евросеть что с ней стало
Бренд «Евросеть» навсегда прекратил свое существование
Из-за сложной экономической ситуации в России многие компании вынуждены закрываться или объединяться с другими, потому как иначе выжить им попросту не удастся. Это одна из причин того, почему совсем недавно ритейлер «Связной» поглотил своего главного конкурента в лице сети магазинов «Евросеть». Как удалось выяснить сегодня, данный бренд вскоре прекратит свое существование, потому как поделить между собой права на его использование компании «МегаФон» и «Вымпелком» («Билайн») так и не смогли.
Как передает издание РБК, бывшие владельцы сети магазинов «Евросеть» в лице «МегаФона» и «Вымпелкома» объявили о намерении отказаться от бренда известного ритейлера, потому как им не удалось достигнуть никакого соглашения по части прав на него. В итоге, по обоюдному согласию, его было решено заморозить. Это единственный существующий в России механизм юридической защиты бренда, когда права на него не удается поделить двум и более лицам.
В рамках заключенного соглашения получится так, что бренд «Евросеть» окажется заморожен, в результате чего использовать его «Вымпелком» и «МегаФон» не смогут, также как и любые другие лица на территории России. Такая ситуация произошла из-за того, что в 2017 году обеим компаниям принадлежало по 50% от сети данных магазинов, которые в конечном итоге разделили бренд пополам, а ФАС в начале 2018 года одобрила данную сделку.
Спор остался только насчет бренда «Евросеть», будущее которого сегодня, 21 июня 2018 года, и удалось решить. Данный торговый знак решили заморозить, потому как достичь договоренности по части его использования не удалось. Обе компании имеют равные на него права, а платить деньги за его выкуп у другого владельца никто не захотел. Ожидается, что уже к лету 2019 года от бренда и магазинов «Евросеть» по всей России не останется и следа.
Сам же данный товарный знак сегодня официально прекратил свое существование, по крайне мере с юридической стороны. Подписанное соглашение не имеет срока давности, поэтому оно будет действовать вечно. Все торговые точки закроются и подвергнутся ребрендингу, превратившись в обновленные магазины «Связной».
Ранее магазины «Связной» и «Евросеть» объявили о запуске крупнейшей в мире сети магазинов под единым брендом.
Конец легенды: Бренд «Евросеть» закрывается
«Евросеть» превращается в «Связной»
Объединенная компания «Евросети» и «Связного» представила стратегию своего развития. Компания будет развиваться под брендом «Связной».
Объединенную компанию возглавил Александр Малис, который до этого был президентом «Евросети». Бренд «Евросеть» в течении года прекратит свое существование.
Салоны «Евросети» будут переведены под бренд «Связной» либо под некий новый бренд, пояснил CNews Александр Малис. Решение о создании нового бренда еще не принято.
В объединенной сети будет 5,5 тыс. салонов в 1,3 тыс. российских городов. В них работает 30 тыс. человек. Ежедневно в данные магазины заходит 2 млн покупателей.
«Связной» хочет открыть новые салоны и готов работать с любыми сотовыми операторами
Число салонов не будет сокращаться. Наоборот, как говорит Малис, есть порядка 400 мест в России, где объединенная компания хотела бы открыть свои магазины. Соответственно, число сотрудников также не будет сокращаться.
Ранее было много мест, где салоны «Евросети» находились рядом с салонами «Связного». Но после состоявшего в прошлом году разделения «Евросети» между «Вымпелкомом» (торговая марка «Билайн») и «Мегафоном» таких мест практически не осталось, говорит Малис.
Объединенная компания «Евросети» и «Связного» не намерена фокусироваться на продаже SIM-карт только лишь «Мегафона», акционера объединенной компании. Сейчас в этих сетях продаются SIM-карты и других крупных сотовых операторов, «Вымпелком», Tele2, но не МТС.
Малис заявил, что теперь объединенная компания стала еще более независимой от «Мегафона», поэтому она готова к сотрудничеству и с другими сотовыми операторами.
Сами салоны будут позиционироваться как «место об актуализации знаний о возможностях цифрового мира».
Кроме того, в рамках объединения компаний была представлена новая концепция развития, согласно которой «Связной» ожидает ребрендинг, а также внедрение нового подхода к продажам и взаимодействию с покупателями.
По словам Олега Малиса, основателя группы SLV, контролирующего акционера объединенной компании, «Связной» в рамках выбранной концепции развития откроет до 500 салонов нового формата. В каждый магазин под новым брендом будет инвестировано порядка 1,5 млн руб.
Новый визуальный образ «Связного» создало агентство Ctzn. При его разработке использовался фирменный шрифт Svyaznoy Sans с характерными знаками (альтернейтами).
При разработке нового формата магазинов использовались подробные карты User Experience (пользовательского поведения) клиентов. В магазинах товары, услуги и контент будут разделены на разлчиные зоны: «Дом», «Семья», «Здоровье», «Работа», «Развеления» и др.
Клиент сможет получить максимальный набор нужных ему решений: например, от подписок на фитнесс-тренировки до «умных» кроссовок. Первые три магазина в новом формате были открыты в конце прошлого года.
В трех московских салонах ритейлера покупателям стали доступны не только привычные смартфоны и планшеты с аксессуарами для них, но и шлемы виртуальной реальности, проекторы, устройства для системы «умного» дома, квадрокоптеры и прочие.
Помимо этого, в торговых точках были организованы специальные зоны с диванами для более пристального и комфортного знакомства с товарами.
Краткая история «Евросети» и «Связного»
«Евросеть» была основана предпринимателями Евгением Чичваркиным и Тимуром Артемьевым. После кризиса 2008 г. компания была продана Александру Мамуту, который сразу перепродал 49,9% акций компании «Вымпелкому». Через некоторое время компанию возглавил Александр Малис.
У «Вымпелкома» был опцион на выкуп контрольного пакета акций «Евросети», но оператор этим не воспользовался. Вместо этого в 2012 г. компания была на паритетных началах разделена между, с одной стороны «Вымпелкомом», с другой стороны «Мегафоном» и его крупнейшим акционером, холдингом USM (впоследствии «Мегафон» выкупил долю USM).
В 2017 г. было принято решение о разделе «Евросети». «Мегафон» сохранил за собой юридическое лицо сети и примерно половину из 4 тыс. салонов. «Вымпелком» забрал себе другую половину салонов и выплатил «Мегафону» 1,25 млрд руб.
«Связной» создавался предпринимателем Максимом Ноготковым. После кризиса 2014 г. Ноготков столкнулся в невозможностью обслуживать долги перед различными кредиторами. Долги группы Trellas, объединявшей активы Ноготкова, выкупила группа Solvers Олега Малиса, брата Александра Малиса.
Через некоторое время Олег Малис установил контроль над «Связным», решив проблемы с остальными кредиторами. В 2017 г. сразу после появления информации о разделе «Евросети» между «Вымпелкомом» и «Мегафоном» начались переговоры о будущем объединении «Евросети» и «Связного».
Соответствующая сделка была заключена в апреле 2018 г.. По ней «Мегафон» получил 25,1% акций объединенной компании. Оставшаяся доля принадлежит структурам Олега Малиса.
«Евросеть» уходит на покой. История бренда — от провокаций и голых конкурсов до уголовных дел
Через год бренд «Евросеть» прекратит существование. В конце апреля его владелец «Мегафон» и компания «Связной» объявили о слиянии. Изменения, по их словам, коснутся как ассортимента, так и самого подхода к организации работы магазинов. «360» рассказывает о расцвете и закате, а также причинах падения этого гиганта мобильной розничной торговли.
Слияние сетей
В конце апреля владелец «Евросети» — сотовый оператор «Мегафон» — объявил о слиянии со «Связным». Компания передала свои акции «Евросети» в обмен на 25% плюс одну акцию объединенной компании, сообщил РБК. Также сотовый оператор получил два места в правлении. Основным же акционером объединения стала группа Solvers Олега Малиса, контролирующая сотового ритейлера «Связной».
По словам Малиса, бренд «Евросеть» перестанет существовать в течение года, все его магазины перейдут в ведение «Связного». Их число достигнет пяти тысяч. Окончательно же ребрендинг завершится через два года. Еще одно изменение коснется концепции продаж. Как пояснил Малис, главная задача объединенной компании — предоставить покупателю любую требуемую технологию. Для этого «Связной» существенно изменит ассортимент продаваемых товаров. Например, появятся подписки на тренировки или «умные» кроссовки. Продукцию объединят в системы: «Дом», «Работа», «Спорт», «Здоровье», «Развлечения» и другие. Также поменяется принцип организации магазинов.
Перемены начались с логотипа ритейлера, разработанного агентством Сtzn: пастельные цвета сменились на яркие с акцентом на фиолетовый. Тестирование нового формата в начале года провели в трех магазинах столицы. В каждом из них был свой вариант логотипа, а кроме смартфонов или планшетов покупатели могли приобрести шлемы виртуальной реальности, гаджеты для создания «умного» дома или квадрокоптеры.
По словам источника издания, ликвидация бренда связана с условием «ВымпелКома» при продаже доли «Евросети». Получить комментарий в «Связном» не удалось. Вице-президент по внешним коммуникациям «ВымпелКома» Андрей Быкасов также отказался прокомментировать «360» новость о ликвидации «Евросети».
«Что здесь комментировать? Все вопросы нужно задавать владельцам „Евросети“, к тому, что от нее осталось. Это не относится к нашей компании, наша сделка была закрыта. После этого все, что происходит — дело „Евросети“, „Связного“ и акционеров», — сказал он.
«Корову доили, но не кормили»
Бывший генеральный директор «Евросети» Евгений Чичваркин в интервью «360» сказал, что «скоро все это, так или иначе, будет ликвидировано». «Связному» удалось продержаться дольше «Евросети», но и его не станет в ближайшие четыре года.
«„Связной» со своими настоящими владельцами продержался на несколько лет дольше. Бренд еще не настолько уничтожен в глазах потребителей. Года три-четыре — и они его «прикончат»», — сказал он.
Число лояльных покупателей «Евросети», добавил бизнесмен, стало в разы меньше из-за того, что сеть не предоставляла сервисные услуги. Ситуацию с компанией он описал так: «Корову доили, но не кормили». По мнению Чичваркина, «Связной» ждет та же участь.
«Эти „санитары леса“ не умеют ничего создавать, выдоят все. Мне, честно говоря, совершенно все равно. Я не отношусь к людям, которые любят панихиды. Если что-то умерло, то для меня это не является больше тем, чем это было. Поэтому закопают труп или порежут на куски — мне все равно», — заявил Чичваркин.
Былое противостояние «Евросети» и «Связного» было выгодно покупателям: их зазывали большими скидками и интересными предложениями. По мнению Чичваркина, в те времена была «система, близкая к нормальному капитализму». Сейчас же все монополизируется как в государстве, так и в частном бизнесе. И ничего хорошего из-за этого ни для потребителя, ни для развития бизнеса и технологий не будет.
«Пока страна не будет открыта для западных технологий, к конкуренции с иностранными компаниями, пока будет держатся курс на изоляцию, качество товаров и услуг 100% будет падать. Качество розничных услуги и продаж может улучшаться только в условиях жесткой конкуренции», — отметил бизнесмен.
По мнению Чичваркина, в ближайшие годы продажи гаджетов и цифровых технологий заберут себе сотовые операторы, а частным компаниям придется уйти. Не исключено, добавил он, что в скором времени на рынке кредитования возникнут проблемы из-за санкций, поэтому развитие рынка замедлится на несколько лет.
«Разденься за телефон» и «руби бабло»
Компанию «Евросеть» создали бизнесмены Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев. Первый магазин по продаже мобильных телефонов открылся на Ленинском проспекте в Москве. Первые годы сеть отличалась достаточно эпатажным имиджем. Особенно кричащими и провокационными были рекламные слоганы: «Цены просто о…ть», «Ни… себе, все — людям!», «Если скажут, где-то есть дешевле, не надо мне пи…ть. Моя любимая цена — только Евросеть».
Источник фото: соцсети
Отличались и акции с конкурсами: «Разденься за телефон», «Мисс грудь» или «Эротическая фотография». В 2005 году журнал Just Business опубликовал в статье «Эпатажная мотивация» несколько писем Чичваркина, адресованных сотрудникам. Похожая публикация появилась в 2007 году в публикации «Чичваркин выбрал МТС» в «Ведомостях».
В них глава компании напоминал о необходимости «задвинуть на дальние полки телефоны Samsung», запрещал сотрудникам пользоваться телефонами Nokia на работе или со словами «Читай внимательно письмо и руби бабло, пока не утекло» рекомендовал бросить все силы на продажу контрактов МТС.
И, разумеется, знаменитое неофициальное послание продавцам, взорвавшее интернет. Причем, сам Чичваркин признал существование таких писем, но от дальнейших комментариев отказался.
Источник фото: соцсети
Контрабанда телефонов
К середине 2000-х компания разрослась до огромной структуры, подавлявшей конкурентов. Тогда же в прессе замелькали слухи, что нестандартные методы ведения бизнеса — не единственная причина успеха. «Евросеть» подозревали в неуплате или занижении таможенных пошлин при ввозе мобильных телефонов в РФ.
В 2005 году, писал «Коммерсант», правоохранители начали операцию по борьбе с контрабандой мобильных телефонов и задержали около 300 тонн гаджетов. Отмечалось, что часть продукции предназначалась для «Евросети».
А 29 марта 2006 года тогда еще милиция изъяла на Шереметьевской таможне 167,5 тысячи телефонов Motorola на 530 миллионов рублей, принадлежащих торговой сети. «Евросеть» сразу сообщила, что ввезла технику по всем требованиям законодательства. Однако контролирующие органы сначала объявили телефоны контрабандными, а затем — контрафактными. Motorola и «Евросеть» предоставили документы, подтверждающие подлинность телефонов. После этого технику объявили вредной для здоровья потребителей. Однако затем и этот довод был разбит, и в августе уголовное дело закрыли, а 117,5 тысячи телефонов вернули владельцу.
Конец эпохи Чичваркина
2 сентября 2008 года в центральном офисе «Евросети» прошли обыски из-за уголовного дела о похищении в 2003 году бывшего экспедитора компании Андрея Власкина, пойманного службой безопасности на кражах сотовых телефонов. В то время Чичваркин называл следственные мероприятия рейдерской атакой управления «К» МВД РФ. Кроме того, он упоминал имена причастных к этому правоохранителей. В отношении Чичваркина возбудили уголовное дело и допросили в СК. После этого бизнесмен спешно скрылся в Лондоне. Его объявили в международный розыск.
22 сентября 2008 года Чичваркин и Артемьев продали «Евросеть» инвестиционной компании ANN Александра Мамута. 24 октября «ВымпелКом» выкупил 50% минус одну акцию. Чичваркин окончательно попрощался с компанией 20 ноября, покинув должность председателя совета директоров. Некоторые журналисты высказывали мнение, что Чичваркин расстался с «Евросетью» из-за давления силовиков.
3 апреля 2010 года, в 13-ю годовщину основания компании, домработница обнаружила мертвой 60-летнюю мать Чичваркина. В заключении судмедэкспертизы говорилось, что женщина упала, ударилась виском от кухонный стол и скончалась от потери крови. В МВД заявили, что причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.
Летом 2011 года генералов милиции Константина Мачабели и Бориса Мирошникова, которых Чичваркин обвинял в преследовании, уволили из органов, а побывавшие под стражей топ-менеджеры «Евросети» отсудили у Минфина многомиллионные компенсации. В январе 2012 года дело против «Евросети» и Чичваркина закрыли из-за декриминализации контрабанды товаров.
Что происходило после ухода Чичваркина
— в феврале 2010 года Мамут продал за миллион долларов менее 0,1% акций Ксении Собчак;
— с декабря 2010 по январь 2014 года креативным директором «Евросети» был священник, актер и режиссер Иван Охлобыстин;
— 10 марта 2011 года новым символом компании стал желтый терьер;
— осенью компания поглотила сеть по продаже электроники «Альт Телеком»;
— в апреле 2012 года «Евросеть» пыталась публично разместить акции на Лондонской фондовой бирже, но переоценила свою значимость. Книга заявок оказалась заполненной лишь на 15%, и «Евросеть» отказалась от идеи;
— в сентябре 2012 Мамут продал свою долю в «Евросети» компании «МегаФон»;
— в июле 2017 года «ВымпелКом» и «МегаФон» договорились о разделе сети пополам при сохранении «Евросети» как полноценной компании. После этого «Мегафон» довел свою долю до 100%, а «ВымпелКом» переформатировал 50% салонов под свой бренд.
— 25 февраля 2018 года «МегаФон» выкупил оставшуюся часть акций «Евросети» у компании Veon и стал 100% владельцем сети;
— в конце апреля «МегаФон» и сеть «Связной» объявили о слиянии двух розничных сетей.
Конец эпохи. «Евросеть» и «Связной» объединятся
В результате сделки контролирующим акционером объединенной компании станет группа SLV Малиса. Дочерняя компания «Мегафона» — кипрский офшор Lefbord Investment Limited — получит в ней миноритарную долю в размере 25% плюс 1 акция, а также два места в совете директоров. Стороны рассчитывают закрыть сделку к середине мая.
В результате в сегменте высоких технологий появится крупнейшая в мире розничная сеть по числу собственных магазинов, насчитывающая более 5000 точек продаж, где работают более 30 000 продавцов-консультантов. Количество ежедневных посетителей превышает 2 млн человек. Выручка от онлайн-продаж объединенной компании достигла по итогам 2017 года 22 млрд рублей. На текущий момент крупнейшая розничная сеть в России в сегменте высоких технологий работает под брендом МТС — 5700 салонов.
Гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков назвал объединение «Евросети» и «Связного» «логичным шагом к оптимизации каналов дистрибуции на мобильном рынке». «Мегафон» выиграет от работы с опытной и профессиональной командой, которая будет управлять объединенной розницей», — приводятся в пресс-релизе его слова. Основатель группы SLV Олег Малис видит в соединении физической розницы и онлайна огромный потенциал. «Объединенная компания — это обучающая платформа для наших клиентов, которая является важным элементом процесса цифровизации экономики», — подчеркнул бизнесмен.
Сложное объединение
«Евросеть» была основана в 1997 году предпринимателем Евгением Чичваркиным. В 2006 году он вступил в конфликт с силовиками и в результате эмигрировал в Великобританию. После этого в «Евросети» несколько раз менялись владельцы.
В результате в 2016 году «Евросетью» на равных долях владели ПАО «Мегафон» и ПАО «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн»). Но в июле 2017 года было достигнуто соглашение о выкупе «Мегафоном» у «Вымпелкома» 50% в «Евросети» и доведении своей доли владения до 100%. «Вымпелком», в свою очередь, покупал половину розничных салонов «Евросети». В феврале 2018 года 100% «Евросети» стали собственностью «Мегафона», а половина салонов ретейлера была передана «Вымпелкому».
Евросеть закрывается в России. Что будет дальше?
В конце мая Связной официально объединился с Евросетью. Самой известной и популярной розничной сетью в России. Только представьте себе, что больше Евросети не будет. А ведь отныне это так.
Связной решил провести полный ребрендинг. Компания теперь сосредоточена не только на сотовых и прочих подобных гаджетах. Теперь это мультибрендовая фирма. Обо всем по порядку.
Сначала грустная новость. Евросеть больше не будет существовать. Она поработает ещё немного, а затем сменится обновлённым брендом Связной. К слову, выглядеть он будет так.
Представители объединённой компании сообщили, что под брендом Связной будет целый ряд услуг: спорт, развлечения, дом, здоровье, работа и многие другие. То есть IT во всех сферах.
Связной позиционирует себя, как крупнейшую в мире розничную сеть в сфере высоких технологий. Объединённая компания управляет 5 тысячами магазинов, под обновлённым брендом открыто уже 5.
Теперь в Связном можно получить максимальный набор соответствующих интересам клиентов решений: от подписки на фитнес-тренировки до умных кроссовок, если, к примеру, покупатель не представляет свою жизнь без спорта.
Покупка Евросети совершена Связным не просто так. Пользователей-чайников много, а обучать их нужно всё активнее. Мы живем в век высоких технологий, и Связной хочет как можно быстрее сделать людей продвинутыми.