если не набирается группа в вузе что делать
Права студентов
В России можно получить высшее образование бесплатно, но только один раз.
Сразу после школы в вузы поступает где-то 70% выпускников, остальные учатся в колледжах и техникумах или идут работать. Всего в вузах, по данным 2020 года, училось более 4 млн человек, причем почти половина — за счет бюджета. У всех этих студентов есть особые права, которые возникают именно во время учебы в вузе.
Студенты могут получать стипендию и жить в общежитии, не тратясь на жилье. Еще можно подрабатывать, а на оплате вуза сэкономить за счет вычета — самому или родителям. Если родится ребенок, можно уйти в декретный отпуск и получить пособие. При этом относиться к студентам должны уважительно, не отчислять за политические взгляды и не заставлять голосовать на выборах.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Собрали основные права студентов вузов. Пригодится тем, кто уже учится, и тем, кто скоро поступит. Сохраняйте себе карточки и таблицу со ссылками на законы, чтобы знать и защищать свои права.
Получать стипендию и матпомощь
Как это работает. Вузы платят студентам на бюджете деньги: обычную и социальную стипендию, а также матпомощь. Это дополнительная поддержка на время учебы.
минимальный размер социальной стипендии
Студенты, которые оказались в сложной ситуации или нуждаются в дополнительной поддержке, могут попросить у вуза материальную помощь — если, например, нужны деньги на лечение, студент женился или потерял близкого человека. Сколько и кому платить, вуз определяет сам.
Кроме того, вуз может учредить собственные стипендии: имени президента вуза, от ученого совета и т. д. Еще есть президентские, правительственные, именные стипендии, которые может получить студент: вот здесь мы собрали 10 основных. Получать их все — законное право студента, если он хорошо учится или нуждается в социальной поддержке.
Одновременно учиться и работать
Как это работает. Студенты могут совмещать учебу и работу. Если еще не исполнилось 18 лет, есть ограничения на время работы и сложность труда. С 16 до 18 лет работать можно только 4 часа в день, если одновременно студент учится. Вот что еще должен обеспечить работодатель, который берет на работу студента:
Часто студенты переводятся на заочное обучение, когда находят работу. Однако это не обязательное требование, работать можно и в свободное от учебы время.
Отказаться от бесплатных отработок
Как это работает. Студента нельзя принуждать к отработкам, если образовательной программой такое не предусмотрено. То есть проходить учебную практику студент обязан, так как это часть обучения. Но участвовать в отработках он может только по собственному желанию. Если студент не хочет подметать улицу, мыть полы или разбирать книги в библиотеке — имеет полное право этого не делать. Принудительный труд запрещен, в том числе и для студентов.
Работать в студотрядах и получать за это деньги
Как это работает. Студотряды не остались в советском прошлом, они существуют и в наше время. Их работу координирует всероссийская организация «Российские студенческие отряды». По ее данным, в студотрядах состоит 240 тысяч человек. Студенты могут летом участвовать в строительстве крупных объектов, работать вожатыми, проводниками, заниматься сельским хозяйством — и получать за это деньги: работа в студотряде должна оплачиваться.
Есть еще один бонус: эта работа может быть засчитана как прохождение учебной или производственной практики, если она соответствует профилю обучения. Это рекомендации Минобрнауки. Оно также советует вузам организовывать досрочную сдачу сессии для студентов, которым летом нужно работать в студотряде.
Взять кредит на обучение
Как это работает. Образовательный кредит — это особый вид кредита с господдержкой. По нему не нужно вносить обеспечение, действует пониженная ставка и есть льготный период для выплаты основного долга и части процентов. Пока студент учится, он платит минимум, а когда получает профессию и выходит работать, гасит основную часть кредита. Льготный период можно продлить, если студент уйдет в академический отпуск или в декрет.
Такой вид кредита прямо предусмотрен законом, но не получил распространения. Чаще банки выдают обычные потребительские кредиты, которые можно использовать для оплаты обучения. Если вам важно взять кредит на долгий срок и гасить основную часть после окончания вуза, уточняйте это при оформлении кредита. Не все, что называется «кредит на образование», предполагает господдержку и особые льготные условия.
Кредиты на образование с господдержкой выдает Сбербанк. В Тинькофф-банке можно взять потребительский кредит до 2 млн рублей без залога.
Получить налоговый вычет за обучение
Как это работает. Если учитесь на платной основе, часть расходов на обучение можно вернуть с помощью налогового вычета. Если есть работа и доход, можно вернуть свои собственные деньги, уплаченные в бюджет в виде НДФЛ. При возврате налога за себя форма обучения не имеет значения — подойдет и очная, и заочная.
Еще можно компенсировать часть расходов родителей, старших братьев и сестер, если обучение оплачивали они. Это работает, пока студенту не исполнится 24 года, и учиться он должен только на очной форме. За заочников вычет родственникам не дадут. Еще вычет нельзя заявить, если на обучение потратили маткапитал.
Вычет предоставляют в размере всей суммы расходов на это обучение, но не более:
Вернуть можно 13% от суммы расходов в пределах лимита — то есть максимум 22 100 Р в год. Это если за обучение платил и сам студент, и его родители или братья и сестры. Максимальная сумма вычета составит 170 000 Р в год. Если расходы больше, с остатка налог вернуть нельзя.
Жить в общежитии, если нет своего жилья
Как это работает. Места в общежитии вузы предоставляют студентам-очникам, у которых нет своего жилья рядом с вузом, и заочникам, когда те приезжают на сессию. Если у вуза помещений для проживания студентов в принципе нет, то и предоставить их он не сможет. Тогда жить в общежитии не получится. Если общежития есть, вуз не может вселить туда кого-то еще, кроме студентов, пока не всех обеспечили жильем. Если у студента есть право на социальную стипендию, общежитие ему должны предоставить в первую очередь.
Вузы сами решают, в каком порядке предоставляются места в общежитиях. Эти правила могут находиться в положении о студенческом общежитии вуза или ином документе с похожим названием. По общим правилам в одной комнате может жить не больше четырех человек, на каждого должно приходиться хотя бы 6 м² — это рекомендации госта.
Кого считать нуждающимся в общежитии, закон не говорит. Это может быть студент, который приехал из другого города. Или тот, что живет в том же самом городе, но в очень плохих условиях, например в аварийном доме. Окончательно решает вуз, а перепроверить можно в суде.
Не учиться на каникулах
Как это работает. У каждого человека есть право не только трудиться, но и отдыхать. Для этого у студентов есть каникулы. В общей сложности в учебном году каникулы должны занимать не меньше 7 недель, из них минимум 2 недели — зимой. Это время студенты могут использовать как захотят: можно ничего не делать, работать, повторять изученное, учить что-то новое, заботиться о пожилых родственниках, путешествовать.
Нельзя заставлять студентов работать и учиться во время каникул без их согласия. Домашние задания, зимние и летние школы во время каникул нарушают право студента на отдых и защиту от переутомления. Это повод для жалобы. Ее можно направить в Рособрнадзор или в прокуратуру.
Уйти в академический отпуск
Как это работает. Академический отпуск — это возможность взять перерыв в обучении. Студент не ходит на занятия, не выполняет задания, не сдает сессии, не получает стипендию. Однако он продолжает считаться студентом вуза, может жить в общежитии, если нуждается в нем. По окончании академического отпуска студент продолжает обучение на той же программе и на тех же условиях. Если он учился на бюджете, сможет и дальше учиться бесплатно, просто с другой группой.
ежемесячная компенсация от вуза студентам, которые ушли в академический отпуск по медицинским показаниям
Если учитесь на платном, то основанием для академического отпуска может стать невозможность оплачивать учебу из-за финансовых сложностей. Например, если кто-то в семье потерял работу или семья лишилась кормильца. Как это подтверждать, скажут в деканате.
Максимальный срок, на который можно взять академический отпуск, — 2 года. Выйти из него можно раньше времени, написав заявление ректору или иному ответственному работнику вуза.
Уйти в декретный отпуск и получать пособия
пособие по уходу за ребенком до полутора лет с 2021 года
Перевестись с платного обучения на бесплатное
Как это работает. Если сразу не удалось поступить на бюджет, перевестись можно во время учебы — если хорошо учиться и появятся свободные бюджетные места. Такие места вуз подсчитывает не меньше двух раз в год. Сколько таких мест есть в вузе, должно быть указано на его сайте. Обычно достаточно ввести в поисковой строке браузера название вуза и фразу «вакантные места».
Перевестись на бюджет может студент, у которого нет ни одной задолженности, дисциплинарных взысканий и долгов по оплате обучения. Он сможет подать заявление на перевод, если выполняется одно из двух условий:
Кого из студентов, подавших заявления, перевести на бюджет, решает комиссия, которую создает вуз. У вуза на сайте должно быть положение о переводе, где написано, когда подавать заявления и как все это проходит.
Перевестись с очного обучения на заочное и наоборот
Как это работает. В вузах есть разные формы обучения. На очной студенты ходят на лекции и семинары постоянно, а на заочной — только во время сессии. Есть еще очно-заочная форма, когда студенты ходят в вузы пореже, чем на очной форме, и в основном по вечерам.
Перевестись с одной формы обучения на другую можно, например, если появилась работа и днем ходить в вуз не получается. Порядок перевода определяют вузы — в положениях о переводе. Для начала нужно написать заявление. Дальше может понадобиться досдать какие-то дисциплины, потому что программы на разных формах обучения различаются.
Перевестись в другой вуз и зачесть оценки
Как это работает. Закон разрешает студенту поменять вуз, если изначально выбран не тот или нужно переехать в другой город. При этом можно не поступать в вуз заново, а перевестись на один из курсов — в зависимости от того, сколько предметов совпадает в старом и новом вузе. Студент-бюджетник может перевестись на бюджетное место, если срок его обучения увеличится не больше чем на год.
Перевестись можно только в том случае, если в выбранном вузе будут вакантные места. Эту информацию можно посмотреть на сайте. Если желающих будет много, а мест — мало, вуз может провести конкурс и отобрать только самых подготовленных.
Чтобы новый вуз при переводе зачел аналогичные дисциплины, в старом вузе нужно взять справку о периоде обучения. Там будут все нужные сведения. Если новый вуз будет готов принять студента, ему дадут справку о переводе. На ее основании он отчислится из старого вуза в связи с переводом. При этом важно, что право на отсрочку от армии и обучение на бюджете студент не теряет.
Учиться сразу в нескольких вузах
Как это работает. Учиться можно сразу в нескольких вузах, закон никак это не ограничивает. Но за счет бюджета высшее образование можно получить только один раз, поэтому второй вуз в любом случае будет платным. Чтобы все успевать, в одном вузе можно оформить индивидуальный план обучения или выбрать заочную форму.
Для поступления в новый вуз необязательно заново сдавать ЕГЭ: его результаты действуют 4 года. То есть если вы сдали ЕГЭ в 2019 году, поступать по этим результатам можно в 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023. При желании можно сдать экзамен заново, а потом выбрать, результаты какого года использовать.
Поехать на стажировку в иностранный вуз
Как это работает. Есть программы, по которым можно во время обучения в российском вузе съездить на стажировку за рубеж. Для этого вузы создают международные отделы и заключают договоры о студенческом обмене с зарубежными учебными заведениями. Если таких отделов нет, вуз можно выбрать самому, а на время обучения оформить академический отпуск. Можно найти бесплатную и даже оплачиваемую стажировку, зарубежные вузы и организации такое предлагают.
Стажировка — это не полноценное обучение, диплом бакалавра или магистра зарубежного вуза вы не получите. Зато появится новый опыт и новые связи, а изученные предметы могут зачесть в вашем российском вузе.
Закончить обучение экстерном
Как это работает. Вуз можно закончить быстрее, чем все остальные. Ускоренное обучение называют экстерном. Чтобы его оформить, нужно составить индивидуальный учебный план. Это возможно, если студент показывает выдающиеся способности и способен освоить образовательную программу за более короткий срок. Еще такой вариант подходит студентам, которые окончили колледж или техникум. Они поступают в вуз на общих основаниях, но потом могут выбрать ускоренное обучение.
В законе не сказано, что вузы должны переводить студентов на индивидуальный план по их заявлению. Порядок такого перевода определяется внутренними документами вуза. Называться такой документ может, например, так: «Положение об ускоренном обучении и обучении по индивидуальному учебному плану». В каждом вузе будут свои особенности ускоренного обучения — где-то возможностей больше, где-то меньше. Если решили перевестись, подавайте заявление в деканат.
Пересдать экзамены два раза
Как это работает. Если студент не сдал экзамен или зачет, он должен его пересдать. Официально это называется «ликвидировать академическую задолженность». Если этого не сделать, из вуза отчислят за неуспеваемость.
Брать за пересдачи деньги вуз не может. Обязывать студентов что-то оплатить или купить, чтобы их допустили к пересдаче, — тоже.
Восстановиться после отчисления
Как это работает. Если студент ушел из вуза по собственному желанию, он имеет право передумать, восстановиться и продолжить учебу. Для этого у него есть 5 лет. Восстановиться можно на тех же самых условиях — то есть продолжить учиться бесплатно, если уходил с бюджетного места и в вузе есть свободные места. Если мест нет, можно ждать следующего года или договориться с вузом и восстановиться на другую форму обучения, например на заочную.
Если вуз сам отчислил студента за неуспеваемость или дисциплинарные нарушения, возможность восстановления закон не гарантирует — это регулируют правила вуза. Вуз может установить ограничения на количество восстановлений, потребовать пройти предварительную аттестацию, то есть ответить на вопросы комиссии. Подробности нужно узнавать в вузе, в котором хотите восстановиться.
Бесплатно публиковать статьи в изданиях вуза
Как это работает. Вузы обязаны давать своим студентам возможность опубликовать их научные работы. Об этом праве полезно помнить студентам, которые занимаются наукой. Опубликованные статьи нужны для поступления в магистратуру, аспирантуру, защиты диссертации, подачи заявок на гранты, получения повышенной стипендии.
Многие журналы и сборники студенческих работ берут деньги за публикацию, и в сравнении с гарантированной стипендией в 1500 Р это может быть существенная статья расходов. Поэтому вузы обязаны обеспечить студентам возможность публиковаться бесплатно. Воспользоваться этим правом может любой студент, но только если статья качественная. Статьи с плагиатом или низкого уровня вуз публиковать не должен, даже если их написали его студенты. Требований к изданиям, где следует публиковать статьи, закон не содержит. Обычно это издаваемые вузом журналы или сборники студенческих конференций.
Не служить в армии, пока идет учеба
Как это работает. Студентам вузов, у которых есть государственная аккредитация, дают отсрочку от армии на время учебы. Она положена:
Отсрочка сохраняется во время академического отпуска, взятого на год, и при переводе в другой вуз с государственной аккредитацией. Если студент сам забрал документы из вуза, а потом восстановился, он тоже может сохранить отсрочку, но для этого нужно, чтобы общий срок обучения не увеличился. Это возможно, например, если отчислиться со специалитета, а восстановиться на следующий год на бакалавриат.
Это право касается всех студентов мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, потому что они обязаны служить в армии по призыву. Если студенту пришла повестка, а он хочет вместо службы в армии учиться в вузе, об этом нужно сообщить военкомату: там не проверяют списки студентов и не знают, у кого есть право на отсрочку. В вузе нужно будет взять справку для военкомата.
Жаловаться на преподавателей, которые оскорбляют студентов
Как это работает. Преподаватели должны быть вежливыми, обращаться к студентам уважительно и ни в коем случае их не оскорблять. Если же с преподавателем не повезло, свои права можно и нужно защищать.
Обжаловать устав и другие документы вуза
Как это работает. Многие вопросы относительно порядка учебы вуз регулирует сам — в уставе, внутренних положениях и других документах. Однако эти документы не должны противоречить законодательству об образовании. Если считаете, что какие-то нормы вуза явно нарушают ваши права, эти нормы можно обжаловать. Чаще всего обжалуют не уставы, а индивидуальные акты — приказы об отчислении.
Обращаться можно напрямую в районный суд. Жалобу можно подать онлайн, используя учетную запись на госуслугах.
Вот пример: у студента не было задолженностей, но были пропуски лекционных занятий. За это вуз его отчислил. Студент не согласился и обратился в суд. Суд обязал вуз восстановить студента: пропуск лекций не означает невыполнения учебного плана, если все зачеты и экзамены сданы.
Иметь любые политические и религиозные взгляды
Как это работает. Вузы не могут ограничивать свободу студентов исповедовать выбранную ими религию или отказываться участвовать в религиозных обрядах, не могут запретить им свободно выражать свои взгляды и убеждения, в том числе политические.
Закон прямо запрещает принуждать студентов вступать в общественные объединения, в том числе в политические партии. Недопустимо заставлять студентов участвовать в политических акциях и агитационных мероприятиях под угрозой отчисления или каких-то других проблем. Если принуждают — есть право отказаться и сослаться на закон.
«Шла на работу и поняла, что больше не могу»: как сменить профессию после окончания вуза
Фармацевт, филолог, таможенник и другие читатели Т—Ж о том, как переосмыслили себя
Иногда высшее образование помогает найти работу, завязать полезные знакомства и получить необходимые навыки. Но так бывает не всегда, и переводчики, историки, менеджеры и филологи после выпускного находят себя совершенно в других сферах. Мы поговорили с читателями, которые не захотели работать по специальности, и узнали, как им удалось найти работу без соответствующего диплома.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Мои родители оба окончили филфак: мама — отечественное направление, отец — зарубежное, и я решила пойти по их стопам. Училась в родном городе, в том же вузе, что и они. С иностранными языками было туго, и я выбрала отечественную филологию.
На филфаке ты либо лингвист, либо литературовед, но мне было сложно определиться. Сначала пошла на кафедру русской литературы: думала, что если мне нравится больше читать, чем запоминать правила, то я литературовед. В какой-то момент поняла, что дипломная работа не идет и я не хочу заниматься анализом литературных произведений. Хотелось написать собственное исследование, и спустя полгода перешла на кафедру русского языка.
В какой-то момент я начала помогать студенческому журналу, и в университете узнали про мои способности к рисованию и дизайну. Куратор курса порекомендовал меня арт-директором в местную кофейню. Так я впервые открыла Adobe Illustrator на своем старом ноутбуке и поняла, что меня увлекает процесс создания промоматериалов. Стало интересно, как вообще работает дизайн, как в нем сочетаются коммерция и искусство, какие технические инструменты для этого можно использовать. Начала смотреть бесплатные курсы, читать книги, собрала портфолио из работ, которые делала для кофейни.
Первый заказ получила на бирже фриланса. Потом пошли подработки от знакомых. Совсем недавно устроилась дизайнером в крупную ИТ-компанию. Изучаю веб и мобильный дизайн и хочу попасть в команду разработчиков мобильных приложений.
Филфак вспоминаю с теплотой: со мной учились очень образованные и культурные люди, мне всегда было что обсудить с однокурсниками. К тому же я всегда могу завязать разговор, рассказав какие-нибудь интересные факты о популярных литературных произведениях, или назвать слово с тремя «е» подряд.
Никакого самостоятельного решения в 16 лет я не принимала. Будущий университет выбирали на семейном совете: помню, папа принес справочник «Вузы России», и я его очень лениво пролистала. Родители так и не получили ответа на философский вопрос «кем ты хочешь стать», и было решено отправить меня по папиным стопам. Так я оказалась на юридическом в Таможенной академии.
Сложно оценить, насколько качественным было мое образование. Общую часть уголовного права я могу воспроизвести полностью и даже в стихах, но содержание многих предметов, указанных в дипломе, полностью стерлось из моей головы.
Родители выбирают для своих детей государственную службу в убеждении, что их ждет стабильность и высокая пенсия. Еще маме нравилось, как на мне сидит форма. В студенчестве мы много мечтали с одногруппниками, как будем в обнимку с законом защищать границы России. В реальности мы получили рутинную работу, половину которой может выполнить даже калькулятор.
Однажды, после трех невыносимых лет на таможенной службе, я шла на работу и поняла, что больше не могу там находиться.
В то же утро написала заявление.
До этого я уже год готовилась поступать в вуз в Чехии, изучала язык, забронировала жилье и место на языковых курсах в чешском вузе. Оставалось только получить визу, но мне дважды в ней отказали. Третий раз подавать документы было поздно, деньги за жилье и курсы в Чехии вернуть не удалось.
Я устроилась работать в кофейню бариста. Дело было в маленьком городе, и уже на следующий день вся таможня начала ходить ко мне в кофейню, смотреть, как я свалилась с высоты государственной службы в бездну сферы обслуживания. А мне не было стыдно, меня окружал запах вкусного кофе, булочек с корицей и милые веселые коллеги.
Потом я переехала в Санкт-Петербург и устроилась таможенным представителем, хотя зареклась работать в ВЭД. В 2014 году мою судьбу решил Крым. В основном я занималась ввозом мяса и молочных продуктов из США и Европы, поэтому контрсанкции оставили меня без работы.
И тут юридическое образование мне действительно помогло. Я стала репетитором и по сей день помогаю выпускникам школ сдавать экзамены по истории и обществознанию. О времени, проведенном в вузе, вообще ни на минуту не жалею, до сих пор поддерживаю очень близкие отношения с одногруппниками. Главное из того, что дало мне высшее, — умение учиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность.
Со средней школы воспринимала образование как необходимость, поэтому варианта не идти в вуз не было. Выбрала Волгоградский государственный медицинский университет, специальность «провизор». Повлияло мнение мамы: она убедила остаться в родном городе и получить медицинское образование.
Преподавали хорошо и интересно, но общаться с руководством было крайне тяжело. Тем не менее больше всего запомнились потрясающие преподаватели, которые были адекватны, активны и заинтересованы в наших знаниях.
Я начала работать еще на четвертом курсе, в аптеке. Сначала в качестве фасовщика, затем перешла на должность провизора. Параллельно в университете пошла в научный кружок по биоинформатике и познакомилась с языком программирования Python. Начала изучать его при помощи разных курсов, и это показалось мне действительно интересным. Так я решила, что хочу работать на стыке программирования и медицины, уволилась из аптеки и нашла искать работу программистом-аналитиком.
Если кому-то говорю, что работаю программистом, все спрашивают:
Для учебы я выбрала Тольяттинский государственный университет, специальность «техносферная безопасность» — охрана труда. Ожидала, что это настолько востребованная профессия, что каждый работодатель жаждет найти хорошего специалиста и улучшать условия труда для своих подчиненных. В реальности, конечно, все оказалось иначе.
Программа была ориентирована на теоретические знания, которые быстро забывались без практики. В итоге на работе пришлось обучаться с нуля. Чему я действительно научилась — так это умению договариваться с любым человеком и в любой ситуации.
Найти работу помог вуз: на четвертом курсе предложили вакансию специалиста по охране труда в Тольяттинском политехническом колледже. На навыки никто не смотрел, всему обучали в процессе работы. Но зарплата была крайне низкой, а постоянная ответственность за все вокруг давила. Работодатель не позволял закупать необходимые средства индивидуальной защиты, а при попытках объяснить важность инструктажей сотрудники закатывали глаза. Оказалось, что единственный человек в компании, которому действительно важна охрана труда, — это я сама.
Сменить сферу решила после того, как поняла, что тружусь за минимальный прожиточный минимум и достойной зарплаты нужно ждать еще шесть лет. В итоге я ушла в колцентр и не жалею. Сразу вырос доход, а через два года получила руководящую должность. При этом ответственность не такая глобальная: я отвечаю за то, что действительно в силах сделать.
В моей семье у всех было высшее, так что выбора, поступать или не поступать в университет, не стояло. А вот выбор специальности зависел от меня. Я не испытывала интереса к точным наукам и не отличалась прилежностью или вниманием. Но очень нравилась идея стать полиглотом и знать много языков. Английским и немецким на момент поступления я владела уже на сносном уровне, поэтому решила поступить на востоковедение и заняться китайским.
Выбрала университет по следующим критериям: китайский язык как первый иностранный и возможность поехать на стажировку за границу. Под эти требования подходил только факультет востоковедения Московского городского педагогического университета. На бюджет я не прошла, но, к счастью, родители оплатили учебу, и желание ребенка было исполнено.
Учиться было весело. На первом курсе мы чувствовали себя актерами: смешно выдавливали из себя правильные интонации и как первоклассники выводили в клеточках иероглифы — черта к черте. Но единственный ценный навык, который я приобрела за пять лет учебы, — отличный разговорный китайский. Предметы вроде литературы, экономики и педагогики забывались через десять минут после зачета и особенно не пригодились.
Очень скоро поняла, что, скорее всего, даже если и стану педагогом, то точно не в школе. Еще свежи были воспоминания о жестоких одноклассниках и замученных раздраженных лицах учителей. На четвертом курсе я начала активно работать по специальности: репетиторство, письменные и устные переводы, сопровождение на выставках. Хотелось как можно скорее закончить учебу и творить.
После окончания вуза я какое-то время не работала, занималась общественным проектом в своем родном городе. Резюме на должность переводчика висело на «Хедхантере». Скоро меня пригласили на должность специалиста в отдел продаж спецоборудования на одно из местных предприятий. Я общалась с поставщиками на английском и китайском, согласовывала заказы и поставки. Уже потом узнала, что то, чем я занимаюсь, называется внешнеэкономическая деятельность, или сокращенно ВЭД, — сфера, связанная с экспортом и импортом товаров и услуг. В течение пяти лет я проработала специалистом по ВЭД в разных компаниях.
Постепенно тяга к общению с иностранцами стала угасать, таможенные процедуры вызывали слишком много тревоги, а технический перевод во время пусконаладочных работ ужасно утомлял. Тогда я решила заняться фронтенд-разработкой. Прошла обучение в одном известном офлайн-сообществе и сейчас ищу первую работу. О полученном лингвистическом образовании не жалею. На момент моего выпуска изучение китайского только набирало популярность, и мои навыки были в диковинку. Помимо заработка, мне просто было приятно осознавать, что я знаю то, чего многие не знают. Как минимум китайский — всегда удачная тема для разговора.
Образование. Рассказываем, как научиться новому, выбрать школу, вуз, курсы или стажировку