если не можешь держать пост в рамадан что делать

Что делать тем, кто не может соблюдать пост в месяц Рамадан?

если не можешь держать пост в рамадан что делать. post001. если не можешь держать пост в рамадан что делать фото. если не можешь держать пост в рамадан что делать-post001. картинка если не можешь держать пост в рамадан что делать. картинка post001.

Скоро наступает благословенный месяц Рамадан – время, когда мусульмане соблюдают пост, совершают намаз-таравих и другие поклонения. В этот месяц каждый верующий старается совершить как можно больше благих дел, чтобы получить больше вознаграждения.

Тем не менее, основным и самым высоко вознаграждаемым поклонением в месяце Рамадан остаётся соблюдение обязательного поста. Однако даже при сильном желании не все верующие могут соблюдать этот пост. Для этого могут быть различные причины, такие как болезнь, старость, тяжёлая работа, но при этом эти люди тоже желают удостоиться высокого вознаграждения в месяце Рамадан. Нет никаких причин для расстройства, они получат свою награду.

Даже если такие люди не смогут получить вознаграждение за пост, они смогут удостоиться вознаграждения за своё намерение и за выплаченную фидью. Ведь в месяце Рамадан врата милости открываются и для тех, кто по состоянию здоровья или по иным причинам не может соблюдать пост.

Человеку записывается такая же награда, как за совершение благого деяния, которое он обычно совершает, будучи здоровым, если он в результате болезни или во время путешествия лишается возможности его совершения.

От Абу Мусы Аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِذَا مَرِضَ العَبْدُ أَوْ سَافَرَ كُتِبَ لَهُ مِثْلُ مَا كَانَ يَعْمَلُ مُقِيماً صَحِيحاً

«Когда раб Аллаха болеет или находится в пути, ему записывается совершение того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым». (Имам Ахмад, 4/410; Бухари, 2996; Абу Дауд, 3091)

Аль-Хафиз Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни, комментируя этот хадис, пишет:

«Получение такого вознаграждения касается только человека, который совершал поклонения, и теперь столкнулся с препятствием для их совершения, если он имеет намерение и в дальнейшем совершать эти поклонения, если ему не помешают эти препятствия, как об этом ясно говорится в хадисе, который приводит Абу Давуд». («Фатх Аль-Бари», 2/136)

Если тот или иной человек по уважительной причине не может соблюдать обязательный пост в месяце Рамадан, и он ранее, будучи здоровым, соблюдал пост, есть большая надежда на Всевышнего Аллаха, что ему и теперь запишется награда, как за соблюдение полноценного поста.

Также от ‘Атаъ ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что до него дошло, что Пророк ﷺ сказал:

إذا مَرِضَ العَبْدُ قال الله لِلكِرامِ الكاتبِينَ اكْتُبُوا لِعَبْدِي مِثْلَ الَّذِي كانَ يعْمَلُ حَتَّى أَقْبِضَهُ أوْ أُعافِيَهُ

«Когда раб Аллаха заболевает, Аллах говорит благородным писцам (ангелам, которые записывают то, что делают люди): «Запишите для моего раба подобное тому, что он совершал, будучи здоровым, пока я не умерщвлю его или не исцелю»». (Ибн Абу Шайба, 10917)

В другой версии этого хадиса, который передаёт имам Ахмад от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا كَانَ عَلَى طَرِيقَةٍ حَسَنَةٍ مِنَ الْعِبَادَةِ، ثُمَّ مَرِضَ، قِيلَ لِلْمَلَكِ الْمُوَكَّلِ بِهِ: اكْتُبْ لَهُ مِثْلَ عَمَلِهِ إِذَا كَانَ طَلِيقًا، حَتَّى أُطْلِقَهُ، أَوْ أَكْفِتَهُ إِلَيَّ

«Поистине, когда мой раб, который идёт по хорошему пути, совершая благие деяния и поклонения, заболеет, то ангелам, уполномоченным записывать его деяния, дается указание, чтобы они записали ему вознаграждение, подобное тому, которое он получал за свои деяния, которые он совершал ранее, до тех пор, пока Всевышний Аллах не исцелит его или пока он не умрёт». (Имам Ахмад, 6895)

Поэтому каждый верующий должен пользоваться своим здоровьем до того, как заболеет. Также молодым следует пользоваться своей молодостью, пока они не постарели.

Всевышний даровал своим рабам две милости, которыми многие обманываются: здоровье и свободное время. Многие обманываются этими дарами Всевышнего, предполагая, что они даны им навечно.

Если человек, будучи здоровым, совершал благодеяния и не тратил время зря, то когда он заболеет и не сможет совершать эти благодеяния, ему запишется награда, подобная той, что он получал за то, что совершал, будучи здоровым. В противном случае он останется ни с чем.

Следовательно, и люди, которые будучи молодыми и здоровыми соблюдали пост и не тратили своё время зря, не окажутся за рамками милости Всевышнего, так как она охватывает абсолютно всех.

Поэтому в нашей религии предусмотрены послабления для тех, кто по уважительным причинам не в состоянии соблюдать пост в Рамадан, чтобы и они могли получить вознаграждение за пост.

Если человек действительно настолько болен, что ему нельзя поститься, он может не соблюдать пост до полного выздоровления, а после завершения Рамадана он выплатить фидью, если у него нет надежды на исцеление.

Фидья – это искупление за пропущенный пост: за каждый пропущенный день – по одному мудду наиболее употребительного продукта. Мудд равен одной четверти саха.

Если человек, выплачивающий фидью, в дальнейшем не исцелится и не обретёт здоровье, то благодаря выплаченной фидье он будет считаться выполнившим обязанность Рамадана, и долг соблюдения поста будет снят с него.

Если же человек, который пропустил пост в месяце Рамадан по причине болезни и на исцеление которого есть надежда, излечится от недуга, препятствовавшего соблюдению поста, то он должен будет возместить каждый пропущенный день поста.

Поэтому тому, кто по болезни и другим уважительным причинам не сможет поститься в Рамадане, не стоит расстраиваться. ИншааЛлах, по милости Всевышнего он получит вознаграждение за своё намерение и старание.

Однако больному, которому его болезнь не мешает соблюдать пост, не разрешается бросать пост, ссылаясь на свой недуг. Такое поведение, наоборот, вызывает на человека гнев Всевышнего.

если не можешь держать пост в рамадан что делать. ramadan. если не можешь держать пост в рамадан что делать фото. если не можешь держать пост в рамадан что делать-ramadan. картинка если не можешь держать пост в рамадан что делать. картинка ramadan.

Муслим Абдулаев

если не можешь держать пост в рамадан что делать. zen. если не можешь держать пост в рамадан что делать фото. если не можешь держать пост в рамадан что делать-zen. картинка если не можешь держать пост в рамадан что делать. картинка zen.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Что делать тем, кто не может соблюдать пост в месяц Рамадан?

если не можешь держать пост в рамадан что делать. 204465 INNERRESIZED600 600 202960 INNERRESIZED600 600 ramazan mesyas. если не можешь держать пост в рамадан что делать фото. если не можешь держать пост в рамадан что делать-204465 INNERRESIZED600 600 202960 INNERRESIZED600 600 ramazan mesyas. картинка если не можешь держать пост в рамадан что делать. картинка 204465 INNERRESIZED600 600 202960 INNERRESIZED600 600 ramazan mesyas.

Что делать тем, кто не может соблюдать пост в месяц Рамадан?

С наступлением благословенного месяца Рамадан, к сожалению не все верующие могут соблюдать пост, но при этом эти люди хотели бы так же удостоиться вознаграждения в этот месяц. Нет никаких причин для расстройства. Даже если эти люди не смогут получить вознаграждение за пост, они смогут удостоиться такого же вознаграждения за свое намерение и за выплаченную фидью.

Так как в этом месяце врата милости открыты и для тех, кто по состоянию здоровья или по иным причинам не может соблюдать пост. Эти люди не окажутся за рамками божественной милости, так как она охватывает абсолютно всех.

К таким облегчениям можно отнести следующие:

«Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка» (аль-Бакара 2/184).

Кто-то может спросить, если человек будет возмещать все дни поста, то зачем тогда выплачивать фидью?

За каждый пропущенный день поста, выплачивается фидья в виде продуктов питания, достаточных для двухразового приема пищи одному человеку (на сахур и ифтар), или их стоимость в денежном эквиваленте. Размер фидьи равен размеру фитр-садака, и составляет: пшеница – ½ са; ячмень, финики и изюм – 1 са. Один са приблизительно равен 3 килограммам.

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Источник

Если не можешь держать пост в рамадан что делать

если не можешь держать пост в рамадан что делать. 3 ru. если не можешь держать пост в рамадан что делать фото. если не можешь держать пост в рамадан что делать-3 ru. картинка если не можешь держать пост в рамадан что делать. картинка 3 ru.

если не можешь держать пост в рамадан что делать. meshit11. если не можешь держать пост в рамадан что делать фото. если не можешь держать пост в рамадан что делать-meshit11. картинка если не можешь держать пост в рамадан что делать. картинка meshit11.

если не можешь держать пост в рамадан что делать. Zt6lSWEfYQnxZCM4 lg. если не можешь держать пост в рамадан что делать фото. если не можешь держать пост в рамадан что делать-Zt6lSWEfYQnxZCM4 lg. картинка если не можешь держать пост в рамадан что делать. картинка Zt6lSWEfYQnxZCM4 lg.

«Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Месяц Рамадан, у всех мусульман, да и у многих немусульман, ассоциируется прежде всего с постом — дневным воздержанием мусульман от пищи и питья. Мусульманские сайты публикуют хадисы о благе поста, о больших наградах, которые ожидают человека, ради Аллаха добровольно лишающего себя пищи и воды в течение продолжительного времени, верующие обмениваются советами, что лучше есть на сухур и ифтар, чтобы хорошо себя чувствовать, как вести себя, чтобы быть в состоянии выдержать пост, сохраняя работоспособность, и тому подобными вещами.

Но существует такая категория людей, которая лишена этого благословения — возможности держать пост днем вследствие болезни и слабости здоровья. Известно, что шариат дозволяет некоторым категориям людей не держать пост в Рамадан: например, беременным женщинам и кормящим матерям, если они боятся за свое здоровье и здоровье своих детей; пожилым и больным людям, если надежный врач установил (или они сами знают по личному опыту), что их состояние может резко ухудшиться от продолжительного голодания. Если состояние человека через некоторое время улучшается, он должен восполнить пост после Рамадана, если же болезнь такого рода, что улучшение очень маловероятно, то он должен выплатить т. н. фидия садака (выплатить сумму, равную стоимости примерно 2,5 кг какого-то распространенного в его местности продукта – риса, пшеницы или ячменя за каждый день поста).

Так что, если, к примеру, вы не смогли держать пост по беременности или кормлению ребенка, вы не можете давать денежное возмещение вместо него, поскольку через какое-то время ваше состояние нормализуется и сможете восполнить пропущенные по этой причине посты. Если же вы страдаете, например, сахарным диабетом или какой-то иной болезнью, при которой человеку вредно продолжительное воздержание от пищи и воды, вам следует выплатить денежное возмещение за каждый день поста. Его можно выплачивать деньгами или в натуральном виде (продуктами), отдавать одному человеку или нескольким, отдавать нуждающимся самому или через мечети, или благотворительные организации. Однако, нужно иметь в виду, что, если когда-то, по милости Аллаха, ваше состояние улучшится, и вы сможете держать посты, вы должны будете возместить их, несмотря на выплаченное вами денежное возмещение.

Также важно помнить, что пост нельзя держать женщинам во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)! Больные, путники, беременные и кормящие женщины могут держать пост в таком состоянии, если чувствуют себя достаточно крепкими, и врачи им не запрещают, то женщинам в таком состоянии держать пост запрещено. Если они будут соблюдать пост в таком состоянии, на них будет грех. Пропущенные по этим причинам посты следует обязательно восполнить в будущем.

Итак, возможно так сложилось, что вы не можете держать пост в нынешний Рамадан. Как провести его, чтобы также получить его блага и его вознаграждение? Далее будут приведены некоторые советы на этот счет:

Во-первых, даже если вы не держите пост по уважительной причине, постарайтесь не принимать пищу на глазах у постящихся, это считается нежелательным (макрух).

Второе: в Рамадан награда за благие дела увеличивается во много раз, так что спешите совершать добрые дела. Будьте внимательны к окружающим – помогите пожилому человеку или женщине донести сумку или открыть дверь в подъезде, уступите место старому человеку, навестите лишний раз соседей или родственников, помогите организовать ифтар в мечети для нуждающихся, навестите больных, узнайте – не нуждается ли кто-то вокруг вас в помощи.

«Совершенное в Рамадан желательное деяние засчитывается пред Аллахом как обязательное, а обязательное — как семьдесят обязательных деяний, совершенных в любой другой месяц» (хадис привели Байхакы и Ибн Хиббан).

Кормите постящихся.

Если вы сами не можете соблюдать пост, организуйте ифтары для своих друзей и родственников или знакомых, тем более, что среди них наверняка, есть нуждающиеся в помощи люди, так что вы сделаете благое дело – поможете бедняку и накормите постящегося (тем более, что, если для вас обязательна выплата фидия-садака, вы таким образом выполните вашу обязанность).

«Кто накормит постящегося, тому будет награда, как за пост накормленного им, и не уменьшится. награда постящегося» (передали Ахмад, Тирмизи и Ан-Насаи).

Если вам недоступна радость продержать весь день пост и открыть его вечером, то вы, таким образом, сможете порадоваться за других людей, которые откроют пост у вас на ифтаре.

Если у кого-то из нас родственники, соседи или друзья еще не соблюдают религию (или вообще немусульмане), именно в этом месяце вы можете попробовать показать им красоту Ислама. Пригласите их на ифтар, расскажите о смысле месяца Рамадан, расскажите какие-нибудь истории из жизни Пророка (мир ему и благословение) и других праведных людей. Разумеется, призывать к Исламу нужно аккуратно, ненавязчиво, без упреков и грубостей, показывая людям благой нрав верующего.

Единственно, нужно помнить, что вы не можете кормить в дневное время тех мусульман, которые не держат пост без уважительных причин. Так что, если кто-то из ваших родных и знакомых имеет силы и здоровье поститься в Рамадан, но не делает этого, вы можете приготовить ему еду или пригласить его в гости лишь после захода солнца.

Сделайте Рамадан месяцем усиленных духовных занятий и самосовершенствования

Улучшать свой нрав, умножать свои поклонения и просить прощения своих грехов в Рамадан должны все люди. Но нам – тем, кому не доступна «физическая» составляющая Рамадана – следует тем более все свои усилия обратить на его духовную составляющую.

Постарайтесь простить других людей и не держать ни на кого зла

У нас – современных мусульман – к сожалению, очень испортился нрав, мы стали нетерпимы, обидчивы, грубы, не можем простить друг другу ни малейшего промаха или недостатка. Из-за этих дурных качеств часто распадаются дружбы, расстраиваются браки – что люди разучились терпеть и прощать недостатки друг друга. Если вам трудно забыть какую-то обиду или неприятное вам качество другого человека, вспомните, что другим людям также приходится прощать вам промахи и грехи, и терпеть ваши неприятные качества, ведь никто из нас не безгрешен. А сколько Сам Всевышний Аллах терпел наши грехи и ждал – когда мы встанем на прямой путь и начнем соблюдать Его заповеди?

Так что постарайтесь наладить отношения со всеми, кто вокруг вас. Если вы с кем-то в ссоре, постарайтесь помириться, — как известно из хадиса, братьям-мусульманам нельзя больше трех дней быть в ссоре и не разговаривать друг с другом. Если ваша семья по какой-то причине прервала отношения с кем-то из родных, будет очень похвальным примириться с ними именно в Рамадан.

«Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (41, 34).

Сплетни и злословие (гыйбат) – негативные высказывания о других людях за их спиной – стали также просто бедой современных мусульман. Почти все наши встречи и общение друг с другом не обходятся без того, чтобы не упомянуть дурным словом о ком-то из отсутствующих (такой-то жадный или хитрый, толстый или худой, глупый или некрасивый). Даже если это соответствует действительности, это все есть гыйбат (злословие), что является грехом, и по тяжести сравнивается в Коране с поеданием мяса умершего брата.

А как часто мужья и жены в компании друзей или подруг перемывают косточки своей «половине имана», жалуясь на плохую жену или мужа. Такое поведение мало что недостойно, оно еще и глупо – если твой супруг/га действительно так уж плохи, то почему ты продолжаешь жить с ними? Значит, у них есть не только недостатки, но и какие-то положительные стороны, о которых ты почему-то упоминать забываешь?

Если такой-то человек, о котором вы отзываетесь дурно, действительно имеет много недостатков, то будет гораздо лучше, если вы донесете до него самого – насколько нехорошо его поведение. Это будет настоящей помощью брату по вере. Если вы знаете, что человек не примет вашего наставления (или вы уже делали ему наставления, но они были бесполезны), то делайте за него дуа, прося Аллаха об улучшении его нрава.

Рамадан – также очень подходящее время отказаться от дурных привычек и поработать над улучшением своего поведения

Выберите время – лучше всего ночью или ранним утром (после ночного или утреннего намазов), когда вокруг тихо, и вас ничто не будет отвлекать, — и посвятите его размышлению и анализу своих поступков за прошедший день (или, если возможно, за прошедший год). Какие качества вам в себе нравятся, а от каких, возможно, вы хотели бы избавиться? За какие поступки вам бывает стыдно – подумайте, возможно, они свидетельствуют о каких-то негативных качествах характера, над которыми можно поработать.

Контролируйте свои поступки – не совершайте необдуманных действий, под влиянием эмоций, раздражения или гнева. Думаем, что не надо напоминать о том, что Рамадан – это не время для ссор, высказывания упреков, недовольства, обид.

Если у вас есть какие-то вредные, дурные привычки (вы не можете бросить курить, вы зависимы от Интернета или компьютерных игр), постарайтесь проявить силу воли и отказаться от них именно сейчас.

Не тратьте время попусту!

Ценить время нужно всегда, а особенно в такое благословенное время. Старайтесь, чтобы каждый момент вашей жизни был заполнен какой-то полезной деятельностью: работой или учебой, делами по дому, помощью другим людям, чтением Корана, зикров или дуа. Старайтесь избегать пустых разговоров, откажитесь или хотя бы сократите время, которое вы проводите перед телевизором или в Интернете, в социальных сетях. А для этого тратьте больше времени на ибадат (богослужение).

Увеличивайте ваше поклонение!

Читайте Коран

Рамадан называется месяцем Корана, поскольку именно в этом месяце нашему Пророку (мир ему и благословение) началось ниспослание Откровения – первых пяти аятов Корана из суры «Аль-Аляк» («Читай во имя Господа твоего…»).

Посвятите как можно больше времени Корану: если вы умеете читать Коран, постарайтесь прочитывать определенное количество сур каждый день. Только помните, что читать Коран следует с соблюдением надлежащих адабов – уважительного отношения к нему: в частности, открывать арабский текст Корана следует в состоянии ритуальной чистоты, с закрытым ауратом, читать его желательно сидя, повернувшись в сторону кыблы, Коран нужно ставить на подставку или на стол, нельзя класть его на пол, под ноги и тем более, в какое-то грязное место, где есть нечистоты. В хадисе сказано, что будут люди, которые читают Коран, но он проклинает их.

Женщинам в состоянии хайда и нифаса нельзя читать арабский текст Корана (вслух, можно повторять мысленно, про себя) и нельзя брать в руки мусхаф (саму книгу) Корана. Можно читать лишь переводы смыслов Корана на другие языки.

Если вы знаете какое-то количество сур наизусть, повторяйте их и, по возможности, постарайтесь выучить еще несколько сур. Если вы не умеете читать Коран или чувствуете, что читаете его плохо, без соблюдения всех правил таджвида — запишитесь на курсы таджвида в местной мечети или найдите преподавателя, Рамадан – это самое хорошее время для совершенствования вашего чтения Корана.

Таравих и другие дополнительные намазы

Не пренебрегайте таравих-намазом – это также очень хороший способ почувствовать наступление Рамадана. Совершение намаза-таравих считается сунной-муаккада – сильно желательной сунной, которую нельзя оставлять без уважительных причин. Если возможно, совершайте таравих в мечети с джамаатом (сестрам, напротив, лучше воздержаться от посещения мечетей в это время, поскольку таравих-намазы посещает много мужчин). И вообще, в Рамадан хорошо постараться совершать намазы в мечети, коллективно, если у вас есть такая возможность.

Читайте другие дополнительные намазы: ночной намаз тахаджуд, намазы ишрак, духа, аввабин, тасбих; намазы тауба и шукр – обращаясь с просьбами к Аллаху о прощении и благодаря Его за те милости, которые Он даровал вам в течение года.

Зикр и дуа

Поминание Аллаха (зикр) важно в любое время, но особенно важно во время Рамадана, когда награда за все благие дела увеличивается во много раз. Особенно хорошо заниматься поминанием Аллаха женщинам во время хайда и нифаса, когда для них недоступны иные виды поклонения (как пост, намаз и чтение Корана).

Рамадан – это время, когда принимаются дуа.

Мы все начинаем просить у Аллаха помощи, когда у нас случаются трудности и проблемы, но всегда ли мы благодарим Аллаха за Его милости и все блага, которые у нас есть в жизни?

Подумайте, как милостив к нам Всевышний: мы, альхамдулиллях, имеем слух и зрение, руки и ноги, а сколько людей лишены этих благ, имеют какие-то физические недостатки, прикованы к постели, страдают от неизлечимых болезней. Мы сыты, одеты, имеем крышу над головой (более того, живем в домах со всеми удобствами, газом, электричеством, горячей водой), работаем или учимся, у нас есть родители и другие родственники, друзья, другие близкие люди.

А сколько людей в мире лишены элементарных вещей – они просыпаются утром, не зная, будет ли у них сегодня пища, чтобы поесть и накормить своих детей, они живут в палатках или под открытым небом, у них нет воды и света, они готовят пищу на костре, они мучаются от различных болезней, оплакивают погибших детей или родителей. От одной мысли об этом нам должно быть стыдно за наши жалобы на жизнь и капризы, лишние траты, (когда мы отказываемся от каких-то нелюбимых блюд, покупаем себе лишние вещи, тратим большие деньги на новые мобильные телефоны и другие гаджеты). Давайте в этот месяц особенно поблагодарим Аллаха за все Его дары и блага и будем просить Его облегчить жизнь несчастным, страдающим людям, особенно нашим братьям по вере.

Все вышесказанное, конечно, относится ко всем мусульманам, постящимся и непостящимся, но тем, кто не имеет возможности держать пост, следует обратить особое внимание на эти вещи, чтобы не упустить ничего из благ месяца Рамадан. Да поможет нам Аллах и сделает наш Рамадан благословенным! Амин.

Источник

Критерии освобождения от соблюдения поста

Аудио версия настоящей статьи:

Важно помнить, что жизнь и здоровье человека являются первостепенными:

«Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)!» [1] (см. Св. Коран, 2:195).

Всевышний не сделал для нас в религии ничего, что отягощало и усложняло бы жизнь. В Коране сказано:

«Он [Господь миров] не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см. Св. Коран, 22:78) [2].

У следующих категорий людей есть послабления в соблюдении поста.

1. Путники

«Пост продолжается считанные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это — наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (Св. Коран, 2:184).

Если человек выезжает из дома в другой населенный пункт или местность, расстояние до которых составляет более чем 90 км (примерно), то он считается «путником» (мусафир) и имеет право: объединить вторую молитву с третьей и четвертую — с пятой [3], сокращая четырехракяатные до двух; не соблюдать обязательный пост (ураза) с последующим обязательным восполнением пропущенных дней; не посещать пятничную проповедь; не совершать пятничную молитву и т. д. [4] Относительно возможности воспользоваться облегчениями в случае, когда отправившийся в путь изначально знает сроки своего возвращения, среди богословов существует несколько мнений. Теологи ханафитского мазхаба утверждают: «Человек с первого же дня перестает пользоваться облегчениями путника в том случае, если он прибыл к месту своего назначения и намеревается остановиться там на пятнадцать или более суток. Если путешественник (мусафир) собирается остаться на срок менее пятнадцати дней, то он пользуется всеми каноническими облегчениями» [5]. В качестве одного из аргументов они приводят слова Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара: «Если ты заходишь в город (селение), являясь путником (мусафиром), и имеешь намерение остаться там на пятнадцать дней, то ты должен совершать молитвы в полном объеме. Если же ты не знаешь о времени отбытия из данной местности, то [до тех пор, пока ты в состоянии неведения] читай молитвы в сокращенной форме» [6]. Шафиитские ученые считают, что «если путник собирается остановиться в каком-либо месте на четыре дня, то он совершает молитвы в полном объеме, а если менее четырех дней — сокращает их и пользуется облегчениями. День прибытия и день отбытия в счет не берутся» [7]. Отсутствие в Сунне Пророка четких указаний по данному вопросу привело к появлению среди богословов различных мнений, основанных не на прямых, а на косвенных аргументах из пророческого Предания.

Я из Карачаево-Черкесии, в Москве учусь на пограничника. Должен ли я держать пост? Являюсь ли я путником?

Это зависит от срока пребывания.

Мы с супругом часто на выходные уезжаем к родителям на дачу, которая находится более чем в 90 километрах от нашего дома. Являемся ли мы там мусафирами (путниками)? Эльмира.

В месяц Рамадан я уезжаю на пять дней на море. Могу ли я в эти дни не держать пост? На побережье Черного моря стоит жаркая погода, без воды просто невозможно. Даниель.

Можете, так как становитесь путником.

Вы пишете, что путником по ханафитскому мазхабу считается тот, кто уезжает из дома в другую местность, расстояние до которой более чем 90 км, и путешествует менее 15 дней, а по шафиитскому — тот, кто менее 4 дней. Но это касается молитвы-намаза, ее сокращения и объединения. А вот про пост не могу найти. У меня такая ситуация: я с тремя своими детьми уехала на Черное море (сами живем в Москве), естественно, это дальше, чем 90 км, мы здесь находимся уже 3 месяца и останемся еще на месяц! В общей сложности получается, что мы пробудем здесь 4 месяца. Сейчас Рамадан, я держу пост, но здесь на юге жара 40 градусов в тени, и я еле-еле выдерживаю до ифтара. Нет сил, чтобы выйти на улицу с детьми или прогуляться до моря, потому что очень жарко и хочется пить. Я уже, наверное, не являюсь путником, раз столько времени нахожусь здесь и знаю дату своего возвращения? Намазы я не сокращаю. Но я бы хотела облегчения в отношении поста. Держать пост в такую жару, когда у тебя еще трое маленьких детей, которым требуются внимание, прогулки, уход и т. д., невыносимо. Я хочу воспользоваться этим правом путника и перенести свой пост на осень, восполнив его уже в Москве, без этой изматывающей жары. Татьяна, 30 лет.

Да, находясь там столько времени, вы уже с первого дня не являетесь путником. Вы можете перенести соблюдение поста на время возвращения в Москву, но не по причине, что вы путник, а потому, например, что физически не в состоянии поститься.

2. Женщины в послеродовой период и во время регул

Женщины в эти периоды не соблюдают пост, в подтверждение чего имеются прямые аргументы в достоверной Сунне [8]. В последующем остается необходимость восполнить соответствующее количество пропущенных дней один к одному [9].

3. Беременные и кормящие матери

Касательно освобождения от соблюдения поста беременных и кормящих пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Господь освободил путника от соблюдения поста и от совершения половины [обязательной] молитвы [то есть четырехракяатные намазы сокращаются до двух]. Беременных же и кормящих Он освободил [только] от соблюдения поста» [10].

4. Больные физически

«Пост продолжается считанные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это — наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (Св. Коран, 2:184).

В данном вопросе все зависит от того, что скажет квалифицированный врач. Личный опыт больного, конечно же, также учитывается и принимается во внимание. Если человеку действительно противопоказано поститься, например по причине большой вероятности ухудшения физического состояния, здоровья, то он не постится. После выздоровления он восполнит пропущенные дни поста один к одному. В случае же когда заболевание стало хроническим и маловероятно, что человек сможет восполнить пропущенный пост, он выплачивает фидью-садаку: за каждый пропущенный день необходимо насытить одного обездоленного так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, сколько уходит в среднем на обед самого человека (а лучше — из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) [11].

Я болею хроническим гепатитом В, намереваюсь поститься. Мой лечащий врач не рекомендует этого делать, так как болезнь, хотя она и находится в «спящем» состоянии, может обостриться при голодании. Я нашел выход для себя в том, что намереваюсь поститься 3 дня в начале Рамадана, 3 дня в середине и 3 дня в конце. Уместно ли такое?

Лучше мало, чем ничего. Если это противопоказание растянется на всю жизнь, выплачивайте денежный эквивалент (фидья) за каждый пропущенный день поста.

У меня хроническое заболевание, я являюсь вирусоносителем гепатита С (больная печень). При таком заболевании врачи рекомендуют есть часто и понемногу, выпивать не менее 4 литров воды в день. Врач-инфекционист моей поликлиники не может дать мне вразумительный ответ по поводу соблюдения поста, поскольку относится с предубеждением к Исламу и его предписаниям. Если я соблюдаю пост более 12 часов, то у меня начинают дрожать руки и ноги, кружится голова. Как мне соблюдать пост и есть ли в Москве мусульманские медицинские учреждения, где можно получить грамотную консультацию? Альбина.

Найти хорошего специалиста для получения грамотной рекомендации не так просто, и в любом случае мнение врача субъективно. Вам самой решать, соблюдать пост или нет, смотрите по вашему самочувствию. В длинные летние дни можете поститься по мекканскому времени. В любом случае — если вам физически тяжело, то Всевышний не возлагает на душу больше ее возможностей (см. Св. Коран, 2:286), а потому восполните несоблюденный пост выплатой фидьи-садаки.

У меня диагноз — амнезия левого полушария. В 2009 году я стал держать пост, продержался 5 дней, после чего начались головокружения, практически терял сознание несколько раз. Как мне быть? Шариф.

Поститесь. Если будет невмоготу, тогда прервите пост, а пропущенные дни восполняйте в зимний период, когда дни коротки.

Моя жена в связи с тяжелыми болезнями сердца (после перенесенного инсульта и инфаркта) не может поститься, она постоянно живет на таблетках. Как ей быть с постом? Вы пишете, что можно выплатить деньгами. Как именно? К.

Выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто с наибольшей вероятностью больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста. Фидья-садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед вашей жены (а лучше — ее среднесуточные затраты на питание).

Больной сезонной аллергией (на пыльцу амброзии) обязан держать пост? Владимир.

Если может, тогда постится. Есть вероятность, что пост полностью излечит организм от аллергии, ведь человеческое тело во время поста (при умеренном питании без переедания) борется со всем злокачественным и вредным для него, т. к. высвобождается большое количество энергии, которая ранее тратилась на переваривание пищи в дневное время.

Моему мужу 36 лет. Вот уже второй год после того, как он постится в месяц Рамадан, у него сильно падает содержание железа в крови. Потом он сидит на лекарствах 2 месяца, чтобы привести железо в норму. Что делать ему в таком случае? Мадина.

Думаю, проблема может возникать и в течение года, и зависит не только от поста. Вам нужно изучить, какие продукты содержат железо, и ввести их в каждодневный рацион, в том числе и в месяц поста. В каких-то продуктах его может быть много, в каких-то мало. Также нехватку железа можно компенсировать пищевыми добавками. Здоровый образ жизни (каждодневная зарядка, прогулки на свежем воздухе, здоровый сон) и правильное питание (без переедания и без излишнего поглощения жирного и мучного) приведут в порядок тело вашего мужа через 6–8 месяцев. То есть снижение того или иного элемента в крови никак не должно препятствовать соблюдению поста, а должно быть стимулом к внесению им здоровых преобразований в свою жизнь.

У меня хронический гастродуоденит. Позавчера произошло обострение, соответственно пост я пока держать не могу, так как пью таблетки, чаи и кушаю выжимки из риса. Врачи говорят, что мне нельзя не есть, я должна питаться часто и понемногу, в среднем 4–6 раз в день каждые 2–3 часа. Можно ли перенести пост на зиму или обойтись денежной выплатой? Подскажите, как быть? Марина.

Я страдаю проблемами работы желудка. Не могу есть на ночь или перед сном, иначе чувствую сильные боли в желудке. Будет ли отказ от утреннего приема пищи грехом в моем случае? Алина.

Поступайте так, как вам удобнее и комфортнее, не усложняйте. Если возникнут серьезные проблемы со здоровьем, можете перенести пост на короткие зимние дни.

У моего мужа камень в почке. Врач сказал, что поститься нельзя, так как застой мочи приведет к увеличению размеров камня. Мужу прописал обильное питье. Муж работает, чувствует себя хорошо, считает необходимым держать пост, но в то же время сомневается, не ухудшит ли это его здоровье. Подскажите, пожалуйста, как ему поступить. Алия. Уважаемый Шамиль, мне 27 лет, у меня мочекаменная болезнь, при которой желательно пить много воды. Можно ли держать в таком случае пост? Бауржан.

Попробуйте. То количество воды, которое вы выпивали в дневное время, можете выпивать в ночное. Лучше больше пить до еды, немного — в процессе и не пить после, кроме как через час-два. Организм подскажет.

Я прохожу лечение, и в этом месяце в течение десяти дней мне следует принимать таблетки по 2 раза в день. Я делаю это в 10:00 и в 22:00, так как по рекомендации врача между приемом должны быть равные промежутки времени. Последний день приема выпадает на первый день поста. Я знаю, что прием лекарств нарушает пост, но и лечение бросить не могу. Можно ли мне в этот день не поститься и восполнить пост? Алия, 26 лет.

Вам придется не поститься (из-за приема таблеток, через пищевод попадающих в желудок). Восполните пропущенный день поста позднее.

Я на протяжении многих лет принимаю лекарства дважды в день (через каждые 12 часов). Я не могу держать пост в Рамадан летом (в этом году, например). Возможно ли восполнить его зимой, когда дни коротки, и это не будет в ущерб моему здоровью?

Можете восполнить зимой.

5. Больные психически

Люди, имеющие психические заболевания, полностью освобождены от выполнения религиозной практики. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не несут ответственности за свои поступки [то есть Господь не спросит с них] три категории людей: (1) психически больные (сумасшедшие), не управляющие своим рассудком, пока не выздоровеют, (2) спящие, пока не проснутся, и (3) дети, пока не достигнут половой зрелости» [12].

6. Пожилые и немощные

«Пост продолжается считанные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни] [13], должны накормить бедняка [14]. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это — наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (Св. Коран, 2:184).

Для этой категории людей пост, если они не в состоянии его соблюдать, заменяется фидьей-садакой.

7. Дети

Для несовершеннолетних детей (примерно до 15 лет) [15] по канонам Ислама пост в месяц Рамадан не обязателен. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не несут ответственности за свои поступки [то есть Господь не спросит с них] три категории людей: (1) спящие, пока не проснутся, (2) испытуемые [тяжелым заболеванием], пока не выздоровеют, и (3) дети, пока не вырастут» [16]. В другом достоверном хадисе сказано: «Не несут ответственности за свои поступки [то есть Господь не спросит с них] три категории людей: (1) психически больные (сумасшедшие), не управляющие своим рассудком, пока не выздоровеют, (2) спящие, пока не проснутся, и (3) дети, пока не достигнут половой зрелости» [17]. Однако если родители считают, что с воспитательной точки зрения приобщение к данной традиции будет полезно, то такое возможно. Ребенок может поститься один день, несколько дней или держать пост в некой облегченной форме, то есть по усмотрению родителей.

Мне 16 лет. Если я не буду держать пост, будет ли считаться это грехом? Shebnem, 16 лет.

Для несовершеннолетних детей (примерно до 15 лет) по канонам Ислама пост в месяц Рамадан не обязателен. Вам же следует держать пост. Несоблюдение — грех.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Не подвергайте себя преднамеренно и необоснованно опасности, цените жизнь и относитесь к этому дару Божьему с соответствующим вниманием. Не полагайтесь на дело случая, не позволяйте эмоциям, ведущим к неоправданному риску, брать верх над разумом. Будьте внимательны, но не мнительны.

[2] Также см.: Св. Коран, 5:6 и 33:38.

[3] Подробно об объединении в общем промежутке времени читайте в моем исследовании «Объединение молитв в затруднительных ситуациях» в книге «Мусульманское право 1–2» (с. 325–335) или на сайте umma.ru

[4] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 321.

[5] См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 1. С. 481.

[6] См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 80; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 1. С. 483.

[7] См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 488, 489.

[8] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 115, хадис № 304; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 253, хадис № 2318, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1722.

[9] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1718, 1722.

[10] См., например: Ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 252, хадис № 2315, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. C. 1377, хадис № 19256 (19047), «хасан сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 199; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1701.

[11] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

[12] Хадис от ‘Али и ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадис № 4463; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 481, хадис № 4401, «сахих».

[13]Именно так комментировали этот аят многие ученые-богословы, первым среди которых был известный толкователь Священного Корана, сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 229, 230; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 2. С. 129; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 160.

[14] См., например: Ан-Насаи А. Сунан. С. 253, хадис № 2317, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1701.

[15] Совершеннолетие по канонам Ислама наступает с половым созреванием, то есть примерно в 12–15 лет.

[16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 273, хадис № 4462, «сахих»; Абу Дауд С. С. 481, хадис № 4398, «сахих».

[17] Хадис от ‘Али и ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадис № 4463; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 481, хадис № 4401, «сахих».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *