если надо что то объяснять то не надо ничего объяснять
Новое в блогах
«Если надо объяснять-то не не надо объяснять. «
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года, в городке Белев, Тульской губернии, в семье известного юриста Николая Романовича Гиппиуса.
Раннее детство Зинаиды Николаевны было кочевым: из – за постоянных служебных переездов отца семья не жила на одном месте подолгу – временно обитали то в Саратове, то в Туле, то в Харькове. Жили и в Петербурге. Правда недолго. Николай Гиппиус в сыром климате столицы начал тотчас сильно хворать и ему пришлось срочно выехать с семьею на юг, в Нежин. Там он и умер, скоропостижно, ввергнув семью в полное отчаяние и оставив ее почти без средств.
Зина запоем читала самые разные книги, вела обширные дневники, писала письма знакомым и друзьям отца. Один из них, генерал Н. С. Драшусов, первым обратил на литературное дарование девушки и посоветовал ей серьезно заняться писательством, но тогда она еще сомневалась…
Именно здесь, на скромной даче в Боржоми, она и познакомилась с будущим мужем своим, двадцатитрехлетним поэтом Дмитрием Мережковским.
На свадьбе, 8 января 1889 года, не было ни свидетелей, ни толпы знакомых, ни цветов, ни венчального наряда. Затем они вернулись в зимний сонный Петербург… И началась их семейная жизнь в новой петербургской квартире, снятой и обставленной матерью Дмитрия Сергеевича, как свадебный подарок.
Дом З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского в Петербурге был настоящим оазисом русской духовной жизни начала ХХ столетия. Именно здесь, в квартире в доме Мурузи 18, по и начался путь Зинаиды Николаевны Гиппиус – Мережковской, как поэта, романиста и критика. Как Личности. Женщины. Чуда Серебрянного века.
Это был очень долгий творческий путь, длиной в пятьдесят с лишним лет.
Зинаида Гиппиус считалась законодательницей литературной моды.
Портрет Зинаиды Гиппиус. Л. С. Бакст
Какой бы ни был он, прошедший мимо,
Его наверно любит кто-нибудь.
И он не брошен: с высоты, незримо,
За ним следят, пока не кончен путь.
Если надо что то объяснять то не надо ничего объяснять
Allons, enfants de ta patrie…
Пойдем на весенние улицы,
Пойдем в золотую метель.
Там солнце со снегом целуется
И льет огнерадостный хмель.
Еще не изжито проклятие,
Позор небывалой войны.
… показать весь текст …
Круги
Божья
Милая, верная, от века Суженая,
Чистый цветок миндаля,
Божьим дыханьем к любви разбуженная,
Радость моя — Земля!
Рощи лимонные — и березовые,
Месяца тихий круг.
Зори Сицилии, зори розовые, —
Пенье таежных вьюг.
Даль неохватная и неистовая,
Серых болот туман —
Корсика призрачная, аметистовая
Вечером, с берега Канн.
… показать весь текст …
Моя душа во власти страха
И горькой жалости земной.
Напрасно я бегу от праха —
Я всюду с ним, и он со мной.
Мне в очи смотрит ночь нагая,
Унылая, как темный день.
Лишь тучи, низко набегая,
Дают ей мертвенную тень.
И ветер, встав на миг единый,
Дождем дохнул — и в миг исчез.
Волокна серой паутины
Плывут и тянутся с небес.
… показать весь текст …
У меня длинное, длинное черное платье,
я сижу низко, лицом к камину.
В камине, в одном углу, черные дрова,
меж ними чуть бродит вялое пламя.
Позади, за окном, сумерки,
весенние, снежные, розово-синие.
С края небес подымается большая луна,
ее первый взор холодит мои волосы.
Звонит колокол, тонкий, бедный, редкий.
Спор идет неслышно в моем сердце:
Спорит тишина — с сомненьями,
Любовь — с равнодушием.
Человек никогда не бывает только мужчиной или только женщиной. Оба начала — мужское и женское в нем соприсутствуют. Но в каждом реальном человеке которое-нибудь одно из двух начал преобладает.
Зеленый цветок
Зеленолистому цветку привет!
Идем к Зеленому дорогой красною,
Но зелен зорь весенних тихий цвет,
И мы овеяны надеждой ясною.
Пускай он спит, закрыт, — но он живет!
В Страстном томлении земля весенняя…
Восстань, земля моя! И расцветет
Зеленопламенный в день Воскресения.
ЗЕМЛЯ
Пустынный шар в пустой пустыне,
Как Дьявола раздумие…
Висел всегда, висит поныне…
Безумие! Безумие!
Единый миг застыл — и длится,
Как вечное раскаянье…
Нельзя ни плакать, ни молиться…
Отчаянье! Отчаянье!
Пугает кто-то мукой ада,
Потом сулит спасение…
Ни лжи, ни истины не надо…
Забвение! Забвение!
… показать весь текст …
Мы, умные, — безумны,
Мы, гордые, — больны,
Растленной язвой чумной
Мы все заражены.
От боли мы безглазы,
А ненависть — как соль,
И ест, и травит язвы,
Ярит слепую боль.
О черный бич страданья!
О ненависти зверь!
… показать весь текст …
БобрМудр.ru
Лучшая площадка для вопросов про отношения между близкими людьми, родственниками, друзьями, коллегами.
« Если надо объяснять, то не надо объяснять.»
drlevi
Владимир Леви
Есть одна скромная заповедь, кочующая по заповедникам российской и мировой культуры.
Если совсем коротко, то вот она: «Не объясняй».
Или: «Не доказывай».
Односторонней: «Не спорь».
У Андре Моруа стала формулой достоинства:
«Никогда не объясняй, никогда не жалуйся».
Ну, и знаменитое: «Если надо объяснять, то не надо объяснять», приписываемое то Зинаиде Гиппиус, то Анне Ахматовой.
Некоторые цитируют и продолжение: «… если все же стоит объяснять, то ничего не стоит объяснить».
И еще у Григория Ландау (не путать со Львом, который тоже мог бы такое сказать, только в отношении коллег-физиков):
«Если близкому человеку нужно объяснять, то объяснять не надо».
В общем, сказано на сию тему практически все, и мне остается добавить лишь некий коверный или подворотенный комментарий.
Суть словами не обнять.
Смысл – как серенада:
если надо объяснять,
объяснять не надо.
Понимаю: рвется нить,
неудобно крыше*…
Захотите объяснить –
посмотрите Выше.
_____________________
* Крыша – то, что едет.
А если уж многоточие, то он или. ну, конечно же, она, наполнит ожившую тишину таким вдохновенным молчанием, таким светящимся прочтением поющих взглядов, что уже и забудешь, что мог когда-то говорить, что еще нужны для чего-то бывают слова, ведь кажется тогда, что сама благодать вселилась в беседу и, что нет уже разъединенных людей-сущностей, начавших тысячу лет назад разговор какой-то суетной мелкотой, а есть благодарно бьющееся где-то в груди сплетение душ, выше которого, кажется, уже только Космос.
Если надо объяснять, то не надо объяснять
«Если надо объяснять, то не надо объяснять».
Эта фраза в начале 20 века приписывалась разным знаменитостям: Зинаиде Гиппиус, Осипу Мандельштаму, Григорию Ландау.
Сегодня на консультации я вспомнила о ней, и мне захотелось в этой статье обсудить свои «объяснения» ненужности объяснений.
Но вначале давайте опишем общую схему, по которой строится общение. Попутно вы сможете оценить, есть ли у вас сбои, на каком этапе?
Общение как процесс состоит из трёх этапов.
Цель: оценить потенциал партнёра (его потребности, желания, цели, эмоциональный фон, образовательный/интеллектуальный уровень).
Это позволяет понять, какие способы взаимодействия с данным человеком приведут к желаемому вами результату.
Из телесериала «Сваты», разговор двух сватьей:
— Нет, ну хорошие всё-таки у нас мужики! Могут, если захотят.
— Да, осталось только заставить захотеть…
Вот именно, если учесть эмоциональный настрой партнёра, его собственные желания, устремления, физическое состояние на данный момент и т.п., то гораздо проще этого человека «заставить захотеть».
Уделяете ли вы значение этому этапу?
Цель: передача и получение информации.
Чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны говорить «на одном языке» (употреблять в речи схожие понятия и смыслы).
Оцените два диалога:
1 диалог:
Жена моет посуду. Муж допивает чай, сидя за столом.
Жена Мужу:
— Как мне всё это уже надоело! Изо дня в день, изо дня в день — одно и то же! И вчера, и позавчера. Что ты сидишь, ну вот что ты сидишь?! Хватит!
— Ну чего ты от меня хочешь?
— Того!
— Чего — того?!…
Далее разворачивается конфликт.
2 диалог:
Обстоятельства те же, но в коммуникации участвует Переводчик из Бюро добрых услуг:
Жена Мужу:
— Как мне всё это уже надоело! Изо дня в день, изо дня в день — одно и то же! И вчера, и позавчера. Что ты сидишь, ну вот что ты сидишь?! Хватит!
Муж Переводчику:
— Ну вот, что она говорит, а?!
Переводчик Мужу:
— Она сказала, что «зашла сегодня в ГУМ и увидела итальянские сапоги за 15 тыс. рублей, которые она не может себе позволить. Как 10 лет назад не могла, так и сейчас! Где поступательное движение вперёд, я тебя спрашиваю?!».
Муж Переводчику:
— Так… Есть у меня пятнашка! Ну, давай — переводи.
Переводчик Жене:
— Любимая, ты самое дорогое, что есть у меня на свете! Я ни секунды не жалею, что я связал свою судьбу с тобой. Мне не жалко для тебя никаких денег, так пойди и купи себе те сапоги, которые тебе нравятся!
Хеппи-энд! Источник: интернет.
Если вы узнали себя в этом диалоге, не огорчайтесь — навык слышать мета-сообщение партнёра можно натренировать!
Для этого есть множество психологических практик.
Цель: получить желаемый результат от партнёра.
Для успешности процесса общения оба партнёра должны быть заинтересованными в контакте.
Это как в бородатом анекдоте про ребёнка, который с рождения не разговаривал.
И вдруг во время обеда он изрёк: «Пересолено«.
Родители обрадовались, оказывается, ребёнок не немой!
— Что ж ты раньше молчал?!
— А раньше всё было в порядке…
Да, временами может показаться, что тебя игнорируют, не слышат, не реагируют на сказанное, и вообще — вступают в контакт лишь, когда «пересолено»!
Это способно причинить много боли.
Хорошая новость в том, что эмоциональный интеллект тоже тренируется. Тогда получается управляться не только со своими эмоциями, но и вызывать в других желательные реакции (интерес, внимание и пр.).
Такова общая схема.
Но «никогда не забывайте, что всегда бывает по-всякому». Вот и стратегия избегания, о которой мы только что упоминали, может стать в определённых ситуациях не просто оправданной, а целесообразной.
Я поясню свою мысль.
Зачастую человек реагирует на внешние раздражители всем собой.
При этом он сливается с возникшими эмоциями, словно поглощается ими (гнев, обида, требовательность, тоска, раздражение и др.). Всё остальное вытесняется из фокуса его внимания, временно утрачивая значение (как будто перестаёт существовать).
Есть три способа реагирования «всем собой». Они «включаются» бессознательно, но чаще используется всего один из них — тот, что наиболее привычен и освоен на практике данным человеком:
Действовать из наблюдающего, волевого Центра своей Личности. Для этого необходимо чуть-чуть отстраниться от происходящего, чтобы почувствовать, как между вами и ситуацией пролегло некое расстояние. Как результат: ослабевает эмоциональная одержимость, и появляется возможность быть не только внутри ситуации конфликта, но отчасти выйти из неё — подняться над ней.
Именно в такой позиции мы можем ощутить то, что именуется Центром Личности (Высшим Я), из которого становится доступной целостность восприятия. Тогда мы обретаем шанс:
Тут происходит самое интересное!
Ведь находясь в Высшем Я, человек получает самые неожиданные озарения.
И, бывает, он вдруг ясно осознаёт, что единственно правильно сейчас — это купировать конфликт: перестать спорить, настаивать, «объяснять»…
Такое решение не равно решению «сбежать». Потому что, «купируя конфликт», человек сам его прекращает, по собственному волеизъявлению. А, «сбегая», он не отказывается от боя и продолжает его вести, просто перемещая военные действия внутрь себя.
Возможно, сейчас вы спросите: «И как этого достичь?»
Есть много методов: работа с субличностями в психосинтезе, техника по разотождествлению «Кто Я?», расстановки, транзактный анализ, когнитивно-поведенческая коррекция (в т.ч. при помощи коучинга, PSY-игр) и др.
Но я не хочу, чтобы вы уходили отсюда лишь с перечнем существующих техник.
Возвращаясь к фразе, которую я взяла для названия статьи, я предложу её помогающую интерпретацию:
Да, через уважение своих и чужих переделов зачастую самая короткая дорога к взаимопониманию. И оно того стоит — иной раз остановиться, сказав себе: «Если надо объяснять, то не надо объяснять«.
А завершить статью мне хочется замечательно ёмким комментарием Владимира Леви к обсуждаемой нами фразе (советский и российский писатель, врач-психотерапевт):
Суть словами не обнять.
Смысл — как серенада:
если надо объяснять,
объяснять не надо.
Понимаю: рвётся нить,
неудобно крыше*…
Захотите объяснить-
посмотрите Выше.
__________________________
*Крыша — то, что едет.
Бережных всем отношений, ведь сберегая себя и друг друга, мы сберегаем мир!
Зинаида Николаевна Гиппиус (по мужу Мережковская, Zinaida Nikolaevna Gippius)
(8 (20) ноября 1869, Белёв, Российская империя — 9 сентября 1945, Париж, Франция)
Русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой.
Смеются пушки, разевая рты.
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь.
Большинство людей не любит, боится лишнего взгляда в прошлое, особенно на себя в нем, а вдруг придется осознать свою ошибку?
Взывать к чуду — развращать волю.
Свершится ли что — не так,
Некстати, непрочно, зыбко…
И каждый не верен знак,
В решеньи каждом — ошибка.
Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.
Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.
Грех — маломыслие и малодеянье,
Самонелюбие — самовлюбленность,
И равнодушное саморассеянье,
И успокоенная упоенность.
Грех — легкочувствие и легкодумие,
Полупроказливость — полуволненье.
Благоразумное полубезумие,
Полувнимание — полузабвенье.
Грех — жить без дерзости и без мечтания,
Не признаваемым — и не гонимым.
Не знать ни ужаса, ни упования
И быть приемлемым, но не любимым.
К стыду и гордости — равнопрезрение…
Всему покорственный привет без битвы…
Тяжеле всех грехов — Богоубьение,
Жизнь без проклятия — и без молитвы.
Если надо объяснять, то не надо объяснять.
Борясь и мучаясь, он сеть
Свою заботливо сплетает.
И не могу я не жалеть
Того, кто, как и я,- страдает.
Заиграла Россия, запила, — горе веревочкой завила, дрался народ, кружился, — в канаву завалился, да и посейчас там.