еврейская суббота что значит
Шаббат — Еврейская Суббота
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Шабат, или Шаббат (иврит: שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что шесть дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.
СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели
Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.
Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».
Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).
Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».
Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.
Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.
Еврейский Шаббат и с чем его едят
Штирлиц вошел в комнату и услышал голос Мюллера: «Штирлиц, не включайте свет». — «Шаббат», — подумал Штирлиц.
Что же это за Шаббат такой?? Почему евреи так строго к нему относятся, что даже для включения света в доме им приходится нанимать арабов, лифты в многоэтажках не имеют кнопок и останавливаются на каждом этаже, а воры могут без проблем войти в незапертый еврейский дом?
Раннее субботнее утро — самое тихое время в Израиле: людей нет, машин нет и кажется, что даже воздух замирает…
Пятница в этой стране отличается от всех остальных пятниц в мире тем, что за ней неминуемо следует шаббат. Вдруг в одночасье город затихает и пустеет, переворачивая страницу ушедшей недели, и теперь все начинается с чистого листа…
Шаббат для еврея — одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, которые необходимо выполнять. Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает отдыха. «Передохнул» или «остановился» — так переводится слово «шаббат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день — день остановки, передышки — это суббота.
Еврейский шаббат существовал даже в Древнем Египте, утверждают некоторые историки. Евреи, пребывавшие в египетском рабстве, получили разрешение на отдых в субботу благодаря Моисею. Он вырос в семье фараона и на протяжении многих лет наблюдал за изнурительной работой своих собратьев. Ему стало жалко их, и он обратился к фараону с просьбой подарить рабам день отдыха в неделю. Фараон согласился. Поэтому шаббат напоминает евреям не только о 4-й заповеди Всевышнего, но и об исходе из египетского рабства.
Шаббат начинается с появлением трех звезд на небе (специально вычисляется и печатается в календарях, газетах, его время напоминается во всех теленовостях) в вечер пятницы до того же момента в субботний вечер. Причем, если разобрать неделю по дням, то для евреев она выглядит так: среда, четверг, пятница, Шаббат, воскресенье, понедельник, вторник.
Шаббат встречают шаббатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает кидуш — благословение — на Шаббат, разливается шаббатнее вино (похожее на кагор) или виноградный сок, преломляется хала — специальный шаббатний хлеб. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шаббат — общаются, кушают, поют песни.
В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шаббату. В пятницу утром она начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом пробует каждое приготовленное блюдо. Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шаббатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.
Свечи, а их обычно две, должны зажигаться не позднее чем за 18 минут до захода солнца. Их нельзя переносить с места на место.
За стол домочадцы и гости должны садиться в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Трапеза должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол обязательно подается две халы в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне. В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Считается, что во время шаббата в доме должна царить атмосфера радости и покоя.
О запретах. Не все виды деятельности, которые запрещены в шаббат, у нас принято считать работой. Например, писать (хотя, читать можно, но только религиозную литературу) или развешивать белье, включать/выключать свет или завязывать шнурки. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого что-то создается или изменяется.
Для религиозных евреев шаббат — священный праздник, который посвящают Богу, семье и друзьям.
Но даже те, кто не соблюдает всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю.
В шаббат нельзя заниматься приготовлением еды, даже подогревать еду запрещается. Но субботний праздничный стол — важная часть традиции! Вот и приходится еврейским хозяйкам крутиться заранее, в четверг и пятницу. Вот и бегут они по магазинам и рынкам в поисках провизии на ближайшие дни — с сумками, рюкзаками, чемоданами, тележками… Об этом читайте в следующей части рассказа о субботнем Израиле.
Пожилая дама в шляпке, сложном платье и на каблуках говорит своей подруге: «Я их очень всех люблю, прямо вот обожаю, и Ленечку, и Моню, и Аню, и Мишеньку с семьей, и Борю, они такие прекрасные, но каждый шаббат накрывать стол на двадцать человек! Мне хочется лечь и умереть под этим столом!»
В Торе описаны 39 видов деятельности, которые запрещены иудеям в субботу, но сейчас этот список сложно назвать актуальным. Современные правила сводятся к пяти идеям: запрещено работать; включать и выключать электрические приборы; путешествовать в чем-либо (автобусы, автомобили, самолеты и т.п.); готовить еду любым способом (есть еду можно); нельзя заводить мотор машины, но если кто-то другой заведет ее, то можно ехать; нельзя зажигать свет, но можно вместо себя нанимать для этого арабов. Может тут и кроется секрет того, что рядом с евреями практически всегда можно найти арабов, и не только в Израиле. И между прочим, нельзя курить! Вообще тема запретных и разрешенных действий очень обширная, есть масса нюансов, на еврейских форумах раввины подробно разбирают и растолковывают каждую возникающую ситуацию. В сети также можно найти лайфхаки от евреев, соблюдающих шаббат, но живущих в светских государствах. Например, ждать возле двери подъезда по кто-то не наберет код замка или включить дурочка, когда нужно расписаться на документе.
— Пойдем на море?
— Никто не ходит на море в шаббат, — отвечают тебе и крутят пальцем у виска.
— Почему? — спрашиваешь ты.
— Потому что в шаббат на море не протолкнуться.
К вечеру субботы город оживает — в кафе все столики заняты, по набережной гуляют отдохнувшие горожане.
Шаббат не только встречают, но и провожают. Церемония называется «Авдала» от слова “отделить” — нужно отделить святой день от рабочей недели, которая предстоит. Все говорят священной субботе «До свидания» и возвращаются к будничным заботам.
Как только в пятницу зашло солнце, в Израиле меняется приветствие. С этого момента и до ночи субботы принято при встрече говорить “Шаббат Шалом”. Как только шаббат заканчивается, используется уже другое приветствие “Шавуа тов”, что переводится как “Хорошей недели”.
— Шаббат ушел, но… он всегда возвращается. Евреи говорят, что «Мирная суббота» — это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».
Путешественники и шаббат.
Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта придется добираться на такси, т.к. общественный транспорт не работает. Кроме того, в шаббат действуют повышенные тарифы на поездки на такси +25%.
В некоторых отелях есть специальные лифты, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом.
В шаббат не работает общественный транспорт, ж/д движение полностью останавливается, автобусные линии закрываются, кроме некоторых исключений.
Есть улицы, на которых в субботу полностью запрещено движение. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала шаббата.
Магазины: в местах развлечений и туристических местах они закрываются только в пятницу с 16–00, в субботу с утра обычно все открыто.
Многие достопримечательности закрыты, и тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в шаббат открыта и площадь около нее переполнена.
Все экстренные службы (полиция, пожарная, и т.д) и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью — ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.
Что такое Шабат? 🕎 Особенности и традиции
Шабат – еврейский праздник соблюдения субботнего дня и единения с Богом. Это национальная традиция, которую стараются соблюдать практически все евреи, где бы они ни жили, по всему миру. Он имеет большое значение для иудеев, его несоблюдение в древние времена каралось смертной казнью. Конечно, в наше время нет такого строгого наказания за невыполнение правил шабата, тем не менее, глубоко верующие евреи неукоснительно следуют наставления Торы и древним традициям.
История и значение праздника
Началось все с исхода евреев из трех тысячелетнего египетского рабства. Вместе с крижалями на горе Сион евреям была дана заповедь соблюдения субботнего дня. Как напоминание о тех давних событиях, с одной стороны, с другой – как почитание Всевышнего и следование его действиям при создании мира. Когда Бог создавал вселенную, он работал в течение 6 дней, а на седьмой, субботний, почивал от всяких дел. В следование этому все евреи чтят последний день недели, и строго соблюдают его правила, прописанные в Торе – главном своде законов религии.
Когда иудеи 40 лет шли по пустыне перед обретением своей земли обетованной, их кормила манна, которую Бог посылал с небес. В субботу она не посылалась, чтобы люди не работали, зато в пятницу выпадала в двойной мере, чтобы люди в субботний день, когда нельзя трудится, не голодали. Даже при строительстве скинии (переносного храма) соблюдались эти правила.
Суть шабата: люди заботятся о материальных благах семьи в шесть дней недели, но седьмой посвящают Богу, чтобы не забывать о своей духовности. В субботний день человек как бы отделяет себя от материального мира, его проблем и забот, соединяясь с Господом, погружаясь в духовные размышления, наполняется мудростью, терпением и силой для следующей «материальной» недели.
Кто соблюдает Шаббат
Строгость соблюдения правил субботы зависит от нескольких факторов. В первую очередь это мера религиозности человека, его семьи и окружения. Вторая – то, где он проживает. К примеру, если в Иерусалиме шабат соблюдают все по правилам Торы, то в Тель-Авиве, городе более светском, в субботний день работают кафе, рестораны, и полно праздношатающихся людей. Только отдельные семьи замыкаются в своем домашнем мирке, общаются, читают своды законов, чтят правила, и проводят день в тишине, любви, общении и духовных размышлениях.
Как проходит Шабат в Израиле, что нельзя делать
Суббота в Израиле – праздник общий и семейный. Все замирает с заходом солнца в пятницу: закрываются магазины, не ходит общественный транспорт, не ездят автомобили, не работают никакие заведения. На улицах не встретишь людей, кругом тишина, покой, и даже воздух, кажется, пронизан мировым спокойствием и величественным созерцанием вселенной. Заканчивается все в субботу вечером церемонией Авдал, отделяющей Шабат от остальных дней недели. Это означает возвращение к будничной обычной жизни до следующего седьмого священного дня. Неделя начинается с воскресенья, называемого в иудаизме Йом Ришон.
Интересно
Почему именно вечером начало Шабата? Это указано в Ветхом завете: «был вечер, и было утро». То есть, день начинался именно с вечера.
Как происходит встреча Шаббата – «Маарив»
Самое важное – своевременное зажжение свечей. За 18 минут до заката старшая женщина в семье зажигает их в двух экземплярах, следуя правилам – за день субботний и за его соблюдение. После этого женщины накрывают столы, мужчину идут в синагогу, на чтение молитвы «Минха». По возвращении домой все приветствуют друг друга словами «Шабат, шалом!», и происходит традиционное омовение. При этом необходимо трижды обмакнуть в воду левую и правую руки, вытереть их, произнося благодарение Господу, и тогда все приступают к трапезе.
Столы накрывают праздничной скатертью, на них располагаются в первую очередь традиционные продукты. Это кошерное вино, 2 халы (выпечка в виде косы), соль. Кроме них, на застолье могут присутствовать разные яства – мясные, рыбные, овощные, молочные. Главное правило – они должны быть кошерными, и подают их поочередно, не смешивая.
Кошерность пищи – отдельная история, присущая только еврейскому народу. У них есть прописанные правила, какой должна быть еда, чтобы ее было позволительно употреблять. К примеру, в пищу разрешено мясо животных жующих парнокопытных (овца, коза, лань), домашней птицы, рыбы с чешуей. Существуют также правила забоя и так далее. Главное – еда должна быть здоровой, приготовленной по правилам, а вино – собранное с виноградника, которому больше 7 лет.
Обязательно
На Шабат все заранее готовят нарядную одежду и самые изысканные продукты. Даже последний бедняк должен иметь 2 свечи, и что поставить на стол. Если у него нет этого, синагога обязательно ему все необходимое выдаст для соблюдения правил.
Традиции и особенности праздника
Отец семейства благословляет детей, возложив им на голову руки, затем произносит благословение над вином (кидуш), надрезает халу, также творя соответствующую молитву. Затем разрезает плетенку, макает кусочек в соль, съедает его и раздает остальные ее части всем за столом.
Далее все едят, общаются на духовные темы, поют традиционные песни. День посвящен Богу и общению в семье. Особенно его любят дети. Ведь именно в субботу родители отделяются от всех дел и забот, и посвящают время всем членам семьи, проявляя любовь и заботу. Ничто мирское не должно заботить в этот день, запрещено работать, и думать о мирской суете. В конце застолья опять произносятся соответствующие молитвы и благодарение Господа за пищу и все ниспосланные дары.
Двойная хала
Означает две порции манны, подаваемой евреям в пустыне в пятницу перед шабатом. Соль – напоминание о разрушенном в Иерусалиме когда-то храме.
Какая работа запрещена в субботу
Шабат – чудный семейный праздник и строгий ритуал, он имеет центральное значение в жизни евреев. Все отходят от ежедневной суеты, не звонят телефоны, не включаются телевизоры, не заводятся автомобили, даже кнопки лифта в этот день не включают – забывают о всех благах цивилизации. День посвящен только духовной составляющей, семье и Богу.
Не всякая работа запрещена в субботу. Есть два понятия: авода (простой физический труд) и мелаха (работа творческая, созидательная), не разрешена именно она. То есть, человек не должен ничего делать, что меняет окружающий мир, «созидать», оставляя это Богу. В Торе прописано 39 видов работ, которые нельзя делать в шабат. К ним относятся, в частности:
Шабат – древний еврейский праздник, главный символ иудаизма, означающий создание еврейской нации. Соблюдение субботы позволило им выдержать трехвековое рабство, претерпеть мучения и гонения, и сохранить свое единство. В Израиле эта традиции особенно сильна и чтима, ее строго соблюдает большинство жителей.
25 фактов о Шабате, которые должен знать каждый еврей
от Рав Берел Вейн 20 Heshvan 5780 – 18.11.2019, 15:29 21.3k Просмотры 8 Голоса 2 комментария
1. Шабат продолжается от захода солнца в пятницу до наступления темноты и выхода первых звезд в субботу
Каждую неделю в течение 25 часов, начиная незадолго до захода солнца в пятницу и до наступления темноты и выхода первых звезд в субботу, евреи празднуют Шабат. Это время отдыха, покоя и духовного обновления.
Вот слова о Шабате пророка Йешаяу: «Если удержишь в субботу ногу свою, (удержишься) от исполнения дел твоих в святой день Мой, и назовешь субботу отрадой, святой (день) Господа – почитаемым, и почтишь ее, не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова (об этом), То наслаждаться будешь в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего, потому что уста Господа изрекли (это)» (58:13-14).
2. Предыдущий день тоже особенный
«Тот, кто трудится в канун Шабата, — говорят мудрецы, — будет наслаждаться яствами в Шабат».
Царица Шабат у нас традиционно считается почетной гостьей, и в пятницу (а у некоторых даже еще в четверг вечером) в еврейском доме обычно свободное от официальной работы время посвящают подготовке к ее приходу. Поэтому пятница не просто йом шиши (шестой день), а совершенно особенный день – канун Шабата: это как прелюдия в музыке. И так это ведется с древних времен.
3. В честь Царицы Шабат зажигают свечи
В пятницу в диаспорах за 18 минут до захода солнца еврейские женщины и девушки (когда женщин в доме нет, то и мужчины) зажигают субботние свечи. Чаще всего это делается в столовой, где потом будет проходить праздничная трапеза, чтобы можно было наслаждаться их светом.
Одинокие девушки и женщины зажигают по одной свече, а замужние не меньше двух (некоторые добавляют еще по одной за каждого ребенка).
4. 4-я из 10 заповедей
Шабат 4-я из 10 заповедей, и она столько раз упоминается в Торе, что это говорит о ней, как об одним из важнейших элементов иудаизма.
Фактически Шабат настолько важен для еврейской жизни, что термин шомер Шабат (наблюдатель Шабата) обычно подразумевает «религиозного еврея».
5. Как правильно назвать
Еврейский термин, определяющий этот святой для евреев день, англичане адаптировали, превратив его просто в Субботу. К счастью, на иврите и идише этого не произошло. Ашкеназы (евреи европейского происхождения) говорят Шабас (или Шабес,Шабос), а сефарды (евреи восточного происхождения) и говорящие на современном иврите произносят Шабат.
Само слово Шабат происходит от ивритского корневого глагола «лишбоах», что означает «отдыхать», «прекратить деятельность», а это имеет общий корень со словом «шева» — «семь».
6. Есть несколько субботних приветствий
«Шабат шалом!» обычно произносят сефарды и те, кто предпочитает современный иврит. Это пожелание «Субботнего мира!»
Шалом – на иврите «мир». Это может быть, например, мир между Богом и человеком, между людьми или странами, а также внутренний мир или ментальный баланс индивидуума (целостность, гармония).
Традиционное идишское приветствие ашкеназов звучит как «Гут Шабес», что означает «Хорошей Субботы!». Оно используется вместо слов «привет» и «до свидания», впрочем, при расставании иногда может слегка меняться, например, на «А гутен Шабес».
В случае, если вы не сможете вспомнить нюансы идиша, просто скажите: «Хорошего Шабеса!» — и все вас отлично поймут.
7. Тора дает нам два основания для Шабата
Десять заповедей (Десять речений, Декалог) перечислены в Торе дважды: сначала в книге Шмот (20;1-14), а затем и в Дварим (5:6-18).
В Шмот нам заповедано: «Помни день субботний, чтобы освящать его… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, и отдыхал в день седьмой. Потому благословил Господь день субботний и освятил его».
А в Дварим сказано по-другому: «Соблюдай день субботний, чтобы освящать его, как повелел тебе Господь, Б-г твой… И помни, что рабом был ты на земле Египта, и вывел тебя Господь, Бог твой, оттуда рукою крепкою и мышцею простертой…».
В первом случае сказано, что мы обязаны помнить и освящать Шабат, потому что Бог шесть дней создавал Свое творение, а на седьмой отдыхал. А во втором случае повеление соблюдать Шабат, помня то, что Бог освободил нас из рабства.
8. Откровение на Синае происходило в субботу
Самым значительным моментом в истории евреев было Откровение на Синае, когда Бог сообщил Десять заповедей и заключил Завет с еврейским народом после того, как вывел их из Египта. Мудрецы Талмуда говорят, что это невероятное событие произошло в Шабат.
9. В Шабат запрещено 39 видов млахот (работ)
В определенном смысле работа — это процесс превращения одного вида энергии в другой, в обычном смысле — вообще нахождение в действии, что требует значительной энергии. Однако работа, которой мы избегаем в Шабат, определяется несколько шире.
Мудрецы Талмуда перечисляют 39 запрещенных творческих актов, каждый из которых является в некотором смысле «отцом» («ав»; как бы породившим их) со многими «потомками» (то есть другими видами работ, производными от главных 39-и), также запрещенными из-за их сущностного сходства с «родителями».
10. В трактате Шабат целых 24 главы!
39 млахот и их производные рассматриваются в Талмуде, одном из главных трудов раввинского иудаизма. В трактате Шабат 24 главы, и это одна из крупнейших частей Талмуда. Больше него только трактат Келим, в котором 30 глав.
11. 3 трапезы: вечером, не позже полудня и на исходе Шабата
Действительно, праздничные трапезы — большая часть соблюдения Шабата, и время их довольно регламентировано.
Мы едим в Шабат 3 раза: первый раз в пятницу вечером, после молитвы Маарив; второй раз на следующий день — трапеза начинается не позже, чем через считанные минуты после полудня, хотя вполне может быть и значительно раньше; и еще одна трапеза, относительно легкая, начинается ближе к вечеру, перед заходом солнца и исходом Шабата.
12. В пятницу вечером нас посещают ангелы
Традиция гласит, что 2 ангела, белый и черный, сопровождают нас на пути к первой вечерней трапезе. Когда дом убран, к Шабату приготовлены особенные блюда, белый ангел говорит: «Да будет так и в следующий раз!» — и черному ангелу остается сказать только «амейн». А если не дай Бог дом запущен и никто не думает о Шабате, тогда черный ангел говорит: «Да будет так и в следующий раз», — и тогда белому ангелу приходится ответить «амейн».
Это породило классическую субботнюю песню Шалом алейхем» , в которой мы приветствуем ангелов в своем доме, просим их благословить нас, а затем провожаем.
Как правило, за этим следует Эшет Хаиль — знаменитая ода царя Шломо доблестной женщине, глубокий мистический текст со многими аллегориями.
13. Кидуш — мы освящаем Шабат, произнося благословение на вино
Тора повелевает нам: «Помни день субботний, чтобы освящать его…». Мудрецы объясняют это так, что мы обязаны провозгласить Шабат святым днем и в пятницу вечером, прежде чем сядем обедать, должны произнести особое благословение на вино — совершить ритуал, известный как Кидуш (освящение). Кидуш повторяется и на следующий день, только в сокращении.
14. Приступаем к еде, начиная с благословения на 2 халы
После Кидуша каждую субботнюю трапезу мы начинаем тем, что произносим благословение Амоци на 2 батона хлеба. Традиционно используют плетеный хлеб, который называется хала, но может быть и другой. После благословения на хлеб его нарезают, затем каждый кусочек обмакивают в соль и раздают всем присутствующим.
15. Обычно сначала едят рыбу
Первым блюдом субботней трапезы чаще всего бывает рыба, приготовленная различными способами, К примеру, марокканские евреи делают вкусное блюдо тажин, а традиционное блюдо ашкеназов — это гефилте фиш, фаршированная рыба. Фаворитом современного субботнего стола часто бывает суши-салат, приготовленный из кошерных сортов постной белой рыбы, риса и кусочков овощей.
16. Любимые горячие блюда — куриный суп и чолнт
Хотя в Шабат горячую пищу готовить запрещено, при определенных условиях разрешается оставлять горячую пищу, приготовленную перед Шабатом, на огне или на специальном субботнем электрическом плато. Таким образом, вечером в пятницу у ашкеназов принято наслаждаться куриным супом с шариками из мацы (кнедлех, клецки). На дневную трапезу и сефарды, и ашкеназы чаще всего подают чолнт, ассорти из мяса, бобов, ячменя, картофеля и др., это блюдо томится с пятницы и ждет своего часа. Сефардский эквивалент чолнта называется хамин.
17. Шабат встречают как царицу и как невесту
В пятницу, когда уже зажжены свечи, после псалмов принято петь гимн, приветствующий наступление Шабата, Леха доди — «Выйди, мой возлюбленный» (автор Шломо Галеви Алкабец, каббалист и поэт 16 в.).
Гимн очень многозначен. Под «возлюбленным» прежде всего подразумевается Сам Всевышний. Он как жених в отношении народа Израиля, который для Него как невеста. И мы воспеваем сладость Шабата, спускающуюся к нам с небес, и обращаемся к Шабату, как к прекрасной невесте и любимой царице. В этом гимне народ Израиля просит Бога послать великую Субботу спасения, когда придет Машиах.
Пение Леха доди предваряет вечернюю молитву Маарив.
Концепция этого гимна полностью согласуется с Талмудом, где мы читаем, как в канун Шабата рабби Ханина нарядился в праздничную одежду и произнес: «Приходите, и мы пойдем приветствовать Шабат — Царицу». Другой мудрец, рав Янай, надевал праздничную одежду в канун Шабата и повторял: «Входи, о, невеста! Входи, о невеста!»
18. Утренние богослужения — самые продолжительные за неделю
Еврейский народ ежедневно молится в синагоге утром, днем и вечером. Так и в Шабат. Однако субботнее богослужение более продолжительное: в дополнение к утренней Шахарит читается молитва Мусаф. Большая часть литургии поется, и есть дополнения в молитвах.
19. Читаем соответствующую недельную главу Торы — паршат
Основной момент утренней службы в Шабат – это когда из Ковчега извлекается свиток Торы, его торжественно проносят через синагогу, кладут на биму и читают вслух.
Тора разделена на 53 части (иногда на 54). Каждую неделю мы читаем очередную часть, называемую паршат, или глава, и так ежегодно прочитываем весь свиток.
У каждой главы есть название, взятое из ее первых слов. И если в течение недели изучают и читают в синагоге части из недельной главы, то в Субботу всю главу читают полностью.
20. Дневная трапеза
После утренних богослужений не всегда, но часто следует общий обед. Это может быть и легкий перекус, и обильная праздничная трапеза, все зависит от возможностей общины. А главное, это время, чтобы гости общины и ее прихожане могли насладиться неспешным шабатним общением.
21. Сладость дневного субботнего сна
Есть мнение, что слово Шабат является аббревиатурой слов Шейна бе-Шабат таануг — «спать в Шабат удовольствие». Излюбленные занятия в Шабат — это изучение Торы, сон и прогулка. Приятное времяпровождение в кругу семьи и друзей также уникальный дар Шабата.
22. Не носим вещи вне эрува
Одно из 39 запрещенных действий в Шабат — перенос любого предмета на расстояние в 4 локтя (4 м 57 см) и более в общественном владении. Это включает еще передачу вещей из частного владения в общественное и наоборот.
Надо сказать, в этом контексте «частный» и «общественный» имеют мало общего с тем, что мы привыкли под этим понимать.
Небольшие жилые районы могут быть условно превращены в частные владения при помощи создания специального барьера, который называется эрув.
Сегодня многие еврейские кварталы окружены эрувом, позволяющим людям возить коляски с детьми, носить книги в синагогу, а также ключи, когда отправляются на прогулку.
23. Шабат провожают с вином, специями и огнем
Точно так же, как с самого начала мы выделяем Шабат Кидушем, делая его на вино, мы совершаем это и при помощи Авдалы, которая является окончанием Шабата. Это короткая, но прекрасная церемония отделения святого от будничного: мы вдыхаем аромат душистых специй (часто это гвоздика, высушенный этрог и проч.), чтобы восстановить силы, которые были ослаблены уходящим Шабатом — ведь нам на весь этот день дается дополнительная душа, а теперь мы простились с ней до следующего раза. Затем мы произносим благословение на огонь и зажигаем его, а после Авдалы можем снова приступать к будничным делам и пользоваться огнем, как обычно.
24. Вечер после Шабата тоже особенный!
Вечер после Авдалы на иврите называют моцей Шабат — «уход Шабата», и мы все еще наслаждаемся приятными воспоминаниями минувшего дня.
В этот вечер принято устраивать Мелаве Малку («Сопровождение Королевы») — это трапеза в память об ушедшем Шабате.
Мы зажигаем одну свечу и ставим ее на стол.
В эту трапезу принято рассказывать о праведниках, сведения о которых сохранились в нашей истории, и, конечно, о выдающихся современниках.
25. Шабат — прелюдия к эре Машиаха
Шабат, день отдыха и духовного блаженства, это прелюдия к тому наслаждению, которое мы испытаем в эпоху Машиаха, когда мирная жизнь и изобилие станут нормой, а присутствие Бога в нашем мире очевидным для всех. И неудивительно, что нам обещают в качестве награды за соблюдение Шабата именно приход Машиаха.
Пусть же это случится как можно скорей, в наши дни! Амейн!
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report