если в автобусе не пробивается банковская карта что делать
Могут ли высадить из автобуса, если не прошла оплата по карте?
Разбираемся, что делать, если вы можете заплатить за проезд только банковской картой, но она не читается.
Оплачивая проезд банковской картой, вы соглашаетесь с условиями договора оферты с ООО «Электронный проездной». Согласно условиям оказания услуги, «Электронный проездной» не гарантирует оплату услуг проезда с использованием карты, так как выдача и проверка банковских карт производится банками. То есть перед посадкой в автобус или троллейбус пассажир должен сам убедиться в исправности карты и наличии на счёте суммы, достаточной для оплаты проезда.
Согласно п. 5.12 договора оферты, в случае возникновения вопросов по работе банковской карты при безналичной оплате проезда обращаться нужно в банк.
Порядок оплаты проезда в общественном транспорте регулируют «Правила пользования автобусами и троллейбусами в городе Кирове». Согласно ст. 4.9., при невозможности оплатить проезд по требованию кондуктора пассажир обязан покинуть салон автобуса или троллейбуса. Обязанность по осуществлению транзакции закреплена именно за пассажиром, а не за кондуктором. Кондуктор должен лишь потребовать оплату, обеспечить продажу билетов до следующей остановки и выдать билет. В случае неоплаты он имеет правопредложить пассажиру покинуть салон автобуса (троллейбуса) на следующей остановке, не нарушая установленный график движения по маршруту. Грубо говоря, насильно вытолкать безбилетника из автобуса или троллейбуса кондуктор не может. Предполагается, что «заяц» самостоятельно покинет салон по его требованию. Напомним, что штраф за безбилетный проезд составляет 200 рублей.
Почему пришла SMS за поездку, если карта не считалась?
Как поясняют в ООО «Электронный проездной», списание денег с карты происходит не в момент её контакта с терминалом кондуктора, а по истечении некоторого времени после закрытия рейса. Так как валидаторы (устройство для проверки документов на электронных носителях) работают не в режиме онлайн, выгрузка транзакций происходит, когда автобус или троллейбус находится на конечной остановке или в парке по окончании рабочей смены, когда есть возможность подключиться к интернету. Если к банковской карте подключено SMS-информирование, то сообщения о списании будут приходить с задержкой до нескольких часов или даже суток. Причём очерёдность списания и отправка уведомлений не обязательно происходит в той же хронологии, в которой совершались поездки. Так что если вы в течение 1-2 часов после поездки получили SMS о списании средств, то это не значит, что это сведения о только что совершённой поездке.
Информацию об оплаченных поездках можно проверить через личный кабинет пользователя системой оплаты проезда банковской картой. В нём отображаются сведения обо всех поездках, оплаченных с помощью данной карты, в том числе информация о маршруте и времени поездки. Таком образом можно сверить свои SMS со списком оплаченных поездок и понять, не списали ли с карты лишние деньги.
Моя карта работает, но я не могу оплатить проезд. Почему?
Вероятно, ваша карта попала в банковский блок-лист. Бывают случаи, когда карта была использована для проезда, пассажир получил билет, но списание средств не произошло (не хватает денег на карте, банк заблокировал операции, технические проблемы в банке при выполнении запроса на списание средств). Тогда по этой карте образуется задолженность и она автоматически попадает в банковский стоп-лист. До погашения задолженности расплатиться ею за проезд будет невозможно.
Приведём пример. Допустим, пассажир оплатил поездку картой, а потом пошёл за покупками в магазин и потратил все деньги. Списание денег за поездку произойдёт через несколько часов после этого. В итоге образуется задолженность и карта попадёт в блок-лист. Пассажир уже не сможет расплатиться ею в транспорте, пока не погасит задолженность за проезд. При этом карта будет в исправном состоянии и пассажир сможет продолжать ею пользоваться для других целей. То есть стоп-лист распространяется только на оплату проезда. Погасить задолженность можно, пополнив карту, либо через личный кабинет. После этого придёт SMS о списании денег за поездку, из-за неоплаты которой пассажир попал в стоп-лист.
Как ещё можно оплатить проезд без налички?
На случай, если карта не будет читаться (не по причине задолженности), а наличных денег в кошельке не окажется, можно использовать для безналичной оплаты смартфон. Бесконтактная технология оплаты есть в большинстве современных моделей. Также можно купить пополняемую транспортную карту (кондукторы в соцсетях отмечают, что с ней сбоев не бывает) или электронный браслет. Правда, по браслетам у пассажиров тоже бывают нарекания.
Коротко о главном:
Оплачивая проезд банковской картой, вы соглашаетесь на условия договоры оферты с ООО «Электронный проездной». Он не гарантирует оплату услуг проезда с использованием карты;
Если валидатор никак не реагирует на прикладывание карты, вероятно, на ней есть механические повреждения. Также карта может находится в банковском стоп-листе из-за неоплаты предыдущей поездки. Карта при этом остаётся активной, ею нельзя расплатиться только за проезд. В этом случае необходимо погасить задолженность за предыдущую поездку, пополнив карту;
Если не получается оплатить проезд картой, а наличных денег у вас нет, кондуктор имеет право попросить безбилетника покинуть транспорт. Пассажир без билета обязан это сделать в соответствии с «Правилами пользования автобусами и троллейбусами в городе Кирове»
SMS о списании денег за поездку приходит не сразу после оплаты, а после завершения рейса автобуса или троллейбуса. Так что если SMS пришло сразу после поездки или во время неё, это не значит, что деньги списались за текущую поездку в транспорте. Проверить, не списаны ли у вас «лишние» средства при оплате проезда картой можно по ссылке.
Стоп лист на карте Сбербанка
Практически во всех маршрутках, автобусах и троллейбусах на территории РФ установлены терминалы безналичной оплаты. У этой системы есть один достаточно серьезный минус – из-за сбоев, ошибок или просто недостатка средств на карте платежное средство может попадать в стоп-лист. Что это такое и как с этим бороться – читайте в этой статье.
Причины ошибки платежа
Существует несколько основных ошибок платежа, которые могут привести к различным проблемам:
Предыдущая поездка не была оплачена.
На карте на данный момент нет денег.
Слишком мало держали карту возле терминала.
Устройство не работает
Обычно оно просто не светится, потому можно даже не пытаться платить безналичным образом. В некоторых случая из-за длительного бездействия терминал «тухнет». Достаточно нажать на любую кнопку и можно спокойно платить.
Рекомендуется повторить операцию.
Что такое стоп лист
Если появляется сообщение о том, что карта Сбербанка в стоп листе – это значит, что платежное средство ранее использовалось для оплаты проезда, но по какой-то причине с пластика не была списана сумма за проезд. Основная причина – недостаток средств на карте, но иногда это может быть и сбой системы. В любом случае, на карте сформировалась задолженность, которую нужно погасить. В противном случае пользоваться системой безналичной оплаты поездки не получится.
Как снять задолженность
Снять задолженность по карте очень просто:
Личный кабинет пассажира
Личный кабинет пассажира – это универсальная платформа, которая предназначена преимущественно для отслеживания своих поездок, а также проверки задолженности перед транспортными компаниями. Авторизация в системе элементарная, предварительная регистрация не требуется. Также тут практически нет никакого функционала, кроме истории поездок и возможность погасить задолженность.
Часто задаваемые вопросы
Какими картами можно оплачивать проезд в автобусе
Расплачиваться в транспорте можно абсолютно любыми картами Visa и MasterCard, без ограничений.
Если при оплате картой, средства не списались
Если автобус уже привез пассажира туда, куда требовалось, а средства не списались, возможно произошел сбой в системе или на карте нет денег. Рекомендуется заплатить наличным образом или, если проезд все же был оплачен, но с карты все равно ничего не списало – зайти в личный кабинет пассажира и погасить долг так, как это описано выше.
Что делать, если оплата банковской картой не прошла?
С 1 июля в Казани на всех видах общественного транспорта появилась дополнительная услуга – оплата проезда банковской картой. Все автобусы, троллейбусы и трамваи, работающие на городских маршрутах, оснастили новыми контрольно-кассовыми аппаратами, сменившими старые валидаторы. Новая услуга вызвала у пассажиров много вопросов – что делать, если оплата банковской картой не прошла, в каких случаях пассажир имеет право на бесплатный проезд, и почему средства с карты списываются позднее самой поездки. На эти и другие вопросы ответил заместитель председателя Комитета по транспорту Марат Хисамутдинов.
1. Как должен работать кондуктор с новыми валидаторами, и какие права есть у пассажиров транспорта?
Пассажир имеет право оплатить проезд как за наличный, так и за безналичный расчет, который включает в себя банковскую карту, транспортную карту и другие способы оплаты с функцией NFC. Если какой-то из этих вариантов оплаты в данный момент недоступен, пассажир обязан оплатить проезд другим способом. Возможность оплаты проезда банковской картой – это дополнительная услуга, а не обязательная функция.
В этом кардинальное отличие оплаты проезда банковской и транспортной картой. В случае если пассажир не может оплатить проезд исправной транспортной картой, то причина – в неисправности валидатора. В такой ситуации пассажир имеет право на бесплатный проезд, а автобус должен в кратчайшие сроки сойти с линии и устранить неисправность.
2. Не прошла оплата банковской картой. Имеет ли пассажир право на бесплатный проезд?
Если терминал не выдает чек по техническим причинам при безналичном и наличном способе оплаты, то контрольно-кассовый аппарат считается неисправным, и пассажир имеет право на бесплатный проезд. Но если в результате наличной оплаты чек выдается, проходит оплата по транспортной карте и не принимается только банковская карта, то аппарат считается рабочим. В этом случае пассажир обязан оплатить проезд другим способом.
При неисправном терминале кондуктор не имеет права брать наличные и провозит пассажира без билета.
3. Какой документ регулирует порядок оплаты проезда на городском пассажирском транспорте?
На основании федеральных и республиканских законов принято постановление Исполнительного комитета «Об оплате проезда на городском пассажирском транспорте Казани с помощью бесконтакнтных банковских карт национальной платежной системы «МИР», международных платежей систем VISA, MasterCard и других электронных устройств с технологиями NFC». В числе прочего в нем прописаны все случаи, когда пассажир имеет право на бесплатный проезд.
Добавлю также, что в федеральном законе «О защите прав потребителей» в статье 16.1 «Формы и порядок оплаты при продаже товаров» говорится, что если в месте оплаты товаров и услуг не предоставляется доступ к интернету, то продавец (в данном случае транспортное предприятие) освобождается от обязанности обеспечить оплату с помощью национальных платежных инструментов.
4. Почему после оплаты картой кондуктор выдал фискальный чек, а там старая дата? Или вместо чека дал красный/синий билет старого типа?
Билеты старого образца с 1 июля выдаваться не должны – это нарушение финансовой дисциплины. Также если кондуктор выдает заранее распечатанный билет, то это тоже является нарушением. Бывает, что кондукторы заранее распечатывают билеты, чтобы быстрее обилетить пассажиров, но в любом случае это недопустимо, и пассажир имеет право пожаловаться на работу такого кондуктора.
5. Что означает, если кондуктор говорит, что банковская карта попала в «черный список»? Как из него выйти?
Снова речь идет о кардинальном отличии оплаты проезда транспортной и банковской картами. Если мы оплачиваем проезд транспортной картой, то на ней уже есть определенный ресурс – мы ее заранее пополнили. При этом пополнении мы уже получили чек и оплатили услугу. Таким образом, при оплате проезда чек нам не выдается, и никакого подтверждения операции не требуется.
А при оплате банковской картой контрольно-кассовый аппарат связывается с банком после каждой транзакции и проверяет, есть ли на ней средства. Но для того, чтобы связаться с банком, ему нужно определенное время. Когда пассажир прикладывает карту и получает фискальный чек, то происходит авансовое списание средств – аппарат еще не связался с банком, но он допускает, что на этой карте есть 27 рублей. Карту он запоминает и вносит в так называемый стоп-лист. В дальнейшем при связи с банком аппарат получает подтверждение, что средства на карте есть, и списывает их. Этим объясняются также ситуации, когда пассажир оплачивает проезд, а сообщение о списании средств получает уже после поездки.
Если из банка приходит информация, что на карте нет средств, а также в других случаях, когда списание средств прошло неудачно, карта попадает в «черный список», а за пассажиром остается долг 27 рублей. Тогда оплатить проезд пассажир должен другим способом.
Если бы при оплате проезда банковскими картами приходилось ждать подтверждения на месте, то около каждого пассажира кондуктор стоял бы как минимум две минуты. В условиях большого пассажиропотока это невозможно.
6. В каких случаях кондуктор должен выдавать фискальный чек за оплату проезда, а в каких – нет?
Чек должен выдаваться обязательно в нескольких случаях. Во-первых, при наличной оплате проезда, печататься он должен на глазах у пассажира. Второй вариант – при оплате банковской картой без транспортного приложения. Во всех остальных случаях – оплата транспортной картой, банковской картой с транспортным приложением, льготной картой – чек пассажиру не выдается.
7. По каким причинам может не пройти оплата по банковской карте, на которой есть средства?
Чаще всего оплата не проходит из-за того, что карта не является бесконтактной. Также нередко пассажиры неправильно прикладывают карту к валидатору. Не все кондукторы до конца разобрались с тонкостями работы новых аппаратов, с ними проводится дополнительный инструктаж. Карту необходимо полностью приложить к аппарату и оставить минимум на 2-3 секунды до звукового сигнала.
Бывают случаи, когда аппарат не сразу считывает карту. На нем появляется надпись: «Карта прочитана некорректно». В этом случае есть смысл приложить карту еще раз. В качестве подтверждения проведенной операции пассажир получает отрывной билет.
Бывает, что терминал с утра не смог связаться с банком и не обновил «черные списки». Тогда банковская функция будет недоступна до устранения неполадок. Пассажиры оплачивают проезд наличными средствами либо транспортной картой.
8. Можно ли оплатить банковской картой проезд двух и более пассажиров за одну поездку?
За одну поездку банковской картой можно заплатить только за одного человека. Это ограничение введено для того, чтобы исключить ошибочное списание средств повторно. У кондуктора может возникнуть необходимость проверить, оплатил ли пассажир проезд, так как он не может помнить каждого пассажира в лицо. В этом случае он повторно прикладывает карту к валидатору, который должен показать, что проезд уже оплачен. По этой же причине пассажиры могут не опасаться второй раз предъявлять кондуктору как транспортную, так и банковскую карту. Больше 27 рублей за одну поездку с карты не спишется.
9. Куда может обратиться пассажир, если кондуктор повел себя грубо?
Жаловаться можно в само транспортное предприятие, обслуживающее маршрут. Также можно обратиться с жалобой в Комитет по транспорту, который осуществляет общий надзор за предоставлением данной услуги, по телефону: 8 (843) 275-30-50.
10. Что делать, если при оплате банковской картой с нее списали лишнюю сумму?
Всем, кто столкнулся с подобной проблемой при оплате проезда, средства будут возвращены в автоматическом режиме. Также можно обратиться на горячую линию АО «Транспортная карта» по номеру 8 (843) 262-80-80.
Терминал сломан, проезд — бесплатный. Что, если не получается оплатить проезд картой?
Если терминал неисправен
По мнению юриста «Европейской юридической службы» Марии Замолоцких, если терминал неисправен, ответственность лежит на перевозчике. Более того, как в Москве, так и в Подмосковье, перевозчик обязан обеспечить корректную работу терминалов для оплаты проезда банковскими и транспортными картами («Тройка», «Стрелка» и т. п.) и иметь такие терминалы во всех транспортных средствах, дополнила Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ.
У этого требования есть законные основания. Во-первых, Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», согласно которому с 1 июля 2020 года пассажиры обязаны оплачивать проезд с помочью контрольно-кассовой техники. Во-вторых, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». В-третьих, локальное Постановление Правительства Московской области от 10.09.2014 № 727/36 и Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 № 797-ПП.
Если валидатор или терминал оплаты не работают, пассажира обязаны везти бесплатно, и никто не может заставить его покинуть салон транспорта или наложить штраф. Аналогично, если у вас нет наличных денег, а терминал неисправен, вы можете ехать бесплатно. Важное условие: на действующей банковской или транспортной карте должна быть достаточная для оплаты проезда сумма, подчеркнула юрист Светлана Петропольская, совладелец юридической фирмы URVISTA.
Доказать (например, контролерам), что терминал не работает, нетрудно. Можно зафиксировать проблему на фото или видео, привлечь в свидетели других пассажиров, у которых тоже не проходила оплата.
Если в автобусе не пробивается банковская карта что делать
Если Ваша карта попала в «Банковский стоп-лист», то это означает, что по данной карте была совершена поездка, за которую не произошло списания средств. Данная поездка не оплачена, и по карте образовалась задолженность. Это может произойти из-за недостатка средств на карте на момент оплаты, блокировки карты банком или технических проблем при выполнении запроса на списание средств.
Обратите внимание, что списание денежных средств с Вашего банковского счёта осуществляется не в момент прикладывания карты к терминалу кондуктора и получения билета, а только после передачи данных и обработки платежа банком.
Для того, чтобы проверить списания с Вашей карты денежных средств за поездки в общественном транспорте и, при необходимости, доавторизовать непрошедший платёж, пройдите по ссылке в личный кабинет пассажира:
securepayments.sberbank.ru |
При наличии ранее неоплаченных поездок, Вы увидите сообщение «Карта не может быть использована для оплаты проезда. Оплатите, пожалуйста, задолженность».
Нажмите на это сообщение. В появившемся окне Вы увидите кнопку «Погасить задолженность».
При наличии на счёте необходимого количества денежных средств, произойдёт их списание.