если начальник врет что делать
Если начальник врет
Как и все мы, шеф может опаздывать, заваливать дедлайны, лениться, не справляться со своими обязанностями. Все это неприятно, но терпимо. Куда хуже, если вы обнаруживаете, что ваш босс обманывает.
Эйвери Огастин, автор портала The Muse, считает, что подчиненный, поймав босса на лжи, больше не испытывает доверия к шефу. И от этого все труднее следовать его указаниям, ведь становится непонятно, ведет ли он правильным путем или давно сбился с маршрута.
Все, что отныне произносит начальник, вызывает большие вопросы. То, что он говорит об уровне компании и ее положении на рынке, о росте и новых проектах, даже похвала, — все это теперь звучит неубедительно. И от этого работать становится гораздо сложнее.
В таких условиях важнее всего не добиваться того, чтобы начальник перестал врать — да это и не получится, — а договариваться с самим собой, чтобы продолжать работать на человека, которому вы не можете полностью доверять.
Задайте себе два вопроса, которые помогут понять суть конфликта и пойти дальше.
1. Зачем он это делает?
Представьте себе, что команда из нескольких человек работает над проектом для важного заказчика. Начальник сообщает подчиненным, что дедлайн, который установил клиент, заканчивается через четыре недели и его подчиненные успевают к этому сроку.
Однако, как выясняется, на самом деле дедлайн составлял шесть недель, а руководитель подразделения сократил его, чтобы команда уж точно сдала проект вовремя и заказчик был доволен.
Или другой сюжет: вообразите себе начальника, который постоянно преувеличивает успехи своей команды, в том числе и при общении с прессой. Например, сообщает, что число сотрудников составляет 350 человек, хотя на деле их не больше ста.
Какая разница между этими обманщиками? Первый начальник хочет, чтобы подчиненные добились успеха: выполнив задачу раньше времени, они показывают себя с лучшей стороны, что приносит дивиденды всей компании. И в этом случае ложь — метод, хотя и не совсем честный, но действенный. Во всяком случае, начальник обманывает из лучших побуждений.
Во второй истории руководитель хочет, чтобы компания всего лишь выглядела успешной. Он лжет ради того, чтобы его больше уважали, ведь он руководит таким огромным коллективом, хотя на самом деле это и не совсем так. Такой обман приносит пользу лишь временную и показывает только то, насколько эгоистичен этот человек.
2. Как обман влияет на вас и ваших коллег?
Обратимся еще раз к примерам про двух руководителей. В первой ситуации манипуляции с дедлайном, скорее всего, приведут к тому, что сотрудники компании будут работать в стрессе.
Однако если сокращение сроков выполнения задания не означает, что люди будут выматываться, работая ночами и по выходным, то окажется, что они получили хороший стимул к работе. Смещение дедлайна просто заставляет их работать эффективнее.
А вот вторая ситуация ставит всех в компании в неловкое положение. Если босс преувеличивает количество сотрудников фирмы, то что им говорить, если спросят их самих? Придется либо уходить от ответа, ссылаясь на руководство, либо приниматься лгать самим, либо говорить правду, рискуя вступить в конфликт с шефом.
Получается, что если первая ложь приводит к тому, что люди начинают работать лучше, то вторая — к тому, что они тоже вынуждены лгать и изворачиваться.
Выставим оценки
Задав себе эти два вопроса, легко понять, что означает вранье начальника именно для вас, и после этого решить, сможете ли вы и дальше работать с ним, несмотря на подорванное доверие. Скорее всего, в первом случае вы поймете, что, хотя он и склонен приврать, делает он это ради вашей же пользы, и это даже вызывает некоторое уважение.
Обман во втором случае, скорее всего, окажется губительным для ваших отношений. Вы поймете, что единственное, что ему нужно, — это выглядеть классным в чужих глазах, и неважно, в какое положение это ставит других. Доверять такому человеку уже не получится, уважать его — тоже.
25 признаков того, что у вас ужасный начальник
Если вы раздумываете над тем, чтобы уволиться и сменить работу каждые две недели, когда встречаетесь со своим начальником, то вы не одиноки.
Массовый опрос, проведенный сайтом для поиска работы Mosnter, обнаружил, что 32% сотрудников говорят, что у них «ужасный» начальник, при этом лишь 15% говорят, что начальник у них «прекрасный».
Очень важно вовремя понять, что вы работаете с плохим начальником, чтобы вы могли «принять меры для снижения стресса и воспользоваться своей силой по максимуму», говорит она.
Вот 25 признаков того, что ваш начальник в конечном итоге уничтожит всё то счастье, за которое вы так усердно цеплялись, а также шаги, которые вы можете предпринять, прежде чем уходить со своей работы.
Ваш начальник врёт
Лживый и ненадежный начальник – далеко не самая лучшая платформа для продуктивных взаимоотношений.
Другие плохие начальники просто не могут столкнуться с негативными последствиями, которые могут поджидать их после того, как они скажут правду.
Ваш начальник никогда не бывает неправ
Научиться подмечать, что вы бываете неправы – это одна из лучших вещей, которые вы можете сделать для своих коллег. Если ваш начальник отказывается признавать, что он неправ, то это значит, что он не собирается выходить за пределы собственной зоны комфорта ради вас.
Национальное независимое исследование, проведенное Lynn Taylor Consulting, обнаружило, что 91% сотрудников говорят, что взятие ответственности за ошибки руководителя было одним из важнейших факторов при оценке удовлетворения работой.
Ваш начальник не сдерживает обещаний
Начальник, который не сдерживает собственных обещаний – это ненадежный начальник.
Ваш начальник не стесняется обвинять вас в ваших ошибках, но сдерживает похвалу, когда вы добиваетесь успехов
Ваш начальник унижает вас перед глазами других коллег? Если вы дадите сделать это всего один раз, то будьте уверены, что эта ситуация будет повторяться вновь и вновь. Хорошие начальники знают, когда они должны проводить беседы с подчиненными в приватной обстановке.
В своей книге «Плохие начальники, сумасшедшие коллеги и другие офисные идиоты» Вики Оливер предлагает извиняться перед вашим начальником за закрытыми дверьми. Она пишет следующее:
«Хотя извинение за то, что даже не является вашей ошибкой, может показаться парадоксальным, после этого действия могут произойти просто удивительные вещи. Между вами создается личная связь. Всё, что вам нужно – это сказать нечто наподобие: ‘Мне очень жаль, что из-за меня вы сорвались сегодня. Честно, я очень на вас надеялся. Если у вас есть какие-то проблемы со мной, то я буду очень благодарен, если вы расскажете мне о них лично за дверями моего офиса’».
Ваш начальник ожидает, что вы будете вести себя, как он сам
Большинству людей нравится, когда другие люди на них похожи. Но хорошие начальники также знают, что разнообразные типы личностей могут улучшить их команды.
Если ваш начальник постоянно пытается перенести свой собственный образ на всё, над чем вы работаете, попробуйте следовать одному или паре его советов, а за остальные просто поблагодарите. Оставайтесь верны своим принципам, но также показываете, что вы цените предложения своего начальника.
Ваш начальник занимается микроменеджментом
Ваш начальник настолько нахальный и властный, что вы начинаете замечать, что не можете выполнить ни одно задание эффективно? Это может стать постоянной проблемой, поэтому заранее к ней подготовьтесь.
Если они хотят получить подробный отчет после каждого совещания, электронное письмо и звонок, то начните вести детальные заметки о каждом деловом взаимодействии, а затем отправляйте эти заметки своему начальнику, рекомендует Оливер. Ваш начальник начнет думать, что он в курсе всего происходящего и оставит вас в покое.
У вашего начальника есть ужасная привычка вызывать вас на работу в выходные
Вы отработали положенные часы и получили разрешение взять неделю выходных, но ваш босс без всякого стеснения вызывает вас в ваши выходные дни. Чтобы наладить работу с таким типом начальника, пишет Оливер, вам необходимо заранее установить границы дозволенного.
Если вы собираетесь уйти, заранее дайте начальнику об этом знать и покажите, что дела продолжают находиться под контролем.
У вашего начальника есть любимчики
Эта привычка будет усложнять реальную оценку ваших навыков и ценностей, которые вы приносите компании. Кроме того, начальник не сможет понять, что ведёт себя по отношению к вам несправедливо.
Они не желают слышать вашу точку зрения
Ваш начальник поглощает всё внимание
Ваш начальник постоянно использует слово «Я», когда говорит об успехе? Он не приглашает вас на совещания, чтобы вы сами презентовали свою работу?
Вероятнее всего, они стараются держать вас подальше от всеобщего внимания, чтобы самим насладиться лучами славы, предупреждает Оливер.
Обратная связь никак не относится к делу
У вас возникает чувство, словно вы не получили ровным счетом ничего, кроме самого факта обратной связи с начальником? Обратная связь настолько неясна и туманна, что от неё нет никакого толку? Либо ваш начальник не знает, что вам сказать, а значит он не квалифицирован для этой работы, либо он просто не хочет говорить вам ничего полезного, пишет Оливер.
Ваш начальник может удерживать полезную информацию, чтобы сохранить за собой определенные преимущества. Этот человек – определенно, не командный игрок.
Ваш начальник распускает слухи
Когда ваш руководитель распускает слухи или сплетни о персонале, то это вызывает лишь уныние и чувство неловкости, да и вообще это абсолютно непрофессионально.
Попробуйте сместить внимание своего начальника на текущие проекты: «Хм, я еще не слышал об этом. Ну и раз уж я всё равно привлёк ваше внимание, мне хотелось бы сообщить пару хороших новостей о XYZ».
Ваш начальник дразнится или флиртует
Шутки, направленные в вашу сторону, могут быть обидными, а плохие начальники имеют определенные проблемы с тем, чтобы увидеть, что постоянное подтрунивание над людьми, которые ниже их в иерархии, может причинять им боль, говорит Тейлор. «Они испытывают нехватку эмоционального интеллекта, чтобы увидеть разницу между юмором и оскорблениями».
Если же комментарии остаются дружескими и помогают выстроить доверительные отношения, всё прекрасно. Если же граница оказывается перейдена, то вы имеете полное право нажать на тормоза и обсудить этот вопрос лично.
Ваш начальник постоянно меняет собственное мнение
Звучит знакомо? Утром они говорят вам одно. После обеда мнение меняется на противоположное.
Тейлор говорит, что непостоянные начальники очень сложны, потому что они могут вызывать постоянное фальстарты. «Это может сказаться на инициативе, которую вы предлагаете своей команде, это невероятно снижает командную продуктивность и мораль».
Лучшим решением в такой ситуации станет просто подождать, а не бежать сразу же реализовывать любой каприз вашего начальника, говорит она. «Кроме того, вы можете стать голосом разума, задавая ему безобидные, осмысленные вопросы о новых идеях и мыслях дня. Это может поставить ужасного начальника на паузу, а заодно научить его находить более стратегический подход в следующий раз, прежде чем давать вам очередной ‘срочный’ проект».
Вам не дают шансов для роста
Не так много вещей вызывают на работе большее разочарование, чем оставаться долгое время на одном месте всё с теми же ответственностями, особенно, если вы долгое время озвучиваете свою заинтересованность в том, чтобы увеличить личный вклад в работу компании.
Ваш начальник демонстрирует пассивно-агрессивное поведение или игнорирует вас
Ваш начальник страдает от перемен настроения
Предлагая собственное рациональное мышление – «Да, это правда, но у нас ещё есть время до завтра, чтобы закончить проект, а этого времени вполне достаточно», например – вы можете продемонстрировать более конструктивный подход. «Помните, что это колебательное поведение в большинстве случаев зависит не от вас».
Ваш начальник никогда не обсуждает с вами ваше будущее
Ваше общение с руководителем по большей части происходит в деловом ключе и почти никогда не затрагивает тему вашего будущего?
Хороший начальник обсудит с вами перспективы вашего длительного роста внутри компании, причем для этого не обязательно ждать оценки вашей работы, говорит Тейлор. «Сообразительные начальники находятся в контакте со своими командами на регулярной основе, а не реагируют на них ситуативно или ждут экстренного случая, вроде предложения нового рабочего контракта».
Вам становится всё сложнее просыпаться по утрам
Если у вас подходит ком к горлу каждый раз, когда вам необходимо столкнуться с вашим начальником, или вам требуется в два раза больше времени и усилий, чтобы встать с постели по утрам, то возьмите эти чувства на заметку. У вас просто может быть ужасный начальник.
Ваш начальник без проблем закатывает истерики
Но если у вашего руководителя просто случаются редкие вспышки, вы можете продолжить работу в такой ситуации.
Тейлор предлагает следующее:
«Возьмите за основу акроним ВПСУ: Взаимодействие – более частое, в стиле, который работает с вашим начальником; Предчувствие проблем, прежде чем они ухудшатся, и поиск их решений; Смех – используйте несерьезность, чтобы помочь вашему начальнику сохранять рациональный взгляд на вещи; Управление – дипломатично установите границы с вашим начальником и дайте ему увидеть преимущества ваших предложений. Время – невероятно важный ресурс при работе с эмоциональными начальниками. Не суйте свою голову в пасть льва в погоне за одобрением, а заодно избегайте ранних утренних встреч, встреч перед обедом или после каких-то плохих новостей».
Ваш начальник – эгоист
Ваш начальник искренне верит, что мир вращается вокруг него?
Вашей работы никогда не бывает достаточно
Ваш руководитель должен понять, что у вас строго ограниченное время за день, поэтому вы не можете делать все вещи (хорошо) в один момент. Если вы не скажете об этом сами, то ваш начальник просто продолжит давить на вас.
Проекты внезапно исчезают
Вы имеете полное право получить четкий ответ на эту ситуацию, сохраняя при этом тактичность, объясняет она. Вам следует избегать: «Почему Джон занимается моим проектом?». Используйте период охлаждения, чтобы собрать свои мысли в кучу и избавиться от всех лишних эмоций.
Вместо этого, попробуйте поговорить лицом к лицу в следующем стиле: «Я хочу делать лучшую работу, за которую только могу взяться, поэтому мне очень хотелось взяться за этот проект. Почему планы изменились?».
Ваш начальник руководим иррациональным страхом
Если ваш начальник ведет себя так, словно мир вот-вот придет к своему концу, это порождает страх по всему офису и серьезно нарушает вашу концентрацию.
Ваш начальник отвечает «да» практически на всё
Вам может показаться, что работать с начальником-простофилей просто прекрасно – кто не захочет иметь свободу делать всё, что только заблагорассудится? Но работать с начальником, который никогда не тормозит идеи – значит не получать наставничества, которое необходимо вам для вашего же профессионального роста.
В то время как жесткие начальники в основном вызывают у вас стресс, а не вдохновляют на лучшую работу, хорошие начальники, ведущие себя позитивно и понимающе, вовсе не всегда должны говорить «да».
Если вы начинаете подозревать, что ваш начальник соглашается со всем, что ему предлагается, вам следует мотивировать себя работать усерднее и стать более проницательным в процессе принятия решений.
Игра босса: манипуляция подчиненными. Как защититься
После общения с руководителем: портится настроение, появляются чувства обиды, унижения или вины, а ваше стремление быть вежливым (даже в ущерб себе) только осложняют ситуацию? Значит вами манипулируют. Научитесь правильно защищаться от психологического воздействия.
Скрытое влияние шефа вынуждает работать сверхурочно, разрушает самооценку, вызывает психосоматические реакции (ухудшается психологическое и физического самочувствие). Как противостоять агрессии рассказала психолог Светлана Луценко.
Коротко об истории манипуляции
Эмоциональный шантаж представителями Homo sapiens использовался всегда. Само же слово «манипуляция» позаимствовано с древнего латинского языка (manipulus раскладывается на две составляющие: manus — рука, пригоршня и ple — ее наполнение) и много веков подряд применялось только по отношению к работе фокусников и кукловодов.
Современное же значение термина — скрытое воздействие на людей. Его методы и принципы были отработаны в прошлом веке в нацистской Германии. Автором концепции влияния на сознание масс считается Йозеф Геббельс. В наши дни приемы психологического насилия усовершенствованы и внедрены повсеместно — ими пользуются политики, руководители, маркетологи, продавцы.
Определение манипуляции: скрытое воздействие, которое изменяет воззрения, установки, цели, принципы, а также поведение и действия людей.
Манипуляция личными особенностями подчиненных и приемы управления
Считается, что к завуалированному влиянию на персонал прибегают, мягко говоря, самые посредственные начальники. Речь идет как о личностных особенностях и отсутствии лидерских качеств, так и о недостатке способностей к выбранной профессии и компетенций для выполнения своих обязанностей. Понятно, такому человеку нужно каким-то образом утверждаться и, как правило, выбирается способ психологического насилия по отношению к нижестоящим по рангу.
5 «струн» для манипуляций
3 способа манипулирования для подавления сопротивления
5 самых распространенных видов воздействия для разных психотипов сотрудников:
12 основных манипуляций, примеры их использования и тактики защиты
Манипуляция «чувство незначительности»
Начинается психологическое воздействие с традиций интерьера. Вам указывают на стул, который находится далеко от внушительных размеров стола шефа? Это подсознательно вызывает ощущение незначительности. Если же предлагается расположиться в глубоком, удобном, но очень низком кресле, то визави намерен влиять своим авторитетом. Обоснование: детям приходится выполнять требования родителей и учителей, то есть людей, которые выше их. Данная установка остается с нами на всю жизнь.
Как защититься? Будьте внимательны и контролируйте ситуацию.
Манипуляция «пространство и объем»
Не дать высказать свое мнение или согласиться на дополнительные служебные нагрузки начальник может одной своей фактурой (даже если он метр сорок на коньках и в шляпе).
Как защититься? Поднимайтесь с кресла, когда подходит управленец. и не потому, что хорошо воспитаны или относитесь к нему с уважением. Подобное действие не дает сбить столку, забыть свои аргументы, согласиться на кабальные условия.
Манипуляция «повторение с искажением смысла»
Метод передергивания фактов используется для двух целей: дискредитации мнения одного из сотрудников или для программирования установок всего коллектива.
В первом случае, начальник, повторяя слова подчиненного — незаметно меняет смысл сказанного, причем большинство не чувствуют подлога.
Как защититься? Если ваши тезисы начинают повторять насторожитесь, вслушайтесь и сразу укажите на смысловые искажения.
Во втором случае, перед боссом стоит задача — изменить убеждения коллектива и многократно повторяемые утверждения, в конце концов, принимаются на веру. Например, если постоянно высказывать недовольство по поводу работы даже лучшего и самого грамотного специалиста, то рано или поздно в глазах коллег он таким и будет казаться. Кроме того, и сам начнет верить в правдивость утверждения.
Кстати, в психологии существует понятие «спираль молчания». Ее основной мессенджер: люди могут не разделять мнение руководителя, однако не выскажут этого. Обосновывается такая позиция страхом оказаться в меньшинстве и быть отвергнутым командой. Также замечено, что зрелые личности не боятся изложить свою точку зрения, поэтому на них держится стабильность в коллективах.
Как защититься? Призывать коллег к критическому мышлению — бесперспективно. Сохраняйте уверенности в себе и психологическое равновесие.
Манипуляция «плохой специалист»
При каждой удобной оказии шеф обвиняет сотрудника в некомпетентности и безделье, причем без всяких оснований.
Пример. Подобные упреки постоянно звучали в адрес женщины, которая с золотыми медалями окончила школу и институт, без протекции продвигалась по карьерной лестнице, плюс подчиненные ценили ее за быстроту и четкость в работе, помощь и правильное отношения к людям. Однако постоянная травля новоиспеченным боссом сделали свое дело — у уверенной в себе дамы пошатнулась самооценка, к тому же она оказалась на грани нервного срыва (от психологической боли кричала во сне, пугая мужа). Отмечу: после увольнения ей понадобился год или больше, чтобы забыть о затянувшемся кошмаре.
Как защититься? При любых обстоятельствах поддерживайте уверенность в себе и личную самооценку, плюс не сомневайтесь в своей эффективности. При необходимости обратитесь за помощью к психологу.
Манипуляция «кислая» улыбка»
Первое лицо кислой улыбкой (без слов) демонстрирует свое пренебрежение к любому члену команды, причем не имеет значения присутствует или нет при разговоре подчиненный. В первом случае обиженный человек расстраивается, соответственно, им легко управлять и манипулировать. Во втором, ситуация еще гаже, ведь нет возможности отстоять себя.
Как защититься? Безразличие — лучший вариант.
Манипуляция «два в одном — ярлык»
Босс за глаза плохо отзывается о ком-то из сотрудников, таким образом, настраивая «доверенное лицо» против коллеги. В итоге, от психологического воздействия страдают два человека, ведь их отношения со временем обязательно ухудшатся.
Тактика защиты. Внимание: если любой индивид за глаза говорит про кого-то неприятные вещи, то на 99 % можете быть уверенны, что он в любой момент аналогично поступит и по отношению к вам. Полученные сведения обязательно проверьте или хотя бы поразмыслите логически: правда или нет.
Манипуляция «имитация предвзятости»
Патрон изображает обиженного и обвиняет визави, в некорректных высказываниях и действиях. Подчиненный ничего подобного себе не позволял, поэтому удивлен, обескуражен и нервничает. Естественно, начинает оправдываться и нахваливать вышестоящего по должности. Вопрос: зачем весь этот цирк? Ответ: держать в напряжении членов команды; потребовать сатисфакцию — выполнение дополнительной работы; потешить свое тщеславие.
Как защититься? Лишь один раз опровергнете обвинения и обоснуйте, почему подозрения неправомерны, но не нахваливайте. Избегайте подобных игр.
Манипуляция «запугивание»
Начальник демонстрирует плохое настроение или раздражение? Он отлично понимает, что при этом любой сотрудник испытывает чувства от дискомфорта до страха, ведь каждому есть что терять. Речь идет о доброжелательности при деловом общении, финансовой составляющей (зарплате и премиях), очередном повышении в должности или даже месте службы. Соответственно, продумано нагнетается, плюс используется чувство тревоги, чтобы заставить человека беспрекословно перевыполнять план, трудиться до ночи и в выходные, постоянно ездить в командировки. Примеры манипулятивных фраз: «Ваше повышение в должности зависит от эффективности работы, мне бы хотелось видеть лучшие результаты и больше инициативы», «Есть много отличных претендентов на трудоустройство к нам».
Как защититься? Оставайтесь спокойным и невозмутимым, научитесь распознавать блеф.
Манипуляция «злость и гнев»
Управленец агрессивно себя ведет, причем повод непонятен. Тут все просто: он ждет, что вы начнете его умиротворять, а затем согласитесь на невыгодные для вас условия или дополнительную нагрузку.
Как защититься? Игнорируйте «театр одного актера», не делайте попыток утихомирить, не спрашивайте в чем дело. Скорее всего не получив «обратной связи» он уймется.
Манипуляция «быстрое решение»
Руководитель делает вид, что крайне занят или очень спешит, но излагает проблему и настаивает на принятии решения.
Как защититься? Прежде, чем принимать быстрые решение — ответите сами себе на несколько вопросов: что я ощущаю здесь и сейчас; надо ли так срочно предпринимать какие-то действия; к чему приведет данный шаг; какая альтернатива существует? Хотя иногда кажется, что вариантов нет.
Манипуляция «скрытые команды»
Побуждение к действию часто происходить завуалировано — на подсознательном уровне.
Пример. Босс абсолютно нейтрально излагает планы на ближайшую перспективу, но определенные слова или словосочетания выделяет интонацией и/или жестами. Например, «удобно было бы», «хорошо было бы иметь» или «надо разобраться», «надо сделать». Таким образом, он программирует подчиненного на действия. Кроме того, чтобы незаметно мотивировать (снова же ударением и жестами) выделяет фразы: «важная задача», «необходимая для достижения целей», «задание могу поручить только лучшему специалисту». В результате человек взваливает на себя, причем по собственному желанию, дополнительные обязательства.
Как защититься? Будьте внимательны и не позволяйте заморочить себе голову.
Манипуляция «авторитет последовательности»
Как защититься? Если попали под влияние и взяли обязательства — откажитесь в течение нескольких часов или на следующее утро. Объясните, что не подумали и не просчитали свои резервы, например, времени.
6 советов психолога: как защищаться от руководителя-манипулятора?
Психолог Светлана Луценко: «Если начальник вами манипулирует — не спешите увольняться. Сначала попробуйте скорректировать свои действия.