если написано богородичен что читать
ЧТО ОЗНАЧАЕТ БОГОРОДИЧЕН В МОЛИТВОСЛОВЕ?
Слово Богородичен в молитвослове часто вводит начинающих христиан в ступор. Давайте для начала разберемся с этимологией слова Богородичен. В переводе с церковнославянского языка оно означает «принадлежащий Божьей Матери». Так православные христиане называют все молитвы, каноны и акафисты, обращенные к Пресвятой Богородице.
Но в молитвослове Богородичен означает самую распространенную православную молитву, содержащую одновременно прошение к Царице Небесной и ко всем лицам Святой Троицы: Пресвятая Богородице, спаси нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Само слово Богородичен читать при этом не надо.
Помимо Богородична, в молитвослове обычно содержится еще несколько сокращений. Так, слово Трисвятое означает молитву к Святой Троице, которая читается перед началом любого молитвенного правила: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас, а когда мы видим сокращение Слава, и ныне, то следует произносить полностью: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Зачем нужен кожаный молитвослов верующему человеку?
Богородичен в молитвослове не ограничиваются упомянутой выше молитвой. За две тысячи лет христианства святыми старцами было написано огромное множество молитв, обращенных к Божьей Матери. Почитание Богородицы ведет свое начало от самых первых последователей Христа. Еще при жизни Пречистой слава о Ней разнеслась по всему христианскому миру, хотя Она Сама этого не хотела и не добивалась. Но как светильник трудно спрятать ночью, так и свет благодати, исходивший от Матери Спасителя нашего, привлекал к себе людей. Церковное предание повествует, что Богородица была необычайно кроткой и смиренной, никогда никого не обижала и не унижала, никому не говорила злых слов. Всех, кто приходил к Ней с молениями, Она принимала, несмотря на усталость и болезни.
Поэтому и сегодня, читая Богородичен в молитвослове, мы рассчитываем на Ее милосердие и помощь. Некоторые богословы пишут, что Матерь Божия является в то же время и Матерью всех христиан, заботливой и любящей, по молитвам Которой Ее Сын творит настоящие чудеса. Именно поэтому в православии так много Ее чудотворных икон, именно поэтому утренние и вечерние молитвы, а также молитвы к Причащению обязательно содержат в себе так много молитв к Божией Матери. А некоторые православные молитвословы даже содержат молитвы Богородице на всякий случай жизни – их называют молитвословами на всякую потребу. Таким образом, Богородичен в молитвослове – одна из самых распространенных молитв.
Где можно купить кожаный молитвослов?
Православный молитвослов – это книга, которая помогает христианам общаться с Господом. Как и ко всякой святой книге, верующие стараются относиться к молитвослову с почтением и всячески его украшают. В последнее время большую популярность в связи с этим получили кожаные молитвословы, отличающиеся красотой и добротностью.
Кожаные молитвословы представлены в разных ценовых категориях: от самых бюджетных до дорогих изданий с серебряными накладками и уголками, с золотыми срезами страниц. Некоторые переплеты даже украшают драгоценными камнями – такой молитвослов станет прекрасным подарком для любого верующего человека.
Книга кожаный молитвослов не стыдно преподнести в дар даже человеку, у которого, как сегодня принято выражаться, все есть. Однако купить кожаный молитвослов и поставить его на полку недостаточно – не забывайте, что по нему обязательно следует молиться, лишь в этом случае он будет оправдывать свое название.
Слушать на видео Богородичен, глас 2
Как правильно читать Богородичен
Формы почитания святых разнообразны, каждому нужно возносить определенные тексты. Молиться Пресвятой Богородице тоже нужно по-особенному, поэтому стоит сразу выяснить, что такое Богородичен в молитвослове и какие правила нужно соблюдать при его прочтении.
Божья Матерь в церковной иерархии
Для верующих людей очевидно высочайшее положение Богородицы в религиозной иерархии. Она идёт второй за Богом, выше ангелов и святых. Согласно православному учению Бог представлен в 3 лицах:
Дева Мария стала матерью Иисуса Христа после того, как на неё снизошла Божья благодать, произошло непорочное зачатие. Через 9 месяцев появился Христос, соединивший в себе черты Бога и человека.
После смерти Божией Матери началось её почитание, многие иконы мироточили, на сегодняшний день существует около 800 икон, перед которыми верующие молятся и получают просимое, чудесная помощь выражается и в многочисленных исцелениях. Количество текстов, содержащих обращение к Пречистой Богородице велико.
Виды молитв
Молиться перед образом Пресвятой Богородицы может любой человек, часто к её помощи прибегают:
Все эти прошения выражаются в различных формах, выбирать ту или иную форму следует с учётом ряда обстоятельств. Наиболее распространённые формы:
Молиться перед образами Девы Марии можно в домашней обстановке или в церкви, у каждого варианта имеются свои особенности. Существуют также особые песнопения — Богородичен, которые во многом универсальны.
На всех церковных службах слышны песнопения, посвящённые Божией Матери, потому что её роль в спасении человеческого рода огромна.
Песнопение Богородичен на богослужении
Богородичен можно услышать на богослужение, это особое песнопение, посвящённое Пресвятой Богородице. Оно может быть исполнено 3 разными способами:
Богородичны обычно употребляются по завершении стихиры, тропаря или седалена. Прочесть этот текст можно во всех богослужебных изданиях, кроме Евангелия. Услышать Богородичен можно на любой службе.
Также проводится разделение на 4 группы, когда их провозглашают:
Обычно они находятся в финале стиха Слава Отцу и Сыну и Святому Духу Аминь, Богородичны делятся по гласам, их расположение — конец богослужебных книг (приложение).
Важной группой являются Богородичны догматики, их насчитывается 8 по числу гласов, в них в сжатой форме излагаются догматы — непреложные установления, касающиеся Пресвятой Богородицы.
Их наличие означает возвышение роли Пресвятой Девы в спасении человечества, она способна умолить Христа помиловать грешников. Основная мысль — Христос воплотился от девственной Марии через благодать Святого Духа.
На службах Богородичны догматики звучат очень красиво, их место в богослужении — после стихир На Господи, воззвании в ходе воскресной вечерни.
Ещё одна разновидность — Крестобогородичны, раскрывающие всю глубину страданий Богородицы, когда Господь находился на кресте, она всё пропустила через своё сердце. Время и место исполнения молитв:
На этих службах происходит поклонение Кресту Господню, воспевается его величие и горе Божией Матери.
Догмы молитвословов
Многие верующие люди, которые только начинают внимательно читать молитвослов, часто натыкаются там на непонятные сокращения, которые разделяются запятой или двоеточием. Также эти сокращения присутствуют и в богослужебных книгах.
Сокращения
Цель их размещения — длинный текст занимает место, а сокращения помогают лучше приспособиться к воспроизведению их на службе чтецам и певчим. Наиболее распространённые сокращения, принятые в богословской практике нужно знать.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Помимо молитвословов, они находятся в каждой из 20 кафизм Псалтыри, разделяя кафизму на 3 части.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.
Такое постоянное призывание Божией Матери позволяет всегда находиться под её защитой, даёт возможность убедиться, что роль её велика, она спасает людей, имеющих даже серьёзные грехи. В молитвослове малоопытных христиан сокращения могут ввести в заблуждение, но фразы следует проговаривать полностью.
Фразу «Пресвятая Богородица, спаси нас» необходимо читать не только во время правила, но и призывать Деву Марию на помощь кратким обращением всегда, когда тяжело, непонятно, как правильно поступать в запутанных ситуациях.
Каноны
Причастие — важнейшее таинство для православного христианина, при котором он непостижимым образом входит в общение с Христом, принимая внутрь себя его тело и кровь, которые даются на литургии в виде хлеба и вина.
Чтобы принять эти святыни достойно, верующему необходимо тщательно подготовиться. Помимо поста на протяжении 3 дней, когда запрещено есть животную пищу, необходимо пройти исповедь у священника в храме, где предполагается причастие.
В продолжение 3 дней следует читать каноны:
Также многие прочитывают покаянный канон ко Пресвятой Богородице. Оба канона направляют верующего к познанию духовной мудрости, раскрывают перед ним библейскую историю, события которой актуально звучат и сейчас. Канон строится по одинаковой схеме: 9 песен, первая и последняя посвящены Божией Матери.
Первая песнь молебного канона содержит признание своих грехов, наличие многочисленных страстей, болезней душевных и телесных, которые излечить способна только Богородица. Завершающая песнь молебного канона является просьбой к Деве Марии принести радость, просветить мрачную душу.
Покаянный канон содержит в себе больше покаянных воздыханий, осознание своей греховности, единственной надежды на помощь Богородицы. У грешников сильный страх, но и вера велика в милосердие Пресвятой Девы, она может умолить Господа о прощении всех грехов.
В первых песнях молебного и покаянного канонов имеется Богородичен — «Пресвятая Богородица, спаси нас». Обычно в молитвословах он написан полностью.
Час первый
Прииди́те, поклони́мся Цареви нашему Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припадéм Христу, Царéви нашему Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припадéм Самому́ Христу, Цареви и Богу нашему.
Псалом 5
Глагóлы мóя внуши́, Гóсподи, разумéй звáние мóе. Вонми́ глáсу молéния моегó, Царю́ мой и Бóже мой, я́ко к Тебé по молю́ся, Господи. Зáутра услы́ши глас мой, зау́тра предстáну Ти, и у́зриши мя. Яко Бог, не хотя́й беззакóния, Ты еси́; не присели́тся к Тебé лукáвнуяй, нижé пребу́дут беззакóнницы пред очи́ма Твóима. Возненави́дел еси́ вся дéлающия беззакóние, погуб ши вся глагóлющия лжу; му́жа кровéй и льсти́ва гнушáется Госпóдь. Аз же мнóжеством ми́лости Твоéя вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко хрáму святóму Твоему́ в стрáсе Твóем. Гóсподи, настáви мя прáвдою Твóею, враг мóих рáди испрáви пред Тобóю путь мой. Яко несть во устéх их и́стины, сéрдце их су́етно, гроб отвéрст гортáнь их, язы́ки свóими льщáху. Суди́ им, Бóже, да отпаду́т от мы́слей свои́х; по мнóжеству нечéстия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Гóсподи. И да возвеселя́тся вси уповáющии на Тя, во век возрáдуются, и всели́шися в них; и похвáлятся о Тебé лю́бящии и́мя Твоé. Яко Ты благослови́ши прáведника, Гóсподи, я́ко ору́жием благоволéния венчáл еси́ нас.
Псалом 89
Господи, прибе́жище был еси́ нам в род и род. Пре́жде даже гора́м не бы́ти и созда́тися земли́ и вселе́нней, и от века и до века Ты еси́. Не отврати́ челове́ка во смире́ние, и рекл еси́: обрати́теся, сы́нове челове́честии. Яко ты́сяща лет пред очи́ма Твои́ма, Господи, яко день вчера́шний, и́же мимои́де, и стра́жа нощна́я. Уничиже́ния их ле́та бу́дут. Утро яко трава́ мимои́дет, у́тро процвете́т и пре́йдет: на ве́чер отпаде́т, ожесте́ет и и́зсхнет. Яко исчезо́хом гне́вом Твоим, и я́ростию Тво́ею смути́хомся. Положи́л еси́ беззако́ния на́ша пред Тобо́ю: век наш в просвеще́ние лица́ Твоего. Яко вси дни́е наши оскуде́ша, и гне́вом Твоим исчезо́хом, ле́та на́ша яко паучи́на поуча́хуся. Дни́е лет наших, в ни́хже се́дмьдесят лет, аще же в си́лах, о́смьдесят лет, и мно́жае их труд и болезнь: яко прии́де кро́тость на ны, и нака́жемся. Кто весть держа́ву гне́ва Твоего́, и от стра́ха Твоего я́рость Твою исчести́? Десни́цу Твою та́ко скажи́ ми, и окова́нныя се́рдцем в му́дрости. Обрати́ся, Господи, доко́ле? И умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя. Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея, Господи, и возра́довахомся, и возвесели́хомся, во вся дни нашя возвесели́хомся, за дни, в ня́же смири́л ны еси́, ле́та, в ня́же ви́дехом зла́я. И при́зри на рабы́ Твоя, и на дела́ Твоя, и наста́ви сы́ны их. И бу́ди све́тлость Господа Бога на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, и де́ло рук на́ших испра́ви.
Псалом 100
Ми́лость и суд воспою́ Тебе, Господи. Пою́ и разуме́ю в пути́ непоро́чне, когда́ прии́деши ко мне? Прехожда́х в незло́бии се́рдца моего посреде́ до́му моего. Не предлага́х пред очи́ма мои́ма вещь законопресту́пную: творя́щыя преступле́ние возненави́дех. Не прильпе́ мне се́рдце стропти́во, уклоня́ющагося от мене лука́ваго не позна́х. Оклевета́ющаго тай и́скренняго своего́, сего́ изгоня́х: го́рдым о́ком, и несы́тым се́рдцем, с сим не ядя́х. Очи мои на ве́рныя земли́, посажда́ти я́ со мною: ходя́й по пути́ непоро́чну, сей ми служа́ше. Не живя́ше посреде́ до́му моего творяй горды́ню, глаго́ляй непра́ведная, не исправля́ше пред очи́ма мои́ма. Во у́трия избива́х вся гре́шныя земли́, е́же потреби́ти от гра́да Господня вся де́лающыя беззако́ние.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
И ныне: Богородичен:
Что Тя наречéм, о Благодáтная? Нéбо, я́ко возсия́ла еси́ Сóлнце прáвды; рай, я́ко прозяблá еси́ цвет нетлéния; Дéву, я́ко пребылá еси́ нетлéнна; чи́стую Мáтерь, я́ко имéла еси́ на святы́х Твóих объя́тиях Сы́на, всех Бóга, Тогó моли́ спасти́ся душáм нáшим.
(Если Великий пост, — тропарь, глас 6:
Зау́тра услыши глас мой, Царю́ мой и Боже мой.
Стих 1: Глаголы моя внуши́, Господи, разумéй звание мое.
Стих 2: Яко к Тебе помолюся, Господи.
Слава, и ныне: Богородичен: Что Тя наречем. )
Стопы́ моя направи по словеси́ Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы́ человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лицé Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим.
Да испóлнятся устá моя хвалéния Твоего, Господи, яко да воспóю славу Твою, весь день великолéпие Твое.
Трисвятое. И по Отче наш: Кондак праздника. (Если кондака нет, или Великий пост, читаем Богородичен:
В понедельник, вторник и четверг:
Преславную Божию Матерь, и святых Ангел святéйшую, немóлчно воспоéм сердцем и усты́, Богородицу си́ю исповéдающе, яко вóистинну рóждшую Бога воплощéнна, и молящуюся непрестанно о душáх наших.
В среду и пятницу:
Скоро предвари́, прежде даже не порабóтимся врагом, ху́лящим Тя и претя́щим нам, Христе Боже наш; погуби́ Крестом Твоим борю́щия нас, да уразумéют, како может православных вера, молитвами Богородицы, еди́не Человеколю́бче.
В субботу:
Яко начáтки естества, Насад телю твáри, вселенная приносит Ти, Господи, богонóсныя мученики. Тех молитвами в мире глубóце Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди́, Многоми́лостиве. )
Господи, помилуй. (40)
Иже на всякое время и на всякий час, на небеси́ и на земли́ покланя́емый и слáвимый, Христе Боже, долготерпели́ве, многоми́лостиве, многоблагоутрóбне, Иже праведныя любя́й и грешныя ми́луяй, Иже вся зовы́й ко спасению обещания ради будущих благ, Сам, Господи, приими́ и наша в час сей молитвы, и испрáви живот наш к зáповедем Твоим, ду́ши нáша освяти́, телесá очисти, помышления исправи, мысли очисти, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святы́ми Твоими Ангелы, да ополчéнием их соблюдáеми и наставля́еми, достигнем в соединение веры и в разум непристу́пныя Твоéя славы, яко благословéн еси́ во веки веков, аминь.
Господи, помилуй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честнéйшую Херуви́м и слáвнейшую без сравнения Серафим, без истлéния Бога Слова рóждшую, сущую Богородицу Тя величáем.
Именем Госпóдним благослови, отче.
Иерей: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны.
(Если Великий пост — молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами:
Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия, и праздносло́вия не даждь ми. (Поклон)
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния, и любве́, да́руй ми рабу́ Твоему́. (Поклон)
Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь. (Поклон)
Таже малых 12, глаголюще на кийждо поклон: Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго. И паки последи молитву всю:
Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия, и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния, и любве́, да́руй ми рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Трисвятое. И по Отче наш: Господи, помилуй. (12)
Иерей: Х ристé, Свéте истинный, просвещаяй и освящáяй всякаго человека, гряду́щаго в мир, да знáменается на нас свет лица Твоего, да в нем у́зрим свет непристу́пный; и исправи стопы́ наша к деланию зáповедей Твоих, молитвами Пречи́стыя Твоея́ Мáтере и всех Твоих святых. Аминь.
Хор: С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.
Богородичное правило
В молитвословах можно найти разные молитвенные правила, одно из которых — Богородичное. Оно особенно популярно среди верующих. Обычно его надлежит читать 150 раз в сутки.
Известно, что это была духовная практика Серафима Саровского. Для чего, когда и как правильно читать богородичное правило — обо всём расскажет эта статья.
Богородичное правило — молитва VIII века, по словам Серафима Саровского, она творит чудеса
Богородичное правило — это молитва, о которой известно ещё с седьмого Вселенского Собора (Никеи, 787 год). Тогда святые отцы сказали:
«Кто будет со вниманием по 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся…», тот обретет над собой особый Покров Матери Божьей».
С тех пор чтение молитвы практиковали как простые верующие, так и великие святые. Известно, что Серафим Звездинский молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Богородицы.
Эта молитва помогает в трудных жизненных ситуациях. Молитва сотворит чудеса, если есть вера.
По воспоминаниям Серафима Саровского, эта молитва способна творить чудеса.
Но читать правило Богородицы нужно с верой, о чём предупреждает иерей Владимир (Шлыков):
«Механическое «вычитывание» определенных
слов не поможет человеку,
даже если он повторит эти слова 150 раз.
Если же человек верует в Бога, и верит,
что Всемилостивый Господь
и Пресвятая Богородица,
Заступница наша, помогут ему,
в любой безвыходной ситуации».
Правильно читать дома можно без особых условий — даже на ходу
Не существует ограничений на то, как и когда читать Богородичное правило. Эта молитва не требует особых условий — хоть на ходу, хоть сидя, хоть лёжа. Чаще всего её читают келейно, дома, либо просто вне храма.
Сколько дней — человек тоже решает сам для себя. Но если есть планы на продолжительное чтение, лучше взять благословение у батюшки. Вот, что говорит священник Александр Ильяшенко:
не исключается из богослужений и
поэтому и Богородичное
правило Вы совершать можете.
Однако на регулярное совершение такого
правила лучше взять благословение у
Вашего духовника (священника,
у которого Вы обычно исповедуетесь)».
Богородичное правило можно читать хоть на чётках, хоть без них
Так как молитву надлежит читать 150 раз в день, монахи делают это на чётках.
А простые прихожане задаются вопросом — стоит ли им приобрести подобный инструмент, и если да, то какой и где.
Велико заблуждение, будто чётки нужны обязательно, причём только освящённые, из монастыря. Другие полагают, что мирянам чётки не положены.
На самом деле чётки — лишь инструмент. Кому-то он упрощает счёт, а кому-то усложняет. Если с чётками — легче, на здоровье. Если нет, то лучше обойтись загибанием пальцев или другими методами.
Богородичен в молитвослове не относится к Богородичному правилу
Случается, что чтение Богородичного правила осложняется незнанием молитв.
Люди, которые не в курсе, что такое богородичен в молитвослове, могут решить, что это та же молитва. Но нет. Богородичен — это сокращение фразы «Пресвятая Богоматерь, спаси нас». А текст молитвы для Богородичного правила таков: «Богородице Дево, радуйся».
Каждый десяток повторений — это вспоминание о каком-либо событии в жизни Богородицы: Благовещение, Рождение Иисуса и т.д. За 15 десятков мы вспоминаем всю жизнь святой.
Поэтому положено читать Богородичное правило 150 раз в день, но для начала можно ограничиться 50. После каждого десятка рекомендуется вставить «Отче наш» и «Милосердные двери»:
«Отче наш»:
Да святится имя Твое, да лриидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».
«Милосердия двери»:
На видео ниже можно послушать, как исполняет Богородичное правило Валаамский мужской хор:
Это правило часто по-разному дополняют другими молитвами. Дальше — два варианта текста: простое и полное Богородичное правило.
Текст Богородичного правила
1-й десяток
Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.
2-й десяток
Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.
3-й десяток
Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.
4-й десяток
Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести:
5-й десяток
Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.
6-й десяток
7-й десяток
Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.
8-й десяток
Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.
9-й десяток
Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды:
10-й десяток
11-й десяток
Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.
12-й десяток
Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.
13-й десяток
Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся:
14-й десяток
Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.
15-й десяток
Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором.
Полное Богородичное правило
Пресвятая Богородице, помогай нам! В начале сего правила читается:
И его святыми молитвами спаси и помилуй всех нас, духовных чад и сродников наших. Ниспосли всем нам благодать Всесвятаго Духа и молитвами Богородицы помоги нам, Боже, исправить жизнь. Господи, приложи нам веру! Аминь».
После 1-го десятка вспоминается Рождество Богородицы
Тропарь, гл. 4
О Пресвятая Владычице Богородице! Со святыми упокой в вечной славе Твоей душу усопшего отца нашего духовного старца схиигумена Саввы с усопшими духовными чады и родителей его Михаила и Екатерины и сродников наших.
И святыми его молитвами спаси и сохрани всех нас, духовных чад его, родителей, чад сродников и знаемых наших. Умножь в нас веру и покаяние.
После 2-го десятка вспоминается Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы
После 2-го десятка вспоминают введение во храм Пресвятой Богородицы
Тропарь, гл. 4
О Пресвятая Владычице Богородице! Спаси и сохрани, и соедини (или присоедини) к святей Православной Церкви заблудших и отпавших рабов (имена).
После 3-го десятка вспоминается благовещение Пресвятой Богородицы
Тропарь, гл. 4
Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
О Пресвятая Владычице Богородице! Утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабом Твоим ( имена).
«В месяц же шестый послан бысть ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет, к Деве, обрученней мужеве, емуже имя Иосиф, от дому Давидова: и имя Деве Мариам.
И вшед к Ней ангел рече: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: Благословенна Ты в женах». Она же видеши, смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие.
И рече ангел Ей: «Не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога: и се, зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус: Сей будет велий и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его:
и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца». Рече же Мариам ко ангелу: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?» И отвещав, ангел рече Ей:
«Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий:
и се, Елисавет, южика Твоя, и та зачат сына в старости своей; и сей месяц шестый есть ей, нарицаемой неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол».
Рече же Мариам: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему». И отыде от Нея ангел».
После 4-го десятка вспоминается встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой
Из службы пророка Захарии и праведной Елисаветы, память 5 сентября.
Седален, гл. 4
Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.
После 5-го десятка вспоминается Рождество Христово
После 5-го десятка вспоминают Рождество Иисуса Христа
Тропарь, гл. 4
О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй нам во Христа облещись.
После 6-го десятка вспоминается Сретение Господне и прореченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой душу пройдет оружие»
Тропарь, гл. 1
О Пресвятая Владычице Богородице! Сподоби мя при последнем издыхании причаститися Святых Тайн Христовых и Сама проведи душу мою чрез страшные мытарства.
После 7-го десятка вспоминается бегство Божией Матери с Богомладенцем в Египет
О Пресвятая Владычице Богородице! Не введи мя во искушение в сей жизни и избави мя от всех напастей.
После 8-го десятка вспоминается исчезновение 12-летнего Отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по этому поводу:
Соболезнующи скорбь Твою, егда Сына Твоего и Бога нашего, двоюнадесятилетняго Отрока, на пути из Иерусалима не обретше. О велия радость Твоя, егда Сына Твоего по триех днех в церкви обрела еси.
О Цвете неувядаемый! Не лиши и нас небесной радости узрети Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, для спасения нашего.
О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй мне непрестанную молитву Иисусову.
После 9-го десятка вспоминается чудо, сотворенное в Кане Галилейской, когда Господь претворил в вино воду по слову Божией Матери: «Вина нет у них»
Икос, глас 8
Чесо ради скорое течение совершаеши, егда другий брак паки есть в Кане Галилейстей и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши?
Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе?
Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиде Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой».
О Пресвятая Владычице Богородице! Помоги мне во всех делах моих и избави от всяких нужд и печали.
После 10-го десятка вспоминают стояние Богородицы у креста
Богородичны отпустительныя, гл. 4
Оружие пройде Твою Пресвятую душу, егда распинаема видела еси волею Сына и Бога Твоего. Егоже, Благословенная, молящи не престай, прощение прегрешений нам даровати.
О Пресвятая Владычице Богородице! Избави меня от уныния и укрепи мои силы душевныя и телесныя.
После 11-го десятка вспоминается Воскресение Христово
Тропарь, гл. 5
О Пресвятая Владычице Богородице! Воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.
После 12-го десятка вспоминается Вознесение Христово, при котором присутствовала Божия Матерь
Тропарь, гл. 4
О Пресвятая Владычице Богородице! Избави мя от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.
После 13-го десятка вспоминается сионская горница и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь
Тропарь, гл. 8
Молимся: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
После 14-го десятка вспоминается Успение Пресвятой Богородицы
Тропарь, гл. 1
О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй мне мирную и безмятежную кончину.
После 15-го десятка вспоминается слава Божией Матери, которой Она увенчивается Господом после переселения Ее от земли на небо
Из службы Успению Пресвятыя Богородицы
Стихира, гл. 1
Возопиим, вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.
О Пресвятая Владычице Богородице! Сохрани мя от всякого зла и покрый мя честным Твоим омофором.
Молитва
Наши же грешные и бренные уста кую достойную похвалу принести возмогут величию Твоему, точию да зовем Ти: О Пречудная Владычице!
Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да призрит на ны, люди безответныя, да сохранит невредимы от всех навет вражиих и злых клевет, много бо может Твоя Матерняя молитва, по реченному: «Проси, Мати Моя, не отвращуся, но вся прошения Твоя исполню!»
Радостию о сем исполняемии, взываем Ти: спаси, Владычице, погибающия рабы Твоя, просвети омраченныя суемудрствованиями века сего и приведи ны к Сладчайшему Иисусу, да вечно радующеся, взываем: слава Отцу, слава Сыну, слава Святому Духу, слава и Тебе, Преславней и Пренепорочней Деве Богоматере, ублажаемой и благословляемой в безконечные веки веков. Аминь.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!».