езда накатом что это
Езда «накатом» — пережиток прошлого или возможность сэкономить бензин?
Глушить или не глушить? Катиться или ехать? Эти уже совсем не шекспировские вопросы мучают не одну светлую водительскую голову. Хотя, более актуальным этот материал будет для водителей, имеющих автомобили с механической коробкой передач. Поскольку на «автомате» ехать накатом не получится.
Еще со времен детства мне запомнилось выражение «езда накатом». А вот в чем его смысл стало понятно позже, «когда ноги стали доставать до педалей».
Итак, давайте проясним: «езда накатом» – это движение автомобиля на нейтральной скорости.
Зачем это нужно? Тут вариантов несколько. Но, один из наиболее распространенных – это экономия бензина. Мол, если машина катится сама по себе – обороты будут небольшими, и автомобиль не будет потреблять дополнительное топливо. Вроде все понятно.
А теперь давайте разберемся…
С учетом того, что карбюраторных автомобилей становится все меньше и меньше (автопром на месте не стоит), то вряд ли езда накатом поможет вам экономить бензин. В советские и перестроечные времена ездить «накатом» водителей заставляла несовершенная конструкция двигателей старых машин. Сегодня автомобили становятся все более технологически совершенными. Так, даже инжекторные машины при движении на передаче по инерции, бензин потребляют в минимальных количествах – для поддержания холостых оборотов двигателя. Поэтому, куда более эффективно просто отпустить педаль газа, не выключая передачу, в этом случае подача топлива полностью прекращается, и автомобиль двигается по инерции.
Не всегда поможет съекономить и заглушенный двигатель. Так если вы стоите в пробке менше 5 минут – глушить двигатель бесполезно, потому как слишком частые запуски мотора приведут только к перерасходу, так как в момент старта потребуется не меньше топлива, чем для 2-3 минутного простоя, к тому же увеличится нагрузка на аккумулятор.
Кроме того, такой стиль езды «накатом» весьма небезопасен. Ведь по-сути, вы можете попасть в неуправляемый занос. А вот интенсивное экстренное торможение будет намного эффективнее если вы тормозите на передаче — меньше тормозной путь.
Безопасное вождение: движение накатом
или можно ли ездить на «нейтралке»?
Движение накатом – на нейтральной передаче или с выжатой педалью сцепления — тоже один из извечных вопросов и тем для спора. Можно, нельзя, нужно, не нужно? Тут на самом деле все просто и однозначно, но решение принимать все равно вам. Рассказываю…
Нужно ли выжимать сцепление? Нужно ли включать нейтралку?
Вообще, откуда все это пошло? Езду накатом придумали наши деды и прадеды. В те времена двигатели были слабенькими и ненадежными, поэтому надо было регулярно давать им остыть – снижать обороты до холостых, для чего и включали нейтраль. Кроме того, на старых машинах так экономили топливо. Оно и логично: меньше обороты мотора – меньше расход топлива.
А что сегодня? Сегодня двигатели надежны, как гвозди, и здоровы, как быки. Они не нуждаются в дополнительном охлаждении, тем более таком, как включение нейтрали, и даже рассчитаны на интенсивную работу на высоких оборотах.
Экономия топлива
Что касается расхода топлива, уже лет 30 как существует режим принудительного холостого хода. Суть его в том, что при отпускании педали газа на включенной передаче топливо перестает поступать в двигатель, и расход во время замедления равен нулю. Сложно поверить? Если маршрутный компьютер в вашей машине умеет считать моментальный расход топлива, попробуйте сами и посмотрите на показания расхода топлива во время торможения. Вы увидите там ни что иное, как нуль без палочки. А при движении на нейтрали двигатель работает на холостых оборотах и потребляет 1-2 литра в час топлива. Выходит, тормозить на передаче с отпущенным газом экономичнее, чем на нейтрали или с выжатой педалью сцепления. Полностью тему экономичного вождения я раскрываю на эксклюзивном курсе нашей школы «курс МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».
Движение накатом и безопасность вождения
Теперь порассуждаем на тему «безопасно ли ездить на нейтралке?»
Что значит водить безопасно?
Вернемся к определению безопасности вождения, которое я дал в статье «Безопасное вождение: крутящий момент двигателя» и в своей книге «100 способов избежать аварии«: безопасность – это возможность совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП. Маневров может быть три:
1. Изменение направления движения (действия рулем).
3. Ускорение (нажатие на педаль газа)
Педаль газа доступна не всегда
Руль и педаль тормоза активны всегда, а педаль газа – не всегда, а только при включенной передаче. Поэтому если в движении включена нейтраль или нажата педаль сцепления, у вас неактивна педаль газа и нет возможности тормозить двигателем или ускоряться. То есть вы вооружены только двумя возможностями маневра из четырех, и ваше движение – «наполовину безопасно» 🙂 А можно ли быть «немножко беременной»? :)))
Приведу такой пример. Представьте себе, что у вас в салоне машины есть кнопка включения педали тормоза. Пока она выключена, педаль тормоза неактивна: нажимай-не нажимай, машина тормозить не будет. И только при включенной кнопке педаль тормоза будет работать. Как бы вы предпочли ездить – с включенной кнопкой или выключенной? 🙂 Представляю себе картину: водитель едет, вдруг перед ним неожиданно возникло препятствие и нужно экстренное торможение, чтобы избежать столкновения. Водитель в шоке вспоминает о кнопке, судорожно ее ищет, впопыхах пытается включить ее и только потом начинает тормозить. Смешно, не правда ли?
Так вот, ездить на нейтралке – все равно что с выключенной кнопкой педали тормоза. Так оно вам надо?
Вот и решайте: можно ли ездить накатом? Можно, но не нужно. Вы теряете в безопасности, в экономии топлива и ничего не приобретаете взамен.
Безопасное торможение – на передаче
Выходит, самый правильный способ торможения – на включенной передаче, что называется комбинированным торможением. Так вы и топливо экономите, и сохраняете связь колес с двигателем во избежание блокировки колес, что актуально для машин без АБС, и имеете запас тяги на случай необходимости торможения двигателем или разгона. Кстати, а что общего между всеми торможениями? То, что после каждого торможения следует ускорение! И часто от нас требуется ускорение интенсивное – хотя бы для того, чтобы избежать столкновения с автомобилем сзади, который не успевает за вами затормозить.
О нюансах торможения на передаче вы можете прочитать в статьях «Как правильно тормозить?» и «Как правильно тормозить на механике?» или на практическом курсе «Магия переключения передач». А здесь напишу лишь, что правильно тормозить на передаче практически до полной остановки и выжимать педаль сцепления только тогда, когда стрелка тахометра приблизится к холостым оборотам – 1000 об/мин. А нейтраль включать уже после остановки машины.
В следующей статье — о том, какие есть недостатки автомата с той же точки зрения — безопасного вождения.
Движение накатом: мифы и реальность
Читайте далее
В каких случаях можно нарушать ПДД безнаказанно
Накат — давно известный всем способ движения, цель которого, по мнению многих водителей, в том, чтобы экономить топливо, а также продлить работу механизмов сцепления.
Умение управлять автомобилем, пользуясь только сцеплением и газом и практически не используя тормоза, считается верхом профессионализма.
Движение накатом: мифы и реальность
Езда накатом — это движение после переключения на нейтральную передачу, когда двигатель отсоединён от трансмиссии. В теоретических статьях о том, как экономить топливо, часто можно встретить смелую рекомендацию двигаться накатом.
Действительно ли это экономит горючее? Насколько безопасен накат?
В данном вопросе нужно принять во внимание следующие факты.
Экономия топлива?
На нейтральной передаче, независимо от того, в движении машина или стоит с работающим двигателем, топливо расходуется для поддержания холостых оборотов. В каком количестве?
Это зависит от объёма двигателя. По данным производителей некоторых марок авто, один час работы двигателя на холостом ходу приравнивается к 10 километрам езды.
Расчёт обычно производится так: объём двигателя в кубических сантиметрах делится пополам. Получается приблизительный расход на холостом ходу. Например, при объёме в 3000 см расход в час может быть 1,5 литра. Если, конечно, при этом не включены энергопотребляющие устройства.
Итак, если расход на 100 км составляет примерно 7–8 литров, соответственно, на 50 км — 3,5–4 литра, можно задаться вопросом, насколько существенна экономия?
И это не беря во внимание небольшой прогрев двигателя в холодное время перед выездом.
Уменьшается ли тормозной путь?
Если резко нажать на педали сцепления и тормоза, это облегчит тормозной системе возможность заблокировать колёса. Ей не нужно будет преодолевать силу крутящего момента, передаваемого с коленвала на ведущий мост. Однако на тормозной путь это существенно не влияет, так как даже на передаче экстренное торможение остановит крутящий момент и двигатель заглохнет.
«Торможение двигателем» и нажатие на тормоз — вот что обеспечит быструю остановку.
Продлевается ли работа деталей сцепления?
В деталях, используемых в узлах зацепления и трения, при изготовлении учтён коэффициент прочности и износостойкости. Они рассчитаны на определённую частоту срабатываний. Если механизм используется правильно, то есть применяются передачи, соответствующие скоростному режиму, своевременно заменяется масло, то все детали отработают свой срок добросовестно.
Срок службы механизма сцепления напрямую зависит от правильности его использования.
Собираем идеальную аптечку водителя
Реальный расход топлива
В действительности на расход топлива влияют факторы как зависящие, так и не зависящие от водителя. Например, долгий прогрев двигателя в холодное время, а также частый переход на пониженные передачи зимой. Езда в сумерки или ночью — нагрузка на генератор, особенно если автомобиль оснащён дополнительными фарами. Движение по городу, с пробками и светофорами приводит к «пережогу». Многое зависит от состояния дороги и загруженности автомобиля. А наличие прицепа приводит к 20% увеличению расхода топлива.
Технические неисправности также играют далеко не последнюю роль. Засорившийся воздушный или топливный фильтр, неисправности в ходовой части, трансмиссии, низкое давление в шинах, оснащённость машины автоматической коробкой передач, кондиционером и другими удобствами, напрямую связанными с работой двигателя — всё это тоже факторы, влияющие на расход.
Опасности езды накатом
Попытка сэкономить на капле горючего часто создаёт дополнительные трудности во время движения другим водителям. На скользкой поверхности накат тем более опасен — водитель не сможет вывести машину из заноса, а судорожные попытки восстановить управление приводят нередко к ошибочным действиям.
Перед спуском, особенно в зимнее время, отсутствие контроля переключением передач и торможение двигателем может обернуться непоправимыми последствиями.
Особенно опасно выключение двигателя, которым нередко сопровождается накат. Это полностью лишает водителя контроля. Если это современная марка авто, она наверняка оборудована гидроусилителем руля и усилителем тормоза, которые работают только при включённом двигателе. А поворот ключа в замке может вызвать блокировку руля. И всё это во время движения машины!
Реальность: автомобиль является средством, всегда несущим в себе потенциальную опасность. Чем лучше контроль над ним, тем он безопаснее для всех участников движения.
Итак, сопоставляя достоинства и недостатки данного вида передвижения, следует в первую очередь принимать во внимание факты.
Новое в блогах
Как правильно двигаться накатом. Чем опасно движение с выключенной передачей
Как правильно двигаться накатом. Чем опасно движение с выключенной передачей
Несмотря на то, что об опасности движения накатом твердят все и всюду, число водителей, практикующих езду с выключенной передачей, меньше не становится.
Что такое накат
Движение накатом является режимом, при котором рычаг механической коробки переключения передач находится в нейтральном положении. Детали механизма переключения передач при этом пребывают в состоянии покоя, за исключением ведущего вала. Если дополнительно выжать еще и педаль сцепления, двигатель превращается в автономное устройство, работающее на холостых оборотах.
Некоторые водители, с целью экономии топлива, во время движения накатом практикуют выключение двигателя. В результате автомобиль представляет собой, образно говоря, «тележку», перемещающуюся по инерции за счет набранной ранее скорости.
Езда накатом используется нерадивыми водителями на длинных спусках или при подъезде к перекресткам и другим участкам дороги, где необходимо плавно замедлить движение.
Экономия топлива
Устоявшееся мнение об экономии топлива при движении накатом пришло к нам еще из прошлого века, когда двигатели были несовершенны. Что же мы имеем сейчас?
При движении автомобиля с выключенной передачей его двигатель работает в режиме холостого хода, потребляя топливо в количестве от 2 до 3 литров на 100 км пути. Если же оставить передачу включенной и отпустить педаль акселератора, то есть перейти в режим торможения двигателем, подача топлива к двигателю почти полностью прекратится и расход топлива станет близким к нулю.
В этом очень легко убедиться при наличии в машине бортового компьютера с функцией отображения текущего расхода топлива. Действительно, при отпускании педали газа прибор покажет практически нулевой расход бензина или дизельного топлива.
В результате, желая сократить расход топлива за счет использования движения накатом, водители его лишь увеличивают.
Эффективность торможения
Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что эффективность торможения при выключенной передаче существенно выше, чем при включенной. При движении с выключенной передачей, в случае необходимости резко замедлить скорость движения или остановиться, в торможении участвует только основная тормозная система автомобиля. При этом очень высока опасность блокировки колес и потери управляемости машиной из-за уменьшения сцепления колес с дорогой.
В случае же включенной передачи работающий двигатель не даст колесам ни малейшего шанса на блокировку, а комбинированная система торможения, включающая в себя торможение двигателем и основной тормозной системой, позволят добиться минимального остановочного пути.
Особенно опасно торможение с выключенной передачей в условиях мокрого дорожного покрытия или гололеда, когда появление даже небольшого сухого участка дороги и последующее за ним неравномерное распределение тормозных усилий на колеса способно привести к заносу, чреватому дорожно-транспортным происшествием.
Экономия ресурсов сцепления и коробки передач
Глубоко заблуждаются те, кто считает, что пуская автомобиль в движение накатом, экономят ресурсы механизмов сцепления и переключения передач. Частота и интенсивность использования педали сцепления и рычага переключения передач на долговечность коробки передач и сцепления практически не влияют.
Гораздо больший урон этим механизмам наносят неправильная работа сцеплением и нарушение последовательности действий при переключение с одной передачи на другую.
«Любителям» подолгу держать нажатой педаль сцепления хочется еще раз напомнить, что нажатие педали сцепления допустимо лишь на непродолжительное время, необходимое для переключения на следующую передачу. Во всех остальных случаях для отсоединения двигателя от ведущих колес необходимо выжать сцепление и включить нейтральную передачу.
Исходя из вышесказанного, возникает закономерный вопрос: «Если вождение накатом не экономит топливо, не повышает эффективность торможения и не влияет на ресурс механизмов, есть ли хоть какой-нибудь смысл в его использовании?»
На наш взгляд, накат допустим лишь в завершающей фазе движения, когда двигаясь с минимальной скоростью по сухой дороге, через несколько метров планируется выполнить остановку автомобиля.
Актуально ли суждение экономии бензина при езде накатом в эпоху совершенных автомобильных двигателей
Большинство автомобилистов, передвигающихся на машине, оснащенной механической коробкой передач, часто ставит в ступор вопрос использования наката. Дилемма заключается в том, чтобы определиться: катиться или ехать? Обладатели автомата таким не забивают голову, так как ехать накатом им все равно не придется ни при каких условиях. Такая форма езды знакома многим, чуть ли не с советских времен. Только понимание смысла доходит уже в более старшем возрасте.
Что дает езда накатом
Говоря простым языком, данный стиль езды подразумевает движение транспортного средства на нейтральных скоростях. Наиболее распространенной причиной, провоцирующей такую методику, является желание сэкономить бензин.
Вот только такая попытка остается всего лишь этим словом. Ведь после ухода карбюраторных авто езда накатом не актуальна. Стоит вспомнить, что еще в те далекие времена, ездить накатом автолюбителей вынуждала конструкция машин, которая была несовершенной. Современные автопроизводители значительно преуспели во всем, шагнув далеко вперед технологий. Поэтому уже новые модели стали более модернизированными с кучей технологичных новшеств.
То же самое можно сказать и об инжекторных автомобилях. Которые при езде на передаче автоматически могут потреблять топливо по минимуму. В этом случае хватит лишь опустить педаль газа, при этом не требуется выключение передачи. Сразу прекратится подача горючего.
Подробно разбираемся о езде накатом
Как мы уже знаем, при данном методе автомобиль следует на нейтральной скорости. К примеру, если машина будет еле катиться сама, то обороты будут малые. Соответственно это должно привести к отсутствию дополнительного потребления горючего. Думаю, это просто и понятно.
Теперь, учитывая уменьшение на рынке карбюраторных автомобилей и прогресс автопрома, не стоит думать об экономии бензина при езде накатом. Вряд ли это сегодня поможет. Понятное дело, советские времена, водители вынуждены были так ездить ввиду некоторых конструктивных изъянов двигателей старых авто. Технологии не стоят на месте, как мы знаем, поэтому даже при движении на передаче по инерции, потребляется минимальное количество топлива, только чтобы поддерживать холостые обороты мотора.
Также не во всех ситуациях можно сэкономить при глушении двигателя. Находясь в пробке менее пяти минут, нет смысла глушить движок. Что объясняется перерасходом при слишком частых запусках мотора. Ведь стартовый момент необходимо не меньше топлива, нежели для двух минут простоя, еще и будет увеличена нагрузка на аккумулятор.
Хочется отметить и безопасность стиля езды накатом, что весьма опасно. Если разобраться, есть вероятность попадания в неуправляемое движение с заносами. Единственное, при интенсивном экстренном торможении будет больший эффект, чем тормозить на передаче.
Одним из распространенных заблуждений выступает мнение о частых манипуляциях с коробкой передач, якобы провоцирующих изнашивание сцепления. На практике, периодичность таких переключений никоим боком не влияет на износ системы.
Другие способы экономии горючего
Исходя из практического опыта, получается, что совершенные технически современные автомобили не дают ожидаемого результата экономии топлива. В отличие от своих прародителей, здесь езда накатом представляется бессмысленным занятием.
Лучше вспомнить другие способы, помогающие экономить горючее, о которых большинство знает. В первую очередь стоит пересмотреть свой стиль вождения. Самое главное, нужно избегать резкого ускорения, внезапного торможения и держать дистанцию. В случае с комплектацией машины механикой, рекомендуется регулярно смотреть на тахометр, выбирая оптимальную передачу.
б9Если возможно, заторы лучше объезжать, придерживаться скоростного режима. Ведь при скорости более девяносто км/ч расход существенно возрастает. Технический осмотр своего авто – это обязательная процедура. Хотя рекомендации производителей говорят о посещении станции техобслуживания раз в год, заглядывайте все же под капот чаще. Желательно больше уделять внимания работе тормозной системы, давлению в шинах. От этих всех факторов также зависит расход топлива, которые постоянно дорожает.