ездит что за нация

Почему езидов называют самым странным и закрытым народом, и Какие тайны хранят потомки вавилонян

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

ездит что за нация. 01 ezidi. ездит что за нация фото. ездит что за нация-01 ezidi. картинка ездит что за нация. картинка 01 ezidi.

Где можно встретить езидов

ездит что за нация. 02 ezidi. ездит что за нация фото. ездит что за нация-02 ezidi. картинка ездит что за нация. картинка 02 ezidi.

Езидизм, объединяющий зороастризм, иудаизм, христианство и ислам

ездит что за нация. 03 ezidi. ездит что за нация фото. ездит что за нация-03 ezidi. картинка ездит что за нация. картинка 03 ezidi.

Самой большой святыней езидов считается храм Лалеша Нурани в Северном Ираке. Каждый езид стремится совершить в это место паломничество хотя бы раз в жизни. Там находится гробница основателя и реформатора езидизма Шейха Ади ибн-Музаффара. Проводя параллели, можно утверждать, что Лалеш соизмерим для потомков вавилонян с Иерусалимом у христианина или Меккой у мусульманина.

Когда религиоведы заводят речь о происхождении езидизма, то выдвигается несколько версий. Согласно первой езидизм основывается на древней религии месопотамских курдов, но до нас дошел в обновленной форме. Вторая вариация склоняется в пользу того, что религия езидов абсолютно самобытная, зародившаяся в 11 веке и к курдам отношения не имеющая. Есть и другие предположения, ни одно из которых пока не доказано научно.

Езиды зовут свое верование «Шарфадин». Эта религия содержит в себе сразу несколько древних черт вероучений междуречья. К примеру, кровлю езидского храма не отличить от древних армянских церквей. Приводят историки и исламские элементы космологии, культ поклонения авраамическим пророкам (Иисусу, Мухаммеду, Аврааму), святым именным храмам. Одним из главных божеств езидов является павлин, параллельно религия предусматривает солнцепоклонничество. Подобно исламу езидизм использует арабские чины духовенства (пеш имам, мулла, факир), обряд обрезания, некоторые идентичные посты и праздник жертвоприношения. Езиды цитируют мусульманских пророков. Езидское богослужение вращается вокруг святой Троицы, обличенной в Боге, архангеле Малик Таус (ангел-павлин) и шейхе Ади.

Подобно христианам, езиды помнят о Судном дне, когда душе придется отчитываться за все содеянное перед Богом. Но четко разделенных понятий рай-ад не существует. Крест у езидов тоже присутствует, только выступает символом 4-х сторон света.

Причины конфликтов с мусульманами и езидские касты

ездит что за нация. 04 ezidi. ездит что за нация фото. ездит что за нация-04 ezidi. картинка ездит что за нация. картинка 04 ezidi.

Подобно иудеям, езиды считают, что стать их представителем нельзя, только по рождению. Не предусмотрен и переход в езидскую веру. Езидам запрещено вступать в браки с иноверцами и даже представителями иных каст. Но все же бывают случаи рождения детей вне брака и чистых союзов. Если отец ребенка езид, то кровная линия продолжается. Если же только мать езидка, ребёнок считаться таковым не может.

Главные долги и запреты каждого езида

ездит что за нация. 05 ezidi. ездит что за нация фото. ездит что за нация-05 ezidi. картинка ездит что за нация. картинка 05 ezidi.

Первостепенный долг представителя национальности – праведность. Езиду нельзя убивать, воровать, совершать подлость, одеваться в синее (этот цвет считается божественным) и, как уже упоминалось, бракосочетаться с иноверцами. Много в езидизме пищевых запретов. Например, запрещено употребление свинины, петуха, капусты, алкоголя. По средам нельзя принимать ванны и бриться. Копать могилу умершему езиду позволено только представителю его религии.

Нельзя произносить слова, корни которых фонетически сопряжены с «дьявол». Их принято заменять синонимами. Известны и запреты, связанные с тремя стихиями: огнём, землёй, водой. Корни таких предписаний тянутся из зороастрийского учения, воспрещающего осквернять вышеупомянутое.

Место женщины в езидском обществе

ездит что за нация. 06 ezidi. ездит что за нация фото. ездит что за нация-06 ezidi. картинка ездит что за нация. картинка 06 ezidi.

В езидизме женщины почитаются едва ли не больше мужчин. При этом хозяином в доме выступает последний. На нем лежит вся ответственность за семейное благополучие. Часто случается, что езидки ходят на работу, чаще в том случае, если финансов недостаточно. В далеком прошлом супруги-езиды усаживались за стол отдельно, сегодня по согласованию сторон допускается традиционный вариант совместного приема пищи. На крупных банкетах по-прежнему сохраняется гендерное разделение. Женщина может свободно посещать богослужения, но молится на своей стороне. Одежда езидки обязана быть строгой и закрытой. Правда, молодежь не всегда придерживается вековых традиций.

Не только солнцу поклонялись все народы земли: Почему богини со змеями существуют во всём мире.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Езиды — вечные борцы за свои права и свободу

Езиды являются субэтносом курдов. Во время Первой мировой войны воевали с Османской империей на стороне Российской империи. Примечательно, что в этот период, многие курды–мусульмане были активными участниками геноцида ассирийцев, армян на стороне Турции. Еще с древних времен народ был притеснен мусульманами, которые считали их «неверными». С 2014 года террористическая организация «Исламское Государство Ирака и Леванта» (запрещена в РФ) начала геноцид против народа на территории Ирака. В Армении община езидов начала формироваться с 1877 по 1878 годы, во время Русско-турецкой войны.

У народности есть организации, самыми известными из них являются общественно-политическая партия «Езидхана», Национальный союз езидов. Деятельность союза в большей степени направлена на культурно-просветительную жизнь народа. Партия «Езидхана» — единственная во всем мире партия, основанная езидами. Ее деятельность направлена на сплочение представителей народа, сохранение его национальной самобытности, духовного, морального облика езидов, политической сплоченности, сохранение любви, преданности заветам предков, защиту политических, гражданских прав представителей народа. Партия соблюдает демократические принципы, ценности, идеалы, у нее свой устав, программа, в соответствии с которыми она действует. «Езидхана» придает важное значение образованию, в особенности национальной школе. Партия разработала планы, направленные на развитие, сохранение национальной культуры, традиций. Налажено сотрудничество со всеми организациями, выступающими за защиту свободы, конституционных прав национальных меньшинств.

ездит что за нация. 4. ездит что за нация фото. ездит что за нация-4. картинка ездит что за нация. картинка 4.

Где живут

Народность проживает в основном на севере Ирака в Иракском Курдистане, Европейских странах. Общинами живут в селах регионов Арагацотн, Арарат, Ширак, городах Ереван, Абовян, Ванадзор, Ташир, Дилижан. Народ мигрировал на восток Армении тысячами, где обосновался в районах Апарана, Сурмалу, Талина, Аштарака, Эчмиадзина, Армавира. Во время Первой мировой войны, армянского геноцида, произошла еще более сильная миграция. Езиды бежали из провинции Карс, Ван, Сурмалу и тоже обосновались в районах восточной Армении. Официально общества езидов зарегистрированы в Турции, Армении, России, Грузии.

Численность

Точных данных о езидах и курдах нет, до сегодняшнего дня не создана общекурдская национальная государственность. По различным данным, всего в мире проживает около 2 миллионов представителей субэтноса. Когда у власти был Саддам Хусейн, езидов пробовали регистрировать как арабов. Когда режим был свергнут, курдские власти, под контролем которых была северная часть Ирака, тоже попытались ассимилировать езидов.

Название

Существует три варианта происхождения этнонима «езиды»:

История

Предки езидов проживали на севере Ирака с древних времен. Во времена существования Османской империи, вынуждены были переселяться в соседние государства, спасаясь от истребления, защищая свою свободу. Мусульманский мир подверг народ гонениям, которые длились веками. За 12 столетий на езидов 72 раза нападали соседние исламские народы, устраивали геноцид, стремились уничтожить их культуру, веру.

Народ говорит на эздики, который является диалектом курдского языка курманджи, принадлежащего иранской группе арийской ветви индоевропейской семьи языков. В 11 веке у народа существовал свой алфавит из 33 букв, который не используется сегодня. Благодаря инициативе академика Азиза Тамояна, журналиста Хасана Тамояна на основе латинских, русских букв был создан новый алфавит. Сегодня на нем издаются художественные книги, учебники, газеты. У езидов есть национальная школа, на езидском языке ежедневно выходит передача на радио.

ездит что за нация. 8. ездит что за нация фото. ездит что за нация-8. картинка ездит что за нация. картинка 8.

Религия

Народ исповедует синкретическую религию езидизм. В ней сочетаются элементы ислама, иудаизма, христианства. Езиды верят в существование единого бога, его семи ангелов, из которых самый главный Малак Тавус, или «Джабраил», изображаемый в виде павлина. Считается, что религию основал шейх Шариф Ади ибн Мусафир, который жил в 11-12 веках. Езиды почитали его как пророка. Они верили, что он ангел, переродившийся в человеческом облике. Окончательно вера сложилась в 14-15 веках.

Религия схожа с вероучениями али-илахов, алевитов, в большинстве опирается на устную традицию. Существуют 2 священные книги, в которых изложены каноны, догматика, космогония, обряды:

Кроме этих книг, существуют другие источники учения — религиозные гимны:

Наравне с джандиль, дуа, мисхабат, дуруз, они являются важнейшим жанром молитвенной поэзии. Певцы, знатоки гимнов входят в низшее духовное сословие, являются каввалами. Религиозные езидские писания написаны на языке курманджи. Мусульманские критики религии езидизма нередко ассоциируют Малак Тавуса с падшим ангелом, или Иблисом. Поэтому раньше и до сих пор езидов по ошибке считали поклонниками злого духа.

Главная святыня народа — храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафира в Лалеше — расположена в 40 км от Мосула на севере Ирака. Основными культовыми предметами верующих езидов являются 7 статуэток птицы на высокой подставке (санджак), вылитых из бронзы. Они хранятся в Лалеше, являются символами 7 основных ангелов. Иногда представители особого сословия (кавлы) носят их во время процессий по селениям езидов, собирают пожертвования.

Все езиды делятся на 2 эндогамные касты, которые представляют два сословия (касты): светское, духовное. Духовная каста делится на 3 главные группы, которые не имеют права родниться между собой:

Ритуалы, связанные с рождением ребенка, свадьбой похоронами, невозможно провести без пиров, шейхов.

У езидов, исповедующих езидизм, существует ряд запретов. Самые многочисленные из них связаны с пищей. Запрещено есть мясо петуха, газели, рыбу, капусту, салат, тыкву. Нельзя носить одежду синего цвета, которая считается траурной. В бане мыться запрещено, что связано с осквернением воды. Нельзя произносить «шайтан», слова близкие с ним по звучанию. Три самых страшных греха:

По сей день происходят убийства из-за браков с иноверцами или подозрений, что девушка езидка вступала в связь с представителем другой веры. Один из таких случаев даже стал темой сюжета в CNN. Примечательно, что когда человека наказывают за этот грех, никто не вступается за него, даже местные органы правопорядка.

Среди народа есть немало езидов, которые приняли ислам. До того, как появился езидизм, народ исповедовал зороастризм, дозорастрийские культы маздеизм, митраизм. С первых веков начало распространяться христианство.

Внешность

Одежда

Традиционный костюм езидов тараз и сегодня встречается в поселениях, где проживает народ. Женщины носят белые шальвары (хэвалкрас), рубаху (крас), поясную одежду, состоящую из двух фартуков (дейра), передник (шалэк), безрукавку (элак). Зимой надевают куртку из бархата (колк), пояс из шерсти (бане пште), головной убор конусообразной формы, обшитый серебряными монетами. Украшают одежду серебряными поясами (камарами). К своему традиционному костюму езиды относятся очень уважительно. Мужчины носили длинную бороду, заплетали волосы в косу.

Жизнь

Раньше большая часть народа жила в труднодоступных горах, куда не могли проникнуть враги завоеватели. Веками им приходилось обороняться, защищать свои земли. Вокруг жилищ строились высокие каменные ограждения. Живут езиды общинами, они делятся на разные роды со своим названием, которые им дали исторические предки.

Основная деятельность езидов с древних времен — скотоводство. Разводят в основном овец. Помимо этого занимаются садоводством, земледелием. Среди современных представителей народа есть служащие, рабочие, представители научной, гуманитарной, технической интеллигенции, которые живут и работают в городах. Среди женщин издавна развито ткачество, пошив одежды. Они изготавливают ковры, карпеты, различные украшения для одежды.

Культура

Традиционная культура народа состоит из нескольких жанров:

Все они отражают вековую мудрость, национальную самобытность народа.

Музыкальные инструменты езидов:

Музыка состоит из самобытных мелодий, присущих только этому народу. Они основаны на особом понижении, повышении тональности. Следует отметить езидские баллады, в них говорится о подвигах героев. В культуре есть трудовые, бытовые, свадебные песни, отражающие мудрость, душу народа.

Присутствует в культуре прикладное искусство. Езиды являются большими мастерами рукоделия, все изделия создаются с национальным, ярко выраженным колоритом.

Традиции

Основные религиозные праздники, которые отмечают верующие езиды:

Самой важной из семейных традиций является первая стрижка мальчика, проводит которую шейх «биск».

Очень оригинальна езидская свадьба, во время которой соблюдают множество обычаев. Свадьбе предшествуют смотрины (сватовство). Раньше невесту выбирали родители, а именно мать. Сам жених права выбора не имел. Сегодня молодые выбирают себе спутников жизни самостоятельно. По старинному обычаю на смотрины в дом невесты приходят 4 человека со стороны жениха, сам он участия не принимает. По приходе они сообщают о цели визита, если родители девушки считают, что ей еще рано замуж, они должны дать гостям вежливый отказ.

Чтобы посмотреть на девушку, гости просят ее принести воды. Один из них очень медленно пьет, чтобы лучше ее разглядеть, в то время как девушка должна стоять и ждать, когда гость вернет ей посуду. Если будущая невеста сватам понравилась, они обговаривают с ее родителями дату следующего визита. Когда сторона девушки дает согласие на брак, родители жениха отправляют ей ценный подарок, например, золотое кольцо. Это знак успешных смотрин и начала подготовки к свадьбе.

Начинается торжество с раннего утра в доме жениха, куда зовут музыкантов. Без них свадьба не проходит. Зовут на праздник близких родственников, друзей, соседей. Ближе к обеду все идут в дом невесты, там их встречают праздничным столом, расположенным посередине двора. Гости со стороны жениха произносят торжественно поздравления, пьют, едят, дарят невесте подарки на специальных круглых подносах (сэни). Их заранее подготавливают, украшают. Среди подарков невесте обязательно должно быть красивое свадебное платье, красная шаль, алкоголь, сладости. Подносов с подарками должно быть не меньше пяти. Все подарки принимают родные, гости невесты, дарят их гости, родственники жениха, которые тоже получают дары. Проходит все под веселую музыку.

Жених должен выкупить подушку невесты, если ему удается, невесту выпускают из родного дома, при этом у езидов принято, чтобы гости невесты слегка несколько раз ударили его по макушке выкупленной подушкой, приговаривая «быть вместе вам до старости». Потом все идут к дому жениха, под веселую национальную музыку.

Для невесты подготавливают обряды, во время одного из них она должна связать на себе две шали, одна ее, вторую ей дарят гости жениха. Дальше до конца праздника невеста остается с этими связанными шалями. Если у нее есть брат, он должен намотать 3 раза на талию сестры ленту, развязать ее. Все три узла символизируют:

Переступить порог дома мужа невеста может только во время исполнения гостями танца гованд. На входе мать жениха осыпает молодых печеньем, конфетами.

После все входят в дом, произносятся слова благословения, рассматривают подарки. Родные невесты передают жениху золотое кольцо, которое невеста надевает при обручении. Родня невесты демонстрирует гостям приданое, которое потом родные жениха перевозят в его дом. Готовится приданое девушки довольно долгое время. Относится к нему все, в чем может нуждаться молодая жена во время семейной жизни. Обязательно должно быть теплое одеяло, подушки, постельное белье.

Жених встает на возвышение, кладет на макушку супруги яблоко, которое является символом плодородия, напутствия к размножению. На плечи молодых кладут лаваши, это означает богатство новой семьи. Молодые вместе должны разбить тарелку, одновременно ударив по ней ногами. Если посуда разбилась после удара жениха, первенцем будет мальчик, если разбила тарелку жена, родится девочка. Молодожены должны собрать все осколки вместе.

Перед свадьбой юноши, девушки наряжают дерево купюрами, конфетами, фруктами. Свидетель со стороны жениха должен потрясти его над молодыми, в знак счастливой семейной жизни. Во время всех обрядов должна играть веселая музыка. На свадьбе женщины и мужчины сидят отдельно. Обязательно на праздник зовут тамаду, который проводит все обряды, ведет торжество.

Известные люди

Среди представителей народа есть выдающиеся личности, чьи достижения широко известны :

Источник

История езидов. Народ с далекого прошлого

Езиды – народ с далекого прошлого,
народ сохранивший свои корни.
(мое уточненное исследование древнейшего народа)

«Древняя история народов мира намного сложнее, чем мы думаем»
«Когда в богов перестают верить, они перестают верить в нас»

Некоторое время назад мною была написана статья с моими исследованиями истории езидов. На эту статью я получил некоторые замечания, которые я стал внимательно проверять. В итоге я я выяснил, что и вправду история езидов как народа очень интересна и своими корнями уходит далекое прошлое. Пришлось отказаться от ошибочного мнения, что езиды являются только частью курдского народа. На самом деле это особый народ, с особой неповторимой историей и со своей особой интересной религией, тоже имеющей свои корни в глубокой древности.

Чтобы начать эту историю, я ее начну очень из далекого прошлого, которое мировая историческая наука в основном не признает. Есть отдельные группы ученых-исследователей, которые эту историю признают (это историки-альтернативщики, к которым я себя тоже причисляю, хотя на самом деле я профессиональным ученым не являюсь).

Теперь немного прервемся (оторвемся от истории атлантов) и посмотрим, кто же жил на территории Междуречья (долина рек Тигра и Евфрата) в эти времена.

30 тыс.лет днэ – территория Междуречья была слабо населена, и большая часть Междуречья (южная часть) была под водами Персидского залива. На востоке от Междуречья, в горах Загроса (современный западный Ирае) жили племена барадостской культуры, это племена австралоидного типа (потомки асуров). Для информации – все потомки асуров помнили, что их божественными Учителями были Сыны Солнца и по этой причине многие древние австралоидные племена поклонялись солнечным богам. По этой же причине во всех самых древних государствах бог Солнца был одним из самых главных богов.

10000 г.днэ – ситуация мало изменилась, территория Юж.Междуречья была еще мало пригодна для проживания, было много болот. А в горах Загроса жили племена зарзийской культуры (это тооже были австралоиды). Но северные районы Междуречья стали уже заселяться австралоидами с этого времени.

6500 г.днэ – с этого времени территорию Загроса и Междуречье населяют племена культуры джармо и это уже были не совсем австралоиды, это был смесь австралоидов и европеоидов, проникавших туда с севера (с Кавказа) и запада (с М.Азии).

5700 г.днэ – на территории Междуречья возникла хассунская культура (племена этой культуры были уже сильно похожи на шумеров). В горах Загроса по прежнему жили племена культуры джармо.

5400 г.днэ – в южной части междуречья возникла культура Эреду. Вероятнее всего именно эти племена стали активно заниматься земледелием и первыми строить крупные поселения. Севернее их по прежнему жили племена хассунской культуры и к западу – племена культцры джармо. Но в это время на западе от Юж.Междуречтья стал формироваться новый народ – эламитяне. Это дравидоиды. Есть версии, что цивилизация и города у эламитян появились раньше даже, чем у шумеров.

4800 г.днэ – племена культуры эреду заняли большую часть Междуречья и это были предки шумеров, которые не только занимались земледелием, но и начали строить первые города. Считается, что самым древним городом Шумера является Эреду (крайний юг Шумера). Западнее Шумера развивалась цивилизация Элама со своими городами. На севере Междуречья возникла халафская культура. Это племена переходного типа (между дравидоидами-шумерами и европеоидами-аккадийцами).

4500 г.днэ – на территории Шумера существует эль-обейдская культура. По мнению большинства исследователей именно племена этой культуры были шумерами. Именно с этого времени в Междуречье стали быстро появляться города и первые государства. Первые государства Шумера были городами-государствами, то есть эти города были центрами разных групп шумеров, в этих городах были свои цари(вожди), свои храмы, свои верховные жрецы. А вся окружающая город территория жила, занимаясь земледелием. Южнее Шумера ( на берегах Персидского залива, в районе острова Бахрейн) в это время существовала легендарная страна Дильмун. По преданиям государства Южного Шумера образовались под влиянием именно жителей этой страны. Есть и еще легенды о том, что предки древних шумеров пришли с северо-востока (с севера Ирана, юга Туркмении, с Афганистана, возможно даже с предгорий Гиндукуша), с легендарного города Аратта, которая навсегда осталась святым местом для всех шумеров.

3500 г.днэ – к этому времени полностью сформировались почти все древние города-государства шумеров. Шумеры населяли большую часть Междуречья. Они имели торговые связи с Эламом, Дильмуном, Маганом (древним Оманом), Египтом, с городами государствами Восточного Средиземноморья (Иерихон, Угарит, Библ, Эбла и т.д).

Откуда пришел этот шумерский народ точно сказать сейчас нельзя (возможно с легендарной Аратты, возможно с Дильмуна, другие варианты тоже не исключаются). Но заметьте недалеко от города Адаб (к северо западу) расположены еще два свяшенных и важных города Шумера – Ниппур (кто изучал древнюю историю сразу вспомнит древний Ниппурский список царей Шумера) и Борсиппа. Бирсиппа являлся главным религиозным центром всех народов Шумера (там были храмы всех древних богов Шумера). В те времена в Борсиппе был храм Эзида и был посвящет богу Нэбо (Светлым Силам включая Солнце), а это признак того, что жрецы этого храма хранили память еще о религии древних асуров (вера во Всевышнего и его посланцев-учителей – Сынов Солнца). Вероятнее всего, что такие храмы (как храм Эзида в Борсиппе) были и в других крупных городах Шумера, включая Адаб, Ниппур, Ур и Урук. Возможно и в северном шумерском городе Ашшур тоже был храм Эзида. Ашшур находится недалесо от современного города Мосул, а значит недалеко от современного храма в Лалыше.
Я добавлю еще один факт о том, что царь Адаба Лугальаннемундул 90 лет правил в Шумере как верховный правитель Шумера. Это отражено в Ниппурском царском списке царей Шумера, правление этих царей началось еще 435 тысяч лет назад. Этот царь правил после царя Ура. По этой причине Адаб является одной из столиц Шумера, наравне с Эриду, Бадтибиру, Сиппаром, Шуруппаком, Кишем, Эанне, Уром, Хамази, Эрехом, Мари, Акшаком, Агадом, Исином (цари этих гоодов есть Ниппурском списке царей древнего Шумера.

Не знаю точно, но мне кажется, что храмы Изиды в Древнем Египте появились примерно в это же время, что и храмы Эзида в Шумере. Сам город Борсиппа являлся священным городом, и не был резиденцией какой – либо политической власти. Городом управляли священнослужители храма Эзида Бог света и Солнца Гор считаелся у египтян сыном Изиды. Возможно и в Древнем Египте вера в бога Солнца тоже сохранилась еще от древних асуров. В Древней Индии почитался бог Солнца Сурья ( сурами миллионы лет назад называли Сынов Солнца). Может эти факты и не связаны с древней религией езидов, но мне кажется, что религия все таки является продолжением древнейшей религии асуров.
Итак мы закончили исследование древнейшего прошлого езидов (в те времена это был народ адаби) и закончили его 3500 годом днэ, когда страна Шумер была страной множества городов-государств, где уважали все древние религии. Все народы Шумера тогда говорили на разных, но похожих между собой, шумерских языках. Шумерский язык был родственен только языкам эламитян, народов Дульмуна и дравидоидам Ирана, Индии и Средней Азии (дравидоиды заселяли тогда общирную территорию от Междуречья до долины Инда, от Индийского океана до степей Евразии. Только примерно с 2500 года днэ с севера дравидоидов стали теснить арийские (индо-иранские) племена, а с запада на территорию Шумера стали проникать семитичные племена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *