если витра пропустил что будет

Что делать, если забыл выпить таблетку?

если витра пропустил что будет. 7fe352896c345437fa9f2a6148ccf14e. если витра пропустил что будет фото. если витра пропустил что будет-7fe352896c345437fa9f2a6148ccf14e. картинка если витра пропустил что будет. картинка 7fe352896c345437fa9f2a6148ccf14e.

Когда назначается медикаментозная терапия или прием витаминов, врач настаивает на том, чтобы лекарства принимались четко по расписанию и в нужной дозировке. Чтобы не забыть, можно записывать или ставить себе напоминания. Однако в таком быстром ритме жизни все равно нередко случается, что прием препарата случайным образом пропускается.

Что делать в этом случае? Выпить таблетку сразу, как вспомнили или лучше на следующий день? А если вспомнили через неделю? Разбираемся в этой статье.

Общие рекомендации по приему препаратов

Если забыли принять любой вид пероральных таблеток, можно наверстать упущенное в пределах 2 часов после обычного времени приема. Но если пора пить следующую таблетку (до нее меньше 2-4 часов), предыдущую лучше просто пропустить.

Большинство лекарств, которые помогают справиться с хроническими состояниями — высоким давлением, сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, требуют ежедневного применения. Но их период выведения длинный, поэтому, если человек время от времени и пропускает прием, ничего страшного, главное — продолжать дальше.

Прием гормональных препаратов

Пропускать прием контрацептивов опасно из-за риска наступления беременности. Пропущенную таблетку надо принять так скоро, как вспомните, даже если будет две таблетки в день. Дальше их надо принимать как обычно. Если с последнего приема прошло 48 часов, девушка не защищена от беременности. Тогда стоит использовать презервативы или воздержаться от секса в течение недели.

Как быть с антибиотиками?

Они быстро выходят из организма, и пропущенная доза может замедлить выздоровление. Курс нужно пропивать полностью иначе можно снова заболеть. Не рекомендуется принимать двойную дозу, если о предыдущей забыли. Лучше пропустить и пить дальше, как обычно.

Главное, если пропустили дозу, не надо паниковать и бросать лечение. Лучше позаботьтесь о том, чтобы это больше не повторялось. Не забыть принять таблетки вовремя помогут будильник, напоминание или специальные мобильные приложения.

Обо всех правилах приема медикаментов подробно расскажет врач на консультации. Записаться на прием к врачу можно по номеру 201-03-03.

Источник

Что делать, если пропустил таблетку

Таблетка таблетке рознь

Действия зависят от того, как быстро препарат выводится из организма. Большинство лекарств, которые помогают справиться с хроническими состояниями — высоким давлением, сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, требуют ежедневного применения. Но их период выведения длинный, поэтому, если человек время от времени и пропускает прием, ничего страшного, главное — продолжать дальше.

Общие правила

В целом, если случайно забыли выпить почти любой пероральный препарат, это можно наверстать в пределах двух часов после обычного времени приема. Но если пора пить следующую таблетку (до нее меньше 2-4 часов), предыдущую лучше просто пропустить. Внимательно надо отнестись к курсу следующих пилюль.

Как быть с КОК и другими гормональными препаратами

Гормональные таблетки. Во-первых, стоит обратиться к инструкции: разным препаратам — разные советы. Пропускать прием гормональных контрацептивов или не следовать расписанию опасно из-за риска беременности. Пропущенную таблетку КОК (в составе и эстроген, и прогестерон) надо принять так скоро, как вспомните, даже если будет две таблетки в день. Дальше их надо принимать как обычно.

Если с последнего приема прошло 48 часов, девушка не защищена от беременности. Тогда стоит использовать презервативы или воздержаться от секса в течение недели, пока ежедневное употребление не возобновится.

Подобрать средства контрацепции вам помогут врачи-гинекологи клиники «Скандинавия».

Как быть с антибиотиками

Антибиотики. Они быстро выходят из организма, и пропущенная доза может замедлить выздоровление. А ведь так хочется отложить таблетки, когда стало лучше! Не надо так — болезнь может вернуться, а «недобитые» бактерии привыкнут к антибиотику, и в следующий раз будут устойчивее. Министерство здравоохранения Великобритании не рекомендует принимать двойную дозу, если о предыдущей забыли. Надо было принять утром, а вспомнили через пару часов — всё нормально. Вспомнили вечером — лучше пропустить и дальше пить, как обычно.

если витра пропустил что будет. Bez nazvaniya 2. если витра пропустил что будет фото. если витра пропустил что будет-Bez nazvaniya 2. картинка если витра пропустил что будет. картинка Bez nazvaniya 2.

Осторожничайте с противосудорожными и антидепрессантами

Нельзя употреблять двойную дозу противосудорожных препаратов или антидепрессантов, чтобы наверстать упущенное. Это может привести к побочным эффектам. Обычно эти лекарства принимают 1-3 раза в день. Если пропущена утренняя таблетка, ее стоит выпить, как только об этом вспомнится. Но если до следующего приема менее четырех часов, о пропущенной стоит забыть, и принимать курс дальше.

Не паникуйте

Главное, если пропустили дозу, не надо паниковать и бросать лечение. Лучше позаботьтесь о том, чтобы это больше не повторялось. Не забыть принять таблетки вовремя помогут будильник, напоминание или специальное приложение. Можно соединить прием с ежедневной привычкой: класть их около зубной щетки или рядом с кофейной кружкой. Еще есть таблетницы — контейнеры, куда можно разложить все лекарства на неделю, и отслеживать их прием.

Записаться к любому специалисту вы можете по телефону или через онлайн запись.

Источник

Витр намаз

если витра пропустил что будет. 19a3ce260172ea8c0f1bc7cd88dacd2a. если витра пропустил что будет фото. если витра пропустил что будет-19a3ce260172ea8c0f1bc7cd88dacd2a. картинка если витра пропустил что будет. картинка 19a3ce260172ea8c0f1bc7cd88dacd2a.

Время совершения витр-намаза

Время, когда следует совершать его, по сунне приходится на момент после совершения молитвы Иша (последней пятой обязательной молитвы) и продолжается до зари.

Если верующий мусульманин ночью просыпается для того, чтобы совершить тахаджуд, то после него желательно совершить витр намаз. Если же нет уверенности в том, что мусульманин сможет встать ночью для этого, то лучше совершить его перед сном. Абу Бусра приводит слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что тем верующим, кто уверен, что сможет проснуться в последней трети ночи, должен совершать витр намаз в конце ночи, поскольку это самое лучшее время, ведь «намаз в конце ночи имеет свидетелей ангелов». Тем же, кто не уверен, что проснется, лучше совершать его в самом начале ночи.

Сунна или ваджиб?

Само совершение намаза витр – это узаконенная в Шариату сунна, то есть сунна муаккада. Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что этот вид молитвы – ваджиб.

Как пять обязательных молитв, витр намаз не обязателен, но имеет более высокую степен важности, чем нафиль-молитва и сунна-молитва, так что оставление этой молитвы нежелательно.

По мнению шейхуль Ислама ибн Таймии, витр, который является сунной, нельзя пропускать, и если кто-то постоянно пренебрегает совершением витр намаза, то его свидетельство не будет браться в расчет. Он называл витр намаз самой лучшей молитвой из всех желательных молитв, более настоятельной, чем ратибат-молитва, добровольно совершаемая при молитве обеденной, ночной и вечерней, а также витр намаз является самой настоятельно рекомендуемой наряду с ратибатом до утренней молитвы.

Как совершить витр-намаз?

В составе молитвы витр определенное число намазов по два ракаата, а завершается нечетным намазом, который состоит из 1 ракаата.

Витр намаз, при котором совершают одиннадцать ракаатов, считают самым ценным, а ограничиваться только одним ракаатом нежелательно. Если совершается больше, чем три ракаата вместе с одним салямом, то в последнем ракаате читают один ташаххуд или в последних двух ракаатах читают два ташаххуда, но более двух нельзя читать. Самым предпочтительным будет совершить намаз витр по два ракаата, затем произносить салям, а в завершении прочитать один ракаат.

Нежелательно совершать витр намаз из трех ракаатов и одного саляма, поскольку этим мы уподобляем его вечернему, а его Пророк Мухаммад ﷺ запретил нам.

Витр намаз из трех ракаатов может быть исполнен двумя разными вариантами:

В данном видео приводится хадис о дуа, читаемом в намазе-витр:

По мнению ряда ученых, первый способ совершать витр намаз более предпочтителен. Его могут рассматривать в качестве части ночной молитвы, являющейся сунной, а завершать ее рекомендуют отдельным одним ракаатом. Читать его разрешается и после Иша-намаза сразу, и перед тем, как отойти ко сну, а также можно читать его во время последней трети ночи, и особая благодать содержится в это время. Если же у мусульманина есть опасения, что в период последней трети ночи он может не проснуться для того, чтобы совершить молитву, то лучше ему совершать его перед сном.

Какие суры читаются?

Дуа кунут

Согласно одному из мнений, в есь год следует ежедневно читать дуа «Кунут», как того требует Ханафитский мазхаб, по Шафиитскому мазхабу оно читается в течение второй половины священного месяца Рамазан.

Текст кунута

Дуа «Кунут» содержит такой текст: «О Аллах, веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Благословенный Ты Господь наш, и Возвышенный!»” Абу Дауд 1425, ан-Насаи 3/248.

если витра пропустил что будет. c016ecc33c4870bbb484de94cb2201e1. если витра пропустил что будет фото. если витра пропустил что будет-c016ecc33c4870bbb484de94cb2201e1. картинка если витра пропустил что будет. картинка c016ecc33c4870bbb484de94cb2201e1.Дуа кунут на арабском читаемое в последнем ракаате молитвы витр

Транскрипция: Аллахумма-хдини фи ман хадайт, уа ‘ афини фиман ‘ афайт, уатауалляни фиман тавалляйта, уабарикли фима а ‘ тайт, уакъини шарра ма кадайт, фаиннака такъды уаля юкъда ‘ аляйк, иннаху, ля йазиллю ман уаляйт, уаля я ‘ иззу ман ‘ адайт, табаракта Раббана уата ‘ аляйт.

Пророком ﷺ достоверно установлена только эта единственная мольба къунут.

Передается также, что во время в итра ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил в дуа кунут следующее: «О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся и пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о прощении, и благодарим Тебя за благо, и не являемся неверующими в Тебя, и веруем в Тебя, и покоряемся Тебе и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует». аль-Байхакый 2/211.

Транскрипция: Аллахумма, ийака на ‘ буд, уаляка нусалли уа насджуд, уа илейка нас’а уанахфид, нарджу рахматак, уанахша ‘ азабак, инна ‘ азабака биль-кяфирина мульхак. Аллахумма, инна наста ‘ инука, уа настагъфирук, уанусни ‘ аляйкя-льхайра, уаля накфурук, уа ну’мину бика, уанахда ‘ у ляк, уанахля ‘ у ман йакфурук.

Если дуа «Кунут» совершающий молитву мусульманин не знает, он может вместо него произносить текст: «Раббанаа аатина фид-дуньяя хасанатан, ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа азаабан-наар«, который переводится как просьба к Господу дать верующему благое в настоящей земной жизни и будущей, а также защитить от мучений Ада.

Обязательность дуа-кунут

Зикр после намаза-витр

Совершение витра путешественником

Витр намаз относится к сунна-намазам, то есть желательным, и его время – после ночной молитвы до утренней. Мусафир, то есть тот, кто находится в пути, может перенести ночную молитву, совершая ее после вместе с вечерней, и витр намаз он может совершить после этого, не дожидаясь времени, когда следует совершать ночную молитву.

Читается одним молящимся или джамаатом?

Совершается витр намаз без джамаата, то есть индивидуально, и только в период Рамазана рекомендуется совершать его коллективно, то есть джамаатом. Во вторую половину Рамазана в стоянии после совершения поясного поклона в последнем ракаате рекомендуется произносить молитву «аль-Кунут».

Из всех намазов-сунна витр намаз – самый ценный из тех, что совершаются без джамаата, то есть индивидуально. Также он ценнее, чем ратибаты, который относятся к сунна-намазам и совершают их вместе с молитвами фарз, то есть обязательными.

Ценность витр-намаза

Мазхаб имама Абу-Ханифы обозначает совершение этой молитвы ваджибом, то есть необходимым, поэтому не следует пропускать ее.

В ряде хадисах говорится о том, какой ценностью обладает витр намаз: в приведенном ат-Тимирзи хадисе, который также привели Абу-Дауд, ибну Маджах и ан-Насаи, сказано: «Поистине, Аллах – витр (то есть Один), и Он любит витр. О народ Корана, соблюдайте витр».

Эта молитва обладает рядом достоинств. На это особенно указывает тот факт, что Пророк Мухаммад ﷺ постоянно совершал эту молитву, даже если находился не дома, а в путешествии, и одно это уже указывает на его важность. По постановлению Шариата, витр намаз является сунна муаккада, то есть сунной усиленной.

Если пропустил, можно ли восполнить?

В случае пропуска этой и ночной молитвы, нужно сначала возместить ночную молитву, а потом возместить витр намаз.

Возмещение витр намаза, если верующий пропустил ее, считают дозволенным многие ученые, и на это указывал сам Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе, переданном Абу Саидом Худри. Сунна – его возмещение в процессе молитвы «духа» до зенита солнца. Возмещая витр намаз, следует его совершать не нечетным, а парным числом ракаатов.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Если витра пропустил что будет

Вопрос о витр-намазе

Ассаламу алайкум! Уважаемая коллегия, ответьте пожалуйста, как совершается витр намаз в 1 ракъат? И должен ли мусульманин восполнять када-витр намазы за пропущенные годы, в которых он не совершал намаз? Должен ли он как и фард-намазы восполнить витр када-намазы? Если можно с далилом.

Ответ:

Бисмиллахир Рахманир Рахим

О ВИТРЕ

Пояснение: Слово витр лексически означает «нечет». В этом разделе речь пойдет о положениях намаза витр, о его достоинствах, количестве ракъатов и других вопросах, касающихся его.

567- عَنْ عَلِيٍّ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: يَا أَهْلَ الْقُرْآنِ أَوْتِرُوا فَإِنَّ اللهَ وِتْرٌ يُحِبُّ الْوِتْر. رَوَاهُ أَصْحَابُ السُّنَنِ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— О люди Куръана! Совершайте витр (нечет). Ведь поистине, Аллах — нечетен, любит нечет».

Передали составители сборников «сунан».

Пояснение: Слова «Аллах — нечетен» означают, что у Него нет сотоварищей, что у Него нет пары, что Он — Един. В таком смысле Всевышний Аллах любит нечетный намаз — витр.

Обращение Пророка саллаллаху алайхи васаллам к мусульманам со словами «О люди Куръана!» и веление совершать намаз витр показывает, что совершение этого намаза является обязательным (ваджибом), что никак неользя пропускать его.

Слова «Аллах — нечетен, любит нечет» подтверждают это.

Поэтому в ханафитском мазхабе совершение намаза витр относится к категории ваджиб-деяний, а в других мазхабах — нет. Как мы рассмотрели выше, во всех мазхабах, кроме ханафитского, понятия фард и ваджиб заключают в себе один смысл — смысл фарда ханафитского мазхаба. Поэтому представители трех мазхабов, приводя аргументы и доказательства об обязательности пятиразового намаза, говорили, что если и намаз витр считать обязательным (ваджибом), то количество предписанных намазов станет шесть раз в день.

А ханафиты говорят, что между фардом и сунной существует категория ваджиб, а аргументы о намазе витр слабее фарда, но сильнее сунны, поэтому намаз витр является ваджибом. Этот хадис является одним из их аргументов.

568- عَنْ خَارِجَةَ بْنِ حُذَافَةَ t قَالَ: خَرَجَ عَلَيْنَا رَسُولُ اللهِ r فَقَالَ: إِنَّ اللهَ تَعَالَى قَدْ أَمَدَّكُمْ بِصَلَاةٍ هِيَ خَيْرٌ لَكُمْ مِنْ حُمْرِ النَّعَمِ وَهِيَ الْوِتْرُ، فَجَعَلَهَا لَكُمْ فِيمَا بَيْنَ الْعِشَاءِ إِلَى طُلُوعِ الْفَجْرِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ وَالْحَاكِمُ وَصَحَّحَهُ.

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вышел к нам и сказал:

— Поистине, Всевышний Аллах несомненно снабдил вас (одним) намазом. И он для вас лучше, чем красные верблюды. И это — витр. Он назначил его для вас от намаза иша вплоть до восхода солнца.

Передали Абу Давуд, Тирмизи, Хāким. Хāким назвал его «сахихом».

Пояснение: В те времена красный верблюд был наилучшим имуществом арабов. Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «И он для вас лучше, чем красные верблюды» служат еще одним доводом того, насколько высоко достоинство намаза витр.

В то же время это сильный аргумент в пользу того, что ханафиты считают этот намаз ваджибом.

Из фразы «Он назначил его для вас от намаза иша вплоть до восхода солнца» мы узнаем о начале и конце времени намаза витр.

569- عَنِ ابْنِ عُمَرَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: اجْعَلُوا آخِرَ صَلَاتِكُمْ بِاللَّيْلِ وِتْرًا. رَوَاهُ الْأَرْبَعَةُ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Сделайте своим конечным намазом ночью витр».

Пояснение: Поэтому каждый мусульманин ночью, перед сном должен совершить намаз витр. А если уверен в своих возможностях и не боится проспать его, то должен совершать намаз витр, пробуждаясь ночью.

570- عَنْ مَسْرُوقٍ t قُلْتُ لِعَائِشَةَ: مَتَى كَانَ يُوتِرُ رَسُولُ اللهِ r؟ قَالَتْ: كُلَّ ذَلِكَ قَدْ فَعَلَ، أَوْتَرَ أَوَّلَ اللَّيْلِ وَوَسَطَهُ وَآخِرَهُ، وَلَكِنِ انْتَهَى وِتْرُهُ حِينَ مَاتَ إِلَى السَّحَرِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.

«Я сказал Аише (радияллаху анха):

— Когда совершал витр Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?

Она сказала:

— Он делал все это: совершал витр в начале ночи, в середине ночи и в конце ночи. Но перед своей кончиной его витр заканчивался к рассвету».

Пояснение: Из этого ривайата следует, что человеку, если есть возможность, лучше совершать витр ближе к концу ночи — к рассвету. А если он не способен на это, то можно совершать его после ночного намаза в любое время.

571- عَنْ جَابِرٍ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: مَنْ خَافَ أَنْ لَا يَقُومَ مِنْ آخِرِ اللَّيْلِ فَلْيُوتِرْ أَوَّلَهُ، وَمَنْ طَمِعَ أَنْ يَقُومَ آخِرَهُ فَلْيُوتِرْ آخِرَ اللَّيْلِ، فَإِنَّ صَلَاةَ آخِرِ اللَّيْلِ مَشْهُودَةٌ وَذَلِكَ أَفْضَلُ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ وَالتِّرْمِذِيُّ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Кто опасается, что не сможет встать в конце ночи, то пусть совершит витр в начале ее. А кто чувствует, что встанет в ее конце, пусть совершит витр в конце ночи. Поистине, намаз в конце ночи — засвидетельствован. И это — лучшее».

Передали Муслим и Тирмизи.

572- عَنْ أَبِي قَتَادَةَ t أَنَّ النَّبِيَّ r قَالَ لِأَبِي بَكْرٍ: مَتَى تُوتِرُ؟ قَالَ: أُوتِرُ مِنْ أَوَّلِ اللَّيْلِ، وَقَالَ لِعُمَرَ: مَتَى تُوتِرُ؟ قَالَ: أُوتِرُ آخِرَ اللَّيْلِ، فَقَالَ لِأَبِي بَكْرٍ: أَخَذَ هَذَا بِالْحَزْمِ، وَقَالَ لِعُمَرَ: أَخَذَ هَذَا بِالْقُوَّةِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал Абу Бакру:

— Когда ты совершаешь витр?

Тот сказал:

— Я совершаю витр в начале ночи.

Он сказал Умару:

— Когда ты совершаешь витр?

— Я совершаю витр в конце ночи.

Он сказал Абу Бакру:

— Этот выбрал осмотрительность.

Пояснение: Действительно, тот, кто уверен в своих силах, возможностях, путь совершает витр в конце ночи. Кто выберет предусмотрительность (чтобы не проспать), пусть совершает его в начале ночи.

بيان الوتر

РАЗЪЯСНЕНИЕ ВИТРА

573- عَنِ ابْنِ عُمَرَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: صَلَاةُ اللَّيْلِ مَثْنَى مَثْنَى، فَإِذَا أَرَدْتَ أَنْ تَنْصَرِفَ فَارْكَعْ رَكْعَةً تُوتِرُ لَكَ مَا صَلَّيْتَ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Ночной намаз — по два, по два (ракъата). Когда же пожелаешь прекратить, соверши один ракъат, это сделает твой намаз нечетным (витром)».

Пояснение: На основе этого хадиса шафиъитский мазхаб принял за правило совершать витр в таком порядке: сначала совершается два ракъата, что завершается приветствием (саламом), а затем совершается отдельно еще один раъкат.

574- وَعَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: الْوِتْرُ رَكْعَةٌ مِنْ آخِرِ اللَّيْلِ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ وَالنَّسَائِيُّ وَأَحْمَدُ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Витр — один ракъат в конце ночи».

Передали Муслим, Насаи и Ахмад.

Пояснение: Как было сказано выше, представители шафиъитского мазхаба, взяв в качестве довода этот ривайат хадиса, намаз витр совершают только одним ракъатом.

Также из этого видно, что лучше совершать намаз витр в конце ночи.

575- عَنْ أَبِي أَيُّوبَ الْأَنْصَارِيِّ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: الْوِتْرُ حَقٌّ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ، فَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يُوتِرَ بِخَمْسٍ فَلْيَفْعَلْ، وَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يُوتِرَ بِثَلَاثٍ فَلْيَفْعَلْ، وَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يُوتِرَ بِوَاحِدَةٍ فَلْيَفْعَلْ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالنَّسَائِيُّ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Витр — должное на каждом мусульманине. Кто любит совершать витр в пять (ракъатов), пусть делает. Кто любит совершать витр в три (ракъата), пусть делает. Кто любит совершать витр в один (ракъат), пусть делает».

Передали Абу Давуд и Насаи.

Пояснение: Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в этом хадисе «Витр — должное на каждом мусульманине» означают, что совершение намаза витр обязательно (ваджиб).

Поэтому этот хадис считается одним из самых весомых доводов ханафитского мазхаба. Пророк саллаллаху алайхи васаллам, подчеркивая, что намаз витр является обязанностью (долгом) каждого мусульманина, в то же время дает свободу выбора количества ракъатов в нем — один, три или пять. Шафиъитский мазхаб взял за правило совершать витр в один ракъат, ханафитский мазхаб — три.

وَفِي رِوَايَةٍ: الْوِتْرُ حَقٌّ فَمَنْ شَاءَ أَوْتَرَ بِسَبْعٍ، وَمَنْ شَاءَ أَوْتَرَ بِخَمْسٍ، وَمَنْ شَاءَ أَوْتَرَ بِثَلَاثٍ، وَمَنْ شَاءَ أَوْتَرَ بِوَاحِدَة.ٍ

«Витр — долг (обязанность). Кто пожелает, пусть совершает витр в семь (ракъатов), кто пожелает, пусть совершает витр в пять (ракъатов), кто пожелает, пусть совершает витр в три (ракъата), кто пожелает, пусть совершает витр в один (ракъат)».

Пояснение: Отличие этой передачи хадиса от предыдущей в том, что витр можно совершать и в семь ракъатов.

عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ الصَّنَابِحِيِّ t قَالَ: زَعَمَ أَبُو مُحَمَّدٍ أَنَّ الْوِتْرَ وَاجِبٌ، فَقَالَ عُبَادَةُ بْنُ الصَّامِتِ: كَذَبَ أَبُو مُحَمَّدٍ أَشْهَدُ أَنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ r يَقُولُ: خَمْسُ صَلَوَاتٍ افْتَرَضَهُنَّ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ، مَنْ أَحْسَنَ وُضُوءَهُنَّ وَصَلاَّهُنَّ لِوَقْتِهِنَّ وَأَتَمَّ رُكُوعَهُنَّ وَخُشُوعَهُنَّ كَانَ لَهُ عَلَى اللهِ عَهْدٌ أَنْ يَغْفِرَ لَهُ وَمَنْ لَمْ يَفْعَلْ فَلَيْسَ لَهُ عَلَى اللهِ عَهْدٌ إِنْ شَاءَ غَفَرَ لَهُ وَإِنْ شَاءَ عَذَّبَهُ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالنَّسَائِيُّ.

«Абу Мухаммад заявил о том, что намаз витр является ваджибом. Тогда Убада ибн Самит сказал:

— Абу Мухаммад совершил ошибку. Свидетельствую, что я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Если раб совершает намаз в предписанное фардом время, должным образом выполняет рукуъ и проявляет смиренность, то на Аллахе будет обязательство обещания его прощения. Кто этого не делает, для того нет и обязательства на Аллахе. Если пожелает, Он простит. Если пожелает, Он подвергнет мучениям».

Передали Абу Давуд и Насаи.

Пояснение:

…Упоминаемый в хадисе «Абу Мухаммад», который «заявил, что намаз витр является ваджибом», был одним из сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам из числа ансаров.

Опираясь на этот хадис, улемы неханафитских мазхабов считают, что намаз витр не является ваджибом.

Для правильного понимания этого вопроса следует напомнить о том, что во всех неханафитсиких мазхабах деяния подразделяются только на фард-деяния и сунна-деяния, тогда как в мазхабе Ханафийа они делятся на фард, ваджиб и сунна-деяния. В других мазхабах фард и ваджиб означают одно и то же, оба термина используются как взаимозаменяющие. В мазхабе же Ханафийа фард и ваджиб являются разными понятиями. Ваджиб представляет собой категорию деяний, которая будучи сильнее (обязательнее) сунна-деяний, в то же время, не имеет достаточной силы, чтобы считаться фардом.

Согласно сказанному в хадисе, в качестве аргумента в обсуждении вопроса о том, является ли намаз витр ваджибом или нет, приводится положение о том, что Аллах сделал фардом для мусульман только пятикратные намазы.

Следовательно, слова «ваджиб» и «фард» используются здесь в значении «фард». Здесь нет слова о том, что ханафиты считают витр ваджибом.

Улемы ханафитского мазхаба, объявив витр-намаз ваджибом исходили не из своих личных желаний, а опирались на Сунну Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

В хадисе, переданном восьмерыми сподвижниками, в том числе, Абдуллахом ибн Аббасом радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Поистине, Аллах добавил вам еще один намаз. Это — витр». Это означает, что помимо пяти фард-намазов Он добавил еще один.

В хадисе, переданном имамом Абу Давудом, Насаи, Ибн Маджой, Ахмадом ибн Ханбалом, Ибн Хиббаном и имамом ал-Хакимом от Абу Айюба ал-Ансари радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Витр истинно ваджибен для каждого мусульманина».

Как видно, степень намаза витр — выше намаза сунна. Если бы это было не так, этих хадисов бы не было. В то же время эти хадисы не имеют той силы, которой обладают аяты и хадисы о фард-намазах. Именно поэтому улемы-ханафиты определили намаз витр ваджиб-деянием, следующим после намаза фард, но перед (выше) намазом сунна.

Давайте не будем спешить и, полагая, что «прочитав хадис, мы нашли ошибку ханафитов», не будем во всеуслышанье заявлять, что они были не правы, отнеся намаз витр к категории ваджиб. Более того, Абу Мухаммад радияллаху анху, являясь сподвижником, не спроста называет витр ваджибом. Тогда как Убада ибн Самит радияллаху анху в отсутствие Абу Мухаммада радияллаху анху, полагая, что витр назван шестым фард-намазом, опровергает это. На самом же деле, никто не говорил, что существует шесть фард-намазов.

Точно так же, витр не объявляли шестым фард намазом и ученые ханафитского мазхаба. Они лишь назвали ваджибом намаз витр, совершаемый после намаза иша.

Самым сильным их (ханафитов) аргументом является то, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам никогда не пренебрегал этим намазом. А это явно свидетельствует о том, что данный намаз не является обычным сунна-намазом. Это подтверждают и другие мазхабы. Самое главное это то, что и те, кто считает витр ваджибом, и те, кто относит его сунна-деяниям, подчеркивают необходимость его совершения.

…Возместительный намаз совершается точно так же, как намаз, совершаемый своевременно. Вместо пропущенного намаза не в пути — полный, а в пути — каср (сокращенный). Чтение Куръана вслух или про себя так же зависит от того, какой намаз был пропущен. Возместительный намаз также совершается и за пропущенный намаз витр.

…По ханафитскому мазхабу молитва кунут читается в намазе витр. После третьего ракъата намаза витр, закончив кираат из Куръана, произносится такбир «Аллаху Акбар!» и поднимаются руки, как в начальном такбире (такбирул ихраме). Затем руки опускаются и вновь соединяются, далее читается кунут, потом, произнося такбир как обычно, совершается рукуъ и так далее.

В ханафитском мазхабе молитва кунут кроме намаза витр читается в случаях, когда человека постигло несчастье, и при этом только в тех намазах, в которых кираат читается вслух. Чтение кунута в намазе фаджр было отменено (стало мансухом).

Имам Баззар, Табарани, Ибн Аби Шайба и Тахави передают от Ибна Масъуда радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам в течении месяца читал кунут в намазе фаджр, потом прекратил».

Ханафитский мазхаб приводит следующие аргументы в пользу того, что кунут читается в намазе витр перед рукуъ:

«Кунут Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был перед рукуъ намаза витр».

«Я остался ночевать у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, чтобы посмотреть, как он читает кунут в намазе витр. В витре он прочитал кунут перед рукуъ. Потом я пришел к своей матери — Умму Абд и сказал: “Останься ночевать с женой Пророка саллаллаху алайхи васаллам, посмотри, как он будет читать кунут в витре”. Так, она вернулась и сообщила мне, что он прочитал кунут перед рукуъ».

Ханафитский и маликитский мазхабы в пользу того, какая молитва читается в кунуте, приводят следующий аргумент:

Имам Абу Давуд передает от Халида ибн Абу Имрана:

«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам возносил мольбу, проклиная род Мудара, внезапно появился Джабраил алайхиссалам и сделал знак Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам «Молчи». Пророк саллаллаху алайхи васаллам замолчал. Джабраил алайхиссалам сказал:

— О Мухаммад! Поистине, Аллах не посылал тебя ни хулителем, ни проклинающим. Поистине, Он послал тебя милостью мирам. Нет тебе ничего в этом деле.

А затем он научил его следующим словам молитвы кунут:

«Аллахумма иннаа настаъиинука ва настаҳдиика ва настағфирука ва натубу илайк. Ва нуъмину бика ва натаваккалу алайк. Ва нусни алайкал хойра куллаҳ. Нашкурука ва лаа накфурук. Ва нахлаъу ва натруку май йафджурук. Аллохумма иййака наъбуду ва лака нусолли ва насджуду ва илайка насъа ва наҳфиду. Ва нарджу роҳматака ва нахша азабак. Инна азабака бил куффаари мулҳиқ».

«Аллах мой! Поистине, просим Тебя о помощи, о наставлении на праведный путь, просим у Тебя прощения, и каемся Тебе! Веруем в Тебя и уповаем на Тебя! И благодарим Тебя, не будем неблагодарны Тебе (неверными Тебе). Бросаем и оставим того, кто распутствует Тебе. Аллах мой! Тебе лишь поклоняемся и совершаем намаз лишь Тебе и совершаем саджду только Тебе! Устремляемся только к Тебе и торопимся к Тебе. Надеемся на Твое милосердие, боимся Твоего мучения! Поистине, Твое мучение настигнет неверных!»

Почтенные сподвижники были единодушны относительно формы этой молитвы. Эта молитва была известна как молитва почтенного Умара и его сына — Абдуллаха ибн Умара радияллаху анхума. (Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, «Книга о намазе», том (джуз) 5, из серии книг «Хадисы и жизнь»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *