евгеника что это кратко
Что такое евгеника? Определение, цели и методы
Что такое евгеника и как она появилась? С развитием биологии человечество пыталось найти новые способы повышения урожайности взращиваемых культур и улучшения показателей производительности домашних животных. Для достижения этих целей использовали методы селекции. Одновременно с этим в научных кругах нарастало желание применить полученные навыки для улучшения собственного генофонда. Попытки воплотить эти идеи в жизнь и отразились в новом учении – евгенике.
Основные понятия
Что такое евгеника? Можно ли назвать это направление научным, и есть ли у него будущее? Об этом до сих пор ведутся споры. Кто-то называет евгенику псевдонаукой, кто-то – наукой будущего. Для многих деятелей, занимающихся вопросами улучшения генотипа, грань между научными исследованиями и расизмом является слишком тонкой. В этом учении пересекаются этические и социальные нормы, поэтому воспринимать его только как науку нельзя.
Термином «евгеника» обозначают научную деятельность, направленную на сохранение и улучшение наследственных характеристик человеческого организма. Слово это греческого происхождения и дословно обозначает «хороший род». Таким образом, евгеника – это наука, изучающая влияние различных окружающих и наследственных факторов на врожденные качества человека. Цель деятельности – определить негативные показатели и свести их присутствие к минимуму.
Многие ученые в разное время стремились отделить внешние факторы от генетических. Однако, как показали исследования, это невозможно. Эти факторы взаимодействуют между собой. Так, например, климатические условия формируют такие свойства организма, как пигментация кожи, а социум, в котором обитает человек, оказывает значительное влияние на его психику в целом.
Виды евгеники
Принято выделять два основных направления:
1. Позитивная евгеника. В этом случае улучшение наследственных характеристик достигается путем стимуляции распространения генотипов, свободных от заболеваний, которые способны передаваться из поколения в поколение.
2. Негативная евгеника. Это направление считается более жестким и категоричным. Оно препятствует распространению негативного генофонда.
Позитивная евгеника является более щадящей. Однако она не получила распространения, и методы ее применения так и не были сформированы. Причина в том, что до настоящего времени нет четкого понимания того, как вывести и сохранить ценный генофонд.
С негативной евгеникой дела обстоят значительно проще. Существует богатая практика выявления нежелательных наследственных качеств, которую можно успешно применять. К сожалению, опыт использования этих методов довольно печален. Что такое евгеника негативная на практике? Именно ее применяла нацистская Германия, пытаясь уничтожить асоциальных, по ее мнению, представителей общества. В США и некоторых странах Европы насильно стерилизовались преступники, душевнобольные и другие люди, неугодные обществу.
Предыстория
О селекции человеческого вида впервые серьезно заговорили после выхода в свет теории Дарвина о происхождении видов. Именно тогда вопросы эволюции и поиски способов влияния на нее обсуждались во всех научных кругах.
Следует отметить, что идеи улучшения генофонда существовали с древних времен. Например, древнегреческий философ Платон считал, что людей неполноценных и порочных не следует лечить, а «моральные выродки» должны подвергнуться казни. Слабых и болезненных детей в Спарте и странах Скандинавии умерщвляли во младенчестве, так как считалось, что они не смогут справиться с суровыми жизненными условиями. Царь-реформатор Петр Великий даже издал указ, в котором говорилось, что «дураки, что ни в какую науку и службу не годятся», не должны воспроизводить потомство, так как «доброе наследие» у них отсутствовало и не могло передаться их детям.
История возникновения
Вопросы и задачи евгеники человека первым сформулировал натуралист Фрэнсис Гальтон из Англии. Он был знатного происхождения и приходился Чарльзу Дарвину двоюродным братом. Начиная с 1863 года он изучал родословные благородных семейств, пытаясь выявить закономерность наследования умственных и физических данных потомками. Первые его наработки были опубликованы в 1965 году в статье «Наследственный талант и характер». Через четыре года в свет вышла его книга «Наследование таланта».
Термины и основные положения новой науки были сформулированы в 1883 году. Они касались селекции сельскохозяйственных культур, улучшения породы домашних животных, сохранения и облагораживания человеческого вида. Эти аспекты были описаны в первой книге по евгенике, вышедшей в том же году.
Следует отметить, что в царской России тоже велись аналогичные научные исследования. Врач и писатель Василий Маркович Флоринский в 1866 году опубликовал свой труд «Усовершенствование и вырождение человеческого рода».
Формирование евгеники как науки
В 1907 году Фрэнсис Гальтон определил евгенику как науку, которая занимается улучшением врожденных характеристик расы. С этого момента она стала заниматься вопросами исключительно человеческого генофонда. Появилось и другое определение евгеники. Это наука, использующая методы социального влияния на эволюцию человеческого вида.
Несмотря на то что Гальтон проповедовал позитивные меры улучшения расы, в 20 веке почти во всех развитых государствах широкое распространение получила негативная евгеника. В 1920 году в СССР было образовано Русское евгеническое общество, в котором участвовали ведущие генетики и врачи того времени. В странах Европы активно применялась принудительная стерилизация. Такая мера использовалась и в США.
В начале прошлого столетия появилось устойчивое словосочетание – индианский метод. В истории евгеники это был первый опыт использования негативного направления. Название методу дал штат Индиана, где эта практика применялась первоначально. Позже она распространилась и в других штатах. Начиная с 1904 года, согласно официально принятому в США закону, принудительной стерилизации подвергались «нежелательные обществу» люди. Это были преступники, наркоманы, алкоголики, душевнобольные.
Евгеника в СССР
История русской евгеники началась в 1920 году с основания Русского евгенического общества. Во главе этой группы стоял биолог-новатор, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук Николай Кольцов. Он также являлся редактором «Русского евгенического журнала».
В стенах Общества проводилась активная научно-исследовательская деятельность. Участники занимались изучением фенотипа и генотипа человека. Они собирали данные русских семейных хроник, проводили анкетирование людей с выдающимися способностями. Целью этих исследований был поиск закономерности наследования и приобретения тех или иных способностей человека.
Кардинальное отличие русской евгеники от евгеники других государств в том, что в СССР не принимались меры по стерилизации и истреблению носителей нежелательной наследственности. В труде Кольцова об улучшении породы человека была сформулирована идея создания человека созидающего (HomoCreator). Биолог считал, что снижение рождаемости искусственным путем приведет к отрицательному результату в вопросе улучшения генофонда. Верным методом, по его мнению, являлось создание благоприятной среды для поддержки носителей хорошей наследственности.
Генетик Юрий Филипченко и евгенист Михаил Волоцкий, напротив, считали евгенический опыт стерилизации, применяемый в США, наиболее удачным. Психиатр Виктор Осипов главным фактором, влияющим на вырождение русской нации, считал алкоголь.
Ученый Серебровский предлагал создать отдельную евгенику для каждого класса. Это было вполне логично, ведь каждая социальная группа имела определенный набор положительных и отрицательных качеств, сложившихся поколениями. В целом, утверждал он, для достижения целей, которые преследовала евгеника, необходимо улучшить условия жизни граждан. Также он предлагал создать банк спермы с образцами семенной жидкости представителей социальной элиты для искусственного осеменения женщин.
С приходом к власти Сталина наука претерпела ряд изменений. Общество, образованное в 1920 году, распалось. Евгеника переродилась в медицинскую генетику.
Наука и нацизм
В первой половине 20 века принудительная стерилизация была популярна и в Германии. Однако меры евгеники Третьего рейха были значительно жестче, чем в других странах Европы. Потомство запрещалось иметь не только больным и неблагонадежным гражданам. Эта участь постигла цыган и евреев. Такие же меры были предприняты и относительно людей с коммунистическими взглядами. Затем было принято решение не только стерилизовать неугодных Третьему рейху людей, но и истреблять их физически. Изначально такие меры осуществлялись только на территории Германии, но позже распространились и на захваченные нацистами земли.
Немцы считали, что такая «евгеника» предотвратит вырождение арийской расы, единственными представителями которой они и были. Однако это был геноцид в самом жестоком его проявлении.
После Второй мировой войны отношение к евгенике кардинально изменилось. На нее плотно легла тень фашизма и тех ужасов, которые происходили под руководством Гитлера. С того времени люди, не посвященные в тонкости науки и историю ее происхождения, неумолимо ассоциирует ее исключительно с Третьим рейхом. Именно это является основной причиной негативного отношения к науке.
Проблемы евгеники
На Нюрнбергском процессе ученые-евгенисты Третьего рейха были причислены к палачам за опыты, проводимые над заключенными, а на само учение было наложено строжайшее табу. Кроме того, в обществе вызывали критику и некоторые методы, предлагаемые евгенистами. В Советском Союзе, например, предлагалось ввести искусственное осеменение женщин.
Основной проблемой, с которой столкнулась евгеника, является недостаток информации о передаче положительных и отрицательных наследственных качеств из поколения в поколение. Нет формулы, которая определяла бы и прогнозировала наличие высокого уровня интеллекта или таланта в какой-либо области у детей. Из этого следует, что позитивная евгеника построена на гипотезах и не имеет научного подтверждения. А негативное направление встретило резкую критику общества.
Евгеника как научная деятельность начала возрождаться спустя много лет. Преимущество отдается исследованиям позитивного направления. Современные ученые в большинстве своем склоняются к мнению, что эта наука сегодня утратила смысл. Поставленные цели так и не были достигнуты, а деятельность, которая первоначально позиционировалась сугубо научной, тесно переплелась с нормами этики и морали.
Евгеника и права человека
Всем известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Так произошло и с евгеникой. Наука столкнулась с моралью. Дело в том, что процесс совершенствования начинается с определения эталона, к которому следует стремиться. Таким образом происходит выявление хороших качеств и плохих. В евгенике разделение произошло на людей, достойных жить и производить потомство, и недостойных.
Следует отметить, что количество неугодных обществу значительно превосходило число тех, у кого наблюдалась положительная наследственность. Ведь среди них были не только больные и преступники. Отбор происходил по целому ряду признаков, которые часто не имели никакого отношения к наследственности. Это могла быть религия, социальная принадлежность, уровень достатка.
Чтобы избежать ущемления прав и свобод человека, был принят ряд юридических мер. Странами Европы были подписаны конвенции и декларации, посвященные этой теме. Согласно Хартии основных прав Европейского Союза (2000 год), евгеника стала запрещенной наукой.
Евгеника сегодня
В современном мире задачи евгеники решаются наукой генетикой. Пары, желающие иметь ребенка, но опасающиеся появления у малыша наследственных заболеваний, могут при помощи специалистов провести анализ своих данных и оценить риски. Такое консультирование позволяет рассчитать вероятность того, что потомство будет/не будет обладать тем или иным пороком.
Широко используются методы пренатальной диагностики. Исследование плода, развивающегося в утробе матери, помогает выявить большинство наследственных заболеваний и патологий. В случае необходимости женщина имеет возможность прервать беременность на ранних сроках.
Генная инженерия занимается непосредственно нахождением и исследованием способов, которые могли бы позволить улучшить генофонд и избавить человечество от заболеваний, передающихся по наследству.
Другая евгеника
Если вплотную заняться поиском сведений о евгенике, на страничках информационных ресурсов можно найти ответы, никак не связанные с наукой. В выпадающем списке появляются словосочетания: «евгеника инстаграм», «евгеника дидюля», «евгеника певица» и тому подобное. Что обозначают эти фразы и какое отношение они имеют к селекции человека? Абсолютно никакого.
Евгения имеет два высших образования по специальности «Вокал», замужем, у нее есть дочь. Ее муж – Валерий Дидюля, знаменитый гитарист-виртуоз, композитор и шоумен. По совместительству он является продюсером красавицы.
Творчество Евгеники
Певица выпустила свой первый альбом летом 2017 года. Он называется «Оптимистка». Песни Евгеники наполнены юмором и жизненной простотой. Как утверждает сама исполнительница, они полностью отражают ее характер и взгляды на жизнь. Клипы певицы также юмористичны. Кроме того, она не стесняется показаться публике как в откровенных нарядах, так и в мужском образе. Ярким примером тому служит клип на песню Евгеники «Бабы».
Евгеника: генетический отбор
Тема: Наука
Евгеника (от греч. ευγενες — «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.
Это учение в современном его понимании зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон — двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника».
Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».
Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.
В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.
Виды евгеники
Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна).
Цель позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).
Цель негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.
Исторический аспект
Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности; и не только скотоводам.
В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, — живьём сбрасывали в пропасть.
Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. В то же время, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.
У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.
Фрэнсис Гальтон
Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1863 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье).
Первые эскизы теории были представлены им в1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).
В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека.
В этот же период были сформированы основные идеиьсоциального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»).
В 1907 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».
Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».
XX век
Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах разных стран, а в некоторых — евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для «улучшения человеческих качеств». Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики, «половые извращенцы»), подлежат обязательной стерилизации.
Подобные же программы осуществлялись в 1920—1950 гг. и в ряде штатов США.
На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее:
«Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.»
В некоторых штатах США для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, возможность замены пожизненного заключения добровольной кастрацией предусмотрена и до настоящего времени.
В этом случае кастрация выполняет одновременно как карательную, так и превентивную роль.
Первый штат, который принял евгенические законы — Индиана (в 1907 году).
Одни из самых жестоких евгенических законов существовали в Северной Каролине. К примеру, стерилизация делалась автоматически всем людям, чей IQ был ниже 70. Также поощрялась стерилизация среди бедняков — за эту операцию им даже платилась премия в 200 долларов.
В Европе такая кастрация была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда.
С 1934 по 1976 годы программа принудительной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в Швеции. Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии.
В нацистской Германии (1933—1945) принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, уроды, душевно больные, коммунисты и т. д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения.
Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы «предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы», а впоследствии — и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:
Евгеника и современность
По мнению генетика С. М. Гершензона, в связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности, евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.
«Сейчас евгеника — это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой её основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед».
Евгенические принципы сегодня частично реализуются в рекомендациях к желательной/нежелательной беременности — пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, является институт усыновления.
Доводы «Против»
Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные (пьянство, наркомания и т. д.) и положительные (высокий IQ, крепкое здоровье и т. д.).
Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами (слабый иммунитет, плохое физическое развитие) могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.
Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистской Германии, после Второй мировой войны был «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы до 1970-х годов.
Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда
В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине — генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней.
Однако в настоящее время во многих странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой линии (половые клетки и их предшественники). Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества (то есть актуальность негативной евгеники) существенно снизится или полностью исчезнет.
Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.
Конвенция о биомедицине и правах человека
Страны — члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых стран и не только развитых), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года.
Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.
Делай меня точно. История евгеники в Древней Греции, США и России
Принудительная стерилизация больных, «расово неполноценных» и просто людей с низким IQ, убийство «неудачных» младенцев, запреты на браки, расовая гигиена. Нет, это не про нацистскую Германию: такими радикальными методами боролись за улучшение генофонда вполне цивилизованные страны, причем еще совсем недавно. Почитайте об истории этой жестокой и бесполезной практики.
Государство вместо естественного отбора
Хотя термин «евгеника» появился сравнительно поздно, идея немного подтолкнуть эволюцию соблазняла человечество веками. Уже древние греки были хорошо знакомы с принципами и позитивной евгеники (создание условий для воспроизводства наиболее одаренного потомства), и негативной (ограничение размножения «неполноценных» особей). Платон в трактате «Государство» предлагал и конкретный рецепт:
«Лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие с самыми худшими.
Потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших — нет.
Но что это так делается, никто не должен знать, кроме самих правителей, чтобы не вносить разлада».
Да и спартанская традиция сбрасывать неудачных младенцев со скалы — негативная евгеника в чистом виде (правда, археологи все чаще поговаривают, что это миф и спартанцы ничего такого не делали).
Идеи Платона продолжает Кампанелла. В «Городе солнца» он пишет, что странно, «заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегать породой человеческой», поэтому «деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство», — право и обязанность государства. За подбор наилучших комбинаций, по версии Кампанеллы, должны были отвечать специальные чиновники:
«Когда же все, и мужчины и женщины, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг другу.
Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же — с худыми, а худые — с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга».
Но по-настоящему массовый всплеск интереса к евгенике возник с появлением дарвиновской теории. Сам Дарвин про селекцию людей, правда, высказывался с осторожностью; зато этой идеей увлекся его двоюродный брат Фрэнсис Гальтон (которому мы и обязаны термином «евгеника»). Почти как Кампанелла и Платон, он предлагал, чтобы специальные коллегии экспертов оценивали наследственные качества каждого человека. И если показатели недостаточно хороши, общество берет таких людей на содержание с одним условием: чтобы они не занимались сексом и не размножались.
Читайте также
«Родители, воспитанные в строгом уважении к интересам расы, не слишком долго будут предаваться скорби, но радостно и со свежими силами предпримут вторую попытку, если комитет по воспроизводству позволит им это сделать после предыдущей неудачи», — невозмутимо замечает Плётц.
Кроме того, уничтожению должны подлежать все дети, рожденные от матерей старше 45 и отцов старше 50 лет, и всё последующее потомство женщин, рожавших более шести раз.
Не стоит думать, что такие радикальные идеи озвучивали редкие маргиналы. Наоборот, уже на рубеже веков евгеника становится массово популярной во всем западном мире, в том числе на государственном уровне. Откуда такой интерес именно в это время? Во-первых, на волне дарвиновской теории идея улучшить человечество впервые показалась достижимой и очень соблазнительной.
Во-вторых, в обществе нарастала тревога: с развитием здравоохранения, гигиены и с улучшением уровня жизни естественный отбор, казалось, перестал работать. А значит, государство должно взять эту функцию на себя, иначе население стремительно выродится и скатится обратно в варварство. Сторонники евгеники всерьез считали, что речь идет уже не об утопическом улучшении человечества — а буквально о его спасении.
Советскую Россию мода на евгенику тоже не обошла: в 1920 году в Москве открылось Русское евгеническое общество. Его создатель — профессор Николай Кольцов, легендарный биолог, основатель Института экспериментальной биологии, один из пионеров русской генетики. Свои взгляды на вопрос он изложил в статье «Улучшение человеческой породы»:
«Наука об улучшении пород животных называется зоотехнией; наука об улучшении человеческой породы, обычно называемая евгеникой, может быть названа также антропотехнией, так как она является не более как отделом зоотехнии. Порода всякого вида животных, в том числе и человека, может быть изменена сознательно, путем подбора таких производителей, которые дадут наиболее желательную комбинацию признаков у потомства».
Кольцов добавлял, что это, пожалуй, единственный путь как-то облагородить человеческую природу: к идеалистическим идеям улучшить человека через повышение его культурного уровня он относился довольно скептически. (Конечно, такие взгляды шли вразрез с теорией исторического материализма и ее главным принципом «бытие определяет сознание» — что вскоре станет лишним поводом для разгрома советской генетики, а с ней за компанию и евгеники.)
Правда, Кольцов признавал, что на практике реализовать «антропотехнию» проблематично:
«Мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, каковы у нас будут дети».
Зато проект такой реализации вскоре предложил другой советский генетик, Александр Серебровский. В статье «Антропогенетика и евгеника в социалистическом обществе» (1929) он критиковал евгенические идеи западных коллег за излишнюю мягкость:
«Как бесплодная дева, буржуазная евгеника может мечтать лишь о том, что вот красивые и умные мужчины будут выбирать себе в жены красивых и умных женщин и будут у них красивые и умные дети. Но этот лозунг является совершенно бессмысленным и ненаучным.
Если умный будет выбирать себе умную жену, то оставшийся дурак женится на оставшейся дуре, и еще вопрос, кто из них наплодит больше потомства».
В советском же государстве зачатие должно происходить только в результате искусственного осеменения спермой лучших производителей. При этом Серебровский не отрицал любви, сексуального влечения и прочих иррациональных проявлений человеческой природы: просто, писал он, всё это должно быть отделено от деторождения. Пусть влюбленные сколько угодно занимаются сексом в свое удовольствие, это их личное дело; а вот дети — дело общественное, и тут нельзя полагаться на случай.
Технологии, резонно замечал Серебровский, уже есть и многократно опробованы в животноводстве. Всего-то и надо — разрушить в мужчинах дурацкое буржуазное желание воспитывать только своих детей, а в женщинах — мещанский предрассудок «рожать от любимого человека»:
«Наоборот, необходимо будет внушить, что срыв этого сложного плана есть поступок антиобщественный, аморальный».
По меркам 1920-х идея не выглядела слишком радикально. Так, еще за три года до статьи Серебровского популярный поэт и драматург С. Третьяков опубликовал пьесу «Хочу ребенка» с очень «евгеническим» сюжетом (ее собирался ставить Мейерхольд, но процесс затянулся, а потом и евгеника, и сам Мейерхольд оказались в опале).
Главная героиня, большевичка Милда, решает завести ребенка, но подходит к этому прагматично, без мещанских идей о любви и браке, и просто выбирает в своем окружении лучшего «производителя».
Избранник, «стопроцентный пролетарий» Яков, поначалу смущается (тем более что он влюблен в другую), но потом уступает доводам Милды. Финальная сцена — врачебная комиссия проводит конкурс детей, чтобы определить лучшего ребенка из родившихся в прошлом году. Конкурс выигрывают сразу двое младенцев: оба рождены от пролетария Якова, один Милдой, а второй — его возлюбленной. Все счастливы.
Впрочем, на фоне того, что происходило под знаменами евгеники в других странах, эти идеи выглядят даже трогательно. Советские евгенисты оказались гораздо гуманнее западных коллег. Их идеи были хоть и радикальны, но находились в рамках позитивной евгеники: о принудительной стерилизации и других инструментах евгеники негативной и сам Кольцов, и его коллеги всегда отзывались резко отрицательно, да и расовую теорию к своим идеям никогда не приплетали. Но так было далеко не везде.
Чикаго — новая Спарта
Все мы прекрасно знаем, чем идеи о чистоте генофонда обернулись в нацистской Германии — само слово «евгеника» теперь прочно ассоциируется с Третьим рейхом. А между тем Германия была далеко не единственной и не первой страной, где принципы негативной евгеники стали государственной политикой.
…В ноябре 1915 года женщина по имени Анна Боллингер родила в чикагском госпитале ребенка с осложнениями. Главный врач и убежденный евгенист Гарри Хайзельден, осмотрев младенца, пришел к выводу: операция, конечно, могла бы его спасти, вот только он не стоит спасения, слишком уж болезненный. Так он и заявил родителям. Через пять дней ребенок, не получив медицинской помощи, умер.
На суде доктор нисколько не отпирался, а прямо заявил:
«Я совершил бы бо́льшее преступление, если бы оставил этого младенца в живых, ведь это ошибка природы. Я точно знаю, что он вырос бы дефективным!»
И хотя следствие доказало, что Хайзельден мог предотвратить гибель ребенка (он этого и не отрицал), врача оправдали.
Проснувшись, роженица принимает совет доктора и оставляет ребенка умирать; его душа вылетает из тела и попадает в объятия Иисуса, который уже ждет на пороге.
Настоящая агитка негативной евгеники длиной в полтора часа, которая долгие годы шла в кинотеатрах.
Пример для Гитлера
Еще активнее в жизнь внедрялся другой способ негативной евгеники — стерилизация. Первый закон о принудительной стерилизации приняли еще в 1907 году в штате Индиана; со временем аналогичные поправки в свое законодательство внесли еще 32 штата. В некоторых штатах закон действовал вплоть до 1970-х годов; за это время в США успели принудительно стерилизовать более 60 000 человек (треть — в Калифорнии, где были особенно суровые законы).
Впрочем, сторонникам евгеники и этих мер казалось недостаточно: «Если бы в Соединенных Штатах эти законы применялись бы в большей мере, в течение столетия наши тюрьмы, сумасшедшие дома и психиатрические клиники были бы полностью очищены», — высказывался на этот счет один из участников конгресса по вопросам евгеники в Нью-Йорке.
Кто подвергался принудительной стерилизации? Изначально — люди, страдающие психическими заболеваниями (даже если не было никаких доказательств, что они передаются по наследству), слабоумные и люди с физическими недостатками — слепые, глухие, эпилептики.
Но некоторые штаты трактовали закон гораздо шире: там стерилизовали и тех, кого считали маргиналами или «преступниками против нравственности» (например, гомосексуалов или «неразборчивых в связях женщин», забеременевших вне брака).
«Слабоумие» тоже оценивали очень вольно. Так, в Северной Каролине стерилизовали всех, чей IQ был ниже 70. При этом IQ-тесты были крайне неточными и иногда включали, например, задания на эрудицию — так что в «слабоумных» легко записывали необразованных бедняков.
Власти всё чаще рассматривали стерилизацию как отличный способ не дать размножаться беднейшим слоям населения. Бедных женщин (как правило, из этнических меньшинств) иногда стерилизовали не просто без «медицинских показаний», но даже без их ведома.
Женщина из племени навахо рассказывает: однажды у нее заболел живот, и она пришла в местную клинику «для коренных народов». Врачи сказали, что ей нужно срочно вырезать аппендицит, и дали подписать какие-то бумаги — она думала, что это согласие на операцию. Аппендицит ей действительно вырезали, но заодно стерилизовали. Узнала она об этом только через несколько лет, когда обратилась к врачу после безуспешных попыток забеременеть.
Это была стандартная схема: таким же образом в одном из городов штата Миссисипи в 1960-х стерилизовали 60% темнокожих женщин, обращавшихся в местный госпиталь. Но и этим негативная евгеника не ограничивалась.
Законы многих штатов под страхом уголовного наказания запрещали вступать в браки целым категориям людей: где-то «идиотам и сумасшедшим», где-то «эпилептикам и имбецилам», где-то «заядлым пьяницам».
Некоторые энтузиасты ратовали даже за запреты союзов между бедняками. Что уж говорить про межрасовые браки, если в 1920-х сам президент страны Калвин Кулидж заявлял, что «нордическая раса ухудшается, если смешивается с другими».
Может быть интересно
Собственно, нацистская Германия училась именно у США. Еще в первой половине 1930-х американские ученые активно сотрудничали с коллегами из Третьего рейха, а Фонд Рокфеллера финансировал немецкие евгенические программы (в том числе ту, в которой принимал участие доктор Менгеле — накануне своей карьеры в Аушвице). Вернувшись в 1934 году из поездки в Германию, один из американских евгенистов с гордостью хвастался коллегам, что «наша работа играет значительную роль в формировании образа мыслей группы интеллектуалов, стоящих за Гитлером».
А сам Гитлер написал восторженное письмо другому американскому идеологу евгеники, автору книги «Конец великой расы» Мэдисону Гранту, где назвал его работу «своей Библией».
В этой книге Грант, помимо прочего, пропагандировал устранение из генофонда «бесполезных расовых типов» и рекомендовал сегрегацию нежелательных рас в специальных районах проживания, под строгим надзором. Похоже, Гитлер действительно читал ее очень внимательно.
А что же позитивная евгеника? Ее тоже пытались развивать, иногда довольно причудливыми методами. Так, на сельскохозяйственных ярмарках наряду с конкурсами племенных быков и кур-несушек стали проводить нечто похожее, но с людьми. Началось всё с конкурсов «Лучший ребенок», но позже уже целые семьи соревновались, у кого из них лучшие гены.
Процедура мало чем отличалась от выставок племенного скота: семьи проходили полное медицинское обследование, сдавали анализы крови и мочи, комиссия оценивала их физические параметры, внешность, состояние зубов, родословную, а также психическую уравновешенность и «социально одобряемые» черты характера. По каждому показателю выставлялись оценки, которые потом суммировались. Такие конкурсы проводились в США почти вплоть до Второй мировой войны.
Разумеется, когда стало известно, как идеи расовой гигиены реализовали нацисты, евгенику стало стыдно даже упоминать в приличном обществе. Многочисленные институты и общества евгеники спешно закрылись или переименовались, а былые адепты сделали вид, что даже слова такого никогда не слышали. Между тем на практике евгенические законы в некоторых штатах действовали и через несколько десятилетий после падения Третьего рейха.
Последние оплоты негативной евгеники
Пример США не был чем-то исключительным. Евгенические законы о принудительной стерилизации действовали и во многих европейских странах — в Норвегии, Дании, Финляндии, в одном из кантонов Швейцарии. Удивительно, что европейским чемпионом по этому показателю (после Германии, конечно) стала Швеция — страна, которая гордится своими либеральными свободами и социальными гарантиями.
С другой стороны, именно Швеция была родиной первого в мире государственного Института расовой биологии (открылся в 1921 году), программа которого звучала так:
«Задача расовой гигиены состоит в защите народов от их опаснейших внутренних врагов. Никакие жертвы, ведущие к этой цели, не могут быть признаны слишком большими».
Закон о стерилизации существовал в Швеции с 1935-го по 1976 год, и за это время в стране с населением около 10 миллионов было стерилизовано 60 000 человек — в основном женщин. Причем широкая общественность узнала о масштабах трагедии только в 1990-х, после крупного журналистского расследования.
В Швеции стерилизации подвергались не только люди с генетическими заболеваниями, но и те, кому диагностировали «трудности в обучении» (в первую редакцию закона входила еще расовая неполноценность, но после Нюрнбергского процесса сохранять такую формулировку стало как-то неловко).
Официально процедура была добровольной: жертвы сами подписывали документы о согласии. Но, по их рассказам, этому всегда предшествовал шантаж: например, угрозы отнять детей или лишить социальной защиты.
Одна из жертв вспоминала, что ей диагностировали «трудности в обучении», потому что у нее не было очков и она не могла разглядеть то, что учительница писала на доске (на очки у семьи денег не было, а признаться она стеснялась). В 17 лет девушку поместили в заведение для умственно отсталых, вызвали в кабинет директора и заставили подписать согласие на стерилизацию. Это была многократно отработанная схема: девушек с «трудностями в обучении» отправляли в специализированные «заведения» и угрожали, что продержат там всю жизнь, если те не согласятся на процедуру.
Еще хуже дело обстояло в Японии, где введенный в 1948 году закон о евгенической защите отменили только в 1996-м. Согласно этому документу, принудительной стерилизации могли подвергнуть любую женщину, если у нее, ее партнеров или родственников до четвертой степени родства (кузены, двоюродные деды и бабки) обнаружены генетические мутации. На практике закон трактовался еще шире: поводом для стерилизации могли стать не только шизофрения или эпилепсия, но даже альбинизм и «ненормальное сексуальное желание».
Согласия пациентки, даже формального, не требовалось: лечащему врачу достаточно было подать заявку в соответствующий комитет. Всего принудительной стерилизации подверглись 16,5 тысячи человек, и еще 8 тысяч — условно-добровольной, совершенной под давлением. Япония стала последней из «западных» стран, где применялась негативная евгеника. Недавно правозащитникам даже удалось добиться от правительства компенсаций жертвам принудительной стерилизации — тем из них, кто еще жив.
Сегодня перед человечеством открылись такие возможности, которые и во сне не могли привидеться адептам евгеники: вместо довольно сомнительных с точки зрения результата (не говоря уж об этике) экспериментов по «скрещиванию» лучших представителей вида достаточно немного подредактировать геном. Впрочем, главная проблема никуда не делась. Лучше всего ее в свое время сформулировал советский генетик Николай Тимофеев-Ресовский:
«Свиновод совершенно знает, чего он хочет от своих свиней и в каком направлении ему хочется улучшить свое свинство.
Это же знает и скотовод о своем рогатом скоте. А скажите, пожалуйста, кто знает, как и в каком направлении нужно улучшать человечество? Свиньи не могут улучшать свою породу. Каждая свинья думает, что она лучшая свинья. Это же наблюдается часто и в пределах человечества».