евреи иудеи в чем разница
Чем евреи отличаются от иудеев?
Чем евреи отличаются от иудеев? И есть ли отличие вообще? О.
Отвечает рав Реувен Куклин
В толковом словаре Ефремовой в статье «иудеи» приводится два значения этого слова: «1) Первоначально — жители Иудеи, позже — евреи. 2) Последователи иудаизма; иудаисты». Евреи же определяются в этом словаре как — «народность». Выходит, что в соответствии с первым значением слова «иудей» слова «еврей» и «иудей» имеют одинаковое значение. В соответствии же со вторым значением, «иудей» это только тот еврей, который исповедует иудаизм.
В иврите евреи также называются этими двумя словами: иври — еврей и йеуди — иудей. Слово иври первый раз употребляется в Торе, когда речь идёт об Аврааме: «И пришёл спасшийся, и известил Авраама-Иври…» (Берешит 14:13). Мудрецы объясняют (Берешит Рабба 42), что Авраам так назван, поскольку весь мир был на одной стороне, а он — на другой (эвэр на иврите — «сторона»). Т.е. существенное свойство Авраама заключалось в том, что он не приспосабливал своё мнение к воззрениям, принятым в его время, а сам стремился постичь истину. Весь мир во времена Авраама не знал о том, что Б-г един. Люди полагали, что есть различные силы (боги), которые правят миром. Авраам же не принял этого воззрения. Он сам пытался проанализировать весь окружающий его мир, и, осознав чудесную гармонию, царящую в нем, понял, что у мира — Единственный Властитель.
Потомки Авраама унаследовали это имя. Тора во многих местах называет еврейский народ иврим (евреи).
Слово йеуди (иудей) значительно более распространено в современном иврите. Этим словом первоначально называли тех евреев, которые принадлежали к колену Йеуды. Но в Танахе так называются уже все евреи (см., к примеру, Млахим II, 18:28, Ирмиягу 34:9, Эстер 3:6). Возможно, причина этому в том, что Иерусалим и Храм находились в уделе Йеуды, и на протяжении веков колено Йеуды было доминирующим, особенно, после того как царь Санхерив изгнал другие колена, и они ассимилировались среди народов.
В Талмуде (трактат Мегила 13а) сказано также: «Тот, кто отрицает идолопоклонство, называется йеуди». Маарша объясняет это тем, что первые буквы слова «Йеуда» — это буквы имени Б-га.
Евреи иудеи в чем разница
Практически во всех письменных исторических документах, в художественной литературе, где упоминаются люди еврейской национальности, используются два понятия: «eвреи» и «иудеи». В различных языках данные слова могут звучать по-разному, но их суть от этого не меняется. Возникает вопрос: «Существует ли разница между этими двумя понятиями, а если она есть, то, каким образом это выражается? Ответ на него следует искать в древней истории этого народа.
Для начала необходимо уточнить, что собственно в иврите существуют оба понятия: иври – еврeй и йеуди – иудей. Впервые эти слова встречаются в Танахе. Там понятие eвpей соотносится с прародителем Авраамом, которого называют «Авраам ха-иври». Если углубиться в тонкости иврита, то в нем слово «эвэр» означает понятие «сторона», а из Ветхого Завета известно, что именно Авраам постиг истину единого Бога. До этого момента люди полагали, что миром управляли различные боги, каждый из которых отвечал за собственное направление. То есть, по сути, Авраам занял свою сторону религии, которая стала отличаться от большинства других народов. Наследники его начали именоваться «иврим».
Понятие «иудей» появляется в Танахе и как обозначение колена Иегуды (Йеуды), четвертого сына Яакова. После того как значительная часть евpeев подверглась изгнанию в Вавилон, колено Иегуды стало количественно преобладать на землях Израиля. В дальнейшем понятие иудей распространилось на всех людей этой национальности, и даже на одно из царств, некогда располагавшееся в Палестине.
В дальнейшем, по мере расселения представителей нации на землях Азии, Африки, Европы, они уже именовались eврeями и иудеями. Однако в те времена различия между данными ними были крайне несущественными, поэтому слова для обозначения одного народа считались синонимами.
На сегодняшний день данные названия в некоторых языках, в частности, в русском, соотносятся к разным понятиям. Толковый словарь Ефремовой обозначает их так: eвpeи – народность, иудеи – некогда народность, а ныне вероисповедание. В современном русском языке данные понятия четко регламентируются: евреи – это только народность, а иудеи – последователи иудаизма.
Причем эти различия четко закреплены и у самих eвреев. Еще в Танахе обозначается, кто считается иудеем, а кто евpеем. Последним можно стать только по факту рождения, имея в роду родителей данной национальности. А чтобы стать последователем иудейской веры, нужно пройти обряд посвящения – гиюр. При этом национальность проходящего обряд неофита роли не играет.
Подобное толкование различий характерно лишь для современного русского языка. В других языках до сих пор эти названия являются синонимами.
Интересно и то, что в самом Израиле в среде ортодоксальных представителей между еврeями и иудеями различий не существует. С их точки зрения даже eвpей-атеист будет являться настоящим иудеем и представителем нации, а вот чистокровный евpeй, который принял христианство либо ислам, и утверждает, что Христос – мессия или Мухаммед – пророк, для них не будет являться ни иудеем ни eврeем.
Таким образом, сами eвpeи утверждают, что религия не отделена от национальности. Но особенности этой национальности в том, что в неё можно войти и из неё можно выйти.
В современном иврите применяют только одно слово «иуди» (יהודי), что является переводом русских слов «еврей» и «иудей», как собственно и в английском языке «джеу» (jew). Кстати, именно от него произошло слово «жид», но об этом в следующий раз.
Чем отличается «еврей» от «иудея»?
Есть ли различие между евреем и иудеем? Таль
Отвечает рав Меир Мучник
Простой ответ на Ваш вопрос — нет различия.
В современном русском языке слово «еврей» обычно понимается как обозначение представителя национальности, то есть речь о крови, этнической принадлежности, а «иудей» — обозначение приверженца иудаизма как религии.
По идее, этническая принадлежность и религия — разные вещи: этническая принадлежность — биологическая данность, то, что мы наследуем и что невозможно изменить. Религия — идея и вера, которую можно принимать или отвергать и которая по наследству не передается (дети религиозных обычно сами религиозны в силу воспитания, а не генетики). Но в еврействе эти два момента как раз интересным образом совпадают.
Первым евреем стал Авраам — именно в силу того, что отверг господствующую тогда идею поклонения идолам и открыл для себя Единого Б-га, Стоящего над всеми силами, которых другие принимали за богов. Но потомки Авраама стали евреями уже «по наследству» — хотя Б-г и сказал, что они евреи потому, что будут воспитаны в духе идей Авраама. Также они были обязаны продолжать нести физический «знак» еврейской принадлежности на своем теле — обрезание. Хотя и тот, кто не сделал его, остается евреем.
В то же время, любому человеку была предоставлена возможность присоединиться к еврейскому народу, пройдя гиюр: физически — сделав обрезание, идейно — приняв еврейскую веру в Единого Б-га и все остальные данные Им принципы.
Обычную этническую принадлежность изменить невозможно. Англичанин не может стать французом, тем более — китайцем или чернокожим, операция по изменению формы глаз или цвета кожи в этом не поможет. Но он может стать евреем — и китаец тоже может!
Значит, еврейство — не физическая этническая принадлежность, а религия и идея. Ведь понятно, что и англичанин, и китаец могут стать христианами или коммунистами. Однако, став евреем, этот бывший англичанин или китаец передаст свое еврейство по наследству — хотя никуда не исчезает английская кровь или китайский разрез глаз. Что же такое еврейство?
Ответ таков: еврейство — это тип души. Авраам не просто выдвинул идею Единого Б-га и отверг идолопоклонство. Суть идолопоклонства — в отдалении человеческой души от Б-га до такой степени, что человек теряет с Ним прямую связь и начинает нуждаться в посредниках — ангелах, «звездах».
Именно до такого уровня опустилось человечество к тому времени, когда появился Авраам — и повернул процесс вспять: открыл для себя Б-га и приблизился к Нему настолько, что посредникам уже не было места. Так он связал свою душу с Б-гом напрямую. Эта непосредственная связь с Б-гом делает саму человеческую душу иной, и это ее свойство передается по наследству.
Ведь на самом деле и этнические признаки передается по наследству потому, что передается душа: мир создан Б-гом так, что физическое отражает духовное. Поэтому и представители других народов могут стать евреями, а затем передать еврейство по наследству: гиюр помогает изменить душу, связать ее с Б-гом, а затем эта связь уже передается по наследству.
Поэтому «иудей» и «еврей» — это одно и то же. Даже если считать, что «иудей» означает «приверженец религиозной веры», иудаизма, одной веры в единого Б-га недостаточно для того, чтобы присоединиться к Его народу, к духовным потомкам Авраама — для этого надо пройти гиюр, а тогда человек уже становится евреем в том плане, что передает это свойство души по наследству.
В любом случае, такое «удвоение» терминов существует далеко не во всех языках. В русском — да, но вот, например, в английском — нет. Там есть только одно слово — Jew, означающее и «еврей» и «иудей». Причем в англоязычном мире оно скорее понимается как обозначение религиозной принадлежности. («Национальность» — nationality — там и вовсе означает «гражданство». В знакомой мне религиозной еврейской семье из Англии, мать которой выросла в Дании, на вопрос: «Кто Вы по национальности?» она отвечала: «Датчанка», Danish, а по вероисповеданию — «иудейка», Jewish).
Поэтому на Западе у людей, недостаточно разбирающихся в теме, недоумение вызывает не то, что религиозные евреи дают возможность человеку любой национальности стать евреем с помощью гиюра, а, наоборот — что без правильного гиюра евреем может стать не кто угодно по собственному выбору, а только тот, кто родился от еврейской матери. Мол, как же так: ведь кто угодно может решить, что он христианин, почему же он не может решить, что он иудей? Но мы здесь и на этот вопрос дали ответ, см. выше.
Если же говорить об этимологии этих двух слов, «еврей» и «иудей», то они действительно различны:
Слово «еврей» — эквивалент слова иври на святом языке. Это слово означало «[стоящий] по ту сторону [реки]» и было, в свою очередь, образовано от слова авар — «перешел [на ту сторону]». Этим словом, иври, назван Авраам (Берешит 14:13), который отверг господствовавшее в мире идолопоклонство и приблизился к Единому Б-гу (см. выше): весь мир стоял на «одной стороне реки», а Авраам — на другой (мидраш Берешит Рабба 42). Так что это слово с самого начала означало идейный и душевный переход на «другую сторону», который совершил Авраам.
Но в дальнейшем еврейство передавалось по наследству, см. выше, и словом иври называются также потомки Авраама — представители произошедшего от него народа. Например, Йосеф говорит: «Ибо я был похищен из страны иврим» (Берешит 40:15), имея в виду Землю Израиля. Или, излагая законы о слугах, Тора называет нееврейского слугу кнаани — «кнаанским», а еврейского — иври.
Слово «иудей» же образовано от имени Йеуды, сына нашего праотца Яакова. Как и каждый из двенадцати сыновей Яакова, Йеуда стал родоначальником своего колена, и его потомки стали называться йеуди — то есть потомок Йеуды, представитель колена Йеуды. А представители других колен стали называться, соответственно, по именам их родоначальников, братьев Йеуды. Например, потомок Биньямина, представитель его колена назывался йемини.
Но со временем значение терминов несколько изменилось. После смерти царя Шломо единое еврейское царство раскололось: от колена Йеуды, к которому принадлежала династия Давида, откололись недовольные ее правлением десять других колен во главе с коленом Эфраима, потомками одного из сыновей Йосефа. Они образовали Израильское царство, а с коленом Йеуды осталось только колено Биньямина, и они образовали Иудею. Впоследствии Израильское царство первым пало под натиском врагов, и десять колен были уведены в изгнание ассирийским царем, в результате чего основная их масса пропала без вести.
А путь еврейского народа по истории продолжили оставшиеся в Иудее колена Йеуды, Биньямина и находившиеся среди них потомки их брата Леви — левиты и коэны.
До изгнания десяти колен весь народ Израиля иногда назывался «Эфраим» (см., например, Ирмияу 31) — по имени ведущего из десяти колен. Но после их изгнания ведущим становится колено Йеуды и слово йеуди начинает использоваться как обозначение любого еврея.
Так, уже после того, как пала и Иудея и еврейский народ оказался в изгнании, его ведущий мудрец Мордехай, происходивший из колена Биньямина и потому называвшийся йемини (Эстер 2:5), называется также йеуди (там же). Талмуд (Мегила 12 б) спрашивает: если он был йемини, то есть выходцем из колена Биньямина, почему он в то же время называется йеуди, то есть выходцем из колена Йеуды? И отвечает сначала, что его отец был из колена Биньямина, а мать — из колена Йеуды. Но потом дает другой ответ (там же 13а): Мордехай отказался поклоняться идолу — Аману. А всякий, кто отвергает идолопоклонство, называется йеуди — «иудеем», как написано о Ханании, Мишаэле и Азарии (Даниэль 3:12): «Есть мужи из иудеев, твоим богам они не служат и золотому идолу, которого ты поставил, не поклоняются».
Так слово йеуди — «иудей» — тоже стало обозначать не только происхождение из конкретного колена, но и вообще приверженность к еврейской вере в Единого Б-га и душевную связь с Ним. И, если в современном русском языке основным словом, обозначающим представителей нашего народа, является «еврей», произошедшее от иври, то во многих других языках преобладают слова, произошедшие от йеуди: немецкое jude, французское juif , английское Jew, ну и польское żyd — жид, которое только в русском обрело негативную коннотацию, а там было обычным обозначением еврея.
Так что все мы, представители нашего народа, и евреи, и иудеи, и жиды!
Разница между иудеем и евреем
В современном русском языке отличие еврея от иудея определено четко. Еврей – национальная принадлежность, иудей – религиозная. Однако в разное время и у разных народов разделение значения этих слов было не столь конкретным. Особенно учитывая, что раньше, когда людей вне религии просто не существовало (за очень-очень большим исключением), принадлежность к еврейскому народу автоматически приравнивалась к иудейскому вероисповеданию. Давайте рассмотрим нюансы семантики в исторической ретроспективе и разберемся, чем отличается иудей от еврея в разных странах в века минувшие.
Сходство и различие
Термин «еврей» впервые зафиксирован в Ветхом Завете, который у последователей иудаизма носит название «Танах». Прародитель евреев Авраам назван там «Авраам ха-иври». Слово «иудей» также впервые встречается в Танахе –Ветхом Завете. Происходит оно от имени четвертого сына Яакова – Иегуды, что значит «лев». Имя клана Иегуды после разрушения Первого храма (6 век до н. э.) и увода в рабство десяти колен (родов) Израилевых было перенесено на всех евреев, так как потомки Иегуды стали количественно преобладать.
Потом, когда Ближний Восток стал частью Римской империи, евреи расселились по ее просторам, положив начала «диаспоре» – то есть рассеянию или расселению, по дословному переводу с греческого. В то время отличие иудея от еврея было еще неактуально, поскольку значения этих слов тесно переплетались; пожалуй, даже можно сказать, что тогда они были синонимами. Казалось бы – сравнительно малочисленные группы евреев, живущие далеко друг от друга и от исторической Родины в окружении других народов, неизбежно должны быть ассимилированы. Однако этого не произошло. Почему?
Во-первых, в еврейской религии – иудаизме – заложен постулат о богоизбранности народа. Согласитесь, этот фактор дисциплинирует человека и укрепляет национальную идентичность. Кроме того, в традиционном еврейском праве – Танахе – заложены четкие критерии, кого можно считать евреем, а кого нет. Например, стать евреем можно, пройдя специальный обряд – гиюр.
Сравнение
Еврейская диаспора издавна существовала во многих странах. Учитывая, что в древности и в Средние века отношения между странами нередко были затруднены – по причине отдаленности, из-за непрекращающихся войн или из-за религиозных разногласий титульных наций, –общины долгое время существовали замкнуто, забывая язык предков и создавая новые языки (например, когда при образовании государства Израиль в конце 1940-х годов туда приехали евреи со всего мира, оказалось, что они являются носителями нескольких десятков языков). Часто менялся даже антропологический тип: например, внешне евреи Северной Африки и Европы различаются, так как последние веками жили в окружении германцев и славян и вследствие смешивания с ними приобрели несколько иной облик. Хотя количество смешанных браков было все же невелико из-за предубеждения к евреям и из-за их замкнутости.
Интересно, что с точки зрения ортодоксальных (то есть религиозных) евреев разницы между евреями и иудеями не существует. Людей, незнакомых с еврейской культурой, сбивает с толку, что у тех не существует разницы между национальностью и религией. Например, еврей-атеист является полноправным евреем, а вот еврей, искренне принявший христианство или ислам – нет. Потому что с точки зрения иудейской религии Христос не является мессией, а Мухаммед – пророком, и человек, утверждающий обратное, не может являться евреем (или иудеем, что для них одно и то же). Такая вот еврейская логика.
Таблица
В приведенной ниже таблице указано, в чем разница между иудеем и евреем. Правда, это касается только значения этих слов в русском языке. В то время как во многих других языках «еврей» и «иудей» по-прежнему, как и много лет назад, являются синонимами.
Новое в блогах
ПАМЯТКА (чем жиды отличаются от евреев)
Численностью примерно 15 миллионов человек.
О: Главным образом, обрезанными членами. Хотя обрезание практикуется и у аборигенов Африки и Австралии, а также и у приверженцев ислама.
Евреями могут быть учителя, учёные, врачи, журналисты, чистильщики сапог, милиционеры.
А так как стремление смошенничать, обмануть, нагреть, облапошить своего партнёра, клиента, покупателя, не гнушаясь при этом нарушений уголовных законов и человеческой этики, у евреев в крови, то, начав заниматься коммерцией, частным бизнесом и финансовой деятельностью, еврей волей-неволей превращается в жида.
Ну не может еврей заниматься честно бизнесом, торговлей, финансами, хоть убейте.
Мошенничество, обман, обвес получаются у него на подсознательном уровне, как врожденный основной инстинкт.
О: Евреи никакой опасности для государства, приютившего их, не представляют. Наоборот, евреи привносят какой-то особенный национальный колорит, среди них много умных, талантливых людей, самородков.
Но как только еврей начинает превращаться в жида, он сразу начинает представлять угрозу государственной безопасности, а также расшатывать морально-этические устои общества.
О: Да. Любое государство, если оно в действительно заботится о собственной безопасности, если ему небезразличны процветание, благополучие, нравственность своих граждан, обязано бороться с жидами.
Немалую роль играет профилактика жидовства.
Законами должно быть предусмотрено запрещение евреям заниматься любыми видами частнопредпринимательской деятельности на территории страны.
В случае же нелегальной трансформации евреев в жидов, выявленные жиды должны немедленно арестовываться, предаваться суду, а их имущество должно подлежать конфискации в пользу государства.
Сбежавшие за границу жиды, успевшие вывезти награбленное и украденное с собой, должны предаваться суду заочно, а приговоры должны приводиться в исполнение любыми доступными путями.
В: Евреи могут трансформироваться в жидов.
О: Да, возможна. Но только путём принудительного лечения здоровым физическим трудом.
В: Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с евреями и жидами в России.
О: В Российской Федерации проживает примерно полмиллиона евреев.
Это нормально, потому что критическое количество любого нацменьшинства, не представляющее угрозу национальной безопасности страны, составляет один процент.
Евреи веками живут бок о бок с русскими, произошла своеобразная русско-еврейская контаминация, некоторые евреи обрусели, а некоторые русские, наоборот, объевреились.
Но, видимо, в России какая-то особенная, благодатная почва для зарождения жидовства, потому что жидовство при попустительстве властей в разные, трудные для России времена представляло для неё существенную угрозу.
Представляет оно угрозу и сейчас.
В период вынужденной при переходе от прогнившего социализма к зачаточному капитализму приватизации государственной собственности Россия была буквально разграблена начавшими безудержно размножаться в благоприятной обстановке коррупции и безвластия жидами.
Почувствовав безнаказанность, жиды начали беззастенчиво наглеть, совершенно не боясь ни российского народа, ни российского государства.
Особо разжиревшие на воровских харчах жиды полезли в политику, не гнушаясь элементарного подкупа разинувших карман чиновников и разинувшего рот народа.
Они начали пытаться диктовать государству, власти, стране, народу, что делать и как себя вести.
Это недопустимо.
И, хотя в период президентства В.В.Путина, кое-какая борьба с жидами проводится (например, посажен Ходорковский, начаты развал и национализация «Юкоса»), но принятые правительством меры совершенно недостаточны.
Необходимо провести массовые аресты всех российских жидов, национализацию их имущества, нажитого разбойничьим путём со времён горбачёвской перестройки.
Капиталы, вывезенные жидами за границу, должны быть возвращены и обобществлены в бюджет.
Всё это должно быть сделано ради всех российских граждан, в том числе и евреев.
Не выплеснуть вместе с жидом и еврея.
Наказание должны понести только жиды.
Укропенеан Таврический # написал комментарий 17 мая 2020, 17:45 Вся жидовня и дети жидовни
Продукт безмозглой мерзкой болтовни
И все кричат и Ой и Ах и Нах
И разговоры только о жидах
— Кто скажет как решить проблему?
— Давайте сменим тему.
Мы всх жидов розоблочили
И их на шею получили)
Владимир Курюкин # написал комментарий 17 мая 2020, 18:01 И.Губерман
Везде одинаков Господен посев,
И врут нам о разнице наций.
Все люди — евреи, и просто не все
Нашли пока смелость признаться.
года середины 70-х, разгул брежневского застоя, толпа ломится на «земли обетованные», их не пущают.
Станция метро «Василеостровская», напротив входа по противоположной стороне на Среднем проспекте стояла будочка чистильщика сапог. Для того времени это было нормальное дело. Понятия не имею, то ли это была какая то артель, то ли типа кооператива, ххх их знает, как они были организованы, но, наверное, у них были и начальники, и бухгалтеры-счетоводы, менеджеры (мать их так. ), были и непосредственно чистильщики этих самых сапог. Тогда, напротив той станции сидела в будке чистильщика толстая, старая еврейка. Она была неряшливая, курила, как тот самый сапожник, громко материлась не обращая внимания ни на кого. Весь её мир был в той самой будке чистильщика сапог. Раз, как то, стоял с букетом цветов, на выходе из метро, ждал свою девушку. Пока ждал, интересно было наблюдать за той еврейкой. Работа вроде была не очень то пыльная и сложная, но платили ей довольно прилично, видел и полтинники кидали в её корзинку, но были и рубли.