еврейский шабаш что это
Шаббат — Что это такое?
Каждый седьмой день недели у евреев не похож на остальные дни. Каждый Шаббат возносит нас над всей рутиной будней, возвращая – к нашему истоку, к Источнику жизни, дает возможность припасть к нему и насладиться его живительной влагой.
Что же это такое – Шаббат? Чтобы понять его смысл, обратимся к первоисточнику – Торе: «И завершены были небеса и земля, и все их воинство. И завершил Б-г на седьмой день Свой труд (мелаху), который Он делал, и почил Он в седьмой день от всего Своего труда, что делал. И благословил Б-г седьмой день и освятил его, ибо в сей день Он почил от всего Своего труда…» (Берешит, 2:1-3)
Первое упоминание Шаббата в Торе характеризует его, как завершающий аккорд Творения, Б-жественный отдых – не потому, что Вс-вышний, не дай Б-г, «устал», но потому что Он перестал воздействовать, изменяя творение, и завершил его – в сам седьмой день – созданием отдыха. В седьмой день – Шаббат – Творец подарил миру спокойствие и гармонию, открыл окошко – в Свое измерение, измерение вечности.
Шаббат – менуха
Субботний отдых – больше привычного для нас понятия «отдых». Это менуха, благодать и спокойствие. Это – особое духовное состояние, умонастроение, создаваемое Шаббатом. Бесконечные настоятельные требования нашей цивилизации – телефон, интернет, автомобиль… телевидение, новости, почта, курс валют… Мы даже не осознаем, до какой степени мы порабощены. Кто в состоянии не ответить на настойчивый звонок телефона, не заглянуть – в присланные ему сообщения? Мы должны узнать, в чем же там дело! В Шаббат это «должны» не существует. На 25 часов мы освобождаемся от всех своих зависимостей – компьютер и телефон отключаются, телевидение прекращает вещание, машина замирает на обочине, офис закрывается, корреспонденция и счета остаются неприкосновенными. Дух менухи входит в наш дом вместе со светом шаббатних свечей. Шаббат приносит облегчение нашей уставшей душе, успокоение духа, гармонию с миром и с собой. Теперь мы наконец можем позволить себе расслабиться – и вернуться к настоящим себе. Шаббат – время, когда, отключившись от повседневной суеты и беспрерывной погони, мы концентрируемся на том, что в действительности важно, чему мы всегда хотели уделить свое внимание и время – но никогда так и не нашли бы его, если бы не Шаббат. Провести время в кругу семьи, пообщаться с друзьями, услышать (и выслушать) своих близких, узнать, чем живут наши дети… Подарить друг другу тепло, которого нам так не хватает. А еще – заглянуть внутрь себя, сконцентрироваться на нашей внутренней сущности, почувствовать близость Б-га, и посмотреть на жизнь новым взглядом – без тревоги и сожалений, с уверенностью, что мы находимся под Б-жественной опекой…
Царица Шаббат
зажигание шаббатних свечейСуббота начинается с приготовления к ее приходу. Еще на неделе мы помним о Шаббате и готовимся к нему. Все самое лучшее, еда ли, одежда, другие приносящие удовольствие вещи – все откладывается на Шаббат. В пятницу можно почувствовать царящее в воздухе напряжение – дом приводится в полный порядок; хозяйка занята приготовлением вкуснейшей трапезы; все, что делается – делается только для Субботы. Стол накрывается белоснежной скатертью, полы натерты, приборы сверкают, все члены семьи достают особую, «парадную» одежду… Вы чувствуете, как весь дом готовится принять высокопоставленного гостя – Субботу. Не зря же мудрецы назвали ее царицей Шаббат! Предпраздничное настроение наполняет дом.
Шаббат вступает в права с зажигания свечей хозяйкой дома. Их огоньки колеблются, освещая прикрытое ладонями лицо еврейской женщины, пока ее губы шепчут личные просьбы ко Вс-вышнему – за нее, ее семью, за близких и родных, за весь еврейский народ. С этого момента она принимает на себя Шаббат, даже если «официальное» начало субботы еще не наступило. Шаббатние свечи – это не просто освещение. Они приносят мир и гармонию в семью, и неповторимую атмосферу в еврейский дом. При свете шаббатних свечей невозможно ссориться. Их мягкий свет окутывает всех домашних покоем и любовью.
Для остальных членов семьи Шаббат начинается за 18 минут до захода солнца в пятницу (есть и другие обычаи, подробнее – в законах зажигания свечей в субботу и праздники). В синагоге проводится Кабалат Шаббат – особая молитва, которой мы встречаем царицу Субботу. Все присутствующие приветствуют ее приход гимном Леха доди – «Иди, друг мой, навстречу невесте, приветствуй Лик Шаббата». Шаббат – невеста еврейского народа, его неразлучная пара. Об этом говорят наши мудрецы языком мидраша – все дни недели получили свою пару, кроме субботы. Тогда обратилась Суббота ко Вс-вышнему с жалобой, и Он ответил ей, что ее парой будет еврейский народ. С тех пор Шаббат – царица, а каждый еврей в этот день – царь, наслаждающийся ее неповторимым духовным светом во главе своего шаббатнего стола.
Шаббат – вкус Будущего мира
На протяжении всей истории еврейского народа мы ждем наступления эры Машиаха, окончательного Избавления. Приход Машиаха явится торжеством добра над злом. «В то время не будет ни голода, ни войн, ни зависти. ни соперничества … Все устремление мира будет лишь к тому, чтобы познать Б-га». Все, что должно быть исправлено, будет исправлено. Власть Вс-вышнего станет очевидна для всех обитателей земли, и в мире установятся покой и гармония. Это время, когда «Все будут сидеть под своим виноградником и под своей смоковницей, и никто не будет наводить на них страх» (Миха, 4:4). Это время названо в Талмуде «Йом, ше-куло Шаббат» — День, в котором всё – Суббота.
Каждый Шаббат – подготовка к этому Будущему миру. Он поднимает нас на другой духовный уровень. Он указывает нам истинные жизненные ориентиры, не дает забыть о своем предназначении и о цели существования – раствориться в ежедневной суете. Шаббат называется таам олам а-ба – вкус Будущего мира. Тот, кто вкусил наслаждение Шаббатнего покоя, знает, чего ожидать и к чему стремиться.
Шаббат учит нас планировать все заранее. То, что мы будем есть в этот день, должно быть подготовлено загодя. Говоря о вознаграждении Будущего мира, мудрецы проводят параллель с Шаббатом: «ми-ше-торах бе-эрев шаббат – тохаль бе-шаббат» — тот, кто готовит в пятницу – ест в Субботу (Авода Зара, 3а). Каждую пятницу, подготавливаясь к Субботе, мы вспоминаем, что наше пребывание в этом мире – подготовка к чему-то более высокому. Мы должны подготовиться к дню, который весь – Суббота.
Шаббат – четвертая заповедь из Десяти речений
Соблюдение Шаббата – единственный «ритуал», включенный в число Десяти речений. Любители ограничить иудаизм соблюдением «Десяти заповедей» (обычно имея ввиду «понятные» и «общечеловеческие» заповеди морального характера) никуда не денутся от того, что одной из этих десяти является Шаббат. И садясь в машину в субботу, даже с целью поехать в синагогу, они оставляют из этих десяти заповедей – только девять!
Десять речений дважды записаны в Торе – первый раз в книге Шмот, в главе Итро, и второй раз – в книге Дварим, в главе Ваэтханан. При этом мы получаем повеление о двух аспектах соблюдения Шаббата – в первый раз Тора говорит: «Помни день Субботний» (Захор эт йом а-шаббат), а во второй раз – «Храни» (Шамор эт йом а-шаббат).
Помни – повелительный аспект, мы должны каждый Шаббат произносить слова, напоминающие нам о его святости (что выполняется заповедью Кидуша), сюда относятся и все действия, выделяющие Шаббат из череды дней: зажигание свечей, трапезы. Храни – охраняй от порчи, не делай 39 видов мелахи и их производные.
Шаббат – свидетельство
«Помни день Шаббат, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякое ремесло твое, а седьмой день – Шаббат Г-споду, Б-гу твоему, не делай никакого ремесла – ты, и твой сын, и твоя дочь, и твой раб, и твоя рабыня, и твой скот, и твой жилец, кто во вратах твоих. Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой; потому благословил Г-сподь день Шаббат и освятил его» (Шмот, 20:8-11).
Наши мудрецы называют Шаббат Йесод а-Эмуна – основа нашей веры. Еврей, соблюдающий Шаббат, показывает этим, что он верит в Создателя, речением Которого был создан мир, в то, что Он сотворил мир в шесть дней, а в седьмой день – отдыхал. Прекращая с наступлением Субботы свою творческую деятельность по преобразованию окружающего мира, еврей свидетельствует также и о своей верности заповедям-повелениям Царя царей, о готовности выполнять свое предназначение в мире.
Того, кто сознательно и добровольно нарушает Субботу, сравнивают с отрекшимся от своего еврейства – как сказано в Талмуде: «Нарушивший Субботу подобен идолопоклоннику». В действительности, существует лишь два типа евреев – соблюдающие Субботу (шомер Шаббат) и нарушающие ее (мехалель Шаббат).
Соблюдение Шаббата – свидетельство еврейской сути в человеке, более всех других заповедей. Поэтому сказали наши учителя: «Всякий, соблюдающий Шаббат, как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат, нарушает все ее заповеди».
Шаббат – свобода
Второй отрывок, повествующий о Шаббате, связывает его с другим основополагающим событием еврейской истории: «Храни день Шаббат, чтобы святить его, как тебе повелел Г-сподь, Б-г твой; шесть дней работай и делай всякое ремесло твое, а седьмой день – Шаббат Г-споду, Б-гу твоему: не делай никакого ремесла – ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой бык, ни твой осел, и никакой твой скот, ни твой пришелец, что во вратах твоих, чтобы покоился твой раб и твоя рабыня, как ты (сам). И помни, что рабом был ты на земле Мицраима и вывел тебя Г-сподь, Б-г твой, оттуда рукою крепкой и мышцею простертой, потому велел тебе Г-сподь, Б-г твой, делать день Шаббат» (Дварим, 5:12-15).
Каждый седьмой день мы «вспоминаем», что мир принадлежит не нам, и «возвращаем» власть Тому, Кому она на самом деле принадлежит, как сказано: «Б-гу принадлежит земля и все, что на ней» (Теилим 24, 1). Кроме того, каждый Шаббат мы вспоминаем, что Вс-вышнему не безразлично, что мы делаем со своей жизнью, с инструментами, данными нам – Он вывел нас из Египетского рабства и дал нам Тору жизни, чтобы мы смогли выполнить свое предназначение и достичь счастья и гармонии в нашей жизни на земле.
Мы свидетельствуем, что еврей не должен становиться рабом чего-бы-то ни-было. Прекращая работу в Шаббат, мы выходим из замкнутого круга будничных проблем, борьбы за место под солнцем, тревог и забот о пропитании. Мы больше не рабы собственной созидательной деятельности. Ведь даруя нам Тору на горе Синай, Творец предупредил нас – не будьте рабами земных хозяев – ни своей работы, ни своего достатка, ни своих желаний – но только рабами Вс-вышнего, ибо в этом заключается истинная свобода.
И именно в Субботу есть у нас возможность быть евреями так, как это задумано изначально, отбросить все ограничения и ярлыки – связанные с профессией, доходами, общественным положением, и остаться наедине со Вс-вышним, отвлечься от мира и развернуться – к его Творцу.
Что такое мелаха?
В Шаббат мы отказываемся от 39 видов работ, называемых общим термином мелаха. законы ШаббатаЧтобы понять, почему не все виды деятельности попадают в категорию мелахи, обратимся к определению, которое дает ей Талмуд: «Тора запрещает мелаху, как воплощение разумной цели на практике» (Санедрин, 62б). Таким образом, мелаха включает в себя любую конструктивную деятельность, производящую какую-то значимую перемену в материальном – в связи с ее соответствием целям человека. Любое, даже самое малое действие, демонстрирующее власть человека над материальным миром (природой), является мелахой – неважно, стирка белья или высекание огня, строительство здания или завязывание узла. Мелаха – это акт, отражающий осуществление человеческой власти над миром посредством созидательного применения его разума и сил. Почему же в Шаббат мелаха запрещена? Своим отказом от такого рода деятельности один день в неделю – в соответствии с Б-жественным повелением – еврей как-бы торжественно декларирует, что человек имеет превосходство над остальным миром исключительно по воле Б-га, и что только Б-г – действительный Источник всего, всех сил и всех дел, в том числе и любого творчества.
Мелахот разделяются на тридцать девять категорий. Причиной такого разделения является повеление Б-га, что все виды деятельности, связанные с постройкой переносного Храма – Мишкана – в пустыне, должны прекращаться на время Шаббата. Мишна в трактате Шаббат (7,2) перечисляет все эти категории мелахот. О том, как соблюдать законы прекращения мелахи на практике, вы можете узнать из нашей серии уроков Законы Шаббата.
Следует осознавать, что отказ от мелахи – определенный духовный процесс. В течение недели, работа человека и создаваемые ею иллюзии, подобно вуали, скрывают от него истинную природу его предназначения. Отказ от мелахи – приподнимает эту «вуаль». Но, поскольку в духовной сфере наименьшее действие может вызвать такой же значительный эффект, как и наибольшее – пока присутствуют малейшие следы мелахи во время Шаббата, «вуаль» остается на месте.
Шаббат – особая приправа
Для соблюдающего еврея, Шаббат – не набор ограничений. Это время, наполненное самыми светлыми и радостными переживаниями. Шаббат нужно «строить». Нужно работать, чтобы «войти» в его особенную атмосферу. Воздействие Шаббата во всей полноте чувствуется тогда, когда и тело и ум отданы идеалу Шаббата. Когда приходит Суббота, мы должны чувствовать себя так, как будто вся наша работа завершена, оставляя наши ум и тело совершенно свободными. При переходе из мира будней в мир Шаббата мы должны закрыть за собой двери, забыть о всех заботах, как будто их больше не существует.
В подготовке к Шаббату участвует вся семья. В еврейском доме Шаббат находится в центре всей жизни. Три праздничные трапезы, заповеданные в Шаббат, становятся центральным переживанием этого дня. Они сопровождаются змирот – застольными гимнами во славу Шаббата. Во время трапезы также произносятся диврей Тора – слова Торы. Дом, в котором слышны слова Торы, голос Б-га живого – обрел в Шаббат особое духовное переживание. Шаббат, во время которого слова Торы не слышны – напрасно потерян. Шаббат влияет на воспитание, становление и освящение еврейской души: с раннего детства еврейский ребенок впитывает его особую атмосферу. Все «лучшие вещи» сохраняются для Шаббата. Лучшая одежда и еда, сладости и пирожные, кидуш, халот и авдала, внимание и любовь родителей – все те вещи, которыми наслаждается ребенок, сконцентрированы в этих 25 часах. Шаббат становится центром жизни ребенка. Ограничения, которые накладывает истинное соблюдение Шаббата, не ощущаются, как ограничения, а становятся частью того блаженства, которое приносит Шаббат. Он в полной мере понимает слова мидраша: «Бесценный подарок есть у меня в сокровищнице», — сказал Вс-вышний Моше, «Шаббат» — имя ему; пойди и скажи Израилю – Я хочу подарить его им». (Шаббат, 106)
Шаббат – хранитель евреев
На протяжении всей нашей тысячелетней истории, евреи оставались верны Шаббату – и в горе, и в радости, и перед лицом смерти, и даже вопреки ей. Шаббат – величайшее мерило битахона, уверенности в провидении Вс-вышнего. Как сказано, «Г-сподь дал тебе Шаббат; поэтому Он дает тебе на шестой день хлеб на 2 дня». Шаббат был благословлен и освящен самим Б-гом: благословлен – двойной порцией мана накануне субботы, и освящен – тем, что в субботу ман прекращал выпадать. Ни один еврей не умер от голода из-за соблюдения Шаббата. Но многие евреи, и даже целые общины исчезли из истории своего народа из-за того, что нарушали Шаббат. Наша верность Шаббату – основа нашей самоидентификации, и основа сохранения существования нашего народа, как сказано «больше, чем евреи хранили Субботу – Суббота хранила евреев». Еврейский народ – носитель идеи Шаббата. Давайте же не будем отбрасывать это невероятное сокровище, дадим возможность голосу Шаббата – быть услышанным.
«Если бы весь Израиль смог соблюсти хотя бы два Шаббата в соответствии с алахой, он был бы сразу спасен».
Начните соблюдать Шаббат, попробуйте почувствовать этот особый, чистый и глубокий мир Субботы.
25 фактов о Шабате, которые должен знать каждый еврей
от Рав Берел Вейн 20 Heshvan 5780 – 18.11.2019, 15:29 21.3k Просмотры 8 Голоса 2 комментария
1. Шабат продолжается от захода солнца в пятницу до наступления темноты и выхода первых звезд в субботу
Каждую неделю в течение 25 часов, начиная незадолго до захода солнца в пятницу и до наступления темноты и выхода первых звезд в субботу, евреи празднуют Шабат. Это время отдыха, покоя и духовного обновления.
Вот слова о Шабате пророка Йешаяу: «Если удержишь в субботу ногу свою, (удержишься) от исполнения дел твоих в святой день Мой, и назовешь субботу отрадой, святой (день) Господа – почитаемым, и почтишь ее, не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова (об этом), То наслаждаться будешь в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего, потому что уста Господа изрекли (это)» (58:13-14).
2. Предыдущий день тоже особенный
«Тот, кто трудится в канун Шабата, — говорят мудрецы, — будет наслаждаться яствами в Шабат».
Царица Шабат у нас традиционно считается почетной гостьей, и в пятницу (а у некоторых даже еще в четверг вечером) в еврейском доме обычно свободное от официальной работы время посвящают подготовке к ее приходу. Поэтому пятница не просто йом шиши (шестой день), а совершенно особенный день – канун Шабата: это как прелюдия в музыке. И так это ведется с древних времен.
3. В честь Царицы Шабат зажигают свечи
В пятницу в диаспорах за 18 минут до захода солнца еврейские женщины и девушки (когда женщин в доме нет, то и мужчины) зажигают субботние свечи. Чаще всего это делается в столовой, где потом будет проходить праздничная трапеза, чтобы можно было наслаждаться их светом.
Одинокие девушки и женщины зажигают по одной свече, а замужние не меньше двух (некоторые добавляют еще по одной за каждого ребенка).
4. 4-я из 10 заповедей
Шабат 4-я из 10 заповедей, и она столько раз упоминается в Торе, что это говорит о ней, как об одним из важнейших элементов иудаизма.
Фактически Шабат настолько важен для еврейской жизни, что термин шомер Шабат (наблюдатель Шабата) обычно подразумевает «религиозного еврея».
5. Как правильно назвать
Еврейский термин, определяющий этот святой для евреев день, англичане адаптировали, превратив его просто в Субботу. К счастью, на иврите и идише этого не произошло. Ашкеназы (евреи европейского происхождения) говорят Шабас (или Шабес,Шабос), а сефарды (евреи восточного происхождения) и говорящие на современном иврите произносят Шабат.
Само слово Шабат происходит от ивритского корневого глагола «лишбоах», что означает «отдыхать», «прекратить деятельность», а это имеет общий корень со словом «шева» — «семь».
6. Есть несколько субботних приветствий
«Шабат шалом!» обычно произносят сефарды и те, кто предпочитает современный иврит. Это пожелание «Субботнего мира!»
Шалом – на иврите «мир». Это может быть, например, мир между Богом и человеком, между людьми или странами, а также внутренний мир или ментальный баланс индивидуума (целостность, гармония).
Традиционное идишское приветствие ашкеназов звучит как «Гут Шабес», что означает «Хорошей Субботы!». Оно используется вместо слов «привет» и «до свидания», впрочем, при расставании иногда может слегка меняться, например, на «А гутен Шабес».
В случае, если вы не сможете вспомнить нюансы идиша, просто скажите: «Хорошего Шабеса!» — и все вас отлично поймут.
7. Тора дает нам два основания для Шабата
Десять заповедей (Десять речений, Декалог) перечислены в Торе дважды: сначала в книге Шмот (20;1-14), а затем и в Дварим (5:6-18).
В Шмот нам заповедано: «Помни день субботний, чтобы освящать его… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, и отдыхал в день седьмой. Потому благословил Господь день субботний и освятил его».
А в Дварим сказано по-другому: «Соблюдай день субботний, чтобы освящать его, как повелел тебе Господь, Б-г твой… И помни, что рабом был ты на земле Египта, и вывел тебя Господь, Бог твой, оттуда рукою крепкою и мышцею простертой…».
В первом случае сказано, что мы обязаны помнить и освящать Шабат, потому что Бог шесть дней создавал Свое творение, а на седьмой отдыхал. А во втором случае повеление соблюдать Шабат, помня то, что Бог освободил нас из рабства.
8. Откровение на Синае происходило в субботу
Самым значительным моментом в истории евреев было Откровение на Синае, когда Бог сообщил Десять заповедей и заключил Завет с еврейским народом после того, как вывел их из Египта. Мудрецы Талмуда говорят, что это невероятное событие произошло в Шабат.
9. В Шабат запрещено 39 видов млахот (работ)
В определенном смысле работа — это процесс превращения одного вида энергии в другой, в обычном смысле — вообще нахождение в действии, что требует значительной энергии. Однако работа, которой мы избегаем в Шабат, определяется несколько шире.
Мудрецы Талмуда перечисляют 39 запрещенных творческих актов, каждый из которых является в некотором смысле «отцом» («ав»; как бы породившим их) со многими «потомками» (то есть другими видами работ, производными от главных 39-и), также запрещенными из-за их сущностного сходства с «родителями».
10. В трактате Шабат целых 24 главы!
39 млахот и их производные рассматриваются в Талмуде, одном из главных трудов раввинского иудаизма. В трактате Шабат 24 главы, и это одна из крупнейших частей Талмуда. Больше него только трактат Келим, в котором 30 глав.
11. 3 трапезы: вечером, не позже полудня и на исходе Шабата
Действительно, праздничные трапезы — большая часть соблюдения Шабата, и время их довольно регламентировано.
Мы едим в Шабат 3 раза: первый раз в пятницу вечером, после молитвы Маарив; второй раз на следующий день — трапеза начинается не позже, чем через считанные минуты после полудня, хотя вполне может быть и значительно раньше; и еще одна трапеза, относительно легкая, начинается ближе к вечеру, перед заходом солнца и исходом Шабата.
12. В пятницу вечером нас посещают ангелы
Традиция гласит, что 2 ангела, белый и черный, сопровождают нас на пути к первой вечерней трапезе. Когда дом убран, к Шабату приготовлены особенные блюда, белый ангел говорит: «Да будет так и в следующий раз!» — и черному ангелу остается сказать только «амейн». А если не дай Бог дом запущен и никто не думает о Шабате, тогда черный ангел говорит: «Да будет так и в следующий раз», — и тогда белому ангелу приходится ответить «амейн».
Это породило классическую субботнюю песню Шалом алейхем» , в которой мы приветствуем ангелов в своем доме, просим их благословить нас, а затем провожаем.
Как правило, за этим следует Эшет Хаиль — знаменитая ода царя Шломо доблестной женщине, глубокий мистический текст со многими аллегориями.
13. Кидуш — мы освящаем Шабат, произнося благословение на вино
Тора повелевает нам: «Помни день субботний, чтобы освящать его…». Мудрецы объясняют это так, что мы обязаны провозгласить Шабат святым днем и в пятницу вечером, прежде чем сядем обедать, должны произнести особое благословение на вино — совершить ритуал, известный как Кидуш (освящение). Кидуш повторяется и на следующий день, только в сокращении.
14. Приступаем к еде, начиная с благословения на 2 халы
После Кидуша каждую субботнюю трапезу мы начинаем тем, что произносим благословение Амоци на 2 батона хлеба. Традиционно используют плетеный хлеб, который называется хала, но может быть и другой. После благословения на хлеб его нарезают, затем каждый кусочек обмакивают в соль и раздают всем присутствующим.
15. Обычно сначала едят рыбу
Первым блюдом субботней трапезы чаще всего бывает рыба, приготовленная различными способами, К примеру, марокканские евреи делают вкусное блюдо тажин, а традиционное блюдо ашкеназов — это гефилте фиш, фаршированная рыба. Фаворитом современного субботнего стола часто бывает суши-салат, приготовленный из кошерных сортов постной белой рыбы, риса и кусочков овощей.
16. Любимые горячие блюда — куриный суп и чолнт
Хотя в Шабат горячую пищу готовить запрещено, при определенных условиях разрешается оставлять горячую пищу, приготовленную перед Шабатом, на огне или на специальном субботнем электрическом плато. Таким образом, вечером в пятницу у ашкеназов принято наслаждаться куриным супом с шариками из мацы (кнедлех, клецки). На дневную трапезу и сефарды, и ашкеназы чаще всего подают чолнт, ассорти из мяса, бобов, ячменя, картофеля и др., это блюдо томится с пятницы и ждет своего часа. Сефардский эквивалент чолнта называется хамин.
17. Шабат встречают как царицу и как невесту
В пятницу, когда уже зажжены свечи, после псалмов принято петь гимн, приветствующий наступление Шабата, Леха доди — «Выйди, мой возлюбленный» (автор Шломо Галеви Алкабец, каббалист и поэт 16 в.).
Гимн очень многозначен. Под «возлюбленным» прежде всего подразумевается Сам Всевышний. Он как жених в отношении народа Израиля, который для Него как невеста. И мы воспеваем сладость Шабата, спускающуюся к нам с небес, и обращаемся к Шабату, как к прекрасной невесте и любимой царице. В этом гимне народ Израиля просит Бога послать великую Субботу спасения, когда придет Машиах.
Пение Леха доди предваряет вечернюю молитву Маарив.
Концепция этого гимна полностью согласуется с Талмудом, где мы читаем, как в канун Шабата рабби Ханина нарядился в праздничную одежду и произнес: «Приходите, и мы пойдем приветствовать Шабат — Царицу». Другой мудрец, рав Янай, надевал праздничную одежду в канун Шабата и повторял: «Входи, о, невеста! Входи, о невеста!»
18. Утренние богослужения — самые продолжительные за неделю
Еврейский народ ежедневно молится в синагоге утром, днем и вечером. Так и в Шабат. Однако субботнее богослужение более продолжительное: в дополнение к утренней Шахарит читается молитва Мусаф. Большая часть литургии поется, и есть дополнения в молитвах.
19. Читаем соответствующую недельную главу Торы — паршат
Основной момент утренней службы в Шабат – это когда из Ковчега извлекается свиток Торы, его торжественно проносят через синагогу, кладут на биму и читают вслух.
Тора разделена на 53 части (иногда на 54). Каждую неделю мы читаем очередную часть, называемую паршат, или глава, и так ежегодно прочитываем весь свиток.
У каждой главы есть название, взятое из ее первых слов. И если в течение недели изучают и читают в синагоге части из недельной главы, то в Субботу всю главу читают полностью.
20. Дневная трапеза
После утренних богослужений не всегда, но часто следует общий обед. Это может быть и легкий перекус, и обильная праздничная трапеза, все зависит от возможностей общины. А главное, это время, чтобы гости общины и ее прихожане могли насладиться неспешным шабатним общением.
21. Сладость дневного субботнего сна
Есть мнение, что слово Шабат является аббревиатурой слов Шейна бе-Шабат таануг — «спать в Шабат удовольствие». Излюбленные занятия в Шабат — это изучение Торы, сон и прогулка. Приятное времяпровождение в кругу семьи и друзей также уникальный дар Шабата.
22. Не носим вещи вне эрува
Одно из 39 запрещенных действий в Шабат — перенос любого предмета на расстояние в 4 локтя (4 м 57 см) и более в общественном владении. Это включает еще передачу вещей из частного владения в общественное и наоборот.
Надо сказать, в этом контексте «частный» и «общественный» имеют мало общего с тем, что мы привыкли под этим понимать.
Небольшие жилые районы могут быть условно превращены в частные владения при помощи создания специального барьера, который называется эрув.
Сегодня многие еврейские кварталы окружены эрувом, позволяющим людям возить коляски с детьми, носить книги в синагогу, а также ключи, когда отправляются на прогулку.
23. Шабат провожают с вином, специями и огнем
Точно так же, как с самого начала мы выделяем Шабат Кидушем, делая его на вино, мы совершаем это и при помощи Авдалы, которая является окончанием Шабата. Это короткая, но прекрасная церемония отделения святого от будничного: мы вдыхаем аромат душистых специй (часто это гвоздика, высушенный этрог и проч.), чтобы восстановить силы, которые были ослаблены уходящим Шабатом — ведь нам на весь этот день дается дополнительная душа, а теперь мы простились с ней до следующего раза. Затем мы произносим благословение на огонь и зажигаем его, а после Авдалы можем снова приступать к будничным делам и пользоваться огнем, как обычно.
24. Вечер после Шабата тоже особенный!
Вечер после Авдалы на иврите называют моцей Шабат — «уход Шабата», и мы все еще наслаждаемся приятными воспоминаниями минувшего дня.
В этот вечер принято устраивать Мелаве Малку («Сопровождение Королевы») — это трапеза в память об ушедшем Шабате.
Мы зажигаем одну свечу и ставим ее на стол.
В эту трапезу принято рассказывать о праведниках, сведения о которых сохранились в нашей истории, и, конечно, о выдающихся современниках.
25. Шабат — прелюдия к эре Машиаха
Шабат, день отдыха и духовного блаженства, это прелюдия к тому наслаждению, которое мы испытаем в эпоху Машиаха, когда мирная жизнь и изобилие станут нормой, а присутствие Бога в нашем мире очевидным для всех. И неудивительно, что нам обещают в качестве награды за соблюдение Шабата именно приход Машиаха.
Пусть же это случится как можно скорей, в наши дни! Амейн!
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report