если в электронном больничном неверно указан снилс что делать
Ошибки в ЭЛН: легко исправить, если вовремя заметить!
Электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН) оформляются в Воронежской области уже более 4 лет, ежедневно выдаётся более 2800 листков нетрудоспособности в виде электронного документа. При этом около 100 из них оформлены с нарушениями порядка формирования ЭЛН, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 01.09.2020 № 925н.
Большинство ошибок выявляется в паспортных данных застрахованного лица (фамилия, имя, отчество, дата рождения) и СНИЛС.
Наиболее часто «страдает» пол гражданина или гражданки: мужчина «приобретает» женский пол и наоборот.
Другие ошибки при формировании ЭЛН:
Оплате за счет средств обязательного социального страхования подлежат только листки нетрудоспособности, оформленные надлежащим образом.
В целях соблюдения прав граждан на своевременное получение страховых выплат мы рекомендуем медицинским работникам и представителям работодателя тщательно проверять правильность оформления ЭЛН в соответствующих разделах (в разделе «Заполняется врачом медицинской организации» и «Заполняется страхователем») до момента отправки сведений, указанных в ЭЛН, в Фонд. Ведь именно на этом этапе легко всё исправить!
Что делать, если в цифровом больничном допущена ошибка?
При наличии ошибок в электронном больничном до момента выплаты на его основании пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, медицинская организация по решению врачебной комиссии формирует дубликат ЭЛН.
При наличии ошибки в ЭЛН, находящихся в статусах:
🔸 «040» – «Направление на МСЭ»
медицинской организации необходимо аннулировать «ошибочный» ЭЛН, переведя его в статус «090» – «Действия прекращены», после чего сформировать дубликат ЭЛН.
Для выдачи дубликата ЭЛН в указанных случаях работнику (застрахованному лицу или его представителю) необходимо обратиться в медицинскую организацию, оформившую ЭЛН.
В случае, если ЭЛН уже находится в статусе «060» («Заполнен Страхователем») или «070» («Заполнен Страхователем (реестр ПВСО)»), аннулировать ЭЛН и выдать дубликат возможно только при понижении статуса ЭЛН до «030» региональным отделением Фонда.
Как изменить статус ЭЛН?
Региональное отделение ФСС осуществляет рассмотрение заявлений на изменение статуса ЭЛН, заполненного страхователем, с целью его последующего аннулирования медицинской организацией и формирования дубликата ЭЛН.
Заявление на замену статуса ЭЛН оформляется на бланке работодателя с подписью руководителя или главного бухгалтера с указанием контактного телефона исполнителя.
В региональное отделение обращение можно направить дистанционно, используя сервис «Личный кабинет страхователя», размещенный по адресу: https://lk.fss.ru.
После рассмотрения обращения работодателя региональным отделением ЭЛН со статусом «060» или «070» переводится в статус «030» («Закрыт») для последующего аннулирования медицинской организацией.
Благодаря регулярной разъяснительной работе сотрудников регионального отделения и филиалов с медицинскими организациями и страхователями удалось почти в 3 раза уменьшить количество обращений по аннулированию ЭЛН (с 682 в первом квартале 2021 года до 235 во втором квартале 2021 года).
Но наступила осень и «урожай» ошибок в больничных вновь стал расти.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В ЭЛЕКТРОННОМ ЛИСТКЕ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ДОПУЩЕНА ОШИБКА?
Электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН) оформляются в Приамурье уже более 4 лет. Сегодня в регионе доля электронных больничных составляет свыше 70% от всех выданных листков нетрудоспособности. Ежедневно формируется более тысячи листков нетрудоспособности в электронном виде. При этом около 100 из них оформлены в нарушении порядка формирования ЭЛН, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 01.09.2020 № 925н.
Большинство ошибок выявляется при оформлении паспортных данных застрахованного лица (фамилии, имени, отчестве, дате рождения) и СНИЛС.
Чаще всего встречаются ошибки, связанные с указанием пола гражданина или гражданки: взамен мужского пола указывается женский и наоборот.
Отмечаются ошибки, связанные с нарушением порядка выдачи ЭЛН:
— в период отпуска без сохранения заработной платы застрахованного лица;
— в период очередного оплачиваемого отпуска либо отпуска без сохранения заработной платы застрахованного лица по уходу за больным членом семьи;
— на период освобождения от работы по карантину, превышающим период, определенный предписанием (постановлением) Роспотребнадзора;
— на период освобождения от работы по карантину, связанным в уходом за ребёнком до 7 лет, посещающим дошкольную образовательную организацию при отсутствии постановления Роспотребнадзора о введении карантина в детском дошкольном учреждении;
— неверное указание должности лечащего врача («заведующий», «завед», «зам. гл. врача», «главный врач», «терапевт общей практики»);
— вместо «продолжение листка №» оформляется ЭЛН как «первичный»,
— ошибочное внесение отметки о нарушении режима;
— неверное оформление «дубликата» ЭЛН;
— неверное оформление выдачи за прошедший период;
— направление на медико-социальную экспертизу при сроках, превышающих установленные.
Региональное отделение Фонда обращает внимание, что оплате за счет средств обязательного социального страхования подлежат только листки нетрудоспособности, оформленные надлежащим образом!
Поэтому в целях соблюдения прав граждан на своевременное получение страховых выплат мы рекомендуем медицинским работникам и представителям работодателя тщательно проверять правильность оформления ЭЛН в соответствующих разделах (в разделе «Заполняется врачом медицинской организации» и «Заполняется страхователем») до момента отправки сведений, указанных в ЭЛН, в Фонд. Ведь именно на этом этапе легко всё исправить!
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В ЭЛЕКТРОННОМ ЛИСТКЕ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ДОПУЩЕНА ОШИБКА?
При наличии ошибок в ЭЛН до момента выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам медицинская организация по решению врачебной комиссии формирует дубликат ЭЛН.
При наличии ошибки в ЭЛН, находящихся в статусах:
«040» – «Направление на МСЭ»
медицинской организации необходимо аннулировать «ошибочный» ЭЛН, переведя его в статус «090» – «Действия прекращены», после чего сформировать дубликат ЭЛН.
Для выдачи дубликата ЭЛН в указанных случаях работнику (застрахованному лицу или его представителю) необходимо обратиться в медицинскую организацию, оформившую ЭЛН.
В случае, если ЭЛН уже находится в статусе «060» («Заполнен Страхователем») или «070» («Заполнен Страхователем (реестр ПВСО)»), аннулировать ЭЛН и выдать дубликат возможно только при направлении обращения в региональное отделение Фонда с целью изменения статуса ЭЛН, переведя его в статус «030», закрыт.
КАК ИЗМЕНИТЬ СТАТУС ЭЛН?
Региональное отделение Фонда осуществляет рассмотрение обращений на изменение статуса ЭЛН, заполненного страхователем, с целью его последующего аннулирования медицинской организацией и формирования дубликата ЭЛН.
Заявление на замену статуса ЭЛН оформляется на бланке работодателя (медицинской организации) за подписью руководителя или главного бухгалтера с указанием контактного телефона исполнителя.
В региональное отделение обращение можно направить дистанционно, используя сервис «Личный кабинет страхователя», размещенный по адресу: https://lk.fss.ru.
После рассмотрения обращения работодателя (медицинской организации) региональным отделением ЭЛН со статусом «060» или «070» переводится в статус «030» («Закрыт») для последующего аннулирования медицинской организацией.
Для своевременного исправления ошибок в ЭЛН, гражданин имеет возможность проверить достоверность сведений, указанных в ЭЛН посредством сервисов ФСС (личный «Кабинет получателя услуг» (lk.fss.ru) или в мобильном приложение «Социальный навигатор», а также на портале Госуслуг в разделе «Запрос сведений по электронному листку нетрудоспособности» (eln.gosuslugi.ru).
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОИМ ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА: ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ НОМЕР И ВЫПЛАТУ?
Листки нетрудоспособности выдаются только медицинскими организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности. Оформить ЭЛН онлайн в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, минуя обращение в лечебное учреждение, невозможно.
После того, как электронный листок нетрудоспособности будет закрыт к оплате, его номер нужно сообщить работодателю (лично, по телефону или другим способом) для формирования реестра сведений и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
Номер выданного электронного больничного могут сообщить в медорганизации. Самостоятельно можно посмотреть в «Личном кабинете получателя услуг» на сайте https://lk.fss.ru/ сведения о номере ЭЛН, начисленных и выплаченных по нему пособиям, а также распечатать ЭЛН.
Информацию о назначенном пособии также можно увидеть в мобильном приложении «Социальный навигатор» (кнопка «Отслеживание пособий и выплат»).
ВНИМАНИЕ! В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве, с 1 января 2022 года будут отменены бумажные листки нетрудоспособности, выдача листков нетрудоспособности будет осуществляться в электронном виде.
Таким образом, основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам будет являться электронный листок нетрудоспособности.
В связи с этим напоминаем работодателям о необходимости обеспечения приема и оплаты ЭЛН, а также информирования своих сотрудников по вопросам получения электронных листков нетрудоспособности.
Кроме того, в связи с переходом на ЭЛН работникам не придется приносить работодателю какие-либо документы для получения пособия по временной нетрудоспособности. Номер ЭЛН будет приходить непосредственно в Фонд социального страхования, а также направляться работодателю.
Для работы с ЭЛН работодатель может использовать программы для ведения бухучета, операторов ЭДО, либо скачать на сайте ФСС бесплатную программу. Электронная цифровая подпись может быть использована та же, что и для сдачи отчетности.
Кроме того, с целью оперативного взаимодействия с ФСС рекомендуем уже сейчас подключиться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям к сервису социальный электронный документооборот (СЭДО).
В публикации использована информация из Telegram-канала «ФСС_ info ».
Как исправить ошибку в больничном листе, рассмотрим на примере
Допустимые ошибки в больничном в 2021 году
Все ошибки, которые допустит работодатель при заполнении своей части листка нетрудоспособности, необходимо исправлять, руководствуясь установленными законодательством правилами. Но есть и недочеты, наличие которых не приводит к необходимости корректировать информацию, отраженную в больничном. Например, если в нарушение требований соцстраха данные внесены не печатными буквами, а прописными. Или некоторые цифры или буквы вылезают за пределы ячеек. Главное требование — информация должна легко читаться.
То же самое относится и к цвету чернил. Согласно п. 63 Порядка выдачи больничных листов, утвержденного приказом Минздрава от 01.09.2020 № 925н (далее — Порядок), бланк можно заполнять только черной ручкой или с помощью компьютера. Это объясняется тем, что сам бланк изготовлен с несколькими степенями защиты, в том числе с содержанием синих волокон. При сканировании заполненного бланка защитные волокна и информация, нанесенная синей ручкой, сливаются.
Однако существует судебная практика, подтверждающая, что, например, подписание больничного листа чернилами ненадлежащего цвета не является причиной для отказа в оплате по больничному листу (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2014 № А27-8345/2013).
Что делать, если работодатель испортил больничный
Согласно п. 72 Порядка, если сотрудник организации допустил ошибку в заполнении граф листка нетрудоспособности, недопустимо использовать корректирующие средства. Для исправления ошибки следует зачеркнуть неверные данные и с обратной стороны бланка указать правильную информацию, которую необходимо заверить надписью «исправленному верить», подписью должностного лица и печатью (при наличии).
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Если вы заполнили строку, которая должна оставаться пустой, ошибочную запись зачеркните, а на оборотной стороне больничного листа напишите, например.
Пример надписи смотите в К+. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Что делать, если работник принес больничный без указания некоторых данных
Отсутствие какой-то информации не всегда служит причиной для переоформления листка нетрудоспособности. Например, согласно информации ФСС «Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (вопрос-ответ)», приведенной на официальном сайте соцстраха, если в больничном неправильно указано наименование организации или оно вписано не полностью, это не приводит к выдаче дубликата при условии, что предприятие можно идентифицировать по регистрационному номеру и что работник действительно оформлен в компании.
Но если вовсе в больничном не указано место работы, то на этот счет однозначных разъяснений нет. Работодатель не имеет права заполнять ту часть бланка, которая предназначена для лечебных учреждений. А бланки с пустой графой в разделе для медучреждений о месте работы признаются заполненными с нарушением правил, что подтверждает и судебная практика (например, решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 29.01.2015 по делу № 2-88/2015). Но, с другой стороны, есть судебная практика, подтверждающая и обратную позицию, что неполное заполнение своей части бланка медучреждением не служит причиной для отказа физлицу в социальном пособии (например, апелляционное определение Челябинского областного суда от 12.05.2015 по делу № 11-4532/2015).
Сложившаяся практика говорит о том, что иногда медицинские учреждения оставляют незаполненным наименование работодателя, боясь сделать ошибку, потому как обычно сотрудники называют не название юрлица согласно уставу, а бренд компании или просто ошибаются в организационно-правовой форме своего предприятия. О сложностях оплаты пособий по таким больничным следует рассказать работникам заранее и сообщить, что если в больничном не указано наименование организации, то предприятие не будет выплачивать по такому документу пособие. Для того чтобы такие ситуации предотвратить, рекомендуется выдавать сотрудникам справки с наименованием предприятия для предоставления в медучреждения при оформлении больничных.
О том, что делать, если был выдан дубликат, а реквизиты испорченного больничного уже отражены в продолжении листка нетрудоспособности, разъясняется во втором абзаце п. 3 письма ФСС РФ от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956. Медицинская организация должна снять копию с испорченного листка и на ней сделать отметку с номером нового больничного или оформить справку о выдаче дубликата больничного с указанием реквизитов старого листка нетрудоспособности.
Письмо ФСС РФ от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575 указывает на недопустимость ситуаций, когда организация отказывается принять у сотрудника больничный лист по причине сомнений в его достоверности или в случае имеющейся ошибки. Соцстрах рекомендует обращаться в свои отделения за получением разъяснений.
Прочитайте о том, как проверить больничный, в материале «Действия работодателя с поддельным больничным листом».
Что делать, если больничный оформлен с ошибкой: в названии неверно указали форму собственности или неправильно указано наименование организации
Как уже отмечалось выше, если ошибку в наименовании организации допустило медицинское учреждение, то необходимо руководствоваться следующими правилами:
Но если ошибка в наименовании организации в больничном листе допущена работодателем, то необходимо внести исправления по установленным правилам.
Как вносить исправительные записи в больничный (примеры)
Как уже было отмечено выше, запись об исправлении ошибки вносится на обороте листка нетрудоспособности, а сама ошибка аккуратно зачеркивается. В таблице приведены примеры возможных исправлений.
Ошибочная запись после исправления
Исправление на обороте, заверяемое записью «Исправленному верить», подписью и печатью (при наличии)
Вопрос-ответ об ЭЛН
1. В чем преимущество электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН) перед бумажным? Какие задачи позволяет решить его введение?
Электронный листок нетрудоспособности невозможно потерять, испортить, неправильно заполнить, предъявить к оплате фальшивый листок. Введение электронного листка нетрудоспособности позволит уменьшить временные затраты на его оформление как самому пациенту, так и врачу.
2. Как выглядит электронный листок нетрудоспособности?
ЭЛН содержит сведения, абсолютно идентичные сведениям, указываемым в бумажном бланке. Отличием электронного листка нетрудоспособности является лишь то, что он формируется в форме электронного документа, заверяется электронными цифровыми подписями врача, если необходимо, председателя врачебной комиссии, и руководителя медицинской организации. Важным условием для оформления ЭЛН является указание СНИЛСа пациента.
3. Электронный листок нетрудоспособности заменит бумажный или будет действовать параллельно?
В ближайшей перспективе отмены бумажного варианта листка нетрудоспособности не планируется. С 1 июля 2017 года человек вправе сделать свой выбор сам: бумажный или электронный. Электронный листок нетрудоспособности выдается только с письменного согласия пациента.
4. Выдается ли электронный листок нетрудоспособности на руки?
Нет. На руки застрахованный гражданин получит в медицинской организации только талон с указанием уникального номера электронного листка нетрудоспособности. Этот номер впоследствии будет использоваться работодателем, Фондом социального страхования, а также самим работником при работе в личном кабинете застрахованного. Также в талоне должны указываться СНИЛС застрахованного, наименование медицинской организации, период освобождения от работы и ФИО врача, выдавшего ЭЛН.
5. Какова схема взаимодействия лечебного учреждения, работника, работодателя и Фонда социального страхования при работе с ЭЛН?
Электронный листок нетрудоспособности формируется благодаря информационному взаимодействию медицинской организации, учреждения медико-социальной экспертизы (при необходимости), работодателя и Фонда социального страхования. Вся база данных по электронным листкам нетрудоспособности хранится в информационной системе Фонда социального страхования.
Схема оформления ЭЛН:
1. В случае болезни застрахованное лицо обращается в медицинскую организацию и дает письменное согласие на оформление ЭЛН.
2. Медицинская организация оформляет ЭЛН, передает его в электронном виде на хранение в Фонд социального страхования РФ, сообщает номер ЭЛН пациенту.
3. После выздоровления застрахованное лицо сообщает номер своего ЭЛН работодателю.
4. Работодатель по номеру ЭЛН находит в базе Фонда нужный листок и заполняет свой раздел и формирует электронный реестр на выплату пособия на основании ЭЛН и далее Фонд осуществляет выплаты.
Сам работник может отследить статус своего ЭЛН через личный кабинет застрахованного. Для запроса и получения информации ему также в обязательном порядке потребуется указать номер электронного листка нетрудоспособности и свой СНИЛС. Предварительно для входа в личный кабинет необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных услуг.
6. Некоторые работники переживают: если все работодатели получат доступ к базе данных о больничных, то перед приемом на работу можно будет проверить, насколько часто человек отсутствовал из-за болезней на прежнем месте, и слишком «болезненным» сотрудникам начнут отказывать в трудоустройстве. Может ли такое быть?
Вход в личный кабинет застрахованного лица может осуществляться только по паролю. В этот кабинет не может войти никто другой, в том числе и работодатель, чтобы посмотреть, сколько раз и как долго болел гражданин в прошлом. Работодатель же сможет получить доступ только к тем листкам, номера которых ему сообщит сам работник.
7. Все ли медицинские организации с 1 июля перешли на электронный больничный?
Нет, не все. В старте выдачи ЭЛН с 1 июля 2017 года участвуют 4 медицинские организации. До конца 2017 года запланирован поэтапный переход всех медицинских организаций республики на оформление ЭЛН. График перехода медицинских организаций на оформление электронных листков нетрудоспособности размещен на сайте регионального отделения Фонда социального страхования по Республики Адыгея.
8. Какие технические проблемы нужно решить, чтобы ввести электронный листок нетрудоспособности?
Для обеспечения возможности перехода на работу с электронным листком нетрудоспособности медицинским организациям и страхователям необходим ряд информационно-технологических условий: прежде всего, наличие необходимого количества компьютерной техники, доступ к сети Интернет, средства информационной безопасности, наличие у врачей медицинской организации электронных цифровых подписей.
9. Информация о состоянии здоровья конфиденциальная. Наверняка, всех волнует, как будет осуществляться защита персональных данных граждан при оформлении электронного больничного?
385000, г. Майкоп, ул. Ветеранов/Жуковского, д. 231/49
Телефоны | Режим работы |
Телефон приемной: 8(8772) 57-11-86 Факс: 8 (8772) 52-46-24 в главном офисе по адресу: г.Майкоп, ул. Жуковского, 49: начало работы – 09.00; перерыв для отдыха и питания – с 13.00 до 13.48; окончание работы – 18.00 (понедельник-четверг), в 17.00 (пятница). В структурных подразделениях, предоставляющих государственные услуги, прием граждан осуществляется без перерыва в работе, для работников, осуществляющих предоставление государственных услуг, устанавливается скользящий график перерывов для отдыха и питания – с 13.00 до 13.48, с 14.00 до 14.48 Как исправить ошибку в больничном листеЭтапы процедуры оформления больничногоЗаполняют его две инстанции: Обязательные требования по заполнению листка нетрудоспособностиКак исправить больничный лист при ошибке, сделанной лечебным учреждениемПоэтому ответ на вопрос, как исправить ошибку в больничном в части, заполняемой медучреждением, прост: надо отправить работника в лечебное учреждение для замены листка нетрудоспособности. Виды ошибок (в т. ч. по стажу), допускаемых работодателемОднако практически ко всей вносимой в ячейки информации ему следует подходить с должной ответственностью, поскольку здесь указываются: Ряд показателей работодатель заполняет при необходимости, но если при этом допущена ошибка, ее тоже следует исправить. В числе таких показателей (п. 66 приложения к приказу № 624н): Правила оформления и образцы исправлений, вносимых работодателямиТак, в качестве образцов исправлений в больничном листе работодателем в 2019 году можно использовать следующие: Как исправить стаж в больничном листе — образцы такой записи тоже могут быть разными в зависимости от количества исправлений: без упоминания строки или с отражением ее названия. Однако текст поправки обязательно будет содержать правильные сведения о количестве лет и месяцев, пометку: «Исправленному верить», должность и Ф. И. О. ответственного лица, его подпись и (если применяется) печать. Аналогичным образом исправляются ошибки и в иных строках. Когда работодателю потребуется исправить ошибку в больничном листе — образец любой из вышеприведенных записей достаточно взять за основу. Законодательно количество возможных исправлений в листке нетрудоспособности не ограничено. Но роль такого ограничителя выполняет площадь, отведенная в бланке больничного для исправлений. Она не позволяет сделать больше двух поправок. Если исправлений больше, следует запросить в лечебном учреждении дубликат больничного. При этом исходный документ медучреждением будет изъят. Что делать, если неправильно заполнен электронный больничныйПри этом ошибки могут иметь место и в электронных больничных. Но касаться они будут только данных, требующихся для исчисления суммы пособия. Исправить их работодатель может через личный кабинет страхователя, созданный для него в единой системе, используемой для формирования электронных больничных. В оформлении больничного задействованы медучреждение и работодатель. Ошибки, допущенные медучреждением, исправлению не подлежат. Если они существенны, больничный меняется на дубликат. У работодателя же есть возможность внести поправки в заполняемые им сведения. Но количество исправлений не должно быть большим. Неверные данные надо зачеркнуть, а правильные сведения, сопроводив их записью: «Исправленному верить», подписью ответственного лица и печатью (если работодатель ее использует), привести на обороте листка нетрудоспособности. УСПЕЙТЕ ДО НГ! Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
|