если нет военного билета при приеме на работу что делать
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Возможен ли прием на работу без военного билета
Работодатель при оформлении трудового договора с соискателем обязан затребовать военный билет (или иной документ воинского учета). Игнорирование этого требования – нарушение закона.
Законодательное обоснование
Военник входит в состав бумаг, нужных при устройстве в фирму (на основании статьи 65 ТК РФ). Если сотрудник не предоставит билет работодателю, последний может отказать в должности. Перечень лиц, которые должны иметь рассматриваемый документ, изложен в ФЗ №53 от 28 марта 1998 года. Этот закон регламентирует пункты, касающиеся военной обязанности. Рассмотрим подробнее части этого нормативного акта:
Воинский учет в компаниях регламентируется также Положением, установленным Постановлением Правительства №719 от 27 ноября 2006 года.
Главный нормативный акт, обуславливающий необходимость предоставления билета, – статья 65 ТК РФ. В этой статье указано, что военнообязанные лица должны подготовить билет или временное удостоверение, а лица в призывном возрасте – специальное удостоверение. Бумаги нужны даже тем сотрудникам, которые не ходили в армию. Им также выдается соответствующее удостоверение. В нем проставляется отметка о том, что человек не проходил воинскую службу.
Для чего нужен военник при трудоустройстве
Если компания принимает лицо на должность, она должна известить об этом факте военкомат. Если трудоустраиваться пришел человек, подлежащий призыву, но не предоставивший военного билета, принимать его на работу рискованно. Таких лиц трудоустраивают в компанию крайне неохотно. Связано это с данными обстоятельствами:
Как правило, при отказе в трудоустройстве соискателю не называют причину решения работодателя. Связано это с тем, что лицо в связи с незаконным отказом в работе может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.
Кого можно принимать без билета
Требовать документ у всех без исключения соискателей работодателю не нужно. В частности, предоставлять военный билет не нужно этим категориям лиц:
Важно! Принимать мужчин старше 60 лет без билета можно, но только с оговоркой. В частности, актуально это только в том случае, если соискатель не имеет звания, предполагающего военной обязанности.
Кого принимать на работу нельзя
Следующие категории соискателей принимаются в организацию исключительно при наличии у них военного билета:
Сотрудник не может скрывать от работодателя информацию о своем звании. Это существенные сведения, которые должны сообщаться при трудоустройстве.
В организацию был принят работник без военного билета. Со дня принятия прошло уже два месяца, военный билет он так и не принес. Можно ли к данному работнику применить дисциплинарное взыскание? Предусмотрена ли ответственность для организации?
Посмотреть ответ
Какие страницы военника важны
При приеме мужчины на работу нужно сделать копии этих страничек:
О наличии этих копий должен позаботиться представитель кадровой службы. Важно, чтобы копии были четкими. Информация с них должна хорошо читаться.
Ответственность за прием на работу без военника
Компания может трудоустроить человека даже тогда, когда он не предоставил билет. Однако она должна оповестить о приеме на работу соискателя военкомат. На направление оповещения предоставляется 2 недели. Необходимость уведомления военкомата установлена пунктом 1 статьи 4 ФЗ №53 «О воинской обязанности» от 28 марта 1998 года. Если работодатель этого не сделает, на него накладывается административная ответственность на основании части 3 статьи 21.4 КоАП РФ. Штраф составит от 3 до 10 размеров МРОТ.
Если руководитель трудоустраивает в компанию сотрудника, не предъявившего военный билет, он нарушает положения статьи 5.27 КоАП РФ. За это правонарушение предполагается следующий штраф:
Чем большую ответственность берет на себя компания, тем больший штраф на нее накладывается.
Вопрос: Работник устроился на работу шесть лет назад, предъявив приписное свидетельство. Обязан ли отдел кадров истребовать у него военный билет или справку взамен него, если работнику исполнилось 28 лет? Предусмотрена ли ответственность работодателя в такой ситуации?
Посмотреть ответ
Не принимают на работу без военника: что делать
Закон относительно трудоустройства без билета весьма двояк. Компании обязаны направлять военкомату оповещение о приеме на работу мужчины призывного возраста. Одновременно работодатель не имеет права отказать в трудоустройстве на основании отсутствия документа. Это может быть истолковано как необоснованный отказ, определение которого содержится в статье 64 ТК РФ. Как правило, руководитель не извещает соискателя об истинной причине отказа. Однако человек все равно может оспорить решение работодателя. Для этого ему нужно обратиться в трудовую инспекцию с соответствующей жалобой. Альтернативный вариант – направление иска в суд. Соискатель может одновременно обращаться и в суд, и в инспекцию.
Альтернативный вариант – получение военника. Выдается он в следующих случаях:
Если человек не был призван до 27 лет, он должен обратиться в военкомат, пройти специальный осмотр и предоставить объяснительную записку.
Что делать работодателю, если соискатель не предоставляет билет
Работодатель находится в наиболее сложном положении. Он рискует и при приеме сотрудника без билета, и при отказе ему в должности. В первом случае руководитель может быть привлечен к ответственности, а во втором – наказан за необоснованный отказ в трудоустройстве. Существует два выхода из сложного положения:
Однако последний вариант также нельзя назвать однозначным, так как оповещение направляется на основании военного билета, предоставленного сотрудником.
Возможен ли прием на работу без военного билета в 2021 году
Для осуществления трудоустройства кадровые службы, помимо целого перечня надлежащих документов, требуют для мужчины и предоставление послужного списка, однако многих молодых людей по-прежнему волнует вопрос, возможен ли будет приём на работу без военного билета в 2021 году, произошли ли какие-либо изменения в данном постановлении и что делать, если таковой документ отсутствует.
Сталкиваясь с определёнными трудностями при зачислении в рабочий штат, мужчины, действительно, не знают, как выйти из сложившейся ситуации самым благополучным образом. Возможно ли это вообще и какие существуют правовые «лазейки», с помощью которых можно обрести рабочее место, даже при условии отсутствия на руках ВБ, – расскажет наш материал.
Можно ли трудоустроиться без без военного билета в 2021 году
Согласно статье 65 ТК РФ, военный билет включается в перечень документов, необходимых к предоставлению при трудоустройстве. Вместе с тем работодатель не имеет права в отказе для приёма на работу граждан, которые не имеют послужного списка, но, конечно, при том условии, если другие объективные причины для не взятия в штат отсутствуют.
В реальной действительности трудовые организации неохотно берутся за дело с такими соискателями, поскольку у нанимателя в дальнейшем может возникнуть ряд проблем, о которых мы подробнее поговорим несколько позднее. Однако ни одна кадровая служба не откроет потенциальному наёмному рабочему истинную причину отказа в трудоустройстве, если на самом деле она заключается в отсутствии у него так называемого военника. И всё потому, что в сложившейся ситуации молодой человек имеет полное право подать жалобу в трудовую инспекцию с целью дальнейшего разбирательства.
Как оформить приём на работу без военного билета в 2021 году
В случае возникновения подобной ситуации, когда организация отказала в трудоустройстве, пояснив своё решение отсутствием военного билета, соискатель для достижения желаемой цели может пойти несколькими путями:
Конечно, добиться принятия на рабочее место можно любым из этих способов, но наиболее оптимальный вариант – получить документ военного учёта, поскольку его наличие имеет немаловажное значение не только в вопросе трудоустройства, и в дальнейшем в отдельных сферах жизни он может сыграть решающую роль. Кроме того, оформление военного билета и его выдача на руки потребует куда меньше времени, чем обращение в тот же суд с проведением последующего судебного разбирательства.
Для того, чтобы получить подобный документ, необходимо:
Штраф за приём на работу без ВБ
Любые трудовые организации несут прямую ответственность за приём на работу граждан, которые не предоставили военный билет. За нарушение трудового законодательства работодателю предусмотрено наказание в виде административного штрафа:
Какая ответственность за приём на работу без ВБ
Требования работодателя по предъявлению военного билета при трудоустройстве имеют законные основания, что подтверждается теми сведениями, которые содержит статья 65 ТК РФ. В ней излагается чёткий перечень документов, необходимых для предоставления кадровым службам, и отдельным пунктом значится потребность в приложении к пакету документов приписного свидетельства или военного билета.
Чаще всего, при отсутствии подобного документа, работодатель принимает решение об отказе в трудоустройстве, не раскрывая при этом истинную причину. Однако в том случае, если организация принимает на работу такого гражданина, она нарушает трудовое законодательство, что влечёт за собой наказание в виде административного штрафа. Во-первых, сам факт заключения трудового договора с работником, не имеющим военный билет, – уже нарушение правопорядка (статья 5.27 КоАП РФ). Во-вторых, при зачислении молодых людей в штат организация обязана предоставить соответствующие сведения в военкомат, а поскольку документ военного учёта отсутствует, выполнить это требование будет невозможно. Непредоставление необходимой информации военному комиссариату – также правонарушение, за которое работодателю придётся заплатить ещё один штраф (пункт 3, статья 21.4 КоАП РФ).
Различают следующие виды нарушений:
Ежегодно работодатель обязан информировать военкомат о молодых людях, возраст которых в будущем году достигнет 17-ти лет. Такие сведения подаются до 1 ноября включительно.
Для чего нужен военник при трудоустройстве
При заключении трудового договора организация, принимающая на работу гражданина РФ, обязана подать соответствующие сведения в военкомат. Стоит заметить, что руководители, берущие в свой штат молодого человека, у которого отсутствует послужной список, подвергают себя риску, ведь в случае выявления подобного факта им придётся понести административное наказание.
В связи с этим трудовые организации чаще всего отказывают в предоставлении рабочего места лицам, не имеющим на руках военный билет. Причина кроется в нежелании не только брать на себя ответственность, но и обучать, подготавливать тех сотрудников, которых в любой момент могут отозвать в армейские ряды. Как правило, работодатель не называет истинную причину своего отказа, поскольку соискатель может подать жалобу в трудовую инспекцию и даже в суд.
Документом воинского учёта является не только военный билет или выданное вместо него удостоверение (как правило, такая официальная бумага имеется на руках у военнообязанных граждан, которые состоят в запасе). Если речь идёт о призывнике, то он может предъявить удостоверение гражданина, направляющегося на военную службу. В отдельных случаях соискатель предоставляет справку из военкомата, и трудовые организации обязаны её принять: подобный документ выдаётся военнообязанным гражданам России, достигшим двадцатисемилетия, но не прошедшим по определённым причинам воинскую службу. Данная справка становится полноправной заменой военного билета.
Кого можно принимать без билета
Однако для отдельных соискателей существуют и исключения, в соответствии с которыми предоставлять военный билет не нужно. К категории таковых лиц относятся:
Кого принимать на работу нельзя
Существует категория лиц, которых трудоустраивать при условии отсутствия у них военного билета категорически запрещается. К ним относятся:
Скрывать о наличии звания категорически возбраняется, поскольку извещение об этом является требованием законодательства, соответственно при его нарушении соискатель привлекается к ответу с последующим административным наказанием.
Что делать, если не берут на работу без военника?
Закон, принятый правительством РФ, о трудоустройстве соискателя без наличия у него военного билета довольно неоднозначный. С одной стороны, любая трудовая организация обязана информировать военный комиссариат о взятии в рабочий штат молодого человека призывного возраста. С другой, работодатель не имеет ровно никакого права не принять на работу лицо, обратившееся с целью трудоустройства и одновременно не имеющее на руках соответствующего документа, то есть военный билет. Трудовой инспекцией, в случае обращения к её представителям, это может быть воспринято как необоснованный отказ, что регламентировано статьёй 64 ТК РФ.
Именно по этой причине чаще всего работодатель не даёт истинного обоснования соискателю по поводу невзятия его на имеющуюся вакансию. В случае официального уведомления потенциального работника об отказе в трудоустройстве, связанным с отсутствием документа военного учёта, соискатель вправе обратиться за помощью в трудовую инспекцию. Составив соответствующую жалобу и подав её на рассмотрение, можно рассчитывать на то, что правда окажется на стороне гражданина, желающего получить рабочее место. В качестве альтернативы допускается обратиться сразу в суд. Кроме того, соискатель может подать жалобу одновременно в обе указанные инстанции.
Теме не менее, получение военного билета – это наиболее приемлемый вариант, который откроет дорогу в любые организации. Выдать его могут в следующих случаях:
В том случае, если гражданин по каким-либо причинам не был призван в военкомат, а ему уже исполнилось 27 лет, он обязан самостоятельно обратиться в военный комиссариат, пройти необходимый медицинский осмотр, а затем предоставить объяснительную бумагу.
Какие страницы военного билета должны быть в личном деле сотрудника
Порядок ведения кадрового учёта периодически проверяется государством с целью установления его соответствия принятым законодательством нормам. Центральный орган, контролирующий данные вопросы, – это трудовая инспекция. Именно она осуществляет проверку личных дел всех работников, в которых, кроме основного перечня документов, подшит и копия военного билета.
Данная бумага в обязательном порядке должна содержать следующую информацию:
Каждый работник отдела кадров должен иметь в виду, что военные билеты при трудоустройстве бывают двух типов: те, которые получают по окончанию обучения на военных кафедрах (речь идёт о билете офицера запаса), а также те, которые выдаются в самих воинских частях. Информация располагается в них по-разному, по этой причине необходимо проявлять предельную внимательность, которая поможет избежать административного наказания за неимение документа военного учёта при трудоустройстве.
Отзывы
Наша семья недавно переехала, ни одной повестки я ещё не получал. Конечно, не радовать это меня не может, но, с другой стороны, сейчас я заканчиваю обучение и совсем скоро планирую подыскивать себе работу. Волнует вопрос, смогу ли я трудоустроиться с учётом отсутствия у меня военного билета. Знакомый говорит, что без военника или приписного свидетельства меня не допустят даже к прохождению медкомиссии. Отпишитесь, пожалуйста, кто владеет точной информацией на этот счёт.