еспч написать письмо адрес
Адрес Европейского суда по правам человека (Сайт ЕСПЧ)
АДРЕС ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (ПОЧТОВЫЙ)
КОМУ: The Registrar
КУДА: European Court of Human Rights, Council of Europe
ГОРОД: STRASBOURG — CEDEX
СТРАНА: FRANCE — ФРАНЦИЯ
ФАКС ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (для документов касающиеся заявлений)
Для звонков из России / 8 (гудок) 10 33 388 412 730
Для звонков из других стран / + 33 (0) 3 88 41 27 30
ФАКС ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (для направления ходатайств о применении обеспечительных мер)
Для звонков из России / 8 (гудок) 10 33 388 413 900
Для звонков из других стран / +33 (0)3 88 41 39 00
ТЕЛЕФОН ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Для звонков из России – 8 (гудок) 10 33 388 412 018
Для звонков из других стран / + 33 (0) 3 88 41 20 18
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА (ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС) ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Данный вид связи не используется при работе с заявителями. Обмен документами по электронной почте возможен лишь по согласованию с тем или иным сотрудником Секретариата Европейского Суда по правам человека.
САЙТ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
КОНТАКНТАЯ ФОРМА НА САЙТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ
Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке
Адрес, факс, телефон и официальный сайт ЕСПЧ
Почтовый адрес ЕСПЧ
Факс ЕСПЧ
Адресованные ЕСПЧ факсы нужно направлять на номер +33388412730 либо +33390214310. (При звонке из России с физического факса эти номера можно набирать также следующим образом: 8 (для выхода на международную/междугороднюю линию) 10 (для выхода на международную линию) 33 (телефонный код Франции) 3884 12730 либо 3902 14310 (телефонные коды области и собственно номера). Иногда можно встретить следующее написание номера факса Европейского Суда по правам человека: (+)33(0)388412730 и (+)33(0)390214310. Из-за ноля в скобках некоторые путаются и не понимают, какие именно цифры необходимо набирать. Указанный ноль не предназначен для звонков из России, его необходимо просто игнорировать. В ЕСПЧ установлена автоматическая многоканальная компьютерная система приема факсов, работающая без оператора, круглосуточно, каждый день. (Но, как и любая система, иногда она даёт сбои: факс никак не отправляется, во всяком случае целиком, если речь о многостраничном документе. Тогда нужно попробовать отправить его попозже. А если это позволяет сделать ваш факсимильный аппарат или та система, которой вы пользуетесь для отправки, запрограммируйте автоматические периодические попытки отправить факс.) Подтверждение доставки факса может предоставить только факсимильный аппарат отправителя, отобразив соответствующую информацию на экране или распечатав ее по запросу. Данная информация предоставляется факсимильным аппаратом отправителя в том случае, если система на другой стороне сообщает этому факсимильному аппарату об успешном получении факса. (Обратите внимание, что система при это мне проверяет, что факс пришёл в читабельном виде. Например, если кто-то вставит в физический факсимильный аппарат листы с текстом на одной стороне неправильной стороной, то факсимильный аппарат получателя получит только чистые страницы, однако сообщит аппарату отправителя, что факс прошёл успешно.) Я много лет пользуюсь (и рекомендую) отправку факсов через интернет-сервисы, предназначенные специально для этого. Например, rufax.ru (передача одной страницы во Францию обходится примерно в 10 рублей, система хранит онлайн и по запросу присылает на электронную почту отчёты о доставке факсов).
Для ходатайств о применении обеспечительных мер в соответствии с Правилом 39 Регламента ЕСПЧ существует два отдельных номера факса (не используйте их для иных целей): +33388413900 и +33390214350.
Телефон ЕСПЧ
E-mail ЕСПЧ
Конечно, каждый работник ЕСПЧ имеет официальный адрес электронной почты. Однако данный способ связи практически не используется при работе с заявителями. Во всяком случае, не используется отправка чего бы то ни было в ЕСПЧ по электронной почте – если только конкретный сотрудник прямо не попросил об этом, указав свой e-mail. Изредка заявителю или его представителю может прийти письмо из ЕСПЧ по электронной почты. Однако обычно для отправки таких писем используется адрес, ответить на который нельзя, т.е. начинающийся с no-reply. И даже если конкретный сотрудник написал со своего адреса электронной почты, это не значит, что он ожидает, что на этот адрес будут приходить какие бы то ни было сообщения (если, опять-таки, он не указал прямо обратное). Поэтому, хотя адрес любого сотрудника ЕСПЧ легко вычисляется, поскольку все адреса присваиваются по определенному шаблону, я не публикую никаких адресов электронной почты сотрудников ЕСПЧ.
Обратите внимание, что отправка жалобы в ЕСПЧ по электронной почте какого-либо сотрудника ЕСПЧ бессмысленна, поскольку такой способ подачи жалобы не предусмотрен. Т.е. отправка формуляра жалобы по электронной почте не будет иметь юридического значения. В частности, никак не повлияет на течение (и истечение) срока для обращения в ЕСПЧ.
Официальный сайт ЕСПЧ
Обратите внимание, что если Вы попытаетесь направить жалобу или какие-либо сообщения, связанные с жалобой, через специальную форму для связи на официальном сайте ЕСПЧ, то получите в конце следующее сообщение: “Your request was sent to the European Court of Human Rights. Please note that if your request concerns an application which you have brought before the Court or which you wish to bring before the Court, it will not be dealt with. If you wish to contact the Registry in relation to such an application, you must do it by fax or post…” (“Ваш запрос был отправлен в Европейский Суд по правам человека. Пожалуйста, обратите внимание, что если ваш запрос касается жалобы, направленной в Европейский Суд по правам человека, или жалобы, которую вы собираетесь отправить, он не будет рассматриваться. Если вы хотите связаться с Секретариатом по поводу жалобы, вы должны использовать факс или [бумажную] почту…”).
Information in Russian
Протокол № 15 к Конвенции сокращает срок для подачи жалобы в Суд с 6 до 4 месяцев после исчерпания внутренних средств правовой защиты. Это новое правило четырех месяцев вступит в силу с 1 февраля 2022 года после окончания переходного периода.
Как должным образом оформить жалобу в Суд
Если Вы решили подать жалобу в Суд, убедитесь в том, что она соответствует требованиям статьи 47 Регламента Суда. В этой статье указано, какие документы и информация должны быть предоставлены.
В случае отсутствия какой-либо информации или документов, требуемых статьей 47 §§ 1 и 2, Суд не примет жалобу на рассмотрение. Крайне важно, чтобы в формуляре жалобы были заполнены все поля.
Правильно оформленная жалоба будет рассмотрена Судом, но это не означает что она будет признана приемлемой.
Как подать жалобу в Суд
Формуляр жалобы необходимо скачать, заполнить, распечатать, приложить необходимые документы и направить в Суд почтой. Не используйте иные формуляры. Рекомендуем ознакомиться с нижеприведенными документами, которые помогут вам правильно оформить формуляр жалобы.
Рассмотрение жалоб в ЕСПЧ
Информация и документы для лиц, подавших жалобу в Суд
Содержание
Стадия рассмотрения жалобы
Поисковая система SOP – стадия рассмотрения жалобы – позволяет любому получить информацию о том, на какой стадии рассмотрения находится жалоба.
Полезные документы
Ваша жалоба в ЕСПЧ
В этой брошюре описываются различные этапы рассмотрения жалобы Судом. В ней содержатся ответы на основные вопросы, которые могут возникнуть у заявителей, в особенности после направления жалобы в Суд.
Вопросы и Ответы
В документе «Вопросы и Oтветы» содержится информация для потенциальных заявителей.
Схема
Эта схема отражает путь прохождения жалобы в Суде, и состав Суда, которым она рассматривается.
Практическое руководство по критериям приемлемости
Практическое руководство по критериям приемлемости предназначено главным образом для юристов, которые хотят подать жалобу в Суд. В нем описаны критерии приемлемости, которым жалоба должна соответствовать.
Официальные документы
Видео о том, как подать жалобу в Суд
Этот обучающий видеоролик объясняет, как заполнить формуляр жалобы таким образом, чтобы Суд его рассмотрел. Будьте внимательны: хотя видеоролик достоверно излагает основные требования к подаваемой в Суд жалобе, отдельные требования могли измениться, и вам необходимо ознакомиться с обновленными текстами документов.
Видео про условия приемлемости
В этом видео показано, какие основные условия необходимо выполнить, чтобы подать жалобу в Суд.
COURTalks-disCOURs
Этот ролик представляет собой пятнадцатиминутное выступление юриста Секретариата Суда по правам человека, записанное в большом зале судебных заседаний. Оно объясняет критерии приемлемости, которым должна соответствовать каждая поданная в Суд жалоба для того, чтобы она могла быть принята к рассмотрению, а впоследствии рассмотрена Европейским Судом по правам человека.
Фильм о Европейском суде по правам человека
В этом фильме, предназначенном для широкой публики, объясняется, каким образом функционирует Суд и какие задачи стоят перед ним, а также показывается сфера его деятельности на примерах из судебной практики. Фильм
Обеспечительные судебные меры
Что такое обеспечительные судебные меры?
Суд выносит решение о применении обеспечительных мер только в определенных обстоятельствах, а именно если существует риск серьезного нарушения Конвенции. Поэтому большая часть ходатайств о применении обеспечительных мер не удовлетворяется.
Жалоба в ЕСПЧ по уголовному и гражданскому делу
Инструкция: как обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в России?
Европейский суд по правам человека — это международный суд. Его юрисдикция распространяется на страны, ратифицировавшие Конвенцию о защите по защите прав человека и основных свобод (далее «Конвенция»).
Из этого следует, что при нарушении Конвенции страной, ратифицировавшей её, у пострадавшего появляется право обжаловать действия страны-нарушителя. Соответственно возникает множество вопросов о том, как подать в суд по правам человека.
ЕСПЧ — очень бюрократизированный орган. Поэтому, подавая жалобу по гражданскому или уголовного делу, нужно строго соблюсти требования суда к жалобе. В противном случае она будет признана неприемлемой и не будет рассмотрена.
Важно понимать, что ЕСПЧ — это не элемент какой-то национальной судебной системы. Европейский суд — совершенно самостоятельный суд, он не является одной из ступеней обжалования судебного акта, принятого судами России. Поэтому подача жалобы в ЕСПЧ непохожа на обжалование судебного акта в один из российских судов.
Как подать жалобу в Европейский суд?
Жалобу может написать и подать лицо, которое считает, что государством нарушены его права, установленные Конвенцией и протоколами к ней. Госпошлина про подаче жалобы в ЕСПЧ не взимается.
При этом неважно, в каком именно процессе нарушены эти права: уголовном, гражданском или административном. Важен сам факт нарушения прав.
Кто может подать жалобу и против кого она подаётся?
Это установлено ст. 34 Конвенции «Индивидуальные жалобы». Жалобу могут подавать:
При этом заявителю-физическому лицу необязательно быть гражданином того государства, против которого он подаёт жалобу.
Важно помнить: при подаче жалобы по уголовному или гражданскому делу ответчиком всегда является государство, нарушившее права, изложенные в конвенции. ЕСПЧ не примет жалобу против фирмы или физического лица; ответчиком может быть только государство.
Подать жалобу может только само лицо, право которого нарушено или его представитель. Подать жалобу на «абстрактное» нарушение права невозможно. Заявитель должен быть пострадавшим.
Условия подачи жалобы в ЕСПЧ по гражданскому и уголовному делу
ЕСПЧ принимает жалобы, когда исчерпаны все внутренние правовые способы защиты. То есть прежде, чем идти в ЕСПЧ, нужно пройти все возможные внутренние суды, но здесь есть оговорки. Позвольте пояснить подробнее.
Когда можно обратиться в ЕСПЧ по уголовному делу?
По уголовному делу в ЕСПЧ можно обратиться уже после апелляции. Здесь можно усмотреть противоречие: «как же так, только что сказали, что нужно пройти все ступени юридической защиты в России, и тут же пишем, что можно обращаться в ЕСПЧ уже после апелляции, ведь есть ещё кассация?».
Дело в том, что ЕСПЧ не считает кассационный этап в уголовном процессе эффективным средством защиты прав в России. Причина этого в том, что глава 47.1 Уголовно-процессуального кодекса «Производство в суде кассационной инстанции» не содержит сроков подачи кассационной жалобы.
Поэтому ЕСПЧ принимает жалобы на нарушение Конвенции по уголовным делам уже после апелляции.
Когда можно обратиться в ЕСПЧ по гражданскому делу?
Здесь в полной мере реализуется правило, что перед подачей жалобы в Страсбургский суд нужно пройти все внутренние судебные инстанции, то есть:
Если отправлять в ЕСПЧ жалобы по гражданскому делу до решения Судебной коллеги во второй кассации, ЕСПЧ не будет рассматривать жалобу по существу.
Срок подачи жалобы в ЕСПЧ
Срок подачи жалобы прописан в ст.35 Конвенции «Условия приемлемости». Жалобу можно подать в течение 6-ти месяцев с момента вынесения национальным судом окончательного решения по делу
Как собирать доказательства для подачи жалобы в ЕСПЧ?
В идеале нужно готовиться к подаче жалобы в ЕСПЧ уже с первой инстанции.
Суть в том, что заявитель жалуется на действия государства, нарушившие его права. Важно зафиксировать действия государства, которыми нарушены права. Как это можно сделать?
Пример: идёт судебный процесс по уголовному делу. Защита подсудимого заявляет ходатайство о проведении судебно-психологической экспертизы свидетеля со стороны обвинения. Судья отказывает в этом, мотивируя, что ходатайство заявлено преждевременно. Нужно требовать занести факт ходатайства и отказа в протокол. Отказ судьи может стать одним из доказательств нарушения права на справедливое судебное разбирательство.
После решения суда первой инстанции подаётся апелляция. Важно отразить в апелляционной жалобе те нарушения, которые допустил суд первой инстанции. Это даёт апелляционному суду возможность исправить эти нарушения. Если апелляция не исправит нарушения, для ЕСПЧ это будет аргументом в пользу заявителя.
Важно: часто податели жалоб в Европейский суд просто копируют кассационную жалобу (если речь про уголовное дело, ведь кассационная жалоба подаётся после апелляции) или жалобу, направляемую во вторую кассацию. Но жалобу в ЕСПЧ пишутся совершенно иначе, чем жалобы в суды России.
Далее вы можете видеть формуляр жалобы в ЕСПЧ. Формуляр — это единственно возможный вариант подачи жалобы (хотя есть ещё вариант отправки жалобы по факсу, но о нём сейчас не будем). Именно в формуляре следует указать всю информацию, которую заявитель считает необходимым довести до сведения Европейского суда.
Формуляр жалобы в ЕСПЧ и как его заполнять
Заполнять формуляр следует при помощи компьютера. Можно заполнить на русском языке. Внимательно просматривайте каждый лист. Все галочки должны быть проставлены. Если на первом листе не заполнить, например, графу «пол», при том, что пол заявителя явно следует из имени и фамилии, то жалоба будет признана неприемлемой.
Страница 1 — о заявителе, его гражданстве, адресе и телефоне
Если жалоба подаётся от имени человека, то есть физического лица, то следует заполнять раздел А.1. Если заявитель — организация, то А.2.
Здесь не должно возникнуть сложностей. В строке адрес необходимо указать адрес регистрации.
1-ый лист формуляра
Страница 2 — против какого государства подаётся жалоба
Здесь всё ещё проще. Просто нужно поставить «галочку» в чекбоксе нужной страны. В нашем случае это «RUS — Российская Федерация».
2-ой лист формуляра
Страница 3 — представитель заявителя, когда заявителем является физическое лицо
3-ий лист посвящён представителю физического лица. Если представителя нет, то есть заявитель пишет и отсылает жалобу сам, то нужно пропустить этот лист.
Если заявителя представляет человек, не являющийся адвокатом, например, супруг или супруга, то надо заполнять блок С.1. Если представляет адвокат, то С.2.
В блоке С.3. заявитель и его представитель должны поставить подписи и даты. Этот блок предназначен для того, чтобы заявитель согласился уполномочить представителя действовать от его, заявителя, имени.
3-ий лист формуляра
Страница 4 – представитель заявителя-организации
4-ий лист — о представителях компании-заявителя. Физические лица не заполняют этот лист.
4-ый лист формуляра
Страницы 5, 6, 7 — суть жалобы (изложение фактов)
На 5-ой, 6-ой и 7-ой страницах нужно изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке. Необходимо стремиться к лаконичности и относимости фактов именно к описываемому нарушению. Нет большого смысла описывать ситуацию с самого начала, т.к. вы потратите место и не опишите по настоящему важные факты описывающие причины обращения в ЕСПЧ: какие действия государства и как ущемили права заявителя.
Итак, еще раз: нужно излагать факты. Эмоций и описаний моральных переживаний в этом разделе быть не должно.
Страницы 8 и 9 – какие статью Конвенции были нарушены
На страницах 8 и 9 надо дать юридическую оценку фактам, изложенным на страницах 5, 6 и 7.
Нужно изложить, каким образом, и какие нормы Конвенции нарушила Россия своими действиями.
Страница 10 — о соответствии жалобы условиям приемлемости
На 10-ой странице формуляра жалобы в ЕСПЧ нужно указать, какими средствами восстановления прав пользовался заявитель: обращался в суды, но те не смогли признать (прекратить) нарушение прав заявителя.
Требуется указать, когда заявитель получил окончательное решение суда: от этой даты отсчитывается 6-месячный срок, когда можно подавать жалобу в ЕСПЧ.
Страница 11 – три вопроса об исчерпанности средств защиты
11-ая страница сводится к трём вопросам:
Страница 12 — список приложенных документов
К формуляру нужно приложить копии документов, подтверждающих факты, изложенные заявителем.
Нужно прилагать копии, т.к. ЕСПЧ не возвращает материалы заявителю.
Для каждого дела будет свой набор документов, подтверждающих факты заявителя. Обращаем ваше внимание: документы нужно указывать в хронологическом порядке.
Страница 13 — комментарий, подпись и контактное лицо
На 13-ой странице можно добавить комментарий. Необходимо подписаться и указать адрес для ведения переписки.
После того, как формуляр будет заполнен, его нужно распечатать и отправить в ЕСПЧ почтой. По электронной почте жалобы не отправляются.
Отправлять нужно со следующими реквизитами:
Кому: The Registrar
Куда: European Court of Human Rights, Council of Europe
Город: Strasbourg — CEDEX
Страна: France
Индекс: F-67075
Обращение в ЕСПЧ – это ответственное дело. При заполнении формуляра по гражданскому или уголовному делу всегда возникают вопросы. Позвоните нам, и мы проясним неясные для вас моменты.
Подача жалоб в ЕСПЧ
Как самостоятельно подать жалобу в ЕСПЧ
Рекомендации для заявителя жалобы в ЕСПЧ по ее подготовке, оформлению, подаче и дальнейшему сопровождению (редакция: июль 2021).
Автор старается описать процедуру подачи жалобы, давая советы, стремится к лаконичности, чтобы сделать повествование максимально понятным и точным. В то же время по тексту будут ссылки, которые дадут пользователю более полную информацию по отдельным вопросам. В данных рекомендациях достаточно подробно описывается процесс подачи жалобы в Европейский суд, включая заполнение формуляра жалобы, подаваемой в ЕСПЧ.
Часть рекомендаций, посвященная стадии подготовки судебного решения по делу, описывается схематично. Это делается с тем, чтобы сформулировать у читателя первое представление о содержании стадии подготовки дела. Дело в том, что на этой стадии и формально, согласно правилам Европейского суда и по практике Суда, участие представителя является обязательным. Исключения допустимы по просьбе заявителя. Автору известны случаи, когда Европейский суд отказывал заявителю защищать себя самостоятельно. Кроме того, необходимость иметь профессионального адвоката на этой стадии объясняется еще и тем, что подаваемые документы в Суд на этой стадии, особенно меморандум заявителя, являются крайне сложными для написания. По сути, на этой стадии заявитель должен подготовить проект постановления ЕСПЧ.
Рекомендации для заявителя жалобы в ЕСПЧ по ее подготовке, оформлению, подаче и дальнейшему сопровождению
§ 1. Вводные замечания по подаче жалобы в ЕСПЧ
Перед раскрытием вопросов, касающихся непосредственно написания и подачи жалобы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо обратить внимание на события предшествующие обращению в международный суд. Речь идет о внутренних судебных разбирательствах. Дело в том, что дальнейшая возможность обращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) должна накладывать отпечаток на тактику ведения дела в национальном суде.
Речь идет о нескольких моментах, которые следует учесть.
Во-первых, везде, где это уместно, а порой необходимо, использовать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику Европейского суда по правам человека: в заявлении в суд, исковом заявлении, ходатайствах, жалобах, отзывах и других процессуальных документах.
Во-вторых, ставить вопросы перед национальными судами о нарушении прав и свобод, защищаемых Конвенцией.
Вопрос о нарушении может быть поставлен как о состоявшемся факте, что уже произошло нарушение такого-то права, так и о том, что может быть нарушено это право. Подобные аргументы могут быть, как основными, так и дополнительными.
При этом не обязательно ссылаться на конкретные статьи Конвенции, а достаточно указать суть нарушения. Хотя, конечно, рекомендуется ссылаться на конкретные статьи Конвенции и постановления Европейского суда по правам человека.
Использование подобного приема может быть полезно не только с точки зрения дальнейшего обращения в Европейский суд по правам человека и исчерпания внутренних средств правовой защиты, но и влияния этих аргументов на принятие положительного решения национальным судом.
§ 2.Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ
Перед написанием жалобы следует определиться, можно ли именно по Вашему делу обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Иными словами: подпадает ли Ваше дело под юрисдикцию Европейского суда по правам человека? Нет ли других причин считать подачу жалобы пустой тратой времени? Для ответа на эти вопросы необходимо, чтобы жалоба отвечала следующим критериям:
Относительно последнего критерия применительно к России это означает:
В Европейский суд по правам человека можно обращаться только с жалобой на действиях государства, то есть на действия и бездействия всех органов государственной власти, включая полицию и суды. В некоторых случаях государства также несут ответственность за действия и бездействия юридических лиц, не являющихся государственными органами и учреждениями.
Европейский суд по правам человека может рассматривать только жалобы на нарушения прав и свобод, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Большая часть жалоб, подаваемых в Европейский суд по правам человека, касается нарушения права на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Конвенции). Однако не все разбирательства в судах могут подпадать под действие, указанной статьи. Например, в некоторых случаях, когда не идет об спорах об определении гражданских прав и обязанностей или об уголовном преследовании, споры о налогах и таможенных пошлинах не могут быть рассмотрены Европейским судом по правам человека, а также иммиграционные споры, такие как въезд, пребывание на территории и выдворение иностранцев, судебные разбирательства о предоставлении политического убежища и о депортации, также не все судебные разбирательства с участием государственных служащих, касающиеся увольнения.
Европейский суд по правам человека отклоняет даже те жалобы, которые поданы с соблюдением всех формальных критериев, в следующих случаях:
Указанные причины отклонения жалоб напрямую связаны с низким качеством текста жалоб, подаваемых в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) российскими гражданами. Дело в том, что жалоба, подаваемая в Европейский суд по правам человека должна иметь определенную структуру и содержание. Подавать жалобу в Европейский суд в свободной форме нельзя.
§ 3.Оформление жалобы в ЕСПЧ
В случае, если Вы убедились, что жалоба отвечает названным критериям, то можно приступать к ее оформлению.
Во-первых, Европейским судом утвержден специальный бланк, который должен быть заполнен Заявителем.
Во-вторых, жалоба, подаваемая в Европейский суд – имеет свой собственный жанр.
По моему мнению, основанному на изучении правил Европейского суда и опыте, убежден, что жалоба должна подаваться в ЕСПЧ форме заполненного формуляра исключительно на 13 страницах. Нельзя, например, при помощи специальных программ увеличивать количество страниц жалобы.
Что же делать, если не хватает места?
В случае, если жалоба или имеющих место нарушений или в части приложений попросту не помещается на бланк, то оформите эту часть в приложении, но не больше чем на 20 страниц.
«При необходимости, дополнительная информация и пояснения могут быть изложены в отдельном документе в виде приложения к формуляру жалобы. Размер такого дополнения не должен превышать 20 страниц (без учета копий приложенных документов). Это не означает, что вы можете начать составление жалобы на формуляре и продолжить текст на дополнительных листах, до достижения 20 страниц. Эти 20 страниц являются лишь дополнением к краткому изложению (фактов, нарушений и информации о соблюдении
условий приемлемости), которое должно находиться в соответствующих разделах самого формуляра жалобы. В этом дополнении нельзя излагать новые жалобы. Дополнение должно использоваться только для обоснования жалоб, уже изложенных в формуляре жалобы».
Как и любой юридический документ, жалобу следует писать как можно короче – этот совет учитывает, прежде всего, сам жанр жалобы, подаваемой в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), а также инструкцию самого Европейского суда.
Еще одно важное замечание – при оформлении жалобы, следует достаточно точно уяснить, какие статьи Конвенции были нарушены в Вашем деле. Для этого необходимо изучить практику Европейского суда по этим статьям и по аналогичным делам. Изучение практики важно по нескольким причинам.
В жалобе следует избегать указаний на не имеющие отношения к делу факты и не приводить лишнюю аргументацию. Заявители часто ошибаются в том, что указывают все возможные доводы, которые только можно привести. Подобные жалобы теряют свою убедительность, а суть жалобы размывается. В жалобе должны отсекаться второстепенные, не имеющие отношения к делу факты, а также лишняя аргументация.
Теперь перейдем к структуре жалобы и опишем, что следует писать в каждом ее разделе здесь мы будем в основном цитировать упомянутую инструкцию.
§ 4 Структура жалобы в ЕСПЧ
Чтобы понять, каким образом заполнять каждый пункт жалобы текста официальной Инструкции будет достаточно. Я кратко перескажу суть. Особенно обращу Ваше внимание на вопросах, которые вызывают сложность: заполнение двух основных разделов: «Изложение фактов» и «Изложение имевших место нарушений Конвенции. «.
§ 4.1 Лист 1 жалобы
Если заявителем является физическим лицом, то заполняем левую колонку с 1 по 8 пункт, а правую колонку оставляем пустой.
Если заявитель является юридическим лицом, то заполняем с 9 по 15 пункт, а левую колонку оставляем пустой.
Вот каким у нас получился первый лист жалобы, если заявитель Иванов И.В., а не ООО:
§ 4.2 Лист 2 жалобы «B. Государство/государства, против которого/которых подается жалоба»
Здесь все просто: ставим галочку напротив того государства против которого подается жалоба в ЕСПЧ.
В редких случаях жалоба может быть подана против нескольких государств. Тогда ставим галочку на против одного из них.
§ 4.3 Лист 3 жалобы «C. Представитель/представители заявителя – физического лица»
Если у заявителя нет представителя, то пропускаем этот лист, оставляя его пустым.
Если есть представитель, то заполняем левую колонку (пункт с 18 по 25 формуляра жалобы), а правую оставляем пустой, если представитель является адвокатом, то заполняем правую колонку (пункт с 26 по 32 формуляра жалобы), а левую оставляем пустой.
Если есть представитель обязательно расписываемся (пункт 33 формуляра) и проставляем дату (пункт 34 формуляра).
Представитель также должен расписаться (пункт 35 формуляра) и поставить дату (пункт 36 формуляра).
Лист 3 формуляра жалобы является доверенностью. Никакую другую доверенность делать не надо.
§ 4.4 Лист 4 «D. Представитель/представители заявителя-организации» (пункты 37-55 формуляра)
Все заполняется аналогично предыдущему пункту, в случае если заявителем является организация. В случае если физическое лицо, то лист остается незаполненным.
§ 4.5 Листы 5, 6 и 7
E. Изложение фактов (пункты с 56 по 58 формуляра жалобы)
Любой пункт жалобы важен, поскольку если он не будет заполнен, то жалоба возможно будет оценена сотрудником секретариата Европейского суда, как не поданная.
Однако изложение фактов является самым важным. Тут необходимо еще раз напомнить положение правила 47 Регламента Европейского суда, относительно того, что должно быть в жалобе:
«краткое и легкочитаемое изложение фактов»
а также привожу текст инструкции:
«текст должен быть разделен на пронумерованные абзацы..
Описывайте обстоятельства дела в хронологическом порядке так, как они происходили. Если ваши жалобы касаются разных предметов (например, разных судебных процессов), опишите каждый из них отдельно».
Добавлю от себя советы:
§ 4.6 Лист 8 жалобы (пункт 59 жалобы)
F. Изложение имевших место нарушений Конвенции или Протоколов к ней и подтверждающих доводов
В левой колонке пишем номер статьи Конвенции или протокола к ней, а справа нарушение.
Следует отметить, что аргументы и композиция изложения в этом разделе жалобы существенно разнятся в зависимости от того, какие права или свободы были нарушены и от событий и обстоятельств дела.
§ 4.7 Лист 10 (пункт 61 жалобы)
Информация об использованных средствах правовой защиты и дате окончательного решения
В левой колонке номер статьи, справа, напротив пишем последнее решение по делу, которое есть: его название, дату и номер дела. Ниже решения нижестоящих судов.
§ 4.8 Лист 11 жалобы
Располагали или располагаете ли Вы каким-либо средством защиты или обжалования, которым Вы не воспользовались?»
Пункт 63 жалобы «Если Вы ответили «Да» на предыдущий вопрос, укажите, какие средства защиты или обжалования Вы не использовали, и объясните почему».
Здесь Вы в зависимости от обстоятельств дела можете ответить «нет» или «да».
Пункт 64. «Подавали ли Вы какую-либо из вышеизложенных жалоб в другие органы международного разбирательства или урегулирования?»
Пункт 65. «Если Вы ответили «Да» на предыдущий вопрос, дайте краткое описание процедуры (какие жалобы были поданы, название международного органа, дата и суть принятого решения)».
Пункт 66. Подавали ли Вы (т.е. заявитель) ранее другие жалобы в Европейский суд по правам человека?
Пункт 67. Если Вы ответили «Да» на предыдущий вопрос, укажите ниже их номер/номера.
Уверен, что данный пункты 64-67 не нуждается в комментариях.
§ 4.9 Лист 12 жалобы
I. Список приложений
Вот здесь нужно подумать, какие документы именно Вам следует приложить. С одной стороны не надо прикладывать абсолютно все документы, которые у Вас есть. С другой стороны должны быть приложены все знаемые документы. Обращаю на Ваше внимание на положения формуляра и инструкции, которых говорят именно о «всех документах»:
«Приложите список всех судебных и иных актов, на которые вы ссылаетесь в разделах E, F, G и H формуляра, и всех прочих документов, которые вы представляете на рассмотрение ЕСПЧ в подтверждение ваших утверждений о нарушении Конвенции (протоколы заседаний, свидетельские показания, медицинские заключения и т.п.). Укажите в списке приложений номер страницы, на которой находится каждый документ из пакета документов таким образом, чтобы ЕСПЧ было легко их найти. Если места, отведенного для этого в формуляре, недостаточно, Вы можете продолжить список на дополнительном листе.
Приложите к формуляру полные и разборчивые копии всех документов, указанных в списке.
Документы не будут вам возращены, поэтому в ваших интересах приложить копии, а не оригиналы.
разложить документы в хронологическом порядке и отдельно по каждому процессу;
последовательно пронумеровать страницы; и
НЕ СКРЕПЛЯТЬ, НЕ СКЛЕИВАТЬ И НЕ СШИВАТЬ ДОКУМЕНТЫ».
Естественно, какие документы прикладывать решите самостоятельно. Позволю сформулировать ряд соображений на этот счет.
Что должно быть приложено в любом случае? Точно должны быть приложены копии судебных решений первой и второй инстанции, а также копия апелляционной жалобы. Если есть копии вышестоящих судебных инстанций, то их следует также приложить вместе с кассационными (надзорными) жалобами.
Также отрою Вам небольшой профессиональный секрет. Как правило, если в деле идет речь о справедливом судебном разбирательстве, где имеет значение содержание судебных заседаний следует прикладывать также протоколы судебных заседаний.
Прилагать необходимо только копии документов. Их не надо заверять. Европейский суд принимает любые документы в качестве доказательств. Это может быть и распечатки с сайта, информация из докладов государственных и негосударственных организаций и пр.
4.10 § Лист 13
Пункт 69 оставляем пустым, если нечего добавить. Из примеров, что в этом пункте можно написать могу привести только один:
«Обращаю внимание Суд, на то что копию решения суда второй инстанции от 1 февраля 2014 года была получена Заявителем только 10 мая 2014 года».
Пункт 70 ставим дату. Мой скромный опыт говорит о том, что именно эта дата будет считаться датой подачи жалобы. Даже если жалобу будет доставлена в суд спустя несколько дней, при условии, что отправка произошла в ближайшие дни.
Пункт 71 жалобы ставим отметку в соответствующую позицию и расписываемся. По моему мнению, если жалоба подается больше чем от одного заявителя следует также расшифровать подпись.
И, наконец, в 72 пункте формуляра выбираем на чей адрес будет приходит корреспонденция из Европейского Суда и указываем полный адрес с индексом для этого.
Отнеситесь внимательно к тому адресу, который указываете в для писем.
Учтите, что письма из ЕСПЧ направляются, как правило, обычной почтой, простым письмом без уведомления.
Также учтите, что адрес должен быть стабильным, т.к. разбирательство в ЕСПЧ длится несколько лет.
Конечно, Вы можете отправить дополнительное письмо с просьбой направлять Вам письма по новому адресу. Однако по некоторым моим делам, даже после такого письма, сотрудники Секретариата Европейского суда, забывали про это письмо и отправляли на первоначальный адрес.
§ 5.Отправление жалобы в ЕСПЧ
Жалоба направляется в Европейский суд по правам человека письмом. Письмо может быть простым, заказным (с уведомлением или без), ценным, с описью о вложении. Письмо можно направлять, пользуясь услугой «почтой России», различными курьерскими службами и пр. Направление письменной жалобы в Европейский суд обязательное условие. Жалоба направляется в адрес Европейского суда:
The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
F-67075 Strasbourg Cedex
Можно продублировать жалобу по факсу: +33 (0)3 88 41 27 30.
Примерная стоимость почтовых услуг, например, если у нас 50 страниц и нет никаких вложений, кроме документов: «Почта России» 400 рублей, «UPS» 3000, «DHL» 4000 рублей.
§ 6.Ответ из Европейского суда по правам человека
Могут приходить промежуточные письма, например, если Европейский Суд попросит Вас прислать какие-либо документы. Иногда такие просьбы формулируются в первом письме.
Если второе основное письмо, если принято промежуточное положительное решение, о том что жалоба прошла предварительную оценку на предмет приемлемости, приходит если Европейский суд примет, по вашей просьбе или по собственной инициативе, ускоренную процедуру рассмотрения, в течении 2-3 месяцев после подачи жалобы. В противном случае пройдет не менее 2-3 лет.
Жалоба может быть рассмотрена в приоритетном порядке в случае, если дело касается постановки под угрозу жизни или здоровья заявителя, связанные с личной или семейной жизнью заявителя, особенно в случае, когда под угрозой находится благополучие ребенка, жалобы, по которым применены обеспечительные меры, предусмотренные Правилом 39 Регламента Европейского суда по правам человека.
§ 7.Обеспечительные меры
Следует отдельно сказать о возможности применения Европейским судом по правам человека, как по собственной инициативе, так и по просьбе заявителя, обеспечительных мер. Например, это может быть просьба о приостановке процедуры экстрадиции заявителя в другую страну.
§ 8.Неприемлемость жалобы
После того как Вы получили письмо, в котором сказано, что жалоба будет рассмотрена. Следующее письмо из Европейского суда будет уже, касаться разбирательства по жалобе. В 90% случаях это письмо информирует заявителя о том, что его жалоба объявляется неприемлемой. В этом случае не приводится обоснования принятия подобного решения. В письме лишь указывается, что жалоба несовместима с положениями Конвенции. Срок получения этого письма с момента подачи жалобы колеблется от нескольких месяцев до 2-4 лет.
Следующую часть рекомендаций описывается кратко, чтобы сформулировать у читателя первое представление о содержании стадии подготовки дела. Дело в том, что на этой стадии и формально, согласно правилам Европейского суда и по практике Суда, участие представителя, является обязательным. Исключения допустимы по просьбе Заявителя. Мне известны случаи, когда Суд отказывал заявителю защищать себя самостоятельно. Кроме того, необходимость иметь профессионального адвоката на этой стадии объясняется еще и тем, что подаваемые документы в Суд на этой стадии, особенно меморандум заявителя являются крайне сложными для написания. По сути, на этой стадии заявитель должен подготовить проект постановления Европейского суда на английском языке.
§ 9.Подготовка к разбирательству дела (коммуникация дела) в ЕСПЧ
Если жалоба не объявлена неприемлемой, то о Вашей жалобе уведомляется ответчик в лице Уполномоченного Российской Федерацией при Европейском суде по правам человека.
Уполномоченному предлагается ответить на вопросы, которые задает Европейский суд, а также направить свои комментарии и возражения по приемлемости и существу жалобы, а также возможности заключения мирового соглашения. Уведомление Уполномоченного (по терминологии Европейского суда – Правительства РФ или Высокой договаривающейся стороны) о Вашей жалобе именуется «коммуникацией». Уведомление Уполномоченного происходит в рамках подготовки к вынесению решения по существу Европейским судом, которое происходит по истечению нескольких лет (от 2 до 5 лет примерно) с момента обращения в Суд. Однако в случаях приоритетного рассмотрения жалобы этот срок может составить менее года.
После того, как Европейский суд получит ответ Уполномоченного, он направит его Вам для подачи ответных Возражений. Также в письме Европейского суда будет просьба о том, чтобы Вы направили свои требования относительно справедливой компенсации. Таким образом, Вы должны будете направить в Европейский суд в течение времени указанном в письме (обычно это 6-8 недель):
1. меморандум, который должен содержать
2. требования о выплате компенсации. Компенсация включает в себя возмещение морального и материального вреда, а также понесенные судебные расходы, как на разбирательство в Европейском суде, так и на национальные процедуры.
Эти документы должны быть на английском языке или французском языке. Как сказано в Регламенте Европейского суда, «если Председатель Секции не примет решение об обратном». Поэтому, следуя логике правил рассмотрения дела для того, чтобы Вам продолжить переписку с Европейским судом на русском языке, необходимо отдельно попросить об этом. Мне известны случаи, когда Европейский суд разрешал продолжить использования русского языка так и наоборот, когда отказывал в этом.
§ 10. Вынесение решения Европейским судом
После получения Вашего ответа, если Европейский суд не направляет новых просьб относительно новый информации и пр., то он выносит решение по существу. Решение выносится в виде отдельного документа и именуется постановлением. С момента получения последних замечаний сторон по жалобе до момента вынесения постановления проходит обычно от года до 3 лет.
В постановлении Европейский суд может частично или полностью признать нарушения тех прав, которые Вы считали нарушенными. Это же относится к требуемым денежным суммам справедливой компенсации. Постановление вступает в силу в течение 3 месяцев. В течение этого времени по Вашей просьбе или по просьбе ответчика, дело может быть передано на рассмотрение Большой Палаты Европейского суда. Это происходит очень редко, менее 1% просьб о передачи дела удовлетворяются.
§11. Исполнение постановления Европейского суда
В постановлении Европейский суд может только признать факт нарушения Ваших прав и присудить справедливую компенсацию. Государство же должно самостоятельно предпринять все необходимые меры для исправления ситуации и восстановления Ваших прав (для этого Вам необходимо подавать заявление в суд, вынесший решение о пересмотре решения по новым обстоятельствам).
После вступления в силу постановления Европейского суда Вам на счет указанный в жалобе или в требованиях о справедливой компенсации поступают денежные средства. Вы должны будете представить номер своего счета в аппарат Уполномоченного РФ при ЕСПЧ.
Восстановление Ваших прав в остальной части может происходить по-разному, исходя из конкретных обстоятельств (например, пересмотр по новым обстоятельствам дела). Главное, не упустите из вида, что если постановление ЕСПЧ подразумевает пересмотр дела, то Вы должны обратиться в национальный суд с просьбой пересмотра дела в связи с новыми обстоятельствами после вступления в силу постановления ЕСПЧ. Порядок и срок для такого обращения зависит в первую очередь от категории дела и, соответственно, по какому процессуальному закону оно было рассмотрено (ГПК, АПК, КАС, УПК или КоАП).