Если не подписать постановление о карантине что будет
В период неблагополучия по коронавирусной инфекции многие граждане задают вопрос о последствиях нарушения выданных Роспотребнадзором постановлений о карантине. Разъясняем.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил.
В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на основании статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 года № 3 имеют право требовать и давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинского наблюдения, медицинского обследования, изоляции и (или) госпитализации, а также о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 775 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
В последнее время все больше новостей о применении административных санкций за нарушение самоизоляции в Москве. Главное контрольное управление Москвы на днях отчиталось о 35 тысячах таких штрафов, выписанных с помощью «камер фотовидеофиксации и приложения «Социальный мониторинг». Множатся и жалобы на неудобство этого приложения и безосновательные штрафы.
О возможных противоречиях «Социального мониторинга» законодательству о персональных данных уже не раз говорили. Я хочу еще раз обратить внимание на один аспект этой проблемы.
Особенность приложения заключается в том, что оно в случайное время присылает пуш-уведомления с требованием сделать селфи и загрузить его в приложение. Это делается для того, чтобы «у пользователя не было возможности оставить смартфон дома и выйти на улицу без него». С точки зрения федерального закона «О персональных данных», речь идёт об обработке биометрических персональных данных (сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность). Как мы увидим далее, московские власти вполне осознают, что приложение обрабатывает биометрию.
Проблема заключается в том, что обработка биометрических персональных данных допускается лишь в строго ограниченных случаях (статья 11 закона о персональных данных), и защиты населения от чрезвычайных ситуаций среди них нет. Получается, что указ Мэра Москвы, которым установлена безусловная обязанность применять обрабатывающее биометрию приложение, в этом вопросе нарушает федеральный закон.
По-видимому, создатели «Социального мониторинга» эту проблему понимают и пытаются представить дело так, что пользователь добровольно соглашается на обработку своих изображений. Как говорится на сайте мэрии, пациенты «лично подписывают согласие о получении медицинской помощи на дому и соблюдении режима изоляции, в котором обязуются обеспечить регистрацию в приложении «Социальный мониторинг» и его дальнейшее использование». Далее утверждается, что «подписание согласия — обязательное условие для прохождения лечения на дому. Пациента, не подписавшего этот документ, госпитализируют в медицинское учреждение».
Действительно, в установленную Департаментом здравоохранения Москвы форму «добровольного согласия на лечение (продолжение лечения)» на дому для больных COVID-19 и внебольничной пневмонией «предположительно коронавирусной этиологии» включено согласие на обработку персональных данных пациента, в том числе и в информационной системе «Социальный мониторинг» (приложение 3 к приказу ДЗМ Москвы от 8 апреля 2020 г. N 373). Согласие дается Департаменту информационных технологий города Москвы и ГКУ «Мосгортелеком» и охватывает обработку биометрических персональных данных (цифровое фотографическое изображение лица). Вопреки заголовку, подписание этого документа отнюдь не предполагается добровольным: руководителям медицинских организаций предписано обеспечить его подписание пациентом при его выписке (подпункты 4.1 приказа № 373). Обязательное получение «добровольного согласия» предусмотрено и в алгоритме действий врача при выписке пациента (приложение 2 к приказу № 373).
Аналогичное согласие, судя по этой публикации, включено и в форму постановления государственного санитарного врача об изоляции лица с подозрением на новую коронавирусную инфекцию.
Примечательно при этом, что вопреки пункту 12.5 указа 12-УМ в форме согласия на домашнее лечение для больных пневмоний или ОРВИ без подозрений на коронавирус (приложение № 4 к приказу № 373) об обработке персональных данных ни слова.
При загрузке приложения пользователь должен еще раз подтвердить, что согласился «на соблюдение условий режима самоизоляции».
Можно ли считать такое согласие на обработку персональных данных добровольным? Авторы этой юридической конструкции из мэрии, по-видимому, считают, что да: «Подписание согласия — обязательное условие для прохождения лечения на дому. Пациента, не подписавшего этот документ, госпитализируют в медицинское учреждение». Правда, основания для этого категорического вывода не ясны. В алгоритме действий врача при выписке пациента согласно приказу № 373 никаких последствий отказа пациента подписать этот документ (как и от дать себя сфотографировать) не предусмотрено. Среди оснований для направления в обсерватор (пункт 4 приложения 1 к приказу № 373) несогласия на заточение в цифоровом «паноптикуме» нет. Получается, что пациент может свободно вернуться домой?
Не исключено, что в этой нештатной ситуации об отказе пациента от «добровольного согласия» сообщат в Роспотребнадзор, который вправе издать постановление о его госпитализации для обследования (но не для лечения!) или о его изоляции. Это полномочие закреплено за главными государственными санитарными врачами и их заместителями в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Впрочем, есть мнение, что из-за отсутствия порядка госпитализации по такому постановлению она возможна лишь по решению суда.
В моем понимании, никакой добровольности в согласии на обработку биометрии через «Социальный мониторинг» нет: указ мэра 12-УМ, который служит единственным основанием для применения этого приложения, не оставляет заболевшим выбора, и заголовок бумаги, которую им дают на подпись, принудительный характер его применения никак не меняет.
На мой взгляд, есть все основания для оспаривания пункта указа о «Социальном мониторинге» как противоречащего статье 11 закона о персональных данных.
Для человека, который столкнулся с опасной для жизни болезнью – защита своих прав вряд ли будет важнее успешного лечения (а выбор, лечиться ли дома или в «обсерваторе» наподобие огромного зала с клетками на фото выше, кажется, очевиден). Тем не менее, и домашнее лечение в «цифровом ошейнике» оказывается психологически мучительным и разорительным из-за штрафов.
Как мне удалось избежать незаконного штрафа после установки приложения «Социальный мониторинг»
Начну с того, что я бухгалтер. Эта профессия накладывает определённый отпечаток на характер и привычки. Ты становишься дотошным, изучаешь законодательство, так как сталкиваешься с многочисленными проверками и должен убедить проверяющих, что ты прав, что твои действия не нанесли ущерба ни предприятию, ни бюджету. Ты всю жизнь учишься отстаивать свои интересы, стараясь при этом быть законопослушным гражданином. Именно эти качества помогли мне избежать неоправданные штрафы.
Как только началась пандемия, мы съехали на дачу, во избежание лишних контактов. Но мою врождённую тягу к путешествиям не может остановить ничто. Даже пандемия. Поэтому вопрос, вакцинироваться или нет, перед нами даже не стоял. Только вакцинация открывает перед нами мир. Мы ездили по стране, выбрались в Европу, а далее изоляция, карантин на даче.
И вот задумано новое путешествие за рубеж. С экранов телевизора вещают, что прививка действует полгода, далее пройдите ревакцинацию. У нас впереди новая поездка, мы законопослушны, поэтому нужно ревакцинироваться, защитить себя.
Карантин
Через восемь месяцев после прививки Спутник, мы ревакцинируемся Спутником Лайт. Записались на ревакцинацию на 22 октября. Пришлось приехать в Москву на пару часов, а потом вновь на дачу. Вновь изоляция, вновь только телефонное общение. 29 октября я почувствовала недомогание. Списала на пониженное давление. Далее недомогание почувствовал супруг. Ничего страшного, слабость, но он решил показаться врачу. Первого ноября поехали в клинику. Мне было даже стыдно: ни температуры, ни кашля, и я отвлекаю врачей от тех, кто действительно болен. Взяли ПЦР тест, нам дали какие-то советы. Я их даже не воспринимала, я же здоровый человек! Слабость это ерунда, пройдет. А второго числа пришла смс: тест положительный, у нас обоих.
Как я установила приложение «Социальный мониторинг»
7 ноября пришло смс о необходимости установления на телефон приложения «Социальный мониторинг». Честно говоря, увидела это смс только 8 ноября, когда получила повторное сообщение. Я законопослушна, сразу же устанавливаю. Внутренне переживаю, что не увидела первую смс. Залезаю в интернет, чтобы понять, что это за программа и, оказывается, это программа слежения — в случае нарушения карантина на меня будут налагаться штрафы. Размер за каждое нарушение 4000 рублей.
Программа у меня загружалась несколько дней. 9 ноября позвонила девочка, не представилась и начала со мной разговор в требовательном тоне: «Вы обязаны установить программу, вы подписаны на установку программы». Стоп, стоп, стоп! Я спрашиваю: «Почему вы смеете разговаривать с больным человеком в таком тоне?» Слышу потрясающий ответ: «Я разговариваю с вами по инструкции». Сбить спесь умудрённой жизнью женщине с девочки-грубиянки не составляет труда. На логичный вопрос, почему программа не грузится, несмотря на то, что я её установила, установить можно только после получения цифрового кода, девочка не может дать вразумительного ответа.
Поэтому я, перехватив инициативу, начинаю задавать интересующие меня вопросы: «Где я ставила свою подпись?» Оказывается, что врач дезинформирует, когда предлагает поставить подпись за полученные лекарства. Мы подписываемся за то, что установим программу и будем соблюдать карантин. Ещё раз напоминаю, я бухгалтер, а следовательно прекрасно осведомлена, что любое соглашение составляется в двух экземплярах. Одно из них должно было бы быть выдано мне. А теперь я, оказывается, даже не в курсе того, под чем подписалась, так как находилась в шоковом состоянии. Более того, мне было чётко озвучено, что я ставлю подпись за полученные лекарства. Документ составлен в одном экземпляре и копии у меня нет. Итак, обман!
Сам факт того, что тебя обманули, вызывает недоверие и отторжение. Плюс «разговор по инструкции» тоже не добавляет положительных эмоций, но я законопослушный человек. Я не хочу никаких конфликтов и когда наконец-то приложение загрузилось, я фотографирую себя, отправляю свою геопозицию и ни под каким видом не собираюсь нарушать карантин.
Что пошло не так
Первая проблема возникает 11 ноября. Меня перестают опознавать. Моё фото не проходит идентификацию. Я фотографируюсь в течение часа, отправляю фото, а программа пишет, что фотография не прошла проверку.Я начинаю нервничать, если бы я нарушила режим и получила штраф, это было бы ожидаемо. Но я дома, я делаю всё что мне предписано. Но фотография не прошла проверку. Звоню по всем указанным телефонам, везде боты, дозвониться невозможно. И тут вижу, что мне приходят смс о том, что «Ваша фотография пр…» Но программа продолжает выдавать, что фотография не прошла проверку. Фотографирую данные сообщения и пишу письмо в Социальный мониторинг, прикладывая к нему фото.
Мое обращение регистрируют и 13 ноября приходит ответ: «В указанную дату фотографии, отправленные на запрос идентификации, временно могли проходить проверку дольше, чем обычно. Просим Вас не волноваться, проверка всех фотографий, отправленных на запрос идентификации, будет осуществлена». 15 ноября новый сбой в работе программы. Идет расхождение между идентификацией, которую запрашивает программа, и смс-оповещением. Программа запросила идентификацию в 11.15, идентификация пройдена в 11.16, смс-оповещение пришло в 12.10. Программа идентификацию не запрашивает.
Так как данные нестыковки позволяют выставлять штрафы, вновь направляю письмо в социальный мониторинг с требованием наладить программу. Ответ: «Смс с запросом идентификации и получением кода регистрации временно могут приходить с небольшой задержкой. При ответе на запрос идентификации рекомендуем ориентироваться на время поступления пуш-уведомления».
Но я же дотошная, изучила, что нужно сделать для того, чтобы вовремя идентифицироваться в программе — данный вопрос прописан в пункте «Отвечаем на вопросы», уведомления на запросы идентификации приходят тихо/беззвучно. Чётко сказано, что громкость смс можно настроить в меню «Настройки», что мною и сделано. Но нигде не сказано, как настроить громкость пуш-уведомления. Данный запрос вновь отправляю в службу социального мониторинга.
Итоги
Ответ службы соцмониторинга: «Воспроизведение звукового сигнала, а также его громкость зависят исключительно от выставленных настроек вашего смартфона. Если вы не слышите звук уведомлений, мы рекомендуем перейти в настройки звука вашего устройства и проверить выключены ли режимы Без звука и Не беспокоить. Понимаю, что это отписка и не реагирую. Как оказалось, правильно. Больше служба социального мониторинга меня не побеспокоила ни разу, идентификация не запрашивалась. 24 ноября мы посетили врача и нам присвоили статус переболевшего.
Болезнь перенесли очень легко, уверена, что это произошло благодаря своевременной вакцинации. Очень надеюсь, что мой опыт пригодится кому-нибудь для избежания неоправданных штрафов.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Обязанность установки приложения «Социальный мониторинг»
Губин Виталий
В последнее время по ситуации с COVID-19 возникает множество вопросов. Ранее мы разобрали вопросы Обязан ли гражданин сдавать тест на коронавирус и о Принудительной вакцинации работников. Теперь же встал вопрос: обязан ли гражданин устанавливать мобильное приложение «Социальный мониторинг»?
Необходимо оговориться, что речь о применении такой меры по борьбе с коронавирусом как установка приложения «Социальный мониторинг» пойдет только в отношении г. Москвы.
Итак, обязан ли гражданин, проживающий в г. Москве установить мобильное приложение «Социальный мониторинг»? Да, обязан, поскольку обязанность установки данного программного приложения установлена Указом мэра г. Москвы № 51-УМ от 28.04.2020 г., согласно п. 12.4 которого:
Обязать Граждан с наличием новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и совместно проживающих с ними лиц в целях контроля за соблюдением режима самоизоляции (изоляции) на дому по назначению медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы или в соответствии с постановлениями санитарных врачей применять технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения (“Социальный мониторинг”), в порядке, установленном Департаментом информационных технологий города Москвы.
При невыполнении этой обязанности для гражданина наступает административная ответственность, которая предусмотрена ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП РФ города Москвы:
Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей.
Однако следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
То есть речь идет о противоправном виновном действии или бездействии гражданина.
Соответственно, такая ответственность наступит, если гражданин имеет в своем личном пользовании технические устройства (смартфон, айфон и пр.) позволяющие установку программного обеспечения «Социальный мониторинг» и это техническое устройство имеет фронтальную фотокамеру, выход в интернет и возможность приема SMS-сообщений, а также если гражданин осведомлен о том, где скачать это мобильное приложение.
Если же такие условия отсутствуют, то к административной ответственности гражданин привлечен быть не может. Относительно осведомленности о том, где скачать мобильное приложение «Социальный мониторинг» – это обязанность административного органа, т.е. того лица, который установил обсуждаемую обязанность либо должностных лиц, на которых данная обязанность возложена.
Применение программного обеспечения «Социальный мониторинг» влечет за собою использование персональных данных гражданина. В этом случае должностные лица, обеспечивающие выполнение Указа мэра г. Москвы № 51-УМ от 28.04.2020 г, обязаны получить от гражданина Согласие на обработку его персональных данных, в котором также должно быть указано о применении программного обеспечения, с помощью которого будет осуществляться такая обработка данных.
Если у гражданина отсутствует возможность использования программного обеспечения, то об этом необходимо прямо указать в предлагаемом к подписи Согласии на обработку персональных данных, к примеру одна или несколько причин:
Указание в Согласии на обработку персональных данных причин, по которым гражданин не имеет возможности использования программного обеспеченья, позволит избежать административной ответственности в будущем. А при их отсутствии доказать невиновность в совершении административного правонарушения будет весьма затруднительно.
Вместе с тем, Правительством г. Москвы в целях реализации мер, предусмотренных указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» предусмотрена возможность передачи гражданам как технического устройства, так и SIM-карты с памяткой об использовании приложения «Социальный мониторинг». Данная возможность предусмотрена п. 2.3.2 Распоряжением Департамента информационных технологий г. Москвы от 29 апреля 2020 г. № 64-16-186/20:
При отсутствии у гражданина технического устройства или отсутствии возможности установить на нем мобильное приложение «Социальный мониторинг» гражданину на период его изоляции может быть предоставлено техническое устройство для использования мобильного приложения «Социальный мониторинг», а также SIM-карта, с памяткой о правилах использования технического устройства, заполняемой гражданином. При бесконтактной передаче обеспечивается фотографирование факта передачи технического устройства и его комплектующих гражданину, фотографирование коробки технического устройства с нанесенным на нее международным идентификатором мобильного оборудования (IMEI). Указанные фотографии подтверждают факт получения гражданином во временное пользование технического устройства и SIM-карты.
Если при наличии условий, позволяющих использовать программное обеспеченье «Социальный мониторинг», гражданин все же игнорирует данную обязанность, то такой гражданин может быть принудительно помещен в стационар в силу следующего.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) входит в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715.
Согласно же ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом, принудительная госпитализация возможна только на основании решения суда.
В следующей статье мы более подробно рассмотрим правомерность наложения административных штрафов по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП РФ города Москвы и порядок обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности. Следите за обновлениями.
Новые штрафы и сроки из-за коронавируса: кого и за что могут наказать
С апреля 2020 года появились новые виды ответственности, которые могут привести к потере денег и свободы из-за коронавируса. Теперь могут оштрафовать даже за выход из дома, а за репост слухов из интернета — отправить на исправительные работы или посадить.
Вот что изменилось в административном и уголовном кодексе из-за коронавируса. Все эти нормы уже работают.
Штрафы за нарушение санитарных правил
Новые нарушения и штрафы в статье 6.3 КоАП РФ
Состав
Для граждан
Для должностных лиц
Для ИП
Для юрлиц
Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина
15 000—40 000 Р
50 000—150 000 Р
50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
Невыполнение требований санэпиднадзора
15 000—40 000 Р
50 000—150 000 Р
50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
То же самое, если из-за нарушения кто-то заболел или умер, но под УК это не попадает
150 000—300 000 Р
300 000—500 000 Р или дисквалификация на 1—3 года
500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
То есть одно и то же нарушение в обычной ситуации обойдется в 500 Р гражданину или в 10 тысяч фирме, а из-за коронавируса штрафы автоматически вырастают в десятки раз.
Ограничительные мероприятия — это особый режим работы магазинов, кафе и предприятий, ограничения на передвижение по городу, поездки в транспорте. То есть под эту статью однозначно попадут те, кто обязан соблюдать карантин, даже если они здоровы. Например, если семья вернулась из Таиланда, все должны сидеть дома и не ходить даже за продуктами: постановление об этом выдадут в аэропорту. Наличие симптомов не имеет значения.
Юристы спорят, можно ли штрафовать за нарушения при режиме повышенной готовности. И законно ли ограничение свободы передвижения, если нет режима ЧС и не было постановления Роспотребнадзора о персональном карантине. Спорить на этот счет можно сколько угодно, но штрафы уже выписывают.
Получить штраф можно даже за несоблюдение дистанции: это правило установлено главным санитарным врачом для всех регионов. Такие случаи тоже уже есть. Хотя есть и случаи отмены штрафов из-за неправильной квалификации нарушения.
Если собираетесь вынести мусор, погулять с собакой или совершить утреннюю пробежку в безлюдном парке, имейте в виду, что теперь это может стоить очень дорого. Даже если у нарушения не было вообще никаких последствий: никто не заразился и не умер. И если нарушитель не знал о таком штрафе, его тоже запросто могут наказать. Незнание теоретически поможет избежать уголовной ответственности, но не избавит от административной.
Штраф за несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности
Режим повышенной готовности — это когда есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, но ее еще не объявили. Зато уже как бы готовятся, поэтому вводят ограничения. Например, их может ввести мэр Москвы своим указом — что он и сделал.
Если установлены правила поведения при режиме повышенной готовности, за их нарушение можно получить штраф по статье 20.6.1 КоАП РФ.
Если во время прогулки вы и не попадаете под статью 6.3 КоАП РФ, то запросто попадете под статью 20.6.1. Штрафы по ней меньше, но тоже немаленькие.
За что и на сколько штрафуют по статье 20.6.1 КоАП РФ
Запреты при режиме повышенной готовности могут быть разными в зависимости от региона. В Москве и Московской области нельзя гулять с собакой дальше 100 метров от дома, в магазинах должна быть разметка для соблюдения дистанции между людьми, не могут работать кафе, салоны красоты и пункты приема металлолома, а работодателям запрещено допускать к работе сотрудников с температурой.
За любое такое нарушение, даже без умысла или по неосторожности, можно получить штраф. Состав — формальный, то есть достаточно факта, а последствия не важны.
В Москве составлять протоколы при нарушениях по статье 20.6.1 могут разные ведомства — например департамент торговли и услуг, инспекция по контролю за недвижимостью, административно-техническая и дорожная инспекция. Решение о сумме штрафа принимает суд.
Чтобы не было споров насчет законности штрафов за нарушение режима повышенной готовности в регионах, Москва и область ввели еще и свои штрафы — по 4—5 тысяч рублей. И активно их используют, несмотря на споры юристов.
Берегите здоровье и кошелек
Пока юристы продолжают спорить, а адвокаты раздают советы насчет незаконности ограничений и неправильной квалификации нарушений, помните о своей безопасности и беспокойтесь о личном бюджете.
Сейчас модно найти побольше противоречий в нормативных документах, доказать незаконность какого-то указа или превышение полномочий. Незнакомый юрист пишет где-то в телеграм-канале, адвокат возмущается в личном блоге на Ютубе. А постановление вручают конкретному человеку, у которого может не быть ни сил, ни времени, ни возможности для оспаривания штрафа. Да и юристы часто бывают неправы — или их мнение ничего не значит.
На 15 апреля в России почти 25 тысяч заболевших коронавирусной инфекцией. Только в Москве уже выписаны сотни штрафов — больше чем на миллион рублей.
Сейчас действительно важно оставаться дома, посещать только ближайшие магазины, делать покупки через интернет, отказаться от встреч с друзьями и прогулок с детьми. Соблюдайте эти требования ради себя, а не ради государства.
Уголовная ответственность за нарушение санитарных правил
За нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить уголовная ответственность. Это действует только для физических лиц. Чтобы нарушителя наказали по статье уголовного кодекса, нужно доказать, что заболело сразу много человек или возникла такая угроза. В случае с коронавирусом доказать это будет не так уж сложно: угроза заболевания может возникнуть, даже если к работе допустили водителя или курьера с температурой.
Раньше угроза заболевания в этой статье УК не упоминалась.
Виды уголовной ответственности и наказаний по ст. 236 УК РФ
Или врач приехал из-за границы и вышел на работу. Через неделю выяснилось, что он болен, но к тому времени заразились еще 30 коллег, 20 пациентов, а все отделение пришлось закрыть на карантин.
Если служба доставки отправит к клиентам больных курьеров, а директор магазина допустит к работе продавца, который неделю назад вернулся из Таиланда, это тоже повод для огромного штрафа по УК.
Есть мнения, что такая ответственность касается только людей, которые имеют отношение к какой-то юридически оформленной деятельности: владельца кафе, организатора учебных курсов или директора салона красоты. Потому что санитарные правила установлены именно для них, а не для обычных граждан. И хотя есть требования и для обычных людей — такие документы тоже утверждает главный санитарный врач, — но в их названии нет слов «санитарно-эпидемиологические правила».
И все-таки риск попасть под статью есть даже у обычного человека. По крайней мере, в согласии на домашнее лечение коронавирусной инфекции указано, что пациент предупрежден об ответственности по статье 236 УК РФ.
В статье 236 УК РФ упоминается понятие «массовое заболевание». Но сколько именно человек для этого должны заболеть, не указано. Обычно массовое заболевание — это когда количество пациентов больше, чем может принять врач за день. Или случаев заболевания больше, чем обычно регистрируют. Точная квалификация — на усмотрение суда. Вред здоровью при этом может быть любой тяжести — даже легкий.
Уголовная ответственность за фейковые новости о коронавирусе
Фейковые новости — это когда под видом достоверного сообщения распространяют ложную информацию. Если это угрожает безопасности или причиняет вред, можно получить административный штраф.
Но теперь за ложную и вредную информацию ввели еще и уголовную ответственность. О ней — в новых статьях 207.1 и 207.2 УК РФ.
Новые наказания за фейковые новости
Если опубликовать пост с завышенными данными о заболевших или сообщить о якобы планируемом режиме ЧС и закрытии Москвы на карантин — можно попасть под уголовную статью и потерять сотни тысяч рублей. Последствиями могут быть материальные потери, ущерб здоровью людей или нарушение условий жизнедеятельности. То есть никто реально не пострадает, а статью все равно применят.
Пост в телеграм-канале, репост в соцсетях, пересылка сообщения в родительском чате, статья в личном блоге или советы в видеоролике — все это могут счесть публичным распространением. Будьте осторожны, не поддавайтесь панике и проверяйте информацию в надежных и официальных источниках:
Красиво. Если не можешь бороться с вирусом, борись с населением.
семен, много вас таких умников, как посмотрю. А население ни хрена не понимает даже со штрафами, не то что просто с «рекомендациями». Все же профессора диванные.
Изменения, внесённые 01.04.2020 в ст. 20.6.1 КоАП незаконны: «Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации» В новом изложении некий режим повышенной / пониженной / обычной готовности вводится на основании угрозы. И вот почему я считаю, что закон сырой: — нет законодательно закреплённого термина «УГРОЗА возникновения ЧС»; — нет законодательно определённой методики определения наличия либо отсутствия «УГРОЗЫ», нет градации её степеней; — законом не обозначены лица, уполномоченные принимать решение относительно наличия «УГРОЗЫ», а также зона их ответственности за возможные последствия. С режимом ЧС и карантином всё чётко и понятно: он либо есть, либо его нет, на основании соответствующих указов и положений от конкретно определённых лиц. Поскольку определение УГРОЗЫ не закреплено законодательно, её наличие является субъективным мнением, а субъективный фактор не может быть положен в основу какого бы то ни было закона. Как следствие, все штрафы и ограничения нелегитимны.
Ущемлять данное Основным законом право (на свободу передвижения) ради другого права (на здоровье) можно только в особых режимах (ЧС, например). Прокуратура, подмахнув законодательной власти, реагируя на заявления общественников, в материалах проверок признаёт законность ущемления данных Конституцией основных прав вне особых режимов, то есть, создаёт прецедент: народ можно загонять в стойло в любое время по одному лишь желанию властей.
Важно, чтобы перед законом были все равны, а не кто-то равнее!