если загорелся электросамокат что делать
Как защитить самокат от возгорания?
По запросу в любом поисковом сервисе «загорелся литиевый аккумулятор» будет выдано большое количество ссылок как на единичные, так и массовые случаи возгорания относящиеся к разным годам. В том числе очень близкие к дате поиска. Из последних случаев конца второй декады 21-го века самый громкий скандал с взрывающимися Samsung Galaxy Note 7, которые даже запретили проносить пассажирам на борт самолетов. Ранее в возгораниях отличились и другие гиганты электроники: Apple, Sony, Toshiba.
Электросамокат, как и смартфон, потребитель энергии, и то, что он самокат не является причиной возгораний, дело именно в питающем его силовом аккумуляторе. Собирают аккумуляторы электросамокатов из цилиндрических элементов типоразмера 18650. Реже используют прямоугольные элементы. Объединяет их схожее устройство. Электроды представляют собой фольгу, графит и полимер свернутые цилиндрический или плоский в рулон, который пропитан электролитом.
Схема возгорания литиевых аккумуляторов, обобщенно, одна – внутреннее короткое замыкание, нагрев, выделение легковоспламеняющегося газа, воспламенение.
Говоря о любом транспорте на электротяге важно, чтобы силовая аккумуляторная батарея была надежно закреплена, избыточно не зажата, не имела контакта с острыми частями корпуса и крепежом, не подвергалась деформации во время эксплуатации. Стоит обратить внимание, что большинство аккумуляторных сборок упаковываются в термоусадочную пленку, и просто приклеить ее на скотч к днищу деки самоката недостаточно, так как пленка имеет степень деформации, из-за чего не зафиксированная сверху батарея будет подпрыгивать внутри пленки и иметь ударную нагрузку, которая совершенно точно, со временем, негативно отразится на «здоровье» батареи, а при сильной деформации может случиться короткое замыкание между электродами внутри элемента, и запустится цепь событий ведущих к возгоранию.
Если нет возможности соблюдать температурный режим работы в холодное время года, то самокат стоит убрать на зиму на хранение. Правила достаточно просты: батарея должна быть заряжена примерно на 50% и, очень желательно, демонтирована с самоката и убрана на хранение при комнатной температуре. Если такой возможности нет, то как минимум отключена от контроллера и защищена от конденсата.
Перед началом эксплуатации после хранения, необходимо убедиться, что температура батареи выше ноля градусов, замерить напряжение на силовых контактах, и если напряжение не ниже 3,0-3,2В на параллель, просто зарядить батарею и наслаждаться ездой на любимом электросамокате.
Осень и весна ассоциируются с дождями и лужами, а в отношении к самокату с попаданием влаги внутрь деки и далее, возможно и внутрь батареи, что медленно, но верно, будет убивать ее коррозией и окислением. А если батарею с водой внутри оставить на хранение на зиму, лед практически точно что-то повредит, и если батарея останется рабочей, то нет никакой гарантии, что емкость и токоотдача не изменится, при этом риск возгорания вырастет.
Лето. Солнышко, жара, и так хочется ехать быстрее, что бы чувствовать прохладу! Быстрая езда, это повышенное токопотребление и, конечно же, нагрев батареи. Важно быть уверенным, что батарея не нагревается выше 60 градусов. Особенно это важно, когда производится тюнинг самоката на скорость и мощность. Мощный самокат быстрее расходует энергию, но на дворе же лето, ездить хочется больше, самокат нужно заряжать чаще, нужна быстрая зарядка. При выборе мощного зарядного устройство необходимо быть уверенным, что новое зарядное устройство подходит по напряжению к батарее, BMS без последствий может длительно пропускать его ток, а батарея его принимать без превышения определенных заводом параметров и риска перегрева.
Быстрое зарядное устройство позволит ездить чаще и дальше — появится желание увеличить емкость батареи. Как показывает практика, чаще всего батарею считают достаточно простым устройством, которое можно «прокачать» элементами купленными по дешевке на Aliexpress и «дождливым вечером, под пивко» припаять их ржавым дедушкиным паяльником к существующей батарее, или «сляпать» дополнительную батарею.
Так подходить к сборке категорически нельзя!
Дешевые элементы 18650 могут быть некондиционными, длительного хранения в разряженном состоянии и даже бывшими в употреблении, завернутыми в новую упаковку, и некачественными, в том числе без клапана, который является механическим предохранителем от возгорания, стравливающим избыточное давление при перегреве аккумулятора.
Вполне очевидно для новых элементов, что чем он дешевле и чем менее известен производитель, тем больше допуски в химическом составе и качестве механической обработки составных частей аккумулятора. В итоге, внутреннее сопротивление одинаковых элементов в составе одной партии будут отличаться. Будет различаться их нагрев, скорость разряда, саморазряд. В итоге, после сезона эксплуатации общая емкость такой батареи будет ощутимо ниже, чем в его начале, если вообще доживет до конца сезона. Аккумулятор из дорогих брендовых элементов ведет себя гораздо стабильнее и служит дольше, но и стоит дороже.
Тюнинг батареи это процесс, который должен выполняться человеком который хорошо разбирается в особенностях работы, характеристиках, условиях совместимости составляющих частей, технологии сборки, распределении тока, толщине шины, соединяющей контакты элементов и т.д. Если читатель этой статьи уверен, что он именно такой специалист — действуйте. Если однозначно так сказать не можете, лучше довериться профессионалам.
Важным элементом батареи самоката является плата BMS (Battery management system), отключающая нагрузку при отклонениях напряжения параллели от допустимых параметров, превышении рабочего тока и, реже, избыточном нагреве. Для максимально безопасной и надежной работы батареи, БМС с режимом балансировки, то есть подзарядки каждой параллели отдельно играет важную роль. Но для экономии места режима балансировки, в подавляющем большинстве BMS готовых электросамокатов нет.
BMS с действительно эффективным режимом балансировки имеют достаточно большие габариты, и разместить их в батарейном боксе электросамоката зачастую просто не где. Ранее я упомянул, что нужно избегать деформации батареи, скрытая опасность деформации состоит в том, что никелевая контактная лента от постоянных микро-изгибов может потерять надежный контакт, таким образом будет резко меняться распределение токовой нагрузки по всей батареи.
Это еще одна опасность, так как при плохом контакте в отдельном элементе часто и резко начинает сниматься высокая нагрузка, место плохого контакта будет искрить и нагреваться, что тоже в последствии может стать причиной возгорания аккумулятора. По этому, если Ваш «железный конь» вдруг внезапно стал проезжать меньше, чем проезжал буквально недавно, стоит как можно быстрее посетить специализированную мастерскую для диагностики батареи. Возможно, что одна из параллелей имеет низкое напряжение и батарея требует ручной балансировки, где-то плохой контакт, какая-либо из параллелей вышла из строя, в этом случае возникает максимальный риск возгорания, так как элемент работает как проводник с высоким сопротивлением и сильно нагревается, на столько сильно, что может перегреть и себя и рядом расположенные элементы и привести к пожару.
Если вы задаетесь вопросом от чего чаще всего происходит возгорание электросамокатов, ответить можно только обобщенно: от нарушения режима и правил эксплуатации, чаще всего это происходит несознательного. Не стоит забывать, что риску подвержены в той или иной степени все устройства, питающиеся от литиевых аккумуляторов, пример тому истории с мобильными телефонами в начале статьи. При соблюдении простых правил и имея минимальный навык, батарея элеткросамоката вполне надежное и безопасное устройство.
Соблюдение правил изложенных в этой статье не может на 100% обезопасить вас от пожара, но их соблюдение снизит риск возгорания до минимума.
Желаем вам приятных поездок и ровных дорог:)
Данная статья написана на основе собственного многолетнего опыта общения автора с литиевыми аккумуляторами.
Загорелся гироскутер или электросамокат: что делать?
Зачастую пожары в квартирах происходят из-за халатности и невнимательности жильцов. Оставил спички или зажигалку на видном месте — ребенок взял поиграть. или вовремя не починили электропроводку.
Но знали ли вы, что не меньшую опасность представляют собой всеми любимые и очень модные гаджеты — электросамокаты и гироскутеры? Как думаете, что самое пожароопасное в самокатах и гироскутерах?
Следовательно, важно понимать, что делать с горящим аккумулятором, а они, как правило, литий-ионные, а это значит, что своими силами, если они загорелись, их уже не потушишь ничем.
Так что же в итоге делать, если пожар все-таки случился?
Вам необходимо срочно позвонить в службу «101» и вызвать пожарных.
Постарайтесь вытолкать устройство в коридор и накрыть сразу же противопожарным полотном, которое должно быть дома после покупки гаджета. Как вариант – предварительно ослабив пламя углекислотным огнетушителем.
Отойдите на безопасное расстояние и, если есть огнетушитель, стойте наготове – вдруг пламя перекинется на какой-либо предмет, тогда огонь можно быстро ликвидировать.
И самое главное! Если вы не успели предпринять какие-либо действия в первую минуту, и начался пожар – немедленно эвакуируйтесь, соблюдая все правила пожарной безопасности!
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Стоял и вдруг взорвался. Почему загораются электросамокаты и как этого не допустить?
В Магнитогорске у одного из жителей взорвался и полыхнул самокат. Такая ситуация может произойти и с гироскутером. Как не допустить взрыва техники – узнавал у эксперта “МР-инфо”.
У магнитогорца электросамокат едва не спалил дом. Он стоял на улице и совершенно неожиданно взорвался. Событием мужчина поделился в социальных сетях:
Читайтетакже
L-BAND, новогодние чудеса и не только. Афиша мероприятий в Магнитогорске на 25 и 26 декабря
Шла к трамваю. Пенсионерка попала под колёса автомобиля в Магнитогорске
“Взорвался и загорелся электросамокат, вследствие чего чуть не сгорел дом. Просто страшно представить, если бы это случилось ночью, когда он стоит в гараже… Или когда бы на нем кто-нибудь ехал… Компания на этот инцидент сказала, что он уже не на гарантии… Я, конечно, извиняюсь, но их самокат мог взорваться в доме, когда мы спали, какой ещё гарантийный случай?! Может, кто подскажет? P.s: Будьте осторожны при покупке электросамокатов!”
Оказалось, что комментаторы с вопросом знакомы, они подсказали много чего полезного и отметили: самокат, вообще-то, был в прокате, о чём автор умолчал.
“Неизвестно, как им пользовались. Одно слово “прокат” уже говорит, что самокат использовали и в дождь, и грязь, что противопоказано для электроники”.
“Что вы все ( владельцы самокатов) знаете о их правильной эксплуатации? Просто задайте себе вопрос, читали вы инструкцию и вообще хоть что-то знаете о современных элементах питания? Поставят на зарядку на три дня или высаживают их в ноль…”
“Вы могли перегреть аккумуляторы на солнце, вследствие чего и произошло разрушение защитной оболочки и возгорание, возможен брак одного из элементов аккумуляторной сборки”.
Впрочем, возможно, многое зависит и от марки. Именно поэтому нужно внимательно читать отзывы прежде, чем покупать технику.
Но часто владельцы и в самом деле не знают, что нужно учитывать целый ряд правил при обращении с самокатом, чтобы он неожиданно не полыхнул. Справедливо это и по отношению к гироскутерам, с которыми тоже такое бывает нередко. О мерах предосторожности корреспондент “МР-инфо” узнал у мастера одного из сервисных центров.
Возможные причины возгорания
Иногда причиной опасной поломки становится выход из строя аккумулятора. Что именно может произойти?
Во-первых, может выйти из строя аккумуляторная батарея.
“В китайских самокатах – большое количество аккумуляторных батарей, – пояснил эксперт сервисного центра. – Аккумулятор состоит из большого количества ячеек, очень часто бывает, что какая-то из ячеек выходит из строя из-за перегрева”.
Тогда возможно следующее развитие событий: аккумулятор перегреется. Важный момент – датчиков температуры, как в ноутбуках и телефонах, в самокатах нет. И поэтому даже при перегреве техника продолжит заряжаться, BMS не отключится. Именно поэтому гироскутеры и самокаты считаются достаточно опасными. В аккумуляторе не сработает клапан (такой имеется в любом аккумуляторе), при замыкании и увеличении давления в аккумуляторе клапан взрывается и выпускает воздух.
Также из строя может выйти плата BMS – это внутренний контроллер каждой ячейки, которая определяет уровень заряда. Но чаще всё же выходит из строя аккумулятор – примерно в 90% случаях.
Ещё одна возможная причина – попадание влаги. Это – одна из худших вещей, которая может произойти с техникой, сообщил мастер.
“Современная техника работает на элементах, которая выделяет высокую частоту, она уничтожает всё на своём пути. Если в телефон попала влага, менее чем через час от платы практически ничего не остаётся, если она под напряжением. Аккумуляторы просто растворятся, также может литий воспламениться – он очень взрывоопасен именно во влажной среде”.
Причина выхода из строя аккумуляторов
Основных – несколько. Окончание эксплуатационного срока, деформация, некачественный аккумулятор. А также неправильная эксплуатация.
Как не допустить возгорания?
Для начала, следует ознакомиться с инструкцией и следовать правилам эксплуатации.
Кататься на электросамокате нужно не в любых условиях – а по сухой и ровной дороге, не по жаре и не по холоду. Влажная среда приведёт к попаданию влаги. Езда по неровной дороге, с прыжками – приведёт к деформации аккумулятора, не подвергайте своё средство передвижения высоким нагрузкам. Жара приведёт к перегреву.
Правильно заряжайте аккумулятор. Литий-ионный аккумулятор и литий-полимерный аккумулятор следует держать в пределах 10-20% – и 80-85% заряда. Выше или ниже этих значений нельзя заряжать и разряжать. Впрочем, это не всегда возможно, поэтому ситуацию спасают контроллеры.
Аккумулятор может выйти из строя, если его оставить на зиму без внимания.
“Люди покатались летом, самокат поставили куда-нибудь в дальний угол, соответственно за зиму аккумулятор теряет напряжение, садится. После зимы владелец ставит на зарядку аккумулятор, а там уже имеются неисправные ячейки. Эти ячейки в лучшем случае не работают, и аккумулятор не зарядится. В худшем – воспламенится”, – пояснил эксперт.
Поэтому нужно периодически заряжать самокат. Следует раз в 2 недели или раз в месяц проверять заряд. Если он высадился – аккумулятор надо подзарядить.
Также очень важно контролировать процесс – заряжать самокат только на открытой местности и подальше от воспламеняющихся предметов. Необходимо, чтобы всё это происходило под присмотром, ни в коем случае не оставляйте технику на зарядке на ночь. Обращайте внимание, если самокат нагрелся или началось задымление.
Юлия ЗАХАРОВА
Фото Группа «ВКонтакте» «Чёрное&Белое Магнитогорск»
Загорелся гироскутер или электросамокат: что делать?
Зачастую пожары в квартирах происходят из-за халатности и невнимательности жильцов. Оставил спички или зажигалку на видном месте — ребенок взял поиграть. или вовремя не починили электропроводку.
Но знали ли вы, что не меньшую опасность представляют собой всеми любимые и очень модные гаджеты — электросамокаты и гироскутеры? Как думаете, что самое пожароопасное в самокатах и гироскутерах?
Следовательно, важно понимать, что делать с горящим аккумулятором, а они, как правило, литий-ионные, а это значит, что своими силами, если они загорелись, их уже не потушишь ничем.
Так что же в итоге делать, если пожар все-таки случился?
Вам необходимо срочно позвонить в службу «101» и вызвать пожарных.
Постарайтесь вытолкать устройство в коридор и накрыть сразу же противопожарным полотном, которое должно быть дома после покупки гаджета. Как вариант – предварительно ослабив пламя углекислотным огнетушителем.
Отойдите на безопасное расстояние и, если есть огнетушитель, стойте наготове – вдруг пламя перекинется на какой-либо предмет, тогда огонь можно быстро ликвидировать.
И самое главное! Если вы не успели предпринять какие-либо действия в первую минуту, и начался пожар – немедленно эвакуируйтесь, соблюдая все правила пожарной безопасности!
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Тема: Загорелся гироскутер или электросамокат: что делать?
Зачастую пожары в квартирах происходят из-за халатности и невнимательности жильцов. Оставил спички или зажигалку на видном месте — ребенок взял поиграть. или вовремя не починили электропроводку.
Но знали ли вы, что не меньшую опасность представляют собой всеми любимые и очень модные гаджеты — электросамокаты и гироскутеры? Как думаете, что самое пожароопасное в самокатах и гироскутерах?
Следовательно, важно понимать, что делать с горящим аккумулятором, а они, как правило, литий-ионные, а это значит, что своими силами, если они загорелись, их уже не потушишь ничем.
Так что же в итоге делать, если пожар все-таки случился?
Вам необходимо срочно позвонить в службу «101» и вызвать пожарных.
Постарайтесь вытолкать устройство в коридор и накрыть сразу же противопожарным полотном, которое должно быть дома после покупки гаджета. Как вариант – предварительно ослабив пламя углекислотным огнетушителем.
Отойдите на безопасное расстояние и, если есть огнетушитель, стойте наготове – вдруг пламя перекинется на какой-либо предмет, тогда огонь можно быстро ликвидировать.
И самое главное! Если вы не успели предпринять какие-либо действия в первую минуту, и начался пожар – немедленно эвакуируйтесь, соблюдая все правила пожарной безопасности!
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter