если заяц перебежал дорогу перед машиной к чему это
В древности зайца считали «вещуном». Больше всего удивляла предков его способность заблаговременно менять цвет шубки. Казалось, зверек точно знает, когда выпадет первый снег. В общем, верьте примете: если погожим осенним днем вам перебежал дорогу белый заяц — зима наступит раньше обычного.
Примета — заяц на дороге
Неожиданная встреча с ушастым зверем в неподходящем для этого месте добра не сулит. В основе такой убежденности лежит древнее суеверие: заячьи шубки накидывают злые колдуны, если хотят быстро и незаметно преодолевать большие расстояния. Понятно, что ничего хорошего от «свидания» с оборотнем ждать не приходится.
Незадолго до нападения на Россию император Наполеон самолично решил осмотреть местность первого грядущего сражения. И все шло прекрасно, пока из кустов не выскочил заяц — прямо под копыта императорского коня. Жеребец шарахнулся в сторону и сбросил наездника. Очевидцы писали, что после этого случая Наполеона долго терзали сомнения, он даже советовался с предсказателями и астрологами. Последние заверили императора, что верить плохой примете не следует! В итоге Бонапарт начал войну, в которой потерпел сокрушительное поражение.
Если заяц перескочил через дорогу
В прошлом многие известные люди свято верили в примету о том, что видеть зайца на дороге — к большим проблемам. Пушкин, в частности, всегда следовал правилу: перебежал путь русак — следует вернуться домой, запрячь свежих коней в повозку и только после этого отправляться по своим делам.
Современные провидцы уверяют: если перебежал заяц дорогу перед машиной, путешествие в лучшем случае принесет разочарование. А то и вовсе закончится катастрофой. Правда, имеется несколько хитростей, помогающих избежать неприятных последствий:
Если заяц бежит навстречу
Предположим, что ушастый вестник, повстречавшись человеку, вовсе не горит желанием спастись бегством, а прыгает навстречу. Примета предупреждает: довелось увидеть на дороге такого «отважного» зайца — немедленно узнайте, все ли в порядке с близкими. Не исключено, что прямо сейчас кому-то нужна экстренная помощь.
Сбили зайца на машине — примета
Заяц, который перебегает дорогу автомобилю, вполне может оказаться под колесами. К сожалению, такая примета не сулит ничего хорошего водителю. Зайца сбить — много лет удачи не видать. Если ушастого нельзя спасти, его не следует оставлять на растерзание собакам и хищным птицам, лучше закопать в землю и мысленно попросить прощения.
Даже в ночных видениях подобное происшествие предвещает беду. Большинство толкователей сходится на том, что мертвый заяц снится к болезни спящего или его любимых людей.
Увидеть живого зайца наяву в день свадьбы
Сбить зайца плохо, но и дорогу ему уступить — не слишком хорошо. Особенно тяжкие последствия приметы сулят молодоженам, которые повстречали пушистика по пути в церковь (ну, или в ЗАГС). Если заяц перебежал дорогу машине, в которой едут жених и невеста, проблем не избежать: либо семья вскоре распадется, либо жизнь супругов будет нерадостной и несчастливой.
Приметы про зайца во дворе
Пушистый дикарь осторожен, без нужды он не заходит на обжитую человеком территорию. Но жителям сельской местности иногда случается видеть зайца в своем огороде или во дворе. Примета уверяет: если в доме имеется незамужняя девушка или парень-холостяк, вскоре они встретят свою половинку и сыграют свадьбу.
Косой, который мечется по деревне из конца в конец, предупреждает о большом пожаре. Если он решит спрятаться в саду, хозяевам именно этой усадьбы беда не грозит. Зато во дворе человека больного или пожилого ушастый гость может стать вестником смерти.
Примета — встретить зайца в лесу
Казалось бы, видеть зайца в лесу— вещь вполне естественная. Но даже в этой ситуации ушастый способен напугать суеверного человека своим появлением:
Даже обычная тропка заячьих следов является негативным знаком — придется немало поплутать по лесу, чтобы найти обратную дорогу.
Увидеть зайца на кладбище — к чему это?
Почему бы ушастым не забрести на погост, если там тихо, нет собак и растет сочная трава? Но и на этот счет имеется особая примета: заяц, который пробежал по могилке, может быть душой усопшего, сумевшей на время вернуться в мир живых. Не надо кричать или пытаться догнать косого. Лучше всего просто не привлекать к себе внимания.
Заяц перебежал мне дорогу. Бабушка сказала, что это предупреждение
Народных примет существует множество. Вот одна из них связана с зайцем, который может перебежать дорогу. Ведь, как известно, еще издавна люди наделяли мир природы и лесных обитателей сверхъестественными силами. Например, есть примета о том, что может случиться, если вдруг неожиданно дорогу перебежит заяц.
Связь животного с человеком
В повседневной жизни человека постоянно происходят какие-то события, и часто народ предполагал некую связь поведения животных с жизнью человека. Чаще всего народные приметы касались тех животных, которые приручались человеком или даже жили с ним. И лишь только потом уже приметы стали касаться и лесных жителей.
Основные примеры
Если человеку неожиданно перебежит дорогу заяц, то существует ряд примет, которые будут связаны с таким явлением. Как известно, встреча с таким животным может обещать как быструю удачу человеку, так и, наоборот, полное невезение в делах. Чтобы лучше понимать, что же обещает такая встреча, следует знать хорошо приметы.
Прежде всего, встретившись с зайцем в лесу, следует рассмотреть его окрас. Если дорогу перебегает заяц белого окраса, тогда человека поджидает неудача. Если же окрас у зайца темный, тогда удача будет сопутствовать человеку во всех делах. Бывает, что дорогу перебегает косой и серого цвета, и это сулит человеку исполнение заветного желания.
Плохой приметой считается и встреча на дороге с зайцем свадебного кортежа, так как семейная жизнь превратиться в сплошные скандалы и конфликты, которые затем приведут к разводу. Если же с зайцем на дороге повстречается беременная женщина, то ей нужно быть осторожнее и пройти обследование.
Приметы про зайца
Приметы про зайца часто имеют негативную трактовку. Наши предки считали встречу с ушастым зверьком плохим знамением, предрекающим неприятности. Но иногда значение поверья бывает положительным. Такое событие обещает человеку счастье, удачу.
Приметы про зайцев
По легенде, Пушкин, ехавший на встречу с декабристами в Петербург, повстречал зайца на дороге. Поэт дал приказ развернуть коляску. Считается, что такое действие спасло его от ссылки в Сибирь. Зачастую встреча с зайцем сулит человеку проблемы. Наши предки верили, что косой отпугивает удачу.
Много примет про ушастых жителей леса связаны с дорогой, так как они нередко выбегают на трассы, расположенные рядом с местами их обитания.
Существует и позитивная трактовка приметы, согласно которой ушастый обещает успех и удачу во всех делах.
Увидеть
Значение приметы увидеть зайца зависит от окраса длинноухого.
Увидеть целое семейство зайцев – к неурожайному лету.
Предки верили, что ушастые могут предупредить о пожаре. Поэтому увидеть лесного обитателя возле села – к масштабному происшествию. Если вы заметили только одно животное, значит, проблемы коснутся только вас. Увидеть следы рыска – плохое знамение. Возможно, вы заблудитесь или вам повстречается опасный зверь.
Ушастый, пробежавший по полю, сообщает, что другие люди на ваших глазах поведут себя трусливо.
Сбить на машине
Заяц на дороге попался моряку – в этот день ему стоит находиться как можно дальше от воды.
Приметы про домашнего кролика
Многие заводят кроликов дома. Присутствие пушистого зверька в жилище – хороший знак. Животное улучшает финансовое положение семьи, способствует продвижению по карьерной лестнице.
Вполне вероятно, что кто-то из проживающих получит наследство либо выиграет в лотерею. Также кролик положительно влияет на взаимоотношения людей, живущих рядом с ним. Животные хорошо плодятся, поэтому в семье тоже будет много детей.
Приметы про зайцев чаще всего предупреждают о несчастьях, предстоящих проблемах, трудностях или даже смерти. Поэтому после встречи с ушастым, необходимо быть осторожным и проявить бдительность.
Заяц на дороге
Опасались перебежавшего дорогу или же встреченного на пути зайца. Такие приметы и поверья известны у славян повсеместно. Это неоднократно отмечалось в специальной литературе, например в работах А. В. Гуры[449]. Скажем, в популярном в XVIII и начале XIX в. справочнике М. Д. Чулкова (1743–1793) сказано: «…Добра не предвещает, когда перебежит через дорогу заяц или другое животное»[450]. Интересно, что заяц тут на первом месте, и уже потом добавлено про какое-либо иное животное. А. В. Гура отмечал: «Эта примета, также связанная с восприятием зайца как существа нечистого и опасного, в недавнем прошлом имела такую же популярность, как сейчас примета о чёрной кошке»[451].
Вятский лесник, охотник и литератор Владимир Морозов образно описал народные представления о зайцах, которые пересекают человеку путь:
«Сравнялся день с ночью, и зайцы на радостях умишком тронулись. Белый день на дворе, а им как будто никакого указа нет. Меж ивовых кустов скачут, играют в пятнашки-догонялки. Лапами друг дружку по спинам лупят, договариваются, кому водить следующему. Туда-сюда шастают, путь-дорогу пересекают.
Известное дело: перебежит заяц человеку дорогу – можно дальше и вовсе не ходить. Не то что, там, удачи или успеха в задуманном деле – совсем пути не будет.
Ну да и ты будь не лыком шит, кричи сразу против них, ушканов ушлых, отворотное слово. Едва мелькнёт впереди через тропинку куцый хвост, тут же ему вослед и гаркни:
– Тебе, косой, пень да колода, а мне путь да дорога!
Заворачивай обратно свою удачу, не дай ей угнаться по свежему пахучему следу. А то ведь заплутает её хитрый зверёк, истреплет о частые гребни еловых сучьев, утопит в глубоких сугробах.
Удача-то, она тебе и самому, надо думать, пригодится»[452].
В повести Д. Н. Мамина-Сибиряка «Доброе старое время» (1889, из цикла «Уральские рассказы»), где речь шла о временах ещё до отмены крепостного права, есть эпизод, когда по зимней дороге мчалось несколько саней. И вот – типичная реакция ехавшей там старушки:
«В одном месте заяц бойко пересёк дорогу, отковылял немного в сторону и присел под ёлкой. Улитушка так и ахнула.
– Ох, неладно дело… – шептала она, творя молитву и отплёвываясь на левую сторону. – Чтобы ему пусто было, треклятому! Обождал бы, а то прямо через дорогу. Ох, не быть добру…»[453]
А в рассказе Мамина-Сибиряка «На перевале: из осенних мотивов» (1887, из цикла «Сибирские рассказы») – концовка такая: «В одном месте нам дорогу перебежал заяц – это уже окончательно взволновало Ивана Василича, и он сердито начал отплёвываться»[454].
У Н. А. Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос» (1862–1863) крестьянка Дарья, похоронив мужа, вынуждена одна ехать в лес по дрова в сильный мороз. Ей и без того тяжко, а тут ещё заяц: «Заяц спрыгнул из-под кочи, // Заинька, стой! не посмей // Перебежать мне дорогу!» Вроде бы обошлось: «В лес укатил, слава богу…»[455] Но из зимнего леса, из владений Мороза, вдовица ведь так и не вернулась.
В рассказе Н. С. Лескова «Пугало» (1885), который написан от первого лица, по его детским, «гостомельским» воспоминаниям (от названия реки в Орловской губернии), есть эпизод, когда группа детей и подростков едет по весенней дороге:
«А в это же время из-под талой межи выскочил заяц и, пробежав через дорогу, понёсся по полю.
– Фуй, чтоб тебе пусто было! – закричали вслед ему Аннушки.
Они все знали, что встреча с зайцем к добру никогда не бывает».
Малолетний герой, который правил лошадью, струсил, упустил вожжи – и повозка перевернулась. Поскольку ехали они к тому загадочному лесу, где нелюдимо обитал некий странный человек, которого уже считали прямо-таки колдуном-оборотнем, то решено было, что это не иначе как его козни[456].
А вот как начинается опубликованная в 1886 г. юмореска А. П. Чехова «Ночь перед судом (рассказ подсудимого)»:
«– Быть, барин, беде! – сказал ямщик, оборачиваясь ко мне и указывая кнутом на зайца, перебегавшего нам дорогу.
Я и без зайца знал, что будущее моё отчаянное. Ехал я в с-ий окружной суд, где должен был сесть на скамью подсудимых за двоежёнство»[457]. Интересно в связи с этим и то, что заяц в народных поверьях имеет отношение к свадьбе.
Когда же Чехов в 1890 г., направляясь на Сахалин, проезжал по Томской губернии, то в письме домашним от 14–17 мая он отмечал: «Зайцы, которых здесь не едят и не стреляют, ничтоже сумняся стоят на задних лапках и, вздёрнув уши, любопытным взором провожают едущих. Они так часто перебегают дорогу, что это здесь не считается дурною приметой»[458]. Зайчатиной и вправду кое-где по России пренебрегали. Но действительно ли в тех местах Сибири не знали о такой примете, неведомо. Может быть, Чехов сам этак обобщил да и прописал.
Обрисовавший верования крестьян Орловской губернии А. И. Иванов приводил в своём очерке пару услышанных там в конце XIX в. колоритных быличек о зайце, что пересёк людям дорогу и навлёк на них беду. Первую из них он предварил замечанием: «А вот ещё рассказ про зайца: это был не заяц, а чёрт»[459].
Этнограф и священник Г. Е. Верещагин (1851–1930) записал от вятчанина Василия Звонова такую быличку: «Лежу я однажды у горна на фабрике и вижу. Идет к горну ребёнок 2–3 лет на вид… Я перекрестился и сказал: “Господи благослови”, и ребёнок, сделавшись зайцем, прыгнул в горн и исчез. Это видели и другие»[460].
Горн – промышленная печь, температуры в которой достигают очень больших значений. Вот туда-то, в огонь, и бросилось странное существо в обличии зайца. Характерна всегдашняя готовность углядеть в зайце нечистую силу. Именно так – зверёк казался воплощением нечисти, исчадием злой, «иномирной» силы.
В старой литературе сохранился интересный рассказ о зайце, который стал причиной гибели молодого придворного Екатерины II. Писатель и историк XIX в. М. И. Пыляев в своих очерках о прошлом окрестностей Петербурга упоминал о кладбищенской церкви Казанской Божьей Матери в Царском Селе. В связи с этим он цитировал священника Иоанна Смирницкого, который так писал «об устроении царскосельского кладбища»: «Известный флигель-адъютант императрицы Екатерины II, граф Алек. Дмитриевич Ланской, выехал однажды на охоту, и когда проезжал по здешней местности, то выбежавший из кустарников заяц испугал его лошадь, которая сбила Ланского с себя, и он, страшно ушибленный, вскоре скончался; императрица, видевшая всё это с балкона своего дворца, распорядилась устроить тут церковь и кладбище». Пыляев прокомментировал рассказ священника: «Предание это неверно. А. Д. Ланской (род. 1758 г., умер 25 июня 1784 г.), камергер, генерал-адъютант Екатерины II, пользовавшийся благоволением государыни, сильно опечаленной его раннею смертью, умер от слишком сильного приёма секретного лекарства, известного в медицине под именем Aphrodisiacum»[461]. Действительно, «предание» это выглядит малодостоверным: императрица с балкона дворца видит охотившегося придворного, который погибает от внезапно выскочившего зайца… Если же Пыляев прав, то тем интереснее эта полуфольклорная история о несущем гибель зайце.
Опасение встретить на пути зайца нередко и у других народов.
В середине XIX в. среди украинцев Литинского уезда Ковенской губернии отмечено поверье, что заяц сотворён чёртом и служит ему «передовым». И если заяц перебежит кому-либо дорогу, то с этим человеком будет несчастье. «Увидев зайца, перебегающего дорогу, нужно сейчас же выбросить из повозки клок сена. Утверждают, что в таком случае заяц сейчас же возвратится назад»[462].
Следовательно, заяц иной раз мог оказаться даже более зловещим, чем сам волк. Вот и другие промысловики, русские старообрядцы на Чудском озере, занимавшиеся там рыбной ловлей, знали, что нельзя поминать зайца – в сетях будет пусто[469].
Действительно, заяц у славян представлялся животным, имевшим демонические свойства, «нечистым» и опасным. Он связан с лешим, чёртом или какой-нибудь «нечистой силой». Потому и встреча с ним бывала более опасной, чем даже с волком; пересекавший путь волк – к добру. Лешие, по распространенным поверьям, имели свою скотину, состоявшую из обитавших в лесу зверей – прежде всего, зайцев. Заяц мог оказаться оборотнем, он становился вихрем, а «нечисть» в заячьем облике стремилась перебежать дорогу охотнику или свадебному поезду[470].
В Прикамье записан такой народный рассказ: «Мужик репу караулил. Заяц прибежал. Он его, значит: “Понеси тя лешак!” К нему скоро лешак и пришел с кузовом: “Давай садись”. ‹…› Это такая легенда ходила, что нельзя, когда заяц бежит, его к лешему посылать, а то он тебя унесёт»[471]. Само это вырвавшееся проклятие вослед зайцу очень показательно: мол, надо бы, чтоб пронесло этого зловредного зверька мимо и без ущерба! Но история, собственно, о том, как мужик не учёл прочной связи зайца и лешего, за что и поплатился.
А иной раз в народе прямо утверждали, что леший оборачивается зайцем. Н. Я. Неклепаев, собравший в 1880–1890-х гг. этнографические материалы о русских жителях Западной Сибири, писал: «Иногда леший принимает вид собаки или зайца, и если в таком виде перескочит через дорогу, то может “скрасть дорогу”», то есть путник или проезжающий потеряют путь и заблудятся»[472]. Русские в Карелии считают, что леший может показываться в виде лесного зверя. Вот как об этом писал К. К. Логинов: «Зайцем же или медведем лешие людям видятся довольно часто. В этих зверей они будто бы оборачиваются запросто, например участвуя в выпасе крестьянского скота согласно договору с пастухом. Заяц, перебежавший дорогу путника, – это верная примета того, что леший затуманит людям разум, заставит кружить по лесным тропинкам и дорожкам»[473].
Почему в виде зайца или иного животного, пересекавшего человеку дорогу и навлекавшего тем самым несчастье, представлялся именно леший? Прежде всего, очевидно, потому, что в наших условиях человечьи пути-дороги слишком часто проходили по лесу или же вблизи него, то есть через владения лешего. И главное: именно лесной «хозяин» (уподобляясь, очевидно, подвластному ему зверью) сам любил проходить по собственным тропам, пугая тех, кто по неопытности или по невнимательности располагался на них для отдыха. Среди прочих мифологических персонажей именно леший более всех был связан с передвижением, с лесными тропами, с путями-дорогами[474].
Согласно широко известной (и, кстати, распространявшейся самим поэтом версии), А. С. Пушкин, собираясь в декабре 1825 г. выехать из с. Михайловского в Петербург, прервал свой путь из-за зайца. А ведь он поспел бы как раз к выступлению декабристов, со многими из которых был дружен. То ли один, то ли даже два зайца перебежали ему дорогу. По некоторым свидетельствам, в дополнение к этому несчастному предзнаменованию, уже тронувшаяся в путь повозка на выезде из ворот встретила шедшего проститься с отъезжающим барином священника – а это тоже дурная примета[475].
Известно, что Пушкин разделял распространённые суеверия и терпеть не мог, когда путь ему пересекал заяц или священник. Это отразилось и в собственных его письмах, и в воспоминаниях о нём. Главный герой его повести «Дубровский» (1833) считал попа несчастливым предзнаменованием. Героиня романа «Евгений Онегин» (писавшегося Пушкиным с 1823 по 1831 г.) Татьяна Ларина, «русская душою», тоже была суеверна:
Когда случалось где-нибудь
Ей встретить чёрного монаха,
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она[476].
14 сентября 1833 г., в письме жене из Симбирска, по дороге в Оренбург для сбора материалов о восстании Пугачёва, Пушкин рассказывал о происшествии, случившемся «третьего дня, ночью», едва он выехал из Симбирска: «Только выехал на большую дорогу, заяц перебежал мне её. Чорт его побери, дорого бы дал я, чтоб его затравить. На третьей станции стали закладывать мне лошадей – гляжу, нет ямщиков – один слеп, другой пьян и спрятался. Пошумев изо всей мочи, решился я возвратиться и ехать другой дорогой…» И он тогда вернулся в Симбирск! Дело, конечно, не только в зайце, но и в неудобствах именно этой дороги. Описав свои злоключения, Пушкин добавил: «Дорого бы дал я, чтоб быть борзой собакой; ужэтого зайца я бы отыскал. Теперь опять еду другим трактом. Авось без приключений»[477]. А на обратном пути из Оренбургского края, добравшись до Болдина, он сообщал жене в первом же письме, от 2 октября: «Въехав в границы Болдинские, встретил я попов, и так же озлился на них, как на симбирского зайца. Недаром все эти встречи»[478].
Вот и тогда, в 1825-м – то ли поп, то ли заяц… Пожалуй, это самые частые и общеизвестные вестники несчастья, которые могли встретиться путнику на дороге. Составители статистического отчёта о русских жителях Котельничского уезда Вятской губернии в 1850 г. указывали на этакое суеверие: идя на охоту и рыбалку, не поминают ни священника, ни зайца. И «ежели охотник на пути встретит священника или заяц перебежит ему дорогу, он ворочается домой и в этот день уже не решается идти на охоту»[479]. А в романе И. С. Тургенева «Дым» (опубликованном в 1867 г.) главный герой Литвинов видел сон, где фантасмагорически слились перебегающий дорогу заяц и рязанский священник, умевший лечить наведённую порчу (о нём повествовал в письме отец Литвинова): «…Уже священник, “мастер против порчи”, два раза в виде очень прыткого зайца с бородой и косичкой перебежал ему дорогу…»[480]
Впрочем, заяц рядом с Пушкиным – это как-то колоритнее. Зверьку, спасшему для России её лучшего поэта, благодарные потомки в декабре 2000 г. поставили памятник (автор – А. А. Великанов). Изваяние, правда, небольшое и съёмное. Зато этот памятник, установленный к 175-летию события и к годовщине восстания декабристов (то есть в самом конце красиво обозначенного года), по мысли создателей, должен был оказаться последним памятником тысячелетия![481]
Близкие по смыслу поверья о зайце на дороге были и у живших в пределах государства Российского финно-угорских и тюркских народов. Вот выразительное свидетельство «о суеверии» черемисов (марийцев) Верхотурского уезда (это на Урале), датированное 1738-м г.: «Ежели кто из них пойдет на какой промысел, а встречю ему попадет мужеск пол или женской с порозжею какою посудою, или птица жолна или заец навстречю или поперег дороги, то он воротится и на промысел того дня не пойдет. И почитают то себе за несчастие, что и в промыслу тому добычи не будет. А в счастии никакого примечания не знают»[482]. Удмурты, отправляясь на сватовство, молились, чтобы дорога была хорошей, чтобы по пути не встретился «человек со злыми глазами», «человек с тяжёлыми ногами», «с пустыми вёдрами идущий за водою». А если путь пересекал заяц, то они и вовсе поворачивали назад, «так как подобное пересечение пути, по их мнению, всегда влечёт за собой не только неудачу, но даже какое-нибудь большое несчастье»[483]. Чуваши боялись и перебегавшей дорогу кошки. Для них это была не просто дурная примета: они знали, что в таком случае человек может заболеть. А перебегающий дорогу заяц, по представлениям северных чувашей, означает неуспех в задуманном человеком деле. В застольной чувашской песне об этом пелось так:
Когда я проезжал через тёмный лес,
Двенадцать зайцев навстречу мне попались.
Покуда двенадцать зайцев не проскакали,
Надо было бы пролежать мне под листьями.
Если бы я знал трудности нашего бытия,
Лежать бы мне лучше в утробе матери[484].
В общем, заяц – животное, которое ассоциировалось с опасным «иным миром» и мифологическими «хозяевами» леса. Всякое же пересечение пути перед идущим человеком считалось нежелательным и даже вредоносным. Два этих представления стали основой распространённых примет и поверий, согласно которым перебежавший дорогу заяц – не к добру.
Примета о зловещем зайце на дороге, как известно, дожила до нашего времени. Вот что писал в 1970-х гг. учёный-историк Н. Н. Улащик в книге о своей родине – белорусской д. Вицковщине, которая до революции входила в Минский повет (примерно соответствует русскому уезду): «Суеверия в конце XIX в. в какой-то мере поддерживал поп. Он утверждал, что чёрт и ведьма – это пустяки, их нет, но вот если жених с невестой едут венчаться, а заяц перебежит дорогу, то необходимо повернуть обратно и свадьбу отложить». И добавлял далее: «Такого случая, чтобы заяц перебежал дорогу свадьбе, не случалось, но думаю, что если бы это и произошло, то свадьбы всё же не отложили бы – слишком уж много для этого было затрачено средств и усилий»[485]. А писатель Викентий Вересаев в заметках «Супруги (пунктирный портрет)» (1940, из цикла «Невыдуманные рассказы о прошлом») приводил рассуждение некой женщины: «Никогда я не могла понять, как это люди верят во всякие предрассудки. Ну, я понимаю: тринадцать человек за столом, три свечи, заяц перебежал дорогу… А всякие там предрассудки… Не понимаю»[486].