если вас обманули в аптеке что делать
Правах потребителей при покупке лекарственных препаратов и медицинских изделий
Как вернуть в аптеку лекарства, если по законодательству Российской Федерации возврат и обмен лекарственных препаратов в аптеку запрещен. Однако есть ряд случаев, когда вы можете его вернуть. Чаще всего работники аптеки отказывают вам в возврате, пользуясь юридической неграмотностью покупателей в данной сфере. В этой статье мы разберем случаи, когда лекарство вернуть невозможно, и случаи, когда вы можете возвратить его в аптеку.
Итак, статья 18 закона «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель имеет право на возврат товара с видимыми или скрытыми недостатками. Об этом говорится и в «Правилах отпуска лекарственных средств в аптечных организациях». Из этого следует, что если вы приобрели товар ненадлежащего качества, в том числе и лекарственные средства, то вы имеете полное право возвратить его и вернуть уплаченные деньги.
На основании п. 1 статьи 18 вышеупомянутого закона известно, что потребитель в случае приобретения некачественного лекарственного товара может потребовать:
— заменить купленный товар аналогичным без указанных недостатков;
— заменить на товар схожего действия другой марки;
— потребовать компенсацию, разницу между прежним товаром и его заменой;
— потребовать вернуть деньги, затраченные на данный товар.
Аптечный ассортимент, не подлежащий возврату
Если к качеству товара у потребителя нет существенных претензий, то вернуть товар не получится. Сотрудник аптеки имеет все основания не принимать купленный товар обратно.
Существует перечень аптечных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Этот список законодательно закреплен Правительством Российской Федерации Постановлениями № 55 от 19.01.98 и №1222 от 20.10.98. В данном списке присутствуют:
-лекарственные препараты, которые используются для домашнего лечения;
-предметы личной гигиены (зубная паста, зубные щетки, расчески);
-косметические средства и парфюмерия (крема для кожи, средства для волос);
-медицинская аппаратура, приборы для контроля показателей здоровья;
-материалы для единоразового применения (шприцы, пластыри и т.п.).
В чем проявляется недостаток лекарств?
Если истек срок годности препарата;
Если имеет место дефект маркировки (не указаны серия и сроки годности, или же серия и сроки годности на упаковке и препарате не совпадают);
Если отсутствует инструкция по применению препарата (либо она от другого лекарства);
Если описание препарата в инструкции не соответствует реальному цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата.
Если есть брак в упаковке: есть сколы, отсутствует герметичность, пробка или крышка, коробка порвана или же смазана полиграфия.
Если имеет место недостаток, описанный в п. 2, то это веское основание для изъятия всей партии лекарства из оборота, а изготовителю грозит не маленький штраф.
Лекарство не подлежит обмену или возврату, если оно надлежащего качества. Лекарственные препараты входят в список непродовольственных товаров, не подлежащих обмену в надлежащем качестве на аналогичный товар другого размера, габарита, расцветки, фасона, формы или комплектации.
Даже если вы еще не вышли из аптеки, но передумали на счет правильности своего выбора относительно купленного препарата, вы не можете вернуть его назад. Как только вы пробили чек, возврат невозможен. Однако есть некоторые нюансы, ссылаясь на которые вы можете вернуть лекарство в аптеку.
Как вернуть лекарственный препарат надлежащего качества?
Например, вы приобрели препарат, отпускающийся по рецепту врача, а вам его продали без рецепта. В этом случае вы можете требовать его замены или возврата, поскольку работник аптеки совершил правонарушение. В случае отказа в возврате, изложите в книге жалоб и предложений суть ситуации, обязательно указав, что вас не предупредили о том, что препарат отпускается по рецепту врача и имеет массу побочных эффектов.
Если имела место ошибка фармацевта при продаже вам препарата. Например, он ошибся в дозировке, или продал вам вместо крема — мазь, и т.п. В этом случае вам обязаны обменять товар с перерасчетом цены.
Если вы приобретаете препарат, отпускающийся без рецепта врача, и вас не предупредили о противопоказаниях, а сам препарат рекомендовали, как безопасный. Ознакомившись с инструкцией и списком противопоказаний, вы обнаружили, что вам категорически нельзя его применять по состоянию здоровья и имеющимся заболеваниям. Вы можете обменять или вернуть лекарство, взяв у врача заключение об имеющихся у вас заболеваниях, а также привести свидетеля того, что вас не предупредили работники аптеки о противопоказаниях препарата.
Если вам отказали в обмене или возврате препарата, а у вас есть основания это требовать
Если вам отказано в обмене или возврате товара, то вы можете пожаловаться в Росздравнадзор, Общество по защите прав потребителей, Роспотребнадзор.
На информационном стенде аптеки указаны все данные: Ф.И.О. руководителя, фактический и юридический адрес аптеки, а также телефоны организаций, борющихся с нарушением прав потребителей. Перепишите себе все данные.
Попросите у продавца книгу жалоб и предложений. Укажите свои Ф.И.О., контактные данные, изложите всю ситуацию в подробностях. В конце обращения пригрозите, что если в течение 5 дней ваши требования не удовлетворят, вы обратитесь в надзорные организации и суд.
Если ответа не последовало от руководства аптеки, то напишите подробные письма во все надзорные организации, приложив копии всех имеющихся у вас подтверждающих документов (чеки, инструкция препарата, фотографии, письменный отказ руководителя аптеки в удовлетворении ваших требований и т.п.)
В России с возвратом лекарственных средств в аптеку сложно, и работники аптеки редко идут навстречу покупателю. Их можно понять, ведь данная группа товаров находится под особым надзором. Может иметь место подмена лекарственного средства, и тогда следующий покупатель может купить подделку и нанести вред своему здоровью.
Будьте предельно осторожны при покупке лекарственных препаратов, чтобы не создавать проблем ни себе, ни работникам аптеки.
Что понадобится и в какие сроки можно вернуть покупку? Если покупатель выявил после приобретения недостатки у лекарственного препарата или товара, ему следует собрать следующие документы для возврата: заявление в свободной форме с просьбой вернуть или обменять товар; упаковка, инструкция лекарственного средства (или их копии), в зависимости от того, где дефект или несоответствие имело место быть; кассовый или товарный чек; рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту; показания свидетелей (если имеют место быть); гарантийный талон (если есть в наличии). Покупатель имеет право обратиться с подобным требованием в любое время до окончания гарантийного срока товара. Когда у товара отсутствует гарантийный срок, в течение первых двух лет с даты приобретения. Порядок возврата или обмена Составление претензии Когда потребитель сталкивается с бракованным товаром, первое, что он должен сделать — написать заявление в свободной форме на имя организации (в частности, на имя заведующего аптекой), где был приобретен товар. В претензии обязательно указываются следующие аспекты: Реквизиты организации, где был приобретен товар. Важно уточнить уставное название организации, должность и ФИО руководителя, на чье имя будет написано заявление. Эту информацию можно получить либо на сайте компании, либо в уголке потребителя в самой аптеке. ФИО и данные паспорта покупателя. Описание товара (серийный номер, артикул, модель, марка и т.д.) с указанием на его недочеты. Описание ситуации, при которой произошла покупка, а именно: дата, время, адрес торговой точки, ФИО работника аптеки. Описание, как именно и когда были обнаружены недостатки в товаре покупателем. Если покупатель не сохранил чек, то в заявлении необходимо сослаться на п. 5 статьи 18 закона «О защите прав потребителей», которая определяет, что чек не является основанием лишения покупателя возможности возврата недоброкачественного товара после покупки. Если же чек есть — важно указать это в заявлении, это может ускорить процесс получения денежных средств. В конце документа проставляется дата и подпись покупателя с расшифровкой. Претензия оформляется в 2-х экземплярах. На одном из них проставляется отметка продавца о том, что тот принял данную претензию к рассмотрению.
Вернуть денежные средства за некачественный товар продавец должен в течение 10 дней с момента обращения покупателя. Если покупатель желает заменить товар на другой, то аптека обязана удовлетворить просьбу об обмене не позднее, чем через 7 дней с момента обращения покупателя с заявлением.
Что делать при отказе?
Если после подачи заявления в аптеку покупатель получил отказ в удовлетворении своей просьбы, то с этим письменным отказом можно обратиться в дальнейшем в следующие государственные и общественные организации в своем регионе: Росздравнадзор. Роспотребнадзор. Общество по защите прав потребителей. Вышеперечисленные организации могут помочь потребителю отстоять свои права, поспособствовать санкциям в сторону аптеки за правонарушение. Если требование потребителя не было удовлетворено и таким образом, то он может обратиться в суд.
Как обманывают в аптеках
В аптеках обычно помогают: советуют эффективные лекарства, разбирают почерк врача на рецепте и подсказывают, как сориентироваться в разнообразии медикаментов. Но есть и те, кому прибыль важнее здоровья покупателей.
Вот что делают хитрые фармацевты.
Манипулируют с чеками
Еще могут просканировать на кассе лекарство с двадцатью таблетками в упаковке, а отдать упаковку, в которой только десять. Но если кто-то заметит разницу и возмутится, недобросовестный фармацевт просто сошлется на ошибку при сканировании.
Что делать. Проверять чек и упаковку сразу после покупки.
Хитрят с дисконтными картами
Безобидный вопрос: «Наша карта есть?» может помочь фармацевту подзаработать. Он пробьет товар с учетом скидки, но покупателю назовет полную стоимость — получившуюся разницу хитрый аптекарь оставит себе.
Что делать. Завести дисконтную карту и проверять стоимость лекарств в чеке.
Продают подделку
Неважно, кто инициатор продажи поддельного лекарства: руководство аптеки или желающий нажиться на чужой беде фармацевт — в любом случае проигрывает покупатель.
Если в таблетках от головной боли окажется мел вперемешку с крахмалом, от боли такое снадобье не поможет, но хотя бы не навредит. Но вот если купить поддельный препарат для лечения онкологии, можно потерять драгоценное время, принимая не те таблетки. Чаще всего подделывают противогрибковые препараты: они популярные и довольно дорогие — мошенники рассчитывают быстро отбить вложения в производство подделки.
Что делать. Покупать в аптеках известных и крупных сетей: как правило, они дорожат именем и проверяют поставщиков. Если возникают сомнения, не фальсификат ли вам продали, отправьте лекарства на экспертизу в аккредитованную Минздравом лабораторию — там бесплатно проверят их подлинность.
Играют в маркетологов
От ярких аптечных витрин рябит в глазах, и если прийти без рецепта или четкой рекомендации врача, легко запутаться в надписях на упаковках. Аптеки этим пользуются: выделяют лекарства, которые нужно быстрее продать, желтыми или красными ценниками — так же, как в обычном продуктовом магазине. Покупатель думает, что товар акционный и покупает ненужное средство от насморка: все равно пригодится в сезон простуд. Однако до осени капли могут и не дожить из-за срока годности, который кончается в июле.
Некоторые аптекари призывают к покупке непопулярного товара по-другому: цену на нем пишут крупным шрифтом, а на остальных упаковках — мелким. Или размещают товар с низкой ценой в окружении товаров с высокими ценами, чтобы покупка казалось выгодной.
Часто покупатели прислушиваются к советам фармацевта, какие таблетки лучше купить, но аптекарь может посоветовать то, что ему нужно побыстрее продать, а не то, что эффективнее справится с болезнью.
Что делать. Относиться к аптечным витринам так же, как к магазинным: трезво, холодно и рассудительно. Когда не знаете, какое именно лекарство купить, лучше спросить совета у врача, а не у фармацевта.
Предлагают лекарство подороже
Аптекам выгодно продавать дорогие препараты: чем выше цена, тем больше выручка. Поэтому бывает, что на прилавки не выкладывают ацетилсалициловую кислоту за 5 рублей — вместо этого рекомендуют шипучий аспирин с тем же действующим веществом, но в несколько раз дороже. Это не совсем законно: аптекарь не вправе скрывать информацию о наличии в продаже других препаратов с таким же действующим веществом и цену на них.
Приказ Минздрава № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения»
В ответ на подобную претензию могут сказать, что дешевый аналог закончился, но если это недорогое лекарство входит в минимальный перечень жизненно необходимых препаратов, то оно должно быть в аптеке обязательно. Если его нет, то это грубое нарушение.
Что делать. Настаивать на недорогом аналоге, а если лекарств из минимального перечня в аптеке нет, жаловаться в Росздравнадзор.
Не возвращают деньги
Если лекарство поддельное, его можно вернуть и получить деньги назад. На кассе фальсификат определить трудно, поэтому лекарство отдают на экспертизу в лабораторию. Если выяснится, что оно не соответствует требованиям, деньги обязаны вернуть.
Как действовать. В случае сомнений, явного брака, дефектов маркировки, истекшего срока годности или любого отклонения лекарства от описания в инструкции требуйте у аптеки вернуть деньги. В течение 10 дней фармацевты должны сами проверить качество товара и ответить на вашу претензию.
Обманули в аптеке
Что делать в ситуации, обманули в аптеке, вместо 1 коробки лекарства, пробили в чеке 2, причем деньги сняли с карточки, обнаружила только вечером
Уважаемая Ольга. Исходя из заданного вами вопроса, я сделал вывод о том, что вы оплатили две упаковки лекарства, а на руки получили только одну. Поэтому ответ даю по существу.
В соответствии с п. 1. ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. По смыслу п. 1. ст. 454 ГК РФ предполагается
с одной стороны (продавец) передача товара в собственность покупателю, а с
другой (покупатель) принятие товара и уплату за него установленную денежную
сумму.
Ст. 483 ГК РФ накладывает на вас обязанность известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.
В силу п.1 ст. 466 ГК РФ если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Таким образом, вы должны как можно скорее вернуться в аптеку и известить продавца о случившемся. Далее у вас есть право альтернативного требования:
1) вернуть деньги за «лишнюю» упаковку лекарственного препарата;
2) потребовать продавца выдать вам упаковку лекарства, за которую вы заплатили.
Куда жаловаться, если обманули в магазине
Вы пришли в магазин, а вам нахамили, обвесили, продали некачественный товар — или все сразу? Рассказываем, что делать и куда обращаться, если вас обманули в магазине.
Помните: в любой жалобе, вне зависимости от адресата, указывайте свои ФИО и контактные данные — так вы получите ответ на обращение. К анонимным жалобам редко относятся серьезно, а госорганы их в принципе не рассматривают.
Старайтесь подробно описать, какие ваши права нарушил магазин и как это произошло. Не забудьте приложить документы, которые доказывают нарушение: копии чеков, выписок со счета банковской карты, а также фотографии и видеоролики, если они есть.
🧑💼 Руководителю магазина
Поводы для жалоб: любое недовольство. Например, если вам обещали доставить заказ к определенному сроку, взяли предоплату, а товар вовремя не привезли
Как жаловаться:
а) поговорить с руководителем лично или по телефону;
б) написать жалобу на имя руководителя и вручить под подпись или отправить почтой — электронной или обычной.
Второй способ эффективнее. Кроме того, жалоба руководителю необходима при обращении в Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.
Данные руководства и адрес, куда отправлять жалобу, можно узнать на сайте магазина или у сотрудников
💬 В службу клиентской поддержки
Поводы для жалоб: любое недовольство
Как жаловаться:
а) написать в онлайн-чат на сайте;
б) позвонить по номеру горячей линии — его можно найти на сайте магазина или в поисковике;
в) отправить сообщение в официальную группу магазина в любой социальной сети;
г) написать жалобу и вручить под подпись или отправить почтой, электронной или обычной.
Проще и зачастую эффективнее всего звонить на горячую линию. Сетевые магазины склонны заботиться о репутации, поэтому всегда стараются решить проблемы, пока они не перешли в открытый конфликт
🕴 В Роспотребнадзор
Поводы для жалоб: отказали в возврате или обмене товара; обвесили, обсчитали, продали некачественный товар; отказались продать товар
Как жаловаться:
а) заполнить форму на сайте ведомства. Если авторизоваться на портале госуслуг, Роспотребнадзор сможет провести внеплановую проверку. Без авторизации проверку проводить не будут;
б) отправить жалобу почтой в территориальное управление Роспотребнадзора вашего региона;
в) прийти на прием к специалисту в территориальное управление Роспотребнадзора.
Удобнее и быстрее всего заполнить форму на сайте. Но сначала надо отправить претензию магазину — почтой или вручить под подпись
🛍 В общество защиты прав потребителей
Поводы для жалоб: такие же, как при жалобе в Роспотребнадзор. ОЗПП также призвано защищать права потребителей, только действует как некоммерческая организация, а не государственное ведомство
Как жаловаться:
а) позвонить по телефонам +7 495 790-48-22 или +7 499 130-02-04 ;
б) написать на электронную почту mail@ozpp.ru;
в) отправить письмо по адресу: 119121, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 7.
Проще и быстрее всего позвонить по телефону, чтобы сразу получить консультацию
🧐 В федеральную антимонопольную службу
Как жаловаться:
а) заполнить форму на сайте ФАС;
б) отправить жалобу на электронную почту delo@fas.gov.ru;
в) отправить письменную жалобу по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11.
Быстрее всего получите помощь, если заполните форму на сайте
🚨 В прокуратуру
Поводы для жалоб: любое нарушение прав, отказ других ведомств рассмотреть жалобу
Как жаловаться:
а) через портал госуслуг;
б) отправить письменную жалобу почтой в прокуратуру своего региона;
в) прийти на прием в прокуратуру своего региона.
Проще всего отправить жалобу через портал госуслуг
🧑⚖️ В суд
Поводы для жалоб: любое нарушение прав, отказ других ведомств рассмотреть жалобу
Как жаловаться: подать исковое заявление в суд по своему месту жительства или по месту нахождения магазина.
⚖️ Как защитить свои права в разных ситуациях
Чтобы не было поводов для жалоб:
Виктория, спасибо за вопрос! в планах и про общественный транспорт сделать такие карточки
Кристина, оооо, больная тема(( даешь ликбез в карточках.
Из-за «Перекрестка» приобрела привычку проверять у кассы в чеке все покупки. Там частенько пробивают по обычной цене, хотя на товар акция. Иногда ещё и доп. скидку делают.
Как правило при обращении в гос орган, чаще всего отправляют в суд, и ничего решать не собираются. Особенно прокуратура
знаю точно, что при обмане в магните можно смело звонить на их горячую линию. директора магазинов боятся этих звонков как огня
алиса, как-то пожаловался туда на хамство. В итоге мой номер передали администратору этого самого магазина (!). Она перезвонила, мол, чё докопался? Даже особо слушать не стала, что я ей отвечаю и бросила трубку. Хотя хамила другая продавщица, эта оказалась не лучше — ни извинений, ничего.
С тех пор туда ни ногой. Жду пока их всех кассами самообслуживания заменят
ничего не работает. только в суд или к блоггерам
Купила в магазине сети Мария-Па свежемороженую рыбу, пришла домой,при разделывании рыба оказалась просто кашей, отнесла обратно, вернули деньги сразу. Лубянская Светлана г Новокузнецк. 25.09.2021
Пытаюсь всегда сдержанно отстаивать свои права : чаще всего обман с ценниками, но продавцы очень часто взвинчивают ситуацию, переходят в нападение: открыто хамят, используют разные методы вплоть до изощренного унижения.
При обращении на горячую линию сети не всегда получаешь адекватный ответ, очень часто советуют обратиться непосредственно к администрации магазина. Хотя раньше я думала, что они заботятся о репутации и будут решать «сверху».
А наиболее большую порцию хамства я получила при отказе от брони на квартиру у строительной компании. Лишь при моем обращении в прокуратуру, они вынуждены были вернуть взнос. Хотя в том случае можно было бы и в суд подать на причинение морального ущерба.
Поняла я следующее: не все хотят бороться с чём-либо очевидным, и чем чаще сходит с рук, тем больше распоясываются.
нет не ругался. просто купил не качественный товар
«Обманули в аптеке и продали БАД»: Как вернуть товар и деньги по закону – три проверенных способа
В любой аптеке на видном месте висит предупреждение, что лекарственные средства обмену и возврату не подлежат. Но как быть, если вам всучили препарат, качество которого не соответствует заявленному или который вообще оказался не лекарством, а БАДом? Оказывается, в отечественном законодательстве имеются лазейки, позволяющие вернуть деньги.
Обязателен ли чек, если нужно вернуть лекарство
Даже если вы обнаружили, что вам всучили не то, что нужно, не успев выйти из аптеки, вернуть препарат вы уже не сможете. Однако юристы отыскали в ФЗ «О защите прав потребителя» пункты, которыми можно воспользоваться, чтобы не остаться внакладе.
Речь идет, прежде всего, о некачественных лекарственных препаратах, причём определить это можно посредством визуального смотра лекарства. Скажем, если цвет отдельных таблеток или их форма не соответствуют норме. Вернуть такие таблетки можно, если срок их годности еще не истек. В случае, когда он не указан, возврат возможен на протяжении двух лет с момента покупки. Вам должны обменять препарат на качественный, либо вернуть средства.
Дата продажи указывается в чеке, но, по мнению провизоров и юристов, ст. 18 вышеупомянутого ФЗ допускает возврат без наличия этого фискального документа. Впрочем, его наличие все-таки настоятельно рекомендуется – это ускорить процедуру возврата.
В ситуации, когда визуальные несоответствия обнаружить невозможно, но покупатель сомневается в качестве медпрепарата или считает, что это БАД под видом лекарства, чтобы его вернуть, потребуется проведение лабораторной экспертизы, причём процедура оплачивается аптекой. Покупатель вправе провести экспертизу и за свой счёт, и если она подтвердит несоответствие качества, аптека должна возместить эти расходы.
Как вернуть в аптеку медицинскую технику
А как быть, если приобретённая техника медицинского назначения не соответствует заявленному качеству или сломалась? В этом случае аптека должна отправить технику в сервисный центр, где её осмотрят, установят причину поломки или выявят несоответствие. Другими словами, с медицинской техникой, приобретённой в аптеке проблем с возвратом гораздо меньше.
Вам должны заменить некачественный товар на протяжении семи дней, если необходимы дополнительные процедуры типа экспертиз – то не позже, чем через 20 дней.
Действия аптеки при возврате медпрепарата
При возврате некачественного лекарственного препарата аптека обязана поставить в известность Росздравнадзор. Если некачественным признана вся партия, товар изымается из продажи. По словам провизоров, такие случаи в отношении отдельно взятой аптеки крайне редки, но Росздравнадзор практически ежедневно рассылает предписания об изъятии препаратов, признанных бракованными.
Вернуть медпрепарат можно и в тех случаях, когда вам продали не то, что указано в рецепте, или если рецептурное лекарство отпущено без него – налицо админнарушение со стороны работника аптеки.
Есть сомнения в качестве таблеток – проверьте лекарство на сайте Росздравнадзора, где указываются серии, признанные бракованными.
Если аптека отказывается принять лекарство даже при наличии экспертного заключения о бракованном товаре, составьте претензию и отправьте 2 экземпляра по юридическому адресу аптечного заведения, предварительно сделав соответствующую запись в книгу жалоб – если потребуется судебное разбирательство, это может пригодиться.