если вы думаете что ваша работа бесполезная
Миллионы выполняют бесполезную работу. Возможно, вы один из них
Больше половины россиян не любят свою работу, но ничего с этим не делают
Верный признак дурацкой работы — когда ты спрашиваешь нового знакомого на вечеринке, чем он занимается, а тот избегает прямого ответа на вопрос. После пары бокалов человек произносит: «Я работаю в крупной компании старшим менеджером по…» Тут он сам себя прерывает и добавляет: «Если честно, большую часть времени я перекладываю бумажки». Рассказываем, как понять, что вы заняты дурацкой работой и каким образом это связано с феодализмом.
О чем речь
Термин «дурацкая работа» (в оригинале «bullshit job») придумал профессор Лондонской Школы экономики Дэвид Грэбер — анархист, который занимается антропологией или антрополог, который занимается активизмом. Грэбер также известен как популяризатор лозунга «Мы — 99%» и один из идейных лидеров движения «Захвати Уолл-Стрит». Дурацкая работа стала предметом одноименной книги Грэбера, которая вышла в 2018 году и напоминает скорее сборник баек о том, как устроен наш сегодняшний мир, чем серьезный научный труд. Само собой, теория Грэбера не бесспорна, и ее есть за что покритиковать.
Антрополог определяет дурацкую работу как ту, которую и сам сотрудник считает бесполезной; исчезни такая должность — это ровным счетом никак не повлияет на нашу жизнь.
Те, кто занимается дерьмовой работой, часто окружены восхищенными взглядами. К ним относятся с уважением, их должность считают престижной, и они получают хорошие деньги. Тем не менее, в тайне от всех они признаются себе в ненужности своего занятия. Вся их жизнь построена на лжи.
По мнению Грэбера, одна из причин появления подобных бессмысленных профессий — это когда прибыль компании построена на финансовых манипуляциях, а не на реальном производстве чего-либо. Полученная прибыль вкладывается в расширение статусной, иерархической системы. Толпы ассистентов и заведующих бумажками преимущественно выполняют в ней символическую функцию — функцию придворных, окружающих власть имущих. Гребер называет это «управленческим феодализмом» («managerial feudalism»). Его зарождение связано с переходом к постиндустриальной экономике, в которой роль рабочих оказывается менее существенна, чем менеджеров и так называемых «креативных» работников.
Как понять, что ваша работа не приносит пользы?
Журналисты Орен Нимни и Ник Слэйтер в своей рецензии на книгу Грэбера указывают на слепое пятно в теории антрополога: вряд ли большинство людей ежедневно занимаются самообманом. Просто многие работодатели умеют убеждать своих сотрудников, что их занятие приносит какую-то пользу обществу (даже если это не так). Как убедиться в том, что вы не находитесь под властью заблуждения? Перечисляем несколько признаков дурацкой работы.
5 типов дурацкой работы по версии Дэвида Грэбера
В 2017 году 85% работников во всем мире признались в рамках опроса аналитического агентства Gallup, что ненавидят свою работу. В России, по данным Исследовательского центра портала Superjob.ru, больше 60% человек не любят свою работу, но ничего с этим не делают.
По словам Грэбера, наше недовольство работой и собой — это результат того, что мы перестаем понимать ценность и цель своего труда. Ребенок получает удовольствие, видя результат своего действия; так он впервые знакомится с понятием ответственности и творческого акта. Грэбер заключает: нами руководит творческое начало; мы не просто хотим работать, мы хотим знать, что меняем мир. Ведь в конце концов, считает антрополог, производство в первую очередь подразумевает создание общества и человечности, и лишь потом — товаров.
Как избавиться от западни дурацких работ?
Люди могут быть бесконечно креативны, если у них достаточно на это времени, полагает Грэбер. Он верит в идею безусловного базового дохода, который позволит нам уделять больше времени тому, что нам действительно нравится делать и что имеет для нас значение. Помимо этого, каждый житель должен иметь право на бесплатную медицинскую помощь и бесплатное высшее образование.
Для тех, кто хочет подробнее познакомиться с идеями Дэвида Грэбера, доступна видеозапись лекции антрополога про дурацкие работы:
7 способов понять, почему ты считаешь свою работу бесперспективной
Общество в целом постепенно становится всё более открытым для концепции поиска работы, которая тебе действительно нравится, но для многих работа так и остается чем-то, что приносит одно лишь разочарование.
Возможно, ты работаешь исключительно ради денег или находишься только на старте своей карьеры, а может, ты еще недостаточно опытен, так что в ближайшем будущем тебе не светит работа твоей мечты. Причин на самом деле может быть огромное множество. Но в большинстве случаев наше отношение к работе — это результат наших же мыслей, а не плохих условий, низких зарплат и т. д.
Спроси себя, предпочел бы ты появляться на рабочем месте каждый день с негативным отношением или всё же стараться находить положительные стороны в своей работе?
Если ты выбрал последний вариант, вот семь способов, с помощью которых ты можешь справиться с ситуацией на работе и изменить свое отношение к ней.
1. Выясни, что служит источником недовольства
Многие могут сказать, что не любят свою работу, но не так уж много людей сможет аргументировать, из-за чего конкретно они отрицательно относятся к ней. Проблема в том, что обычно люди недовольны несколькими вещами, но поскольку мы склонны обобщать, то говорим, что недовольны работой в целом. А это, в свою очередь, означает, что мы упускаем многие замечательные моменты своей должности.
Потрать некоторое время, чтобы выяснить, откуда исходит твое недовольство. Ты недоволен суммой, которую зарабатываешь? Или у тебя есть коллеги, которые делают твою жизнь невыносимой? А может, ты тратишь слишком много времени на работу и не получаешь отдачи?
Какой бы ни была проблема, важно принять ее к сведению, так как это поможет тебе определить, почему конкретно ты не удовлетворен своей работой, и даст тебе возможность исправить ситуацию.
2. Сфокусируйся на положительных аспектах своей работы
Независимо от того, насколько мрачным является твой нынешний взгляд на работу, в каждой должности есть положительные стороны, даже если тебе приходится искать их немного дольше, чем остальным.
Некоторые положительные аспекты могут включать:
— длинный обеденный перерыв и несколько небольших перерывов, которые позволяют тебе отдыхать от работы;
— близость к дому, благодаря чему тебе не приходится беспокоиться о длительных поездках на работу;
— большую зарплату, которая позволяет тебе вести тот образ жизни, который ты хочешь;
— позитивных коллег, которые поднимают тебе настроение в течение дня;
— возможность косвенно помогать людям через работу, которую ты выполняешь.
3. Найди цель в своей работе
Работа никогда не бывает просто работой. Всё, что ты делаешь, — это помогаешь кому-либо улучшить качество его жизни или решить определенную проблему.
Это значит, что твоя работа имеет значение. Если ты не можешь найти цель в своей работе, то подумай о цели компании, в которой ты трудишься.
Цель позволяет людям чувствовать себя более мотивированными. Так что постарайся придать смысл тому, что делаешь, и ты постепенно избавишься от негатива.
4. Внеси изменения в свой образ жизни
Если ты недоволен своей жизнью и каждый день идешь на работу, которую считаешь как минимум бесполезной и бесперспективной, — это отстой. Оставаться несчастным — это не выход.
Если ты не можешь изменить ситуацию, то измени свое отношение к ней. К примеру, ты можешь внести такие изменения в личную жизнь, которые помогут тебе более терпимо относиться к своей работе.
Подумай о том, что ты хочешь от жизни и что ты можешь сделать, чтобы улучшить текущее положение. Есть ли цели, которые ты хочешь достичь? Есть ли вещи, которые ты хочешь сделать? Наша профессиональная жизнь может отвлечь внимание от нашей личной жизни, и мы потеряемся в обилии неосуществимых мечтаний.
Изменение образа жизни может значительно улучшить твое отношение к работе.
5. Узнай больше о том, чем бы ты хотел заниматься
Люди часто думают о том, что предпочли бы бросить свою работу, однако редко задумываются о том, что они будут делать вместо нее. Если тебе не нравится твоя работа, ты можешь попытаться разобраться в той сфере, которая тебя интересует.
Если бы не эта работа, то как бы выглядела компания, в которую ты отправил бы резюме? Чем бы она занималась? Какие обязанности были бы у тебя? Сколько бы ты зарабатывал? Чем эта работа лучше предыдущей?
6. Создай план, который поможет тебе достичь новых карьерных целей
Если у тебя есть мечта уйти с работы и заняться тем, что тебе нравится, тебе нужно будет составить план, в котором будет прописан механизм достижения твоих карьерных целей.
Основываясь на вопросах, которые ты задал себе в предыдущем пункте, выясни, что нужно для получения карьеры твоей мечты. Тебе нужно дополнительное образование, чтобы попасть на желаемую должность? Существуют ли какие-либо требования, которым ты должен соответствовать? Какие препятствия тебе нужно будет преодолеть?
Может оказаться, что карьеру твоей мечты ты можешь построить и на текущем рабочем месте — просто для этого нужно будет приложить немало усилий. Но не спеши отмахиваться. Если ты думаешь, что на новом месте работы будет легче, постарайся объективно ответить почему.
7. Возьми под контроль свою работу
Ты не можешь изменить всё в своей работе в одночасье, и тебе нужно принять то, что ты будешь находиться в своем нынешнем положении еще какое-то время, пока не начнешь действовать.
Однако это не означает, что ты не можешь сделать свою работу более приемлемой в данный момент. Возьми под контроль ситуацию и начни вносить изменения в те вещи, которые тебе не нравятся, чтобы твоя работа стала лучше соответствовать твоим потребностям.
Что делать, если работа кажется вам бессмысленной
Большинство из нас хотят работать на значимой работе: мы хотим, чтобы она меняла жизнь других людей к лучшему и была вкладом в общественное благо.
Но во времена, когда мир будто охвачен огнем, изо дня в день находить смысл в работе может быть проблематично. Вы можете задаваться вопросом: зачем это все? Как избавиться от негативных мыслей и что сделать, чтобы изменить взгляд на работу, сделать ее более значимой?
Когда есть профессиональная цель и понимание своего места в жизни, «появляется смысл и мотивация», говорит Хатидже Неджла Келеш, профессор факультета организационного менеджмента Университета Бахчешехир в Стамбуле: «Ничто не придает вам больше энергии, чем четкая цель». Без нее «сложно себя заставить даже встать утром с постели».
К счастью, чтобы снова заинтересоваться своей работой и напомнить себе, «кто вы и почему занимаетесь этим», не требуется широких жестов или долгого трудного пути, говорит Карен Диллон, написавшая в соавторстве с Клейтоном Кристенсеном и Джеймсом Олвортом бестселлер How Will You Measure Your Life? «Найти цель можно множеством различных способов», – говорит она. Вот несколько идей.
Что делать, когда любимая работа надоела
Компенсируйте негатив. Начнем с главного: вам нужно найти причины, по которым работа кажется лишенной смысла. Вероятно, одним из виновников является стресс. По словам Диллон, за обычный день вы переживаете сотни микрострессов, небольших досадных случаев, – например, когда коллега с ходу, не раздумывая, начинает возражать вам на совещании или не сдает вовремя работу, – и все они влияют на вашу производительность и отношение к работе. «Обычно такие мелочи проходят незаметно, но во время пандемии они стали намного более ощутимыми и более болезненными». Однако есть простой антидот. «В то время как микрострессы разъедают вас, микроудовольствия помогают восстановиться», – говорит Диллон. Ищите способы улучшить свое самочувствие и настроение: читайте о реальных героях, гуляйте на природе, посетите религиозную службу по Zoom, полистайте книгу об искусстве или посмотрите фотографии дальних мест.
Келеш также рекомендует отдыхать от новостей. Постоянный «поток негатива влияет на ваш мозг и самочувствие, истощает силы и лишает радости».
Что нужно делать:
Думать о том, как ваши сильные стороны могут помочь организации справиться с текущими сложностями, и искать способы переосмыслить свои обязанности, чтобы сделать работу более значимой.
Предлагать помощь и поддержку. Помощь другим сама по себе является целью. Можно консультировать молодого сотрудника или помогать не справляющемуся с обязанностями члену команды.
Искать способы улучшить настроение и время от времени делать перерыв и не следить за новостями.
Культивируйте смирение. Хотя прошлый год был трудным, нужно помнить, что вы не единственный, кому было трудно. «Люди по всему миру переживают не лучшие времена, – говорит Диллон. – Проявите сочувствие».
Диллон советует «напоминать себе, что вы не одиноки и являетесь частью чего-то большего». «Не позволяйте себе скатываться в постоянные страдания», – говорит Келеш. Этот совет может показаться банальным, но чувство благодарности вызывает положительные эмоции, которые могут нейтрализовать неизбежные сложности.
Задумайтесь о своих ценностях. Спросите себя: что заставляет меня двигаться вперед? Каковы мои ценности? Что у меня хорошо получается? Какой вклад я хочу внести? Диллон предлагает «активно напоминать себе, почему и как работа, которую вы выполняете, влияет на других». Помните, что не обязательно лечить болезни или спасать редкие виды растений и животных, чтобы работа имела смысл. «Вспомните, почему вам хотелось работать в вашей организации», – говорит она. Подумайте о проектах и планах, которые воодушевляют вас, выберите, что вам было бы интересно изучить в своей области, поразмышляйте об интересных проблемах, которые решает ваша организация.
Чего не стоит делать:
Не пытайтесь справиться в одиночку. Поговорите с коллегами о том, как и почему ваша работа влияет на других.
Не забывайте благодарить. Демонстрируя благодарность коллегам, вы уравновешиваете негативные мысли, возникающие в результате неопределенности.
Не принимайте поспешных решений об уходе. Во времена большой неопределенности и нестабильности важно делать выбор уверенно и конструктивно.
Если ничего не получается, Диллон советует поговорить с коллегами и членами вашей команды. Спросите их: «Как наша работа помогает людям и делает мир лучше? Почему наша работа важна?» Их энергия и мысли могут помочь вам снова найти вдохновение.
Предложите помощь. «Вам бы хотелось, чтобы ваша цель соответствовала миссии организации и вы чувствовали, что ваша работа делает мир лучше, – говорит Диллон. – Но, если это чувство исчезло, попробуйте сделать цель более личной». Помощь другим приносит сильное удовлетворение, говорит она. Можно, например, быть консультантом или наставником более молодых сотрудников, брать на себя часть работы члена команды, который не справляется, или предложить поддержку коллеге из другого подразделения. Вы также можете поискать возможности за пределами работы – например, в местных политических или социальных организациях.
«Помогая другим, вы найдете смысл в работе и испытаете удовлетворение, – говорит Келеш. – Чувство взаимной поддержки – именно то, что нужно людям прямо сейчас».
Заново определите свои обязанности, не забывая о цели. Ищите возможности внести новый вклад в свою работу, чтобы ваше присутствие в организации было более значимым, говорит Келеш. Подумайте о том, как ваши сильные стороны, навыки и интересы могут помочь организации справиться с проблемами, связанными с текущим кризисом.
Например, если у вас имеется опыт в области управления кадрами, можно объединиться с коллегами, разделяющими ваши взгляды, и помочь компании разработать политику более справедливого найма и продвижения.
Обращайтесь к коллегам (и будьте им благодарны). Даже если вы разуверились в миссии вашей организации, это не означает, что вы утратили интерес к своей команде и коллегам, говорит Диллон. Она предлагает приложить усилия и наладить связи с коллегами, которые вам нравятся: «Не ограничивайте общение рабочими задачами». Она также рекомендует подумать, почему вы благодарны коллегам, и затем продемонстрировать, что цените их.
Выражение благодарности помогает обрести почву под ногами и уравновешивает негатив, возникающий в результате кризиса и неопределенности.
Примеры из практики
Отвлекитесь от новостей
Кристофер Ли, старший менеджер в команде стратегического маркетинга UCLA Health, недавно пережил период, когда работа казалась ему мелкой и незначительной. «Когда кажется, что весь мир разваливается, ежедневные созвоны по Zoom и списки дел выглядят такими банальными!» – говорит он.
Ли для начала решил не читать новости. Затем он выделил время, чтобы переосмыслить свою карьеру и цели. «Я понял, что мне нужно переключить внимание с себя и своих проблем и изменить угол зрения, чтобы увидеть, как моя работа помогает удовлетворить потребности других людей», – говорит он.
Кристофер обратился к членам своей команды и услышал их мнение о том, как его работа помогает другим людям. В его обязанности входит поддержка медицинских отделений, для которых он разрабатывает маркетинговые стратегии и помогает рекламировать их услуги.
И наконец, Ли напомнил себе, почему его работа приносит ему удовлетворение. «Я рекламирую не просто, чтобы продать, – поясняет он. – Я помогаю людям находить то, что им нужно, и получать необходимую медицинскую помощь, что невероятно важно во время пандемии».
Не упивайтесь жалостью к себе
Джеймс Иглман основал веб-сайт TravelingLight.com, публикующий обзоры товаров для путешествий. Несколько лет назад после тяжелого развода он надолго выбился из колеи. «Мне было трудно заставить себя встать с постели, – вспоминает он. – Работа казалась абсолютно бессмысленной».
Он уволил нанятых фрилансеров и вскоре перестал публиковать новый контент. Со временем аудитория – и выручка – начали сокращаться. Оглядываясь назад, он говорит: «Мне нравилось жалеть себя».
В начале пандемии он осознал, что во времена кризиса самые ценные сотрудники часто выполняют самую простую работу: «Героями были водители автобусов, социальные работники, сотрудники магазинов. Они рисковали жизнью, чтобы поддерживать жизнь общества».
«Я наконец понял, что для того, чтобы быть полезным обществу, не обязательно заниматься каким-то абсолютно святым делом», – говорит он.
Иглман изменил модель публикаций: перестал гоняться за комиссионными вознаграждениями и стал создавать простой информационный контент. Сегодня у его сайта 100 000 уникальных посетителей в месяц.
«Я никогда еще так не гордился нашими публикациями, – говорит он. – Если я смог хотя бы на минуту сделать день моих читателей легче, быстро предоставив нужную им информацию, значит, я тоже внес свой маленький вклад».
Подумайте о смене карьеры, но не будьте опрометчивы. Не принимайте поспешных решений под влиянием настроения, советует Диллон. Можно наделать ошибок. Если вы подумываете об уходе, не спешите. Сейчас на рынке труда не лучшая ситуация. Постарайтесь переждать кризис и попробуйте улучшить текущие обстоятельства.
Об авторе: Ребекка Найт – журналист из Бостона и лектор Уэслианского университета
Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь
Если ты думаешь что твоя работа бесполезна вспомни о ВМС Швеции
В 80-х годах гидроакустика ВМС Швеции улавливала подозрительные сигналы, которые идентифицировала как шум советских подлодок. Поисковые группы месяцами пытались найти следы вторжения, но всё безуспешно.
После развала СССР и прекращения Холодной войны, загадочные сигналы всё продолжали поступать. Поэтому шведское руководство отправило группу для изучения происходящего.
15 лет военные моряки Швеции слушали как пердит селёдка.
Баяны
184K постов 12.1K подписчиков
Правила сообщества
Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.
Украл и тег «Моё» поставил.
Вокруг короновирус, а не массовый склероз.
Никто да?!
Делай добро.
Если ваша вечеринка не похожа на эту
Mr Saxobeat трек, если кому нужен
Спалилась. Продолжение
Раз уж пошла такая пьянка.
в начале 2000х я и все мое окружение жили с родителями. И блат хата была на вес золота. У друга тогда мать устроилась на хлебзавод ночь через ночь. Договариваемся затусить у него. И он всех предупреждает: мать уходит в 6. Раньше не приходите. Не палите контору. Потом, лет этак 10 спустя, его мать уже нам, конспираторам, рассказывает.
Выхожу на работу, возле подъезда человек 10 сидят, пакетами звенят. «Здравствуйте, Ирина Васильевна!»
Раздраженный громкой музыкой, мужчина использует дрон, чтобы поразить соседей салютом
Ответ на пост «Лайфхак для дома»
Если при заготовке фарша формовать его в такие пластины, то:
1. Разморозка занимает минимум времени, и она максимально равномерна.
2. Отломить для приготовления можно именно столько, сколько нужно.
Наконец то
Сок, который взорвёт вам голову
Подарок к новому году для мамы
Есть чувство юмора у сотрудников! Молодцы!
Как вычисляют шизофрению?
С Вами клинический психолог. Моя специализацией патодиагностика и психотерапия.
Закончил медицинский и поработал в разнообразных клиниках, рехабах и даже сизо.
Проще говоря меня годами учили убивать вычислять симптомы, тех или иных патологий для составления «комплекса симптомов», далее опираясь на составленное мной заключение психиатр ставил диагноз.
Всего методик и симптоматики у пациентов огромное множество, сегодня я расскажу вам о том как шизофреники палятся, ну кроме галлюцинаций, бреда и попыток связать характер человек с расположением звёзд на небе.
Эта моя любимая методика, называется 4 лишний, карточки вы видите в порядке усложнения с лево на право, с низу вверх.
Тут надо лишь объединить 3 предмета общим признаком, и сказать какого признака не хватает четвёртому лишнему.
Далее будут спойлеры к первым 6 карточкам если хотите проверить себя можете сначало найти четвертого лишнего сами, 4 последних самых сложных я оставил вам на подумать.
Реальные примеры ответов Людей с шизофренией:
Кошка лишняя она вкусная.
Лишний сапог он «закрытый».
Лишние часы с маятником, он очень раздражает.
Лишняя этажерка для обуви, ведь она для обуви а в обуви человек может быть как одетый так и раздетый это не нормально!
Лишняя лампочка, она же не горит.
Лишнее платье, оно для девушек
И где тут симптом спросите вы? Может казаться что люди отвечают не стараясь или просто на отшибись. Но симптом в том что у шизофреников нарушается категоризация, то-есть главным отличительным для них становиться не действительно основные категории например как в первой картинке животные и растения, а на первый план вылезают латентные или вторичные не особо важные признаки, как то что кошка вкусная. На картинке с часами главные категории это часы и монета именно по упоминанию этих категорий вы поняли про какую я карточку, но пациент сказал о наличии/отсутствии маятника, а маятник вернее его наличие это точно не основная категория. В примере с вкусной кошкой становиться понятно что важно не просто выбрать лишнее а ещё и правильно обосновать.
Последняя карточка моя любимая. Там условно говоря нет правильного ответа, ничего не лишнее и ничего не схоже. Заметно нервничают на ней здоровые люди так как не понимают что происходит, шизофреники наоборот спокойно пёрлы выдают.
И помните что это лишь одна из десятков методик, и по ней одной диагноз не ставят. Многие методики, например как эта имеют возраст 50+ лет. И если интересно могу ещё написать)