если налоговая приостановила операции по счетам что делать
Блокировка счета налоговым органом: техника безопасности для руководителей
Руководитель проектов, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG
специально для ГАРАНТ.РУ
Многие согласятся, что блокировка счета (или приостановка операций по счетам) – событие, которое может нанести гораздо больший вред бизнесу даже по сравнению с выездной налоговой проверкой или доначислением налогов и штрафных санкций.
В результате приостановки парализуется деятельность организации: нельзя исполнить свои обязательства по контрактам, увеличивается риск не заключить выгодную сделку в связи с отсутствием денежных средств на счетах и др. Именно поэтому данная мера весьма популярна у налоговых органов.
Эффект усиливается тем обстоятельством, что приостановка операций по счетам может случиться весьма неожиданно.
Давайте разберемся, за что налоговый орган может устроить такой «сюрприз», и как этого избежать.
Общие основания для блокировки счета
Налоговым законодательством предусмотрены следующие основания для блокировки счета:
Таким образом, блокировка счета – мера, которая может быть применена даже за незначительные нарушения. Однако если это случилось, налогоплательщик вправе оспорить такую процедуру. Разберем подробнее каждый из перечисленных случаев.
Налоговая декларация
Налоговый орган может приостановить операции по счетам, если налогоплательщик не сдал налоговую декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока.
Чтобы отменить приостановку, налогоплательщик должен исправить нарушение, а именно подать декларацию. Налоговый орган обязан отменить свое решение уже на следующий день (подп. 1 п. 3.1 ст.76 НК РФ).
Вместе с тем на практике счета блокируют даже в тех случаях, когда у налогоплательщика не было обязанности представлять соответствующую декларацию. Такая блокировка является незаконной.
Неправомерным также является приостановление операций по счетам в банке, если пропущен срок представления декларации в результате необоснованного отказа налогового органа принять декларацию по причине неверного ее заполнения.
Соответственно, в этих случаях у налогоплательщика есть все основания оспорить решение налогового органа о блокировке счета, направив в вышестоящий налоговый орган жалобу на действия нижестоящего налогового органа с одновременным заявлением об отмене такого решения.
Уплата налога
При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок эта обязанность исполняется принудительно путем взыскания денежных средств на счетах в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).
Взыскание налоговой задолженности при этом производится на основании соответствующего решения налогового органа путем направления в банк инкассовых поручений на списание задолженности (п. 2 ст. 46 НК РФ). Чтобы снять блокировку счета по данному основанию, достаточно представить в налоговый орган документ, подтверждающий уплату налога, например, платежное поручение.
Вместе с тем приостановление операций по счету в данном случае является многоступенчатой процедурой, при которой налоговый орган часто допускает процессуальные нарушения. Обязательно анализируйте и выявляйте эти нарушения, потому что они могут помочь вам отменить такое решение. Например, если взыскание произошло без предварительного направления требования по уплате налога.
Получение от налогового органа документов в электронной форме или передача квитанции о приеме требований
Решение о блокировке счета в данных случаях инспекция примет в течение 10 дней со дня установления факта неисполнения организацией указанных обязанностей.
Чтобы провести «разморозку» счета, налогоплательщик должен:
Исполнение решения налогового органа по результатам проверки
Для приостановления операций по счету налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банки, где у налогоплательщика открыты расчетные счета.
Банк обязан исполнить его в безусловном порядке и приостановить операции по счетам налогоплательщика с момента получения такого решения (п. 7 ст. 76 НК РФ).
Разблокировать «замороженные» счета банк сможет только после того, как указанное решение будет отменено самим налоговым органом (п. 7 ст. 76 НК РФ). Приостановить действие такого решения в досудебном порядке нельзя.
Принимать обеспечительные меры во исполнение решения по проверке в виде блокировки счетов налоговый орган вправе, только когда у него есть достаточные основания полагать, что иначе исполнение решения может быть затруднено или невозможно.
На практике таким основанием могут послужить наличие задолженности перед бюджетом, наличие убытка у организации, недостаточно высокая налоговая дисциплина в прошлом.
Также следует отметить, что решение о приостановлении операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может быть принято только после наложения запрета на отчуждение имущества. Кроме того, стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета должна быть недостаточна для погашения недоимки и штрафных санкций по налогам.
Соответственно, операции по расчетному счету могут быть приостановлены исключительно в пределах указанной суммы недоимки. Поэтому если у налогоплательщика на нескольких счетах имеются средства в достаточном для погашения налоговой задолженности размере, он вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по счетам, указав те, на которых имеется достаточное количество средств (п. 9 ст. 76 НК РФ).
К такому заявлению лучше приложить банковские выписки о наличии на счетах денежных средств. Это поможет сэкономить время на самостоятельную сверку инспектором полученной от налогоплательщика информации. В этом случае отмена решения о блокировке должна последовать в течение двух дней.
Могут ли заблокировать счет по другим основаниям?
Перечень случаев, являющихся основанием для блокировки счета, закрыт, однако на практике с блокировкой счета могут столкнуться налогоплательщики, к которым вышеперечисленные ситуации не имеют никакого отношения.
Просто налоговый орган решил применить наиболее, с его точки зрения, эффективный метод воздействия. Такое часто случается, например, если:
Однако следует помнить, что такие действия являются неправомерными и могут быть также оспорены.
Счет счету рознь
Под счетом понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах (ст. 11 НК РФ).
Следовательно, депозитные, ссудные и аккредитивные счета не являются счетами, которые налоговый орган вправе заблокировать.
Поэтому если налогоплательщик понимает, что с большой долей вероятности грядет блокировка, то перевод денежных средств на депозитный счет их сохранит.
В то же время рассчитывать на открытие нового расчетного счета при уже заблокированном не следует: банк не вправе открывать новые счета налогоплательщику при наличии решения о приостановлении операций по счетам (п. 12 ст. 76 НК РФФ).
Что делать, если счет заблокирован незаконно?
Если счет налогоплательщика был заблокирован, а рабочие переговоры с налоговым органом не дали результата, необходимо обратиться в суд.
Судебные тяжбы – процедура не быстрая, но на время судебного разбирательства можно подать в суд ходатайство о приостановлении действия решения о блокировке счета (ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса).
Если суд поддержит его, в период судебного разбирательства можно будет пользоваться счетом. Поэтому крайне важно обосновать и доказать такое ходатайство. Например, можно сослаться на то, что такая мера привет к значительным финансовым потерям вплоть до банкротства предприятия (например, в связи с невозможностью исполнить свои договорные обязательства по ключевым проектам).
Более того, если суд усмотрит нарушения, допущенные налоговым органом в части срока отмены решения о приостановлении операций по счетам или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций, налогоплательщику будут начислены проценты за каждый календарный день нарушения срока.
Таким образом, с тем, чтобы не допустить блокировки счетов, руководителям организации следует руководствоваться следующими правилами.
Выполнять в сроки обязанности налогоплательщика (подавать декларации, уплачивать налоги, уведомлять о получении требований налогового органа, обеспечить электронный документооборот). Это поможет избежать претензий со стороны налоговых органов и, следовательно, предотвратить приостановление операций по счету.
Если счет все-таки был заблокирован, желательно представить доказательства, что приостановка движения денежных средств по счетам является для налогоплательщика худшей из зол.
Если денег хватает и на погашение задолженности, и на продолжение обычной хозяйственной деятельности, следует ходатайствовать о разблокировке части счетов.
Бывают случаи, когда защититься нельзя, поскольку решение о заморозке счетов принято априори незаконно. В этом случае нужно проверить, какая обязанность нарушена, и незамедлительно, ссылаясь на судебную практику, оспорить решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган.
Расчетный счет заблокирован налоговой: причины и последствия
Под понятием «блокировка счета», которое мы применяем в данной статье, понимается приостановление расходных операций по банковскому счету налогоплательщика. То есть, в случае блокировки счета с зачислением средств проблем не возникает, сложности лишь с их списанием (за исключением некоторых сумм, о которых мы расскажем чуть позже).
6 причин для блокировки расчетного счета
Оснований для приостановления операций по счетам компании несколько.
1. Компания не подала налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного для подачи срока (пп.1 п.3 ст.76 НК РФ). Неподача деклараций (даже если в этот период деятельность не велась) может вызвать блокировку счета. Поэтому не стоит тянуть и с подачей «нулевых» деклараций. Но если налоговая в свое время пропустила факт неподачи декларации, и обнаружила это лишь спустя три года, то заблокировать счет она уже не может.
Иногда компания может столкнуться с блокировкой счета даже в том случае, когда она подала декларацию вовремя, но ИФНС по веским причинам отказала в приеме. Причины для отказа в принятии декларации приведены в п. 28 Административного регламента, утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н. Это могут быть, в частности, использование неустановленной формы или формата представления декларации, отсутствие подписи руководителя и др. А вот ошибка в указании КПП не является веской причиной, потому как в данном перечне не приводится. Следовательно, она не может явиться основанием для отказа в приеме декларации и, соответственно, причиной для блокировки счета (письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25589).
Обратите внимание, что все вышесказанное не касается деклараций, которые должны представляться по окончании отчетного, а не налогового периода (например, декларации по налогу на прибыль за I квартал), поскольку в п.3 ст.76 НК РФ говорится именно про налоговую декларацию. А под налоговой декларацией понимается декларация, представляемая по итогам налогового периода. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19.08.2016 № 03-11-03/2/48777, ФНС России от 11.12.2014 № ЕД-4-15/25663. К такому выводу пришел и Верховный суд в определении от 27.03.17 № 305-КГ16-16245.
А вот в отношении расчета по страховым взносам (на пенсионное, страховое и медицинское страхование) полной ясности нет, поскольку налоговое и финансовое ведомство не могут прийти к единому мнению. ФНС России считает, что неподача данного расчета может привести к блокировке счета (письмо от 27.01.2017 № ЕД-4-15/1444), тогда как Минфин РФ в письме от 12.01.2017 № 03-02-07/1/556 приводит прямо противоположные разъяснения.
Полагаем, что налоговики на местах буду придерживаться позиции своего ведомства, поэтому с подачей расчета по страховым взносам лучше не запаздывать. К тому же в скором времени данное основание скорее всего официально появится в налоговом законодательстве (сейчас законопроект «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования» проходит публичные обсуждения). Кстати, появление данного проекта подтверждает незаконность позиции ФНС, требующей блокировать счета уже сейчас, когда соответствующие поправки еще не приняты.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Причины для приостановления расходных операций по счету:
2. В отношении расчета по страховым взносам (на пенсионное, страховое и медицинское страхование) полной ясности нет. ФНС России считает, что неподача данного расчета может привести к блокировке счет, у Минфина РФ же позиция противоположная.
3. Непредставление бухгалтерской отчетности не должно явиться причиной для блокировки счета.
4. О предстоящей блокировке счета налоговики не предупреждают.
5. Даже в случае полной блокировки счета (например, в связи с непредставлением декларации) есть возможность производить некоторые виды перечислений (например, уплата налогов, расчеты по оплате труда, платежи по которым относятся к третьей очереди).
6. Для разблокировки расчетного счета достаточно исполнить требование налоговой и сообщить ей об этом. Счет разблокируют в течение суток.
Что касается бухгалтерской отчетности, то ее непредставление не должно явиться причиной для блокировки счета (письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590).
Кстати, о предстоящей блокировке счета налоговики предупреждать не будут. В письме от 28.07.2016 № АС-3-15/3463 ФНС России уточнила, что считает нецелесообразным предварительное информирование налогоплательщиков о предстоящем приостановлении операций по их счетам в банках в случае нарушения сроков представления налоговой декларации.
Кто и почему может заблокировать ваш расчетный счет
Блокировка счета по решению налоговых органов
Приостановление операций по счетам организаций и ИП применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налогов и взносов, а также исполнения других обязанностей налогоплательщиков.
Исчерпывающий перечень оснований блокировки счетов по решению налоговиков установлен в ст. 76 НК РФ. Рассмотрим их подробнее.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
Блокировка счета за неисполнение налогового требования
Если организация или ИП своевременно не уплачивают налоги и страховые взносы, у них образуется недоимка. При наличии такой недоимки ИФНС направляет плательщику требование об уплате налога. Требование должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения (п. 4 ст. 69 НК РФ).
В противном случае у инспекции появляется основание для приостановления операций по счетам организации/ИП (п. 2 ст. 76 НК РФ).
При блокировке по данному основанию инспекция должна соблюдать два обязательных условия:
Это значит, что при недоимке, скажем, в 1 000 рублей, на счете должна быть «заморожена» именно эта сумма. Всех прочих денег на счете блокировка не должна касаться. Приостанавливать все расходные операции плательщика по банковскому счету ИФНС не вправе (см., например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.10.2017 № А83-7803/2016).
Блокировка счетов по этому основанию на сумму долга не приводит к невозможности вести хозяйственную деятельность. Инспекция самостоятельно взыщет со счета необходимую сумму, после чего блокировку снимут.
Но это общее правило. В ряде случаев налоговики злоупотребляют своими правами и блокируют счета полностью. Что делать налогоплательщику?
В таких ситуациях плательщик вправе подать в ИФНС заявление об отмене блокировки. При этом он должен указать, что на его счете больше денег, чем требуется для уплаты недоимки. Как вариант – указать счет, на котором имеется достаточно денег для взыскания долга.
При получении подобного заявления ИФНС обязана в двухдневный срок принять решение об отмене блокировки в части излишней суммы (п. 9 ст. 76 НК РФ).
Блокировка счета за непредставление налоговой декларации
Если организация своевременно не представит налоговую декларацию, ИФНС также сможет заблокировать ее банковский счет. Счет заблокируют, если просрочка сдачи декларации превысит 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Причем, в отличие от предыдущей ситуации, «замороженными» окажутся уже все деньги, а открыть новый счет организация не сможет (п. 12 ст. 76 НК РФ). Фактически для организации это будет означать невозможность дальнейшей работы.
Разблокировать счет здесь поможет только представление в ИФНС необходимой налоговой декларации. Решение об отмене блокировки налоговики примут не позднее одного дня, следующего за днем представления декларации (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
Решение об отмене блокировки направляется в банк не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Блокировка снимается с момента получения из ИФНС соответствующего решения.
Обратите внимание, что налоговики вправе заблокировать счета за непредставление именно налоговых деклараций.
Несвоевременная сдача авансовых расчетов по налогам, справок 2-НДФЛ и запрошенных в ходе проверок документов не является основанием для блокировки счетов.
Блокировка счета за непредставление 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам
Непредставление налоговым агентом или плательщиком страховых взносов расчета по форме 6-НДФЛ или расчета по взносам является основанием для блокировки счетов. Блокировать счета за несдачу расчета по страховым взносам стало возможно с 31 августа 2018 года (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ).
ИФНС примет решение о приостановлении операций по счету, если 6-НДФЛ или расчет по страховым взносам не сдать в течение 10 дней по истечении установленного срока для представления таких расчетов.
Чтобы разблокировать счета, налоговый агент/плательщик взносов должен будет направить в инспекцию 6-НДФЛ или расчет по взносам. Решение о приостановлении операций по счетам отменяется не позднее одного дня, следующего за днем представления соответствующего расчета (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
Блокировка счета за необеспечение электронного документооборота с налоговой
Если плательщик обязан сдавать декларации (расчеты) в электронном виде, он должен обеспечить возможность приема электронных документов от налоговой инспекции. Для этого у него должны быть технические возможности, электронная подпись и договор с оператором ЭДО.
Обеспечить электронный документооборот плательщик обязан не позднее 10 дней со дня возникновения обязанности по сдаче электронных деклараций (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). По истечении 10 дней в случае неисполнения данной обязанности налоговики смогут приостановить операции по счетам плательщика (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Решение о блокировке отменяется не позднее одного дня, следующего за днем обеспечения электронного документооборота с ИФНС (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ). Решение об отмене блокировки направляется в банк не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 4 ст. 76 НК РФ).
Блокировка счета за несдачу квитанции о приеме электронных документов из ИФНС
Если плательщики сдают отчетность в электронном виде, они обязаны уведомлять налоговую инспекцию о принятии от нее электронных документов. Это касается следующих электронных документов:
Получив вышеуказанный документ, плательщик обязан направить в инспекцию электронную квитанцию о приеме соответствующего документа. Срок направления квитанции – шесть дней со дня отправки документов налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Пропуск 6-дневного срока повлечет приостановление операций по счетам плательщика (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ). При этом блокировка будет отменена не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:
Информирование плательщика о блокировке счетов
Налоговики самостоятельно информируют плательщиков о приостановлении операций по их счетам.
ИФНС обязана передать копию решения о приостановлении операций по счетам лично плательщику под расписку или иным способом не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 4 ст. 76 НК РФ).
В полученном решении будет указано основание для блокировки счета с указанием на нормы НК РФ. Также здесь должна содержаться информация о том, что нужно сделать для разблокировки счета (например, сдать налоговую декларацию).
Срок направления налоговиками таких сведений – не позднее дня, следующего за днем принятия решения о блокировке (п. 4 ст. 76 НК РФ).
Блокировка счетов по инициативе банка
При наличии подозрений в обналичивании незаконных доходов или финансировании терроризма банк без решения налоговой инспекции вправе предпринять одно из следующих действий:
Перечень оснований для применения этих действий оговорен в ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Замораживание (блокирование) счета плательщика банком
Блокировка счета – это запрет организации/ИП проводить любые операции с денежными средствами на счете (пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Исключение – ежемесячное снятие физлицом денег со своего счета в размере не более 10 000 рублей на каждого члена семьи (п. 2.4 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
Основаниями для блокировки выступают (пп. 6 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ):
Данные реестры доступны на официальном сайте Росфинмониторинга. Если организация/ИП попали в один из указанных реестров по ошибке, необходимо будет обратиться в Росфинмониторинг с заявлением об уточнении информации.
Приостановление банком операций по счету клиента
Приостановление операций – это, как правило, кратковременная мера (до 5 рабочих дней), которая касается не всего счета организации/ИП, а конкретных операций, связанных с переводом денежных средств.
Основаниями для приостановления являются (п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ):
В указанных случаях банк приостанавливает операцию на пять рабочих дней и сообщает в Росфинмониторинг о приостановленной операции. Если по истечении 5 дней из Росфинмониторинга никакого распоряжения по операции не приходит, приостановление снимается.
Отказ банка от выполнения операций по счету клиента
Самая распространенная мера, к которой прибегают банки во исполнение Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ – это отказ от выполнения банковских операций. Речь идет обо всех операциях, которые кажутся банкам подозрительными.
Основаниями для применения данной меры являются (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ):
Конкретный перечень подозрительных операций и клиентов в законодательстве отсутствует. Зато существует ряд методических указаний Центробанка, в которых банкам рекомендуется отказывать в проведении тех или иных операций.
Одним из таких документов являются Методические рекомендации Банка России от 13.04.2016 № 10-МР. Здесь Центробанк перечисляет признаки операций, при проведении которых банки должны отключить клиентам дистанционный доступ к банковским счетам, включая интернет-банкинг.
К таким сомнительным операциям относятся:
К подозрительным клиентам относятся следующие организации:
Подозрительными счетами являются:
Для того чтобы «разморозить» счет, может потребоваться выполнение следующих действий:
Документы и пояснения нужно направить в банк тем способом, который указан в банковском требовании. Банк обязан незамедлительно рассмотреть представленные клиентом документы и сведения. О результатах рассмотрения банк сообщает клиенту не позднее 10 рабочих дней со дня представления документов/сведений (абз. 2 п. 13.4 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Так, банк может либо возобновить обслуживание счета, либо сообщить клиенту о невозможности устранения соответствующих оснований для «заморозки».
В последнем случае клиент, представивший все необходимые документы, решить проблему через банк уже не сможет. Разморозить счет можно будет через межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке России. Туда нужно написать заявление. Сроки рассмотрения заявления – не более 20 дней с момента его поступления в межведомственную комиссию.
Что будет за непредставление документов по требованию банка
Если же клиент вообще откажется представлять запрошенные банком документы, ему не только отключат интернет-доступ к счету, но и перестанут принимать к исполнению даже бумажные платежные документы (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
При этом двойной отказ в проведении операции в течение 1 года является основанием для закрытия счета и расторжения договора с клиентом (абз. 3 п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
О расторжении договора с сомнительным клиентом банк сообщит в Росфинмониторинг, который обязан уведомлять обо всех подобных случаях Центробанк России.
В свою очередь, Центробанк разошлет информацию об этом по коммерческим банкам.
Поэтому не исключено, что клиент, отказавшийся от предоставления документов и информации по требованию банка, не сможет больше открыть счета ни в одном другом банке.
Таким образом, причин для блокировки счетов организаций и ИП довольно много, а единого рецепта разблокировки не существует.
Остается надеяться, что банки и налоговики все же прислушаются к недавним словам президента, который призвал только в крайних случаях блокировать счета добросовестных компаний.