если в гостинице украли вещи что делать
УКРАЛИ ВЕЩИ В ГОСТИНИЦЕ…
Ни один путешественник не застрахован от кражи. Пропасть деньги, документы и вещи могут где угодно: и в дорогом отеле, и в плацкартном вагоне поезда. Кражи в гостиницах происходят нередко.
Если на отдыхе вы хотите быть уверены в сохранности своих вещей, можно сдать их в камеру хранения.
Вы передаете вещи некоему сотруднику, который в вашем присутствии кладет вещь в ячейку и закрывает ее на ключ, а вам выдает на руки документ, который это подтверждает.
В этом случае, если вещь пропадет, вам не придется доказывать, что она была и вам будут обязаны вернуть ee стоимость. Если имущество за время хранения повредили, выплатят сумму, на которую понизилась его стоимость.
Второй вариант.
Вы храните вещь в сейфе, который находится в номере.
В этом случае гостиница также несет ответственность за кражу или порчу. Исключение, если сотрудники гостиницы докажут, что никто кроме вас не мог иметь доступа к ценностям. Важный нюанс, вам придется доказывать, что у вас эта вещь была, и что вы хранили ее в сейфе. В этом случае могут помочь, например, показания свидетелей.
Третий вариант.
Вы храните вещь просто в номере – в шкафу, тумбочке или просто в своем чемодане.
В соответствии со ст. 925 ГК РФ, гостиница отвечает как хранитель за утрату, недостачу или повреждение вещей постояльца, внесенных в гостиницу (за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей).
Внесенной в гостиницу считается вещь, вверенная работникам гостиницы, либо вещь, помещенная в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте.
По поводу денег и драгоценностей: для того, чтобы гостиница несла за них ответственность, необходимо либо передать их на хранение в гостиницу, либо хранить в специальном сейфе.
Но что делать, если в гостинице из номера украли, например, смартфон или ноутбук?
По закону нужно немедленно сообщить об этом администрации гостиницы.
В противном случае «гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей». Причем, сделать это нужно не только устно, но и письменно. Составьте письменное заявление, в котором напишите время, место и обстоятельства происшествия. Также укажите в нем, какую сумму денег украли и какова стоимость пропавших вещей.
После чего настаивайте на вызове полиции. Они должны принять от вас письменное заявление и начать расследование. Полицейские должны составить протокол, после чего будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. Но если вас волнует не столько поиск самой пропажи, сколько возмещение еe стоимости, то письменно требуйте вернуть деньги. Если отель не хочет платить добровольно, придется подавать иск в суд.
Если пропали документы, удостоверяющие личность, настаивайте на том, чтобы сотрудники полиции выдали вам на руки протокол вашего заявления и справку о потере документов. В дальнейшем это поможет восстановить документы. Если же вы находитесь за границей, то с этим протоколом и справкой вы сможете обратиться в посольство, где вам выдадут временное удостоверение личности.
Советы для отдыхающих:
У туриста в отеле украли вещи. Что делать?
Бывает, у туриста на отдыхе крадут вещи прямо из номера. Он начинает ругаться с администрацией отеля, требует найти вещи, но безрезультатно. Мы узнали у юриста, как агент может помочь клиенту решить проблему, а также кто будет отвечать за пропажу.
Бывает, у туриста на отдыхе крадут вещи прямо из номера. Он начинает ругаться с администрацией отеля, требует найти вещи, но безрезультатно. Мы узнали у юриста, как агент может помочь клиенту решить проблему, а также кто будет отвечать за пропажу.
Недавно о таком случае рассказал коллегам один из представителей рынка в сообществе Profi. Travel в соцсетях.
У туристов в отеле украли дорогую пижаму. Стоила она, со слов пострадавших, 100 евро. Два дня ходили на ресепшн, каждый раз их встречали новые представители отеля, которым заново приходилось описывать ситуацию. И каждый раз туристов просили прийти на следующий день.
Как считает юрист, если при обращении к представителям отеля вещь сразу не возвращают, то вряд ли она вообще вернется к хозяину. По закону перед туристом, в конечном счете, несет ответственность туроператор. Но есть доводы в защиту последнего.
Александр Байбородин, руководитель юридической компании А. Байбородина:
Что касается турагента, то его обязанности ограничены бронированием, оплатой тура, а также предоставлением информации о турпродукте. Именно поэтому ответственности за кражу он нести не будет, о чём советую сразу предупредить туриста. Помимо этого, рекомендую рассказать клиенту о наличии сейфа в отеле и рекомендовать хранить ценные вещи в нем.
Специалист также рассказал, как необходимо действовать туристу, который недосчитался своих вещей в номере.
Что делать туристу, у которого в отеле украли вещи?
Турист должен незамедлительно под роспись вручить заявление о краже* администрации отеля, оставить себе копию.
Турист может обратиться за помощью к турагенту, который поможет найти координаты полиции, сообщит туроператору о случившемся, поддержит морально.
Турист может обратиться за помощью к гиду. Он вправе оказать туристам содействие в обращении в отель, полицию и другие инстанции.
Турист должен обратиться с заявлением в полицию.
Туристу необходимо оперативно отправить скан заявлений туроператору с просьбой оказать содействие по факту кражи.
* Согласно ст. 925 ГК РФ, отель отвечает в случае кражи вещей туриста, за исключением денежных средств и драгоценностей. За них отель несет ответственность только в случае, если они были помещены в сейф. Правда у отеля есть шанс доказать, что кроме туриста сейфом никто не мог воспользоваться. Отметим, турист, обнаруживший утрату своих вещей, обязан без промедления заявить об этом администрации гостиницы. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей.
Как туристу доказать факт пропажи туроператору или в суде?
Как туристу доказать стоимость пропавшей вещи?
Если вещь куплена в России, пострадавшему будет необходимо предъявить чеки или выписки с карты о покупке. Также можно найти цены на аналогичную вещь в интернете.
Если вещь куплена в стране временного пребывания, а чеки не сохранились, тогда доказать стоимость будет сложно, могут потребоваться запросы, и даже экспертиза. Однако юристы считают, что шанс избежать подобной волокиты остается.
Александр Байбородин, руководитель юридической компании А. Байбородина:
Не стоит забывать, что процесс у нас состязательный. И если турист говорит, что украденный эксклюзивный кальян стоил 200 евро, эта сумма фигурирует во всех документах: заявлениях, протоколах и при этом ответчик не оспаривает этот факт – суд вполне может согласиться с озвученной истцом суммой.
Пропажи и кражи в гостиницах и отелях
«Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 5
Практика показывает, что многие организации гостиничного хозяйства периодически сталкиваются с пропажами и недостачами материальных ценностей. В гостинице или отеле не так много ценностей, которые нужно ставить на контроль, но они есть. «Ходовые» материальные ценности могут «осесть» в карманах нечистых на руку постояльцев или, что тоже, к сожалению, не исключено, работников заведений. Гостиница или отель самостоятельно решают, как предотвратить такие происшествия. Рассмотрим нюансы учета и налогообложения последствий таких неприятных ситуаций.
Пропажа пропаже рознь!
Для временного размещения и проживания постояльцам нужны различные предметы бытового обихода. Одни из них, можно сказать, предметы одноразового пользования (письменные принадлежности (блокноты, ручки, карандаши), салфетки, тапочки), другие, наоборот, используются неоднократно (полотенца, простыни, наволочки), но при этом требуют стирки, глажки и других процедур, необходимых для последующего их предоставления новому гостю.
Иногда в целях предупреждения мелкого мошенничества отели используют систему депозитов на дополнительные расходы. При поселении гостю сразу объясняют, для чего может быть использована сумма депозита, тогда у него будет меньше желания положить в свой чемодан имущество отеля. Неспроста в стоимость мини-баров закладывается сумма выше их реальной себестоимости, что и является суммой компенсации рисков отеля или гостиницы. Альтернативой предупреждения краж и пропаж является система видеонаблюдения за коридорами, холлами и другими местами общего пользования, но она не дает стопроцентного результата, который можно получить, проверив номер непосредственно перед сдачей ключей. Но какой бы способ предупреждения выбран не был, нужно помнить о корректности, юридической грамотности, презумпции невиновности гостя и о репутации гостиницы (отеля), которая может пострадать из-за поспешных и необдуманных действий персонала и руководства.
Учет утраты одноразовых предметов обихода
При утрате и последующем возмещении одноразового имущества порядок ведения учета прост. Такое имущество учитывается в составе материальных ценностей, которые списываются по мере передачи в эксплуатацию. Единственная сложность состоит в утверждении норм выдачи для горничной и списании предметов домашнего обихода. Согласитесь, контроль за движением материальных ценностей, пусть даже обладающих небольшой стоимостью, должен быть. Поэтому гостинице или отелю целесообразно утвердить норматив выдачи одноразовых принадлежностей на номер (на определенное количество номеров). Здесь нужно отметить, что по большому счету гостиничные услуги могут оказываться и без использования одноразовых принадлежностей, поэтому такие материальные расходы больше подходят под «технологические» потери, нежели под материалы, применяемые непосредственно для оказания услуг. Для учета потерь также нужен норматив списания материальных ценностей одноразового использования. При этом расходы списываются по нормативам не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете.
Хотя в Налоговом кодексе не говорится о нормах таких потерь, налоговики не без оснований считают: эти расходы должны быть нормированы, что является одним из доказательств их экономической обоснованности. Разработка и утверждение нормативов «технологических» потерь в процессе деятельности не регулируются налоговым законодательством, организация вправе сделать это самостоятельно. Норматив устанавливается организацией в количественном выражении. На основании таких данных потери от утраты одноразовых предметов обихода учитываются в уменьшение налогооблагаемой прибыли в оценке материальных ценностей, переданных в эксплуатацию. Таким образом, гостиница (отель) может установить для целей налогообложения те же правила, что и в бухгалтерском учете. Это позволит избежать разниц, а также снизить налоговые риски по признанию расходов в пределах нормативов в составе материальных затрат гостиницы.
Пример 1. Допустим, что при заезде в номер гостю предлагаются наборы письменных и обувных принадлежностей. Стоимость обоих наборов в сумме составляет 10 руб. Приказом по гостинице утверждена норма выдачи комплектов: по 2 шт. на четыре одноместных номера и по 4 шт. на пять двухместных номеров. Расчет произведен исходя из того, что не все клиенты пользуются предлагаемыми наборами письменных и обувных принадлежностей. Предположим, что номерная емкость средства размещения составляет 1500 одноместных и 1000 двухместных номеров. За месяц осуществляется по 4 заезда в одноместные номера и по 3 заезда в двухместные. Рассчитаем необходимое количество наборов письменных и обувных принадлежностей.
В бухгалтерском учете гостиницы будут сделаны следующие проводки:
Учет утраты предметов многоразового пользования
Представим следующую ситуацию. В гостинице после выезда гостей обнаружены пропажа полотенец, посуды с символикой гостиницы, а также утрата пульта и повреждение телевизора. Есть несколько вариантов развития ситуации, в зависимости от того, удалось ли персоналу вовремя обнаружить пропажу и предпринять действия по взысканию с виновников причиненных убытков.
Допустим, что до момента окончательного расчета постояльца и сдачи ключей от номера пропажа была обнаружена и гость согласился возместить убытки. В таком случае они могут быть включены в счет отдельной строкой (например, как допсервис или дополнительные услуги). Чтобы отразить это в учете как возмещение ущерба, а не как реализацию услуг, доходы от которых учитываются при расчете налога на прибыль и НДС, нужно документально оформить операцию.
Как правило, недостачу ценностей, возникшую в процессе их хранения, выявляют после проведения инвентаризации. В нашем случае иная ситуация. Утрата имущества и его повреждение выявляются в процессе эксплуатации. Унифицированного бланка нет, поэтому гостиница (отель) может составить акт в произвольной форме, в котором будет отражен факт выявления недостачи (порчи) имущества. Напоминаем: чтобы считать такой документ «первичкой», в нем должны быть обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете для первичного учетного документа. На основании акта отражается списание утраченных (поврежденных) материальных ценностей на счет учета недостач и потерь от порчи ценностей. Также нужен документ, на основании которого недостачи будут отнесены на виновного клиента (постояльца), например бумага, подписанная клиентом, который согласен с тем, что он виновен в недостаче и готов возместить ее гостинице (отелю), или счет, в котором отдельной строкой выделен «дополнительный сервис», а согласие с оплатой данного счета отчасти означает признание клиентом своей вины. Остается на основании документа, подтверждающего поступление денежных средств, отразить погашение задолженности виновного в недостаче (порче) имущества лица.
Предложенный порядок документального оформления достаточно прост и приближен к практике, но, если читатель сомневается, он может пойти по традиционному пути и оформить недостачу (повреждение) имущества путем проведения инвентаризации и оформления документов, приведенных в Постановлении Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
Пример 2. Допустим, что при выезде гостя из номера персоналом отеля выявлен факт порчи телевизора и недостачи полотенец, посуды. Убытки оценены по рыночной стоимости полотенец, недостающей посуды (2000 руб.) и ремонта телевизора (8000 руб.), общая сумма составила 10 000 руб. Постоялец, пойманный с поличным, согласен в добровольном порядке возместить причиненный отелю ущерб, оплатив счет, в который включена стоимость недостающих полотенец, посуды и предполагаемого ремонта телевизора.
В бухгалтерском учете отеля будут сделаны следующие проводки:
Несмотря на то что полотенца и посуда могут быть списаны уже в учете, на их замену потребуются новые материальные ценности, которые учитываются на счете 10 и списываются после фактической передачи их в номер.
На практике может возникнуть ситуация, когда виновные лица установлены, но взыскать задолженность с них не представляется возможным. В этом случае организация должна принять решение о реальности взыскания такой задолженности. Если это невозможно ни в текущем, ни в следующих периодах, ее нужно списать. В противном случае сделать это можно по истечении срока исковой давности, который составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных к взысканию, включаются в состав прочих расходов организации.
Пример 3. Изменим условия примера 2. Предположим, что в VIP-номере повреждена дорогостоящая видео- и аудиоаппаратура, которая не подлежит ремонту. Цена имущества на этот момент составила 100 000 руб. и соответствует рыночной стоимости. Причиненный отелю ущерб постоялец отказался погасить добровольно, в связи с чем организация обратилась в правоохранительные органы, после чего попыталась взыскать ущерб в суде. Действия судебных приставов по взысканию с виновного лица заявленных денежных сумм не увенчались успехом.
В бухгалтерском учете отеля будут сделаны следующие проводки:
Напомним, что если причинен ущерб имуществу работодателя, то размер такого ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, но не ниже стоимости имущества по данным бухучета с учетом степени износа этого имущества.
Основанием признания дебиторской задолженности безнадежной может являться постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (Письма Минфина России от 26.08.2010 N 03-03-06/4/77, от 16.08.2010 N 03-03-06/2/146).
Мы рассмотрели ситуации, когда виновник хищения из числа посетителей установлен. К сожалению, так происходит не всегда. В ином случае причиненный организации ущерб вряд ли будет возмещен, значит, недостачу следует списать на финансовые результаты как прочие расходы отчетного периода (Дебет 94 Кредит 50, Дебет 91 Кредит 94) тогда, когда организация может документально подтвердить невозможность взыскания убытков либо внутренними распорядительными документами, либо обращениями в соответствующие органы (МВД, суд) по фактам недостач и решениями этих органов.
Для документального подтверждения понадобятся заявление в органы внутренних дел, справка, подтверждающая факт хищения, постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о приостановлении уголовного дела. Можно в принципе обойтись без этих документов, но тогда для целей налогообложения учесть расходы в виде стоимости утраченных (похищенных) ценностей не удастся, останется только списать их. Если стоимость утраченного имущества (например, пары полотенец) невысока, можно поступить именно так, при этом даже учесть его стоимость при налогообложении и, таким образом, пойти на налоговый риск. Кстати, этот подход имеет место, когда нужно мелкими недочетами отвлечь налоговиков от крупных просчетов. Но если бухгалтер предпочитает не делать ни мелких, ни крупных ошибок и для этого есть все условия, при неподтверждении отсутствия виновных лиц расходы в виде стоимости недостающего имущества не могут быть учтены (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Недостача по вине работника
В этом случае при расчетах нужно обратиться к трудовому законодательству, нормами которого следует руководствоваться в разрешении различных спорных вопросов. Под прямым действительным ущербом, причиненным работником, понимаются реальное уменьшение или ухудшение состояния имущества работодателя (ст. 238 ТК РФ). Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, обслуживающего денежные, товарные ценности или иное имущество при исполнении им трудовых обязанностей, если с ним заключен договор о полной материальной ответственности.
По распоряжению руководства с работника может удерживаться не более 20% его заработка в месяц, а если в действиях работника содержатся признаки преступления, то размер удержаний за причиненный ущерб организации не может превышать 70% заработка. Предельная величина удержаний определяется исходя из суммы зарплаты, оставшейся после вычета налогов. Выявленная недостача имущества по вине работника позволяет работодателю воспользоваться п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и расторгнуть трудовой договор в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
Пример 4. После выезда гостей в номерах гостиницы выявлена недостача (полотенец и посуды), в то время как согласно инструкции обслуживающий персонал должен был проверить перед выездом гостя состояние и наличие имеющегося в номере имущества. Часть вины в утрате имущества лежит на сотруднике, который не исполнил свои должностные обязанности добросовестно, за что с него удерживается стоимость утраченных ценностей (5000 руб.). Месячный заработок работника составляет 10 000 руб. (после удержания НДФЛ).
В бухгалтерском учете гостиницы будут сделаны следующие проводки:
Оставшаяся сумма недостачи будет удерживаться из следующих зарплат работника до полного погашения причиненного гостинице ущерба.
Утрата ключей от номера
Несколько слов об обратной ситуации
Предположим, что в гостинице произошла пропажа имущества постояльца, что тоже, к сожалению, бывает. Гость, обнаруживший пропажу вещей, должен сразу заявить об этом администрации гостиницы или отеля, в противном случае отельер освобождается от ответственности за несохранность вещей клиента (п. 3 ст. 925 ГК РФ). Также постоялец может остаться ни с чем, если администрация докажет, что кража произошла из-за того, что гость не соблюдал правила проживания (в частности, оставил открытыми окна и двери). Во всех остальных случаях администрация гостиницы возмещает стоимость украденных вещей. Для этого не обязательно вызывать правоохранительные органы, можно уладить недоразумение собственными силами. Возмещение производится либо виновником пропажи (если, конечно, он установлен, что маловероятно), либо за счет гостиницы (отеля).
Практика показывает, что гостиницы и отели не спешат расплачиваться денежными средствами, предлагая пострадавшему гостю натуральное возмещение в виде бесплатного питания, посещения сауны, такси (трансфера) и иных дополнительных услуг, предлагаемых гостям за отдельную плату. Есть два выхода из указанной ситуации.
Первый способ заключается в том, что в учете не показываются ни возникновение задолженности перед постояльцем, ни оказание ему дополнительного сервиса. При отсутствии денежных расчетов это вполне возможно (сервиса как будто и нет), но вряд ли объективно. Правильнее, если бухгалтер отразит обе операции в учете, проведя взаимозачет требований.
Пример 5. Предположим, что гостем обнаружена пропажа собственного имущества, о чем своевременно сообщено администрации отеля. После небольшого собственного расследования руководство отеля принимает решение компенсировать стоимость потери оказанием дополнительных услуг (сауны и массажа) бесплатно. Стоимость оказанных услуг составила 20 000 руб., на эту же сумму произведен взаимозачет с суммой требования клиента. В целях упрощения примера обязательства по НДС не рассматриваются.
В бухгалтерском учете отеля будут сделаны следующие проводки:
В целом порядок учета и налогообложения пропаж, хищений (повреждений) гостиничного имущества несложен. Нужно лишь запастись необходимыми документами, позволяющими либо взыскать ущерб с виновного лица, либо списать его на некомпенсируемые убытки гостиницы (отеля). Но лучше, чтобы таких малоприятных фактов было меньше. Для этого необходимо принимать меры, способствующие предотвращению мелкого мошенничества.
Как выявить и пресечь хищения в гостинице?
Автор: Борисова К. О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Если должностные лица организации недобросовестны, их можно привлечь к ответственности и взыскать убытки, причиненные компании. Однако прежде нужно подготовить доказательную базу, чтобы не быть голословным в суде. Как действовать при появлении подозрений о хищении, рассмотрим на примере небольшого гостиничного бизнеса и судебного прецедента (Постановление АС УО от 15.05.2017 № Ф09-1431/17 по делу № А60-57007/2015 (Определением ВС РФ от 31.07.2017 № 309-ЭС17-11385 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства)).
Причины и следствия
Отсутствие достаточного и оперативного внутреннего контроля деятельности организации создает условия для злоупотреблений ее должностных лиц. К примеру, допущение такого варианта расчета за услуги, как перечисление средств на личную банковскую карту директора, следует считать провокационным в этом смысле, поскольку выручка общества выводится из-под контроля учредителей со всеми вытекающими последствиями для учета и налогообложения.
Важно: при таком способе хищения кассовая дисциплина общества формально соблюдается, поскольку убытки причиняются не присвоением уже оприходованных денежных средств, а в ситуации, когда денежные средства, полученные от постояльцев за оказываемые услуги, изначально не вносятся в кассу (на расчетный счет) юридического лица.
Подобный род махинаций трудно реализуем в гостиницах с правильно и безопасно поставленным аналитическим и синтетическим учетом по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (подробнее об этом – в консультации Е. В. Емельяновой «Учет доходов от оказания гостиничных услуг»). Как известно, Инструкция по применению Плана счетов требует ведения аналитического учета по каждому покупателю (заказчику), которому предъявлен счет на оплату. В организациях с большой и постоянно меняющейся клиентской базой такой аналитический учет ведется в отдельных программах, данные которых не всегда подгружаются в основную бухгалтерскую программу, с помощью которой непосредственно ведется учет и составляется отчетность организации. Если это так, то организация находится в зоне высокого риска, связанного с вероятностью хищений и злоупотреблений со стороны должностных лиц.
В случае, когда информационный обмен между программами организован надлежащим образом, данные об оказании услуг и их оплате (в том числе о способах оплаты) выгружаются в бухгалтерскую программу и могут быть оперативно проанализированы. Так, наличие миллионной выручки за период и отсутствие поступлений в кассу и на расчетный счет в том же объеме (при условии, что услуги оказываются только по факту 100%-ной предоплаты) сразу же станет заметным для финансовых работников компании. В учете появится запись Дебет 62 Кредит 90-1. Тем самым будет сформирована дебиторская задолженность покупателей. Предметный анализ возникшей дебиторской задолженности позволит установить, достоверны ли сведения о задолженности гостей или оплата от них все-таки поступала, а если поступала, то каким способом. Если в ходе внутреннего расследования будет установлено, что оплата услуг перечислялась гостями на личную карту директора общества, и в доказательство этого будут получены копии квитанций о совершенных клиентами банковских переводах, то у организации появится повод предъявить иск к данному должностному лицу о взыскании причиненных обществу убытков.
Если же речь идет о хищении «налички» без ее оприходования в кассу организации и выдачи каких-либо документов гостям в подтверждение оплаты, собрать доказательную базу будет сложнее. Равно как и если информационный обмен между клиентской и бухгалтерской программами отсутствует.
Последовательность действий
Согласно п. 3 ст. 53 ГК РФ лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (информация о том, какие действия директора следует расценивать как недобросовестные и неразумные, приведена далее). Такое лицо обязано по требованию учредителей (участников) компании возместить убытки, причиненные их юридическому лицу (см. п. 1, 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62).
Если учредители убеждены, что директор действовал недобросовестно и (или) неразумно, для обращения в суд о взыскании убытков они должны представить доказательства, свидетельствующие о наличии таковых и о том, что причиной их возникновения послужили действия (бездействие) директора.
Важно: в свою очередь, директор может дать пояснения относительно своих действий (бездействия) и указать на причины возникновения убытков (например, неблагоприятная рыночная конъюнктура, недобросовестность выбранного им контрагента, работника или представителя юридического лица, неправомерные действия третьих лиц, аварии, стихийные бедствия и иные события и т. п.). Если директор откажется давать пояснения, суд возложит на него бремя доказывания своей невиновности.
Последовательность действий по сбору доказательств можно представить в три этапа.
Этап
Действие
Инвентаризация активов и обязательств гостиницы (денежных средств, дебиторской задолженности и т. д.)
Сбор показаний сотрудников гостиницы (администраторов), клиентов о том, что фактически плата за проживание поступала (кому и каким образом)
Для оценки состояния учета, достоверности показателей отчетности, обнаружения в учете пропусков, ошибок и т. д. желательно привлечь специализированную организацию, которая поможет выявить все факты, указывающие на совершение должностным лицом недобросовестных действий. Отчет такой компании о проделанной работе и ее результатах может послужить основанием для составления заявления о факте хищения и возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица
Учетные процедуры
В том случае, когда в получении организацией выручки нет сомнений и данный факт подтвержден документально, в учете присутствует запись Дебет 62 Кредит 90-1.
Если доказательства того, что клиенты передавали тем или иным способом плату за проживание должностному лицу организации, убедительны и исчерпывающи, организация вправе сформировать в учете запись Дебет 73-2 (76) Кредит 62. Далее возможны два сценария.
Факт хищения
Подтвержден следствием (судом)
Не подтвержден следствием (судом)
Задолженность должностного лица погашается по мере возмещения ущерба – Дебет 50, 51 Кредит 73-2 (76)
Задолженность должностного лица аннулируется (сторно) – Дебет 73-2 (76) Кредит 62.
Организация продолжает поиск виновных лиц либо прекращает его, а задолженность за оказанные услуги списывается как безнадежная к взысканию – Дебет 91-2 Кредит 62
Когда у организации есть основания сомневаться в том, что гостиничные услуги действительно оказывались и оплачивались ненадлежащим лицам, до окончания следственных мероприятий (вынесения соответствующего решения судом) организация вправе считать спорную задолженность условным активом. В соответствии с п. 14 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» условные активы не признаются в бухгалтерском учете. Информация о них раскрывается в бухгалтерской отчетности согласно п. 25 – 28 ПБУ 8/2010.
По окончании следственных мероприятий (судебного разбирательства) организация должна сформировать в учете записи, соответствующие реальному положению вещей.
В случае, положенном в основу статьи, учредителям удалось взыскать с недобросовестного директора сумму убытков более 1 млн руб. В таком размере выручка от оказания гостиничных услуг поступала в личное пользование руководителя компании. Доказать вину должностного лица удалось благодаря тщательному сбору доказательств и привлечению специализированной компании, которая указала на факты неоприходования выручки в кассу (на расчетный счет) гостиницы. Неприятной ситуации удалось бы избежать при надлежащей организации учета, в частности по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Поэтому рекомендуем всем бухгалтерам и собственникам бизнеса внимательно отнестись к требованиям законодательства в части соблюдения определенной последовательности учетных процедур. Они установлены не случайно и направлены, в частности, на то, чтобы минимизировать риски хозяйствующих субъектов и защитить их от противоправных действий должностных лиц.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62
Недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор (п. 2 постановления)
Неразумность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор (п. 3 постановления)
Действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юридическим лицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке
Принял решение без учета известной ему информации, имеющей значение в данной ситуации
Скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юридического лица не были включены в отчетность юридического лица) либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки
До принятия решения не предпринял действий, направленных на получение необходимой и достаточной для его принятия информации, которые обычны для деловой практики при сходных обстоятельствах, в частности, если доказано, что при имеющихся обстоятельствах разумный директор отложил бы принятие решения до получения дополнительной информации
Совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица
Совершил сделку без соблюдения обычно требующихся или принятых у данного юридического лица внутренних процедур для совершения аналогичных сделок (например, согласования с юридическим отделом, бухгалтерией и т. п.)
После прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица
Знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо не способным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т. п.)