если на зло отвечать добром то чем отвечать на добро
«Кто сострадает, тот побеждает в сражении»: священники объясняют, как отвечать на зло
Как реагировать, если по отношению к тебе совершили несправедливость? Как отвечать с любовью на зло? Приводим мнения приснопоминаемого протоиерея Димитрия Смирнова, а также иеромонаха Макария (Маркиша) и иерея Игоря Сильченкова.
О том, что обидчику нужно подставить другую щеку, в Писании читали все мы. И все же, вопрос о том, как правильно реагировать на зло, всякий раз ставит нас в тупик. Ко встрече с ним мы никогда не бываем готовы. Сталкиваясь с неправдой, мы цепенеем в растерянности и порой не знаем, что предпринять дальше.
Особенно много таких ситуаций бывает в семейной жизни. Самые болезненные раны наносят те, кого мы любим: супруги, родители, дети, и тогда в семье вместо мира надолго водворяется разлад. Ссоры и злоба подтачивают основания домов.
Между тем, никакого тупика нет, жизнь продолжается и предлагает нам иные выходы. Какие? Отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.
Третьего не дано
«Есть две духовные природы во Вселенной: добро и зло; Бог и сатана; Царствие Небесное (рай) и ад. Третьего не дано.
И если кто-то злобится на нас, то мы должны побеждать зло добром, как сказал апостол Павел в Послании к Римлянам.
Если кто-то находится в гневе по отношению к тебе или ненавидит, или даже ударил тебя, то в каком состоянии находится этот человек?
Он находится в состоянии зла. Он находится во грехе. Как победить этого человека?
Вернее, победить не человека, а зло, которое внутри него?
Многие люди, которые живут без креста, без Бога, без молитвы, считают сказанные Иисусом слова «если ударят по правой щеке, подставь левую…» трусостью.
А сможет ли трусливый человек так сделать? Не озлобиться, не возненавидеть?
Трус убежит или накинется в ответ с палкой, он будет агрессивно защищаться. Только очень смиренный и близкий к Богу человек сможет подставить вторую щеку.
Он не озлобится, не затаит обиду или ненависть.
Самая главная победа добра над злом происходит в самом человеке, которого ударили.
Потому что, когда нам причиняют зло, в нашей душе может родиться гнев, ненависть, обида. То есть те же самые чувства, что и в нашем обидчике.
Но если мы сумеем себя обуздать, победить гнев, победить страх, который гонит нас схватить палку и отомстить обидчику, это означает, что мы одержали победу над злом.
В чём же будет победа? Да ни в чём. Была злоба в одном человеке, и теперь она поселилась в другом. Они обменялись злом, и оно умножилось.
Подставить другую щеку – это евангельская высота. И взять её сходу очень трудно. Возможно, к ней надо идти всю жизнь. Но идти – надо!»
(Иерей Игорь Сильченков, миссионер).
Рана зарастёт
«Злоба, гнев, ненависть, раздражение – это всё страсти человеческие, которые мучают душу. Нужно обращаться к Спасителю.
Он и пришёл на землю, чтобы нас от этого освободить. Поэтому нужно молиться Богу, чтобы он нас освободил от этих пагубных страстей. Если мы будем усердно просить, то ненависть уляжется.
Все наши беды происходят от незнания Священного Писания. Господь сказал: «Молитесь за обижающих вас». Если человек молится за того, кто причинил ему зло или обиду, то довольно-таки скоро обида проходит.
Каждый раз на молитве поминайте обидчика, желая ему и доброго здравия, и спасения души. Ведь всегда, когда мы молимся за какого-то человека, он становится нам родным и близким.
Если мы будем целенаправленно бороться со злопамятством, то эта рана обязательно зарастёт».
(Протоиерей Дмитрий Смирнов (1951–2020 гг.), церковный и общественный деятель).
Чтобы победить, нужно сострадать
«Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
Здесь, как в капельке воды, отражается вся евангельская нравственная мудрость: побеждай зло добром, потому что источник добра – Бог, и воплощение воли Божьей на земле – это добро».
Этот принцип – побеждай зло добром, а не давай злу победить себя – общий не только для христианского сознания, но и практически для всех подлинных религиозных конфессий.
Мы знаем, что Ветхий Завет содержит в себе всякие истории, в том числе жестокие и кровопролитные. Но это вовсе не значит, что религия Ветхого Завета этому учит.
А чему учит Ветхий Завет? В Книге Притч Соломоновых есть такие строчки: «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя».
Действительно, есть такая христианская установка – владей собой, не пытайся владеть другими.
И потом, храбрость – это, конечно, доблесть, но гораздо более существенная доблесть для подавляющего большинства из нас – это способность терпеть.
Интересно, что древние мудрецы Китая говорили о том же самом. Лао-Цзы, живший за пятьсот лет до Христа, писал: «Кто сострадает, тот побеждает в сражении».
Вот ведь парадокс: для того, чтобы победить в сражении, оказывается, нужно иметь сострадание»…
(Иеромонах Макарий (Маркиш), церковный публицист, миссионер).
Нужно и можно ли отвечать добром на зло. Аргументы
Нужно ли отвечать добром на зло?
Видеоверсия публикации:
Он сказал: «Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью». В самом деле, все зависит от ситуации, смотря по тому, чем было вызвано зло, направленное против нас, а во-вторых, от того, чего мы хотим добиться предполагаемым ответом.
Фраза Конфуция правильная и красивая, применима ко всем случаям, однако ее трудно принять, как руководство к действию, потому что в ней нет, никакого, более-менее ясного алгоритма. Давайте мы с вами сами посмотрим, какие могут быть ситуации со злом, направленным против нас.
Ну, допустим, мы допрыгались, незаслуженно достали кого-то, причинили ему зло, и заработали от него по шее. Тут обижаться нечего, это как раз тот случай, когда на наше зло, нам и ответили справедливостью.
Давайте все же, возьмем для рассмотрения типичные моменты, когда зло причиняется нам незаслуженно.
1. Нам причинили зло с корыстной целью, то есть, что-то украли, обсчитали, обвесили, подсунули не совсем то, на что мы рассчитывали, короче говоря, нанесли нам ущерб путем обмана.
2. Мы испытываем от кого-то унижения, оскорбления, притеснение в наших правах, другими словами, нас, каким-то способом вынуждают занять статус более низкий, чем мы, на наш собственный взгляд, заслуживаем.
Сразу оговорка, я не хочу рассматривать здесь эпизоды, когда с нами кто-то плохо поступил, но потом пожалел, искренне раскаялся, попросил прощенья и поинтересовался, как он может загладить свою вину.
Моя позиция в таких случаях однозначна, повинную голову не секут. Раскаявшегося мы должны постараться простить. Мы не обязаны это забывать, но простить стоит.
Простодушный простит и забудет,
Глупый не простит и не забудет,
Мудрый, простит, но не забудет.
Конечно, трудно призывать к прощению, когда совершено что-то ужасное и непоправимое. Очень редко в таких случаях разуму удастся перекричать голос ненависти и жажду мести. Тут советовать легко, пока сам в такой ситуации не оказался.
На зло нужно отвечать справедливостью. Что Конфуций имеет в виду? Да то, что, в зависимости от ситуации, на добро следует отвечать сообразно моменту. Месть в расчет брать не будем, это чувство нерациональное.
Метафизически, по принципу кармы, например, мстить крайне глупо. Вместо того, чтобы снять с себя один кармический хомут, отомстив, мы надеваем на себя такой же, или еще хуже.
Понимаю. что это мало кто в расчет берет, как и то, что, по новозаветному пониманию, прощая врага, можно, дословно, собрать на его голову горящие уголья, отомстив, или даже обдумывая месть, вы соберете эти уголья на свою собственную.
Если поближе к земле, то, сама месть, скорее всего, не принесет вам удовлетворения. Это отмечено очень многими, и мною, кстати. В лучшем случае, просто не станет легче. в худшем, вы начнете о мести еще и сожалеть. Жаль потом человека бывает, тоже по себе знаю. Смотря за что, конечно.
Так какие варианты ответа на зло подразумевает справедливость.
Когда на зло лучше не отвечать? Тогда, когда зло по отношению к вам заключается в чем-то резком эмоциональном выпаде: слове, поступке, жесте. Мною давно замечено, что, если человек в запальчивости наговорил вам гадостей, самое лучшее, это молча подождать пока он успокоится.
С огромной долей вероятности, как только его уровень норадреналина придет в норму, он почувствует неловкость и станет искать способы все как-то загладить. В случае вашего ответа грубостью на грубость, обидчик останется при мнении, что он все правильно сделал или сказал. Так с вами и надо. Что для вас выгодней, выбирайте.
Это случай легкого зла. Если же вы стали объектом чьего-то постоянного негативного воздействия, в первую очередь, постарайтесь выяснить мотивы поведения обидчика. Это тот случай. когда без ответа зло оставлять нельзя. Чего-то же человек хочет.
У меня был в школе подобный случай, в очередном, новом для меня классе. Тогда я при всех, спросил одноклассника, за что он меня так ненавидит. Парень он был неглупый. да и вопрос был, прямее некуда. Он не стал юлить, а прямо в нескольких предложениях высказал, чем он недоволен. Я тут же внес свои пояснения по вопросу, и противостояние прекратилось.
Лучше, такой вопрос задавать человеку наедине. Когда-то, имел место и такой эпизод. Стал замечать явные придирки своей начальницы, и чем дальше, тем больше. Передумал уже все, не могу понять, что ей надо, чего она добивается. В конце концов, наедине прямо спросил, — Чем я вам не угодил, за что вы меня так ненавидите?
Минут через пять выяснилось, что она в меня банально влюблена и вела себя так, просто от отчаяния. По-разному бывает. Выяснять надо всегда, а потом уже думать, кто виноват, и как это исправить. Молчание тут не помощник.
Несколько слов об обманщиках, аферистах, обвесах, обсчетах и так далее… Моя позиция здесь давно сформировалась. К этому нужно быть готовым и принимать предупредительные меры. Люди так живут, пытаться их перевоспитать, рассчитывая на их совесть и сознательность, также бесперспективно, как заставлять волка перейти на комбикорм.
Оставить ноутбук на ночь на скамейке в парке и надеяться утром его с нее забрать крайне неумно. Мир мы не переделаем, а вот учитывать его принципы нам никто не запрещает. А принципы у него такие. что в нем существуют воры и обманщики.
Не зря же в магазинах и на рынках часто стоят контрольные весы. Так, что если нас развели, или у нас что-то сперли, значит мы не все предусмотрели. Вы как хотите, а я в подобных случаях виню, в первую очередь, себя.
Нет, конечно, если есть шанс восстановить справедливость, нужно написать заявление в полицию, в других случаях подключить влиятельных знакомых. Здесь справедливостью будет вернуть утраченное. Да и наказание виновного, за рамки справедливости, вряд ли выходит.
В защиту применения наказания хочется сказать вот что. Наказывая провинившегося, мы можем, если и не полностью исключить повторение им плохих поступков по отношению к людям, то, во всяком случае, снизить число рецидивов. И речь здесь идет, не только об уголовной и административной ответственности, а и об обычном недостойном поведении кого-то, например, на улице.
Безнаказанность развращает. Распоясавшегося хулигана стоит остановить уже затем, чтобы обезопасить от его действий не только себя и других людей. которые могут оказаться на его пути, а и его самого. Ну, представьте, подвыпившего парня начало заносить, он пристает к прохожим, хамит, хватает их руками.
Большинство молчит, обходит его стороной, разбегается, не хочет связываться. Чем может быть дальше? Он все же сделает что-то, по-настоящему плохое, в итоге, кто-то из-за него попадет в больницу, если не хуже, а сам он отправится в тюрьму.
Но если найдется тот, кто настучит забияке вовремя по кумполу, то на этом все может и закончиться. В общем, не так уж и трудно понять, что значит, отвечать на зло справедливостью. Конечно, не всегда можно угадать, когда и как поступить будет правильным.
Почему на добро отвечают злом?
Давайте посмотрим, почему же часто в ответ на добро мы можем получить злую неблагодарность. Высвечиваются два момента.
Во-первых, добро, многими людьми воспринимается, как слабость. Со слабыми людьми, часто не считаются, и сделанное ими добро непорядочными членами общества просто не берется в расчет.
Во-вторых, к сожалению, поведение значительной части людей, обусловлено в большей мере рефлексами, чем разумом. Разум используется ими только для того, чтобы оправдать свои нелогичные действия. Подобно животным, они понимают только то, что вот здесь можно что-то получить, а вот там могут и послать, а то и на орехи отсыпать.
Собака не пойдет второй раз в то место, где в нее камнями бросали, а вот туда, где иногда еду дают, она наведываться станет регулярно. Стоит покормить ее несколько дней подряд, а потом вдруг ничего не дать, и она начнет возмущенно лаять и требовать то, к чему успела привыкнуть.
Например, некоторые коты, если забыть вовремя дать им корм, могут запросто укусить хозяина за ногу. Это в благодарность за то, что он, месяц за месяцем, делит с питомцем, свой, иногда скромный, бюджет.
У людей нередко можно наблюдать ровно такое же поведение. Если мы регулярно оказываем услуги соседу, например, занимаем ему деньги на опохмел, когда просит, то он перестает воспринимать это как добро, а скорее, уже как должное. А чего, он же отдает, ну и что, что забывает вовремя отдать, ну и что, что напоминать надо. Отдает ведь.
И стоит вам теперь соседу отказать в ссуде, и он уже затаит обиду. Как же так, всегда давали, а сейчас не хотите. А если вообще прекратите занимать, то еще и врагом станете.
Но, в то же время, к другим соседям у вашего заемщика, нет абсолютно никаких претензий. У него в подсознании записано, ОНИ НЕ ДАДУТ, И никаких вопросов не возникает.
Вот вам картина, остальные и раньше денег не давали, они хорошие, вы просто давать перестали, теперь вы зажравшаяся сволочь. Почему бы вам какую-нибудь гадость не сделать.
Это только пример того, что зло можно получить даже не за само добро, а за то, что, мы просто потеряли возможность, в силу разных причин, это добро давать. А ситуаций море.
В злейшего врага мужчина может превратиться для брошеной жены. или женщины. Парадокс, но чем больше добра она от него получала, тем страшнее может быть ее месть.
Избалованный деньгами ребенок, тоже не редкий случай. Родители для своего чада не жалеют ничего, но стоит прекратить спонсорство, и они плохие. Немало случаев, когда дети своих папу с мамой заказывают киллерам, а то и сами убивают. Это за все хорошее.
Так что, шуточная пословица, «Добрые дела не остаются безнаказанными», не такая уж и шуточная, и не на пустом месте появилась.
Мудрая фраза Конфуция о том, чем стоит отвечать на зло другого человека
Подставлять вторую щеку или добро должно быть с кулаками? По этому поводу есть хорошая фраза Конфуция:
«Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
Всё правильно. Мне всегда казалось странным то, что я должен отвечать на всё добром, даже на зло. Ведь есть такие люди, которые не могут одуматься. И в итоге всю жизнь человеку делают добро, а он приносит только зло. Удобно устроился…
И в такой ситуации нужно обращаться к справедливости. Понимать, что сделал человек, чего заслуживает, что можно делать самому, а когда лучше обратиться в высшие инстанции. В любом случае лучше идти по пути справедливости.
То есть, если на работе вас подставил человек и получил повышение, не стоит его поздравлять. Лучше выждать своего шанса и занять его место, ведь это справедливо. Хотя многие так не поступят, потому что слишком добрые.
Я сам таким был. Но нельзя быть хорошим для всех без ущерба для себя. Так или иначе кто-то страдает. И если страдаете каждый раз именно вы, то стоит задуматься. Задуматься о справедливости.
Быть всегда добрым очень сложно. У нас ограниченное количество ресурсов, как физически, так и психологически. Именно поэтому лучше добро делать тому, кто этого заслуживает. Хорошим людям, родным, друзьям…
Если добро раздавать кому попало, то ничего не останется для хороших людей. А справедливости всем хватит.
Новое видео:
Как отвечать добром на зло?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
«Как отвечать добром на зло? И надо ли отвечать добром на зло? Вот такой отрывок нашла в интернете, высказывание Конфуция: «На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром». Заметила, что стоит только ответить по-доброму человеку, который ответил не совсем вежливо, как через некоторое время он добреет. Но. Часто еле удерживаю себя от того, чтобы не ответить раздраженно. Наверно, это связано с внутренними пороками. Как себя настраивать? Как не раздражаться?»
Каждая душа — христианка. И доброе слово ей всегда приятно. Что говорить о человеке, если даже бессловесные животные, которые к нам тянутся, отзываются на доброту и сторонятся злых, вспыльчивых людей.
Конечно, доброе слово не гарантия, что раздраженный человек смягчится. Это может произойти не сразу или скрыто от глаз посторонних, но, быть может, он вернется к богоподобному образу.
Как не раздражаться? Напоминайте себе, что каждый человек куплен дорогою ценой — кровью Христовой. И мы уже не свои — мы Божьи. Если мы раздражаемся, обижаемся на другого человека, то мы должны знать, что обижаемся и раздражаемся на самого Христа, на того, кто искупил нас своей драгоценной кровью, кто умер за нас на кресте. Если вы подумаете об этом, то смягчить свое сердце будет проще — ну как нам раздражаться на Спасителя?
Как ответить добром на зло.
Вместо эпиграфа. Индейская притча. Тут мне вспомнился философский анекдот. Так вот, если где-то в глубине души вы недовольны тем, как себя ведете, вам не не нравится то, как вы реагируете на злое и неприемлемое для вас поведение окружающих, и вам все-таки хочется сохранять свою доброту и вести себя достойно, вне зависимости от того, как ведет себя другой человек,
Что вы считаете страшно некомфортным и неудобным? Для того, чтобы стандартные, ставшие автоматическими, действия изменить,
— накричать в ответ,
Зачем вам нужно пытаться любыми способами воздействовать на другого человека? Вариантов ответов много. Что может помочь вам сделать именно так, а не иначе? Казалось бы, всё понятно, чего проще. Задача ясна. Идем по пути добра. Попробуем теперь собрать вместе всё то, что поможет сконцентрироваться на поиске доброго пути, ведущего в добро.
Между прочим, очень часто бывает, что вы сами за некоторое время до события послужили (и возможно, без злого умысла) причиной, по которой этот человек выпал из своего «божественного хорошо». Мне очень нравится метафора стакана с осадком и ложки.
И вот тут-то самое время увидеть, сколько на самом деле этого осадка и вычерпать его фильтром. Вы сами можете определить, какой вариант развития событий имеет место в вашем случае. Что ещё может помочь? Особенно, если представить на несколько мгновений, как вы можете выглядеть со стороны, если «вас несет». Иногда очень полезно подумать о последствиях, ведь если вы не удержались и хлебанули порцию «зла», по цепочке это начнет аукаться на окружающих вас людей.
|