Если вы открыли заднюю крышку камеры до окончания перемотки пленки, свет попадет на пленку, и она окажется засвеченной. Засветка ведет к потемнению, обесцвечиванию, появлению полос и даже к полному уничтожению отснятых изображений. Вряд ли вам удастся их исправить.
Засветка почти полностью уничтожает последние снимки. Но если вы быстро закроете заднюю крышку камеры, часть изображений, отснятых раньше, все же можно будет спасти. Они могут оказаться неиспорченными, потому что на пленку не попал свет до проявки или пленка плотно наматывалась на приемную катушку во время съемок, а потому верхний слой или слои пленки защитили нижние. Если же задняя крышка камеры останется открытой дольше, дефектов на пленке будет больше. Чем ярче свет, тем значительнее дефекты. Трудно сказать, насколько существенны дефекты, пока пленка не будет проявлена. В фотолаборатории не печатают слишком засвеченные кадры, поэтому они ничего не будут стоить.
Если камера была открыта на середине рулончика, то пленка, которую вы еще не использовали, защищена кассетой и, за исключением одного-двух кадров, может оказаться незасве-ченной. В действительности после того, как вы снова закроете заднюю крышку, камера может решить, что вы зарядили новую катушку, и продвинуть пленку на кадр, который она посчитает первым; этого будет достаточно, чтобы достичь незасвеченной части пленки. Однако лучше перестраховаться и продвинуть пленку еще на несколько кадров. Теперь можно продолжать съемку. (Это в том случае, если вы не настолько волнуетесь о состоянии пленки, чтобы немедленно перемотать ее и сдать в проявку!) Не забудьте, что счетчик кадров после открытия и закрытия задней крышки вновь устанавливается на 0; хотя вы и можете помнить, сколько кадров было сделано, все же точно знать, когда пленка закончится, вы не сможете.
Как ни странно, модели 35-миллиметровых камер с обратным порядком счета кадров, в отличие от моделей с прямым порядком счета, требуют предварительной перемотки пленки. Предварительная перемотка предполагает, что сразу после зарядки кассеты и закрытия задней крышки камеры эти модели продвигают пленку до последнего кадра. В течение некоторого времени можно слышать, как работают устройства, и видеть, как растет число кадров на счетчике кадров. После каждого снимка эти устройства наматывают пленку обратно в кассету, один кадр за раз. (Процесс обратной перемотки практически отсутствует, поскольку в конце катушки остается лишь несколько дюймов пленки!)
Смысл предварительной перемотки прост: если вы случайно откроете камеру на середине катушки или если вы уроните камеру и защелка ее задней крышки откроется, отснятые кадры окажутся в кассете. В камерах с предварительной перемоткой засветится только та часть пленки, которая находится вне кассеты и на которой еще нет снимков.
Поэтому, если у вас камера с предварительной перемоткой пленки и задняя крышка камеры случайно открылась посреди рулончика, закройте крышку и перемотайте пленку. (Ознакомьтесь в разделе «Перемотка пленки», приведенном дальше в этой главе, с инструкциями по перемотке пленки с середины.) Не делайте больше снимков, иначе вы сфотографируете на засвеченную часть пленки и, вероятнее всего, кадры не получатся. Если вы закрыли камеру очень быстро, у вас может получиться несколько хороших кадров поближе к концу рулончика, но есть ли в этом смысл? В фотолаборатории не печатают не отснятые кадры и уж тем более не печатают засвеченные негативы. Короче, вы получаете пленку низкого качества.
Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество». Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.
Поиск:
Найдено: 32 сообщения
Показаны: с 1 по 20
Стр.: 1 2 »»
alexeybell автор темы сообщений: 20 в Клубе: 4271 день
14.07.2015 12:59:17 | Частичный засвет пленки. Можно ли спасти ее?
Здравствуйте, ребята! У меня произошла следующая ситуация.
Я взял пленку Kodak Color Plus 200 Iso + Zenit. Отснял все кадры, делаю перемотку, чтобы она вернулась в катушку. Открываю заднюю крышку фотика и вижу, что вместо того, чтобы быть в катушке внутри, пленка намотана на правую часть, а сама оторвалась от катушки. Я моментально закрыл заднюю крышку. Дело было в тени в палатке.
Ночью я достал в темноте пленку из фотика, скрутил ее и положил в темное место.
Теперь я хочу узнать: я засветил всю пленку, что была внутри фотика? Или может только верхние слои? Всё-таки она была намотана друг на друга.
Где можно проявить эту цветную пленку без катушки? Есть ли центры или мастера в Москве кто это делает? Мне очень дороги эти кадры, и хотелось бы попробовать всё возможное, чтобы спасти материал!
Что вы можете посоветовать?
Attar сообщений: 5546 фотографий: 1 в Клубе: 6186 дней WWW
14.07.2015 13:18:57 | Re[alexeybell]:
alexeybell писал(а):
Здравствуйте, ребята! У меня произошла следующая ситуация.
Я взял пленку Kodak Color Plus 200 Iso + Zenit. Отснял все кадры, делаю перемотку, чтобы она вернулась в катушку. Открываю заднюю крышку фотика и вижу, что вместо того, чтобы быть в катушке внутри, пленка намотана на правую часть, а сама оторвалась от катушки. Я моментально закрыл заднюю крышку. Дело было в тени в палатке.
Ночью я достал в темноте пленку из фотика, скрутил ее и положил в темное место.
Теперь я хочу узнать: я засветил всю пленку, что была внутри фотика? Или может только верхние слои? Всё-таки она была намотана друг на друга.
Где можно проявить эту цветную пленку без катушки? Есть ли центры или мастера в Москве кто это делает? Мне очень дороги эти кадры, и хотелось бы попробовать всё возможное, чтобы спасти материал!
Что вы можете посоветовать?
картинки смотреть здесь http://jattar.livejournal.com/
alexeybell автор темы сообщений: 20 в Клубе: 4271 день
14.07.2015 13:23:47 | Re[Attar]:
[quot] [quot]а чего тут советовать. отдать в лабу пустть проявят и там видно будет.[/quot]
А какую лабу? Обычные, которые как ларьки в ТЦ стоят, или в профессиональную какую-нибудь? У меня просто было подозрение, что там работают люди, за которых всё делает машина) В какую лабу можно отдать это?
Я из Москвы.
Исправлено alexeybell 14.07.2015 13:24:40
AP
сообщений: 8537 фотографий: 100 в Клубе: 6554 дня
14.07.2015 13:28:51 | Re[alexeybell]:
—я засветил всю пленку, что была внутри фотика? Возможно, что не всю а только последние 10-12 кадров
—Где можно проявить эту цветную пленку без катушки? В минилабе, где есть быстрая проявка и печать типа 30-60′. Пленку надо поместить в светонепроницаемый контейнер(встречаются такие баночки из черной пластмассы или замотать во много слоев фольги) донести до минилаба и когда будете делать заказ либо у приемщика(цы) попросить крупно и несколько раз красным написать, что ОСТОРОЖНО пленка БЕЗ КАССЕТЫ. Либо попросить поговорить непосредственно с оператором-проявщиком.
На днях в той же fotolab.ru я без проблем получил десяток использованных кассет с торчащим кончиком для подклейки.
AP
сообщений: 8537 фотографий: 100 в Клубе: 6554 дня
14.07.2015 14:48:52 | Re[Празеодима & Max86]:
—у меня тыщу раз такое было с зенитом т.к. очень тугая перемотка. А в ремонт(чистку) камеру отдавать не пробовали?
— В этом плане какая-нибудь «Смена-2» лучше, т.к. можно организовать ход плёнки при съёмке из одной катушки в другую и при случайном открытии крышки засвечивается только один кадр.
И при зарядке, и в конце пленки при взводе затвора надо всегда контролировать вращение катушки обратной перемотки. Это залог от таких траблов. Вы всегда заметите неправильное поведение пленки в фотоаппарате и в этом случае открывать камеру следует в рукаве или под одеялом(курткой) в общем в темноте.
Если кто-то считает, что пленка в кассете намотана неплотно и поэтому есть люфт в натяжении, то эта никакая не проблема. Все люфты легко выбираются натяжением пленки с помощью катушки обратной перемотки.
—у меня тыщу раз такое было с зенитом т.к. очень тугая перемотка. А в ремонт(чистку) камеру отдавать не пробовали?
пробовала одному здешнему умельцу спасибо ему, теперь у меня нет проблем ни с перемоткой, ни каких-либо еще
Мне нужны РЦ-53 и цветной негатив выше iso 400. СПб. Вдруг у Вас это есть.
Празеодима сообщений: 1925 фотографий: 3 в Клубе: 3460 дней СПб Мск
14.07.2015 17:07:56 | Re[Max86]:
Первое)
Мне нужны РЦ-53 и цветной негатив выше iso 400. СПб. Вдруг у Вас это есть.
Игорь Кирилычев сообщений: 3634 фотографий: 5 в Клубе: 5848 дней гМосква
14.07.2015 19:12:47 | Re[Празеодима]:
Празеодима писал(а):
«Умелец» выкинул Зенит на помойку?
С уважением, Игорь.
Игорь Кирилычев сообщений: 3634 фотографий: 5 в Клубе: 5848 дней гМосква
14.07.2015 19:22:57 | Re[alexeybell]:
[quot]
[quot]а чего тут советовать. отдать в лабу пустть проявят и там видно будет.[/quot]
А какую лабу? Обычные, которые как ларьки в ТЦ стоят, или в профессиональную какую-нибудь? У меня просто было подозрение, что там работают люди, за которых всё делает машина) В какую лабу можно отдать это?
Внимание, пост обновляется. Последнее обновление: 31 мая 2021
Специфика работы с аналоговыми материалами заставляет быть предельно внимательным ко всем стадиям: съёмка, проявка, печать. Очень много чего может пойти не так. Иногда, это приводит к интересным результатам, но, чаще всего, хочется получить картинку максимального качества, без дефектов. В этом посте я расскажу о частых проблемах, возникающих на этапе проявки, и предлагаю решения.
Меня зовут Тимур Хадеев, я фотограф, снимаю на плёнку и на цифру. Подписывайтесь на меня в инстаграме тут и тут. Если у вас есть вопросы — пишите
Содержание
Проблемы, которые появляются сразу после проявки
Эти проблемы видно сразу, или спустя небольшое время после того, как негативы были проявлены. Речь тут идёт о чёрно-белых плёнках. На цветных плёнках возможны те же самые проблемы, но я не рассматриваю проблемы, специфичные именно для цвета (у меня мало опыта в цвете).
Плёнка покрылась разводами
Проблема: На плёнке после сушки появились разводы — светлые продольные неравномерные прозрачные пятна, подтёки от капель воды
Причина: После промывки не была произведена обработка в смачивателе.
Решение: Использование Foma Fotonal разведённого в дистиллированной воде как последняя стадия промывки. После этой обработки плёнку не нужно дополнительно промывать, иначе смысла в обработке никакого. Смачиватель уменьшает вероятность прилипания пыли к плёнке и улучшает качество сушки (не будет разводов, либо разводы будут от самого смачивателя, которые не влияют ни на скан, ни на печать). Подробнее можно почитать здесь.
Негативы имеют розоватый оттенок
Проблема: Сильный розоватый оттенок негативов
Причина: Недостаточная промывка, неактивная промывка (бачок просто оставлен под струёй воды)
Решение: Промывать дольше и активнее. Почти все плёнки Ilford демонстрируют розоватый оттенок, если их недостаточно промыть. Обязательно нужно несколько раз потрясти бачок с плёнкой во время промывки, повращать. Если плёнки уже порезаны, то нужно зарядить просушенные отрезки в спираль бачка и заново промыть, а затем подвесить каждый отрезок, соединяя их скрепками или чем-то подобным. Если этого не сделать, через месяцы-годы могут быть проблемы с которыми уже будет почти невозможно справиться
Негативы имеют мутные жёлтые следы, равномерные, или неравномерные по всей плёнке
Проблема: Плёнка имеет жёлтоватый налёт, который мешает разглядеть негативы
Причина: Недофиксирование
Решение: Перефиксирование в свежем фиксаже. После перефиксирования, негатив становится обычным. Следить за количеством отфиксированных плёнок в одном растворе фиксажа. Делать пометки. Указывать дату замешивания фиксажа на самой бутылке. Срок жизни частично использованного фиксажа: максимум 2 месяца, после этого нужно готовить новый. Новый неиспользованный фиксаж хранится 1,5-2 месяца, в хорошо закрытой бутылке.
Негативы имеют желтоватые-серые следы на перфорации
Проблема: На перфорации выпадают непрозрачные желтовато-серые продольные пятна длинной от 0,5 см до 2 см, не заходят на область кадров
Причина: Спирали проявочного бачка загрязнены, плёнка заряжается прилипая к ним, в месте соприкосновения плёнки и спирали не происходит контакта с химией. Плёнка в этих местах не проявляется и не фиксируется. Либо плёнка была длиннее стандартных 1,65 м, т.е., было заряжено сильно больше, чем 36 кадров, плёнка начала гнуться и прилипать к спирали, к виткам, на месте, где присутствует перфорация. Дефект виден во время сушки плёнки, примерно через полчаса.
Решение: Промыть спирали бачка раствором соды, использовать ненужную зубную щетку, чтобы вычистить витки спиралей. Саму плёнку снять с сушки, в бачок для проявки залить фиксаж доверху, взять плёнку за края и осторожно погружать её в бачок, проводя по всей длинне. Делать это нужно в резиновых перчатках. Примерно 2-3 минут достаточно, следы уходят. Если спираль металлическая, мокрую плёнку можно зарядить в неё и обычным способом отфиксировать снова.
Сами эти следы ни на что не влияют, не распространяются на область кадра, судя по моей практике, но чтобы исключить их появление в будущем, лучше чистить спирали каждые 3-4 проявки.
Плёнка сильно выгибается и скручивается
Проблема: После сушки, плёнка сильно вогнута внутрь себя «лодочкой», слегка скручена вокруг своей оси
Причина: Плёнка просрочена. Чем старее плёнка, тем сильнее она скручивается во время сушки. Также, такую плёнку трудно зарядить в спираль перед проявкой. Если плёнка плохо заряжается, значит, она будет плохо сохнуть.
Решение: Сушить плёнку в слегка влажном помещении (например, в ванной комнате). Подвесить более тяжёлые грузы внизу плёнки, чем обычно (одной прищепки недостаточно). Обязательно дождаться полной сушки плёнки, недостаточно просушенная плёнка, хоть и визуально может выглядеть абсолютно сухой, после снятия с зажимов может начать скручиваться сильнее. Любая плёнка, которая была просрочена больше, чем на 2-3 года будет сохнуть выгибаясь внутрь себя, и, в отличие от свежей плёнки, она часто остаётся такой. Свежая, в итоге, выравнивается.
Причина: Плёнка плохо хранилась. Плёнка может вести себя плохо при сушке, если неотснятые ролики долго хранили при комнатной температуре.
Решение: Неотснятную плёнку храните в холодильнике, в герметичных контейнерах, либо в оригинальной упаковке, упакованной дополнительно в пластиковые зиплоки. Чёрно-белую плёнку нельзя подвергать сильным изменениям влажности и температуры. Как и с фотокамерами, не стоит заносить плёнку с мороза в тёплое помещение без какой-либо защиты, вроде сумки. Плёнка должна нагреться равномерно и постепенно. Избегайте хранения камеры при высокой температуре и влажности, или в месте, где такие условия могут установиться (не храните камеру на балконе, у радиаторов отопления, рядом с обогревателями и т.д.) Отснятую плёнку храните также в холодильнике, проявите её как можно скорее.
Исправление скрученной плёнки: сильное скручивание можно уменьшить, если смотать плёнку не эмульсией внутрь, как это обычно делается, а эмульсией наружу, в обратном к изгибу направлении. После смотки, можно зафиксировать плёнку резинкой, даже двумя, каждую нацепить с двух краёв. Важно, чтобы не было сильного давления на плёнку. Не стоит использовать вместо резинок мелкие канцелярские зажимы, они оставят следы, от которых будет невозможно избавиться. К сожалению, даже подержав рулончик такой плёнки пару дней, плёнка не станет плоской, но изгиб «лодочкой» заметно уменьшится, плёнку можно будет нормально сканировать и печатать.
Пустая плёнка после проявки
Проблема: Пустая, прозрачная плёнка, без номеров кадров по краям и без межкадровых расстояний, зарядный конец тоже пустой
Причина: Вместо проявителя, первым раствором залит фиксаж. Фиксаж смыл всё серебро, которое формирует изображение на плёнке.
Решение: Негатив спасти нельзя. Не путать растворы: чётко и ясно их помечать, что за раствор, когда он был сделан, сколько плёнок было обработано.
Проблема: Зарядный конец чёрный, номера кадров есть, но плёнка пустая
Причина: Неправильная зарядка плёнки в камеру (плёнка не зацепилась на приёмной катушке и не проматывалась каждый кадр). Также, возможно, нерабочий затвор камеры (не открывался во время нажатия на кнопку спуска)
Решение: Перед съёмкой, проверить камеру, убедиться, что плёнка зарядилась нормально. В некоторых камерах это можно понять по движению рулетки смотки фотоплёнки, по специальному индикатору на задней крышке. После зарядки плёнки, сделать пару кадров с открытой задней крышкой, чтобы убедиться, что плёнка зацепилась за приёмную катушку и двигается. Проверить затвор камеры на всех выдержках.
Проблема: Зарядный конец чёрный, номера кадров есть, плёнка пустая, но есть один чёрный кадр в начале плёнки
Причина: Механизм перемотки плёнки на следущий кадр сломан, либо плёнка заряжена неправильно (слетел кончик, крепящийся к приёмной катушке)
Решение: Проверка камеры на свету с ненужным куском плёнки, при открытой крышке. Необходимо убедиться, что камера тянет плёнку нормально. Если наблюдаются проблемы — замена или ремонт камеры
Либо пленка была заряжена неправильно, либо сломан механизм перемотки. Либо и то, и другое
Плёнка проявлена неравномерно
Проблема: Тёмная продольная полоса с одной стороны негатива (иногда с чёткой границей, иногда с градиентной) на скане, светлая на негативе
Причина: В бачке было мало проявителя. Агитация производилась вращением спирали (советский бачок), в неправильном направлении
Решение: Всегда использовать бОльшее количество проявителя, чем нужно, примерно на 20-30%. Это гарантирует полное погружение плёнки в химию, даже во время агитации. Вращать спираль осторожно, без рывков и резких остановок. Не использовать советский бачок, с ним невозможна агитация переворачиванием (которая лучше всем, кроме того, что надо переворачивать бачок, что не так удобно, как вращение спирали). Использовать хороший бачок с герметичной крышкой, агитировать переворачиванием. Если полоса сильно отличается по тону по всей плёнке, спасти можно только сохранившуюся часть плёнки.
Причина: Плёнка в бобине сильно просрочена и долго хранилась в неподходящих условиях
Решение: Съёмка на другую плёнку
Проблема: Большие по площади, хаотичные непроявленные участки по всей плёнке, прозрачные или серые.
Причина: Неправильная зарядка плёнки в спираль проявочного бачка. Плёнка слиплась при зарядке, витки прижались друг к другу из-за не попадания в бороздки спирали. Проблема самых распространённых советских односпиральных бачков.
Решение: Тренировка зарядки плёнки на свету, с ненужной плёнкой. Проверка правильной зарядки пальцами, по каждому сегменту спирали. Использование бачка зарубежного производства, со спиралями с шариками. Иногда сохраняются нормально проявленные кадры, остальную плёнку спасти нельзя.
Проблемы, связанные с дефектами на эмульсии
Эти проблемы проявляются на этапе сканирования, либо по невнимательности во время хранения негативов. Почти всегда они идут набором в виде нескольких проблем сразу. Дефекты наиболее сильно проявляются на недоэкспонированных кадрах.
«Ватное» изображение
Проблема: На скане, по всей плёнке видны слабые светлые пятна, особенно заметно на кадрах с небом и на тёмных участках, в отдельных случаях, видно по всем тонам изображения
Причина: Неправильное хранение плёнки, выпадение конденсата. Чёрно-белая плёнка чувствительна к перепадам влажности и температуры.
Решение: Избегать перепадов влажности и температуры при съёмке, не затягивать съёмку одного ролика на месяцы, снимать и проявлять как можно быстрее. Негативы исправить нельзя.
Пыль на негативах
Проблема: На сканах белые точки, хаотично расположенные по некоторым или почти по всем кадрам, на относительно большом и среднем расстоянии друг от друга
Самая распространённая проблема, вечный спутник аналогового фотографа. Полностью исключить пыль на негативах невозможно, но существенно снизить вероятность её появления реально. Обычно, проблема комплексная, и включает в себя несколько причин.
Причина: Фотокамерой очень долго не пользовались и хранили её где попало. Не была произведена чистка внутренностей камеры от пыли перед съёмкой
Решение: Перед съёмкой, продувать внутренности камеры специальной грушей. Вычистить всю пыль кисточкой.
Причина: При зарядке плёнки в проявочный бачок, в комнате было много пыли, плёнка набралась статического электричества и касалась одежды или пола
Решение: Заряжать плёнку в ванной комнате, где влажность чуть выше, чем нормальная. Стараться не допускать касания плёнки об одежду и пол.
Причина: Сушка в пыльном помещении, где есть ковры или мягкая мебель
Решение: Сушить плёнку лучше в чуть влажном помещении, где нет предметов, собирающих на себя много пыли. Ванная комната — хороший вариант.
Причина: После проявки не была произведена обработка в поверхностно активном веществе — смачивателе.
Решение: Использование Fairy или Foma Fotonal разведённые в дистиллированной воде как последняя стадия промывки. После этой обработки плёнку не нужно дополнительно промывать, иначе смысла в обработке никакого. Смачиватель уменьшает вероятность прилипания пыли к плёнке и улучшает качество сушки (не будет разводов, либо разводы будут от самого смачивателя, которые не влияют ни на скан, ни на печать). Подробнее можно почитать здесь.
Причина: Сканирование на планшетном сканере, стекло которого запылилось
Решение: Перед каждым сканированием протирать стекло сканера микрофиброй. Продувать негативы в держателе для негативов грушей.
Причина: Хранение негативов в не подходящих для этого вещах: заворачивание в обычную офисную бумагу, в пакете из фотолаборатории, в тканевые чехлы от очков, в картонных коробках и т.д.
Решение: Покупка специальных сливеров для хранения фотоплёнки, как альтернатива — создание своих сливеров из файлов для бумаг, хранение плёнки в кальке. Стараться не хранить рулоны плёнки в оригинальных баночках, они для этого не предназначены.
Причина: Плёнка набрала на себя много статического электричества и пыль липнет к ней из окружающего воздуха
Решение: Практически, решения этой проблемы сводятся к избеганию постоянного вытаскивания плёнки из полиэтиленового сливера и к смахиванию пыли кисточкой перед сканированием и печатью. Существуют специальные антистатические кисти, но они дорогие.
Полупрозрачные светлые точки, светлые кружки на эмульсии
Проблема: Дефекты в виде небольших светлых полупрозрачных точек, либо достаточно больших круглых полупрозрачных колец, чётко очерченные
Причина: Точки возникают, когда негатив подвергся сильным перепадам влажности и температуры, на эмульсию выпал конденсат
Решение: Вытащить негативы из сливера, дать влаге испариться, протереть микрофиброй. Если дефект остаётся, заново промыть наиболее пострадавшие полоски, не забывая использовать смачиватель в конце. Избегать перепадов влажности и температуры, давать негативам нагреваться постепенно. После мороза, не вытаскивать негатив сразу для печати, а подождать, пока сумка нагреется сама, в течение 1-1,5 часа.
Причина: Пузырьки воздуха, которые осели на эмульсии, когда плёнка проявлялась в бачке
Решение: После полной заливки проявителя в бачок, начинать агитацию сразу же.
Причина: Тиосульфат натрия в фиксаже был растворён не полностью. Кристаллы фиксажа соприкасались с эмульсией. Капли фиксажа попали на плёнку до проявителя.
Решение: Во время приготовления фиксажа, растворение тиосульфата производить в тёплой воде (происходит реакция, охлаждающая воду), в холодной воде тиосульфат растворяется хуже, может остаться осадкок. Тщательно растворять тиосульфат, избегая осадка. Если осадок всё же остался, отфильтровать раствор.
Чёрные точки, полоски на негативе
Проблема: Чёрные точки, либо продольные нитеобразные или похожие на царапины тёмные чёрточки на негативе
Причина: Технический мусор и царапины эмульсии на самой фотоплёнке. Вероятная съёмка на плёнки технического назначения (Тип-25, Тип-42Л, тип-17, МЗ-3, Микрат-300, Микрат-Н и т.д.)
Технические плёнки — плёнки, предназаченные для разного рода специфических задач, не связанных с обычной любительской фотографией: аэрофотоплёнка, копирование чертежей, плёнка для рентгена и т.д.
Решение: Цифровая ретушь сканов негативов и аналоговая ретушь на отпечатках. Использование фотоплёнок, предназначенных для обычной фотосъёмки. Понимание того, что снимая на технические плёнки, вероятность появления мусора на плёнке сильно выше.
Причина: В камеру, в шахту объектива попал волосок, либо осыпавшийся нитеобразный остаток от деградировавшего светоизоляционного материала камеры, который даёт тень на плёнку.
Решение: Чистка камеры, замена светоизоляционного материала
Крупные и/или мелкие белые частицы
Проблема: Редкие, или умеренно распространённые крупные белые частицы по всей плёнке, либо множество мелких сгруппированных белых точек, сконцентрированных в разных областях плёнки, часто, на кадрах, которые были внизу плёнки во время сушки
Причина: Растворы для проявки были сделаны не на дистилляте
Решение: Использовать для приготовления химии (проявителя, стопа и фиксажа) дистиллированную воду. Купить её можно, например, в магазине Ашан, либо на заправках, в канистрах по 5 литров.
Неровные короткие царапины в случайных местах плёнки
Проблема: Небольшие по размеру царапины случайной формы
Причина: При зарядке плёнки в спираль проявочного бачка она была поцарапана ногтями, либо заусенцами, либо одеждой, либо окружающими предметами
Решение: Подстригать ногти очень коротко, использовать резиновые перчатки, стараться не задевать плёнкой свою одежду, носить одежду без металлических застёжек и любых острых предметов, не касаться плёнкой других предметов в темноте
Небольшие белые волоски, либо нитеобразные чёрточки в виде дуги
Проблема: Волоски на кадрах, мелкие частицы одежды, случайно осевшие на плёнку во время сушки, сканирования или печати
Причина: Обработка плёнки в пыльном помещении, неправильное хранение плёнки
Решение: Обработка и хранение плёнки в подходящих условиях (см. выше), чистка негативов перед печатью и сканом микрофиброй, кисточкой, сжатым воздухом, грушей
Потемнения и посветления полосами на одном крае кадра
Проблема: Расположенные перпендикулярно длинной стороне плёнки, связанные с перфорацией тёмные и светлые следы, идущие внутрь кадра
Причина: Так называемый bromide drag — проявитель в местах большего потемнения обогатился бромидом, который оседает на дно бачка и затормаживает проявление. Появляется при проявке стэндом (stand development) в проявителях вроде родинала, в течение долгого времени (больше 45 минут) без агитации
Решение: Агитировать бачок минимум один раз в полчаса
Причина: Засветка плёнки из-за деградировавшего светоизоляционного материала на задней крышке фотокамеры
Решение: Замена светоизоляционного материала
Морщинистый эмульсионный слой
Проблема: Сетка на негативе, похожая на облупившуюся краску
Причина: Произошла ретикуляция эмульсии из-за разности температур растворов и промывочной воды, либо проявитель был сильно щелочной
Решение: Стараться держать температуру всех растворов одинаковой, промывать плёнку водой той же температуры, что и растворы (+/- 5°С). Негативы исправить нельзя
Продольные белые линии
Проблема: Продольные белые разной толщины линии, идущие от края плёнки к краю (на скане — белые, на негативе — чёрные)
Причина: Результат электрических разрядов, которые возникают при зарядке очень старых рассохшихся плёнок в проявочный бачок. Эффект при случайных разрядах статического электричества, которые возникают на шерстяной и синтетической одежде при зарядке плёнки, а также при намотке очень старых просроченных плёнок в кассеты.
Решение: При зарядке рассохшихся плёнок, вскрывать кассету очень медленно и осторожно разворачивать плёнку в темноте, никаких резких движений. Не одеваться в свитеры и прочую одежду, которая искрит статикой в темноте. При смотке старой просрочки с бобины, делать это медленно.
Белые всполохи
Проблема: Большие белые всполохи на сканах (чёрные на негативе), закрывающие часть кадров
Причина: В камеру попал свет. Проникание света через неплотно закрытую заднюю крышку. Случайное открытие задней крышки камеры.
Решение: Проверить камеру, возможно, осыпался светоизоляционный поролон по краям крышки. Заменить при необходимости. Проверить замок задней крышки, иногда он очень слабый и открывается при малейшем усилии. Быть аккуратнее с ней.
Большие белые пятна, закрывающие отдельные кадры
Проблема: Белые пятна, закрывающие часть кадра
Причина: Объектив фотоаппарата был перекрыт пальцем при съёмке со вспышкой
Решение: Избегать попадания пальцев в область объектива
Аналогичные, но тёмные пятна могут возникнуть, если вспышки не было
Отпечатки пальцев на негативах
Проблема: большие чётко очерченные отпечатки пальцев, с белыми контурами
Причина: При зарядке плёнки в проявочный бачок, пальцы часто касались поверхности плёнки
Решение: Пользоваться перчатками при зарядке
Причина: Неаккуратное обращение с негативами на этапе сканирования, либо печати
Решение: Брать негативы руками можно только за края, следует избегать касаний области кадров. В некоторых видео на YouTube люди держат негативы пальцами за область кадров и не видят в этом ничего плохого — не делайте так.
Избавиться от отпечатков можно протерев негативы микрофиброй, смоченной спиртом. Старые и не убирающиеся предыдущим способом отпечатки пальцев можно попытаться убрать замочив негатив в течение одного часа в нашатырном спирте.
Эта информация требует проверки. Используйте эти методы на свой страх и риск. Не используйте эти способы для слайдов, их красители могут такого не выдержать.
Тонкие продольные линии
Проблема: тонкие продольные линии по всей длинне плёнки, часто их несколько
Причина: Плёнка была поцарапана кассете
Решение: Если использовалась многоразовая катушка — почистить бархотку, почистить кассету от пыли изнутри. Либо замена катушки на другую. Если катушка была заводская — bad luck. Либо дело не в катушке.
Причина: Что-то царапает плёнку внутри камеры. Очень частая проблема в камерах «Зенит». Либо прижимной столик, либо какие-то части протяжного механизма.
Решение: Смена камеры на другую. Не на другой «Зенит». Замена прижимного столика.
Причина: Во время сушки было произведено снятие капель воды протягиванием плёнки между двумя салфетками, кусочками микрофибры, или ваты. Случайная пылинка на этих вещах поцарапала негатив
Решение: Снимать капли таким образом можно только со стороны подложки. Эмульсию трогать нельзя. Чтобы избавиться от подтёков от капель воды, нужно использовать финальную промывку в дистилляте, либо обработку в смачивателе, который сделан на дистилляте. Подробнее можно почитать здесь.
Кольца Ньютона на сканах
Проблема: Абстрактного вида вытянутые вдоль кадра дефекты, чаще всего по центру кадра
Причина: Дефекты проявляются при сканировании на сканерах со специальными рамками — Epson V330, V550, V700 и т.д. Плёнка выгнулась «лодочкой» и плохо залезла в рамку. Выгибается плёнка таким образом либо из-за того, что она просрочена (см. выше), либо из-за сушки в помещении с сильно низкой влажностью.
Решение: Попробовать отсканить плёнку другой стороной. Иногда это помогает. Но тогда кольца могут образоваться по краям плёнки. Поэтому, лучше попытаться выравнять всю плёнку. Если плёнка ещё не до конца разрезана на куски по 6 кадров, оставшуюся часть зарядить на спираль фотобачка, размочить в течение 10 минут, слить воду, залить раствор Foma Fotonal, покрутить спираль 30 секунд, далее подвесить сушиться в ванной комнате, где предварительно подержать горячую воду, чтобы образовался пар. Сушить несколько часов. После сушки снять и смотать в обратную сторону, эмульсией наружу. Зажать обычными канцелярскими резинками по краям, чтобы она не разматывалась. Следить, чтобы давление не было слишком сильным. Держать так сутки. Плёнка станет чуть более ровной, кольца Ньютона пропадут. Отдельные нарезанные полоски по 5-6 кадров положить под пресс на несколько суток. Либо размочить, просушить и смотать в обратную сторону, и также закрепить резинками.
Предотвратить такое можно, если при сушке плёнки подвешивать более тяжёлые грузы, не одну прищепку, а три-четыре. И сушить дольше, чем обычно (оставить на всю ночь). Такие проблемы нечасто возникают со свежей плёнкой, поэтому, лучше снимать не на просрочку.
Чёрные точки со следами
Проблема: Чёрные или тёмные точки, наиболее заметны на ровных тональных участнках кадра, имеют горизонтальные «реактивные» следы слева и справа, похожие на углубления
Причина: Эмульсия была полита на заводе некачественно. Исходные материалы подложки плёнки были низкого качества. Дефекты проявляются на технических плёнках: Тасма Тип-42Л, Тип-25Л и похожие.
Технические плёнки — плёнки, предназаченные для разного рода специфических задач, не связанных с обычной любительской фотографией: аэрофотоплёнка, копирование чертежей, плёнка для рентгена и т.д.
Решение: Цифровая и аналоговая ретушь. Съёмка на более дорогие, но более качественные материалы, предназначенные специально для любительской и профессиональной фотосъёмки.
Следы от перфорации на кадрах
Проблема: По краям кадров проявилась перфорация плёнки
Причина: В спираль проявочного бачка была заряжена слишком длинная плёнка (больше 36-38 кадров), например, при намотке плёнки с бобины. Витки плёнки сошли с бородзок спирали и наложились друг на друга
Решение: При намотке плёнки с бобины в темноте, замерять длинну отрезанного куска размахом рук, предвратиельно замерив сам размах и сделав соответствующие коррекции. Длинну плёнки для разного количества кадров можно посмотреть тут
Заключение
Несмотря на то, что разного рода дефекты после проявки плёнки присутсвуют почти всегда, многие из них можно либо уменьшить, либо исключить, внимательно отнесясь к самому процессу. Одни проблемы, такие как пыль, всегда будут присутствовать в аналоговом процессе, другие, например, разводы от воды после сушки, можно легко предотвратить. Многое зависит от вашего конкретного воркфлоу — как и в каких условиях вы проявляете. Важно исключить как можно больше проблем, чтобы получились негативы высокого качества. Добавить «аналоговости» в виде царапин и пыли всегда можно, если это вдруг необходимо, а вот избавиться от них уже гораздо сложнее. Нужно всегда стремиться к лучшим результатам. Но и сильно расстраиваться из-за дефектов не стоит. При постоянной практике набирается нужный опыт, который позволит делать хорошие снимки.
Спасибо за чтение, надеюсь, этот пост был полезен.