если нет туалета на рабочем месте что делать
Держите в себе: в туалет – только с разрешения работодателя
Что случилось
Причиной для появления подобного разъяснения Роструда послужило обращение некоего работника, который жаловался на действия своего работодателя.
В частности, заявитель сетовал на то, что работодатель постоянно угрожает, что будет на каждый поход в туалет составлять акты и применять дисциплинарную ответственность. Как вариант – вычитать из оплачиваемого рабочего времени то время, которое сотрудник проводит в туалете.
По мнению работодателя, все рабочее время сотрудники обязаны проводить именно на своем рабочем месте, выполняя трудовые обязанности. Хождение по туалетам в трудовые обязанности сотрудников не входит. Следовательно, оплачиваться такие походы не должны.
Право на посещение туалета в рабочее время
Посещение сотрудниками туалетов трудовым законодательством никак не регламентировано. Между тем, в ТК РФ есть специальная статья 22, где закрепляются основные права и обязанности работодателя. Так вот одной из таких обязанностей является обеспечение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
Понятие «бытовых нужд» в данной норме не раскрывается, но посещение туалета к таким нуждам, безусловно, относится. Как относится к ним, например, прием пищи.
При этом статья 223 ТК РФ все санитарно-бытовое обслуживание работников возлагает именно на работодателя. В этих целях работодатель оборудует для своих работников:
То есть работодатель не только не вправе запретить посещение туалетов, но он еще и обязан обеспечить бесперебойную работу этих самых туалетов. Неисправность туалета повлечет невозможность нормальной работы.
Поэтому в такой ситуации сотрудники вправе объявить простой по вине работодателя и прекратить работу до исправления проблем с туалетом. Причем время простоя работодатель обязан будет оплатить (ст. 157 ТК РФ).
На рабочем месте нет туалета, какими могут быть последствия для работодателя?
На рабочем месте нет туалета. 1,5 года сотрудники справляются с этим кто как. Какие могут быть последствия для работодателя, если коллектив подаст жалобу?
Согласно статьи 22 ТК РФ:
Работодатель обязан:
…
обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
Также на основании статьи 56 ТК РФ при заключении трудового договора:
работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Вы вправе обратиться с жалобой в СЭС, трудовую инспекцию. Работодатель несет административную ответственность за правонарушения, связанные с нарушением трудового законодательства, согласно статьи 5.27 КоАП РФ:
1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Обязан ли работодатель организовать санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение в офисе?
Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
ВОПРОС
В ст. 223 ТК РФ указано: «работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи».
Необходимо ли эти требования выполнять для офисных работников при наличии расположенных поблизости кафе и столовых, а помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки невозможно предоставить.
Как можно трактовать данную статью ТК РФ в применении к офисным работникам?
Также в организации имеются специалисты с функцией управления транспортными средствами категории В, для них отведено специальное помещение для отдыха.
ОТВЕТ
Указанные санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, посты для оказания первой помощи в обязательном порядке должны организовываться работодателем только при наличии установленных требований в законодательстве (СанПины и т.д.), а также в случае, если в коллективном договоре или локальных актах организации установлена такая обязанность.
Соответственно, в офисном здании нет необходимости выполнять указанные требования, если иное не предусмотрено коллективным договором или локальными актами.
Однако отсутствие помещения для приема пищи даже при наличии в доступности кафе или столовых может быть признано нарушением в случае, если работникам запрещено принимать пищу на рабочем месте (законом или работодателем).
Также все без исключения работодатели должны иметь медицинскую аптечку, укомплектованную согласно требованиям, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
ОБОСНОВАНИЕ
В силу ст. ст. 22, 223 ТК РФ, санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Вместе с тем положения ст. ст. 22, 223 ТК РФ работодатель может реализовать в любой форме (виде).
Организация санитарно-бытового обслуживания работников включает в себя оборудование санитарно-бытовых помещений, гардеробных, душевых, умывальных, туалетов, курительных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.
Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Определении от 16.04.2009 N 444-О указал на то, что ч. 1 ст. 223 ТК РФ в системной связи с абз. 14 ч. 2 ст. 22 и абз. 7 ч. 2 ст. 41 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, условиями коллективного договора, соглашений и добровольно принятыми на себя обязательствами.
Так, для отдельных организаций требования по созданию комнат для приема пищи установлены санитарными нормами. К примеру, работники организации торговли обязаны соблюдать правила личной гигиены, в том числе не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи разрешается в специально отведенном помещении или месте) (п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01 «2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001).
Организация санитарно-бытового обслуживания работников регламентируется «СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782). Нормы СП 44.13330.2011 касаются новых, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых производственных предприятий промышленности различных форм собственности и применяются при проектировании административных и бытовых зданий высотой до 50 м (п. 1.1 Свода правил СП 44.13330.2011).
На основании п. 62 Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденной Минздравом СССР 31.12.1966 N 658-66, использование производственных помещений для принятия пищи запрещается.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 «2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003). Разделом V «Требования к административным и бытовым зданиям и помещениям» даже не предусматривается отсутствие санитарных комнат в указанных помещениях, а только фиксируются требования к их оснащению.
Требования к оборудованию санитарно-бытовых помещений содержатся в санитарных правилах и нормативах. Так, например, в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.2.3.1384-03.2.2.3. «Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141, предусмотрено включение в состав санитарно-бытовых помещений гардеробных, душевых, умывален, санузлов, курительных мест, мест для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. В соответствии с ведомственными нормативными документами допускается предусматривать в дополнение к указанным и другие санитарно-бытовые помещения, оборудование. Состав санитарно-бытовых помещений определяется с учетом группы производственного процесса и их санитарной характеристики.
Согласно пункту 5.27 СП 44.13330.2011, при списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт. На каждом посту для оказания первой помощи должна быть аптечка (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Ее состав определен Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н. В частности, согласно Приказу аптечка должна оснащаться средствами для временной остановки кровотечения и перевязки ран, изделиями для проведения сердечно-легочной реанимации. Лекарственные средства в состав аптечки не входят (Письмо Минздрава России от 05.10.2018 N 14-3/2095930). Перечень изделий медицинского назначения, которыми должна быть укомплектована аптечка, приведен в Приложении к указанному Приказу и является исчерпывающим. Работодатель не вправе заменить какое-либо изделие самостоятельно (п. 1 примечаний к Приложению).
Перечень мероприятий по обеспечению нормальных условий труда, в том числе и необходимость оборудования помещения (комнаты) для отдыха в организации, следует закрепить в положении об охране труда, правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и технике безопасности, приказе или распоряжении руководителя и коллективном договоре.
Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Опции темы
Поиск по теме
Люди! Помогите, можно ли что-то предъявить директору во всем офисе прорвало трубы, нет воды и не работает туалет? На какой закон сослаться?
санитарно-бытовые условия наверное.
счас тут все за. не отмоешь никогда..
Увольнением, увольнением и еще раз увольнением. Не может же директор без сотрудников остаться. я так думаю.
А еще лучше уйти в оплачиваемый внеплановый отпуск до момента починки туалета: сотрудники сидят дома, зарплата капает, директор ищет ремонтников.
В СЭС не пробовали? Они следят за гигиеной помещений. А еще подскажите им проверить освещенность рабочих мест. Мало не покажется.
тоже выход. но отпустят ли. Возможно порекомендуют уйти в неоплачиваемый. В свою очередь сотрудникам это не очень понравится.
Скажи ему, что в сортир каждый раз домой ездить будешь.
Только что пацаны идею подкинули. Говорят была подобная проблема, так они для сотрудников биотуалет соорудили.
Вы попросите директора и Вам биотуалет или биокабинку поставить
Только что пацаны идею подкинули. Говорят была подобная проблема, так они для сотрудников биотуалет соорудили.
Вы попросите директора и Вам биотуалет или биокабинку поставить
Ага, а завтра она себе душевую кабину потребует.
Лихо, однако, вы с бедной Светланочкой!
Эх, народ, веселитесь?
А вот у нас в здании один придурок трубы перерезал, которые в туалет хол воду подводили. Не хочу, грит, чтобы они в моем офисе проходили. А то не видел их, когда покупал эти помещения.
И полсотни народу месяц без туалета, а здание в промзоне, домой мухой не слетаешь.
Потом правда горячую воду бросили. Ну, скажу вам, это что-то!
Написали заяву в прокуратуру за самоуправство, оттуда бортанули в СОЮ. Тоже думали-думали мы что и как предъявить, какой ущерб, как рассчитать-доказать. Так все и осталось.
Вопрос: Обязан ли работодатель сократить рабочий день, если известно, что целый день не будет воды, соответственно, не будет работать и туалет? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)
Обязан ли работодатель сократить рабочий день, если известно, что целый день не будет воды, соответственно, не будет работать и туалет?
Работодатель обязан обеспечить работниками соответствующими условиями труда, в том числе в части санитарно-бытового обслуживания. Невыполнение им данного требования является нарушением прав работника на соответствующие условия труда.
Работодатель вправе объявить простой в данном случае. Однако объявление простоя является правом, а не обязанностью работодателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
Ст. 223 ТК РФ закреплены требования в части санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников. Так, обеспечение санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и др.
ТК РФ различает несколько его видов: простой по вине работодателя, простой по причинам не зависящим от работодателя и работника, простой по вине работника (ст. 157 ТК РФ).
Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.