если не пришла квитанция за мусор что делать
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Что делать, если региональный оператор не присылает квитанции на оплату?
«С самого начала, как появилась услуга по вывозу мусора не получаю квитанции, не знаю своего лицевого счета. Боюсь, что в конце года получу платёжки на огромные суммы, включая пени за задержку оплаты. Как быть?- задала вопрос жительница Клявлинского района».
Отвечает на вопрос прокурор Клявлинского района Степан Хвостов.
Что делать, если региональный оператор не присылает квитанции на оплату?
Если вы живете в индивидуальном жилом доме, то квитанцию должен присылать региональный оператор.
Если же вы живете в многоквартирном доме (МКД), то нужно обратить внимание, что если жители МКД не участвовали в собрании, и не принимали решения о прямом договоре с региональным оператором, им должна выставлять квитанцию управляющая организация.
Если они участвовали в собрании, и приняли решение, то соответственно квитанцию будет присылать региональный оператор.
Если жители МКД не участвовали в собрании и не знают, какое решение принял дом, надо обратиться в управляющую компанию и выяснить этот вопрос.
«Если не оплачивать услугу из-за отсутствия квитанции, может быть начисление пени?»
Обязанность платить за предоставленную услугу никто не отменял. Поэтому за неоплату может быть начислена пеня.
Оспорить начисление пени можно в судебном порядке.
Также в досудебном порядке вы можете урегулировать данный вопрос, обратившись к региональному оператору и (или) управляющей компании в письменной форме.
В случае, если решить вопрос в досудебном порядке не удалось, вы можете обратиться в суд и (или в органы прокуратуры.
Можно ли не оплачивать счета за вывоз мусора?
– Я живу в частном доме. В мае 2020 г. поставили мусорный контейнер на расстоянии 500 м от моего дома и до августа 2021 не присылали никаких квитанций. На каком расстоянии от жилья должен стоять контейнер? И могут ли сразу начислить оплату за вывоз мусора за 14 месяцев?
Отвечает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева:
Санитарные и строительные нормы и правила РФ устанавливают, что площадки для мусорных контейнеров размещаются на расстоянии не менее 20 и не более 100 м от границ участков. Учитывая, что расстояние мусорного контейнера от вашего дома составляет 500 м, вы вправе обратиться в управляющую компанию за разъяснением по факту местонахождения площадки для сбора мусора. Также вы можете пожаловаться в местную администрацию, так как в круг ее обязанностей входит установление контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.
Что же касается причины, по которой вам не приходят квитанции, стоит сказать следующее. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми отходами с региональным оператором в большинстве случаев заключается автоматически, о чем свидетельствует отметка в квитанции о начислении определенной стоимости. Однако в случае отсутствия такой отметки данный договор с регоператором обязаны заключить УК, ТСЖ или ЖК. Отсутствие подобного соглашения – основная причина, по которой не приходят квитанции за вывоз мусора. Кроме того, счета могут не приходить из-за сбоев системы работы региональных операторов.
Какие действия необходимо предпринять? Вам следует обратиться к региональному оператору – подать письменное обращение.
Стоит помнить, что основное неблагоприятное последствие того, что вы не получаете платежных документов за обращение с ТКО – то, что у вас может возникнуть долг, вследствие чего будет начисляться пеня за каждый день просрочки.
Отвечает младший юрист АСБ «Иутин, Белоусова и Партнеры» Елизавета Мерцалова:
Вопросы размещения мусорных контейнеров регулируются СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021. В этом СанПиНе определено, что расстояние от контейнеров до жилого дома должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. В отдельных случаях допускается уменьшение указанного расстояния, но не более чем на 25%. Увеличения СанПиНом не предусмотрено.
Фактически начисление за весь неоплаченный период возможно, однако это является нарушением регионального оператора (потребители коммунальных услуг не получают необходимую и достоверную информацию об услуге). В этом случае можно обратиться в Роспотребнадзор, и регоператор будет привлечен к ответственности, однако от необходимости оплаты квитанции это не избавляет.
В сложившейся ситуации возможно поступить следующим образом: обратиться к региональному оператору для уточнения информации по заключенному договору и произведенным начислениям, запросить квитанции или уточнить лицевой счет для оплаты. После чего направить заявление в прокуратуру или Роспотребнадзор о том, что региональным оператором не соблюдаются требования СанПиН, а также требование установить контейнер на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров от жилого дома.
Отвечает руководитель проектов в ГК «Тайгер-Сибирь» Павел Арбатский:
Расстояние от контейнера до дома должно быть от 20 метров. Это касается в том числе и частных домостроений. Также все контейнерные площадки должны быть оборудованы, иметь твердое покрытие.
Плату сразу за 14 месяцев могут начислить, даже если вы не пользовались мусорным баком, но зарегистрированы в доме. В этом случае вы автоматически являетесь плательщиком.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.
Как заключить договор на вывоз мусора?
Я живу в частном секторе в Краснодарском крае. Точкой сбора твердых коммунальных отходов, ТКО, здесь является каждая придомовая территория, и плата за вывоз мусора должна начисляться по числу проживающих по адресу.
Раньше мы заключали договоры с местной компанией по работе с ТКО на определенный срок в году и не платили за зимние месяцы. Сейчас у нас новый региональный оператор, который не хочет заключать письменные договоры с физлицами и ссылается на особый порядок предоставления услуги.
Оператор говорит, что не хочет создавать очереди в офисе. На самом деле очереди есть, потому что многим в квитанциях количество проживающих поставили наобум. Теперь приходится собирать документы, чтобы доказать, сколько человек живет в доме. Разве оператор не должен был самостоятельно взять у местной компании информацию о количестве проживающих?
Еще мы почему-то должны платить за весь год, даже если мусор не производим. Может быть так, что нельзя доказать, вывозится мусор от моего дома или нет?
Несет ли компания ответственность за некорректно выставленные счета, где количество проживающих указано неправильно? Может ли она в конце расчетного периода требовать безусловной оплаты по счетам? Могу ли я оказаться должником из-за некорректно выставленных счетов и могут ли с меня взыскать долг за тех, кто в моем доме не живет?
Подписывать бумажные договоры с каждым из тысяч потребителей коммунальщики не обязаны — вместо них существуют типовые договоры. Для всех действуют одинаковые правила, и ни вы, ни оператор не можете от них отказаться.
Если бы вы жили в многоквартирном доме, новый оператор по работе с ТКО мог бы договориться с предшественником, чтобы тот передал данные о количестве прописанных в каждой квартире. УК или ТСЖ обязаны передавать эту информацию регоператору, и для этого им даже не нужно собирать у собственников согласия на обработку персональных данных.
В частном секторе кроме собственников домов передать информацию о зарегистрированных людях просто некому. Поэтому собственники сами должны сообщить регоператору, сколько человек живет в доме. Но то, что вы не передали данные о прописанных, конечно, не дает оператору права указывать лишних людей в квитанции.
Если же у вас возник долг, неважно, по какой причине, регоператор может взыскать его через суд. Скорее всего, вы узнаете об этом только после блокировки счета в банке. Так что лучше обратится к регоператору самостоятельно — и чем раньше, тем лучше.
Объясню эту сложную систему в деталях.
Почему не нужен бумажный договор с каждым потребителем
Собственники обязаны заключить договор на вывоз ТКО с регоператором. А регоператор, в свою очередь, не может отказать в этом потребителям, если они живут в зоне его деятельности. То есть хотят собственники и операторы этого или нет, но договор между ними будет.
Правительство утвердило типовой договор для услуги по вывозу мусора, который потребители и регоператор могут дополнить. Например, стороны могут договориться, что мусор будет вывозиться чаще, а потому услуга будет стоить дороже. Но не наоборот.
Поскольку хранить тысячи одинаковых договоров с собственниками для коммунальщиков сложно, то письменно заключать их необязательно. Обычно регоператоры выкладывают на своих сайтах типовые договоры, которые действуют для всех. Это законно. Но если собственник захочет, регоператор обязан выдать ему подписанный договор.
В целом договор с регоператором считается заключенным в двух случаях:
Вот аналогия: если в квартиру поступает холодная вода, автоматически считается, что жильцы ею пользуются. Собственнику квартиры не нужен бумажный договор с водоканалом, договор между ними действует автоматически по общим для всех правилам. Юристы называют такую схему заключением договора через конклюдентные действия, иначе говоря, через молчаливое согласие.
Можно встретить ошибочное мнение, что конклюдентными действиями для услуги по вывозу ТКО будет первая плата за мусор по квитанции. На самом деле это не так. В правилах предоставления коммунальных услуг сказано, что договор с регоператором начинает действовать с момента, когда оператор начал вывозить мусор, а вы стали собственником дома или квартиры.
Исключение — периоды, когда был договор на вывоз мусора с другой организацией. Это не означает, что вы можете договориться с кем-то другим вместо регоператора. Но если регионального оператора не было или вы платили другому регоператору, то не должны платить за услугу повторно.
То есть начало работы регионального оператора — это и есть отправная точка для начисления платы, а конклюдентные действия — сам факт приобретения права собственности на жилой дом.
Не заключал договор, нет квитанций, никто не прописан: ответы на главные вопросы о плате за вывоз мусора
Вопросов о платежах за вывоз мусора поступает очень много.
1. «Договор не заключал, а квитанции приходят»
Главная причина заключается в том, что закон (от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) прямо обязывает собственников жилых помещений заключать договор на вывоз ТКО с регоператором.
Согласно п. 8.17 Правил № 1156, если регоператор опубликовал предложение о заключении договора на своем официальном сайте, то этот договор вступает в силу на 16-й рабочий день вне зависимости от того, подписал его потребитель, или нет.
Это один из случаев обязательного заключения договора, предусмотренный Гражданским кодексом РФ (ст. 445).
Но если при заключенном договоре регоператор не выполнял свои обязанности (т.е. не вывозил мусор) — тогда и платить ему жильцы не обязаны.
Факт вывоза мусора подтверждается прежде всего данными спутниковой системы ГЛОНАСС, которые должны быть установлены на всех мусоровозах. Затребовать эти сведения может суд по ходатайству стороны процесса.
Доказывая, что мусор не вывозится, в суде можно также ссылаться на свидетельские показания, фото- и видеозаписи.
Есть реальные примеры, когда плату за вывоз мусора отменяли, установив, что услуга не оказывалась (Карталинский горсуд, Челябинская область, дело 2-559/2018).
2. «Квитанций не было, а потом выставили долг за весь год»
Здесь нарушаются права жильцов как потребителей коммунальных услуг (к коим сейчас относится и вывоз ТКО): поскольку они не получают необходимую и достоверную информацию об услуге (состав ст. 14.8 КоАП РФ).
Это грозит регоператору штрафом. Но оплатить задолженность все равно придется: отсутствие квитанции не освобождает от оплаты коммунальной услуги. Разумеется, при условии, что она действительно была оказана (о чем говорилось ранее).
Не платить на законных основаниях можно пени, если их начислили за то время, когда квитанция не приходила (ВС РФ, дело № 303-ЭС19-3457).
А также платежи, по которым уже истекла исковая давность (3 года со дня наступления срока оплаты).
3. «В квартире никто не прописан — начисляют плату за мусор»
Право выбора предоставлено региональным властям. Если плата определяется по числу жильцов, то учитываются все, в т.ч. и временные жильцы (если они живут дольше 5-ти дней подряд).
А если в квартире никто не зарегистрирован, плата рассчитывается по числу собственников. Поэтому и выставляют квитанции за пустующую квартиру.
Но другой вопрос, если собственник фактически проживает в другом месте, где и платит за вывоз мусора. Правила № 354 позволяют освободиться от платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия.
Для этого нужно обратиться к регоператору с документами, которые подтверждают проживание в другом месте (это может быть документ о регистрации по иному адресу, транспортные билеты, путевка в санаторий и т. д.).
Вот только здесь есть одна серьезная загвоздка: Правила № 354 предусматривают перерасчет платы за ТКО, если она начисляется по числу жильцов. Поэтому в тех регионах, где платят по общей площади жилья, отказывают в перерасчете (из-за отсутствия методики).
Правда, несмотря на это, в Московской области суд все же обязал регоператора сделать перерасчет. Истец доказал, что он не проживал на даче в зимний период (предъявил платежки об оплате вывоза мусора по своему постоянному месту жительства).
И суд признал, что гражданин не обязан оплачивать услугу, которой фактически не мог пользоваться, проживая в другом месте. Апелляционная инстанция оставила решение в силе (Мосгорсуд, определение по делу № 33-5339/2020).
Таким образом, есть возможность освободиться от платы за вывоз мусора в связи с неиспользованием жилого помещения. Но, к сожалению, добиться этого пока можно лишь в судебном порядке.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Что делать, если не приходят квитанции за мусор?
С января 2019 года оплата за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) поменялась и по форме, и по размеру. Сам факт, что квитанции за вывоз мусора не приходят, должен насторожить потребителя. Это его проблема, а не трудности регионального оператора. Игнорирование такого факта может стать причиной начисления пени и неоправданных финансовых потерь.
На что нужно обращать внимание с 2019 года?
Главное изменение с января 2019 года, которое касается обычных граждан, – у них в платежках появилась новая строка. Она обозначает стоимость услуг за обращение с отходами: их вывоз и переработку, захоронение. Ранее вывоз мусора включался в коммунальные услуги, разделения не было.
Два других существенных изменения:
И все это произошло автоматически. Населению не пришлось выстраиваться в очереди, чтобы подписать соглашения с региональными операторами. Они оказались фактически заключены в соответствии с действующим законодательством, а платежки стали приходить по-новому.
При этом, в каждом регионе устанавливаются свои тарифы. Цель – собрать средства, достаточные для повсеместного внедрения новых принципов обращения с отходами. Планируется создавать новые перерабатывающие производства, чтобы существенно разгрузить полигоны для захоронения мусора. Последние на 85% исчерпали положенные ресурсы. При этом даже их не хватало в полной мере.
Почему не приходит квитанция за вывоз мусора?
Договор с региональным оператором в большинстве случаев заключается автоматически. Свидетельство этому – отметка в квитанции о начислении стоимости за вывоз мусора. Но при ее отсутствии такое соглашение нужно заключить. Это обязаны сделать:
Отсутствие такого договора – одна из основных причин, почему не приходит квитанция за вывоз мусора. Но она не единственная, из-за чего может возникнуть проблемы с платежками по данному виду услуг.
Другая причина – ошибки в самой системе работы региональных операторов, которая не до конца отрегулирована. Из-за этого и возникают частые ошибки, спорные ситуации с потребителями.
В зависимости от ситуации нужно подать заявление:
В первом случае, когда не пришла квитанция за вывоз мусора, вместо заявления можно позвонить на телефон горячей линии оператора. Обращение можно переадресовать и управляющей компании, которая самостоятельно направит его региональному оператору.
Во втором случае соответствующая строка может отсутствовать по техническим причинам. Поскольку она должна выделяться отдельно, не все управляющие компании успели перейти на это, продолжает составлять квитанции по старому образцу. Наконец, запись об обращении с ТКО могли просто забыть внести в квитанцию из-за человеческого фактора или технического сбоя.
Другие споры с региональным оператором
Чаще возникают споры относительно неверного начисления услуги, а также ее отсутствия. Чтобы установить корректность расчета, его нужно предварительно провести самостоятельно. Для этого можно обратиться за помощью к сотрудникам управляющей компании или к независимым специалистам. Такой подход исключит ошибку.
Далее составляется заявление, в котором:
Его должны провести в пятидневный срок с момента получения заявления. Обращение направляется ценным письмом или передается под роспись ответственному лицу адресата.
Игнорирование письма или отказ в требовании вынудит заявителя обращаться в контролирующие органы – Роспотребнадзор, прокуратуру, местные органы власти. При удовлетворении жалобы за каждый день просрочки перерасчета начисляется пеня, назначается штраф в пользу местного бюджета.
При отсутствии оказанния услуги по вывозу мусора, нарушения установленной периодичности, нужно направлять жалобу:
Подавать жалобу на начисление стоимости услуги за обращение ТКО без договора не имеет смысла. Такое соглашение публикуется на официальном сайте оператора. Оно считается автоматически заключенным, если жильцы пользуются его услугами по вывозу и переработке, захоронению отходов.
Последствия, если не приходят платежки за мусор
Если пользователь не получает платежек, у него может образовать долг перед региональным оператором. В этом случае дополнительно начисляется пеня за каждый день просрочки. Ее размер:
Чтобы избежать ее начисления к оператору нужно подавать письменное обращение в следующих случаях:
Рекомендуется при подаче письменного обращения сохранять документальное подтверждение этого факта. Впоследствии это поможет в суде установить хронологии событий, доказать добросовестность пользователя.