так это без приглашения приходить в компанию. Рекрутер может в это время проводить собеседование и вряд ли бросит своего собеседника, чтобы заняться вашим вопросом. Он может быть на совещании, находиться где-то вне офиса. Либо просто будет не подготовленным к встрече с вами. Своим визитом вы только поставите и себя и его в неловкое положение.
Стоит ли звонить самому? И здесь интересная статистика. Основная часть соискателей считает, что не стоит. Раз не звонят — значит не подошел. Если кандидатом заинтересовались, то сами перезвонят. Из моих практических наблюдений могу сказать, что всего около 10 — 15% соискателей перезванивают и интересуются итогом собеседования. Рекрутеры считают наоборот, что стоит. Фраза «мы вам позвоним» для них действительно означает возможность продолжения диалога. То есть поиск продолжается, но окончательное решение еще не принято и вы в списке претендентов. Бывают, конечно, случаи, когда рекрутер не хочет вас расстраивать и таким образом делает вежливый отказ. Но это случается реже. По большей мере в этой фразе просто нет ответа на данный момент.
Есть еще способ напомнить о себе. Написать благодарственное письмо. В компаниях, исповедующих прозападный стиль корпоративной культуры, это считается обязательной нормой делового этикета. Поэтому нужно обращать внимание на внутреннюю культуру компании. Отправляя письмо, соискатель не только напоминает о себе и проявляет заинтересованность, но и выражает признательность за уделенное время и благодарность всем участникам собеседования. Умение быть благодарным — это немаловажное качество, которое любой работодатель оценит по достоинству. В письме нужно еще раз напомнить о своих сильных сторонах и чем вы можете быть полезным компании. Такое письмо желательно отправить в течении 24 часов после собеседования. К сожалению, у нас такая культура общения пока не имеет широкого распространения. Многие считают это бессмысленной лестью. Еще раз напомню – все должно быть в меру! Поэтому, если вы это воспринимаете именно так – то, конечно, лучше не пишите. Здесь важно быть действительно искренним.
Вывод
Итак, как вести себя после собеседования:
1) Обязательно уточняйте в конце собеседования, когда, кто и каким образом даст вам ответ о результате конкурса на вакантную должность.
2) Если вы заинтересованы в работе именно в этой компании – проявляйте инициативу. Это, прежде всего, в ваших интересах. Инициативность – это волевое качество, которое человек проявляет осознанно и намеренно, когда имеет внутреннюю мотивацию к изменению ситуации. 21 век – это век глобальных компетенций. Вряд ли вы обладаете какими-то совершенно уникальными возможностями, которые вас выделяют из миллионов. Сейчас наиболее пристальное внимание рекрутеры уделяют потенциалу соискателя, так называемым «навыкам 21 века». По мнению кадровых руководителей пятисот крупнейших компаний мира, к 2020 году самыми востребованными умениями и качествами на рынке труда станут: умение ставить цели, планировать свое время, инициативность, настойчивость, высокая мотивация, умение эффективно общаться, любознательность. А профессиональным навыкам можно научить любого человека.
3) Проявляйте терпение. Работодателю, действительно, может понадобиться больше времени для принятия решения о найме вас на работу, чем планировалось изначально.
4) Будьте настойчивы. Но проявляйте свою настойчивость тактично и мягко, чтобы настойчивость не переходила в навязчивость. Избегайте излишнего контакта с работодателем или рекрутером. Для того, чтобы напомнить о себе и выяснить статус вакантной должности, осуществите повторный контакт. Сначала напишите благодарственное письмо в течение первых двух суток, еще раз подчеркнув ваши сильные качества. Позже, в течение двух недель с момента последнего общения, перезвоните.
5) Продолжайте поиск работы. Даже если это работа вашей мечты – все равно продолжайте поиск. Я убеждена, что мы должны находиться в этом процессе постоянно. Наши активные действия, во-первых, не позволят впасть в уныние и снизить самооценку. А во-вторых, периодическое посещение собеседований и разных компаний дает возможность ориентироваться в новых тенденциях и требованиях рынка, работать над собой, все больше и больше усовершенствовать свои навыки, чтобы быть востребованным специалистом и соответствовать новым вызовам современной эпохи.
Удачи вам во всех ваших начинаниях!
Читайте также публикации на Карьерист.ру, которые помогут в поиске работы.
Чего ждать, если вам сказали «мы вам перезвоним»?
Очень редко сразу после собеседования работодатель принимает решение и озвучивает его кандидату. Большинство собеседований заканчивается фразой «Мы Вам перезвоним», но далеко не всегда соискатель действительно дожидается звонка.
Так как же воспринимать эту загадочную фразу? Как вежливый отказ или реальную надежду?
Читаем между строк
В первую очередь, поверьте: если ваше собеседование не закончилось подписанием трудового договора, это нормально. Работодатель в 95% случаев предпочитает рассмотреть несколько кандидатур, прежде чем принимать решение. Исключение составляют уникальные вакансии, на которые действительно сложно найти специалистов с нужными компетенциями или срочные ситуации, когда некому выполнять работу.
Чтобы оценить перспективы результатов собеседования, будьте внимательны к интонациям, формулировкам и прочим невербальным сигналам от эйчара.
— Как было сформулировано обещание: мы вам перезвоним или перезвоним в случае положительного ответа?
— Были ли озвучены конкретные сроки звонка? Чем больше в фразе точных деталей, тем вероятнее, что рекрутер действительно настроен перезвонить и озвучить свое решение.
— Если эйчар произносит банальную фразу и при этом не смотрит в глаза, демонстрируя незаинтересованность в продолжении контакта, вряд ли стоит ждать звонка.
Нюансы разных профессий
Чем выше квалификация сотрудника, тем тщательнее обдумывают кандидатуру, и тем чаще действительно перезванивают. Но, на такие должности, как дворник или мойщица посуды обещание перезвонить – это действительно чаще всего форма отказа, так как оценивают соискателей на эти должности обычно по внешнему виду и принимают решение сразу.
Что говорят менеджеры по персоналу?
Люди, которые постоянно занимаются поиском и подбором персонала, отвечают на вопрос об обещании перезвонить неоднозначно. Чем больше кандидатов приходится собеседовать, тем меньше реальных возможностей обзвонить каждого из них. В крупных компаниях рекрутеры стараются быть корректными, не дают пустых обещаний: перезванивают только успешным кандидатам, а остальных либо предупреждают об этой избирательности, либо оповещают по электронной почте. Другой вариант — соискателей просят перезвонить самих, обычно через неделю.
По данным опросов, только треть менеджеров по персоналу, обещая перезвонить, уже приняли решение об отказе. В остальных случаях это пауза на раздумья.
— Кандидат стоящий, но есть более подходящий вариант по совокупности данных.
— По всем критериям соискатель подходит, но не сойдется с непосредственным руководителем по характеру или темпераменту.
— Избыточная компетенция: слишком хорошее образование, много опыта. Такой сотрудник часто превосходит по уровню профессионализма своего руководителя, что неправильно. Другой нюанс избыточной компетенции — работник явно будет искать подходящую для себя должность, то есть нельзя рассчитывать на долгое сотрудничество.
Возможно, вам не перезванивают не потому, что вы хуже других, а потому, что лучше!
Примеры отговорок рекрутеров
Объективными причинами для отказа в работе считаются те, которые имеют отношение к профессиональным качествам, но на деле это не всегда так. Довольно часто менеджеры по персоналу не называют настоящих причин, например, если считают, что кандидат не подходит по внешним данным или неопрятен, из-за особенностей характера (нервозность, раздражительность или, наоборот, вялость) могут стать причиной отказа в определенных должностях. В этом случае рекрутеры используют различные формальные отговорки, чтобы избежать длительных бесед с соискателями:
— решение принято в пользу более опытного кандидата;
— руководитель принял решение без объяснения причин;
— избыточная компетенция (да, часто это только отговорка);
— нет возможности предложить достойную заработную плату.
Можно ли изменить ситуацию?
Итак, собеседование подходит к концу, вам обещают перезвонить, но интуитивно чувствуется, что звонка может не последовать. Можно ли как-то повлиять на решение? Обязательно уточните: вам перезвонят в любом случае или только при положительном решении, когда ждать звонка? Обладая точной информацией, вы будете меньше нервничать в ожидании. Активная жизненная позиция, заинтересованность соискателя всегда производят положительное впечатление.
Если указанный срок проходит, а вам не звонят, свяжитесь с работодателем самостоятельно. Не бойтесь быть назойливыми — в некоторых вопросах деликатность ни к чему. Выберут всегда кандидата, который хочет работать и активно это демонстрирует.
Если вам не перезвонили
Как бы ни понравилась вам вакансия, если после собеседования рекрутер пообещал перезвонить, не стоит прекращать поиски работы. Рассматривайте другие вакансии, ходите на собеседования — возможно, впереди ждет еще более интересная и перспективная работа.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Мы вам перезвоним» – это «да» или «нет»?
Собеседование пройдено, вроде бы удачно, улыбчивый рекрутер приветливо обещает: «Мы вам перезвоним». Вы изводите себя ожиданием и не выпускаете телефон из рук. К концу недели нервы сдают от неопределенности и от того, что надо решить вопрос: «Перезванивать самому или просто забыть о вакансии и искать новую?»
Мы не стали строить догадки, как правильно поступать в таких ситуациях, а прямо спросили кадровиков и рекрутеров, что делать, если после собеседования работодатель не перезвонил и что на самом деле означает фраза «Мы вам перезвоним» в устах эйчара?
Оказалось, что фраза «Мы вам перезвоним» далеко не всегда означает завуалированный отказ. Судя по ответам эйчаров компаний, почти две трети работодателей действительно имеют в виду то, что после собеседования рекрутер сказал кандидату – ему собираются позвонить. Так на наш вопрос об истинном значении сакральной для собеседований фразы ответили 13 из 20 кадровиков.
Причем еще 5–7 лет назад каждый третий рекрутер обещал кандидату перезвонить, чтобы просто замаскировать отказ. Тенденция обнадеживает. Так что есть смысл не терзаться сомнениями, а брать телефон и интересоваться, как у вас дела.
Почему же тогда не перезванивают?
Расклад, при котором вежливая фраза на самом деле означала отказ, исключать нельзя – в компаниях все еще остаются такие словесные жонглеры. Таких кадровиков примерно треть. Но есть и другие причины.
Перезванивать после собеседования стоит еще и потому, что так кандидат показывает свою заинтересованность в работе, и звонок может оказаться решающим фактором при выборе из нескольких кандидатов.
Рекрутеры, отвечавшие нам на вопрос о смысле фразы «Мы вам перезвоним», советуют продолжать искать другое место до тех пор, пока не получите приглашение на работу. Даже если оно поступит в момент трудоустройства в другую компанию, прекрасно – будет из чего выбирать.
И в заключение наш вывод: невозможно угадать, к какой категории (прямолинейный или любитель иносказательного эзопова языка) относится кадровик или рекрутер, который проводил собеседование. Поэтому лучше всего не ворожить на кофейной гуще и прямо уточнить, что значит фраза «Мы вам перезвоним» сразу после того, как она прозвучала на собеседовании, и при каких условиях и когда ждать звонка.