если не знаешь ответа на вопрос на собеседовании что делать
27 распространенных вопросов для собеседования (и ответы на них)
Хотите узнать, какие вопросы чаще всего звучат на собеседованиях? Вот полный список (с самыми удачными вариантами ответа).
Некоторые компании нестандартно подходят к собеседованиям, однако в большинстве своем они задают стандартные вопросы (и получают стандартные ответы).
Вот список самых распространенных вопросов для собеседования с наилучшими вариантами ответа:
1. «Расскажите о себе»
Если вы проводите собеседование, наверняка вы уже многое знаете. Вы читали резюме и сопроводительное письмо, просматривали страницы кандидата в LinkedIn, Twitter и Facebook.
Цель любого собеседования заключается в том, чтобы выяснить, подходит ли конкретный кандидат на вакансию, которую необходимо заполнить, т.е. обладает ли он навыками и личными качествами, которые позволят ему выполнять работу. Вам нужен лидер, способный поставить себя на место другого человека? Попытайтесь выяснить, может ли кандидат стать им. Вы хотите, чтобы о вашей компании узнала широкая общественность? Спросите, может ли кандидат донести информацию.
Если вы ищете работу, расскажите, почему вы занимались тем или иным делом. Объясните, почему оставили предыдущее место работы. Опишите, как выбирали университет. Сообщите, почему решили учиться в аспирантуре. Не забудьте упомянуть о том, что вы год путешествовали по Европе и об опыте, который удалось получить в это время.
Отвечая на вопрос, не ограничивайтесь перечислением фактов (их можно прочесть и в резюме). Расскажите собеседнику, почему вы совершали те или иные поступки.
2. «Назовите свой главный недостаток»
Каждый кандидат знает, как ответить на этот вопрос. Нужно выбрать абстрактную слабость и превратить ее в достоинство.
Например: «Иногда я так увлекаюсь работой, что теряю счет времени. Опомнившись, я вижу, что все уже ушли домой. Я знаю, что мне нужно тщательнее следить за временем, но мне очень нравится то, что я делаю, и я просто не могу думать ни о чем другом!»
Значит, ваш «недостаток» заключается в том, что вы тратите на работу больше времени, чем все остальные? Мда.
Будет куда лучше описать реальный недостаток, над которым вы работаете. Расскажите о том, что вы делаете, чтобы стать лучше. Идеальных людей не существует, и вы должны доказать, что можете объективно оценивать себя и стремитесь совершенствоваться.
3. «Назовите свое главное достоинство»
Я не знаю, зачем представители компаний задают этот вопрос. Ответ на него всегда содержится в резюме.
Если вас все же спросили об этом, сформулируйте точный и конкретный ответ. Не нужно долго рассуждать. Если вы умеете решать проблемы, обязательно приведите примеры, которые имеют отношение к интересующей вас вакансии. Подтвердите свои слова! Если вы лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта, приведите примеры, доказывающие, что вы умеете отвечать на вопросы, которые еще не были заданы.
Иными словами, не будьте голословными, ищите аргументы!
4. «Каким вы видите себя через пять лет?»
Отвечая на этот вопрос, кандидаты следуют одному из двух возможных сценариев. Одни начинают описывать свои амбиции (им кажется, что собеседник хочет услышать именно это) и всем своим видом показывают: «Мне нужна эта работа!» Другие скромничают (им тоже кажется, что собеседник длет подобной реакции) и дают самоуничижительный ответ: «Вокруг так много талантливых людей. Мне просто хочется получить работу и посмотреть, каких успехов я смогу достичь».
Если вы проводите собеседование, перефразируйте вопрос: «Если бы вы могли создать свою собственную компанию, чем бы она занималась?»
Это универсальный вопрос, потому что всем нужны сотрудники с предпринимательской жилкой.
Ответ на него расскажет о мечтах и надеждах кандидата, его интересах и истинной страсти, предпочтениях в работе, людях, с которыми он легко сходится. Все, что нужно, это внимательно послушать.
5. «Почему мы должны нанять именно вас?»
Поскольку кандидат не может сравнивать себя с теми, кого он не знает, ему остается лишь описывать свою любовь к делу и жгучее желание принести пользу. Фактически, компания заставляет кандидатов умолять ее пойти им навстречу. Задав этот вопрос, представители многих компаний откидываются в кресле и скрещивают руки на груди. Этот жест как бы говорить: «Ну же, я слушаю! Давайте, убедите меня!»
Увы, это еще один неинформативный вопрос.
Но его можно изменить: «Как вы думаете, о чем мы забыли поговорить?» или «Если бы у вас была возможность повторно ответить на один из предыдущих вопросов, что бы вы сказали?»
В конце собеседования редкие кандидаты думают, будто показали все, на что были способны. Возможно, беседа пошла в неожиданном направлении. Может быть, собеседник по-своему расставил акценты в резюме, сосредоточившись на одних навыках и забыв про другие. А может, в начале собеседования кандидат слишком нервничал и не смог правильно сформулировать все то, о чем хотел рассказать.
В конце концов, собеседования предназначены для того, чтобы узнать о кандидате как можно больше, почему бы не дать ему второй шанс?
Обязательно поддерживайте беседу на этом этапе, не позволяйте кандидату говорить с самим собой. Не стоит слушать молча, чтобы потом сказать: «Спасибо, мы с вами свяжемся». Задавайте уточняющие вопросы. Просите привести примеры.
Если кандидат задал вам встречный вопрос, обязательно ответьте на него и постарайтесь выложить новую информацию, которая до этого оставалась в тени.
6. «Как вы узнали о вакансии?»
Порталы по поиску работы, объявления в газетах и Интернете, ярмарки вакансий. Многие люди ищут первую работу именно там, и в этом нет ничего плохого.
Но если кандидат постоянно пользуется этими каналами, скорее всего, он еще не решил, чем и как он хочет заниматься.
Он просто ищет работу. Любую работу.
Поэтому вы должны не просто рассказать о том, как вы узнали о вакансии. Сообщите, что вам рассказал о ней коллега или работодатель, что вы следили за вакансиями конкретной компании, потому что вы хотите в ней работать.
Компаниям не нужны люди, которым просто нужна работа. Компаниям нужны люди, которым нужна компания.
7. «Почему вы хотите получить эту работу?»
Немного углубимся в детали. Отвечая на этот вопрос, необходимо рассказывать не только о том, что вы хотите работать именно в этой компании, но и о том, почему вакансия идеально вам подходит и чего вы хотите достичь в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Если вы не значете, почему вакансия вам подходит, поищите другую работу. Жизнь слишком коротка.
8. «Назовите свое главное профессиональное достижение»
Ответ на этот вопрос должен иметь прямое отношение к вакансии. Если вы скажете, что за последние полтора года увеличили объем производства на 18%, претендуя на должно руководителя отдела персонала, собеседник сочтет ваш ответ любопытным, но совершенно не информативным.
Лучше расскажите о проблемном сотруднике, которого вы «спасли», или о конфликте между отделами, который вы погасили, или о подчиненных, получивших повышение за последние полгода.
Поделитесь достижениями, которые позволят представить вас в должности и предсказать ваши успехи.
9. «Расскажите в последнем конфликте с коллегой или клиентом. Что произошло?»
Когда люди упорно трудятся для достижения общей цели, конфликты неизбежны. Все мы допускаем ошибки. Разумеется, хорошее запоминается лучше, но и про плохое забывать нельзя. Идеальных людей не существует, и это нормально.
Однако людей, которые стремятся переложить свою вину и ответственность на других, определенно стоит избегать. Работодатели предпочитают тех, кто сосредотачивается не на проблеме, а на ее решении.
Всем нужны сотрудники, готовые признать свою неправоту, взять на себя ответственность за ошибку и, что самое важное, извлечь урок из этого опыта.
10. «Опишите свою идеальную работу»
Тем не менее, его совсем необязательно придумывать. Вы можете обучаться и развиваться, что бы вы ни делали. Попытайтесь определить, какие навыки вы можете приобрести, заняв должность, на которую вы претендуете, а затем представьте, как эти навыки могли бы пригодиться вам в будущем.
Не бойтесь признать, что однажды вы можете уйти в поисках другой работы или, может, даже начать свой собственный бизнес. Работодатели уже давно не ждут, что сотрудники останутся у них навечно.
11. «Почему вы хотите оставить работу, которая есть у вас сейчас?
Начнем с того, о чем не нужно говорить (если вы представляете работодателя, вам стоит насторожиться):
Не говорите о том, что вам не нравится ваше начальство. Не говорите о том, что не можете поладить с коллегами. Не поливайте грязью саму компанию.
Сосредоточьтесь на выгоде, которую принесет вам этот шаг. Расскажите о том, чего хотите достичь. Расскажите о том, чему хотите научиться. Расскажите о том, как планируете развиваться. При этом не забудьте упомянуть о выгоде для потенциального работодателя.
Люди, которые жалуются на начальство и коллег, подобны сплетникам. Если они сплетничают о ком-то еще, настанет день, когда они начнут сплетничать и о вас.
12. «Какие рабочие условия кажутся вам наиболее привлекательными?»
Если вам нравится работать в одиночестве, но вы претендуете на должность оператора центра обработки звонков, честный ответ будет звучать неуместно.
Найдите способы совместить свои потребности с принятыми в компании правилами. Если вы не можете этого сделать, скорее всего, вам стоит поискать другую работу.
13. «Расскажите о самом сложном решении, которое вам довелось принять за последние полгода»
Задавая этот вопрос, работодатель хочет оценить умение кандидата решать проблемы и подыскивать аргументы, а также готовность к риску.
Хороший ответ должен включать в себя аргументы, которые помогли принять решение (например, анализ больших объемов данных для выявления оптимального направления движения).
Великолепный ответ также описывает взаимоотношения со всеми, кто был вовлечен в процесс принятия решений, а также его последствия.
14. «Опишите свой стиль управления»
Это вопрос, на который сложно ответить, не прибегая к банальностям. Попытайтесь привести примеры. Скажите: «Позвольте рассказать вам о трудностях, с которыми я столкнулся, занимая должность руководителя. Думаю, они дадут полное представление о моем стиле». После этого опишите, как вы решали проблему, мотивировали команду, преодолевали кризис и т.д. Объяснитье, что и зачем вы делали, чтобы собеседник понял, как именно вы управляете другими людьми.
Не забудьте упомянуть о результатах, которых вы достигли.
15. «Расскажите о ситуации, в которой вы были не согласны с решением большинства. Что вы сделали?»
Окружающие нас люди иногда принимают решения, с которыми мы не согласны. И это нормально, важно лишь то, как мы проявляем свое несогласие. (Мы все знаем тех, кто любит оставаться после собраний, чтобы оспорить решение, которое они прилюдно поддержали.)
Продемонстрируйте свой профессионализм. Докажите, что умеете конструктивно высказывать свои опасения. Если однажды вам удалось изменить общее мнение, и это изменение было удачным, хорошо. Если подобных примеров нет, подчеркните, что вы можете поддержать решение, даже если оно кажется вам неверным (речь не идет о неэтичных и безнравственных решениях).
Каждой компании нужны честные и решительные сотрудники, готовые открыто поделиться своими опасениями, но при этом подчиниться большинству, если свою правоту доказать не удастся.
16. «Как бы вас описали другие люди?»
Я ненавижу этот вопрос. Это же пустая трата слов! Правда, однажды я все же его задал и получил ответ, который мне очень понравился.
Что может быть лучше?
17. «Что нам стоит ожидать от вас в первые три месяца работы?»
В идеале, этот вопрос должен исходить от работодателя, желающего определиться со своими ожиданиями относительно нового сотрудника.
Отвечать нужно так:
Используйте этот план ответа, добавив в него подробностей с учетом специфики вашей работы.
18. «Чем вы любите заниматься в нерабочее время?»
Многие компании считают, что их культура очень важна, и используют информацию о предпочтениях кандидата вне работы, чтобы определить, впишется ли он в команду.
19. «Сколько вам платили на предыдущем месте работы?»
Это сложный вопрос. Обычно его задают перед тем, как сделать предложение по зарплате, и вы должны ответить честно, но при этом не прогадать.
Попробуйте метод, предложенный Лиз Райан. Скажите: «В настоящее время я сосредоточился на вакансиях, которые позволили бы мне зарабатывать примерно 50 тысяч рублей. Ваша вакансия подходит под этот критерий, верно?» (Вообще-то, вы наверняка уже знаете ответ, но почему бы не подыграть?)
Может, собеседник вам ответит, а может, и нет. Если он настраивает на конкретной цифре, вы можете поделиться информацией, а можете и воздержаться. На самом деле, ваш ответ значит не слишком много. Работодатель не предложит вам больше, чем он может предложить, и вы либо примете предложение, либо откажетесь от него.
20. «Улитка сидит на дне колодца глубиной 9 метров. Каждый день она проползает 2 метра, а за ночь сползает вниз на 1 метр. Сколько дней ей понадобится, чтобы вылезти из колодца?»
В последнее время подобные вопросы становятся все популярнее (спасибо, Google!). Возможно, ваш собеседник и не ждет, что вы тут же броситесь высчитывать. Скорее всего, он хочет понять, как вы мыслите.
21. «Вы хотели что-то спросить?»
22. «Каких результатов я должен достичь в течение первых трех месяцев работы?»
Если вам не задали этот вопрос, задайте его сами. Зачем? Хорошие кандидаты стремятся взяться за дело без промедления. Они не хотят тратить недели и месяцы на то, чтобы «получше узнать организационную структуру». Они не видят смысла в ориентационных мероприятиях и предпочитают учиться на ходу.
Они хотят приносить пользу уже сейчас.
23. «Назовите три качества, которыми обладают ваши лучшие сотрудники»
Хорошие кандидаты хотят быть хорошими сотрудниками. Они знают, что все компании разные, и для успешной работы в них требуются разные качества.
Может, все хорошие сотрудники работают допоздна. Может, вы цените творческий подход выше, чем умение четко следовать протоколу. Может, вы стремитесь завоевывать новые рынки, поэтому привлечение новых клиентов для вас важнее, чем долгосрочные отношения со старыми. А может, вам нужны те, кто готов потратить равное количество времени на начинающего покупателя и на оптового постоянного заказчика.
Хорошие кандидаты нужно это знать. Они хотят убедиться не только в том, что впишутся в коллектив, но и в том, что смогут достичь успеха.
24. «От чего на самом деле зависят результаты работы в этой должности?»
Инвестируя в сотрудников, работодатели ждут, что они принесут ему прибыль (иначе зачем вообще им платить?).
В каждой работе есть виды деятельности, которые приносят большую отдачу, чем другие. Вам нужен HR-специалист, чтобы заполнял открытые вакансии, но на самом деле он должен находить правильных людей, тем самым минимизируя процент текучести кадров, сокращая издержки на обучение новых сотрудников и повышая общую производительность.
Вам нужен слесарь-ремонтник, чтобы чинил приборы, но на самом деле он должен эффективно решать проблемы клиентов и выстраивать взаимоотношения с ними так, чтобы они обращались к нему снова и снова.
Хорошие кандидаты хотят знать, какие качества позволят им внести наибольший вклад в общее дело, потому что их личный успех зависит от успеха всей компании.
25. «Перечислите приоритеты компании на этот год. Какой вклад я смогу внести, если займу эту должность?»
Каждый кандидат желает знать, что его работа важна для окружающих.
Хорошие кандидаты хотят заниматься значимым делом, служить высшей цели и работать с людьми, которые разделяют их ценности.
В противном случае работа теряет смысл.
26. «Какой процент ваших сотрудников был нанят по рекомендации?»
Все это говорит о качестве рабочего окружения и об атмосфере в коллективе.
27. «Что вы будете делать, если. «
Даже если кандидат рассматривает работодателя как стартовую площадку для высокого прыжка, он все равно надеется на рост и развитие. Принимая предложение работодателя, каждый сотрудник надеется уйти от него по собственному желанию, а не потому, что компанию вытеснили с рынка.
Предположим, вы владеете магазином лыж. Примерно в километре от вас открылся еще один магазин. Как вы планируете бороться с конкуренцией? Или, предположим, у вас есть птицефабрика. Что вы сделаете, чтобы снизить расходы на корм?
Хорошие кандидаты хотят не только понять, как вы мыслите. Они хотят узнать, что вы собираетесь делать в ближайшем будущем и найдется ли в вашем плане место для них.
Как отвечать на неудобные вопросы во время собеседования
Каким бы мирным ни было собеседование, для соискателя — это стресс. Особенно, если интервьюер задает вопросы, на которые нет однозначно правильных ответов. Кажется, что рассказав все честно и открыто, можно упустить свой шанс на работу мечты. Но и врать будущему работодателю в начале отношений — не вариант. Forbes спросил у HR-специалистов, как отвечать на неудобные вопросы так, чтобы вам было комфортно, а работодатель доволен.
«Расскажите о своих недостатках»
Не отшучивайтесь и не отрицайте, что у вас есть недостатки, советуют специалисты. У всех есть минусы, но рассказывать о них нужно правильно. Признаваться во всех смертных грехах не стоит. Только в тех, говорит генеральный директор CAF Group Наталья Ионова, которые относятся к работе и помогли вам стать лучше. Вспомните о слабостях, с которыми вы справились, сделав это вашими сильными сторонами. Сознайтесь, например, что у вас плохо получалось планировать, но вы стали лучше справляться, прочитав книгу или пройдя тренинг.
Или расскажите, что у вас был недостаточный уровень английского языка, советует директор практики «Финансы и аудит» Cornerstone Ольга Петровская, что вы не ладили с таблицами Excel или плохо понимали систему ценообразования. Но разобрались, научились и стали едва ли не экспертом. Главное, здесь рассказать, как свою слабость вы превратили в силу, причем еще раз подчеркнув, насколько вы профессиональны. Ведь «идеальных людей не бывает, но именно осознанность, признание своих недостатков и работа над собой говорят о вашей зрелости», — считает старший консультант в рекрутинговой компании Hays Наталья Махмуткина.
Высший пилотаж при ответе на этот вопрос — превратить свои недостатки в достоинства. Допустим, вы сова, и не очень активны с утра. Рассказывая об этом, добавьте, что зато после 12 часов вы готовы свернуть горы и поэтому не срываете дедлайны. Хорошим минусом для работодателя будет ваш перфекционизм, внимательность к деталям или повышенное чувство справедливости. Часто выигрышные минусы вашей натуры зависят от самой вакансии. Поэтому перед собеседованием внимательно изучите ее описание: так вы сможете понять, какие ваши слабости, на самом деле являются плюсами в глазах будущего работодателя.
«Почему вы ушли с прошлого места работы?»
Все, что вы ответите на этот вопрос, может использоваться против вас. Ведь для HR-специалиста это будет проекцией того, как сотрудник поведет себя при увольнении из компании, в которую собеседуется. Поэтому, даже если ваше предыдущее место работы было адом на земле, начальник — самодуром, а коллектив — клубком змей, то эксперты советуют оставить это знание при себе.
В том случае, если вам просто надоело предыдущее место работы, и вы хотите что-то изменить, признаваться в этом тоже не стоит. Потенциальному работодателю, рассказывает Махмуткина, это может сигнализировать о том, что сотруднику новая работа тоже может наскучить в любой момент, а значит, он способен подвести и рассчитывать на него будет сложно. Не стоит рассказывать и то, что вас не устраивала зарплата, задачи были неинтересными, а карьерного роста не предвиделось. Кстати, именно эти ответы, говорит Ольга Петровская из Cornerstone, самые популярные. Но в этом случае HR-специалист скорее всего поинтересуется, а пытались ли вы что-то сделать, чтобы исправить ситуацию. Поэтому, решившись отвечать на этот вопрос таким образом, готовьтесь к нескольким уровням неудобных вопросов.
В общем, услышав этот вопрос, советует Наталья Ионова из CAF Group, постарайтесь меньше говорить о компании и людях, с которыми вы работали, лучше сфокусируйтесь на собственных проектах: что вам удалось сделать, каких успехов вы добились. Правильный ответ, добавляет Петровская, здесь будет связан с желанием развиваться и расти как специалист. И обязательно упомяните, что те задачи, на которые вы приходили в предыдущей компании, вы выполнили. В таком случае, у будущего работодателя, говорит она, сложится впечатление, что вы доводите начатое до конца.
«Как вы представляете себе работу мечты?»
Главное, что работодатель хочет узнать из ответа на этот вопрос — насколько вы хотите работать в компании и какую пользу вы можете принести. Поэтому самое важное здесь, считает Наталья Махмуткина из Hays, соблюсти баланс. Не нужно описывать место, на которое вы претендуете, как работу мечты. Просто вплетите в рассказ об идеальном месте работы элементы текущей вакансии, советует специалист. Например, если деятельность связана с высоким уровнем конкуренции не только во внешнем рынке, но и внутри отдела, говорит Ольга Петровская, то работу мечты можно описывать как желание работать в такой среде или иметь много вызовов. Если же претендуете на должность, которая не предполагает карьерного роста, то желанными критериями можно назвать предсказуемость, отсутствие хаоса и порядок.
Можно воспользоваться нейтральными вариантами. По мнению Натальи Ионовой, уместнее всего сказать, что вакансия мечты должна идеально соответствовать вашим личным интересам, ценностям и профессиональным навыкам, а затем описать эти интересы, ценности и навыки. Можно, например, сказать, что вы интересуетесь этой сферой уже много лет, или что для вас важно, что корпоративные ценности совпадают с вашими.
Если вы страстно желаете переехать в другую страну и работать удаленно, то об этих мечтах, советует Махмуткина, на собеседовании лучше помалкивать. Расскажите о них только в том случае, если компания даст вам такую возможность. Если нет — такой кандидат вряд ли станет лучшим.
«Расскажите о своих достоинствах»
Как правило, рассказывает Ольга Петровская, все кандидаты делятся на два типа: одни обожают рассказывать о себе и своих достоинствах, другие, наоборот, ведут себя как партизаны — интервьюерам приходится едва ли ни клещами вытягивать из них эту информацию. Если вы принадлежите к первой категории людей, которых, кстати, по словам Петровской, меньшинство, то главное правило для вас — благоразумность и адекватность. Так, бухгалтер может ответить, что обладает кропотливостью, усидчивость и небольшой долей перфекционизма. Для PR-менеджера подойдут умение работать с людьми, располагать их к себе и общительность. Лучше всего, советует Наталья Ионова, ограничиться тремя пунктами, но каждый подкрепить примером.
А вот в случае, если вам кажется, что вы просто хорошо делаете свою работу, и ничего особенного в свой профессии не умеете, то перед интервью, обязательно проанализируйте историю своих достижений и то, благодаря каким компетенциям, качествам и чертам характера вы это сделали. Если вам сложно хвалить себя — для вас особенный прием, делится Наталья Махмуткина: представьте, что у вас юбилей, на котором собрались ваши друзья и коллеги. Каждый произносит тост и за что-то вас благодарит. Понаблюдайте, за что они вам благодарны. А вот чего делать не нужно, в любом случае, так это «переигрывать» и нахваливать себя. И помните, что о ваших достоинствах и сильных сторонах лучше вас никто не расскажет.
«Кем вы видите себя через пять лет/десять лет?»
Этот вопрос — тест на амбициозность, адекватность оценки профессионального опыта, на то, ставите ли вы долгосрочные цели и планируете ли их достигать. Ответ зависит от того, действительно ли вы амбициозны. Если да, то по мнению Натальи Ионовой из CAF Group, уместно даже ответить, что хотите занять руководящую должность. Но сделать это нужно так, чтобы ваши планы не выглядели угрозой для карьеры менеджера, который вас собеседует. В этой ситуации, делится Ионова, подойдет ответ: «Думаю, что к этому времени мне удастся значительно повысить свою компетенцию, что позволит подняться на следующий уровень». Но вот на какой именно уровень, лучше не уточнять.
Если вам вполне комфортно занимать одну должность продолжительное время или вам достаточно изменений в горизонтальной плоскости, смело говорите, что планируете развиваться в своей области, чтобы стать экспертом и подключаться к более сложным проектам: обучаться, ходить на конференции, обмениваться опытом с коллегами.
В любом случае, считает Наталья Махмуткина, придумывать или приукрашивать карьерный путь, которому вы следовать не собираетесь, не стоит. Если c самого начала вы скажете, что хотите занять руководящий пост в компании, а на самом деле согласны на горизонтальный рост, то спрашивать с вас будут больше, чем вы можете дать. Не открывайте своих грандиозных планов и на собеседовании в компанию, в которой осуществить вы их не можете. Говорить о том, что планов у вас нет вовсе, добавляет Ионова, тоже не нужно, как и углубляться в личные перспективы.