Управление Роспотребнадзора поРеспублике Алтай на основании обращений потребителей, поступающих на горячую линию, разъясняет:
В соответствии с пунктом 3.8.1. «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ 30.08.1993 г. № 104, индивидуальный предприниматель, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями.
В случае отсутствия размена монеты покупатель может потребовать жалобную книгу и описать в ней происшедшее с целью уведомления руководителя предприятия об имеющейся проблеме при расчетах с потребителями.
Отказ принять оплату в виде любой купюры означает отказ от продажи товара, а это серьезное нарушение прав потребителя, так как договор купли-продажи является публичным договором. К такому договору применяются правила, установленные частью 3 статьи 426 ГК РФ. «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». То есть, если в магазине не берут деньги покупателя из-за отсутствия размена, то это может означать фактический отказ продать товар.
Дело в том, что при получении от покупателя денег за товар кассир должен назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю вместе с чеком. При этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно (п. «в» ч. 4.1 Типовых правил эксплуатации ККМ).
Законодательством не предусмотрено право продавца, торгующего в розницу, отказать покупателю в передаче покупки только потому, что у продавца отсутствует сдача. Следовательно, продавец должен принять деньги в оплату товара, выдать товар и произвести с покупателем расчет (выдать сдачу). За нарушение прав потребителей, в том числе, за ущемление их прав в виде требования передать в оплату покупки купюру иного достоинства, КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 742 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Пожалуй, каждый потребитель сталкивался с ситуацией, когда у продавца или кондуктора не оказывалось сдачи. Обычно продавец категорически кивает головой и отправляет вас искать разменную монету. В ином случае и вовсе отказывается совершать продажу, хотя право на это продавец не имеет. А эти странные объявления в транспорте: «Купюры 500, 1000, и 5000 руб. к оплате не принимаются». С этого-то момента продавец начинает нарушать закон и права потребителя. Отказ продавца принять оплату в виде любой денежной купюры означает отказ от заключения договора купли-продажи, который по Гражданскому кодексу Российской Федерации приравнивается к публичному договору. Отказ продавца или пассажироперевозчика от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю требуемые товары или услуги не допустим.
Как многие полагают, если вы являетесь постоянным покупателем магазина, то для разрешения сложившейся ситуации вам предложат докупить какой-нибудь товар, чтобы произвести расчет, либо продавец самостоятельно найдет способ разменять купюру. Хотя, по закону, никаких исключений быть не должно: любой потребитель должен быть обслужен, и может расплатиться любой купюрой. Вопрос, касающийся отсутствия сдачи у продавца, самого потребителя волновать никак не должен!
Продавец обязан иметь или обеспечить сдачу в любое время работы магазина, в том количестве, которое необходимо для расчета с покупателями. Согласно письму Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104 о правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, «руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами «в количестве, необходимом для расчетов с покупателями».
ИТАК, У ПРОДАВЦА НЕТ СДАЧИ, И ОН ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ РАСЧЕТ ЗА ТОВАР И ПРОДАВАТЬ ТОВАР.
Автор: Ирина Калина, дата публикации: 29.04.2011 Обновленно: Дарья Пестова, дата обновления: 13.12.2018 Перепечатка без согласия редакции преследуется по закону. Охраняет Законом «Об авторском праве».
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.
2к В только открывшийся магазин входит человек «Здравствуйте, можете разменять 5к мелкими?» «Здравствуйте, нет, не можем, у нас пустая касса» «А давайте тогда я куплю ручку, а вы мне сдачу дадите?»
Популярные статьи
Магазины и супермаркеты выходят на новый уровень торговли, становясь своеобразными мышеловками и лабиринтами с грамотно расставленными капканами. В магазинах применяется целый набор уловок, ведясь на которые потребители совершают много спонтанных и ненужных покупок.
Нередко потребителю приходится сталкиваться с такими понятиями, как гарантийный срок, срок службы и срок годности, каждый из которых имеет свое особое значение. Многие покупатели часто путаются и не видят разницы между этими категориями, а ведь период времени, отведенный для каждого из сроков, и другие характеристики могут разниться.
В России праздник получил свой вес только в 1992 году, когда 7 февраля был принят Федеральный Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей». Как же проходит этот интересный праздник? Кого поздравлять и как праздновать?
Покупатель приходится иногда слышать отговорку продавца при обмене товара: товар не является технически сложным и обмену не подлежит. Надо разобраться в этом вопросе, чтобы аргументировано возразить продавцу.
С утра в большинстве магазинов нет выручки. В кассе нет наличных. Но все это не избавляет от риска того, что в 10 часов утра придет покупатель с неразменными 2 тысячами рублей. Отсутствие размена – это не повод отказывать в обслуживании клиенту. А потому рекомендуется сформировать разменный фонд. Он состоит из монет небольшого значения. Это могут быть купюры номиналом 10, 50, 100, 500 рублей. Формировать разменный фонд нужно правильно. В обратном случае возникнут проблемы при налоговой проверке.
Как правильно выдать фонд
Деньги передаются кассиру каждый день. Делать это нужно с утра. Средства передаются на основании кассового ордера. Последний составляется по форме №КО-2. Деньги передаются главбухом или другим лицом с соответствующими полномочиями. Размер суммы и номинал денег определяются конкретным торговым центром. Нужно учитывать средний чек магазина, проходимость в утреннее время.
В РКО нужно прописать «разменный фонд» в строке, в которой указывается основание передачи денег. В завершение дня средства, полученные под размен и оставшиеся с утра, сдаются с выручкой под приходный кассовый ордер. Последний документ составляется по форме №КО-1.
На возврат разменных денег и выручки рекомендуется оформлять разные приходные документы. Необходимы они для свидетельства того, что излишек средств в ККТ – это именно размен.
На базе оформленных РКО и ПКО выполняются записи в кассовой книге по форме №КО-4. В журнале, составляемом по форме №КМ-4, никаких сумм фиксировать не требуется. В этой бумаге отражается только выручка, которая прошла через кассовый аппарат. Если это правило не будет соблюдаться, налоговые службы могут найти правонарушение: выручка не была оприходована.
Если торговое предприятие состоит из нескольких точек по торговле, разменный фонд выдается старшему кассиру. Именно он обязан распределить деньги между всеми кассирами. Для целей документации нужно завести книгу учета денег, принятых и выданных кассиром. Книга эта составляется по форме №КО-5.
ВАЖНО! В ФЗ №402 «О бухучете» от 6 декабря 2011 года в последней редакции есть изменения. В частности, теперь отменено требование об обязательном использовании унифицированных форм первички. Однако кассовые первичные документы (приходные и расходные бумаги, книга для учета денег, выданных сотруднику) ведутся по специальным формам.
Что делать, если время работы магазина и бухгалтерского отдела различается
Часто часы работы магазина и бухгалтерского отдела различаются. Рассмотрим ситуации, когда магазин открывается раньше. В этом случае деньги на размен можно выдать вечером. В расходном ордере указывается следующая дата. То есть деньги фактически выдаются в один день, а в документе вносится следующая дата.
Проблема может быть в том, что магазин закрывается позднее. В таком случае сдать выручку и размен можно в начале следующего дня. При этом составляется приходной ордер, составляемый за предыдущую дату. В день сдачи выручки нужно не забыть зафиксировать выдачу размена на актуальную дату.
К СВЕДЕНИЮ! Рассмотренный порядок не совсем правомерный. Документ об операции нужно оформлять той датой, в которую фактически была выполнена операция.
Магазин и бухгалтерский отдел расположены далеко друг от друга: что делать
Бухгалтерский отдел может быть в одном конце города, а магазин – в другом. В этом случае придется тратить много времени на езду туда и обратно. Можно ли этого избежать? Да. Для этого можно использовать схему с выдачей денег кассиру под отчет. Средства можно выдать под отчет на месяц. Подобная схема никакими нормативными актами не запрещена.
Выдача денег под отчет предполагает, что кассир отсчитывается о расходовании выданных средств в течение 3 дней после истечения месячного срока. Процедура выдачи предполагает это сопровождение:
Отчетные деньги должны быть оприходованы. Однако на практике все нет так. Обычно деньги просто остаются в кассе. В большинстве случаев никакого штрафа за это нет, так как правонарушение почти невозможно обнаружить.
Порядок оформления фонда
Выдача кассиру размена регулируется Типовыми правилами использования ККМ, установленными Минфином №104 от 30 августа 1993 года. В частности, речь об этом идет в пункте 3.8 и 3.8.1. В этих пунктах прописано, что кассир, в начале рабочего дня, должен получить все нужное для исполнения своей деятельности. В перечень необходимых предметов входят и разменные купюры. Выдаются деньги под роспись. Основание выдачи – расходного кассового ордера. Никаких документов больше оформлять не нужно. Составленные расписки и акты приема в данных обстоятельствах не будут иметь юридической силы. Второй шаг – внесение информации в кассовую книгу.
Формирование фонда выполняется на основании этих двух бумаг. Они подтверждают, что в кассе находятся именно деньги для размена, а не излишки. По завершении дня остаток сдается.
Для облегчения прохождения проверки рекомендуется издать локальный приказ о выдаче РФ. В нем указывается точная сумма налички для целей размена, условия выдачи денег, сдача по каждой ККТ. Копию Приказа и ордер рекомендуется хранить на месте установки кассы. Документы должны быть всегда под рукой. Нужно это для того, чтобы их можно было оперативно достать при проверке.
ВАЖНО! На выручку, облагаемую налогом, и разменные деньги составляются различные ордеры.
ВНИМАНИЕ! Если в компании работает несколько кассиров, нужно составить еще одну бумагу. В частности, это книга учета предоставленных денег. Составляется она по форме №КО-5.
Дополнительная информация
Как сформировать фонд, если магазинов несколько? Все деньги передаются старшему продавцу, который сам распределяет их между другими кассирами. Деньги выдаются сотруднику под отчет.
Где хранить деньги, переданные под отчет? Лучше использовать для этого кассу.
Можно ли оформлять фонд на продолжительный срок? Ответа на этот вопрос в нормативных актах нет. В них указано только, что деньги под размен должны выдаваться продавцу каждый день. Но там ничего не сказано о том, нужно ли возвращать эти средства. В законе не прописан максимальный срок выдачи денег. А потому можно предоставить средства по кассовому ордеру, выпустить приказ. В приказе указывается срок выдачи. К примеру, это может быть месяц.
Бухучет разменного фонда
При взаимодействии с разменным фондом используются эти записи:
Главный первичный документ – кассовый ордер. Информация, указанная в проводках, и сведения, содержащиеся в первичке, должны совпадать друг с другом.
Права потребителя: что делать, если у кассира нет размена
Metro продолжает рубрику
В лучшем случае, кассир отправится за разменом и отпустит покупку. Однако нередко в таких ситуациях посетитель уходит ни с чем. Подобными историями поделились с Metro читатели.
В «зоне риска» оказываются покупатели с купюрами номиналом от 1000 до 5000 рублей.
В то же время, отсутствие размена может поджидать не только в продуктовых или маленьких частных супермаркетах, но и магазинах одежды. Решают проблему потребители по-разному. Одни оставляют товар на кассе и уходят, другие стоят на своем. Меньше всего шансов разобраться у тех, кто пришел за покупками вечером.
Некоторые читатели предпочитают более решительные методы отстаивания своих прав.
Проблема отсутствия размена крупных купюр свойственна не только отечественному рынку. Алексей Третьяков, председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, рассказал Metro, что сталкивался с подобной ситуацией в Европе около 10 лет назад. Особенно велик был риск уйти ни с чем на заправочных станциях и магазинах при них. На дверях супермаркетов просто вывешивали постер с указанием номинала, который не примут сотрудники. Эксперт обозначил истоки проблемы тогда и сейчас.
Если же говорить об инкассации, после которой касса может остаться без необходимой наличности, то здесь, как отмечает эксперт, действуют «узко-ведомственные интересы».
По словам юриста Юлии Цветковой, согласно пункту 3.8.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», директор организации, либо его заместитель, дежурный администратор обязаны обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в размере, необходимыми для расчета с покупателями.
Она уточняет, что покупателю не имеют право отказать и в оплате горстью монет. В этом случае на стороне потребителя уже другая статья закона, согласно которой банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей (ст. 30 ФЗ «О Центральном Банке РФ»).
Согласно п.3.8.1 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ №104 от 30.08.1993, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размер остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями. В случае отсутствия размена, покупатель может потребовать жалобную книгу и описать в ней происшедшее, а также пожаловаться в Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей, так как отказ принять оплату в виде крупной купюры означает отказ от продажи товара, а это грубое нарушение прав потребителей.
В силу ст. 492 п.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи является публичным договором, поэтому к нему можно применить правила, установленные ст. 426 ч.3 ГК РФ: отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.
Таким образом, если в торговой точке не берут деньги покупателя из-за отсутствия размена, то это может означать фактический отказ продать товар.
Прокуратура Тамбовской области
Прокуратура Тамбовской области
Имеет ли право продавец отказаться продавать товар, если нет сдачи?
Согласно п.3.8.1 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ №104 от 30.08.1993, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размер остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями. В случае отсутствия размена, покупатель может потребовать жалобную книгу и описать в ней происшедшее, а также пожаловаться в Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей, так как отказ принять оплату в виде крупной купюры означает отказ от продажи товара, а это грубое нарушение прав потребителей.
В силу ст. 492 п.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи является публичным договором, поэтому к нему можно применить правила, установленные ст. 426 ч.3 ГК РФ: отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.
Таким образом, если в торговой точке не берут деньги покупателя из-за отсутствия размена, то это может означать фактический отказ продать товар.