евдокимов на чем разбился
Гибель Михаила Евдокимова: что произошло на самом деле
7 августа 2005 года около 11 часов утра на Чуйском тракте в 30 километрах от Бийска произошло дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом. В этом месте, почти непосредственно перед нерегулируемым перекрестком, имеется небольшой пригорок, затрудняющий видимость. К сожалению, аварии на этом участке дороги – довольно обычное явление. И вряд ли кто-то, кроме близких родственников погибших, вспоминал бы сегодня об этой аварии, если бы одной из жертв не был Михаил Евдокимов – всенародно любимый артист и губернатор Алтайского края.
Прошло 15 лет, но до сих пор не утихают споры о том, что стало причиной гибели Евдокимова – банальное несоблюдение правил движения или чей-то преступный умысел?
Официальная версия
Губернатор ехал в служебном «Мерседесе». На переднем месте рядом с водителем сидел охранник, сам Евдокимов и его жена расположились сзади. Машина шла со скоростью 150 км/ч (по другим данным – даже 200!). Несмотря на сплошную линию разметки, водитель Евдокимова попытался обогнать ехавший впереди автомобиль «Тойота». Водитель «Тойоты» в этот самый момент начал поворачивать налево. Водитель губернатора, пытаясь избежать столкновения, вывернул руль. Машина улетела в кювет и врезалась в дерево.
В «Мерседесе» погибли все, кроме супруги Михаила Евдокимова, у которой были сломаны ноги и ребра. У самого губернатора оказались сломаны шейные позвонки. В «Тойоте» не пострадал никто.
Альтернативные версии
Разнообразные слухи вокруг аварии на Чуйском тракте стали возникать сразу же, как только стало известно о гибели Михаила Евдокимова.
Известный актер стал губернатором за 16 месяцев до трагедии. Каким он был бы руководителем региона, мы уже не узнаем никогда, поскольку с первого же дня в губернаторском кресле Евдокимов был вынужден вести постоянную борьбу с местными элитами. Борьбу, в которой артист, будучи человеком, совершенно неискушенным в политике, терпел поражение за поражением.
Неудивительно, что среди людей, убежденных в том, что Евдокимов – это «мужик из народа» (именно таков был его сценический образ), сложилось мнение, что губернатора «убрали». Отсюда и обилие версий его гибели.
Основная гласит, что в ДТП участвовал еще и третий автомобиль, который вылетел на «встречку», спровоцировал аварию и скрылся с места происшествия.
Две другие версии выглядят уж совсем фантастично. Согласно одной из них, после аварии Евдокимов был еще жив, но ему, якобы, сломали шею недоброжелатели, подоспевшие к месту аварии раньше всех. Согласно другой, в деле замешан снайпер, выстреливший в колесо губернаторского автомобиля.
Следствие, тем не менее, установило, что водитель «Тойоты» Олег Щербинский не отреагировал вовремя на проблесковые маячки губернаторского «Мерседеса», имевшего приоритет на дороге, что и привело к аварии. Адвокаты Щербинского настаивали на том, что «Мерседес» ехал слишком быстро, что не дало «Тойоте» возможности уйти от удара. Тем не менее Олег Щербинский был осужден, но вскоре, под напором общественности, оправдан.
Что осталось «за кадром»
После следствия, суда и вынесения приговора, осталось множество вопросов, вызванных, во многом, и тем, что судебные слушания велись в закрытом режиме.
Главный вопрос: почему руководство Алтайского МВД оставило машину губернатора без автомобилей сопровождения? Такое решение было принято начальником ГУ МВД Вальковым за несколько дней до роковой аварии.
Есть и другие странности. «Мерседес» главы региона накануне поездки побывал на техобслуживании. Тем не менее, почему-то не сработали подушки безопасности и антиблокировочная система тормозов.
Рядом с местом аварии имеется вышка мобильной связи. Да и вообще, это довольно людный участок. Однако, связи почему-то не было, и ДТП наблюдал всего один свидетель.
И, наконец, многим показался странным тот факт, что на место аварии раньше милиции, «Скорой» и даже журналистов прибыл главный политический противник Евдокимова – бывший губернатор Алтайского края.
Было множество слухов о том, что в соседней Новосибирской области, якобы, милиция ищет иномарку с алтайскими номерами, ту самую, которая и стала причиной аварии. Говорили также, что таинственным образом исчез дипломат с компроматом на всех алтайских чиновников, который Евдокимов всегда носил с собой.
Можно отмахнуться от этих разговоров, в конце концов, «Мерседес» губернатора действительно на большой скорости вылетел на «встречку», в такой ситуации авария более чем вероятна.
Однако, супруга Евдокимова и близкие ему люди настаивают на том, что он предчувствовал беду и не раз говорил о том, что на него устроена охота.
Михаил Евдокимов. Гибель при обгоне
Губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов погиб в результате дорожно-транспортного происшествия, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе МЧС России. По данным МЧС, авария произошла в 09:20 мск на трассе Бийск-Барнаул, в 100 километрах от Барнаула и 20 км от Бийска. Евдокимов вместе с женой и охранником направлялись в село Полковниково Косихинского района, где проходят мероприятия по случаю 70-летия космонавта Германа Титова.
С места происшествия эвакуированы в Барнаул разбитый вдребезги губернаторский Mercedes и автомобиль Toyota, после касательного столкновения с которым Mercedes, уходя от лобового столкновения с движущимся навстречу автомобилем, слетел с трассы в кювет и разбился о берёзу.
Как сказано в официальном сообщении пресс-службы администрации края, водитель автомобиля Mercedes, в котором ехал Евдокимов, при обгоне автомобиля Toyota допустил соприкосновение с этой машиной, после чего выехал за пределы трассы и врезался в дерево. При этом машина метров 20 пролетела по воздуху.
Михаил Евдокимов родился 6 декабря 1957 года в Новокузнецке,но своей родиной считает деревню Верхне-Обское. Начинал карьеру артиста в разговорном жанре. Он был постоянным участником «Аншлага». Снимался в фильмах: «Старые клячи» (2000), «Не послать ли нам гонца?» (1998), «Не валяй дурака» (1997), «Аншлаг и К» (1996), «Про бизнесмена Фому» (1993), «Не хочу жениться» (1993). Продюсировал фильм «Не послать ли нам гонца?» (1998). Записал два диска собственных песен.
Одной из причин смерти бывшего губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова эксперты назвали перелом шейных позвонков. Представители компании «Мерседес» пытались доказать, что при случившейся аварии получить такую травму Евдокимов не мог.
Находившиеся впереди водитель и охранник погибли, как установили медики, мгновенно после падения машины. Михаил Сергеевич умер, по предварительной информации «скорой», от внутреннего кровоизлияния, ударившись головой о сиденье водителя.
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
6 9 14 29 40 50 63 78 81 94 104 126 127 137 149 167 173 190 194 200 206 209 219 243
Е В Д О К И М О В М И Х А И Л С Е Р Г Е Е В И Ч
243 237 234 229 214 203 193 180 165 162 149 139 117 116 106 94 76 70 53 49 43 37 34 24
13 23 45 46 56 68 86 92 109 113 119 125 128 138 162 168 171 176 191 202 212 225 240 243
М И Х А И Л С Е Р Г Е Е В И Ч Е В Д О К И М О В
243 230 220 198 197 187 175 157 151 134 130 124 118 115 105 81 75 72 67 52 41 31 18 3
ЕВДОКИМОВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ = 243 = 81-ВМИГ УБИТ + 81-ВМИГ УБИТ + 81-ВМИГ УБИТ.
243 = 81-ВМИГ УБИТ + 162-ГИБЕЛЬ ПРИ ОБГОНЕ.
243 = 187-\ 81-ВМИГ УБИТ + 106-ГИБЕЛЬ ПРИ. \ + 56-ОБГОНЕ.
243 = 180-\ 81-ВМИГ УБИТ + 99-ПРИ ОБГОНЕ \ + 63-ГИБЕЛЬ.
243 = 81-ВМИГ УБИТ + 162-ДТП АВТОМОБИЛЯ.
243 = 104-РАЗБИЛСЯ В. + 139-АВАРИИ НА ШОССЕ.
243 = 40-ДТП + 203-\ 102-АВТОАВАРИЯ + 101-РАЗБИЛСЯ \.
243 = 138-УМИРАЮЩИЙ + 105-ГИБЕЛЬ МОЗГА.
243 = ОШИБКА ВОДИТЕЛЯ НА ДОРОГЕ.
243 = 63-ГИБЕЛЬ + 180-ПАССАЖИРА «МЕРСЕДЕСА», ГУБЕРНАТОР АЛТАЯ.
50 = ВМИГ У. ; 52 = ВМИГ УБ. ; 78 = 27-МИГ + 51-УБИТ; 81 = ВМИГ УБИТ.
Проверим это утверждение следующим образом:
55-ГИБНЕТ + 107-\ 64-АВАРИЯ + 43-УДАР \ = 162 = МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ, ГИБЕЛЬ ПРИ ОБГОНЕ.
Дешифровка отдельных столбцов:
128 = ГИБНЕТ В АВТОАВАРИ\ и \
_________________________________
118 = ГИБНЕТ В АВТОАВАР\ ии \
190 = ГИБЕЛЬ В АВТОКАТАСТР\ офе \
_____________________________________
70 = ГИБЕЛЬ В АВ\ токатастрофе \
40 = ДТП
______________________________
214 = КАТАСТРОФА МАШИНЫ
Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 7.08.2005. Это 7 + 08 + 20 + 05 = 40 = ДТП.
243 = 40-ДТП + 203-\ 102-АВТОАВАРИЯ + 101-РАЗБИЛСЯ \.
Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 158-СЕДЬМОЕ АВГУСТА + 25-\ 20 + 05 \-( код ГОДА ГИБЕЛИ ) = 183.
183 = В АВТОКАТАСТРОФУ.
243 = ПОПАЛ В АВТОКАТАСТРОФУ = 63-ПОПАЛ В. + 180-АВТОКАТАСТРОФУ.
Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 76-СОРОК + 66-СЕМЬ = 142 = 40-ДТП + 102-СМЕРТЬ.
243 = 142-СОРОК СЕМЬ + 101-РАЗБИЛСЯ.
Код ДАТЫ РОЖДЕНИЯ: 6.12.1957. Это 6 + 12 + 19 + 57 = 94 = НА ТРАССЕ = ПОГИБЕЛЬ.
40-ДТП-( код ДАТЫ ГИБЕЛИ ) + 94-НА ТРАССЕ-( код ДАТЫ РОЖДЕНИЯ ) = 134.
134 = ЛИШЕНИЕ ЖИЗНИ.
243 = 134-ДТП НА ТРАССЕ, ЛИШЕНИЕ ЖИЗНИ + 109-КРУШЕНИЕ.
Тайна гибели Михаила Евдокимова
7 августа 2005 года, около одиннадцати часов утра трагически оборвалась жизнь знаменитого и всеми любимого артиста, губернатора Алтайского края, Михаила Евдокимова.
Согласно официальной версии, губернаторский автомобиль Mercedes 500 (гос.номер О 100 ОО) на высокой скорости мчался по Чуйскому тракту из села Верх-Обское в Полковниково. В районе станции Буланиха, на повороте к Плешково водитель Евдокимова Иван Зуев, несмотря на сплошную разметку, пошел на обгон ехавшего впереди автомобиля Toyota Sprinter. В этот момент водитель Sprinter включил сигнал поворота и начал маневр – поворот налево. Зуев вывернул руль, но машины все равно ударились по касательной, Mercedes вылетел с дороги налево и, пролетев не менее двадцати метров над землей, врезался в березу. Передняя часть была практически уничтожена ударом. Подушки безопасности лопнули. Водитель и телохранитель, сидевший рядом с ним, погибли. Погиб и Михаил Евдокимов. Как позже выяснит следствие, у него оказались сломана шея. В живых чудом осталась его жена, Галина: у нее были сломаны ноги.
После того, как стало известно о трагедии, место ДТП было оцеплено. Работы группы, в которую вошли полицейские и сотрудники прокуратуры, велись возле машины до ночи. Галина Евдокимова в «стабильно тяжелом» состоянии была доставлена в больницу ближайшего села, а оттуда – вертолетом в Барнаул. Для расследования причин трагедии была создана комиссия, которую возглавила зам.полномочного представителя президента РФ в СФО Любовь Бурда.
Автокатастрофа породила шквал слухов. «Евдокимова убрали!» – единогласно решил народ. И не без причины. Противостояние народного губернатора и Законодательного собрания края началось сразу после инаугурации Евдокимова. Весной 2005 года депутаты два раза оценивали работу администрации как неудовлетворительную и выносили губернатору вотум недоверия. Им не нравилось, что Евдокимов снимал с должностей чиновников и ставил других. Отношения накалились до предела, когда глава края на сессии Заксобрания отказался читать доклад об экономическом положении региона, указав депутатам на то, что любые цифры они перевернут так, как им угодно.
Общественность смутило и то, что за несколько дней до ДТП губернатора лишили машин сопровождения ГИБДД, которые должны были освобождать дорогу и обеспечивать безопасность. Галина Евдокимова позже вспоминала, что ее муж очень нервничал по этому поводу и опасался покушения. Народная версия гласила, что накануне начальника местного ГУ МВД Валькова вызывали в Москву и предложили оставить пост. Губернатор не стал за него вступаться и поэтому лишился кортежа и охраны.
В-третьих, ДТП у Буланихи оказалось похожим на ДТП, в котором погиб мэр Барнаула Баварин. Там тоже был Чуйский тракт, ехавший на большой скорости Land Rower мэра, встречная машина — и переворот, не сработавшие системы безопасности. Водитель, охранник и мэр так же погибли, а жена Владимира Баварина осталась жива.
Сразу же появились две конспирологические версии. Согласно первой, ДТП было тщательно подстроено. Ивану Зуеву помешала встречная машина, выехавшая в лоб. Версия подогревалась слухами о том, что якобы в Новосибирске полиция проверяла иномарки с алтайскими номерами — искали ту самую машину. В пользу этой версии высказывались коллеги Зуева по гаражу.
Вторая версия утверждала, что губернатор после аварии был жив, его добили, сломав шею. Друзей Евдокимова поразило то, что первым на место гибели прибыл эксгубернатор края Александр Суриков, который не любил Едокимова.
Что говорят эксперты
Эксперты журнала «За рулем» провели независимую экспертизу ДТП.
Расчет показал, что скорость Mercedes была не меньше 149 км/ч — об этом говорит тормозной след в 84 метра. Именно Sprinter ударил Mercedes в заднюю праву дверь. Автомобиль вылетел с шоссе и врезался в земляной вал. Эксперименты показали, что вина водителей обоюдная. Зуев превысил скорость и пошел на обгон, а водитель Sprinter имел возможность увидеть летящий Mercedes и не поворачивать. У него было на это 4,5 секунды.
Экспертиза подтвердила, что у губернаторского автомобиля не сработала ABS, и автомобиль занесло, но это почему-то не заинтересовало следствие.
По слухам, служебный Mercedes, буквально накануне был на обслуживании.
Место трассы очень оживленное, но свидетелем ДТП стал один человек.
Водитель Spriner Олег Щербинский сначала был признан виновным в нарушении ПДД и осужден на четыре года колонии-поселения, но после вмешательства правозащитников его оправдали.
Чтобы понять, что было на самом деле, надо побывать на месте: скоростное шоссе с прекрасным покрытием, нерегулируемый перекресток, небольшой пригорок перед ним, затрудняющий видимость. Летом, в выходные, на этом отрезке Чуйского тракта можно за вечер увидеть несколько подобных аварий. Конечно, в гибели губернатора виноваты несколько факторов. И если его не убили, то погубили точно. Равнодушием, откровенной неприязнью и даже травлей.
Сейчас на месте гибели Евдокимова стоит часовня в честь архангела Михаила.
Источник
В гибели Михаила Евдокимова виноват его водитель
Предварительное расследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в котором погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов, склоняется к версии о виновности в ДТП водителя автомашины, в которой находился губернатор, сообщил источник «Интерфакса» в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России.
Михаил Евдокимов погиб в результате аварии, которая произошла в воскресенье около 11 часов утра по местному времени на трассе Бийск-Барнаул в 15 километрах от села Зональное в районе поворота на село Плешково. В аварии погибли также его водитель и охранник.
По предварительной версии, Mercedes губернатора пытался совершить обгон автомобиля на повороте трассы, где была нанесена сплошная разделительная полоса и обгон запрещен. При этом Mercedes двигался со значительно повышенной скоростью. Как сообщалось ранее, при обгоне он задел по касательной автомашину Toyota, которая совершала разрешенный поворот влево. Mercedes, уходя от столкновения, вылетел с трассы в кювет. При этом машина метров 20 пролетела по воздуху.
К настоящему времени осмотр места ДТП, в котором погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов, завершен, допрошены очевидцы аварии и назначены необходимые экспертизы, в том числе судебно-медицинские, автотехнические и трасологические, говорится в сообщении пресс-службы отдела Генпрокуратуры в Сибирском федеральном округе (СФО).
На данный момент установлено, что столкновение губернаторского Mercedes и автомобиля Toyota, следовавших в попутном направлении, произошло около 10 часов утра по местному времени на 318 километре автотрассы Новосибирск-Бийск-Ташанта при следовании автомашин в сторону Барнаула, отмечается в сообщении. ДТП произошло на перекрестке с дорогой, ведущей к селу Плешково Зонального района Алтайского края, уточнили в прокуратуре. В сообщении отмечается, что после столкновения Mercedes съехал с дороги и ударился в земляной холм.
Пока исполнять обязанности главы администрации края будет и. о. первого вице-губернатора Михаил Козлов. Он же возглавляет комиссию по проведению похорон и обеспечивает деятельность органов управления в Алтайском крае, сообщили в пресс-службе администрации. «Администрация края находится в дееспособном состоянии»,- заявил первый вице-губернатор Михаил Козлов.
В связи с трагической гибелью губернатора в четверг, 11 августа, созывается внеочередная сессия Алтайского краевого Совета народных депутатов. Как сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе крайсовета, необходимость созыва сессии обусловлена досрочным прекращением полномочий главы администрации Алтайского края Михаила Евдокимова в связи с его трагической гибелью в автокатастрофе. Это определяет статья 19 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации».
Михаила Евдокимова похоронят в среду в его родном селе в Алтайском крае
Традиционное аппаратное совещание по понедельникам в администрации Алтайского края началось с минуты молчания в память о погибшем накануне в автокатастрофе главе краевой администрации Михаиле Евдокимове. К портрету Евдокимова в траурной рамке возложены цветы. На административных зданиях Барнаула приспущены государственные флаги. Соболезнования выражают жители края, коллеги алтайского губернатора.
Два места для погребения погибшего в автокатастрофе Михаила Евдокимова готовятся в Алтайском крае. Как сообщили РИА «Новости» в пресс-службе администрации, Михаил Евдокимов, погибший в автокатастрофе в воскресенье утром, будет похоронен в среду, 10 августа, в родном селе Верх-Обское Смоленского района Алтайского края.
По его словам, прощание с Михаилом Евдокимовым начнется 9 августа в 10:00 по местному времени в Барнауле во Дворце Спорта и продлится, предположительно, до 16:00 часов. Затем гроб с телом губернатора на руках перенесут по площади Сахарова до улицы Молодежной, а затем отправят в село Верх-Обское Смоленского района. Погибший губернатор был глубоко верующим человеком, поэтому в одной из церквей пройдет его отпевание.
Между тем, по информации ИТАР-ТАСС, в Алтайском крае еще одно место для погребения готовится в Барнауле. Где он будет похоронен, будет зависеть от воли семьи. Дочь Евдокимова Анна, прибывшая из Москвы, не возражает, чтобы он был похоронен в Верх-Обском.
Супруга Михаила Евдокимова Галина, попавшая вместе с ним в автокатастрофу, узнала о гибели мужа только сегодня утром, придя в сознание, сообщает ИТАР-ТАСС. Она получила ушиб сердечной мышцы, переломы обеих ног, ребер и вывих тазобедренного сустава. Ее состояние врачи оценивают как тяжелое, но стабильное.
Специалистами Центра медицины катастроф вдова губернатора была оперативно доставлена вертолетом с места трагедии в краевую клиническую больницу в Барнауле. У ее постели наряду с медперсоналом находится прилетевшая в воскресенье из Москвы дочь Евдокимовых Анна.
Родился 6 декабря 1957 года в городе Новокузнецке Кемеровской области. По окончании школы Михаил Евдокимов учился в культпросветучилище, затем работал шлифовщиком на Алтайском моторном заводе, администратором в столовой, служил в армии в Нижнем Тагиле.
В 1978-1979 годах занимал должность художественного руководителя сельского дома культуры в селе Усть-Катунь Смоленского района Алтайского края. В 1979 году поступил в Новосибирский институт торговли, был капитаном команды КВН. В 1981 году бросил учебу и уехал в Москву, за что был отчислен из института. Впоследствии, в 2000-х годах, все же окончил институт торговли, к тому времени переименованный в Сибирский университет потребительской кооперации (специальность – «экономика и управление на предприятии»).
В 1981 году неудачно поступал в Московское эстрадно-цирковое училище. В 1983 году приглашен в Московскую областную филармонию в качестве артиста разговорного жанра, а затем – в Москонцерт. 8 марта 1984 года дебютировал на телевидении в праздничной программе «Огонек». С 1989 года работал в концертно-театральной фирме «Музыка».
Известность к артисту пришла в 1989 году после участия в телевизионной программе «Аншлаг». С 1992 по апрель 2004 года являлся директором ООО «Театр Евдокимова». Снялся в нескольких фильмах: «Игра без козырей» (1981), «Не хочу жениться» (1993), «Про бизнесмена Фому» (1993), «Не валяй дурака» (1997), «Не послать ли нам гонца?» (1998), «Старые клячи» (2000). Делал авторские передачи «С легким паром» («Первый канал»), «Михаил Евдокимов в кругу друзей» («Россия»), «Не скуЧАЙ!» («Россия»), «Надо жить» (ТВЦ). Народный артист Российской Федерации.
В январе 2004 года заявил об участии в выборах губернатора Алтайского края, назначенных на 14 марта. 4 апреля 2004 года победил во втором туре, получив 49,53% против 46,29% у действующего губернатора Александра Сурикова. 31 марта 2005 года местный парламент вынес губернатору вотум недоверия и обратился к президенту с просьбой отстранить Михаила Евдокимова от должности, однако Евдокимов остался на своем посту.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
«Все мы Щербинские». Как простого железнодорожника обвиняли в гибели Евдокимова
Без вины виноватый. Как Олег Щербинский выиграл процесс по «делу Евдокимова»
ДТП, в котором 15 лет назад погибли губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов со своим охранником и водителем, едва не сломало жизнь еще одному человеку – Олегу Щербинскому. Именно в его автомобиль по касательной врезался летящий на бешеной скорости Merсedes губернатора. Суд первой инстанции счел, что именно Щербинский виноват в аварии и приговорил его к 4 годам колонии-поселения. Мало кто верил, что апелляция оправдает обычного сельского мужика. Но внезапно и неожиданно в его поддержку выступили люди всей страны. Щербинского полностью оправдали. Amic.ru вспоминает историю человека, чья фамилия стала символом борьбы с чиновничьим беспределом на дорогах.
В «Тойоте» никто не пострадал. Физически
Олег Щербинский – обычный сцепщик железнодорожных вагонов на станции Чемровка Западно-Сибирской железной дороги. В тот день, 7 августа 2005 года, вместе с женой Светланой и двумя дочерьми – Аленой и Настей – на автомобиле Тойота Sprinter направлялся на озеро Уткуль в Троицком районе. Возле поворота на село Плешково (примерно в 20 км от Бийска) Щербинский стал выполнять поворот, как утверждал, сначала убедившись в отсутствии машин и включив левый поворотник. И в этот момент сзади на скорости, близкой к 200 км/ч, выскочил Mercedes, в котором ехали губернатор Михаил Евдокимов, его жена Галина и охранник Александр Устинов. Управлял автомобилем водитель Иван Зуев.
Глава региона с супругой направлялся в село Полковниково Косихинского района, где проходили мероприятия по случаю 70-летия со дня рождения космонавта Германа Титова.
Позднее при реконструкции аварии эксперты пришли к выводу, что водитель губернатора обгонял на перекрестке «Тойоту» с превышением скорости, нарушил разметку, и, не заметив левого поворота «Тойоты», ударился правым крылом о ее борт. После этого автомобиль, потеряв управление, выскочил на обочину и врезался в дерево. Три человека, включая губернатора, погибли на месте. Супруга Михаила Евдокимова выжила, но получила тяжелые травмы.
Расследование обстоятельств трагедии началось сразу же. Мало кто сомневался, что виновным сделают 45-летнего Олега Щербинского, который оказался не в то время и не в том месте. Кстати, никто из находившихся в его машине людей не пострадал. У японской иномарки 1992 года выпуска оказались повреждены левое крыло, коробка передач, колесо, фара, разбит поворотник, погнута стойка. Ущерб, нанесенный автомобилю Олега Щербинского в результате столкновения с «Мерседесом» губернатора Алтайского края, позднее был оценен в 20 тысяч рублей.
Как рассказывал сам Щербинский, праворульную «Тойоту» 1992 года выпуска с пробегом 190 тысяч км он купил в Бийске в ноябре 2004 года за 135 тысяч рублей. До этого ездил на «Москвиче», «копейке», ВАЗ-2104, ВАЗ-2109. Его водительский стаж к моменту ДТП составлял 5 лет.
Признать полностью виновным
Щербинскому изначально было предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения и гибели трех человек (ч. 3 ст. 264 УК РФ). Следователи отдела Генпрокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе, проводившие расследование, посчитали, что водитель автомобиля Toyota не уступил дорогу машине губернатора, которая была оборудована проблесковым маячком, а потому имела приоритет на дороге.
Уголовным делом занимался суд Зонального района. Процесс (проходил в закрытом режиме) вела Галина Щегловская. 3 февраля 2006 года суд признал Щербинского виновным в смертельной аварии и приговорил к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении. Сразу после оглашения приговора подсудимый отправился в бийское СИЗО.
По сути говоря, с самого начала ни следствие, ни суд не рассматривали другие версии аварии. Еще до суда по центральному телевидению высокопоставленные лица обвинили Щербинского в «преступной небрежности», приведшей к гибели трех человек. Сам Щербинский во время суда предпочитал угрюмо отмалчиваться и отвечал, что он «ничего не видел».
Неожиданно для многих в поддержку Щербинского выступили автомобилисты по всей России. Под лозунгом «Все мы – Щербинские» прошли протесты по всем регионам страны. Так Олег Щербинский стал едва ли не символом борьбы с произволом чиновников на дорогах. Во многих городах водители повязали на антенны машин белые ленточки – в знак поддержки и солидарности с Щербинским. В защиту Щербинского стали выступать известные политики и общественники федерального уровня, его делом заинтересовались маститые юристы.
«Не мог сдержать слез»
Защита подала апелляцию в Алтайский краевой суд. Олега Щербинского стали представлять три адвоката: Сергей Шмаков (Барнаул), Андрей Карпов (Москва), Александр Главин (от профсоюза железнодорожников). И на последнем этапе к защите присоединился Анатолий Кучерена – от Общественной палаты РФ.
В итоге приговор 23 марта был полностью отменен. Судебная коллегия пришла к выводу, что нарушения правил движения допустил не водитель автомобиля Toyota, а водитель алтайского губернатора, который не убедился, что ему уступают дорогу. Краевой суд прекратил уголовное дело в отношении Щербинского «за отсутствием в его действиях состава преступления», и, таким образом, полностью оправдал его. Несколько минут подряд люди в зале суда аплодировали после оглашения приговора.
Самого обвиняемого на заседании не было. В этот момент он находится в следственном изоляторе Бийска, где провел суммарно 1,5 месяца. Коллегия суда постановила отпустить Щербинского из-под стражи. «Верил, конечно, что справедливость восторжествует, но после освобождения слез сдержать не смог», – скажет позднее Щербинский.
При этом суд отметил, что у правоохранительных органов не было достаточных оснований для предъявления обвинения водителю автомобиля Toyota. Таким образом, точка в уголовном деле была поставлена в марте 2006 года. Показательно, что прокуратура не стала обжаловать вердикт краевого суда, как и адвокаты супруги Евдокимова.
Анатолий Кучерена заявил, что причиной уголовного преследования стало «некачественное проведение предварительного следствия». Адвокат выразил надежду на то, что это дело «заставит дознавателей, следователей и прокуроров более качественно относиться к своим обязанностям» при проведении расследований.
«За пиаром как-то забыли о смерти людей»
Интересно, что спустя почти год – в феврале 2007 года – квалификационная коллегия Алтайского краевого суда приняла решение о дисквалификации судьи Щегловской, многие наблюдатели связали это решение с «делом Щербинского». Именно Щегловская вынесла обвинительный приговор бийскому железнодорожнику.
Дальнейшее оправдание Щербинского, по словам Галины Щегловской, стало для нее полной неожиданностью. «Меня не раз спрашивали, сочувствовала ли я Олегу Щербинскому. Судья может испытывать положительные и отрицательные эмоции к участникам процесса, другое дело, что не может их демонстрировать. Во время процесса я не увидела у Олега Щербинского сочувствия к семьям погибших, он считал себя невиновным. За всей этой акцией в его поддержку, за всем этим пиаром как-то забыли, что погибли люди», – говорила она в интервью. Более того, Щегловская заявила, что «и сейчас оставила бы свое решение в силе».
На волне повышенного интереса Олега Щербинского пригласили на ток-шоу в Москву. В частности, семья Щербинских приняла участие в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на НТВ. Однако сам бийский железнодорожник не хотел привлекать к себе внимания.
Более того, он даже попросил СМИ не упоминать о нем, потому что «хочет все забыть». На пресс-конференции после оправдательного процесса он ответил отрицательно на вопрос журналистов, хочет ли пойти в политику.
Этот день никогда не сотрется из памяти
Сам Щербинский не очень любит вспоминать это время. Рассказывает, что в изоляторе его поддерживали: «Говорили, что все закончится хорошо и меня вытащат из тюрьмы… Вообще, хотелось бы всех поблагодарить за поддержку, которая у меня была. Если бы народ не восстал, неизвестно, чем бы все закончилось. А я теперь оправдан и на свободе».
Рассуждая о планах на дальнейшую жизнь сразу после освобождения, Щербинский заявил, что ему нужно побыстрее выходить на работу – деньги зарабатывать, семью кормить. «Я ведь почти полгода потерял с этими судами. Хотелось бы получить компенсацию за прогулы из-за пребывания в СИЗО. Надеюсь, на работе пойдут навстречу и оплатят затянувшийся отпуск», – говорил железнодорожник.
Кстати, со злополучным автомобилем Олег Щербинский расстался почти сразу. Он предпочел продать машину, с которой было связано слишком много дурных воспоминаний. Следующим транспортным средством в семье стала Honda CR-V:
«7 августа 2005 года никогда не сотрется из памяти. Вспоминаю случившееся, как страшный сон. Мою «Тойоту», когда мне ее вернули из краевой прокуратуры, я продал почти сразу. Слишком много страшных воспоминаний. Всегда вспоминаю автомобилистов России, которые меня так поддержали. К сожалению, нет возможности видеть всех – Россия большая. Но со многими созваниваюсь – поздравляю с большими праздниками. Меня тоже поздравляют – с Днем железнодорожника… Мы с женой сейчас в большей степени занимаемся воспитанием внуков, детей, конечно. Живем обычной жизнью простых людей».
. Уже примерно с 2007 года Олег Щербинский перестал появляться в лентах информагентств. Думается, что и сам железнодорожник, и его семья были совсем не против такого поворота событий. Так или иначе, оправдание Щербинского в краевом суде стало едва ли не прецедентом по таким громким делам в современной России. Мало кто верил в подобный исход, особенно после вердикта Зонального районного суда. Тем не менее для Олега Щербинского все тогда закончилось благополучно.