Кто решался добровольно стать евнухом, и почему им часто завидовали. Скопцы в России
Добровольно решиться на операцию по удалению детородного органа сейчас не сможет никто в здравом уме и твердой памяти. Потерять свое “достоинство” — что может быть страшнее для мужчины? Калечить себя и идти против природы не имеет в современном мире никакого смысла. Но в древности подобные операции не были редкостью. Что же заставляло мужчин идти на это? Какие цели могут оправдать такой шаг? Разбираемся, почему становиться евнухами ранее было почти престижно.
Как возникла идея оскопления
Первые упоминания о евнухах связаны с Ассирией, и датируются XIX веком до н. э. Ассирийские правители именно евнухов ставили наместниками на захваченных землях. Эта традиция со временем распространилась на весь Ближний Восток, ее переняли персы и другие народы, жившие в то время на Ближнем Востоке. Были евнухи в Древнем Риме и Византии, прочно прижилась традиция в Османской империи, а также странах Азии — Китае, Корее, Сиаме, Вьетнаме.
Возник такой по теперешним меркам варварский обычай в связи с тем, что восточные монархи очень тщательно и рьяно блюли чистоту династической крови, которая обуславливала право наследника на трон и считалась аргументом для подтверждения божественного происхождения. В жестокие века измен, коварства и предательств сильные мира решили, что с кастрированными слугами и наместниками спокойнее и безопаснее.
Евнухи не могли продолжить род, а следовательно, не имели притязаний на богатства и титулы, не могли они составить конкуренцию царям и в плане физиологической близости с женами и наложницами. Оскопленные слуги считались послушными исполнителями монаршей воли, поэтому цари не боялись пускать их в ближайшее окружение, безраздельно доверяя и прислушиваясь к их мнению. Евнухам отдавали высокие должности при дворе, и часто они становились советниками правителей, а также регентами при малолетних наследниках.
Как видим, добровольно стать евнухом и устроиться на службу к богатому хозяину означало достичь определенного статуса, сопряженного с властью и материальным достатком. Нередко за мальчика решали родители: если семья сомневалась в своем материальном положении, то отец с матерью шли на такой удел для сыновей, чтобы обеспечить себе старость. Кстати, средняя продолжительность жизни евнухов была выше на полтора десятка лет, они медленнее старели и меньше болели.
Обманчивая верность
Но не всем царям удалось избежать козней. Чуждость плотским утехам не делает человека кристально чистым помыслами и действиями. Персидский царь Артаксеркс III был отравлен своим евнухом Багоем, чтобы усадить на трон его сына Арсеса, но затем и его сместил с трона.
Евнух османского правителя Ахмеда I Хаджи Мустафа после его смерти плел постоянные интриги и менял султанов по своему усмотрению.
Должность смотрителя гарема тоже не всегда осмотрительно было доверять евнухам. Если оскопление было неполным, то отсутствие измен никто не мог гарантировать, поскольку сохранялась возможность половой близости.
“Белые голуби” в России
Российская империя имеет свою историю этого явления. В XVIII веке сектант Кондратий Селиванов организовал движение скопчества. Идеологией этой организации стала борьба с плотью ради спасения души, она включала отказ от алкоголя, табака, мяса, веселья и интимной жизни. Очевидно, для того, чтобы не поддаваться соблазнам, мужчины избавлялись от половых органов, а женщины — от груди. Поскольку процесс оскопления считался обеливанием, то прошедшие его назывались “белыми голубями”.
Скопцы или “белые голуби” объединялись в общины, называемые “корабли”. Занимались по большей мере земледелием, довольно успешно, а из-за вегетарианства не держали скот. Все накопленные материальные блага члены секты после смерти завещали выбранному из числа соратников “наследнику”.
Из-за отсутствия рождаемости сектантам приходилось пополнять свои ряды “вербовкой”. Для привлечения новых людей в свое движение скопцы выкупали крепостных крестьян, насаживали идеи “чистоты”, кастрировали родственников, заманивали достатком.
В XIX веке в Российской империи проживало около 6 тысяч скопцов. Их местом оседлости была Курская, Тамбовская, Орловская губернии и также купленные на деньги общины земли Сибири.
Нужно сказать, что в разное время монархи относились к “Белым голубям” по-разному. Во времена Екатерины их преследовали и высылали в Сибирь, а Александр I включил “зеленый свет” кастрированным сектантам, при нем организация разрослась, стала более богатой и влиятельной.
С приходом к власти большевиков скопцы были окончательно объявлены вне закона, а в 1929 году все ее члены были осуждены.
«Евнухи»: для чего ими становились и как это происходило
Понятие «евнух» в некоторой степени знакомо практически каждому человеку. Но знание об этом понятии у людей весьма поверхностное, оно сводится, в основном, к тому, что это кастрированные мужчины, которые не способны к интимной близости с женщиной. О том, как и почему люди становились евнухами, об их роли в истории мало кто знает.
Главное заблуждение о евнухах
С различными видами кастрации связано пресловутое заблуждение, что евнухи не могли заниматься любовью. Если кастрация была полной, то действительно, овладеть женщиной оказывалось просто нечем. А вот с частичной кастрацией возникали варианты.
В гаремах восточных правителей часто находились многие сотни представительниц прекрасного пола. Значительная часть этих наложниц за всю жизнь не удостаивалась чести провести хоть одну ночь со своим господином. А большинство других привлекалось на ложе властителя всего несколько раз за жизнь. А ведь природное желание требовало этого. Выходом для многих наложниц оказывалось вступление в интимную связь с евнухами. Часть из них могла совершать полноценные половые акты, и им часто приходилось «трудиться» на нескольких наложниц поочередно. А еще большинство евнухов в совершенстве владели другими ласками, что делало их прекрасными любовниками, очень ценимыми за свое искусство обращаться с женщинами.
Поскольку связь с евнухом не могла привести к беременности, то все дети наложниц автоматически являлись рожденными от владельца гарема.
Почему мужчины становились евнухами
Кастрация проводилась по различным причинам. Разберем часть из них.
Довольно популярной была кастрация побежденных врагов. Эта процедура была умышленным оскорблением пленных противников, плюс зачастую превращала их в покорных своей участи рабов.
Как писалось выше, кастрация часто производилась для получения прислуги в гаремах, не способной «наставить рога» своему властителю, в Китае кастраты прислуживали при дворе императора в Запретном городе.
Связано это было с тем, что церковь учила укрощать плотские желания, а желание женщины является сильным фактором, отвлекающим человека от мыслей о Боге. Вот мужчины стремившиеся посвятить себя Богу и шли добровольно на подобную процедуру. Причем некоторые выполняли кастрацию самостоятельно.
А еще кастрация применялась в высоких целях искусства. С помощью ранней кастрации удавалось избежать ломки голоса в подростковом возрасте, в результате у части евнухов оставалось мужское сопрано. Знаменитый Фаринелли в 18 веке покорил своим пением всю Европу.
Как проходили процедуры кастрации в различных странах
Учитывая низкий уровень медицины от 2 тысяч лет от Рождества Христова и до нашего средневековья, процедуру кастрации иным словом как ужасная просто назвать нельзя. Смертность могла достигать 50%, а иногда и превышать эту цифру.
В древнем Египте процедура оскопления проводилась жрецами. Жестокость процедуры была чрезвычайной, как и смертность от нее. Жрецы перевязывали пенис за мошонкой (то есть у его основания) прочной нитью из шерсти, а затем попросту вырывали половой орган. Вроде голыми руками.
Гуманность китайских специалистов кастрации была сродни древнеегипетским жрецам.
«Пациента» укладывали на горячую кушетку, затем его живот и грудь туго перевязывали. Это помогало уменьшить потерю крови. После этого наступала очередь обеззараживания, которое производилось смесью воды и перца. А затем ножом, напоминающим серп, мошонку или пенис целиком попросту отсекали.
В Финикии несчастного усаживали на специальный стул, перевязывали у основания мошонку или пенис, раскаляли докрасна металлический инструмент и удаляли «лишнюю» часть тела.
К каким физическим изменениям в теле евнухов приводила кастрация
Поскольку при кастрации уничтожалась важная для мужского организма часть тела, то изменялся гормональный фон организма, что не могло не привести к заметным изменением тела. Если кастрация проводилась до начала полового созревания, то голос не ломался и оставался высоким, больше похожим на женский.
Тело кастрата часто было пухлым, грудь по своим размерам напоминающая женскую была не редкостью. Еще кастраты часто отличались ростом выше среднего мужского, а также обладали недюжинной силой. В Китае за эти качества евнухов часто набирали в охрану императора.
Несколько самых известных евнухов в истории
Монгольский мальчик Чжэн Хэ достиг высоких должностей при дворе китайского императора, став самым известным адмиралом Поднебесной, совершил 7 плаваний к берегам Африки, существенно расширив пределы империи.
Газанфер Ага фактически управлял Османской империей во время властвования султана Селима, сына Сулеймана Великолепного.
Евнухи султанского двора: блестящая карьера в обмен на мужское счастье
В Средние века в странах Востока раб, продемонстрировав мудрость и верность правителю, мог стать одним из самых могущественных людей страны. Но с одной оговоркой – ему приходилось расстаться со своим мужским достоинством, став евнухом. История Османской империи знает немало случаев, когда придворный кастрат получал высокую должность и получал право вершить судьбы и давать советы самому Владыке мира – султану.
Александра Шутко, автор книг «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан», рассказала историю османских евнухов, от самого зарождения этой особой касты и до падения великой султанской империи.
Мать богов Кибела (слева). Ее изображали в сопровождении львов
Сложно сказать, когда впервые правители придумали кастрировать своих подданных, но ассирийские источники утверждают, что 4 тысячи лет назад правители приказывали оскоплять государственных чиновников, чтобы те не помышляли о захвате власти и создании своей династии.
Позднее в Ассирии начали удалять мужчинам половые органы и в ритуальных целях. Жрецы богини плодородия Ку-Бабы приносили в жертву у алтаря свою мужественность, чтобы божество подарило людям обильный урожай и защитило посевы от засухи и саранчи.
Ученые предполагают, что со временем почитание Ку-Бабы превратилось в поклонение Матери богов Кибеле. Функции и даже имена у этих дам слишком схожи, чтобы быть простым совпадением. После войны с Карфагеном культ Кибелы перекочевал в Рим и стал там очень популярен.
Руины храма Кибелы на холме Палатин, Рим
Жрецами Матери богов были кастраты, поэтому в храмах Кибелы служили только иностранцы – у римлян царил культ мужской силы и кастрация граждан и даже невольников была строжайше запрещена. После падения Рима под натиском варваров новой столицей империи стал Константинополь. В новом римском государстве к кастратам относились весьма благосклонно – скопцы перестали быть только жрецами и их начали назначать на чиновничьи должности при дворе императора.
В 1453 году Византию захватили османы и Константинополь стал столицей их империи. Султан, называл себя Владыкой мира, что, учитывая его владения, было очень близко к истине. Правитель Османской империи получал подарки и подношения от наместников своих владений и среди прочего в его дворец попадали евнухи из Египта.
Как проходила кастрация
Видов кастрации было несколько. Сначала мужчин лишали только яичек и так было до середины 15 века. Но потом однажды султан Мехмед II заметил, как мерин покрывает кобылу, после чего правитель распорядился принимать в гарем только кастратов с удаленными яичками и половым членом.
Кастрация. Иллюстрация из персидского справочника по хирургии 15 века
Обычно операцию проводили мальчикам до начала полового созревания и идеальным возрастом почему-то считали 8 лет. Жертву привязывали к специальному столу, его половые органы перетягивали шнурком и отрезали острым как бритва лезвием. Чтобы остановить кровь и избежать инфицирования, рану заливали смолой или прижигали раскаленным металлом. В мочеиспускательный канал вставляли бамбуковую трубочку, чтобы облегчить отправление естественной надобности.
После этого ребенка закапывали на несколько дней по шею в горячий песок, чтобы он не мог прикасаться к ране и мешать ее заживлению. Боли преследовали кастрированного несколько месяцев, а процент умерших от осложнений был очень высок. Дети умирали во время операции от болевого шока и из-за потери крови, а спустя некоторое время после кастрации – от инфекций.
Те кто, выжили росли и при этом постепенно изменялись. Из-за отсутствия мужских гормонов евнухи разговаривали тонкими, иногда писклявыми голосами, приобретали женственные черты лица и особый тип фигуры с широкими бедрами и узкими плечами. Кроме этого, евнухи всю жизнь страдали от недержания мочи из-за того, что у них отсутствовал член.
Привилегии евнухов
Пережив мучительную операцию и последующие физические и моральные страдания, евнухи получали привилегии, которые в далекие времена могли частично компенсировать ущерб от кастрации. Они получали доступ к «социальному лифту» и, обладая умом и честолюбием, могли быстро сделать хорошую карьеру при дворе.
Чаще всего евнухи начинали службу с должности стража, а затем переводились в разряд слуг или надсмотрщиков. Жили все это время они в тесных и перенаселенных казармах-бараках, но нередко такие условия были гораздо лучше тех, из которых они попали ко двору. Многие из евнухов поднимались до уровня высоких чиновников и обзаводились собственными роскошными резиденциями.
Были и те, что отслужив много лет султану верой и правдой получали пенсию и уходили на покой. Такие кастраты нередко женились и их положение в обществе и достаток компенсировали супругам отсутствие нормальных любовных утех. Половая жизнь кастратов была ограниченной, но она существовала! Этим людям приписывали невероятную виртуозность в оральных ласках и использовании «взрослых» игрушек из-за чего в 17 веке евнухам даже запретили жить вместе с женщинами, которых те опекали.
Нужно сказать, что некоторые евнухи из тех, что были кастрированы после наступления полового созревания, сохраняли свою мужскую природу и продолжали испытывать влечение к женщинам. Один из таких служителей гарема писал в своих воспоминаниях следующее:
Христианский бизнес на кастратах
Стоит особо упомянуть о таком важном аспекте, как отношение религии к оскоплению. Пророк запретил мусульманам кастрировать людей, поэтому долгие столетия бизнес по поставке евнухов был привилегией христиан. Первые сто лет Османской империи все евнухи при дворе султана были исключительно белыми и оказывались в Стамбуле как военная добыча или штраф за неуплату налога.
На покоренных османами Балканах и Кавказе с каждого дома взымалась джизия – налог на иноверцев. Если христианская семья не имела возможности заплатить нужную сумму, сборщики податей могли забрать из семьи детей. Со временем империя богатела, требования к роскоши росли и увеличивался спрос на оскопленных слуг.
Во второй половине 15 века гарем султана обслуживали 20 кастрированных слуг и стражей, а в начале 16 – уже в два раза больше. В эпоху расцвета Османской империи количество евнухов при дворе достигало 600–800 человек!
Султан Мурад III, правивший империей в 16 столетии, первый завел моду на чернокожих евнухов. Чаще всего рабов захватывали или покупали в Судане, а затем переправляли в православные коптские монастыри Египта и Абиссинии. Там монахи кастрировали несчастных и затем «живой товар» попадал на невольничий рынок Стамбула или непосредственно к заказчику.
Африканец, лишенный половых органов, был ценным товаром и стоил дороже красивой белой девушки. Со временем чернокожие евнухи стали большинством при дворе султана, а белым запретили вход в помещения, где находились женщины. Также африканские кастраты прислуживали самому султану в его апартаментах и охраняли его покой и жизнь.
Начальник африканских кастратов назывался кизляр-ага и, по сути, он был главным управляющим над всем персоналом султанского гарема и дворца. Если говорить о важности этой персоны, то он был четвертым человеком в империи после султана, великого визиря и муфтия.
Средоточие интриг и повелитель финансовых потоков
Влияние кизляр-аги при дворе опиралось на связи с гаремом и особенно на сотрудничество с валиде – матерью султана. Эта женщина была могущественной силой и в 16–17 веках даже определяла внешнеполитический курс государства. Так называемый период Женского султаната в Османской империи начался с украинки Хюррем-Роксоланы – супруги султана Сулеймана Великолепного.
Кизляр-ага. Гравюра 19 века
Кизляр-ага был единственным человеком, имевшим непосредственный доступ к гарему, валиде и лично к султану. Он обеспечивал передачу информации между ними и знал обо всем, что происходит при дворе и в государстве. Такой знающий человек был важным источником сведений, поэтому иностранные послы предпочитали дружить с кизляр-агой и осыпать его подношениями.
Главный евнух империи управлял также вакуфами – имуществом и землями, переданными жертвователями мечетям. Эти фонды обеспечивали финансирование священных городов Мекки и Медины. Также кизляр-ана управлял вакуфами жен султана и многих придворных. Известно, что после смерти жены Ахмета I гречанки Василики, принадлежащий ей город Афины перешел в вакуф и им начал управлять кизляр-ага.
Каждый месяц управление фондами приносило главному евнуху до 20 тысяч куруш, что на современные деньги составляет примерно 1,5 миллиона долларов (109 миллионов рублей). Кизляр-ага был центром коррупции Османской империи – через него проходили взятки, «отмытые деньги» и многочисленные откаты.
Эпоха великих кастратов
Но не всегда кизляр-ага был родом с Черного континента. История сохранила для нас имя Газанфера – белого евнуха, родившегося в Венеции. В детстве его вместе с родителями захватили в плен алжирские пираты. Его мать и сестру удалось выкупить, а Газанфер с братом Джафером попали на невольничий рынок в Стамбул.
Там мальчики были куплены для службы во дворце, после чего их определили учиться во дворцовую школу. При дворе ребята подружились с Селимом – сыном Сулеймана Великолепного и Роксоланы. Но даже наследник не смог помочь парням сделать карьеру, так как путь к власти и богатству для инородцев лежал только через кастрацию.
Поэтому уже будучи взрослыми мужчинами, братья решились на кастрацию. Став евнухом Газанфер пошел в слуги Нурбану – будущей супруги султана Селима. Нурбану и Газанфер были земляками – отец девушки управлял греческим островом Парос, находившемся под властью Венеции.
Когда Селим стал султаном, то Газанфер был назначен капы-агасы – старшим белым евнухом, а его брат Джафер подучил должность хаз-одабаши – администратора султанской резиденции. Но Селиму не суждено было долго править империей – он имел нездоровое пристрастие к спиртному и вскоре умер. Престол занял Мурад, сын Нурбану.
Став валиде, женщина сосредоточила в своих руках власть, умело интригуя против великого визиря и поддерживая связи со многими европейскими монархами посредством переписки. Нурбану способствовала назначению Газанфера на должность хаз-одабаши после того, как Джафер решил удалиться на покой.
Венецианец-евнух получил при дворе огромную власть, осуществляя управление дворцом и целой армией евнухов. Впервые такие возможности оказались у одного человека и он ими сумел воспользоваться. Благодаря рассудительности, Газанфер стал советником султана Мурада III, а после его смерти Мехмеда III.
Гробница Газанфера в Стамбуле
Султан пошел навстречу просителям и казнил своего верного слугу и советника, чтобы успокоить волнения. Влиятельного евнуха похоронили в роскошной гробнице, а на завещанные им деньги построили возле захоронения духовное училище. После смерти Газанфера ушел из жизни и Мехмед III, сраженный тяжелой болезнью. Власть перешла к его сыну Ахмеду, который возвысил другого евнуха – босняка Хаджи Мустафу.
Мустафа был белым, но после кастрации долгое время жил и обучался в Йемене и Египте. Черные евнухи считали его своим, что позволило европейцу стать первым в истории кизляр-агой. Став большим человеком, Хаджи Мустафа прославился как покровитель поэтов, архитекторов, ученых и, вообще, людей с прогрессивными взглядами. Он помог Ахмеду I реализовать его мечту – возвести величественную Голубую мечеть, ставшую одним из символов Стамбула.
В 1617 году Ахмед I скоропостижно умер от свирепствовавшего в столице тифа. Хаджи Мустафа, используя свое влияние и интриги, помог впервые в истории Османского государства передать власть не сыну султана, а его брату. Но Мустафа I страдал психическим заболеванием и через несколько месяцев влиятельный евнух убедил муфтиев признать его недееспособным.
После этого на престол был возведен 13-летний Осман II. Таким образом, евнух способствовал смене власти, руководствуясь государственными интересами и не забывая о своих.
Закат эпохи евнухов наступил в начале 19 века, вместе с модой на все европейское. Султан Махмуд II организовал особое министерство, управляющее вакуфами и евнухи потеряли свою финансовую независимость и львиную долю власти. Отныне кизляр-ага управлял только территорией дворца и путь в политику людям с этой должностью был закрыт.
В 1871 году торговля рабами была в Османской империи запрещена и евнухов не стало. По своей воле никто не хотел становиться кастратом – наступила новая эпоха, в которой дела вершили не деньги и связи гарема, а ловкие политики и умелые дипломаты.
Были кастраты и в России, но в отличие от Востока, у нас мужчины оскопляли себя исключительно в религиозных целях, попадая под влияние секты скопцов. Интересно, но влияние их в обществе также было очень велико.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!