если в ателье сшили не то что нужно
Клиент заплатил химчистке 1180 рублей, а потом потребовал 500 тысяч
После новогодних праздников мужчина принес в краснодарскую химчистку платье и брюки. Платье — Кристиана Диора, а брюки — Сальваторе Феррагамо. За очистку их от следов былого веселья он заплатил 1180 рублей.
Когда все было готово, клиент забрал вещи и ушел. Спустя месяц он вернулся с претензиями: на красном платье нашлось белое пятно, а брюки стали короче. Вещи испорчены, носить их нельзя, и виновата химчистка — отдавайте деньги. Но, конечно, не 1180 рублей, а двукратную стоимость платья и брюк — то есть 500 тысяч рублей. Стоимость услуг тоже верните и моральный ущерб компенсируйте. Химчистка в шоке, начались суды.
Почему клиент химчистки потребовал столько денег?
По его словам, химчистка испортила вещи. Носить их больше нельзя. По закону за такое можно требовать двукратную стоимость вещей и компенсацию расходов. Мужчина так и сделал. Кристиан Диор нынче недешев — за платье и брюки набежало полмиллиона. Потерпевший заручился поддержкой объединения по защите прав потребителей и пошел в суд.
Если это законно, почему химчистка не заплатила?
Когда химчистка отдала вещи, претензий от клиента не было. Он не пришел с вопросами по поводу пятна и уменьшенных брюк ни через неделю, ни через две. И где вообще доказательства, что это белое пятно появилось после химчистки? Может, платье еще раз стирали, а брюки неправильно гладили?
Химчистка не признала свою вину в порче вещей, отказалась платить и оказалась в суде.
Что сказали суды?
Если кто-то взялся оказывать услуги, нужно делать это качественно. Когда при выполнении какой-то работы используется материал или вещь заказчика, исполнитель должен следить за их сохранностью: он за это отвечает.
Если сразу при приемке понятно, что в химчистку отдают вещь с недостатками, нужно это зафиксировать. А если химчистка приняла вещи без пятен и усадки, а вернула с дефектами, придется заплатить клиенту две цены.
Еще надо вернуть все деньги за услуги, заплатить неустойку и штраф, раз не согласились на добровольную компенсацию.
Вот заключение экспертизы. Там написано, что пятно на платье появилось из-за того, что его терли отбеливателем. А брюки дали усадку на два размера, потому что их погладили слишком горячим утюгом. Вещи новые, износ всего 5—10%.
Права потребителя нарушены, верните ему деньги.
По поводу двукратной стоимости вещи — все так. Если в работу взяли вещь или материал заказчика, тут есть такой вид ответственности, как двойная стоимость. Когда клиент обращается в химчистку, он фактически заключает договор бытового подряда. Еще тут работает закон о защите прав потребителей.
Если с вещью что-то случилось, химчистка или ателье заменят ее или заплатят две цены. Но есть правила бытового обслуживания. В них написано, что потребитель должен принять работу и сразу осмотреть вещь при исполнителе. Если обнаружатся недостатки, о них положено немедленно сообщить, составить акт и все в нем зафиксировать. Если недостаток вскроется позже, потому что сразу его нельзя было заметить, тогда сообщить необходимо в разумный срок.
Иногда недостатки можно заявлять даже в течение пяти лет — как с недвижимостью. Но это не касается вещей после химчистки, и там другая ответственность.
Обычно доказывать отсутствие вины должен продавец или исполнитель. Но с продажей товаров или оказанием услуг по-другому. Тут доказывать должны обе стороны. Если клиент не предъявил никаких претензий, когда забирал вещи из химчистки, он все равно может требовать компенсацию. Но только если сам докажет, что пятно и усадка появились до того, как он принял вещь.
А в этой истории мы видим вот что. Клиент химчистки забирает вещи 12 января. В квитанции он не указывает недостатки — забрал и пошел. 12 февраля он приходит в химчистку с претензиями и требует две цены за фирменные вещи.
Экспертиза показала, что пятно появилось от отбеливателя, а усадка брюк — от утюга. Но в заключении не написано, что все это по вине химчистки, и нет точной даты, когда появились проблемы с одеждой. Клиент мог целый месяц носить вещи и делать с ними что угодно: оттирать пятна и гладить не по инструкции.
Суды не обратили на это внимания. Да еще заставили химчистку доказывать, что дефекты появились не в процессе чистки, а после. Якобы только если докажет, тогда может не платить. Это незаконно.
Итог. Решения судов в пользу клиента химчистки отменили. Верховный суд сказал разбираться заново — апелляция процитировала выводы Верховного суда и вынесла решение в пользу химчистки: ничего она за испорченное платье и брюки не заплатит. А если что-то уже заплатила — ей все до копейки вернут.
Как получить деньги, если вещь и правда испортили?
Если сдаете одежду в химчистку или отдаете в ателье ткань на костюм, попросите написать на квитанции, что на ваших вещах и материалах нет брака, дефектов, пятен и сморщенных швов.
Укажите в квитанции стоимость вещи. Или храните чек о том, что это настоящий Кристиан Диор. Так проще доказать стоимость вещи, чтобы не делать этого в суде.
Когда будете забирать вещь, сразу осмотрите ее: нет ли пятен и дефектов, которых не было или не должно быть. Сразу, а не через месяц. В этой истории вполне могло быть так, что пятно и правда оставила химчистка, а мужчина не проверил, принес вещи домой и забыл про них на месяц. А когда рассмотрел, то увидел дефекты, но было уже поздно. Не доверяйте красивым упаковкам и улыбчивым менеджерам — проверяйте качество услуг и свои вещи сразу.
Если на вещи есть дефекты, пишите претензию не отходя от кассы. Если не принимают, отправьте почтой. После этого у вас все шансы получить:
Или требуйте, чтобы работу переделали. В зависимости от требований срок исполнения — 10 дней или 3 дня. Две цены можно требовать не всегда: с ателье и химчисткой это работает, а вот со стоянкой, которая не уследила за машиной, нет: там только ущерб.
Но тут есть вот какой нюанс: химчистка могла сразу предупредить вас, что дубленка может полинять, а рубашка станет розовой из-за особенностей ткани и процесса. Все это может быть написано мелким шрифтом в квитанции. Иногда бывает, что вещь и правда берут в чистку, но из-за особенностей ткани или выделки может быть непредсказуемый результат. Об этом должны предупредить.
Если вы согласились, предъявить претензии не получится. Но с белым пятном от хлорки на платье и уменьшенными из-за неправильной глажки брюками такое не пройдет: это очевидные дефекты из-за неправильной чистки и глажки. Тут главное — вовремя предъявить претензии. Если бы клиент не ждал месяц, у него было бы сейчас два платья от Диора и две пары новых брюк от Феррагамо.
Почитайте историю нашего автора про химчистку, которая требовала от него 16 тысяч вместо 490 рублей. До суда не дошло, но пришлось писать заявление в полицию. Зато владелец сам пришел в комментарии, извинился и предложил решение проблемы. Но не все владельцы химчисток такие, поэтому всегда читайте квитанции и сразу проверяйте свои вещи. И судитесь: госпошлину платить не нужно, помогает Роспотребнадзор, а результат может вам очень понравиться.
Недостатки работы (услуги): споры с ателье
Услугами швейного ателье мы пользуемся и для подгонки/починки одежды, и для пошива эксклюзивных вещей — например, свадебного платья или изысканной шубы. К сожалению, сотрудничество с портными и меховщиками может оказаться неудачным. Типичными проблемами являются:
В ателье испортили вещь — что делать?
Доказать, что в ателье испортили вещь, зачастую очень непросто, поэтому при возникновении споров рекомендуем вам сразу же обращаться за профессиональной помощью: в рамках бесплатной консультации наши специалисты подробно расскажут, на какие нормативные акты можно ссылаться в таком споре.
Законодательная база
Порядок предоставления услуг в РФ регламентируется Законом N 2300-1 «О защите прав потребителей» (глава III), в преамбуле этого закона раскрываются понятия «недостаток работы(услуги)» и «существенный недостаток работы(услуги)».
Положения о порядке оформления заказа и санкциях в случае нарушения договора вы найдете в «Правилах бытового обслуживания населения РФ».
Если вы нашли недостатки в работе швеи
Согласно ст. 29 Закона N 2300-1 выявленные недостатки в работе ателье дают заказчику право требовать:
Возмещение морального ущерба
Законом установлено также право потребителя на возмещение ущерба, причиненного некачественным или несвоевременным выполнением заказа. Это крайне актуально при пошиве нарядов для особых случаев, когда предусмотрена прямая защита прав потребителей (платье или костюм на свадьбу, концертные наряды и т.п.)
В таких случаях очень важно, чтобы претензия ателье за испорченную вещь была составлена правильно, а заказчик должен иметь на руках отметку об оплате (квитанцию) и экземпляр договора, который содержит все условия сотрудничества:
Если ателье отказывается компенсировать ущерб
Что делать, если в ателье испортили вещь и отказываются от своих обязательств, предписанных законом? Прежде всего необходимо на имя директора написать претензию (документ составляется в свободной форме, передается лично с визированием второго экземпляра или направляется по почте заказным письмом с уведомлением).
Если на претензию дан отрицательный ответ или в течение 10-ти дней ответ отсутствует вовсе, возможны варианты обращения:
В любом случае стоит заручиться поддержкой опытного юриста. Наши специалисты имеют успешный опыт решения подобных споров в досудебном (претензионном) порядке, а также уверенно представят ваши интересы в суде, добившись полного возмещения ущерба, возникшего в результате сотрудничества с недобросовестным исполнителем работ.
Также, Правилами бытового обслуживания (п. 26) установлена неустойка за нарушение указанных в договоре сроков — 3% цены оказания услуги/выполнения работы за каждый просроченный день.
Возврат одежды в магазин
Содержание
Правила возврата одежды в магазин
В соответствии с законом «О защите прав потребителей» покупатель может вернуть неподошедшую одежду в течение 14 дней, если товар без брака (и просто разонравился, не подошел в итоге по размеру, оказался не подходящим к туфлям или сумке). Если же товар с браком, то вернуть его можно в течение всего гарантийного срока, который устанавливает производитель или продавец.
Условия возврата одежды в магазин достаточно лояльны по отношению к клиентам. Однако покупателю могут отказать в возврате, если вещь потеряла товарный вид – то есть была ношена (в данном случае имеется в виду не примерка, а полноценное ношение в течение длительного времени, что сказывается на состоянии изделия), на ней отсутствуют ярлыки или есть недостатки, возникшие в результате носки.
В общем случае продавец сначала предложит обменять неподходящую вещь на аналогичную другого размера или фасона. Если покупателю ничего не подойдет, тогда ему обязаны вернуть деньги.
Какие категории вещей не подлежат обмену и возврату
Какие вещи нельзя вернуть в магазин:
Их можно сдать обратно в магазин только в том случае, если обнаружились дефекты (и было доказано, что они возникли не по вине покупателя, а являются фабричным браком или недостатком модели).
Основания для возврата одежды надлежащего качества
Возврат вещей в магазин возможен в течение 14 дней практически по любой причине: не подошел фасон, цвет; вы поняли, что хотели бы иметь эту вещь в другом размере; и так далее. Как мы писали выше, главное – чтобы сдаваемая в магазин вещь сохранила товарный вид (не срезайте ярлыки, фирменные этикетки). Можно ли вернуть вещь после 14 дней? Да, но только в том случае, если она с браком.
Срок возврата одежды в магазин
Срок возврата одежды в магазин по закону таков:
Как вернуть некачественную вещь в магазин
Если вы обнаружили дефект в приобретенной одежде, не пытайтесь устранить его самостоятельно (в этом случае покупку могут не принять назад). Если дефект проявляется только тогда, когда вещь надета на вас, сделайте фотографию или видеозапись, чтобы подтвердить свои слова в магазине. Вернуть бракованную вещь вы можете и без бирок. По закону вы можете предъявить одно из следующих требований:
Если у вас возникли убытки, можете также требовать компенсацию ущерба, нанесенного покупкой вещи с дефектом.
Право выбора варианта разрешения проблемы остается за покупателем.
У продавца могут возникнуть сомнения в том, что брак, на который ссылается покупатель, фабричный – в этом случае продавец вправе провести проверку качества, а в случае возникновения спора – экспертизу.
Как вернуть вещь в магазин? Порядок действий:
Это общий случай, как вернуть вещь в магазин с чеком. Если чек отсутствует, нужно будет восстановить его, и порядок действий будет тот же.
Срок возврата денежных средств
Деньги вам вернут наличными или на банковскую карту – это зависит от того, каким образом совершалась первоначальная покупка. Важно! Если карта, с которой вы совершали покупку, недействительна на момент обращения в магазин (заблокирована, утеряна, закончился срок действия и так далее), вы можете попросить изменить способ выплаты денег. Но это нужно сразу указать в заявлении.
Подведем итог!
В магазин можно вернуть и качественную, и бракованную одежду. Но сроки обращения и порядок действий будут зависеть от конкретной ситуации. Если вы предполагаете, что у вас может возникнуть желание вернуть одежду в магазин, не спешите срезать с нее ярлыки или наряжаться при выходе на улицу. Внимательно осмотрите обновку дома, убедитесь, что она подходит вам по размеру и устраивает вас по качеству, и только после этого начинайте активно использовать. Ряд вещей не подлежит возврату, но список этот крайне ограничен (в основном нательное белье), остальные предметы одежды должны менять или принимать назад с возвратом денег без проблем. Как сдать вещь обратно в магазин, мы подробно описали выше. Если у вас есть сомнения или вам отказали, советуем обратиться к юристу, который проконсультирует по всем вопросам.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
ВС объяснил, можно ли отказаться от сшитой на заказ одежды неправильного размера
Верховный суд разобрал спор жителя Московской области с фабрикой, специализирующейся на пошиве одежды. Заявитель заказал сорочку, но она оказалась не того размера, плюс на одежде были складки в ненужных местах. Истец счел, что такой рубашкой пользоваться невозможно и потребовал в одностороннем порядке расторгнуть договор и вернуть деньги, а также выплатить компенсацию и неустойку.
Балашихинский суд претензии оставил без удовлетворения, опираясь на выводы назначенной им экспертизы: специалисты решили, что изделие не имеет производственно-швейных и текстильных дефектов, но имеет изъян — недостаточную глубину проймы. Впрочем, эксперты сочли, что этот дефект не является следствием нарушения стандартов изготовления швейного изделия и образовался по причинам, не связанным с производством. К тому же, отмечают специалисты, сорочка соответствует снятым с истца меркам. Таким образом, пришли к выводу эксперты, выявленный недостаток является устранимым,
В связи с чем суд первой инстанции счёл, что у заявителя не было права на односторонний отказ от исполнения договора.
Однако Мособлсуд решил взыскать с фабрики как стоимость товара, так и неустойку, компенсацию морального вреда и расходы по оплате услуг представителя.
Суд апелляционной инстанции указал, что фабрика не представила доказательств изготовления истцу товара надлежащего качества, как и не привела аргументы о возможности устранения недостатка может без несоизмеримых расходов и затрат времени.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ с этим решением не согласилась.
В рассматриваемом споре стороны заключили договор бытового подряда, согласно которому подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу, а заказчик — принять ее и оплатить (пункт 1 статьи 730 ГК РФ).
«В случаях, когда работа выполнена с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для использования, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ)», — напоминает ВС.
Он поясняет, что норма статьи 737 ГК РФ делит дефекты на две категории — просто недостатки и существенные недостатки.
«Приведённая выше норма проводит различие между недостатками результата работы и существенными недостатками, устанавливая правомочия заказчика на отказ от исполнения договора подряда при наличии существенных недостатков результата работы и в зависимости от того, были или не были выполнены подрядчиком требования, предъявленные заказчиком в соответствии с законом», — говорится в решении ВС.
Высшая инстанция также ссылается на нормы закона «О правах потребителей», которыми клиенту даётся право отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки или иные значительные отступления от условий договора.
При этом в преамбуле закона ОЗПП поясняется, что под существенным недостатком товара (работы, услуги), понимается либо неустранимый дефект, либо тот, который не может быть исправлен без несоразмерных расходов или затрат времени.
Таким образом, отмечает ВС, при рассмотрении данного дела необходимо было установить, являются ли дефекты сорочки существенными, а также могла ли фабрика безвозмездно устранить выявленные недостатки.
Между тем, как установлено проведённой судебной товароведческой экспертизой, изготовленная сорочка соответствует требованиям промышленной технологии швейных изделий, а также требованиям ГОСТов, однако имеет недостаток, который в свою очередь является устранимым, то есть не является существенным.
Данное заключение положено в основу решения суда первой инстанции, а суд апелляционной инстанции его не опроверг и при этом не сослался на доказательства, на основании которых он сделал вывод о невозможности исправления недостатков без соизмеримых расходов и затрат времени, указывает ВС.
Кроме того, Мособлсуд не дал оценки и не проверил доводы ответчика о том, что истцу было предложено устранить недостатки изделия, от чего он отказался без объяснения причин.
«Данные обстоятельства являются существенными для правильного разрешения настоящего спора, однако они судом апелляционной инстанции установлены, исследованы и оценены не были.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления», — решил ВС.
В связи с чем Судебная коллегия ВС отменила определение Мособлсуда и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Когда можно вернуть одежду, сшитую на заказ? — позиция Верховного суда
Истец заказал у швейной фабрики изготовить сорочку, но был разочарован результатом. Изделие оказалось другого размера, имело складки. Заказчик решил расторгнуть договор и запросил компенсацию.
Обстоятельства спора
В соответствии со ст. 25 Закона о защите прав потребителя возврат товара надлежащего качества, но не подошедшего по размеру, фасону, цвету, комплектации и габаритам, запрещен, если вещь изготовлена на заказ. В спорной ситуации проблема истца именно в том, что фасон и размер готовой модели не соответствовали заказу.
Поэтому суд первой инстанции назначил экспертизу. Эксперт подтвердил, что изделие является качественным и соответствует ГОСТ. Единственным недочетом у рубашки являлась узкая пройма. Но это незначительный дефект, который можно исправить. Кроме того, специалисты установили, что спорное изделие соответствует меркам, которые были сняты с заказчика. То есть расторжение договора в одностороннем порядке невозможно. В удовлетворении требований судом было отказано.
Суд апелляционной инстанции принял обратное решение. Он взыскал с фабрики стоимость вещи, компенсацию и неустойку. В качестве оснований суд указал, что фабрика не предоставила доказательства предоставления изделия надлежащего качества. А по поводу недочетов, не предложила исправить без затрат со стороны заказчика.
Решение Верховного суда
Верховный суд не согласился с решением апелляционной инстанции, так как не были исследованы все обстоятельства дела. Поэтому решение было отменено, а дело возвращено суду апелляционной инстанции на повторное рассмотрение.
Чем руководствовался Верховный суд.
Стороны заключили договор подряда, по которому одна сторона заказывает исполнение работы, а вторая должна ее выполнить и получить оплату. Дефекты, допущенные при выполнении работ, дают заказчику возможность требовать их устранения или просить уменьшения оплаты на сумму, необходимую для их устранения.
Если же нарушения являются существенными, то в соответствии со ст. 29 Закона о защите прав потребителя заказчик может отказаться от результата работ.
Однако по результатам экспертизы, узкая пройма является незначительным дефектом, так как устранение не требует затрат, которые превышают стоимость вещи. Это было установлено судом первой инстанции. А апелляционная инстанция данное решение не опровергло.
Кроме того, суд не выяснил, действительно ли ответчик предлагал устранить недочеты без доплаты со стороны истца.
Из чего можно сделать вывод, что в ряде случаев вернуть вещь, изготовленную индивидуально, можно. Но для этого необходимо доказать, что объект имеет существенные дефекты. То есть их устранение обойдется дороже, чем стоимость спорной вещи, или вовсе невозможно.