если не попали в школу по прописке что делать
Если не попали в школу по прописке что делать
Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики
Как и когда проходит запись в 1-й класс
В первый класс могут быть зачислены дети 6,5–8 лет. В большинстве случаев поступление в школу происходит по месту жительства.
Статья 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность школьного образования в государственных и муниципальных школах. При этом получение основного общего образования является обязательным, то есть родители должны обеспечивать его получение детьми.
Приём заявлений осуществляется в школе по месту прописки ребёнка или через портал Госуслуг.
Сроки подачи документов варьируются от года к году. В 2021 году заявления принимают в два периода: с 1 апреля по 30 июня или с 1 июля по 5 сентября.
Список документов для зачисления в 1-й класс
В зависимости от школы количество документов для поступления может отличаться. Общий перечень:
Документы можно подать:
Рассмотрение заявлений происходит в несколько этапов. Первыми принимаются заявления тех, у кого есть льготы — дети полицейских, военнослужащих, сотрудников противопожарной службы и таможенников. Затем рассматривают заявления тех, кто проживает на территории, зафиксированной за школой. В последнюю очередь принимают остальных желающих.
О том, что ребёнка зачислили в первый класс, родители могут узнать на портале Госуслуг (необходимо ввести регистрационный номер заявления) или найти на сайте школы приказ о зачислении.
Инфографика
Причины отказа в зачислении
Многие муниципальные школы переполнены. В 2019 году школьников было 15,7 миллиона, а к 2024 году правительство рассчитывает на 18,5 миллиона. Поэтому основной причиной отказа является отсутствие мест.
Кроме того, отказать в зачислении в школу могут из-за:
Что делать в случае отказа
Найти на сайте школы Устав, в котором указаны правила приёма в первый класс. Проверить, все ли условия были выполнены. Если родители соблюли сроки подачи документов, ребёнку 6,5–8 лет и он проживает на территории, которая относится к школе, но директор всё равно отказал в приёме, необходимо получить письменный отказ с печатью школы. Родители вправе обратиться в отдел образования для решения ситуации.
Задача родителей — позаботиться о том, чтобы подать документы в срок и в полном объёме. Если это условие выполнено, а ребёнка не принимают в школу — это нарушение права ребёнка на образование. Родители вправе жаловаться в Министерство образования. Если документы были поданы позже срока, то на свободное место уже зачислили другого ребёнка, которого отчислить невозможно. Тогда необходимо обратиться в отдел в образования, где ребёнку найдут место в другой школе.
Если всё-таки в ближайших школах нет мест, а родители не готовы возить ребёнка на другой конец города, стоит присмотреться к семейному образованию, благодаря которому родители могут сами организовать процесс получения знаний.
После перехода на семейное обучение необходимо выбрать школу для прохождения промежуточных аттестаций. Эта школа должна быть аккредитована и иметь лицензию на предоставление образовательных услуг по общеобразовательным программам.
И заключительный этап — организация процесса обучения ребёнка. Для этого можно найти дополнительные материалы самостоятельно, нанять репетиторов или выбрать онлайн-школу. Если в первых двух случаях нужен ваш постоянный контроль и отслеживание программы и знаний ребёнка, то в третьем случае онлайн-школа берёт основную работу на себя.
В начальной школе «Фоксфорда» есть все необходимые базовые предметы школьной программы, дополнительные материалы, а самое главное — комплексная методическая поддержка родителей, которая поможет организовать занятия наиболее удобным образом и сделать их интересными для ребёнка.
Если ребёнка не берут в первый класс, не нужно отчаиваться. Если посмотреть на это с другой стороны, такая ситуация даёт возможность самостоятельно выбрать качественное образование для ребёнка и помочь ему адаптироваться к школьной программе.
Отказ в приеме в школу и садик из-за отсутствия мест. Насколько это правомерно
– Пришел отказ в принятии ребенка в школу по месту прописки. Оказывается, все места заняты льготниками. Как так? Действительно ли могут отказать в приеме в школу по такой причине?
– Отказать в приеме ребенка в школу могут только по причине отсутствия мест. При обращении родителей к уставу школы или детского сада они могут уточнить, какое максимальное количество детей может быть в группе или классе. Но в действительности может оказаться, что все места заняты льготниками. Насколько обоснованным будет отказ в предоставлении места ребенку без льгот?
❌ Отказ в приеме ученика по месту прописки из-за отсутствия мест
Граждан принимают в образовательные учреждения в соответствии с документами разного уровня: федерального, регионального и муниципального. На общероссийском уровне порядок приема граждан прописан в Приказе Министерства образования и науки от 2014 года №32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». С 2021 года он заменен новым Приказом от 2 сентября 2020 года №458 «Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Вопросы, которые не прописаны в указанном документе, решаются в соответствии с уставом и прочими локальными документами, регламентирующими деятельность школы. С данными документами родителей обязаны ознакомить перед поступлением ребенка в образовательное учреждение, и ст. 29 Закона об образовании гарантирует их информационную открытость.
Локальные документы не могут ухудшать положение школьников и их родителей по отношению к федеральным законам. С учетом того, что в п. 5 Приказа Министерства образования и науки от 2014 года №32 (п. 15 Приказа от 2 сентября 2020 года №458) единственной причиной для отказа в приеме в образовательное учреждение является отсутствие свободных мест, школы не вправе в одностороннем порядке расширять перечень оснований для отказа.
К полномочиям органов местного самоуправления относится учет детей, закрепленных за определенной территорией. До 15 марта органы власти распределяют территорию города между школами (с 2021 года), в 2020 году – до 1 февраля.
На основании ч. 2 ст. 43 Конституции и п. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общее образование. При этом граждане могут выбирать любую школу независимо от места жительства.
Но при получении школьного образования необходимо обеспечить территориальную доступность школы для всех граждан, проживающих на близлежащей территории; они вправе получать образование соответствующего уровня. Дети с пропиской на закрепленной территории могут подавать заявления с 1 апреля по 30 июня. Такое правило действует с 2021 года (на основании п. 17 Приказа от 2 сентября 2020 года №458). Ранее заявления подавались с февраля.
Порядок приема детей в школу не зависит от того, оформлена ли у ребенка постоянная или временная регистрация. Главное, чтобы временная регистрация на момент зачисления ребенка продолжала действовать. При этом свидетельство о регистрации служит лишь подтверждением факта проживания на закрепленной за школой территории. Но доступ ребенка к школьному образованию не может ограничиваться из-за отсутствия свидетельства о регистрации.
Ребенку, проживающему на закрепленной территории, вправе отказать в приеме в общеобразовательное учреждение из-за отсутствия мест. Это единственная правомерная причина для отказа.
Родители, выбравшие школу в другом муниципалитете или регионе, могут рассчитывать на прием детей в класс, но с некоторой отсрочкой. Они вправе передать документы в другую школу независимо от регистрации после 6 июля, и ребенка примут при наличии мест. Вопрос о зачислении будет окончательно решен только 5 сентября (на основании ч. 3 ст. 17 Приказа от 2 сентября 2020 года №458). Но первоначально в класс зачислят всех детей, зарегистрированных на определенной территории, а также льготников, поэтому высока вероятность того, что ребенка с другой территории проживания не возьмут.
Мест нет: ФАН выяснил, что делать родителям при отказе зачисления ребенка в школу
С 1 апреля стартовал первый этап зачисления детей в первые классы по измененным правилам. Если раньше подача заявлений начиналась не позднее 1 февраля, то теперь есть конкретная дата, причем для семей, проживающих на закрепленной за школой территории, и для тех, чьи дети имеют преимущество, она одна.
Появилось и приоритетное право зачисления детей в ту же школу, где уже учатся их братья и сестры. Определены и дополнительные льготных категорий (перечень уточнен в приказе Минпросвещения). Некоторые родители выразили серьезную обеспокоенность наличием необходимого количества мест в начальной школе, а также сумеет ли справиться электронная система проверки документов с большим потоком желающих. Корреспондент ФАН разбирался, с какими нововведениями приходится знакомиться родителям, и действительно ли они лучше старых правил.
Новые правила
Первый этап зачисления детей продлится до 30 июня. Подать заявление можно не только при личном посещении учебного заведения, но и в электронной форме. Для этого жители Прикамья смогут воспользоваться порталом «Услуги и сервисы Пермского края».
«Необходимо заполнить все поля и приложить электронную копию свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство с ним, свидетельство о регистрации первоклассника по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории. После рассмотрения заявления в личный кабинет должно прийти уведомление. Родителя пригласят в школу для предоставления оригиналов документов», — рассказали ФАН в Минобре Прикамья.
Заявление о приеме на обучение и все необходимые документы можно подать также через форму на сайте школы или Почтой России.
С 6 июля стартует второй этап подачи заявлений — для детей, не проживающих на закрепленной территории. Он продлится до 5 сентября.
«Подать заявление на зачисление можно только в одну школу, поэтому ситуации поступления в несколько учреждений быть не может. Это возможно только в случае, если родитель подал заявление в школу по месту пребывания на первом этапе, и после на втором заявился в школу, не закрепленную за домом. Тогда родители должны сделать выбор и открепиться от одной из школ», — отмечаю в министерстве.
Первоочередное право
В соответствии с законодательством, есть группы детей, за которыми закреплено первоочередное право на поступление:
— дети сотрудника полиции, в том числе погибшего (умершего) вследствие увечья или иного заболевания, полученного в период службы;
— гражданина, уволенного из полиции по состоянию здоровья, либо умершего от таких заболеваний в течение года после оставления службы;
— сотрудника (в том числе умершего или погибшего), имеющего специальные звания и проходящего службу в учреждениях ФСИН, МЧС, органах наркоконтроля, ФТС;
— сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;
— дети, находящиеся на иждивении сотрудника полиции или военнослужащих по месту жительства их семей, а также при изменении места службы или контрактников.
Также есть преимущественное право у детей, чьи старшие братья, сестры уже учатся в этой школе. И внеочередное право для детей прокуроров, судей и следователей, но оно действует только для школ с интернатами.
«Мне, честно говоря, не понятно, почему именно эти профессии взяли для преференций. И должны ли, вообще, какие-либо привилегии для детей зависеть от должности и места работы их родителей. Мы регулярно боремся за права тех и других, например, многодетных или детей, кто потерял кормильца, а преференции у сына прокурора», — недоумевает собеседник ФАН из сферы высшего педагогического образования.
Отказать нельзя
В приеме в школу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родителям или законным представителям ребенка необходимо обратиться в территориальное управление образования.
«В России гарантируется право каждого человека на образование. Нехватка мест в школах недопустима. Территориальные управления образования ведут учет детей, в том числе будущих первоклассников», — объясняют в министерстве образования.
Тем не менее, ежегодно в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае Светланы Денисовой обращаются родители с жалобами на отказ в приеме их детей в первый класс, в основном, по причине отсутствия свободных мест. Единичные случаи — отказы в зачислении по причине отсутствия регистрации по месту проживания.
К примеру, в июне 2020 года в Перми двух братьев зачислили в одну гимназию, но в разные корпуса, расположенные на расстоянии четырех остановок друг от друга. В итоге после нескольких жалоб и ходатайства Уполномоченного в департамент образования, оба школьника были зачислены в один корпус и учатся в одну смену.
23 марта 2021 года состоялось заседание Общегородской комиссии по контролю за приемом на обучение в муниципальные общеобразовательные учреждения Перми. Школам было рекомендовано разместить в открытом доступе мониторинг занятых мест с разделением на следующие категории: дети, имеющие право преимущественного приема, право на внеочередной, первоочередной прием и дети, проживающие на территории, закрепленной за образовательной организацией.
«Второго апреля Светлана Денисова посетила МАОУ «Гимназия №2» и МАОУ «Лицей «Дельта». Была отмечена необходимость создания возможности подачи заявлений на прием в первый класс в вечернее время и в выходной. В настоящий момент документы можно подать с понедельника по пятницу в период с 9:00 до 17:00», — отмечают в аппарате детского омбудсмена.
Предложение об усовершенствовании приемной кампании и создании возможности подачи заявлений в удобное для родителей время направлено Уполномоченным в департамент образования пермской мэрии.
«По первым классам все родители стараются выполнять правила при поступлении детей. Подавляющее большинство – все-таки адекватные родители, которые понимают, что ребенку нужно в школу. Точка. Потом уже можно заниматься поисками вариантов и т. д. Есть, конечно, недобросовестные родители, которые несвоевременно представляют документы, и просыпаются, когда уже план перевыполнен», — рассказали ФАН в одной из пермских школ.
Статусные школы
На протяжении долгих лет от жителей нередко поступали жалобы и на необоснованное закрепление территорий за образовательными учреждениями, когда за статусными школами оставляют всего 4-5 домов. Раньше это можно было объяснить тем, что у заведений с углубленным изучением предметов был и общегородской конкурсный набор.
По словам некоторых взрослых, с кем пообщался корреспондент ФАН, дети из «обычных», тем более, малообеспеченных семей не очень интересны статусным элитным школам.
«Нередко говорят, мест нет. А потом, например, в класс, где учится мой ребенок, приходят два новеньких мальчика с известными в Перми фамилиями. Никто вам не скажет, конечно, и не докажет, что места по факту есть, когда вы говорите, что их нет. Их реально нет, они слегка придержаны для семей, которые отвечают интересам бюджетной политики учреждения», — поделилась с ФАН своим мнением одна из мам.
Справка не приговор
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) принимаются по адаптированным образовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Как ни странно, но сегодня это очень актуальный вопрос, который, естественно, не хочет поднимать и выносить на всеобщее обозрение ни один родитель. Нет, таких детей возьмут, просто подождут какое-то время документ. Но что дальше.
«И вот во втором классе выходят у ученика двойки, родителям говорят, идите и получите справку о том, что ребенок не справляется с общей программой. Мамы, папы упираются – мой сын или дочь нормальный. В итоге их чадо остается либо на второй год, либо его переводят, но двойки никуда не деваются, и если он дойдет до 9 класса, и за эти годы будут двойки, то аттестат ему не выдадут. А вот если родители получат справку, ребенок может идти дальше и в девятом классе получить аттестат при условии сдачи экзаменов по упрощенной программе. Но у нас родители не готовы признать, что дети не справляются», — говорят учителя.
Есть, к слову, беда и с медицинскими картами. Родители могут не предоставлять ее или подать пустую. Но сегодня школы чаще страхуются и требуют, поскольку, к примеру, физкультура предусматривает обучение, в том числе, по группам здоровья.
«И если школа не знает, как ребенку можно заниматься, она рискует. Упадет во время занятия он в обморок, а потом окажется, что ему вовсе нельзя было заниматься наравне со всеми. Кто будет виноват?», — рассказали ФАН в образовательном учреждении.
Без паники
Несмотря на изменения, которые призваны упростить жизнь родителей, очереди в соцсетях из тех, кто дежурил днем и ночью, отмечался, вел свой учет мест в школах, остаются.
Нередко на форумах можно было встретить буквально панические сообщения родителей.
«Я на 25 секунде, и то переживаю. По поводу минут, даже на собрании сказали, что в 7:01 мест уже не будет».
«На собрании завуч говорила, что к 8 утра мест обычно нет, пока ни в чем нельзя быть уверенной, пока не будет фамилии в приказе».
В Перми до 9 апреля продолжает работу «Горячая линия» по вопросам приема в первые классы. Телефон: 212-70-50. Режим: с 09:00 до 18:00 в рабочие дни.
В департаменте образования городской администрации отмечают, что в этом году было обновлено постановление о закреплении территорий за образовательными учреждениями. Вся необходимая информация размещена на Едином портале пермского образования, а также на сайтах городских школ.
Отказ в приеме в школу и садик из-за отсутствия мест. Насколько это правомерно
– Пришел отказ в принятии ребенка в школу по месту прописки. Оказывается, все места заняты льготниками. Как так? Действительно ли могут отказать в приеме в школу по такой причине?
Отказать в приеме ребенка в школу могут только по причине отсутствия мест. При обращении родителей к уставу школы или детского сада они могут уточнить, какое максимальное количество детей может быть в группе или классе. Но в действительности может оказаться, что все места заняты льготниками. Насколько обоснованным будет отказ в предоставлении места ребенку без льгот?
Отказ в приеме ученика по месту прописки из-за отсутствия мест
Граждан принимают в образовательные учреждения в соответствии с документами разного уровня: федерального, регионального и муниципального. На общероссийском уровне порядок приема граждан прописан в Приказе Министерства образования и науки от 2014 года №32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». С 2021 года он заменен новым Приказом от 2 сентября 2020 года №458 «Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Вопросы, которые не прописаны в указанном документе, решаются в соответствии с уставом и прочими локальными документами, регламентирующими деятельность школы. С данными документами родителей обязаны ознакомить перед поступлением ребенка в образовательное учреждение, и ст. 29 Закона об образовании гарантирует их информационную открытость.
Локальные документы не могут ухудшать положение школьников и их родителей по отношению к федеральным законам. С учетом того, что в п. 5 Приказа Министерства образования и науки от 2014 года №32 (п. 15 Приказа от 2 сентября 2020 года №458) единственной причиной для отказа в приеме в образовательное учреждение является отсутствие свободных мест, школы не вправе в одностороннем порядке расширять перечень оснований для отказа.
К полномочиям органов местного самоуправления относится учет детей, закрепленных за определенной территорией. До 15 марта органы власти распределяют территорию города между школами (с 2021 года), в 2020 году – до 1 февраля.
На основании ч. 2 ст. 43 Конституции и п. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общее образование. При этом граждане могут выбирать любую школу независимо от места жительства.
Но при получении школьного образования необходимо обеспечить территориальную доступность школы для всех граждан, проживающих на близлежащей территории; они вправе получать образование соответствующего уровня. Дети с пропиской на закрепленной территории могут подавать заявления с 1 апреля по 30 июня. Такое правило действует с 2021 года (на основании п. 17 Приказа от 2 сентября 2020 года №458). Ранее заявления подавались с февраля.
Порядок приема детей в школу не зависит от того, оформлена ли у ребенка постоянная или временная регистрация. Главное, чтобы временная регистрация на момент зачисления ребенка продолжала действовать. При этом свидетельство о регистрации служит лишь подтверждением факта проживания на закрепленной за школой территории. Но доступ ребенка к школьному образованию не может ограничиваться из-за отсутствия свидетельства о регистрации.
Ребенку, проживающему на закрепленной территории, вправе отказать в приеме в общеобразовательное учреждение из-за отсутствия мест. Это единственная правомерная причина для отказа.
Родители, выбравшие школу в другом муниципалитете или регионе, могут рассчитывать на прием детей в класс, но с некоторой отсрочкой. Они вправе передать документы в другую школу независимо от регистрации после 6 июля, и ребенка примут при наличии мест. Вопрос о зачислении будет окончательно решен только 5 сентября (на основании ч. 3 ст. 17 Приказа от 2 сентября 2020 года №458). Но первоначально в класс зачислят всех детей, зарегистрированных на определенной территории, а также льготников, поэтому высока вероятность того, что ребенка с другой территории проживания не возьмут.
Что делать, если ребенка не принимают в школу по прописке
Если ребенка не приняли в первый класс, родителям необходимо получить от администрации образовательного учреждения письменный мотивированный отказ. С ним родители обращаются в местный департамент образования или органы местного самоуправления в области образования для определения ребенка в другую школу.
Если у родителей есть сомнения, что все места в классе заняты льготниками, то им необходимо обратиться в прокуратуру для инициации проверки законности зачисления в первый класс. Предварительно можно запросить у администрации справку об отсутствии свободных мест.
Правомерные отказы
Отказ о приеме ребенка в школу будет обоснован, если классы полностью укомплектованы, и свободные места отсутствуют. Других оснований для отказа в приеме в школу законодательство не содержит.
Условиями зачисления ребенка в школу является возраст не менее 6,5 лет и не более 8 лет. Школа вправе разрешить прием ребенка в более раннем возрасте при условии его психологической готовности.
Отказ в приеме в школу по причине отсутствия свидетельства о регистрации по месту жительства будет необоснованным. Но для зачисления ребенка в образовательное учреждение родителям следует предоставить документ, подтверждающий проживание на определенной территории. Поэтому без указанного документа не обойтись.
А как в детских садах?
Зачисление в детский сад происходит по схожему принципу. Первоначально зачисляют льготников, детей с преимущественным правом зачисления (братьев и сестер-дошкольников, посещающих данный детский сад), а затем – закрепленных за конкретной территорией детей. Ребенку могут отказать в приеме в детский сад при отсутствии свободных мест. Тогда ему могут предоставить место в другом детском саду, который выбрали родители в заявлении.
Если ребенку не предоставили место в детском саду, то целесообразно обратиться в местный департамент образования для поиска подходящего вакантного места в группе другого детского сада. В большинстве случаев вопрос с зачислением ребенка в детский сад удается решить на встрече со специалистом контролирующей инстанции. В некоторых регионах родителям обязаны компенсировать утраченный заработок при отсутствии свободных мест в детских садах.
Резюме
Таким образом, ребенку могут отказать в приеме в школу или детский сад, если все места заняты, в том числе льготниками. Это единственное законное основание для отказа в предоставлении места в классе или группе. Родителю обязаны выдать письменный мотивированный отказ из образовательного учреждения. С этим документом необходимо обратиться в местный департамент образования для получения места в другом образовательном учреждении. При наличии подозрений в незаконном распределении мест можно обратиться в прокуратуру с требованием провести проверку.