если выдают военный билет что это значит
Военный билет, описание важного документа
Военный билет – это документ граждан Российской Федерации, который определяет отношение к военной службе. В нем содержится основная информация относительно военнообязанных, в том числе категории годности к несению службы в рядах вооруженных сил.
Рассмотрим более подробно, как и где получить военный билет, какие категории годности существуют, что делать, если потерял военный документ.
Что такое военный билет
Законодательная основа. Военный билет прямо или косвенно упоминается сразу в нескольких законах.
Основной из них — это федеральный закон о воинской обязанности и военной службе. В нем сказано, что гражданам, которые состоят на воинском учете, выдается один из документов воинского учета — военный билет или вместо него временное удостоверение или справка.
О военном билете говорится в положении о воинском учете. Там военный билет определен как один из документов, которые необходимы для воинского учета.
Трудовой кодекс не содержит прямого упоминания о военном билете, но при заключении трудового договора военнообязанные должны предъявить работодателю документы воинского учета.
Форма военного билета и порядок его заполнения утверждены приказом Министерства обороны.
Типы военных билетов
Военный билет бывает двух типов.
Первый — обычный военный билет. Его выдают всем гражданам России, которые состоят на воинском учете, в том числе и тем, кто не проходил военную службу.
Второй — военный билет офицера запаса вооруженных сил.
Несмотря на схожие названия, у них разный порядок выдачи и разные функции. Военный билет офицера запаса выдается только офицерам, уволенным с военной службы взамен удостоверения личности военнослужащего.
Еще его выдают тем, кто успешно завершил обучение на военной кафедре высшего учебного заведения при зачислении в запас. У обычного призывника возможности получить такой документ законным путем нет.
Категории в военном билете
Каждый призывник, прошедший в военкомате процедуру медицинского освидетельствования, получает определенную категорию годности к военной службе. Эти категории напрямую указывают на состояние здоровья и определяют, в каких войсках человек может служить. Рассмотрим более подробно все категории, так как далеко не все владельцы военного билета понимают их значение.
Категория годности «А» означает, что призывник не имеет каких-либо серьезных проблем со здоровьем. Юноши, получившие данную категорию, отправляются военкоматом служить в морскую пехоту, воздушно-десантные войска, а также в подразделения особого и специального назначения.
Категория годности «Б» присваивается в военкомате всем призывникам, которые по состоянию своего здоровья допускаются к службе в армии с незначительными ограничениями. Владельцы военного билета с этой категорией могут стать водителями и членами экипажей танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров и пусковых установок ракетных частей.
Категория годности «В» означает, что человек ограниченно годен к службе в армии. По сути юноша из-за проблем со здоровьем получает освобождение от призыва в мирное время и зачисляется в запас. При этом военкомат может призвать его на службу в военное время.
Категория годности «Г» дается призывникам, которым военкомат предоставляет временную отсрочку. Это может быть связано с учебой или проблемами со здоровьем. Во втором случае сотрудники военкомата могут отправить призывника на дополнительное обследование. После этого владелец военного билета должен представить в военкомат все медицинские справки, полученные в ходе независимого осмотра у врачей.
Зачем нужен данный документ
Для молодых парней получение военного билета является обязательным, но никто из них всерьез не задумывается, зачем он нужен:
Трудоустройство
В случае отсутствия военного билета можно столкнуться с многочисленными проблемами: придется искать неофициальную работу, так как на официальную попросту не примут без этого документа. Мужчина, прошедший срочную военную службу, напрямую ассоциируется с ответственностью и дисциплинированностью. При равном опыте претендентов он будет более привлекательным кандидатом в глазах работодателя.
Получение документов
Для оформления большинства документов необходимо предоставить военный билет. Например, посмотрев перечень документов для получения загранпаспорта, там вы непременно увидите этот документ, также без него вы не сможете прописаться на новом месте жительства.
Кредиты
Для оформления кредита военный билет не всегда является необходимым. Существуют банки, которые оказывают услуги и без предоставления этого документа, однако в большинстве случаев он понадобиться. Причиной этому являются опасения банкиров, что заемщик скрывается от военной службы и в любой момент его смогут призвать. Соответственно, он будет не в состоянии выплачивать кредит целый год.
Каков алгоритм получения
Перечень необходимых документов:
Процесс получения проходит в шесть этапов:
Срок рассмотрения заявления составляет 10 дней, по его истечению вы должны получить готовый документ. Однако стоит быть готовым к тому, что получение военного билета затянется на несколько месяцев.
Где получать
Законно и официально военный билет можно получить только в военкомате. Для этого придется пройти медицинскую комиссию.
Если человек не хочет по какой-то причине проходить службу, или полагает, что имеет право на отсрочку или на освобождение — это ничего не меняет. Все равно нужно обращаться в военкомат и там доказывать свое право на отсрочку и освобождение.
Можно ли жить без военного билета
Законодательно не предусмотрено наказание за отсутствие военного билета. Но стоит учесть, что полиция активно вычисляет «уклонистов», без него нельзя получить высокооплачиваемую должность, так как никто не хочет вкладывать силы в сотрудника, которого через несколько месяцев могут забрать в армию и работодатель обязуется сообщить в соответствующие инстанции, что нанял сотрудника без военного билета.
Во многих сферах жизни этот документ стоит наряду с паспортом.
Стоит ли покупать военный билет
В сети есть много предложений о покупке военного билета. Варианты разные. Напечатанную на цветном принтере копию предлагают за 30 тысяч рублей, за оформление настоящего военного билета через недобросовестных сотрудников военкомата просят от 150 до 300 тысяч рублей. Но я не рекомендую так поступать.
Риски и ответственность. Поддельный военный билет может выявить любой опытный работник кадровой службы. Например, если записи в нем сделаны одним почерком и одной ручкой, а даты записей проставлены разные — это сразу вызывает подозрение. А еще подозрение сразу вызовут несоответствие в датах записей, печатях и многих других моментах. Но если военный билет выдали после 27 лет, даты записей будут одинаковые, а билет, скорее всего, будет заполнен одной рукой.
Окончательно установить подделку будет несложно — нужно направить запрос в военный комиссариат.
Если подтвердится — как минимум владелец подделки рискует остаться без работы, а в некоторых случаях — отправиться проходить службу по призыву. Как максимум — могут обвинить в уголовном преступлении. Приобретение и использование заведомо поддельных официальных документов, которые предоставляют права или освобождают от обязанностей, наказываются ограничением свободы на срок до года, либо принудительными работами на срок до года, либо лишением свободы на срок до года.
Как восстановить потерянный военный билет
При утере военного билета в течение двух недель необходимо обратиться в военный комиссариат по месту жительства. Туда нужно подать заявление в свободной форме о том, что военный билет был утерян и вы просите его восстановить.
Сбор документов. К заявлению нужно будет приложить:
Госпошлину за восстановление военного билета платить не нужно.
Ответственность за утерю. Если билет потеряли в результате небрежного хранения — вас могут оштрафовать. До июля 2021 года штраф составлял 100 — 500 Р. С июля 2021 года ответственность ужесточили — теперь штраф составляет от 500 до 3 000 рублей. А если его украли — штраф не предусмотрен.
Что делать с военным билетом после 27 лет?
Мне 26 лет, я живу в Москве, хотя зарегистрирован в Магнитогорске. Там же состою на воинском учете. Скоро мне исполнится 27 лет и я не буду подлежать призыву. Хочу уточнить, как получить справку или военный билет.
На протяжении всех призывов, начиная с 17 лет, повесток я не получал. Последние четыре года вообще не живу по месту регистрации, но приписное свидетельство у меня на руках. В 2011—2012 годах проходил медицинское обследование и с результатами ходил в военкомат. Хотел, чтобы меня признали негодным по медицинским показаниям, но забросил это дело: диагноз оказался несерьезным.
Расскажите, пожалуйста, что мне грозит с юридической точки зрения: административная или уголовная ответственность? Как себя вести при обращении в военкомат после 27 лет, через что придется пройти и как к этому подготовиться?
Военную службу не признаю, считаю бесполезным государственным институтом, но от призыва целенаправленно не уклоняюсь.
Максим, могу сказать, что в большинстве случаев, если призывнику исполнилось 27 лет, он может смело приходить в военкомат. Как правило, максимум, что требует военный комиссар, — это написать объяснительную.
Но каждый случай индивидуален, в том числе и ваш. Я расскажу, какие моменты нужно будет учесть.
Что такое военная служба по призыву
Любого гражданина России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет могут призвать на военную службу на один год.
Есть категории граждан, которые призыву не подлежат или имеют отсрочку от него. Это студенты очной формы обучения, аспиранты, лица, признанные медицинской комиссией негодными или ограниченно годными к военной службе, депутаты и те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы или находится под следствием. Но, судя по вашему письму, вы ни под одну из этих категорий не попадаете.
За уклонение от призыва предусмотрена уголовная ответственность. Если у человека нет оснований для отсрочки и он скрывается от сотрудников военкомата, его могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей или лишить свободы на срок до двух лет.
Если человек не сообщает в военкомат об изменении места жительства, семейного положения, о переезде или выезде за границу на срок более шести месяцев, за это предусмотрена только административная ответственность и штраф от 100 до 500 рублей.
Когда к уголовной ответственности не привлекают
В 2008 году Пленум Верховного суда России разъяснил, как рассматривать уголовные дела тех, кто уклоняется от военной службы. По его мнению, призывник не обязан по собственной инициативе и без повестки являться в военкомат.
Логика такая: инициатива по призыву гражданина должна исходить от военного комиссариата. Если гражданин знал о призыве и целенаправленно скрывался от него, его можно привлечь к уголовной ответственности. Но если гражданин не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, он не несет ответственности в связи с неявкой.
Повестку вручают под расписку и только сотрудники военного комиссариата. Ее нельзя передать через знакомых или вручить соседу с просьбой передать призывнику. Это считается ненадлежащим уведомлением: если так сделать, то привлечь человека к ответственности за неявку в призывной пункт не получится.
Что делать в вашем случае
Вы в 17 лет получили приписное свидетельство и пытались пройти медкомиссию. В ваших действиях признаков умышленного уклонения от призыва нет. Единственное слабое место — смена места жительства. Четыре года назад вы переехали из Магнитогорска в Москву и не уведомили об этом военкомат. Когда вы явитесь в военкомат по месту постоянной регистрации, вас попросят обосновать причины переезда и неявки в объяснительной записке на имя военного комиссара. Многие считают это простой формальностью, но именно по объяснительной судят о мотивах неявки в военный комиссариат.
Возможные последствия могу пояснить на примере. Допустим, человек не являлся в военкомат до 27 лет. А потом написал в объяснительной: я пацифист, служить не хотел, поэтому спрятался в соседнем городе. Сейчас меня призвать уже нельзя, поскольку возраст не позволяет. Такого человека точно не призовут, но вот уголовное дело возбудить могут: судя по объяснительной, человек уклонялся умышленно.
Сотрудники военкомата могут попросить у вас копию трудовой книжки. Дело в том, что работодатели обязаны ставить в известность военкомат о работающих у них мужчинах призывного возраста. Если работодатель этих сведений не предоставил — это тоже не ваша вина.
Что писать вам, зависит от вашей конкретной ситуации. Но я рекомендую отнестись к написанию объяснительной очень серьезно.
Военный билет вам все равно не выдадут
С 2014 года тем, кто не служил в армии, вместо военного билета выдают справку установленного образца. Она не накладывает никаких ограничений на владельца. Если справки нет, это не может служить основанием, например, для отказа в продвижении по службе или в приеме на работу.
Есть только одно ограничение: не отслужившие в армии лица без законных на то оснований не могут состоять на государственной гражданской службе в течение десяти лет.
Но это ограничение распространяется на тех, кто поступил на госслужбу после 1 января 2014 года. Если вы устроились на государственную службу до этой даты, вас нельзя за это уволить.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.