если обратиться к словарю с вопросом что такое вежливость тире
ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Двоеточие ставится | Примеры |
1. Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным причины). | Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.) |
2. Если второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А ИМЕННО ЧТО). | Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (= Большинство сходилось на одном, а именно что старые законы никуда не годятся.) |
3. Если второе предложение дополняет смысл первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным). | Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дёргает меня за рукав.) |
4. Если в первом простом предложении опускаются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО. | Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка. (= Серёжа оглянулся и увидел, что к нему бежал соседский мальчонка.) |
Примечание: следует отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами стоит двоеточие.
Например: В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман.
В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно простое, а не сложное бессоюзное. В нем ставится двоеточие, потому что обобщающее слово стоит перед однородными членами.
• двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает содержание или причину.
Пример: Я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю некоторой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен.
• двоеточие в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.
Пример: Жанр романа «Мастер и Маргарита» определить крайне трудно, и он насчитывает множество определений, таких, как: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание № 1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 3. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 4. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(7)- А для чего мне откупаться? Теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю. барин у нас хороший.
Задание № 6. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(7)Я с удивлением поглядел на Касьяна; слова его лились свободно; он не искал их, он говорил с тихим одушевлением и кроткою важностию, изредка закрывая глаза.
Задание № 8. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 9. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
№ задания | Ответ |
1 | 35 |
2 | 16 |
3 | 67 |
4 | 17 |
5 | 67 |
6 | 45 |
7 | 46 |
8 | 56 |
9 | 17 |
10 | 46 |
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Формулировка задания: найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: пунктуационные правила, правила постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в простом и сложном предложении. Но, судя по заданию, данному в демонстрационном материале 2019 года, особенно востребованным в 21 задании будут знания постановки тире и двоеточия.
Таким образом, 21 задание связано с проверкой знаний пунктуационных правил. Предлагается из небольшого текста выписать номера предложений, в которых ТИРЕ ставится по одному правилу. Но может быть дан вариант, в котором нужно будет выписать номера предложений, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится по одному правилу или ЗАПЯТАЯ, или ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. То есть по заданию нужно определить конструкцию, в которой стоит названный знак, и найти такую же. Задание требует повторения прежде всего правила постановки тире и двоеточия как в простом, так и в сложном предложении, в нём проверяется умение осуществлять пунктуационный анализ текста.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
Задание № 1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 4. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(7)Я с удивлением поглядел на Касьяна; слова его лились свободно; он не искал их, он говорил с тихим одушевлением и кроткою важностию, изредка закрывая глаза.
Задание № 6. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(7)- А для чего мне откупаться? Теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю. барин у нас хороший.
Задание № 8. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 9. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
ЕГЭ. Задание 21. Пунктуационный анализ
ЗАДАНИЕ 21.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 21. Пунктуационный анализ»
Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.
Формулировка задания: найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: пунктуационные правила, правила постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в простом и сложном предложении. Но, судя по заданию, данному в демонстрационном материале 2019 года, особенно востребованным в 21 задании будут знания постановки тире и двоеточия.
Таким образом, 21 задание связано с проверкой знаний пунктуационных правил. Предлагается из небольшого текста выписать номера предложений, в которых ТИРЕ ставится по одному правилу. Но может быть дан вариант, в котором нужно будет выписать номера предложений, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится по одному правилу или ЗАПЯТАЯ, или ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. То есть по заданию нужно определить конструкцию, в которой стоит названный знак, и найти такую же. Задание требует повторения прежде всего правила постановки тире и двоеточия как в простом, так и в сложном предложении, в нём проверяется умение осуществлять пунктуационный анализ текста.
ТИРЕ ПРИ ПРИЛОЖЕНИИ
Приложение отделяется ТИРЕ, если стоит в конце предложения и имеет уточняющее значение, является разъяснением к сказанному: в этом случае перед приложением можно вставить слова «А ИМЕННО».
Въехали в Крюково — большое просторное село с ухоженными улицами. (=Въехали в Крюково, а именно большое село с ухоженными улицами.)
Распространённое приложение, стоящее после определяемого слова, выраженного собственным именем существительным, выделяется с двух сторон запятыми или выделяется с двух сторон тире.
А. С. Пушкин, великий русский поэт, является основоположником русского литературного языка.
Распространённое приложение, стоящее перед определяемым словом, выраженным собственным именем существительным, не обособляется.
Великий русский поэт А.С. Пушкин является основоположником русского литературного языка.
Замечательный русский пианист Святослав Рихтер известен всему миру.
Тире в простом предложении ставится также между подлежащим и сказуемым и если предложение является неполным.
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ и СКАЗУЕМЫМ
1. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
2. Если подлежащее и сказуемое выражены именами числительными или словосочетаниями с числительными.
4. Если подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.
Если перед сказуемым стоят указательные частицы это, вот, значит, это значит, то тире ставится перед ними.
Москва — это столица России.
1) Если в конструкциях, требующих постановки тире между подлежащим и сказуемым (оба главные члены предложения выражены именами существительными в именительном падеже), после подлежащего идёт причастный оборот, то в этом случае ПЕРЕД ТИРЕ ставится ЗАПЯТАЯ как пунктуационный знак, закрывающий обособление определения, выраженного причастным оборотом.
2) Если в конструкциях, требующих постановки тире между подлежащим и сказуемым (оба главные члены предложения выражены именами существительными в именительном падеже), после подлежащего идёт придаточное определительное, то в этом случае ПЕРЕД ТИРЕ ставится ЗАПЯТАЯ как пунктуационный знак, закрывающий выделение на письме придаточной части.
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ НЕ СТАВИТСЯ
2. Если перед сказуемым, выраженным именем существительным, стоит отрицательная частица НЕ.
Примечание: если сказуемое выражено неопределённой формой глагола, то тире сохраняется.
3. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит один из сравнительных союзов КАК, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО, ЧТО.
Поле как разноцветный ковёр.
4. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит один из соединительных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, И.
Апрель тоже весенний месяц. Андрей и мой друг.
5. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит ВВОДНОЕ СЛОВО.
Литература, по словам Белинского, учебник жизни.
6. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит ОБРАЩЕНИЕ.
Образование, мой друг, опора в жизни.
7. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит одна из частиц ЛИШЬ, ТОЛЬКО.
Март только начало весны.
8. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит ДОПОЛНЕНИЕ или ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.
Петров мне друг. Костя теперь студент.
9. Если в предложении содержится инверсия: сказуемое, выраженное именем существительным, предшествует подлежащему, выраженному также именем существительным.
Странный человек этот лекарь!
Жизнь прекрасна и удивительна!
ТИРЕ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) После обобщающего слова перед однородными членами ставится ДВОЕТОЧИЕ.
Зазеленело всё: поля, луга, леса.
2) После однородных членов перед обобщающим словом ставится ТИРЕ.
Всё: поля, луга, леса — зазеленело весной.
ТИРЕ ПРИ ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ
При помощи тире могут выделяться вводные предложения, если они достаточно распространённые (имеют второстепенные члены):
ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. Тире ставится в неполном предложении на месте пропущенных членов предложения или их частей, пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения:
2. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-нибудь члена или даже без пропуска, например:
3. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым):
ТИРЕ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Приведённые далее схемы помогут вам вспомнить правила оформления прямой речи:
ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. Если первое простое предложение указывает на условие того, о чём говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным условия).
2. Если первое простое предложение указывает на время того, о чём говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным времени).
3. Если второе простое предложение содержит вывод, следствие из того, о чём говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить наречие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным следствия).
4. Если простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены друг другу по смыслу (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А или союз НО).
5. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения).
6. Если во второй части содержится неожиданный результат, даётся указание на быструю смену событий.
7. Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово ЭТО).
ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным причины).
Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.)
2. Если второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А ИМЕННО ЧТО).
Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (= Большинство сходилось на одном, а именно что старые законы никуда не годятся.)
3. Если второе предложение дополняет смысл первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным).
Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дёргает меня за рукав.)
4. Если в первом простом предложении опускаются слова
И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО.
Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка. (= Серёжа оглянулся и увидел, что к нему бежал соседский мальчонка.)
Примечание: следует отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами стоит двоеточие.
Например: В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман.
В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно простое, а не сложное бессоюзное. В нем ставится двоеточие, потому что обобщающее слово стоит перед однородными членами.
• двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает содержание или причину.
Пример: Я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю некоторой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен.
• двоеточие в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.
Пример: Жанр романа «Мастер и Маргарита» определить крайне трудно, и он насчитывает множество определений, таких, как: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание № 1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 3. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 4. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(7)- А для чего мне откупаться? Теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю. барин у нас хороший.
Задание № 6. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(7)Я с удивлением поглядел на Касьяна; слова его лились свободно; он не искал их, он говорил с тихим одушевлением и кроткою важностию, изредка закрывая глаза.
Задание № 8. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 9. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание № 10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Пунктуационный анализ.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовка к егэ учитель русского языка и литературы ТИМОФЕЕВА С. В. Задание 21
Пунктуационный анализ Формулировка задания: найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
В 3-м и в 4-м предложениях тире поставлено на границе бессоюзных предложений одного значения – времени. В 5-м – тире выделяет вставную конструкцию. В 7-м – тире соединяет два предложения в составе бессоюзного сложного предложения (вторая часть представляет собой присоединительное предложение), второе тире поставлено между прямой речью и словами автора. Таким образом ответ: 34 Ответ: _______________
Задание 21 связано с проверкой знаний пунктуационных правил. Предлагается из небольшого текста выписать номера предложений, в которых ТИРЕ ставится по одному правилу. Но может быть дан вариант, в котором нужно будет выписать номера предложений, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится по одному правилу или ЗАПЯТАЯ, или ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. То есть по заданию нужно определить конструкцию, в которой стоит названный знак, и найти такую же.
Темы, которые необходимо знать, чтобы решить это задание: Знаки препинания между подлежащим и сказуемым Знаки препинания при сравнительных оборотах Знаки препинания при уточняющих членах предложения Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания при прямой речи, цитировании Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Тире в простом и сложном предложениях
ТИРЕ Не путать с дефисом! Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный. Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р (доктор), о-во (общество).
ТИРЕ при ПРИЛОЖЕНИИ Обособленное приложение – это выделяемое запятыми или тире одиночное имя существительное с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? и поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение.
Приложение отделяется ТИРЕ: Если стоит в конце предложения и имеет уточняющее значение, является разъяснением к сказанному: в этом случае перед приложением можно вставить слова «А ИМЕННО». Он очень любил эту игру – шахматы. (= он очень любил эту игру, а именно шахматы) Въехали в Крюково – большое просторное село с ухоженными улицами.(= Въехали в Крюково, а именно большое просторное село с ухоженными улицами.)
Распространенное приложение, стоящее после определяемого слова, выраженного собственным именем существительным, выделяется с двух сторон запятыми или выделяется с двух сторон тире. А. С. Пушкин, великий русский поэт, является основоположником русского литературного языка. Святослав Рихтер – замечательный русский пианист – известен всему миру. Сергей Львович – большой любитель литературы – собрал библиотеку.
Распространенное приложение, Стоящее перед определяемым словом, выраженным собственным именем существительным, не обособляется. Великий русский поэт А. С. Пушкин является основоположником русского литературного языка. Замечательный русский пианист Святослав Рихтер известен всему миру.
Тире в простом предложении ставится также между подлежащим и сказуемым и если предложение является неполным.
ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Между подлежащим и сказуемым, если : Сущ Им.п. – Сущ.Им.п. Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже БЕЗ связки. Примеры: Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом. Пример: Мой друг – семи пядей во лбу.
Примечание: Если перед сказуемым стоят указательные частицы это, вот, значит, это значит, то тире ставится перед ними. Примеры: Москва – это столица России. Быть любимым – вот счастье. Много двигаться – значит быть здоровым. Помогать людям – это значит не быть одиноким.
Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в Им.п. ТОЛЬКО при противопоставлении (Пример: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик…) логическом подчеркивании сказуемого ( Пример: Я – страница твоему перу.) В остальных случаях тире НЕ ставится.
Инф. – предикативное наречие на – О Если сказуемое выражено наречием на – О, если между главными членами предложения содержится ярко выраженная ПАУЗА. (Примеры: Уступить – позорно. Готовиться к экзаменам – не так просто.)
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится Тире не ставится Пример 1. Если подлежащее выраженоличным местоимением, а сказуемое – существительным. Я учитель. 2. Если перед сказуемым, выраженным существительным, стоит отрицательнаячастица НЕ. Примечание: если сказуемое выражено неопределённой формой глагола, то тире сохраняется. Бедностьнепорок. Чайпить –недрова рубить. 3. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, стоит один из сравнительных союзовКАК, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО, ЧТО. Полекакразноцветный ковёр.
Тире не ставится Пример 4. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, стоит один из соединительных союзовТОЖЕ, ТАКЖЕ, И. Апрельтожевесенний месяц. Андрейимой друг. 5. Если междуподлежащим и сказуемым, выраженными существительными, стоитВВОДНОЕ СЛОВО. Литература,по словамБелинского,учебник жизни. 6. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, стоитОБРАЩЕНИЕ. Образование,мой друг,опора в жизни. 7. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, стоит одна из частицЛИШЬ, ТОЛЬУКО. Марттольконачало весны.
Тире не ставится Пример 8. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, стоит ДОПОЛНЕНИЕ илиОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Петров мне друг. Костя теперь студент. 9. Если в предложении содержится инверсия(обратный порядок): сказуемое,выраженное существительным, предшествует подлежащему, выраженному также существительным. Старыйчеловек этот лекарь! 10. Если подлежащее выражено существительным, а сказуемое– прилагательным в краткой форме. Жизнь прекрасна и удивительна!
При помощи тире могут выделяться вводные предложения, если они достаточно распространённые (имеют второстепенные члены): Мой приход – я это мог достаточно легко заметить – несколько смутил гостей. Тире при вводных конструкциях
Тире в неполном предложении Тире ставится в неполном предложении на месте пропущенных членов предложения или их частей. Пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения: Яков приезжал из Воронежа, Гаврила – из Москвы. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-нибудь члена или даже без пропуска: Каждому казалось, что та жизнь, которую он сам ведёт, есть одна настоящая жизнь, а которую ведёт приятель – есть только призрак (Л.Т.). Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): На столе – стопочка книг и даже какой-то цветок.
Знаки препинания при цитировании Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «….». Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее. Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками Береги честь смолоду. Пословица.
Тире в бессоюзном сложном предложении Тире ставится Примеры Если первое простое предложение указывает на условиетого, о чём говорится во втором (в начале первой части можно поставить союзЕСЛИи превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным условия). Будетзавтра хорошая погода – пойдём в лес.(= Если будет завтра хорошая погода, пойдём в лес.) 2. Если первое простое предложение указывает на времятого, о чём говорится во втором (в начале первой части можно поставить союзКОГДАи превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным времени). Лес рубят – щепки летят.(= Когда лесрубят, щепки летят.)
Обратите внимание (ТАК СКАЗАЛ ФИПИ) Если речь идет о двоеточии в БСП (бессоюзном сложном предложении), то каждый случай постановки запятой считается ФИПИ отдельным правилом. То есть если в тексте будут предложения, в которых ставится двоеточие в бессоюзном предложении, важно проверить, на каком основании. Например, у вас в тексте три предложения с двоеточие в БСП, одно объясняется тем, что там причинные отношения между частями, а два других объясняются тем, что там отношения дополнительные, то в качестве ответа указываете только 2 предложения с отношением дополнения. Итого в ответе будет 2 предложения, а не 3, несмотря на то что все три двоеточия в БСП.
Двоеточие в БСП Двоеточие ставится Пример Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом(между частями такого БСП можно вставить союзыТАК КАК, ПОТОМУ ЧТОи превратить его в СПП с придаточным причины). Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.(= Любитекнигу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.) 2. Если второе предложение поясняет,раскрывает содержание первого (между частями БСП можно вставить союзА ИМЕННО ЧТО). Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся.(= Большинство сходилось на одном:,а именно чтостарые законы никуда не годятся. ) 3. Если второе предложение дополняет смысл первого (между частями БСП можно вставить союзЧТОи превратить его в СПП с придаточным изъяснительным). Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав.(= Вдруг чувствую, что кто-то дёргает меня за рукав.) 4. Если в первом простом предложении опускаются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО. Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка.(= Серёжа оглянулсяи увидел, что к нему бежал соседский мальчонка.)
Примечание: Следует отличать БСП с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами стоит двоеточие. (В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман. В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно простое, а не сложное бессоюзное. В нём ставится двоеточие, потому что обобщающее слово стоит перед однородными членами.).
Запомните: Двоеточие в БСП поясняет, раскрывает содержание или причину. (Я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю некоторой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен.) Двоеточие в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами. (Жанр романа «Мастер и Маргарита» определить крайне трудно, и он насчитывает множество определений, таких, как: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама.)
Задания для самостоятельной работы Задание № 1 Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым – это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. (2)Вежливость предполагает умение уважительно и тактично общаться с людьми.(3) Быть предельно вежливым – обязанность каждого. (4) Очень важное проявление вежливости, по мнению психологов, сказать при встрече «здравствуйте» первым. (5) Позволить себе никак не ответить на приветствие – продемонстрировать свою невоспитанность. (6) Невоспитанный человек как будто червивое яблоко. (7) Интеллигентность, по мнению многих людей, подлинное украшение человека. Ответ_______________
Ответы: Задание 1: _____35_______ Задание 2: _____17_______