если в магазине не предоставляют маску что делать
Прикрой личико. Должны ли нам выдавать бесплатные маски на кассе магазина?
Раньше, выходя из дома, мы боялись забыть кошелёк, ключи и телефон. Сейчас к этому списку добавилась медицинская маска, потому что без неё не пустят в общественный транспорт и не станут обслуживать в магазине. Забывчивость может обойтись дорого — максимальный штраф за отсутствие маски 30 000 рублей. Масочный режим действует больше года. Кажется, пора уже привыкнуть. Однако в магазинах до сих пор случаются конфликты между продавцами и покупателями. Иногда — с привлечением полиции. В связи с этим возникают вопросы — обязаны ли магазины выдавать бесплатные маски и могут ли отказать в обслуживании клиенту без индивидуальных средств защиты?
Отказ в обслуживании клиента без маски
Для начала разберёмся, насколько законно нахождение человека без маски и перчаток в общественном месте и могут ли нам продавцы отказывать в обслуживании.
Масочку! Фото: takprosto. cc
Позиция ведомств и судов однозначна — отказ в обслуживании законен.
Юристы, работающие на публику, уверяют, что магазин обязан обслужить клиента и продать ему всё, что он выбрал. В доказательство приводят ч.1 и ч.3 ст. 426 ГК РФ, где говорится, что отказ продавца от заключения публичного договора неправомерен.
Однако в законе «О защите прав потребителей» сказано, что отношения между продавцом и потребителем регулируются не только Гражданским кодексом, но и иными нормативно-правовыми актами.
Здесь угадывается отсылка к другим документам, где установлены ограничения в обслуживании клиентов. Это Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». Кроме этого, есть региональные постановления, которые устанавливают масочный режим и обязанность продавцов следить за его соблюдением, а также дают право отказывать в обслуживании.
По вопросу отказа в обслуживании уже сложилась судебная практика. Например, дело № 5-181/2020 г. Свободненского городского суда Амурской области. Гражданин, находясь в магазине, отказался надевать маску. Сотрудники торговой точки вызвали полицию. Суд постановил, что нарушения прав покупателя не было. Более того — клиенту магазина назначили штраф 3 000 рублей за несоблюдение масочного режима.
Ещё одно дело, касающееся масочного режима, рассматривал ВС Республики Татарстан (дело № 7-885/2020). Жалобу подал продавец, которого оштрафовали на 10 000 рублей за то, что он продал товар покупателю без средств индивидуальной защиты. Суд оставил решение нижестоящих инстанций без изменений и подтвердил правомерность назначения штрафа.
Потрясать Гражданским кодексом перед продавцом не стоит — он может вызвать полицию и тогда штраф или предупреждение гарантированы, поскольку есть прямое нарушение закона (ст. 20.6.1 КоАП РФ).
А войти можно?
Теоретически маска и перчатки должны защищать людей от распространения вируса. Логично думать, что средства индивидуальной защиты надо надевать не у кассы, а при входе в магазин, поскольку около витрин тоже бывает скопление людей.
Незаменимый аксессуар последнего года — медицинская маска. Фото: smartik.ru
Однако закон разрешает находиться людям на территории торговой точки без маски. Сотрудники магазина могут напомнить покупателю о необходимости надеть маску, попросить выйти, отказать в обслуживании, вызвать полицию, если клиент окажет сопротивление. Выгнать из магазина силой или запретить входить — не могут.
Получается, если вы без маски ходите по магазину и смотрите на товар, то закон не преступаете. Как только подошли к кассе и пытаетесь что-то купить, то становитесь нарушителем.
Так давайте маску
Ходить за покупками без маски нельзя. Справедливо, если магазин предоставит маску на кассе. Так не будет никаких конфликтов, разборок с полицией и обид со стороны покупателей.
Многие магазины так и делают — у каждой кассы ставят антисептик и коробку с салфетками (аналог маски). Однако это жест доброй воли, проявление лояльности торговой организации. Закон не обязывает продавцов выдавать средства индивидуальной защиты. Такого предписания нет ни в одном нормативно-правовом акте. Если вы встретили иное утверждение, то это всего лишь свободная трактовка закона.
Что делать тем, кто забыл маску? Многие магазины продают средства индивидуальной защиты. Однако это нарушение предписаний Роспотребнадзора — проходит обслуживание покупателя без маски. Некоторые торговые точки нашли выход и продают средства индивидуальной защиты на отдельной кассе. Это не нарушение.
Всё надо хранить на видном месте. Фото: vbr.ru
Законны ли штрафы для магазинов за несоблюдение покупателями масочного режима и как их избежать
Роспотребнадзор и полиция штрафуют магазины, клиенты которых не носят маски, нарушая тем самым масочный режим. При этом в некоторых случаях размер штрафов доходит до 300 000 рублей. Рассказываем, насколько законны эти штрафы и что нужно делать, чтобы их избежать.
Кто отвечает за соблюдение масочного режима
Масочный режим (обязанность по ношению медицинской маски/респиратора и запрет на появление без маски в общественных местах) введен в соответствии с региональными нормативными актами и продолжает действовать во многих субъектах РФ. Например, в Москве масочный режим был установлен на основании указа мэра от 07.05.2020 № 55-УМ. В соответствии с п. 9.4 этого указа с 12 мая текущего года при посещении объектов торговли все без исключения граждане должны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы). В свою очередь, организации торговли обязаны контролировать исполнение своими клиентами указанного требования и создавать условия для соблюдения ими временных санитарных ограничений и запретов.
Таким образом, обязанность по соблюдению масочного режима распространяется не только на покупателей, но и на сами магазины и их должностных лиц (продавцов, кассиров, охранников). Причем магазины должны не просто снабжать своих сотрудников масками и антисептиками, но и следить за тем, как масочный режим соблюдается всеми посетителями, находящимися на кассах и в торговых залах.
За что могут оштрафовать магазин в период действия масочного режима
Само по себе нахождение в магазине посетителей без масок не грозит торговой организации какой-либо ответственностью. По общему правилу, привлечению к административной ответственности подлежит лицо, совершившее данное правонарушение. То есть сам покупатель, а не магазин.
В конечном счете магазины не вправе отказать клиентам в посещении своих торговых площадей и залов. В противном случае действия магазина могут быть расценены тем же Роспотребнадзором в качестве дискриминации и нарушения прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ).
1. Масочный режим (обязанность по ношению медицинской маски в общественных местах) был введен в соответствии с региональными нормативными актами и продолжает действовать во многих субъектах РФ.
2. Магазины должны следить, как масочный режим соблюдается всеми посетителями и работниками магазина (продавцами, кассирами, охранниками и т. п.).
3. Если магазин соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил, то оштрафовать его не могут.
4. Штраф последует, когда торговая организация/ИП осуществит реализацию продукции клиентам, не соблюдающим масочный режим и другие временные санитарные ограничения, установленные местным законодательством.
5. Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил нарушение.
6. Чтобы избежать штрафов, при попытке прохода в магазин посетителя без маски, представитель магазина должен проинформировать его о введенном в регионе масочном режиме, о необходимости его соблюдения и об ответственности за нарушение такого режима.
7. При соблюдении магазином всех правил (предупреждение об ответственности, неосуществление отпуска товара на кассе и вызов полиции), Минпромторг советует правоохранителям не штрафовать магазин за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок.
В то же самое время магазин обязан проинформировать своих посетителей об обязанности соблюдать масочный режим и об административной ответственности за несоблюдение данного режима. Одновременно с этим магазин должен предпринять действия, обязывающие клиентов соблюдать масочный режим.
И если магазин соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил, то оштрафовать его не смогут.
Штраф последует только тогда, когда торговая организация/ИП осуществит реализацию продукции клиентам, не соблюдающим масочный режим и другие временные санитарные ограничения, установленные местным законодательством.
Также магазин могут оштрафовать за непредупреждение клиентов, которые не носят масок, о необходимости соблюдения масочного режима и об ответственности за несоблюдение данного режима (письмо Минпромторга от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15).
Какие штрафы действуют за нарушение масочного режима
Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил подобного рода нарушение.
Штрафы последуют по ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).
По данной статье за отсутствие маски клиент магазина может быть либо предупрежден, либо оштрафован на сумму от 1 000 до 30 000 рублей. Кассир, осуществивший продажу товара клиенту, нарушающему масочный режим, может быть оштрафован на сумму от 10 000 до 50 000 рублей. Такой же штраф назначается и ИП, которому принадлежит соответствующая торговая точка. Торговая организация за это нарушение несет ответственность в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей.
Повторное нарушение масочного режима увеличит штрафы для покупателей, продавцов и организаций (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ). За повторное нарушение штраф для покупателей может составить от 15 000 до 50 000 рублей, а для продавцов — от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. Штраф для ИП и торговых организаций составит от 500 000 до 1 млн рублей. В качестве альтернативы штрафу деятельность магазина могут приостановить на срок до 90 суток.
Как магазинам избежать штрафов за нарушение масочного режима
В целях избежания возможных наказаний за нарушение санитарных норм в период действия карантина организации и ИП должны строго следовать распоряжениям местных властей, а также выполнять рекомендации контролирующих ведомств и, в частности, Роспотребнадзора.
Например, магазины должны соблюдать рекомендации Минпромторга, которые касаются работы магазинов в условиях санитарных ограничений (письмо от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15).
Согласно данным рекомендациям, при попытке прохода в магазин посетителя без маски представитель магазина должен проинформировать его о введенном в регионе масочном режиме, о необходимости его соблюдения и об ответственности за нарушение такого режима.
Одновременно посетителя нужно проинформировать о возможности приобретения масок при входе в магазин или на его территории в отдельной кассе.
При несогласии посетителя исполнять такие требования и в случае их нарушения, в том числе проникновения на территорию магазина, представителям торговой организации рекомендуется отказать такому посетителю в обслуживании на кассе.
Одновременно необходимо вызвать полицию для пресечения нарушения. В конфликт с нарушителем продавцам вступать не рекомендуется.
При соблюдении магазином данной инструкции (предупреждение об ответственности, отказ в продаже товара на кассе и вызов полиции), Минпромторг советует правоохранителям не штрафовать магазин за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок.
Может ли магазин отказать в обслуживании клиенту без маски
Выполняя санитарные рекомендации Минпромторга и Роспотребнадзора, магазины должны отказывать в обслуживании и отпуске товаров покупателям, не соблюдающим масочный режим. В связи с этим возникает вполне резонный вопрос о законности такого отказа.
По общему правилу, магазин не вправе отказать своему клиенту в обслуживании.
Договор купли-продажи, заключаемый между магазином и потребителем в момент совершения покупки, предусматривает недопустимость отказа в обслуживании покупателя, если интересующий товар доступен для приобретения, а у покупателя достаточно денежных средств для оплаты (п. 3 ст. 426 ГК РФ).
В свою очередь отказ потребителю в предоставлении товаров либо доступе к товарам по причинам, связанным с состоянием его здоровья, влечет наложение штрафов по ч. 5 ст. 14.8 КоАП РФ. За данное нарушение организацию могут оштрафовать на сумму от 300 000 до 500 000 рублей.
Роспотребнадзор поясняет, что такие действия в условиях масочного режима отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и имеют своей целью защиту прав и интересов всех прочих потребителей.
Следовательно, штрафовать за нарушение прав потребителей магазины, отказывающие в отпуске товаров нарушителям масочного режима, Роспотребнадзор не будет. Напротив, самих покупателей, которые игнорируют обязанность по ношению масок, рекомендуется привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах:
Обязан ли магазин предоставить маску покупателю, штраф за отсутствие маски
Ограничения касаются не только масочного режима, но носить маски в общественных местах должны практически все, даже если просто идете в магазин.
Если вы часто ходите за покупками, наверняка вам интересно, обязаны ли магазины покупателям маски покупателям? Напомним, что в РФ с апреля 2022 года был введен масочный режим, суть которого заключалась в попытке предотвратить распространение коронавируса. Это опасное заболевание, потому каждый человек обязанный защищать себя и окружающих.
Ограничения касаются не только масочного режима, но носить маски в общественных местах должны практически все, даже если просто идете в магазин. Зависимо от региона в маске нужно быть только в общественном месте и транспорте, но по улице можно было ходить и без неё, а в других регионах носить маски приходится даже на улице. В магазины люди ходят регулярно, и в помещение покупательобязанный заходить только в маске – это единственный законный метод как избежать штрафа.
Покупать одноразовые маски затратно, а тканевые можно забыть. Что делать в таком случае? Многие считают, что магазины обязаны обеспечить своих покупателей масками, если у них её нет. Если этого не сделать, покупатель может получить весьма внушительный штраф. В интернете много форумов, что посвящены этому вопросу, и практически везде бытует мнение, что магазины должны помочь своим покупателям получить маски. Если таких масок нет, безмасочного покупателя не должны штрафовать.
Обязан ли магазин предоставить маску покупателю бесплатно?
Вопрос о том, обязан ли магазин предоставить маску покупателям становится все более актуальным, поскольку за нахождение в нем без маски назначают штраф. Но все же нет никаких норматив или актов от правительства, указывающих, что магазины должны предоставлять своим клиентам маски. Может быть, в некоторых регионах и есть подобные положения, но они носят не директивный, а рекомендательный характер. Потому требовать, чтобы магазины выдавали вам маски бесплатно, не стоит. Большая вероятность, что они откажут.
Покупатель обязательно должен быть в магазине в маске, есть она у него, или он рассчитывал получить маску в торговой точке. А вот магазин не обязанный предоставлять маски. Если нарушение будет зафиксировано, нарушителя могут оштрафовать на довольно внушительные суммы – от 1 до 30 тысяч рублей.
Ещё одна актуальная тема – отказ от обслуживания в магазине без маски. Дело в том, что иногда, если человек приходит за покупками без защитных средств, его отказываются обслуживать. Отказ в магазине без маски закономерное явление, которое позволяет обезопасить продавцов и других покупателей. Продавцы могут указать, чтобы покупатель носил маску, если человек забудет её натянуть, заходя в помещение.
Даже учитывая, что они не обязаны, в некоторых магазинах стали все чаще идти навстречу покупателям при отсутствии у них масок, предлагая защитные средства, вместо отказа в обслуживании. Например, обслуживание начинается с того, что продавцы могут предложить одноразовые маски или салфетки. Если бесплатно выдать маски не получается, но обслуживатьклиента без них они не могут, в магазине может стоять отдельная касса, где продаются маски. Также на территории магазина могут быть установлены специальные автоматы для получения товаров защиты.
Но даже если в самом магазине продается маска, покупатель который входит в помещение без неё, становится нарушителем. Если в такой момент человека поймают, его будут обязывать по закону нести ответственность за то, что отказался носить маску.
Обязан ли магазин обеспечить масками покупателей по Постановлению Правительства РФ №417
Согласно постановлению №417, которое вступило в силу с 2 апреля 2022 года, многие считают, что магазин обязанный давать покупателям маски бесплатно, поскольку единственный законный способ войти в помещение с другими людьми – надеть этот аксессуар. Вот только трактовать постановление таким образом нельзя, поскольку в нем нет ни слова о том, что маски должны предоставляться безвозмездно.
Откуда же появилось массовое мнение о том, что маска должна быть предоставлена магазином? Поскольку отсутствие маски в магазиненезаконно, люди решили, что магазин сам должен их выдавать. В законе действительно упоминается нечто подобное, но из-за незнания законодательства и неумения правильно вытягивать суть из сложных юридических формулировок, люди попросту не смогли правильное понять смысл постановления.
Такая ситуация вполне ожидаема, поскольку с некоторыми пунктами положения не всегда справляются даже профессиональные юристы. Возможно это связано с тем, что ситуация с коронавирусом возникла неожиданно, и пришлось быстро искать законный метод её контролировать. Логично, что некоторые пункты были не так хорошо проработаны, как хотелось бы, и могут вызвать недопонимания у людей, которые не каждый день сталкиваются с новыми нормами и правилами.
Никто не может обязать читать весь документ. Можете сосредоточить свое внимание на самом важном пункте, указанном на скриншоте.
Смысо данного пункта сводится к тому, что граждане обязаны, в случае предоставления имущества органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, предназначенного для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, использовать данное имущество. В нашем случае, маски.
Таким образом, в данном пункте ничего не говорится об обязанности предоставить такое имущество со стороны государственных органов или организаций.
Чтобы магазин не был оштрафован за отсутствующие у покупателей маски, он должен соблюдать правила. Причем не только те, что были предписаны на государственном уровне, но и те, которые действуют на региональном масштабе. Так что магазин не обязанный смотреть, чтобы у его покупателей был необходимый набор защиты. Обслуживание без масок в магазине грозит торговой точке серьёзными убытками. Но другая причина – обеспечение безопасности другим людям.
Если кто-то из покупателей будет без маски, это создает угрозу для других посетителей. Потому продавцы вполне могут не обслуживать клиентов без маски. Это поддерживает санитарно-эпидемиологическую ситуацию на нормальном уровне. Конечно, никто не будет выгонять человека из помещения или принуждать силой выйти. Скорее, сотрудники попросят надеть маску, а если её нет, купить здесь же или где-то ещё.
Какой будет штраф, если не носить маску
Если вас все ещё терзает вопрос, законны ли маски в магазине, окончательную точку в нем может поставить тот факт, что когда маскаотсутствует, нарушителю грозит штраф. Если нарушителем выступает физическое лицо, в качестве штрафа он обязан будет заплатить от тысячи до тридцати тысяч рублей. Но самый распространенный штраф за отсутствие маски составляет пять тысяч рублей. Если нарушение повторится, и вас поймают, штраф увеличивается.
У местных властей есть право самостоятельно определять штрафную сумму, но они должны учитывать условия, прописанные в КоАП РФ. Обычно размер штрафов, если маска не надета, указан в местном законодательстве. Для примера, в Москве прописано, что штраф составляет от 4 до 5 тысяч рублей. Если вы считаете эту меру незаконной, подобное решение властей можно оспорить в суде.
Попытки оспорить ограничения популярны и находятся в законных рамках, но количество удовлетворенных исков стремится к нулю. Чаще всего их вообще не рассматривали, возвращая заявителям. Но вероятность всегда есть, особенно если случай беспрецедентный. Только помните – покупательобязанный быть в магазине в маске, иначе последует отказ в удовлетворении попытки оспорить штраф. Даже если зашли в магазин, чтобы эту маску купить.
Получить юридическую помощь по вопросам штрафов за отсутствие масок можно на нашем сайте.
В магазин пускают только в маске. Это законно?
Простите, что снова про коронавирус. Хочу попросить вас разобрать такой вопрос. Какое-то время назад появилась информация, что магазины и супермаркеты в Москве и области стали требовать от покупателей, чтобы те находились в зале в масках.
Оставим в стороне медицинский аспект и будем рассматривать только юридическую сторону. Получается, что мне, чтобы зайти в торговый зал, надо купить маску где-то заранее или на кассе в самом магазине? Насколько это законно?
Антон, сотрудники магазина действительно вправе отказаться обслуживать покупателей без маски, если в регионе, где он находится, действует обязательный масочный режим. Расскажу о ситуации подробнее.
Что такое масочный режим
В апреле 2020 года президент поручил властям регионов ввести ограничения, чтобы предотвратить распространение коронавирусной инфекции. Какие именно ограничения установить, местным властям предоставили решать самостоятельно исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе.
В результате в некоторых регионах были приняты нормативные акты, в которых граждан обязали носить маски в общественных местах. Строгость предписания зависит от региона: в некоторых это обязательно, а в других только рекомендовано.
В Москве граждан обязали носить маски и надевать перчатки, даже если они просто гуляют или едут в такси.
Вот информация об ограничениях в регионах. Посмотрите, какие правила действуют именно у вас.
Как могут наказать, если маску не носить
Местные власти будут сами определять сумму штрафа. Но они обязаны ориентироваться на суммы, указанные в КоАП РФ.
Некоторые субъекты РФ уже внесли изменения в местное законодательство об административной ответственности. Например, московские власти в столичном кодексе об административной ответственности уже указали сумму штрафа — 4000—5000 Р в зависимости от места нарушения. Проезд в общественном транспорте без маски обойдется дороже, чем поход в магазин.
Что могут потребовать в магазине
Магазины должны соблюдать предписания Роспотребнадзора и местных властей, чтобы их не оштрафовали и не закрыли. Поэтому они вынуждены обращать внимание на то, есть ли у покупателей перчатки и маски. Если в регионе введен масочный режим, а человек находится в общественном месте без маски, это правонарушение, которое создает угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию людей. И сотрудники магазина следят, чтобы клиенты соблюдали требования и надевали маски. Если их нет, магазин действительно вправе отказать в обслуживании.
Со всеми покупателями магазин заключает публичный договор, то есть обязуется продать имеющийся в наличии товар любому обратившемуся. Действия магазина, если он отказывается обслужить посетителя без маски, нельзя квалифицировать как необоснованное уклонение от заключения публичного договора, поскольку такой отказ не ущемляет права потребителей.
При этом сотрудники магазина не вправе хватать покупателя без маски и тащить его к выходу. Если такой покупатель попытается зайти в магазин, сотрудникам рекомендовано попросить его надеть маску или, например, купить ее в самом магазине на отдельной кассе. Если масок в продаже в этой торговой точке нет, а покупатель уже зашел внутрь, сотрудники вправе вызвать полицию. Если они этого не сделают, магазин могут оштрафовать.
Что можно сделать вам
Оспорить решение местных властей в суде. Увы, пока это не слишком перспективный вариант, хотя попробовать, конечно, можно.
На начало июня граждане РФ подали в суды общей юрисдикции больше 25 административных исков против режима повышенной готовности с самоизоляцией. В основном оспаривали ограничения в передвижении и пытались отстоять неприкосновенность частной жизни и личную тайну.
Но ни один из исков суды не удовлетворили. Заявления возвращали, отказывали в иске или вообще до сих пор не рассмотрели. Опубликованных решений тоже нет. Вот одно из немногих: суд отказал в удовлетворении требования.
Но поскольку у нас не прецедентное право, то шанс выиграть есть всегда. Даже если большинство подобных решений отказные.
Проверить акт местных властей. Внимательно прочитайте акт, принятый руководством вашего региона. Причем смотреть надо самую свежую редакцию с последними изменениями. В антикоронавирусное законодательство постоянно вносят поправки, и требования, которые были актуальны вчера, сегодня могут потерять свою силу.
Как правило, магазины в объявлениях об обязательном ношении масок дают ссылку на нормативный акт.
Если в объявлении нет отсылки к нормативному акту, спросите у продавцов, на основании чего они отказывают вам в обслуживании.
Если выяснится, что требование о масочном режиме устарело, вы можете с полным правом настаивать, чтобы вас обслужили, невзирая на наличие или отсутствие маски. Если требование актуально, придется его соблюдать. Или выбирать магазины, где не обращают внимания на наличие масок у покупателей, — есть и такие торговые точки.
Мы писали, зачем использовать медицинскую маску и как сэкономить на ее покупке. Возможно, какие-то советы вам пригодятся.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
1. Начнем со здравого смысла.
2. Переходим к правовой части.
Это проверка народа на терпимость и подчиняемость.